И когда Богу будет угодно, чтобы Феликс отошел в иной мир, тогда ты легко достигнешь сана епископа». Но тот, возвратившись, оставил без внимания полученный им совет, так как казалось, что Феликс оправился от болезни. Но после того как прекратилась лихорадка, на его голенях появилась от потливости сыпь. Тогда он наложил слишком сильный компресс из шпанских мух, голени начали гноиться, и он закончил жизнь на тридцать третьем году своего епископства и на семидесятом году своей жизни. Ему наследовал по приказу короля его двоюродный брат Ноннихий. 16. Узнав о смерти Феликса, Папполен вновь взял его племянницу, с которой был разлучен. Ведь уже до этого он был помолвлен с ней. Но так как епископ Феликс и слышать не хотел о свадьбе, то Папполен, придя с большим отрядом, увел девушку из часовни и нашел убежище в базилике блаженного Альбина. Тогда епископ Феликс разгневался и хитростью увел девушку от жениха и, после того как она сменила светскую одежду [на монашескую], поместил ее в монастырь около Базаса. Но она тайно послала вестников с тем, чтобы Папполен, похитив ее из монастыря, куда ее поместили, взял к себе. Тот согласился и, взяв девушку из монастыря, женился на ней, и так как он заручился королевским согласием, то и не пугался угроз ее родственников. 17. Король Хильперик приказал крестить в этом году многих иудеев 986 , большинство из которых он сам воспринял от святой купели. Однако некоторые из них, у которых очистилось только тело, а не душа, обманув Бога, вернулись к той самой вере, которую они прежде исповедовали, так что было видно, что они почитали и субботу 987 , и соблюдали воскресенье. Приска же никак не смогли склонить к признанию истинной веры 988 . Тогда король разгневался и повелел содержать его под стражей, чтобы силой заставить внимать и верить того, кого он не смог добровольно склонить к вере. Но Приск, дав кое-какие подарки, попросил отсрочки, пока сын его не женится на еврейке в Марселе, коварно обещая, что потом он выполнит волю короля. В это время между ним и Патиром, крещеным иудеем, который был уже крестным сыном короля, возник спор.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Фридрих 1314–1347 Людовик IV 1347–1378 Карл IV 1378–1400 Венчеслав 1400–1410 Руперт 1410–1411 Джобст 1410–1437 Сигизмунд 1438–1439 Альберт 1440–1493 Фридрих V Приложение 18 «Римские папы» Святой апостол Петр Святой апостол Лин до 76 (78) Анаклет 76 (78) – 88 (90) Св. Климент I 88 (90) – 97 (99) Эварист 97 (99) – 105 (107) Сщмч. Александр I 105 (107) – 115 (116) Сикст I 115 (116) – 125 Телесфор (125–136) Сщмч. Игиин Философ (136–140) Пий I 140 – (154) 155 Аникита (154) – (165) 166 Сотирий (165) 166 – (174) 175 Сщмч. Елевферий I (174) 175–189 Виктор I 189–199 Зефирин 199–217 Наталис, антипапа (199–?) Каликст I (217–222) Сщмч. Ипполит Римский , антипапа (217–235) Урбан I (222–230) Понтиан (230–235) Сщмч. Анфир (Антер) (235–236) Сщмч. Фавий (Фабиан) (236–250) Корнилий (251–253) Новатиан, антипапа (251–268) Лукий I (253–254) Стефан I (254–257) Сщмч. Сикст II (257–258) Дионисий (259–269) Феликс I (269–274) Евтихий (275–283) Сщмч. Гаий (283–296) Маркеллин (296–304) Маркелл I (308–309) Евсевий (309–310) Мильтиад (Мельхиад) (311–314) Свт. Сильвестр I (314–335) Марк (336–336) Юлий I (337–352) Свт. Ливерий (352–366) Дамас (366–384) Феликс II, антипапа (355–358; 365) Урсин, антипапа (366–367) Сириций (384–399) Анастасий I (399–401) Иннокентий I (401–417) Зосима (417–418) Бонифатий I (418–422) Евлалий, антипапа (418–419) свт. Келестин (Целестин) I (422–432) Сикст III (432–440) Свт. Лев I Великий (440–461) Иларий (461–468) Симплиций (468–483) Феликс II (483–492) Геласий I (492–496) Анастасий II (496–498) Симмах (498–514) Лаврентий, антипапа (498, 501–505) Гормизд (514–523) Иоанн I (523–526) Феликс III (526–530) Бонифатий II (530–532) Диоскур (антипапа) (530) Иоанн II (533–535) Свт. Агапит I (535–536) Сильверий (536–537) Вигилий (537–555) Пелагий I (556–561) Иоанн III (561–574) Бенедикт I (575–579) Пелагий II (579–590) Свт. Григорий I Великий (590–604) Сабиниан (604–606) Бонифатий III (607) Бонифатий IV (608–615) Адеодат I (Деусдедит) (615–618) Бонифатий V (619–625) Гонорий I (625–638)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ещё беглопоповцы указывают на пример папы Феликса II, будто бы впавшего в арианство и принятого римскими клириками; но это неверно, потому что папа, был рукоположен епископами православной церкви, хотя и разделявшими некоторые арианские мнения, но ещё не отлучёнными от церкви. Сам же Феликс не отступал от православия, а потому никакому чиноприёму не подвергался. Об этом Бароний так говорит: «кесарь еретик, аки почитая церковь римскую, не даде арианина на место Ливериева (папа Ливерий был изгнан с престола за несогласие осудить св. Афанасия), но Феликса, диакона римскаго, который аще и соблюде веру кафолическую, обаче на осуждение Афанасиево соизволи и осуждением арианским (против Афанасия) окаляся. (Бар. лето 355). Это подтверждает и историк Сократ, который пишет: «говорят, что он (Феликс) не принимал арианства и рукоположен насильно, по принуждению», (стр. 119). Таким образом если Феликс соблюдал кафолическую веру и не принимал арианства, а только соизволил на осуждение св. Афанасия, то ясно, что он еретиком не был, почему его и принимать не от чего было. Когда же возвратился папа Ливерий, «сообщением еретическим окаляся», то римские клирики остались при Феликсе. Вот как об этом говорит Бароний: «пришедшу в Рим Ливерию с писанием кесарским, римляне услышавше, яко сообщением еретическим окаляся, при Феликсе пребываху, и тии, иже прежде при Ливерии бяху, и клирики римстии и между ними Дамас сопротивишася ему», (лет. 357.) Выходит, что римские клирики не Феликса принимали, а сами «при Феликсе пребываху», сопротивляясь Ливерию. Ясно, что Феликс был православный, а потому никто его ни от какой ереси и никаким чином не принимал. О миропомазании же в сказании о папе Феликсе и намёка нет. Ещё беглопоповцы ссылаются на пример иерея Михаила, будто бы посланного папой в Константинополь для принятия епископов от ереси. Но как на предыдущие, так и на этот пример они ссылаются напрасно, потому что иерей Михаил никого из епископов от ереси не принимал, почему беглопоповцы ни на кого и не указывают, так как сего на самом деле не было.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

