О.Л.Церпицкая Скачать epub pdf Со времени крещения Руси, верующие русские люди проявляли особый интерес к Святой Земле и принимали живое участие в ее судьбе. Первое упоминание летописца о паломничестве в Святую Землю – это рассказ о Варлааме, игумене Дмитровском, в 1062 году ходившем на поклонение святым местам Палестины. Однако, около 1022 года прп. Феодосий Печерский (тогда еще отрок) встретил в Курске странника из Иерусалима. А народные предания относят начало паломничества ко времени св. Равноапостольного князя Владимира (былина о хождении в Иерусалим сорока калик со каликою). Не умалчивают столь древние источники и об опасностях, с которыми сопряжен был путь благочестивого паломника – игумен Даниил (XII век), например, замечает: «Есть тот путь тяжек и страшен вельми, и безводен, суть бо горы каменны и высоки вельми...» К тому же, помимо непривычного ландшафта, русские люди сталкивались с оскорблениями от фанатичного мусульманского населения, налогами, взимаемыми турецкими властями с иноземцев. Им приходилось ночевать в сырых и грязных сараях, исповедоваться у духовников, не знающих русского языка... Это лишь немногое из того, на что был обречен русский православный паломник в Палестине. И все же подобные условия не останавливали наших предков на пути в Святую Землю. Положение русских паломников несколько улучшилось после учреждения в Бейруте российского консульства, но оно не смогло оказывать действительно существенной помощи находящимся в Иерусалиме. И в 1847 году была утверждена Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, имевшая своей целью заботу о паломниках, проповедь Православия «народным элементам», «которые постоянно колеблются в вере под влиянием агентов разных вероисповеданий и слишком легко отступают от Православия», а так же поддержание хороших отношений с греческим духовенством и наличие в Иерусалиме «образца нашего благолепного служения». Главой Миссии являлся архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский) , человек чрезвычайно умный и образованный. Ему удалось улучшить условия пребывания паломников на Святой Земле, но уже в 1853 году, из-за военного конфликта между Россией и Турцией, Миссия фактически прекратила свое существование. После заключения мира между странами, в 1857 году она была восстановлена, и во главе ее был поставлен епископ Кирилл (Наумов) , личность, одаренная не менее своего предшественника. В 1864 году его сменил архимандрит Леонид (Кавелин) , который вскоре был отозван по просьбе Иерусалимского Патриарха Кирилла, обвинившего Начальника Миссии в «беспорядочном, бесчинном и беззаконном поведении». И в 1865 году Начальником Миссии был назначен архимандрит Антонин (Капустин) , о котором и пойдет речь далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел. Айн-Карем , в 9 км к юго-западу от Иерусалима. Название мон-ря связано с его расположением на месте упоминаемого в Евангелии Горнего града Иудова (Лк 1. 39), куда пришла Приснодева Мария, узнав, что станет Матерью Божией, навестить свою двоюродную сестру прав. Елисавету. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1880-1881 гг. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1880-1881 гг. Горненский участок был приобретен архим. Антонином (Капустиным) , к-рый был озабочен тем, что наиболее важные земельные владения в Айн-Кареме были куплены францисканцами, в т. ч. место, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы («...Дорогое по священным событиям место это совсем олатинено. У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли» - Антонин (Капустин) . С. 11). В окт. 1869 г. Иерусалим посетил член Гос. совета, бывш. министр путей сообщения П. П. Мельников, с к-рым архим. Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Айн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с 2-этажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яд (в др. рус. документах - Джель-ляд), бывш. драгоман франц. консульства, готов продать свою землю Русской духовной миссии (РДМ) за 4 тыс. наполеондоров (порядка 20 тыс. р. серебром) при условии получения «ордена от русского царя». Мельников по возвращении в С.-Петербург основал комитет для сбора средств, к-рые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль ( Дмитриевский. С. 7). Купчая была оформлена 16 февр. 1871 г., а в окт. 1873 г. официально утверждена. В 1889 г. Горненский участок, как и др. крупнейшие земельные владения архим. Антонина, был включен в состав учрежденного им вакуфа (собственности, переданной в вечное пользование храму, мон-рю или религ.

