АД (греч. Аид; лат. Locus infernos – лишенное света подземное место; в слав, языках «пекло», напр, польск. pieklo, букв, «смола») – в христианских представлениях место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников. Представления об А. как об альтернативе раю имеют сравнительно позднее происхождение. В Новом Завете предупреждение об угрозе Страшного суда и А. занимают важное место, но чувственная детализация адских мучений отсутствует. В Н. 3. А. определяется как «мука вечная» ( Мф. 25:46 ), «тьма внешняя (кромешная)» ( Мф. 8:12 ). АДАМ КАДМОН (евр. adam qadmon – человек первоначальный) – в иудаистской мистической традиции имя абсолютного, духовного явления человеческой сущности до начала времен как первообраз духовного и материального мира, а также предвечный замысел Бога о человеке, несовершенным (вследствие падения) воплощением которого является земное человечество или Адам Перстный ( 1Кор. 15:47 ). Это имя входит в круг понятий каббалистической мистики XIII–XVIII вв. и как символ воспринято эклектической символикой масонства, где А.К. соотносился с эмблемой шестиконечной звезды (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»). АДОПЦИАНЕ – 1. Сторонники ереси монархиан динамического направления (II–III вв.), представлявшие Христа человеком обыкновенным, но наделенным особой силой (δυναμις), особым благочестием. После монархиан адопционистская христология прослеживается у Нестория и у некоторых других представителей антиохийской школы. 2. Ересь, произведшая волнение в испанских и франкских церквах в VIII в. Согласно А. Христос по своему человечеству не истинный Сын Божий, но усыновленный, приемный сын (adoptivus). Главные представители: Елипанд, епископ Толедский и Феликс Ургельский. Последний защищал взгляды А. на соборе в Регенсбурге (792), в присутствии Карла Великого. Был осужден, отправлен к папе Адриану I, где отказался от ереси. Вскоре вернулся к своим взглядам. А. вновь были осуждены на Франкфуртском соборе (при участии папы и Карла Великого) 794 г. В 798 г. Феликс изложил свои взгляды в книге и направил ее Алкуину. В 799 г. собор в Риме под председательством папы Льва III вновь осудил ересь. В 800 г. состоялся диспут Феликса и Алкуина, на котором Феликс признал себя побежденным и отказался от своего учения. Он написал окружное послание к своим сторонникам, увещевая их вернуться к правоверию. Это послание, 7 книг Алкуина «Против Феликса» и проповеди Лейдрада Лионского и Бенедикта Анианского окончательно подорвали авторитет еретиков и принесли мир.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В «Житии св. Феликса» топос «сияющего лица святого» не так явен. Беда нигде не описывает внешность героя, но отмечает его эмоциональный настрой: св. Феликс, «радостный» (с. 792), общается с жителями Нолы, «улыбаясь», разговаривает с не узнавшими его преследователями (с. 792). После того как он в течение шести месяцев укрывался от преследователей – язычников в тайнике, жители Нолы приняли его, «как пришедшего из Рая» (с. 794). Это сравнение ближе всего подходит к отражению в тексте жития топоса «сияющее лицо», так как жители Рая – ангелы или души праведных людей – являются живущим, как озаренные божественным светом. Интересно, что это единственный топос, характерный для агиографии, который можно обнаружить и в «Жизнеописании», произведении исторического жанра. Рассказывая о жизни Эостервине, одного из пяти настоятелей Веармута и Ярроу, Беда упоминает о «свете» его лица (с. 791). Этот топос часто встречается и в анонимном «Житии св. Катберта», и в житии этого же святого, составленном Бедой. Так, согласно анониму, он «был всегда весел и счастлив, не омрачаясь воспоминаниями о грехах, не превозносясь от громких похвал тем, кто дивился его образу жизни» (VA, L. III, 7). Сходным образом характеризует своего героя и Беда: Катберт обращается к собеседникам «со спокойным лицом и умом» (VB. 16), «со спокойным лицом и даже радостной речью» (VB. 36). Топос «светлого» или «сияющего лица» может быть возведен к Писаниям Ветхого и Нового Завета, в частности, к таким цитатам, как Книга Исход (34:29), завет св. ап. Павла: «всегда радоваться, непрестанно молиться и всех благодарить» ( 1Кор 5:18 ), или к Евангелию от Матфея: «... тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф 15:41 ). Этот христианский топос является общим для всех агиографических традиций. В своем поведении подвижник подражает Христу как образу смирения, поэтому эта черта становится необходимой при характеристике святого 199 . Так, св. Феликс по смирению отказывается стать епископом Нолы, хотя вся община единогласно избирает его на это служение. Он возражает собратиям «робким голосом» (с. 794) и, чтобы скрыть «высоту смирения», которую он «стяжал в своем сердце» (с. 794), он находит канонический предлог избежать такого высокого сана. Св. Феликс называет имя человека, который был рукоположен во пресвитера на неделю раньше и, следовательно, должен занять епископскую кафедру по старшинству.