Постоянно обуреваемые бедами и страстями, прибегаем к тебе, преп. Зосима, и молим быть молитвенником за нас пред Богом. Посещай милостиво, отче наш, да тобою, спасаемые, поем: благословен Бог отцов наших». 882 18 ч. Память о пр. и ФЕЛИкорельских Пр. Евфимий был основателей корельского Николаевского монастыря, на корельском берегу невдали от Белого моря. 883 Это было около 1410 г. Но едва усердный труженик успел построить храм святителя и несколько келлий, как в 1419 г. норвежцы напали на монастырь, сожгли церковь и умертвили нескольких иноков. 884 Надлежало вновь устроить обитель и пр. Евфимий принялся за св. дело. Между тем сыновья Марфы посадницы, владевшей на севере огромными пространствами земли, осматривая имения свои, утонули в устье Двины. Пораженная потерей их Марфа предоставила преп. Евфимию богатые средства для устроения обители. По летописи Марфа называется женой Исаака Борецкого. В граммоте своей монастырю пишет она: «вот я, раба Божья, Марфа, написала при жизни сие рукописание, поставив храм св. Николая в Корельском, над гробами детей моих Антония и Феликса; я дала в дом св. Николая покупку мужа моего Филиппа – село на острове Лавле, да два села в Конечных… Приказываю дом св. Николая господину моему деверю Федору Григорьевичу, и его детям, и зятю моему Ефрему Васильевичу». 885 По этому видно, что Антоний и Феликс были сыновья первого мужа Марфы Филиппа Васильевича. А поскольку же Марфа была действующим лицом в событиях 1470 г., то легко понять, что построение Николаевской обители Марфою было уже после 1419 г., и что Феликс и Антоний окончили земное течение свое людьми молодыми. Феликс известен и по личной благотворительности своей, именно монастырю св. Михаила, что в 30 верстах от устья Двины, на Пур-наволоке. 886 Блаженный Евфимий известен не только по трудам и заботам в построении зданий нужных для обители, но что гораздо важнее, сам, исполненный ревности к духовному совершенству, он просвещал дикий корельский край светом евангельской истины и возбуждал ревность к жизни достойной созданного по образу Божьему.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таковы пути, по которым многие из христиан удалились от церкви. г) К этому у многих присоединяется еще страшная сила господствующего порока, которая притупляет всякое религиозное чувство, застилает густым туманом духовные очи и низводит человека с высоты небесной в облако чувственных наслаждений, овладевающих всем существом его. В таком состоянии он не чувствует уже никакой потребности в приближении к Богу; он не может, и не хочет уже и молиться. Какое удовольствие он может получить от общественной молитвы в церкви, когда ему все напоминает здесь о глубоком падении его души, когда близость Бога приводит его в смущение и страх. Все, что говорится здесь о смерти, о суде и вечном воздаянии, все это нарушает его внутренний покой, пробуждает угрызение совести и не дает ему спокойно спать. Что может быть в этом случае всего естественнее, как не избегать намеренно всего, что может напоминать ему о его духовном бедствии, о его нравственной бедности и наготе. Вот причина, почему многие из христиан не ходят в храм Божий и не хотят слушать здесь слово Божие. Это слово, как меч, как острое копье вонзается в сердце, доходя до «разделения души и духа». Если бы перед такими слушателями выступил сейчас с своею евангельской проповедью и сам апостол Христов, то они и его едва ли стали бы слушать. Так стоял некогда бедный, заключенный в узы ап. Павел перед правителем области Феликсом и говорил о вере во Иисуса Христа. Пока Павел