После кончины Сисинния на Папский престол был избран К., рукоположенный скорее всего без разрешения императора, как и его предшественники. Согласно Liber Pontificalis, вскоре после рукоположения К. столкнулся с неповиновением Равеннской кафедры. В 666 г. имп. Констант II Погонат вопреки позиции Папского престола даровал Равеннской Церкви автокефалию (MGH. Scr. Lang. P. 350-351). На Римском Соборе 680 г. папа Агафон и Феодор, архиеп. Равенны, заключили соглашение, по которому архиепископ признал юрисдикцию Папского престола; в соответствии с этим соглашением архиеп. Дамиан (692-708) был рукоположен в Риме. После кончины Дамиана на кафедру был избран Феликс (709-725). В апр. 709 г. К. совершил его епископское рукоположение. Однако Феликс отказался подписать cautiones - документы, к-рые подписывал каждый епископ, принимавший рукоположение от папы Римского. В их число входили исповедание веры, cautio (обязательство соблюдать дисциплинарные и литургические нормы) и indiculum (клятва верности ап. Петру и папе как его наместнику; изд.: Liber diurnus Romanorum pontificum/Ed. Th. Sickel. W., 1889. P. 69-81). По мнению Л. Дюшена , Феликс отказался подписать cautio и возложить indiculum на гробницу ап. Петра, как того требовал обычай, поэтому К. сам отнес документы к гробнице апостола (LP. T. 1. P. 393). Вскоре после возвращения Феликса в Равенну в город прибыл стратиг Сицилии и патрикий Феодор с визант. военным флотом, получивший приказ имп. Юстиниана II наказать горожан за мятежные выступления 693 и 695 гг. Архиеп. Феликса и нотария Иоанникия, доставленных в К-поль, обвинили в гос. измене (до избрания на кафедру Феликс был аббатом мон-ря св. Варфоломея в Равенне и получил привилегию от имп. Леонтия (695-698), организовавшего низложение Юстиниана II). Архиепископа подвергли пыткам, ослепили и сослали в Понт; ему удалось вернуться в Равенну только после гибели Юстиниана II (711). Составитель жизнеописания К. считал это карой за горделивое непослушание архиепископа папе Римскому.