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Иначе было в Равенне. Весть о смерти Юстиниана вызвала здесь живейшую радость и на зрелище его головы, которую носили по улицам воткнутой на пику, сбегалось население с чувством удовлетворенного злорадства. После восстания, в котором погиб экзарх Иоанн Ризокоп, Равенна устроилась, как самостоятельная община, и имела свое правительство под верховенством избранного народом сына Иоанникиса, Георгия. Еретический манифест Вардана туда не дошел, но вскоре вернулся на свою кафедру епископ Равенны Феликс, ослепленный Юстинианом, настроенный самым благожелательным образом к новому императору. Как жертва свирепости низвергнутого тирана, Феликс был возвращен из своей ссылки и встретил в новом дворе самый ласковый прием. Вардан, по его просьбе, распорядился разыскать все церковные сокровища, награбленные в Равенне солдатами производившего экзекуцию Феодора, и епископ Феликс привез их обратно в свой город. Слепой архипастырь смягчил свой прежний тон в отношениях к римскому престолу, удовлетворил требования папы, которые он отверг во время своего посвящения, и в мире с Римом правил своей церковью до самой смерти, последовавшей 25 ноября 724 года. 804 Первый год правления Вардана ознаменовался тяжкими бедствиями, как в западных, так и в восточных областях империи. Болгарский хан Тербел, объявленный кесарем и принимавший поклонение от народа в столице империи, оказал Юстиниану военную помощь в его затруднениях перед катастрофой. Присланный ханом трехтысячный отряд был отпущен. Но дело этим не кончилось. Хан воспользовался переворотом, чтобы, выставляя себя мстителем за своего союзника, сделать грабительский набег под самые стены столицы. Болгары, ходившие на помощь Юстиниану, видели пригородные местности с дворцами и виллами византийской знати, и это не могло не разжечь грабительских инстинктов дикарей. Пройдя через горный проход в Балканах, Тербел направился в более населенные и богатые местности южной части Фракии и дошел с грабежом и разбоем до Херсонеса Фракийского. Предприятие хана имело характер стремительного набега и совпало с тем временем, когда богатые люди выезжали на побывку в свои виллы, привозя с собой богатую обстановку роскошного стола, которая, по тогдашнему обыкновению, состояла в посуде из драгоценных металлов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Это послание, однако же, не в состоянии было уладить возникшего разногласия. Собор, будто бы происходивший против адопционистов в Нарбоние в 788 году, вообще признается теперь фиктивным. В 792 году Карл Великий потребовал, чтобы Феликс (бывший его подданным) явился на собор в Ратисбоне, где епископ отрекся от своих заблуждений и анафемствовал их; но Карл, лично председательствовавший на соборе, по-видимому усомнился или в искренности его нового исповедания, или его стойкости в преданности к ней, и поэтому отправил его скованным в Рим, где он, по приказанию папы, заключен был в тюрьму. Феликс получил свободу, благодаря изложению православного исповедания веры, в преданности которому он клялся самым торжественным образом, возлагая его на евхаристию и на гроб св. ап. Петра. Но, по возвращение в Ургел он опять стал проповедовать свою ересь и, опасаясь мщения Карла Великого, бежал в магометанскую часть Испании. Елинанд и другие испанские епископы писали Карлу Великому и епископам Франции просьбу о том, чтобы Феликс был восстановлен на свою кафедру и чтобы были приняты меры для подавления мнений Беата, которого обвиняли в письмах в распутной жизни и называли ложным пророком, вследствие высказывавшихся им мудрований касательно исполнения Апокалипсиса, к которым он приведен был угнетенным состоянием испанской церкви 2731 . Эти письма были препровождены Карлом Великим папе, который вслед затем отправил и второе послание в Испанию, обличая учение адопционистов и угрожая им отлучением в случае, если они будут упорствовать