http://pravenc.ru/text/166225.html

Содержание Глава I. Капустины. Батурино. Отчий дом. Рождение. Глава II Бурса. Далматов монастырь. Семинария. Пермь. Екатеринослав. (1825–1839 гг.) «Причитание» Глава III Академия. Подгурские. Пострижение. (1839–1850 гг.) Иоанн и Мария Глава IV. Афины. Царьград. Археологическая работа (1850–1865 гг.) Мир (18 марта 1856 г.) Глава V. Русское и вселенское. Глава VI. Русская Духовная Миссия до отца Антонина. Глава VII. «Система» и ее последствия в жизни о.Антонина Глава VIII. Иерусалимские годы (1865–1894 гг.)     Архимандрит Антонин умер в 1894 г. Его век – девятнадцатый, этот великолепный и неповторимый в истории русской мысли и чувства, нами уже начал забываться. Кровь и дым социальных катастроф нашего времени угрожают вытравить и саму память о столь недавно минувшем взлете русского духа. В истории развития человеческой мысли позитивизм нашего времени засвидетельствовал ведь не столько немощь разума, сколько боязнь его. Агностицизм означает нищету, точнее, просто отсутствие духовного опыта. При кажущемся массовом просвещении человечества в наши дни оно погружается все в более зловещий обскурантизм. Оно не в состоянии преобразить свое душевное в духовное. Духовные ценности, в редком изобилии и с особой силой заполнившие вдруг в XIX веке русскую жизнь, обратили этот век в своеобразный русский ренессанс. Но в нем уже ощутимы зловещие симптомы какого-то краха культуры. Наш же, двадцатый век страшен по своему натурализму, по грубой непреображенной душевности, по зверообразности своей. «Брани и слышания бранем», переделы, имеющие материально осчастливить человечество, ложатся роковым водоразделом между двумя Россиями, между двумя культурами. Между Россией гениальных личностей и Россией коллективизма, массового счастья, между культурой духа и дрессировкой тела. Физкультура и скаутизм в равной мере подтверждают огрубение вкусов и одебеление сердца. Биологически сильнейший тип русского человека, по меткому слову Бердяева, – «гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный молодой человек во френче, знаменует решительный отход от тех ценностей, которые создал XIX век и которыми жил „Великий Орден Русской Интеллигенции».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Во главе всех процессов в России должна стоять духовность...» Беседа с Сергеем Вадимовичем Степашиным, Председателем Императорского Православного Палестинского Общества 30.09.2017 641 Время на чтение 15 минут - Уважаемый Сергей Вадимович, исполнилось 10 лет Вашей многогранной, плодотворной деятельности на посту Председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Совсем недавно, посещая Курганскую область, Патриарх Кирилл в своем выступлении отметил и достижения возглавляемой Вами организации, и Ваш личный вклад. Какую роль играла Святая Земля в жизни нашего православного народа и каково значение ИППО в консолидации современного российского общества? - Да, мы совсем недавно отметили на Курганской земле 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина Капустина, выдающегося ученого и церковного деятеля. Побывали в селе Батурино, где родился создатель Русской Палестины, где служили священниками его отец и дед. Места эти намоленные, святые. И я признателен Святейшему Патриарху Кириллу за то, что он сумел найти возможность туда приехать. Это первый визит Предстоятеля Церкви в Курганскую область за всю историю нашей страны. Архимандрит Антонин был Почётным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Он заложил основы для укрепления русского присутствия в Палестине, всячески содействовал развитию русского православного паломничества во Святую Землю, укреплял отношения Российской империи и Русской Православной Церкви с христианскими народами Ближнего Востока. Наше Общество всегда считало архимандрита Антонина своим учителем, образцом и наставником. Надо сказать, что он никогда не был формальным Почётным членом ИППО. Прежде всего, потому, что он оказывал реальную поддержку Обществу в его деятельности на Святой Земле, помогал русским паломникам, вел научную работу, поддерживал образовательную и просветительскую деятельность. Одним из важнейших событий юбилейных торжеств этого года станет проведение 17 октября научной конференции «Вечно вещий образ Палестины». Она будет посвящена 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина Капустина и пройдет в Центре ИППО в Москве .

