Корельский Николаевский монастырь в Архангельском уезде. Николаевский Корельский 3-го класса необщежительный монастырь находится на берегу Белого моря, в юго-восточной части Двинской губы, против острова Нижнего Ягры, от которого отделяется проливом в 1,5 вер. шириной. Время основания монастыря относится к концу XIV или же к началу XV столетия. По преданию, основателем его был преподобный Евфимий, просветитель карелов. Этот монастырь вскоре же после его основания постигло тяжкое бедствие. В 1419 году на него напали норвежцы, разграбили его и разрушили так, что монастырь некоторое время представлял собой одни развалины. Евфимий, по недостатку средств не мог восстановить разрушенной обители, и она была восстановлена лишь в 1471 году на средства богатой новгородской посадницы Марфы Борецкой. Около этого времени утонули, купаясь в Двине, два ее сына, которые и были похоронены в развалинах монастыря. Узнавши об этом, опечаленная горем мать по любви к своим погибшим детям щедро помогла Евфимию, и благодаря ей обитель вновь была устроена. Монастырем в настоящее время управляет епархиальный епископ. Храмов в монастыре имеется два. Один в честь Успения Божией Матери с приделом в честь Боголюбской иконы Божией Матери. На северной стороне от входа в этот храм под каменной часовней погребены сыновья Марфы Борецкой, утонувшие в Сев. Двине, Антоний и Феликс. Второй храм во имя Св. Николая Чудотворца с приделом во имя Свв. апостолов Петра и Павла. В монастырской ризнице хранится, между прочим, древнее рукописное Евангелие без обозначения года; также обращают на себя внимание два старинных потира, сделанных из олова. В библиотеке хранится грамота монастырю Марфы Борецкой, много древних рукописей, хронографов, синодиков и нотных книг прежнего старого знаменного распева. Карельский монастырь приобрел себе в истории печальную известность, как место ссылки. Сюда при Екатерине II был сослан вице-президент Св. Синода архиепископ Новгородский Феодосий Яновский, который здесь и скончался. При Екатерине II здесь же 4 года прожил лишенный архиерейства митрополит Ростовский Арсений Мацеевич . В обители доселе сохраняется та тяжелая деревянная колодка, к которой этот опальный архипастырь был прикован.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  Св. Феликс, апостол Восточной Англии Святитель Феликс, день памяти 8/21 марта. Феликс родился в конце VI века в Бургундии, на востоке нынешней Франции. Еще юношей он был пострижен в монахи и затем рукоположен в священники, вероятно, под влиянием монахов ирландского монастыря св. Колумбана в Бургундии. Именно здесь он познакомился с Сигибертом, царственным изгнанником из Земли Восточных Англов, которого он огласил и крестил. Когда в 630 году Сигиберт вернулся на Землю Восточных Англов, он попросил Феликса последовать за ним и проповедать благую весть в своем королевстве. С этой целью Феликс был посвящен в сан епископа, вероятно Онорием, архиепископом Кентерберийским, известным своим особым благочестием. Согласно местному преданию, епископ Феликс, отплыв из Кента, проследовал в северном направлении и высадился на берег у развалин бывшей римской крепости, на том месте, где сегодня находится Феликсстов. Хотя некоторые считают, что в качестве своей резиденции святитель избрал нынешний город Феликсстов, по мнению большинства историков, она находилась в процветающем в то время портовом городе Дунвич (Данвич), расположенном севернее. По прибытии на место, епископ Феликс развернул энергичную миссионерскую деятельность по всей Земле Восточных Англов. Согласно суффолкскому преданию, именно он научил местное население строить церкви из кремня, коим изобилуют поля Суффолка. Местом своей деятельности Феликс избрал не только основанные им собор и церковную школу, которые, как мы полагаем, находились в Дунвиче, равно как и полуостров вокруг города Феликсстов с близлежащими землями (например, Халлоутри и окрестности Саттон Ху), но и север нынешнего графства. Здесь, в городке Бекклс и в селе Фликстон (которое, согласно поверью, как и Феликсстов, было названо в честь св. Феликса), он проповедовал святую православную веру. Существует также предположение, что он совершил плавание вверх по течению реки Стур (Стауер) и подвизался как на юге графства, в Судбери, так и в средней части его, основаы совместно со святым Сигибертом монастырь на том самом месте, где ныне находится город Бери Сэйнт Эдмундс.