в нем 2732 . Собор франкфуртский состоялся между временем обращения Карла Великого к Адриану и получением ответа от папы. На него не явился ни один представитель от адопционистсксой партии; но Алкуин, вызванный из Англии для принятия участия в споре, выступил с доводами против их учения, и собор своим первым каноном единодушно осудил это учение, как ересь, которая «должна бы быть окончательно искоренена в церкви» 2733 . Итальянские епископы дали свою санкцию сочинению против адопционизма, составленному Павлином, патриархом аквилейским, и этот трактат был отправлен в Испанию вместе с письмом от епископов Галлии, Аквитании и Германии к испанским епископам, вместе с письмом от Карла Великого к Елинанду и его единомышленникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда, как Марфа заботилась о житейском, Мария села при ногах Господа Иисуса и с благоговением слушала слово Его. И Господь сказал: Мария избрала благую часть, которая не отнимется у ней ( Лук. 10:42 ). Вот угодная для Господа земля – душа благочестивой Марии! Но и души кающихся грешников также добрая земля. Адриан, нечестивый царь римский, восстал на св. Елевферия, епископа Иллирического, и послал воеводу Феликса привести его на суд и мучение. Прибыв в город Иллирик, Феликс вошел в церковь , в которой святой Елевферий проповедовал слово Божие. Слушая его свят. учение и удивляясь проповедуемой Христовой силе, яростный Феликс вдруг ярость свою переменил на кротость и стал из волка овцою, из гонителя учеником, из разбойника сделался благим и верным рабом Христовым (Чет.– Мин. 15 декабря). Вот угодная для Господа земля – душа покаявшегося и обратившегося к Богу воеводы Феликса! – Братие христиане! Мы радуемся, когда видим на поле нашем хороший урожай. О, как радуется Господь и св. Ангелы, когда мы раскаиваемся в своих грехах, храним слово Господне в чистом и добром сердце, как многоценное сокровище и обогащаем себя св. верою в Бога и добрыми делами! Как любит нас тогда Господь! За нашу св. веру и добрые дела, Он отдает нам все сокровища Своего вечного царства. Будем же стараться читать и слушать и исполнять учение Господне с таким вниманием и любовью, с каким слушали и исполняли его благочестивая Мария и покаявшийся воевода Феликс. Слово Господне для нас дороже всякого злата и камени честна многа ( Пс. 18:11 ). Господь сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие оное ( Лук. 11:28 ). Аминь. Читать далее Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи/[Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

7) Трибун же Лисий, наступая, с великим насилием взял его из рук наших, 8) повелев обвинителям его идти к тебе. От коего ты можешь сам, разобрав, узнать обо всем том, в чем мы обвиняем его». 9) И иудеи же подтвердили, сказав, что это так и есть. 10) Отвечал же Павел, когда правитель дал ему знак говорить: «Зная, что ты многие годы судишь народ сей, я благодушно буду давать удовлетворение за себя. 11) Ведь ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения. 12) И ни в храме они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение, ни в синагогах, ни по городу, 13) и не могут доказать тебе того, в чем теперь обвиняют меня. 14) Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я так служу Отцу и Богу моему, веруя всему, написанному в законе и пророках, 15) имея надежду на Бога, чего и сами они ожидают – будущего воскресения [мертвых], праведных и неправедных. 16) Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми. 17) После же многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения, и обеты. 18) В чем нашли меня, очистившегося в храме, не с народом и не с шумом. 19) [То были] некии же асийские иудеи, которым надлежало бы предстать пред тобою и обвинять меня, если что имеют против меня. 20) Или пусть они сами скажут, если какую нашли они во мне неправду, когда я предстал перед советом, 21) разве только то одно высказывание, которое возгласил я, стоя между ними: „Потому что за [учение] о воскресении мертвых я сегодня судим вами”». 22) Феликс же отослал их, ибо твердо знал о сем пути, сказав: «Когда придет трибун Лисий, выслушаю вас». 23) И приказал сотнику стеречь его, но иметь снисхождение и не запрещать никому из своих [ему] служить ему. 24) Через несколько же дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, которая была иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере, что во Христа Иисуса. 