говорил об общих истинах веры, Феликс слушал; но как только начал он говорить о целомудрии, о будущей жизни, о суде и аде, Феликс, уязвленный в своей совести, смутился и сказал: «довольно, уходи, теперь мне некогда, я позову тебя, когда будет удобное время». С этим Феликсом можно сравнить тех из христиан, которые избегают общественного богослужения в храме потому, чтобы не оказаться в таком же положении, в каком находился Феликс. Возлюбленные о Господе братие и сестры! Я указал вам на причины непосещения храмов известных слоев нашего общества – на тот конец, чтобы вы не увлекались такими соблазнительными примерами и не думали, что поступающие таким образом имеют основание. О, не следуйте их примеру, берегитесь соблазна! Не берите примера и с тех, так называемых христиан, которые хотя и ходят в храм Божий, но ходят не для поклонения Творцу, не для раскаяния во грехах своих, не для освящения своей души и тела молитвой, а для развлечения, как на зрелище, для свидания со знакомыми, что можно бывает видеть из их легкомысленного настроения, из их позы, их улыбок и смеха и из шутливых разговоров между собой. Поистине, если церковь сетует о тех из чад своих, которые совсем не ходят в храм Божий, то она мало имеет основания радоваться и за тех, которые, хотя и ходят, но не делают различия между церковью и танцевальным залом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Между тем лжепрорицатель демон еще больше увеличил славу мученика и обнаружил собственную лживость, потому что спадшая с неба молния сожгла все капище и самую статую Аполлона, деревянную и только позолоченную снаружи, обратила в мельчайший прах. Узнав об этом пожаре ночью, Юлиан, по матери дядя Юлиана царя, префект Востока, со всею скоростию поехал в Дафну, чтобы подать помощь чтимому ими божеству, и, нашедши так называемого бога уже превратившимся в прах, подверг пытке прислужников храма в том предположении, что пожар произведен каким-нибудь христианином, однако ж, и под пытками они не решились сделать ложного показания и говорили, что пламя сперва показалось не внизу, а вверху. То же подтверждали и собравшиеся из соседних деревень поселяне, свидетельствуя, что они сами видели, как молния спала с неба. Глава 12. Об отобрании в казну церковных сосудов и об отнятии хлебных запасов Уверившись, что все произошло действительно так, нечестивцы вооружились против Бога всяческих. Тиран повелел церковные сосуды предать в царские казнохранилища, заколотить двери построенной Константином великой церкви и сделать ее недоступною для христиан, собиравшихся в ней на молитву. Этою Церковью владели тогда ариане. Вместе с префектом востока Юлианом в сей Божий храм вошли блюститель государственной казны, Феликс, и хранитель сокровищ и стяжаний, принадлежащих лично самому царю, Элпидий, или Comes privatus, как называют эту должность римляне Феликс и Элшидий прежде были, говорят, христианами, но в угодность нечестивому царю отступили от благочестия. Юлиан осквернил святой престол и дал пощечину Евзою, когда он покусился было воспретить это. Говорят, что при этом случае Юлиан прибавил: " Теперь Божественное провидение уже не печется о делах христианских " , а Феликс, обратив внимание на драгоценность священых сосудов, которые сделаны были Константином и Констанцием со всею щедростью, сказал: " Вот на каких сосудах служат Сыну Марии! " Глава 13. О том, что произошло с дядею царя, Юлианом, и другими нечестивцами Но недолго ждали они наказания за это нечестивое и безумное поругание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/989/...

