Закрыть itemscope itemtype="" > Вышел 3-й в 2017 году номер журнала «Родная Ладога» Традиционно в издании представлены разделы по основным культурно-просветительским и литературно-художественным направлениям 27.07.2017 649 Время на чтение 10 минут Материалом, определяющим и раскрывающим главную идею номера, является опубликованная в разделе «История и современность» статья митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) (Петрозаводск) «Не умолкает славянская служба или " Дуб – русский! " », посвященная 200-летию со дня рождения известного деятеля Русской Православной Церкви архимандрита Антония (Капустина)». «С середины XIX века Палестина стала объектом пристального внима­ния западных стран. Пруссия и Франция, протестанты и католики решили упрочить здесь свое положение. И это им во многом удавалось, так как пра­вославные в Османской империи составляли этно-конфессиональное мень­шинство. Требовалось усиление позиции Русской Православной Церкви. Первая Русская Духовная миссия в Палестине под руководством архимандрита Порфирия была больше ознакомительной и представительской. Но именно она заложила основы просветительской деятельности для следую­щих миссий. 1 сентября 1865 года на место Начальника Миссии прибыл назначенный митрополитом Московским Филаретом архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) » , - пишет автор во вступительной части статьи, в которой на примере жизни и миссионерской деятельности архимандрита Антонина раскрывает значение и роль Российского государства в его борьбе за влияние и усиление позиций Русской Православной Церкви на ближнем Востоке. В этом же разделе - «История и современность» - публикуется отрывок из историко-литературного повествования санкт-петербургского писателя, постоянного автора журнала «Родная Ладога» Николая Коняева (Санкт-Петербург) «Последний путь Государя». Накануне 100-летия Октябрьской революции, автор, осмысливая её трагические последствия, пишет: «Завершая династию, Николай II пошел по пути страстотерпца Бориса. Командуя дружиной своего отца, равноапостольного князя Владимира, Бо­рис, несмотря на очевидное превосходство в силе, отказался от войны за великокняжеский престол с братом Святополком, пожертвовал собою ради предотвращения разорительной для страны междоусобной войны...

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/27/vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться Светлой памяти почетной настоятельницы Горненского монастыря 07.02.2022 3096 Время на чтение 24 минут Фото: Игумения Георгия в монастырском саду 6 февраля сего года на 91-м году жизни после продолжительной болезни отошла ко Господу почетная настоятельница Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме игумения Георгия (Щукина). Публикуем беседу с матушкой нашего автора А.Г.Холодюка, опубликованную на сайте  « Православие.ру » в 2010 году. Вечная память! Беседа с настоятельницей Русского Горненского женского монастыря на Святой Земле игуменией Георгией (Щукиной)   – Матушка Георгия, в день нашей с вами беседы Игуменией Горненской обители является Сама Пресвятая Богородица, а вы считаетесь наместницей и сидите на обыкновенном стуле рядом с чудотворной иконой «Благовещение Пресвятой Богородицы». С каким событием и традицией это связано? – В нашем монастыре мы ежегодно отмечаем великий и радостный праздник Целование, или Встреча Божией Матери и праведной Елисаветы. Он приносит всем нашим сестрам бесконечную радость, потому что с этим праздником к нам приходит Сама Матерь Божия. Наша обитель расположена на той самой земле, где жили праведные Захария и Елисавета – родители Иоанна Крестителя. Вот и основал в 1871 году нашу обитель архимандрит Антонин (Капустин) на месте посещения Пресвятой Богородицы Ее родственницы – праведной Елисаветы. Сюда, «во град Иудин», или Горний, пришла после архангельского благовестия из Назарета Сама Пречистая. Она поделилась со Своей близкой родственницей возвещенной Ей небесной тайной о грядущем рождении Богомладенца. Матерь Божия прожила у нас, в Горней стране, три месяца. В день праздника все мы с букетиками встречаем Пресвятую Богородицу у святого источника, куда Она ходила с праведной Елисаветой за водичкой. Устилаем дорожку от источника к нашему Казанскому храму травкой и цветами. Празднество совершается у нас обычно в шестой день по Благовещении. А в этом году Благовещение выпало на Светлую седмицу, поэтому праздник Целования мы перенесли на субботу 10 апреля. Из Троицкого собора Русской духовной миссии в Иерусалиме к нам принесли чудотворную икону «Благовещение Пресвятой Богородицы». С крестным ходом и под звон колоколов мы все пошли в наш монастырь. Этот крестный ход символизирует путешествие Божией Матери из Назарета в Горний град. Накануне сестры украсили живыми цветами иконы и собрали цветочные ковры вокруг храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/07/...