25) Когда же он рассуждал о справедливости и целомудрии, и о будущем суде, Феликс, придя в ужас, отвечал: «Ну, что касается нынешнего [момента], пойди, в подходящее же время позову тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Апостол не обязан был ни доказывать, в чем состояло христианское (Назорейское) учение, ни оправдываться в том, что принадлежал к нему, ибо в это время христианство не было объявлено недозволенной религией. Феликсу известно было это гораздо больше, чем предполагали иудеи со своим адвокатом. Поэтому он не предал св. Павла на суд Синедриона, который мог быть опасен и несправедлив, но, не желая возбудить против себя ненависть высокопоставленных личностей, отложил дело за отсутствием Лизия, как свидетеля, обещая тотчас же решить по прибытии последнего в Кесарию. Апостола оставил он под стражей, но дал особую инструкцию сотнику стеречь, но не стеснять Павла и «не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему». Вероятно, св. Лука и Аристарх воспользовались этим дозволением, и нет никакого сомнения, что тяжелое продолжительное время заключения св. Павла сокращалось беседами со св. Филиппом и другими христианами из Кесарийской общины, глубоко чтившей великого апостола. По возвращении в Кесарию вместе со своей женой Друзиллой, намереваясь, по-видимому, удовлетворить ее любопытство и предоставить послушать личность, странная история и чудесные силы которой получили громадную известность, Феликс еще раз призвал Павла и приказал ему изложить его верования. Св. Павел воспользовался этим случаем, как истинный апостол. Феликс был язычник и притом, его судья, и св. Павел не счел своей обязанностью разъяснять этому судье то, что было вне сферы его действования. Не напоминая ничего Феликсу о его браках и почитая в нем предержащую власть, апостол говорил о вере в Христа и при этом, исчисляя добродетели, коснулся учения о правде, о воздержании и о будущем суде, как таких предметах, в знании которых наиболее всего нуждались слушавшие его супруги. Распутная Друзилла должна была краснеть, слушая о воздержании; хищный и несправедливый правитель не мог не почувствовать укоров совести, внимая проповеди о правде: для обоих должно было показаться ужасающим. извещение о страшном суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Не будь Павел римским гражданином, Феликс, вероятно, выдал бы его иудеям, но право римского гражданина заставило прокуратора быть осторожнее, и он позволил Павлу говорить в свою защиту. Апостол ответил на выдвинутые против него обвинения так: Зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело. Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения. И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение, и не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня. Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми. После многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения. При сем нашли меня, очистившегося в храме не с народом и не с шумом. Это были некоторые Асийские Иудеи, которым надлежало бы предстать пред тебя и обвинять меня, если что имеют против меня. Или пусть сии самые скажут, какую нашли они во мне неправду, когда я стоял перед синедрионом, разве только то одно слово, которое громко произнес я, стоя между ними, что за учение о воскресении мертвых я ныне судим вами (Деян. 24, 10–21) Представленные апостолом факты явно противоречили обвинению, а разбирательство в различных тонкостях местной религии не входило в компетенцию римской власти. Поэтому Феликс решил отложить это дело, сославшись на отсутствие важного свидетеля – тысячника Клавдия Лисия. До его прихода прокуратор Феликс отпустил членов синедриона в Иерусалим, а Павла оставил под стражей в Кесарии. Однако, узнику по приказанию прокуратора был дан ряд послаблений – он имел полную свободу видеться со своими знакомыми и получать от них все нужное для себя. Согласно предположениям исследователей, в кесарий-ском заключении апостола навещали и его спутники, вместе с ним пришедшие в Иерусалим, и кесарийские христиане.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