http://pravoslavie.ru/2338.html

Изумляясь власти повелевающего, Феликс сослался на то, что он не может выйти, ибо его удерживают и оковы, и засовы темницы, и усердие стражей. Ангел заговорил снова и приказал Феликсу быстро подняться, так как оковы ни в чем его не стесняют. Как только ангел произнес эти слова, тут же упали цепи с рук и шеи Феликса и путы с его ног. Ангел вывел Феликса вон чудесным образом; дверь темницы была открыта только ему, а для прочих закрыта; среди самих стражей, охранявших темницу, они прошли так, что те и не знали о происходящем. Ангел был подобен огненному столпу Моисееву, и шел впереди Феликса, освещая ему дорогу, как молния, когда тот спасался из рук врагов. И вот, приходит блаженный исповедник Феликс в пустынное место, куда удалился епископ, и находит его, едва дышащего и испускающего болезненные стоны. Феликс порадовался, что обрел Максима живым, но и опечалился, что увидел его на пороге смерти. Он обнял и поцеловал своего духовного отца и попытался чистым дыханием своих уст и теплом своего тела немного согреть его, холодного, как лед. Долго Феликс не мог пробудить признаков жизни в душе или теле Максима, как ни звал или обнимал его. У святого не было поблизости ни огня, ни пищи, которыми он мог бы восстановить силы застывшего и умирающего епископа. Наконец, придя к разумному решению, Феликс преклонил колени в молитве к Отцу Господа нашего Иисуса Христа  и смиренно просил, чтобы Он с неба помог ему. С Божией помощью он мог бы выполнить то, что ему велел ангел, а именно: служение любви по отношению к своему духовному отцу. И вот, без промедления услышанный, Феликс видит висящую в соседних кустах терновника виноградную кисть. Святой понял, что это Дар Того, Кто есть Создатель Природ и Творец Всяческих, Который и воду из сухого камня произвел, и самую воду, когда пожелал, обратил в вино  . Весьма радуясь этому дару Божественного Милосердия, Феликс принес виноград и приблизил ягоды к устам умирающего епископа; но тот, плотно сжав зубы, был подобен мертвецу, ибо, лишаясь всякого ощущения, мысли и души, он не знал, как принять принесенную ему пищу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Несомненно, что Феликс Юсупов унаследовал многие добрые черты своих предков, которые оказались тесно переплетёнными с особыми свойствами его натуры, составлявшими исключительное своеобразие князя Феликса Юсупова младшего. Неподражаемый тип характера Феликса формировался с детства. До 15-ти лет он страдал лунатизмом. В юности имел пристрастие переодеваться в женское платье. В связи с чем участвовал во множестве развлекательных мероприятий в компании своего старшего брата Николая. По признанию Феликса, он ввёл в заблуждение многих мужчин, включая короля Эдуарда VII. Так продолжалось, пока увлечения сына не стали известны отцу, назвавшего сына «негодяем и позором семьи, которому не протянет руки ни один порядочный человек», после чего с переодеваниями было покончено. Но любовь к перевоплощениям в виде налёта театральности и безудержного полёта фантазии сохранилась у Феликса на всю жизнь. Феликс с молодых лет дружил с Вел. князем Дмитрием Павловичем Романовым, который среди современников слыл «повесой и гулякой». На этой почве и сошлись молодые люди. Удивительно, но в дальнейшем, обвиняя Распутина во всех тяжких и, в конечном итоге, в дискредитации Царской Семьи, друзья, видимо, не считали, что сами они дискредитируют и царскую фамилию, и Царскую Семью, и русских аристократов тем же поведением, которое приписывали Распутину. Ещё одно страстное увлечение Феликса - спиритизм. Подробное описание случаев с вызыванием духов, «наблюдением вещей удивительных», падением мраморных статуй во время сеансов, явлением призраков приведено в мемуарах князя Феликса Юсупова. В 1908-1909 гг. Феликс Юсупов младший несколько раз встречался с Царской семьей. В своих мемуарах, без обиняков, что отличает его стиль повествования, не стеснённый самооценкой, он счёл необходимым рассказать о том, что Государыня Императрица Александра Феодоровна «строго сделала ему замечание», указав на то, что «всякий уважающий себя мужчина должен быть военным или придворным». Феликс дерзнул ответить Государыне: - Военным быть не могу, потому что война мне отвратительна, а в придворные не гожусь, потому что люблю независимость и говорю то, что думаю. Я вижу свое призвание в разумном управлении имениями и многочисленными землями, заводами. Правильное управление всем - тоже своего рода служба Отечеству. А служу Отечеству - служу Царю!