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/30/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонские встречи Петра Севастьянова: ученые архимандриты П.Успенский и А.Капустин - 2 часть    Афонские встречи Петра Севастьянова: ученые архимандриты  П.Успенский и А.Капустин     Публикуем фрагмент статьи из журнала " Странник " с небольшими изменениями и дополнениями. - Афон О том, как высоко ценил Петр Севастьянов помощь архимандрита, свидетельствуют два его письма посланнику АЛ.Озерову.   «Благодарю за награду, которую Вы мне дали [в лице] достойного сочлена Вашей миссии, -писал он 19 сентября в Афины. - На Афоне меня встретили заботы и хлопоты не совсем приятные, у меня оказались 7 сотрудников, принадлежащих к пяти различным нациям, надо было... согласовать их между собою, а между делом ладить с 20 монашествующими, которые смотрели на меня как на обладающего двумя предметами: калифорнийским кошельком и бланками на проезд в Россию за сбором.   Одно утешение в беде я нахожу - отца Антонина, которого и здесь оценили по достоинству. Его пребывание оказало мне большую пользу. Мы объездили 20 монастырей на расстояние 300 верст, и его советы, суждения и замечания останутся лучшим руководством в продолжении работ. С дозволения Вашего, о содействии отца архимандрита буду свидетельствовать перед св.Синодом».   Во втором письме, написанном в канун отъезда о.Антонина, говорится: «С архимандритом расстаюсь с большою горестию, но покоряюсь необходимости присутствия его при Вас, когда Вы на служебном своем поприще постоянно окружены завистью, лукавством и предательством. Здесь я имел случаи лучше узнать греков и чувствую всю тяжесть креста, который Вы несете».   В письме обер-прокурору св.Синода А Л.Толстому, говоря о чрезмерной загруженности П.Успенского работой, Севастьянов добавил: «По счастливому случаю, вместе со мной выехал на Св.гору из Греции о. архимандрит Антонин и остановился в том же скиту Андрея Первозванного, где и я. Мы осмотрели большую часть монастырей, и я постоянно пользуюсь его знаниями и советами при оценке догматического значения византийских древностей».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2899