По свидетельству Дееписателя, Ап. Павел пробыл в римских узах два года 28 . Рим сгорел в 64 году. Допуская, что Апостол скончался во время пожара, необходимо признать, что он прибыл в Рим в 62 году. Но этого допустить нельзя. Прежде всего, можно определить, что Ап. Павел прибыл в Рим в конце февраля или в начале марта. Из кн. Деяний известно, что на пути в Рим Апостола застала зима 29 . Три зимних месяца Апостол и его спутники провели па острове Мелите 30 и потом через Сиракузы прибыли в Рим 31 . Принимая во внимание, что изучаемое событие имело место на Средиземном море, необходимо признать, что Апостол прибыл в Рим не позже начала марта. Из новейших ученых это мнение защищается Фельтеном 32 . Не имея оснований к передположению о слишком долгом путешествии Апостола, нельзя не признать, утверждаясь на, сейчас приведенных показаниях Дееписателя, что Апостол был отправлен в Рим осенью. – Какого года? Для определения времени отправления Ап. Павла в Рим находятся указания в кн. Деяний. Апостол был схвачен иудеями в Иерусалимском храме 33 , через два дня он под большим конвоем 34 , охранявшим его от иудеев, был отправлен в Кесарию, к правителю Палестины Феликсу 35 . Феликс, ни в чем не стесняя, продержал Апостола под стражею сотника 36 два года. По истечении двух годов Феликс был смещен и на его место поступил Фест 37 . Дело Апостола, вследствие этого, перешло к Фесту. Между вступлением Феста в проконсульство и отправлением Ап. Павла в Рим, как можно видеть из кн. Деяний 38 , прошло не особенно большое время. На 10 или, по крайней мере, на 13 день своего проконсульства, Фест разсматривал дело Апостола 39 , а несколько дней спустя, вторично занялся этим же делом в присутствии царя Агриппы и Вереники 40 . Именно в это время, во второе разбирательство, Фест решил отправить Ап. Павла, согласно его требованию, в Рим 41 . Таким образом, с несомненной достоверностью устанавливается, что время отправления Ап. Павла в Рим совпадает с временем удаления Феликса и вступлением Феста. Феликс имел брата Палланта, известного любимца Агриппины, матери Нерона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Павел говорил Феликсу и его жене не о том только, что они желали слышать, но и о том, чего они, конечно, не хотели, но что святой Апостол считал своим долгом сказать им: «о правде, о воздержании и о будущем суде». Эти слова Апостола привели в страх жестокого и распутного Феликса, который, по словам римского историка Тацита, дозволял себе всякого рода несправедливости и невоздержание и «всякие злодейства совершал безнаказанно», и он отослал проповедника, обещаясь позвать его после. Какова была настроенность прокуратора, видно из того, что он надеялся получить с Павла взятку за его освобождение, а потому показывал ему свое благоволение, часто призывая его к себе и беседуя с ним. Зная, конечно, что христиане принимают большое участие в судьбе узника, он рассчитывал, что они дадут достаточно большой выкуп за его освобождение. Так продолжалось два года. В 60 или 61 году по Р. Хр. Феликс был отозван с прокураторства и замещен Порцием Фестом . О нем мало что известно, но впрочем только доброе: он правил недолго и умер в следующем году, а на его место был прислан Альбин . Желая оставить по себе добрую память у Иудеев, Феликс так и не освободил Павла, хотя, видимо, считал его невинным: Павел продолжал оставаться в узах, считаясь находящимся под судом. Глава двадцать пятая Прокуратор Фест в Иерусалиме и жалобы ему на Апостола Павла со стороны иудеев (1-6). Апостол Павел на суде перед Фестом (7-12). Царь Агриппа 2-й и Вереника в Кесарии и желание их слушать Апостола (13-27). Прокуратор Фест во Иерусалиме и жалоба ему на Апостола Павла (25:1-6) Вступив в должность, Фест через три дня отправился во Иерусалим, и