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/09/...

Мне надо сейчас идти в храм. Бог благословит тебя и да даст тебе силы и радости быть честным человеком. Елизавета » [Хрусталёв. Ук. соч. со ссылкой на ГИМ ОПИ, Д. 84, Л. 16-17 об.] . Зная Феликса с детства, имея возможность оказать влияние на его воспитание добрым примером и полезным, ласковым назиданием, Вел. княгиня Елизавета Фёдоровна, всю свою жизнь питала чувства любви и надежды к своему духовному воспитаннику, сохраняя их даже после убийства Феликсом Г.Е. Распутина. Из письма Елизаветы Фёдоровны Императору Николаю II от 29 декабря 1916 г.: «...Десять дней молилась за вас, за твою армию, страну, министров, за болящих душой и телом, и имя этого несчастного [Григория Распутина] было в помяннике, чтобы Бог просветил его и ... Возвращаюсь и узнаю, что Феликс убил его, маленький Феликс, кого я знала ребёнком, кто всю жизнь боялся убить живое существо и не хотел становиться военным, чтобы не пролить крови». [Письма препмч. Вел. кн. Елизаветы Феодоровны] Со своей стороны, Феликс Юсупов проявлял к тёте Элле взаимное чувство симпатии и относился к ней с глубоким уважением. Об этом свидетельствуют мемуары князя, в которых он с любовью и благодарностью рисует святой облик Елизаветы Фёдоровны: «Я не намерен приводить какие-то новые сведения о великой княгине Елизавете Фёдоровне. Об этой святой душе достаточно говорено и писано в хрониках последних лет царской России. Но и умолчать о ней в мемуарах не могу. Слишком важным и нужным оказалось её влияние в жизни моей. Да и сыздетства я любил её, как вторую мать. Народ прозвал её святой. Не сомневаюсь, что однажды признает это и церковь. Навек озарена моя жизнь светом этой замечательной женщины, которую уже в те годы почитал я как святую» [Князь Феликс Юсупов. Ук. соч]. По истине Елизавета Фёдоровна была для Феликса Юсупова ангелом-хранителем. Она буквально боролась за его душу. Вот эпизод, приведённый Феликсом в воспоминаниях: - Однажды, говоря с ней с глазу на глаз, я рассказал ей о своих похожденьях, ей, как казалось мне, неизвестных.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/09/...

Павла. 501 Прокуратор выбирает «третий путь». Он не принимает никакого решения, а откладывает его на будущее: Выслушав это, Феликс отсрочил дело их, сказав: рассмотрю ваше дело, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении. А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему ( Деян. 24:22–23 ). Таким образом, Феликс решил последовать совету иудеев и дождаться прихода Лисия, начавшего разбирательство по делу Павла. Чем здесь мог помочь Лисий? Свою точку зрения на события он изложил в письме Феликсу; с христианским учением Лисий вряд ли был знаком настолько, чтобы обстоятельно изложить его Феликсу. Более того, нигде далее в повествовании Луки о приходе Лисия не упоминается. Может быть, сославшись на необходимость его присутствия, Феликс лишь нашел удобный повод для отсрочки дела? Недоумение отчасти проясняется при сравнении русского Синодального перевода с греческим текстом, в котором читаем: νεβλετο δ ατος φλιξ κριβστερον εδς τ περ τς δο επας ταν Λυσας χιλαρχος κατα­β δια­γνσομαι τ καθ μς. Буквальный перевод этого текста следующий: «Выслушав их, Феликс, более точно знакомый с этим учением, 502 сказал: когда придет тысяченачальник Лисий, рассмотрю ваше дело». Слово κριβστερον («более точно») не уточняет, по сравнению с кем Феликс знал христианское учение более точно. Один из вариантов понимания текста: он знал о христианстве больше, чем кто-либо (включая иудеев во главе с Ананией) мог предполагать. 503 Феликс оставил Павла под стражей, приказав сотнику стеречь его, но при этом максимально ослабил режим его содержания. Близким было позволено «служить» ему, то есть приносить еду, одежду и, возможно, книги и матери алы для письма. 504 Некоторые ученые предполагали, что Послания к Ефесянам и Колоссянам были написаны из кесарийского заключения. 