1. Надписи Ликодима Начинаю обозрением надписей сего древнего храма Афинского в уважение того, что он наш русский, что для меня ближе и знакомее всех других зданий города, и что открытие или по крайней мере исследование надписей его предшествовало приведению в известность всех других подобного рода надписей. По древнему обыкновению, продолжающемуся отчасти доныне в православной церкви, молитвенные храмы служат местом погребения для верующих, если не всех, то знатнейших своего времени и места, их вкладчиков, благодетелей и уже несомненно их строителей или возобновителей. Под помостом церкви, большей частью в притворе или боковых частях её, устраивались склепы, где и хоронились искавшие себе под сенью святилища покоя вечного. Ближайшие к склепу места, как-то стены или столбы, украшались иконами Иисуса Христа, Божией Матери и Святых, преимущественно же тех, имена коих носили усопшие. Тут же где-нибудь рука современника чертила или писала малую заметку об усопшем в пользу душе его и в утешение себе. Этот род надписей, самый ценный для нас, не редок в Афинах. Им мы обязаны продолжавшемуся из рода в род от времён древнейших, и более или менее всегда значительному, просвещению жителей города и наследованному ими от предков желанию оставить по себе или по другом память родам грядущим. Другой род надписей составляют краткие молитвы или воззвания верующих к Господу и Богородице о помощи. От них уже гораздо менее пользуются История и Археология. Третий род надписей, встречаемый реже обоих предыдущих, состоит из выдержек из св. Писания или церковных песней, а иногда и собственные чьи-нибудь сочинения. Значение их уже чисто филологическое и графическое. Кроме этих общих и чаще встречаемых надписей, попадаются иногда заметки ктиторские, подписи посетителей или путешественников и пр. Нельзя указать определённого какого-нибудь места в церкви для того или другого рода надписей. Первого рода, впрочем, как я уже сказал, более встречаются в передней части церкви, второго и третьего рода – безразлично по всей церкви со внешней (редко со внутренней) стороны стен её. Ктиторская, одна доселе известная, находится над главной входной дверью совне церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шкаровский М. В. Русские церковные общины на территории Турции (Османской империи) в XVIII–XX веках Нынешняя территория Турции когда-то принадлежала Византийской империи, а затем мусульманской Османской империи, где тем не менее сохранялся православный Вселенский Константинопольский Патриархат с резиденцией Патриарха. Деятельность Русской Православной Церкви на этой земле имеет почти трехвековую историю. Только в Константинополе (Стамбуле) и окрестностях к началу XX в. существовало 7 русских храмов, в том числе 3 – при подворьях русских обителей Святой Горы Афон. В пригородном районе столицы Буюк-Дер (на берегах Босфора) в начале XVIII в. открылось 1-е российское дипломатическое представительство в Османской империи. В 1720-х гг. при посольстве была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, которая затем переносилась из одного наемного здания в другое. В 1742 г. – во время русско-турецкой войны был казнен посольский иеромонах Константин (Неаполитанский), причисленный позднее Константинопольским Патриархатом к лику святых . В 1818 г. на 2-м этаже деревянного флигеля посольской канцелярии при посланнике графе Строганове был устроен домовый храм святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. В 1867 г. при после графе Н. П. Игнатьеве прежний дом, ставший к тому времени загородной летней резиденции посольства, перестроили ирядом возвели новый небольшой храм, освященный вновь весной того же года. Вскоре после освящения за алтарем Константино-Еленинской церкви появилось небольшое русское кладбище . Следующая церковь – свт. Николая Чудотворца была устроена при посланнике В. П. Титове и освящена 1 апреля 1845 г. на верхнем этаже нового здания российского посольства в Пере, построенном в 1838–1844 гг. по проекту архитектора Г. Фоссати . В 1858–1860 гг. настоятелем посольской церкви являлся архимандрит Петр (Троицкий), будущий епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. С 1860 г. настоятелем храма служил архимандрит Антонин (Капустин), известный своей деятельностью в в Русской духовной миссии в Палестине. Еще в 1859 г., в связи с возникшим болгарским национальным движением, митрополит Московский Филарет, ценивший ум и знания отца Антонина, рекомендовал Святейшему Синоду перевести его из Афин в Константинополь на настоятельской место, что и было сделано в короткие сроки [iv].

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

«Аще забуду тебе, Иерусалиме…» К 170-летию основания Русской духовной миссии в Иерусалиме. ФОТОГАЛЕРЕЯ Русская Палестина – удивительное духовное и историческое явление, во главе которого – основанная в 1847 году Русская духовная миссия в Иерусалиме. Ее попечением и старанием, энергией и трудом деятелей Русской Православной Церкви и Российского государства во второй половине XIX – начале XX веков для русских паломников был приобретен целый ряд святых мест, связанных со значительными событиями Священной истории, было возведено множество храмов, паломнических гостиниц, подворий, основано несколько монастырей. Русская Палестина – это большая просветительская, научно-исследовательская и благотворительная деятельность. Золотым ее веком можно считать годы, когда без малого 30 лет (1865–1894) начальником Русской духовной миссии, четвертым по счету, был архимандрит Антонин (Капустин). Несмотря на частое безденежье, множество трудностей и препятствий, ему удалось приобрести большое количество земельных участков, ценность которых невозможно измерить в материальном выражении: участок в Хевроне с растущим на нем дубом Мамврийским, под сенью которого патриарх Авраам принял трех таинственных Странников; участок на горе Елеон – недалеко от места Вознесения Христова; землю в селении Эйн-Карем – место встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы; участки в библейском Иерихоне и в Яффе – с гробницей праведной Тавифы, воскрешенной святым апостолом Петром, и другие. Благодаря научным занятиям архимандрита Антонина церковной археологией, близ храма Гроба Господня был обнаружен порог Судных врат, через который проходил Крестный путь Спасителя, и древний некрополь в Яффе. Русское присутствие в Святой Земле стало возможным и благодаря пожертвованиям православных русских людей: с 1886 года по всей России во всех епархиях и храмах ежегодно в Вербное воскресенье – в праздник Входа Господня в Иерусалим – проводился сбор пожертвований для Русской духовной миссии в Иерусалиме, который и назывался «Вербным».