Иерусалим - Масличная гора. Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Храмы монастыря: Спасо-Вознесенский собор Трапезная церковь Филарета Милостивого Часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи Участок, на котором расположен монастырь, был приобретен в 1870 г. начальником Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Как и в других подобных сделках, собственность записывалась на подставных лиц из «турецко-поданных». Большая помощь о. Антонину была и в этом случае оказана его многолетним сподвижником из местных православных Якубом Халаби. Изначально о. Антонин лелеял надежду выкупить и само место Вознесения, где в византийские времена располагаась базилика, затем, в период владычества крестоносцев, – купольная церковь, а ныне –небольшая часовня. Этой надежде не суждено было сбыться – часовня Вознесения («Стопочка») осталась в частном владении одной хамулы (клана) арабов-мусульман. Однако приобретенный участок оказался на удалении всего в сто-двести метров от «Стопочки». Площадь участка – 54 дунама (около 54 тыс. кв.м.). Сразу по приобретении участка о. Атонин предпринял шаги по его озеленению. Именно при рытье ям для посадки кипарисов и были обнаружены впервые мозаики и захоронения византийского периода. Эти находки подвигли о. Антонина на осуществление планомерных раскопок, которые он начал, по получении разрешения от турецких властей, в 1871 г. При раскопках были найдены остатки церквей, погребальные пещеры и напольные мозаики византийского периода. Мозаики поначалу были датированы IX веком, однако сегодня высказывается мнение о создании их в предшествовавшие столетия – в VI-VII в. Мозаичные полы ныне можно видеть в часовне Иоанна Предтечи и в Архимандричьем доме, где временно располагается музей археологических находок о. Антонина, завещанных им РДМ. Языки эпиграфики мозаик – греческий и армянский. О. Антонином планировалось создание на этом участке мужского монастыря. Первым шагом в этом направлении должно было стать строительство церкви. В 1873 г. раскопки были приостановлены и началось возведение церкви. Из-за бюрократических проволочек и русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда все члены Миссии во главе с о. Антонином были вынуждены покинуть пределы Палестины, возведение храма затянулось на многие годы. Церковь была освящена лишь в 1886 г. Одновременно с церковью возводилась и колокольня. Исследователь В. Левин полагает, что общее архитектурное решение проекта церкви и колокольни принадлежит самому о. Антонину. Практической разработкой и осуществлением проекта руководили итальянские архитекторы Антонио Ламбрадорно (по другим данным, Лонгодорно, Лонгодорки) и Джанбаттиста Бизелли. Первый строил колокольню, второй – Вознесенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=09372

Из статьи нашей: Св. Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский, помещенной в Трудах Киев. дух. Академии за 1869 год (том II. стр. 445–497), читатели журнала нашего познакомились уже с личностью ученого архиепископа латинского Николая Фалькония, открывшего в 1720 году в Ватиканской библиотеке рукописное житие св. Николая, несогласное с общеизвестными сказаниями о жизни и чудесах великого и преславного угодника Божия. Почтенный исследователь, в восторге от своей нечаянной находки, вышел за предел строгого и холодного исследования, и считая только то действительно верным, что содержали в себе им открытые и так названные: acta primigenia св. Николая, все прочие предания о святителе, составившая его всемирную славу, отвергал, как «басни и выдумки». Но так как предания сии от времен древнейших были в большом ходу в христианской церкви и пользовались авторитетом полной достоверности, а открытые Фальконием «акты» оставались столько веков почти совершенно неизвестными, то он и придумал в объяснение сего ни чем не засвидетельствованный факт, что по кончине св. Николая, и притом весьма