там первосвященник и знатнейшие из иудеев тотчас же явились к нему с жалобой на Павла, прося его вызвать Павла в Иерусалим, с тем же расчетом убить его по дороге. Первосвященником был тогда Измаил , сын Фаби, которого еще Феликс поставил на место смещенного им Анании. Фест был настолько благоразумен, что не послушался их подущений и отказал в исполнении их просьбы. Он сказал им, что Павел содержится под стражей в Кесарии, и он сам туда скоро вернется, так что нет надобности вызывать узника в Иерусалим, и предложил обвинителям, именно «которые из вас могут», то есть облеченным соответствующими правами и властью, идти в Кесарию, чтобы там вести суд над узником.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Феликс Киреев Скачать epub pdf Преосвященный Гедеон (Покровский) возглавлял Владикавказскую кафедру с 1904 по 1908 гг. Историк Феликс Киреев, на основе данных метрической книги кафедрального собора Архангела Михаила, установил место смерти и погребения епископа Гедеона. Осенью 1919 года во Владикавказе отошел ко Господу бывший архиерей Владикавказской кафедры Преосвященный Гедеон (Покровский) . В силу обстоятельств того времени, это событие осталось незаметным для широкой общественности города. Похоже, о судьбе епископа Гедеона не знало и высшее руководство Русской Православной Церкви, так как во всех справочниках, посвященных епископату, указан 1922 год смерти Гедеона и без упоминания места. Владыка Гедеон, в миру Герасим Петрович Покровский, родился 4 марта 1843 года в семье дьякона села Покровского Орловской губернии. В 1869 году он окончил Орловскую духовную семинарию и в 1872 году вступил в брак с дочерью соборного священника г. Болхова – Ольгой Александровной Сокольской. 13 февраля 1872 года был рукоположен во священника в Преображенской соборной церкви г. Болхова Орловской епархии. Овдовев, он в 1874 году поступил в число братии Мещовского монастыря Калужской епархии. В 1873 году Герасим Покровский был пострижен в монашество с именем Гедеон. В 1884 году, по окончании 4-го курса Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия, он был отправлен в Японскую Духовную Миссию и назначен преподавателем Православной духовной семинарии в Токио по Священному Писанию и Нравственному Богословию. В 1885 году по болезненному состоянию Гедеона увольняют со службы при Миссии и определяют в число братии Болховского Троицкого Оптина монастыря. С 27 марта 1887 года он преподаватель Казанской духовной семинарии по Основному, Догматическому и Нравственному богословию. В следующем году его назначают смотрителем Холмского духовного училища. Тогда же Гедеон блестяще защитил диссертацию на тему «Археология и символика ветхозаветных жертв» и был удостоен степени магистра богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Pokrovs...

От одного Человека с 12 Апостолами в Галилее Евангелие распространилось в Иудею, Самарию, на Прибрежную равнину – и теперь к язычникам, начаткам жатвы до края земли. 5. СМЕРТЬ ИАКОВА, БРАТА ИОАННА, Деяния 12 Ирод Агиппа I (внук Ирода Великого) бьш «царём» Рима в Израиле в 41–44 гг. В 44 году он убил Апостола Иакова и планировал убить Петра. И Новый Завет , и Иосиф Флавий повествуют об ужасной смерти Агриппы ( Деян. 12 ; Древн. XIX.8.2). Но никто не мог остановить Евангелие: оно «росло и распространялось» ( Деян. 12:24 ). 6. ПАВЕЛ – УЗНИК В КЕСАРИИ, Деяния 23:23–35 Со времени проповеди Петра (синяя стрелка) до заключения Павла в Кесарии (оранжевая стрелка от Иерусалима к Антипатриде и Кесарии) прошло больше 20 лет (прибл. 