533 Ссылка Апостола Павла на членов синедриона, как могущих засвидетельствовать, что в бывшем суде синедриона не могли установить его виновности, делается в виде уступки тому, что нельзя призвать теперь более прямых обвинителей. Однако и сами по себе, члены синедриона могли бы сказать, если бы они действительно нашли какое-либо обвинение против Павла. Апостол даже как бы помогает им найти такое обвинение, а именно в том, что он слишком громко провозгласил тогда свою веру в воскресение, чем существенно разделял членов синедриона и сделал их неспособными к дальнейшему согласному действию против него. По справедливости преосвящ. Михаил усматривает здесь тонкую иронию над теперешними обвинителями Павла, в числе которых, несомненно, были и фарисеи, дружно заступившиеся тогда за Павла, в виде противодействия саддукеям, неверующим в будущую жизнь. «В сонмищи, говорит, они ничего не нашли в нем, допрашивая его не наедине, но в большом собрании; и при тщательном исследовании ничего более не найдено. Видишь ли кротость его в опасностях? Видишь ли язык благоглаголивый? Он старается оправданием своим только защищать себя, а не обвинять их, если не вынужден к тому необходимостью, подобно как и Христос говорит: Аз беса не имам, но чту Отца Моего, а вы не чтете Мене ( Ин.8:49 ). Будем подражать ему и мы, как он подражал Христу. Если он не говорил ничего оскорбительного тем, которые хотели погубить его и умертвить, то какого прощения достойны будем мы, которые во вражде называем врагов злодеями проклятыми?» (Златоуст). 535 Дело кончилось отсрочкой, которыми видимо любил Феликс пользоваться для многих целей. Прежде он отсрочил рассмотрение дела до прихода главных обвинителей, теперь до прихода Лисия. Между прочим, он хотел пообстоятельнее узнать и об учении, которого держался Павел, к чему он и делал потом попытки (ст. 25), но, кажется, корыстные цели в нем превозмогали (ст. 26), и он все делал ради их. Впрочем, содержать Павла прилично он мог приказать и ради его Римского гражданства, и по недоказанности его вины. Может быть, даже он имел к Павлу уважение, подобное тому, которое питал Ирод к Иоанну Предтече, что однако не помешало ему предать его смерти. Так и Феликс томил Павла под стражею и желал даже получить от него взятку, думая, что если он Римский гражданин, то и богат. «Смотри (говорит святой Иоанн Златоуст ), какое постигает (Павла) искушение во-первых от многих, во-вторых в течение долгого времени. Нельзя сказать, чтобы суд производился скоро. Феликс нарочито отложил дело, не имея нужды в исследовании, а только желая удалить Иудеев. Отпустить (Павла) он не хотел из угождения им, а наказать его было невозможно, потому что было бы бессовестно. Посему он и отложил дело, сказав: егда Лисия приидет. И он находил его невинным. Задерживал же, желая угодить Иудеям, а также надеясь взять деньги. Для этого он и призывал к себе Павла, как видно из дальнейших слов Писателя».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Точно и ёмко выразил духовное состояние юсуповского (светского) общества, не только убившего Царского друга, но погубившего и самого Русского Императора-Самодержца, архимандрит Кирилл (Палов) в «Слове на воскресное евангельское чтение в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом»: «Так было тогда, так есть и сейчас: люди, одаренные от Творца разумной душой, способной познавать истину, по своей гордости, своенравию и упорству не хотят познать её и идут наперекор своему разуму и совести, и Богу, и людям, уподобляясь в своем невежестве скотам несмысленным, извращающим истину и правду. Зная о чудесах Иисуса Христа, подаваемых Им народу благодеяниях, слыша Его премудрое, спасительное наставление и учение, видя Его жизнь - вполне праведную, святую, они приписывали тем не менее чудеса силе бесовской, извращали смысл слов Спасителя, поносили Его, называя бесноватым, льстецом и обманщиком, и, наконец, осудили Святейшего всех святых Сына Божия на казнь, предали позорной смерти. Вот ужасная слепота душевная! Не достойна ли она всякого отвращения и горьких слез? Ведь слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке». Но как же, скажет иной читатель, благосклонно относящийся к Феликсу Юсупову, ведь Феликс и Ирина прожили долгую, счастливую жизнь - это ли не свидетельство их оправдания перед Богом. На то ответим словами одной известной многим притчи, рассказанной, например, иеромонахом Марком (Гоголашвили) - насельником Раифского Богородицкого мужского монастыря. «Одному благочестивому монаху прихожане задали вопрос: «Почему иногда добрые и честные люди умирают худой смертью, а злые и порочные - смертью хорошей». Бог открыл монаху ответ на этот вопрос через вот такую притчу: «Был пустынник, старец жизни святой.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/14/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010