скоро, мощи его, как известно погребенного в Сионской обители, взяты были жителями города Мир и перенесены в Мир в кафедральную их церковь св. Ирины, с целью придать тем столичному городу Ликии еще более славы. Фальконий полагает, что это могло произойти еще при том же архиепископе Ликийском Филиппе, при котором скончался святой. Фальконий уже забыл, что, судя по открытым им актам, Филипп не любил, и даже гнал, св. Николая и не поехал на погребение его, хотя расстояние обители Сионской от Мир было незначительное. При таком отношении его к усопшему, есть ли какая-нибудь вероятность, что он решился перенести тело его в свою резиденции и положить его в своем кафедральном храме? Но, допустивши раз, что это могло быть, и что прямо было, предзанятый исследователь заключает за тем, что после сего уже самолюбие мирян, их слава, а всего более их интерес заставляли их не распространять в народе подлинных известий о жизни чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Кассопия. 13 июня 1865 г. За 1/4 до восьми часов по восточному счету начали раздаваться на улице будильные удары в каждые христианские ворота, – один замедленный и два – вслед за ним ускоренные. Это был звон янинский, достойный тех времен, когда город звался еще Кассиопеей или Кассопой ( Κασσπη). Верующие приглашались в храмы Божии на воскресную молитву. Такой примитивный способ благовеста мог бы привести в умиление душу благонастроенную. Но в моей еще от вчерашнего посещения крепости остался малый осадок злости и мне казалось, что этот робкий, тупой и глухой, стук, тук-тук, слышимый во дни наши в таком большом и бойком городе, отзывается уже неуместной трусостью христианского населения. Несколько я успокоился, когда через четверть часа после того послышался невдалеке и звук церковного симантра (железной полосы, подвешенной на цепях за оба конца). Все же несколько похоже, если не на звон, то на звяканье. А когда же услышится в столице Эпире колокол, которого родиной не грешно назвать места эти? 182 Думаю – тогда, когда пришлет его в дар (хотя, например, новомученику Георгию) какой-нибудь монарх Европы, которого побоятся местные правители обидеть отказом в принятии подарка, или когда вотрутся тут пропагандисты римские, умеющие отворять всякие двери, если нужно и лбом, и даже боками. Сладко спали мои спутники. Жаль было будить их. Я вышел один из дома в намерении обойти сколько можно более церквей зараз. Прежде всего, конечно, направился в митрополию, на дворе которой зашел в часовню Новомученика, чтимого от горожан за святого, прославленного чудесами 183 . Мое внимание привлекла тут к себе большая икона его страданий и мученической кончины. Привыкши видеть в подобных изображениях мучителем языческого „игемона“ в костюме римского воина или самого царя венценосца, вдруг видишь в качестве его изображенным современного турецкого пашу со всею современною обстановкою, и не знаешь чему дивиться более, – смелости ли живописца или равнодушию местного начальства, которое как ни избегает случаев взглядывать в христианское чтилище, все же не может не знать, что внутри его оно само выставлено на позор и на (тайные) проклятия верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Корфы. 29 июня 1865 г. Вторник. Ради праздника очень рано начался утренний звон в сорока церквах города. Небольшие, но звонкие колокола разных нот и тонов напоминали мне наш „звон на собор“, и уносили воображение далеко на север. Наш Петров-день почему-то особенно выдается из ряда праздников и приравнивается ко Христову-дню, может быть, по сходству обоих, как стоящих на рубеже тяжелого поста. Известная вера народная в игранье восходящего солнца относится и к тому, и к другому дню, хотя служба церковная далеко не ставит на такую высоту апостольский праздник, приурочивая ему „уставом“ одно обыкновенное бдение даже без „разрешения на вся“, когда припадает среда или пятница. На сей раз такая антиномия поста и