36 и 58 гг.). За это время Евангелие, в основном, благодаря служению Павла распространилось по Римской империи (карты 10–2, 3, 4). После 3-го миссионерского путешествия Павел пришёл в Иерусалим на Пятидесятницу ( Деян. 20:16 ), где его обвинили во введении язычника в храм. Вспыхнул мятеж, и римский начальник арестовал Павла ( Деян. 21–22 ). Узнав о планах убить Павла, он отправил его под охраной через Антипатриду в Кесарию. Павел перед Феликсом, Деяния 24:22–24 Находясь в тюрьме в Кесарии, Павел проповедовал Евангелие римскому правителю Феликсу (правил прибл. в 52–59 гг.) и его жене Друзилле. Известная своей красотой Друзилла была сестрой Ирода Агриппы II и правнучкой Ирода Великого. Она бросила мужа, чтобы выйти замуж за Феликса Древн. ХХ.7.2). Феликс испугался, когда Павел говорил ему о праведности, воздержании и будущем суде ( Деян. 24:25 ). Он держал Павла в узах два года. В это время (прибл. 60 г.), за шесть лет до восстания евреев, Феликс был занят политическими и религиозными трениями между евреями и язычниками. Флавий пишет: Около того же времени возникли разногласия и между иудейским населением Кесарии и ее сирийскими жителями (язычниками) из-за вопроса о политической равноправности... Когда Феликс заметил, что эта распря переходит в открытую войну, он поспешил уговорить иудеев прекратить ее. Но так как те не повиновались ему, он выпустил на них вооруженных солдат, многих иудеев перебил, а еще большее количество их захватил живьем, причем разрешил солдатам разграбить несколько особенно богатых домон Древн. ХХ.8.7).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Зимой 1914 г. в кабинете министров произошли перемены. На пост премьер-министра вместо Коковцова назначен Иван Логгинович Горемыкин, а министром финансов - Пётр Львович Барк. Новые министры, помимо своих профессиональных возможностей отличались более спокойным отношением к старцу Григорию Распутину, соответственно, взаимоотношения их с Царём и Царицей были свободны от досадных попыток вмешательства в их личную жизнь. У Царя и Царицы появился новый родственник - князь Феликс Феликсович Юсупов-Сумароков-Эльстон (Феликс Юсупов) - сын Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона и Зинаиды Николаевны Юсуповой, одной из близких подруг Вел. княгини Елизаветы Феодоровны. Он женился на племяннице Государя - княжне Ирине Александровне Романовой (февраль 1914 г.). Впоследствии Феликс Юсупов стал организатором и одним из исполнителей убийства старца Григория. 13 февраля 1914 при посредничестве старца Григория Ефимовича Распутина-Нового состоялась Высочайшая аудиенция, данная в Царскосельском дворце представителям монахов-имяславцев в составе: иеросхимонаха Николая, схимонаха Мартиниана, схимонаха Исаакия и монаха Манасии. В этот же период времени Григорий Ефимович открыто выразил свою поддержку афонским монахам-изгнанникам. Его высказывания были приведены газетой «Русское Слово» ( Москва ) в заметке от 1 июля 1914 г. Весной 1914 г. на квартире у Григория Ефимовича, во время одного из духовных собраний его почитателей был сделан групповой фотоснимок, истории появления которого уделила внимание А.А. Танеева (Вырубова) на страницах своих воспоминаний. Фотография разошлась по салонам и газетным публикациям, наделав много шума, и была представлена, как доказательство кутежей и оргий в доме Распутина. Вскоре Г.Е. Распутин-Новый вместе со своим отцом, Ефимом Яковлевичем Распутиным, который гостил у сына, выехали в Покровское. Побыв дома, старец Григорий вернулся в Москву, затем уехал в Петроград, а оттуда в Ялту, где находился с 14 по 21 мая. В этот период времени проявился неподдельный интерес печатных издательств к личности Григория Распутина. Было опубликовано много бесед с ним газетных репортеров. В частности, подобного рода интервью, довольно подробное и данное в положительном ключе, появилось в газете «Ялтинский вестник». Из Крыма Григорий Ефимович возвратился в С-Петербург.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/30/...