http://pravoslavie.ru/107405.html

Батурино. Преображенский храм. Фото Эдуарда Кутыгина. ЖМП 8 август 2017 /  24 августа 2017 г. 10:30 Мостик к Святой Земле Архимандриту Антонину Капустину 200 лет Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в  храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине,— спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине. — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — А он и построил. А потом в Израиль уехал и там тоже храмы строил! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил верующим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению президиума поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими пожилыми женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.

http://e-vestnik.ru/church/baturino_rodi...

Вид с горы Фавор на Израильскую долину ЖМП 9 сентябрь 2016 /  24 ноября 2017 г. 10:20 Незнакомый Израиль ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ ПРЕДЛАГАЕТ ПАЛОМНИКАМ СОВМЕСТИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И ДУШЕПОЛЕЗНОЕ Давно миновали времена, когда паломничество на Святую землю считалось событием из ряда вон выходящим. Сегодня организовать такую поездку может и отдельный приход, и, разумеется, паломнические бюро, предлагающие широчайшую линейку продуктов. Израиль снискал громадную популярность и среди курортников — туристов, если можно так выразиться, светских, выезжающих с пляжа или из комфортабельного отеля разве что на шопинг и на экскурсии (коллективные или индивидуальные). В нынешнем году Министерство туризма Израиля попыталось совместить эти два столь разных сектора туристического рынка. Заняться поиском нетривиальных решений профессионалов туротрасли заставил экономический кризис. Специализирующиеся на Израиле российские операторы, правда, и минувшей осенью сложа руки не сидели, едва ли не оперативнее всех отреагировав на закрытие популярнейших турецкого и египетского направлений выездного туризма. Но совокупное падение продаж всё равно составило (в рублевом выражении) около трети. И в этом году Министерство туризма Израиля начало разрабатывать новую концепцию гостеприимства, предусматривающую возможность паломникам посещать традиционные светские (либо относящиеся к иным конфессиям) объекты культурно-исторического и природного наследия. Свой вариант одного из таких туров, разработанный при содействии этой организации, предлагает «Журнал Московской Патриархии» Ко дворцу Пилата, на ручей Крокодилов День первый. Тель-Авив — Яффо — Кейсария Главное место паломничества: подворье Святой праведной Тавифы (Абу-Кабир, ул. Герцль, 157, тел. + (972)3-682-12-41). Храм во имя Святого первоверховного апостола Петра расположен в высочайшей точке старинного селения Яффо (ныне южный Тель-Авив). Прибывающие в Яффо морем паломники сегодня, как и век назад, издали видят его 37-метровую колокольню. Участок древнего еврейского кладбища под названием «Дарбатейн Табита» («два переулка Тавифы») приобрел в 1869 году начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). В результате проведенных отцом Антонином раскопок обнаружилась гробница праведной Тавифы — святой I века, воскрешенной апостолом Петром (см.: Деян. 9, 36–41). В октябре 1888 года в присутствии великокняжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, а также великого князя Павла Александровича был освящен закладной камень в основание храма. В январе 1894 года новую церковь, возведенную местными архитекторами, освятил Патриарх Иерусалимский Герасим.

http://e-vestnik.ru/history/neznakomyy_i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010