праздника в одно и тоже время была устранена, и за примрачной Петровкой ярко сиял праздников праздник – розговение, с тем же совершенно чувством встречаемый и у Греков, как у нас, пожалуй, даже с более живым здесь, потому что тут известная заметка святцевая о разрешении (вина и) елея принимается не к одному только сведенью, как у нас, а прямо к кухонному режиму. Для нас же, в частности, день этот был чем-то выше розговенья, и слал нам привет Пасхи обещанием унести нас домой. Великое для туриста слово. Зная, что по соседству Ионических островов с Европою (в смысле не географическом), город заимствовал у последней и идею поздней обедни, отрицаемую вообще и повсюдно православным Востоком (не исключая Константинополя и Афин), и что мы поспеем к ней и в 9 часов утра, мы в оставшийся промежуток времени устроили свое дело с пароходом и получили билеты (265 пиастров с человека) до самого Пирея. В урочный час мы отправились в соборную церковь города или Митрополию, чествуемую во имя Богородицы–Спилиотиссы (пещерницы), по чудотворной иконе ее сего имени, и празднующую 15 Августа, следовательно, по-нашему говоря – Успенскую. Местоположение ее высокое, хребтовое с морским видом к северу и югу. Но сама она далеко не соответствует идее кафедрального собора и более похожа на биржевую залу, чем на церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

М.В. Шкаровский Подворья русских афонских обителей и другие русские храмы в Константинополе Нынешняя территория Турции когда-то принадлежала Византийской империи (откуда Православие пришло в Киевскую Русь), а затем мусульманской Османской империи, где тем не менее сохранялся православный Вселенский Константинопольский Патриархат с резиденцией Патриарха в Константинополе (Царьграде, переименованном турками в Стамбул). Деятельность Русской Православной Церкви на этой земле имеет почти трехвековую историю. Только в Константинополе (Стамбуле) и окрестностях к началу XX в. существовало семь русских храмов, в том числе три – при подворьях русских обителей Святой Горы Афон. В пригородном районе столицы Буюк-Дер в начале XVIII в. было открыто первое российское дипломатическое представительство в Османской империи. В 1720-е гг. при посольстве была освящена церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских , которая затем переносилась из одного наемного здания в другое. В 1742 г. – во время русско-турецкой войны был казнен посольский иеромонах Константин (Неаполитанский), причисленный позднее Константинопольской Патриархией к лику святых 157 . В 1818 г. на втором этаже деревянного флигеля посольской канцелярии при посланнике графе Строгонове был устроен небольшой храм свв. равноапп. царя Константина и царицы Елены. В 1867 г. при после графе Н.П. Игнатьеве этот дом, ставший к тому времени загородной резиденцией посольства, перестроили и весной того же года храм освятили вновь. Вскоре после освящения за алтарем церкви появилось небольшое русское кладбище 158 . Следующая церковь – свт. Николая Чудотворца была устроена при посланнике В.П. Титове и освящена 1 апреля 1845 г. на верхнем (третьем) этаже нового здания российского посольства в Пере, построенного в 1838–1844 гг. по проекту архитектора Г. Фоссати 159 . В 1858–1860 гг. настоятелем посольской церкви являлся архимандрит Петр (Троицкий), будущий епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. С 1860 г. настоятелем храма служил архимандрит Антонин (Капустин) , ставший впоследствии известным благодаря трудам в Русской Духовной Миссии в Палестине. Еще в 1859 г., в связи с возникшим болгарским национальным движением, митрополит Московский Филарет, ценивший ум и знания о. Антонина, рекомендовал Святейшему Синоду перевести его из Афин в Константинополь на настоятельское место, что и было сделано в короткие сроки 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ II [греч. Κριλλος] (в миру Константин Критикос; между 1790 и 1795, Хора, о-в Самос - 18.08.1877, К-поль), патриарх Иерусалимский (28 марта 1845 - 7 нояб. 1872). Род. в простой греч. семье на о-ве Самос; его отец, Николай, происходил с Крита, из-за чего и получил фамилию Критикос, т. е. критянин. В источниках существуют разногласия относительно даты рождения Константина: 1790 г. ( Антонин (Капустин). 