Через несколько дней у нас с Регельсоном произошел такой разговор: «Мы в разных церквах», — сказал он. Я ответил, что Церковь только одна и что вообще Феликс их губит, что его подослал либо ГБ, либо сатана — только я до сих пор не могу решить, конкретно кто. Ну, Регельсон, конечно, совсем разъярился. А тут еще одна женщина сказала, что она якобы видела Карелина в тех местах, где не следует видеть, — в какой–то приемной на Лубянке или что–то в этом роде… Это был миф, как потом оказалось. Я это и воспринял как миф, но сказал об этом, что такие вещи «ходят», потому что это — либо прямо сатана, либо сатана через руки врагов. Иначе не могло быть — такая дикая, абсурдная ситуация создавалась. Тогда Феликс явился ко мне, чтобы выяснять отношения, и мы ночью, после всенощной, ходили вокруг храма, а я его поддразнивал: вокруг нас кругами бегала собака, и я ему говорил, что это Мефистофель, который некогда пуделем ходил вокруг Фауста, — Феликс быстро, лихорадочно крестился и оглядывался по сторонам. Я ему сказал, что он принес нам огромное зло, что он частично разрушил наш приход, что он замутил голову нашим ребятам. А он сказал, что я не доверяю ему, что он ходил ко мне на исповедь, а теперь я все это предал, потому что я ему перестал доверять. Я промолчал, я не хотел ему говорить, что человек, который работал агентом в течение ряда лет, человек, который был убийцей и провокатором, не может претендовать на прозрачность стеклышка. Разумеется, у нас были основания всегда подозревать его в чем–то. Хотя вообще я никогда не подозревал его в неискренности. И впоследствии я полностью убедился, что все подозрения относительно его нечестности были напрасными — он был совершенно честен. Я вам сейчас расскажу, при каких обстоятельствах я в этом убедился. Где–то в 60–х годах у нас с ним происходит полный разрыв. Я поставил ребят перед выбором: либо вы с ним, либо вы в нашем приходе. С ним остаются двое: Капитанчук и Лев Регельсон; все остальные примыкают к нашему приходу — в общем, от Карелина отходят. Естественно, с ним остаются Глеб и Николай Эшлиман, хотя с ними я продолжаю поддерживать отношения, но они все реже ко мне приезжают, и отношения у нас становятся все более и более холодными. Году в шестьдесят седьмом или шестьдесят восьмом, кажется, на каком–то торжестве, мы разговариваем с Николаем, и он говорит: «Феликс — человек Божий, посланный свыше», — он говорит вот такие слова. А через три месяца он приехал ко мне и сказал: «Это сатана, и вообще я с ним порвал».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Феликс Разумовский: Храм, окруженный помойкой, – это духовно тяжелое зрелище 16 мин., 09.09.2019 «Выходя сегодня из храма, мы попадаем в радикально другой мир. Там нет общей для всех правды. И нет вещей, над которыми нельзя было бы посмеяться», — считает Феликс Разумовский, историк, ведущий телепрограммы «Кто мы?». Но как возник этот разрыв двух миров? Неужели Церковь проиграла ироничной цивилизации мнимостей, и верующим остается только укрываться от нее, не пытаясь ничего изменить? Об этом наш разговор с Феликсом Вельевичем. «Довели утопию до логического конца» — Вы часто повторяете, что культура иерархична, и жалеете, что эта иерархия разрушается. Что Вы имеете в виду? — Еще совсем недавно люди находились внутри устоявшейся обиходной культуры. Тут принято говорить об обычаях, традициях, нравах, то есть о чем-то привычном, само собой разумеющемся. Это не призывы и декларации, это сама жизнь. Русская обиходная культура некогда оформляла жизнь человека во всех ее проявлениях. В том числе — характер общения людей. Внутри семьи, в обществе, с представителями власти… Каждый конкретный случай предполагал свой, особый тип поведения. Приглядевшись и поразмыслив, мы увидим в этом особый порядок, некую иерархию. Обиходная культура, сложившаяся на основе христианских ценностей, была насквозь иерархичной. В самом деле, в храме, на вузовской кафедре или, допустим, на своей кухне мы ведем себя по-разному. Поведение в храме — самое строгое, там мы не станем оживленно разговаривать и смеяться. А где-то в другом месте мы можем и повеселиться. Другое дело, когда в жизни возникает своего рода культ развлечения, нескончаемой смены впечатлений и всепоглощающего драйва,— тогда мы имеем дело с кризисной ситуацией, с разрушением иерархии. И с потерей обиходной культуры. — Почему это так беспокоит Вас сегодня? — Обычная повседневная жизнь превращается в трудноразрешимую проблему. Христианин не может не чувствовать этого — разрушительного противостояния веры и того, что можно назвать нормой современной жизни.

http://foma.ru/feliks-razumovskij-hram-o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010