505 В одном из посланий, написанных «из уз», Павел просит Тимофея: «Когда пойдешь, принеси фелонь, 506 который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» ( 2Тим. 4:13 ). Второе послание к Тимофею обычно относят к последнему, так называемому второму римскому периоду тюремного заключения Павла, 507 однако и в Кесарии условия его содержания были такими, что он имел возможность принимать посетителей и получать через них то, что было необходимо ему для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский 1. Смотри, какое искушение постигает (Павла), во-первых, от многих, а во-вторых, в течение долгого времени. Нельзя сказать, чтобы суд производился скоро. После того, как ри­тор упомянул о Лисие, сказав, что он силою взял (Павла), благовременно приведены (писателем) слова Феликса, о котором говорится: " Феликс отсрочил дело их, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении " , т.е. нарочито отложил дело, не имея нужды в иссле­довании, а только желая удалить иудеев. Отпустить (Павла) он не хотел из угождения им, а наказать его было невозможно, потому что было бы бессовестно. Потому он и отложил дело, сказав: " когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении. А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему " . " Не стеснять " , говорит. Так и он находил его невинным. Почему же, находя его невинным, задерживает? Желая уго­дить (иудеям), а также надеясь взять деньги. Для того он и призывает к себе Павла. А что именно для этого он призы­вал его, видно из дальнейших слов писателя, который го­ворит: " через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним " (ст. 24-26). Смотри, как писатель держится истины. Феликс часто призы­вал его не потому, что удивлялся ему, или одобрял речи его, или хотел уверовать, но почему? " Надеялся он " , говорит, " что Павел даст ему денег " . Смотри, как он не скрывает здесь намерения судии; а этот, если бы признавал (Павла) виновным, не посту­пал бы так, не захотел бы слушать человека виновного и преступного. Между тем Павел, хотя говорил с начальни­ком, но не сказал ничего такого, чем бы можно было пре­клонить его душу, но говорил то, что устрашило и потрясло его ум; беседовал с ним, говорит, " о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1706...

Зенон не принял в расчет его объявления и восстановил Петра Моггоса. Акакий вступил с ним в общение, будучи обманут православными заявлениями этого дурного епископа. Иоанн Талайа, ушедши из Александрии, прибыл в Антиохию и в Рим. В обоих этих городах он заявил тяжкие обвинения против Моггоса и был принят в общение Календионом и Симплицием. Он писал к Акакию, испрашивая и у него общения; но тот ответил ему, что он не признает его законным епископом Александрии. Симплиций тотчас написал Акакию, порицая его за то, что он вошел в общение с Моггосом. Симплиций помер прежде получения ответа от Константинопольского епископа (483). Преемником его был Феликс, пред которым Иоанн Талайа тотчас же стал защищать свое дело. Иоанн написал памятную записку (memoire) против Акакия и Феликс созвал в Риме собор, на котором было решено, что Акакий должен отвечать на записку Иоанна и провозгласить анафему Петру Моггосу. Эти решения были отосланы императору. 194 В своих письмах, написанных к Зенону и Акакию, Феликс горько жаловался на то, что из Константинополя даже не отвечали на письма его предшественника касательно церковных смут в Александрии. Зенон угрозами и ласками склонил посланных Феликса войти в общение с Акакием и Петром Моггосом: но противники этих двух епископов донесли в Рим на этих легатов и они были низложены. Они доставили два письма, в которых Акакий и Зенон объясняли свое поведение в отношении к Петру Моггосу, и опровергали обвинения, коих объектом был этот епископ. Этот ход дела оскорбил папу, и папа тотчас созвал собор италианских епископов для отлучения и низложения Акакия. Свое решение он объявил ему и подписался следующим образом: «Феликс, епископ святой кафолической церкви Рима. Суждение, высказанное об Акакие, было ничтожно и антиканонично, что оно было произнесено вне того места, где находился обвиняемый и без участия восточных епископов, необходимых судей в этом случае. Кроме того, в решении слышен был очень страстный тон; наконец в нем Феликс домогается присвоить своему престолу Рима титул кафолического, то есть вселенского, чтобы внушить мысль, будто его власть простирается на всю Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