2010. С. 380), 1792 г. ( Κωνσταντινδης Ι. Χ. Κριλλος. Ο Β. Πατριρχης Ιεροσολμων//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1205), 1795 г. (автор биографического очерка из газ. «Самос» (Σμος. 1877. 31 Αγοστου, N 716)). Как и большинство Иерусалимских патриархов османского периода, не имел ни светского, ни церковного высшего образования, окончил только местную начальную школу, основанную митр. Самосским Даниилом. В 1814 г. (по др. источникам, в 1816) был пострижен в монашество и рукоположен во диакона Самосским архиеп. Кириллом. Год спустя рукоположен во иерея еп. Стагийским Амвросием и по инициативе протосинкелла Св. Гроба Матфея назначен настоятелем в принадлежащий Святогробскому братству храм Благовещения Пресв. Богородицы в Митилиньи на о-ве Самос. В 1819 г., после того как в очередной раз его ходатайство о паломничестве в Иерусалим было отклонено, К. самовольно отправился в К-поль, где был благосклонно принят Иерусалимским патриархом Поликарпом (1808-1827), постоянно проживавшим в столице Османской империи. В 1820 г. К. был принят в члены Святогробского братства в Иерусалиме и в течение 12 лет исполнял различные послушания: служил в храме Воскресения Христова, потом стал игуменом мон-ря свт. Николая Чудотворца в Иерусалиме, а затем настоятелем Успенского храма в Гефсимании. В 1830 г. К. был хиротонисан во архиепископа Севастийского и назначен членом Свящ. Синода Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ), а через 8 лет стал архиепископом Лиддским и патриаршим эпитропом (наместником) - Иерусалимский патриарх Афанасий V (1827-1844), как и его предшественник, постоянно находился в К-поле. Историк И. И. Соколов утверждал, что при переводе на Лиддскую кафедру К. «по-прежнему остался во главе высшего церковного управления в Святой Земле, сосредоточив в своих руках почти всю власть патриаршей епитропии. Своей энергией и опытностью в управлении он приобрел общее уважение не только христиан, но и мусульман Иерусалима и являлся в представлении и инославных деятелей в Святой Земле наиболее авторитетным членом Святогробского братства» ( Соколов. 1914. Вып. 1. С. 33).

http://pravenc.ru/text/1840397.html

На первый день мы ограничились этим визитом. Состояние погоды гнало нас домой. Я поспешил в свой угол и, пользуясь пока живым еще впечатлением имени, лица и места первостоятеля церкви Эпирской, углубился в любезную „Хронографию“ с целью вычитать в ней все, что известно и достозамечательно о кафедре Янинской. Мы упомянули выше, что имя: Иоаннины встречается уже в XI в. у Анны Комниной. Но хронография, ссылаясь на Лекеня (Oriens Christianus), находит имя города известным еще в IX в. Под Соборным деянием, бывшим в Константинополе в 879 г., подписался: Захария Иоаннинский 167 . Непомерное расстояние между этим первым Янинским архиереем и следующим за ним, в 500 почти лет, заставляет как-бы усомниться в действительности факта. Но более решительного чего-нибудь против него сказать не имеем. Конечно, то была не митролия, а епископия, ибо в Нотиции областей имперских, приписываемой императору Льву Мудрому, следовательно, почти современной подписи Соборной, город Иоаннины числится под митрополией Навпактской 168 . Когда собственно возвысилась кафедра на степень митрополии, остается неизвестным 169 . В упомянутом нами хрисовуле императора Андроника 1320 г. говорится о ней, как уже о митрополии, имевшей под собою 4 епископии 170 . Хронография полагает, что с запустением Никополя, после погрома Болгарского в 1034 году, церковные права бывшей столицы Эпира перешли на Иоаннину, но в упомянутой Нотиции преемником Никополя, в этом значении, указывается Невпакт, которому иерархически подчинена была и Янина, как епископия. К сожалению, года составления Нотиции также нельзя определить с точностью. Хронография считает его 860-м. Но тогда Никополь еще процветал. На том же Соборе 879 г. заседали и Никопольский Николай, и Навпактский Антоний. Как бы то ни было, в „Хронографии“ с 1388 года по 1845-й насчитывается 25 предстоятелей 171 кафедры Иоаннинской, из коих трое: Феолипт (1515), Матфей (1601) и Парфений (1638) были потом Вселенскими Патриархами. К ним мы можем еще причислить Иоакима, двукратно занимавшего Янинский престол и недавно бывшего тоже патриархом Константинополя. Знаменитостью, в своем роде, между Янинскими иерархами можно считать Климента (1714 – 1733), родом с острова Хио, оказавшегося по рукоположении безграмотным. Янинцы не хотели принимать его, но он умолил их потерпеть его худость, обещаясь научиться в скорости всему, что нужно. На сей конец он поручил другим управление епархией, и сам 5 лет провел в одном монастыре, учась у одного даскала из Янины всей Эллинской экциклопедии. Вышел из своей запоздалой школы ученейшим человеком, возбудившим удивление в Константинополе и Европе. После него был выбран на кафедру Янинскую еще более знаменитый ученый, историк и географ, писатель Мелетий. Но, как видно, его мало пленяла слава древнего Эпира. Он предпочел Иоаннинам Славные Афины, и известен в Эллинской литературе под именем Афинского. Янинская кафедра занимает теперь 18-е место в ряду митрополий Константинопольского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Негативные репрезентации миссионеров в прессе конца XIX – начала XX века Первым клеветником был дьявол. Само слово переводится с греческого как клеветник . Господь Иисус Христос говорит о нем: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44). Некогда, оклеветав, распяли Богочеловека Иисуса Христа. И в отношении Его учеников поступали так же, как и в отношении Учителя, особенно если ученики проповедовали свою веру. Из 12 апостолов только Иоанн Богослов не умер насильственной смертью. Рассмотрев историю, можно видеть, что почти все проповедники терпели незаслуженное поношение. Святитель Филарет (Дроздов) отмечает: «Путь миссионера легок не бывает» . Алтайскому миссионеру архимандриту Макарию (Глухареву) мудрый иерарх дает совет, который состоит в том, чтобы он посмотрел на предпринимаемое дело миссии «оком осторожности. Век сей лукав, чистому добру не охотно верит, случаи к нареканию и клевете ловит жадно; жалом насмешки, даже неосновательной, язвит иногда не без вреда успехам добрых предприятий» . Этот совет был дан еще в первой половине XIX века, но, пожалуй, за весь период русской истории степень ненависти и клеветы никогда не были столь сильны, как в конце XIX – начале XX века. До 1905 года, благодаря цензуре, открыто клеветать было либо невозможно, либо весьма затруднительно. Поэтому авторы шли иным путем – писали литературные произведения, в которых, под видом отрицательных персонажей, изображали тех или иных миссионеров. Так, например, выдающийся начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) был осмеян и опорочен в романе-памфлете «Пейс-паша и его консорты. Мозаики, камеи и миниатюры из любопытных раскопок в трущобах Святой Земли». Роман был издан в 1881 году в Петербурге, автор скрылся за псевдонимом. Причиной появления романа, как считает архимандрит Киприан (Керн), стала борьба русских консулов в Иерусалиме с Русской духовной миссией. «Чиновничество наше, приученное синодальным строем всегда смотреть на Церковь как на подчиненное ему ведомство, лелеяло мысль поскорее ликвидировать и миссию, и ее неутомимого и независимого начальника» . Исчерпав политические возможности устранить абсолютно безукоризненную личность отца Антонина, они прибегли к клевете.

http://pravoslavie.ru/54834.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010