у преосвящ. Михаила). Быть может, это и подало повод говорить о Феликсе, как водворителе мира и благоустроения и притом многого, т.е. на долгое время, в чем оратор является уже и предсказателем, но только неудачным, ибо довольно скоро Феликс за беспорядки был смещен. Неверно сказал оратор и о том, что его речь кратка. Она довольно бессодержательна и потому скучна, особенно для такого живого слушателя, каким был Феликс. Он не сказал ничего, что бы действительно служило обвинением Павла, да и не мог сказать, ибо Павел был ни в чём не виновен, с точки зрения Римского закона и правления. 526 Обвинение оратором Апостола Павла сосредоточивается в наименовании его язвой общества, возбудителем мятежа во всей вселенной. Все это такие громкие фразы, в которых и самый изобретательный на зло Феликс не мог найти ничего реального, в смысле так называемого состава преступления, тем более что Феликс не мог чувствовать в себе призвания умиротворять вселенную, и в особенности врачевать мнимые язвы общества, будучи сам в действительности таковой. Более определенное было обвинение в осквернении храма, но это еще менее могло трогать Феликса, как Римского прокуратора, тем более, что он мог догадываться, какого рода было это осквернение, о котором оратор счел за лучшее умолчать, говоря пред представителем языческой власти. К тому, еще и сам оратор сказал, что это дело должно быть решаемо не здесь и не по Римскому закону, а по частному – Иудейскому. Что Павел был (казался) Назореем – это еще менее могло сказать Феликсу что-либо неблагоприятное о Павле, ибо в сущности в назорействе не было ничего преступного, а если из них некоторые делались зилотами и сикариями, то это дело иное. По мнению преосвящ. Михаила, в этом указании оратора на назорейство Павла можно видеть указание на его христианство, срвн. ( Мф.2:21 ). Но Феликс мог и не понять этого тонкого намека, тем более, что разбор еретических в смысле Иудейском мнений не входил в компетенцию Римского правительства, предоставившего всем веровать, как угодно, и собиравшего идолов для пантеона, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Труды Проспера в основном посвящены проблемам благодати и защите Августина (например, поэма «О неблагодарных»). В начале своего пребывания в Риме Проспер написал трактаты против Винцентия Леринского и Кассиана. Также он опубликовал толкование псалмов, базируясь на «Объяснениях» Августина. В последующий период работы Проспера были в основном компиляциями. 561 Фауст (ум. ок. 495 г.), полупелагианец. Родился в 400 г. в Британии. С 424 г. – монах Леринского монастыря. В 433 г. он стал аббатом Лерина. С 458 г. – епископ Реца (Прованс). В 477–485 гг. Фауст был смещен со своей епархии королем визиготов Эуриком и находился в изгнании. Вернулся на свою кафедру Фауст лишь после смерти Эурика. Что касается упоминавшегося галльского Регия, то этот городок исчез в VI в., а находился рядом с современным городом Мустье в Провансе. В ответ на радикальное учение о предопределении некоего священника Луцидия Фауст написал работу «О благодати», в которой отрицал бестелесность ангелов и человеческой души и признавал только лишь бестелесность Бога. В дополнение к этому он написал 2 книги о Св. Духе в 470 г. Сохранились также некоторые его письма и проповеди. Учение Фауста было одобрено соборами в Арле (473 г.) и Лионе (474 г.), но позднее было осуждено на втором соборе в Оранже (529 г.). Упоминаемого ниже адресата послания Фауста, патриция и префекта претория Феликса, мужа религиозного, следует, по всей видимости, идентифицировать с Флавием Феликсом, государственным деятелем первой половины V в. Флавий Феликс женился на Падусии, вместе с которой он изображен на мозаике в апсиде Латеранской базилики. В 425 г., после разгрома узурпатора Иоанна и провозглашения императором Валентиниана III, Феликс был назначен магистром utriusque militiae. В 426 г. он повелел убить епископа Арля Патрокла и римского диакона Тита. Играя активную роль в политической жизни, Феликс подстрекал императора и его мать – императрицу Плацидию к войне против полководца Бонифация, восставшего в Африке. В 428 г. Феликс стал консулом, а в 429 г. – патрицием. В мае 430 г., когда полководец Аэций, ожидавший преследований со стороны императрицы Плацидии, подстроил солдатский бунт, Феликс со своей женой и диаконом Грунитом был убит перед воротами Урсианской церкви в Равенне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010