http://pravenc.ru/text/2056990.html

А как до меня дошло, что иудеи замышляют на сего человека, то я немедленно послал его к тебе, приказав и обвинителям говорить на него пред тобою. Будь здоров» (23:26–30). Правитель, прочитав письмо и кратко спросив Павла о его происхождении, сказал: «Я выслушаю тебя, когда явятся твои обвинители». При этом он повелел Павлу оставаться под стражей в Иродовой претории, т. е. при дворце Ирода. Через пять дней из Иерусалима явились обвинители Павла. Во главе их находился первосвященник Анания, а также специально приглашенный иудеями судебный оратор, ритор Тертул (адвокат обвинения). На суде Тертул доказывал, что Павел является «язвой общества», мятежником, еретиком и осквернителем храма; в то же время Тертул жаловался на тысяченачальника Лисия, который «пришедши с великим насилием» взял Павла из рук иудеев и помешал на месте расправиться с главой «назорейской ереси». Иудеи подтвердили обвинение Тертула, и тогда правитель дал слово Павлу. В своей защитительной речи Павел сказал: «... Я пришел в Иерусалим для поклонения и чтобы доставить милостыню народу моему и приношение... Ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение и не могут доказать того, в чем меня обвиняют. Но в том признаюсь, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках, имея надежду, что будет воскресение мертвых...» (24:11–16). Выслушав все речи, Феликс отсрочил дело, сказав: «Рассмотрю ваше дело, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю о сем учении». А Павла приказал стеречь, но не стеснять и разрешать близким свободно к нему приходить и помогать. Через несколько дней Феликс вместе с Друзилой, своей женой, которая была иудеянка, призвал к себе Павла и долго расспрашивал о вере во Христа и о христианском учении. В дальнейшем Феликс часто вызывал к себе Павла для беседы. Но когда апостол стал говорить о правде, воздержании и будущем суде, то Феликсу это не понравилось, тем более, что он ожидал получить от христиан деньги за освобождение Павла. Дело затянулось, и Павел оставался заключенным в Кесарии два года. Затем Феликс был смещен и на его место назначен Порций Фест.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мания конспиративной лжи окружала тему убийства в воспоминаниях. Следуя заданной роли, он выписывал тот облик Распутина, который ложился в канву всей сочинённой им драмы. Поэтому пытаться принять за чистую монету его воспоминания в отношении Распутина - бессмыслица. В лучшем случае мы увидим тот лживый извращённый образ, который жил в его воспалённом мозгу. Надо ли говорить, что он был далёк от реальности, как далеки были от реальности его фантазии. Ведь он считал себя спасителем России, он расчищал дорогу тем честным русским людям, кто должны были пойти вслед за ним. Но выяснилось, и он вынужден был это с удивлением признать, что те, кого он имел ввиду (Родзянко, Гучков, Милюков и проч.) - ни на что не способны. И всё их значение в истории, которое он им приписывал - такой же маниакальный бред. Осознание себя особым человеком, благодетелем, избавителем - лейтмотивом проступает в воспоминаниях. Жалкие попытки подвергнуть сомнению необходимость убийства - всего лишь рисовка, дань нравственным христианским традициям. Не только он сам, но и все, кто окружал и любил его, видели в нём именно «спасителя». Но поразительно, насколько расходилось это мнение с той зловещей действительностью, в которой оказалась Россия. Спасителем называют того - кто улучшил положение, облегчил страдания, избавил от опасности. Что же мы видим, убийство Распутина не только не избавило от страданий и улучшило положение, но напротив усугубило его до крайней степени, привело страну на грань полного хаоса, а народ на грань истребления. Все чаяния - оказались фантазией, все герои - пустыми, неспособными ни к чему персонажами, которых с позором смела история. Похоже, никто уже не мог дать трезвую оценку случившемуся и самому князю Феликсу Юсупову - полное помрачение рассудка. Сам же Феликс уверовал в свою особую непогрешимую миссию. Под гипнозом его самообольщения оказывались даже святые. Вернувшись из ссылки в Ракитное уже после свержения законного Императора Николая II, Феликс Юсупов жаждавший нравственного оправдания и духовной поддержки поспешил в Москву к Вел. княгине Елизавете Фёдоровне. Юсупов пишет:

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/14/...

Этот Феликс был язычником и так как проповедь апостола об Иисусе Христе нравилась ему, то он нередко призывал апостола к себе и слушал его. Однажды апостол говорил ему «о правде, о воздержании и будущем суде». Эта проповедь привела Феликса в великий страх. Что именно в ней испугало Феликса, – это понятно. Апостол говорил о будущем суде, а Феликс чувствовал за собою много грехов. Апостол говорил, что правители должны быть людьми справедливыми, а Феликс был человек несправедливый. Апостол говорил, что человек должен проводить воздержанную и целомудренную жизнь, а Фелиск жил невоздержанно. О покаянии и обращении Феликс не хотел знать ничего, и апостол был вынужден прекратить свою проповедь. Он сказал апостолу: «теперь пойди, а когда найду время, позову тебя». – Вся эта история поучает нас, что препятствием человеку к обращению его к христианской вере служит неправедная и невоздержанная жизнь. А такого рода жизнь и проистекает именно от похоти плоти. И подобно тому, как похоть та препятствует многим обратиться ко Христу, так точно эта же похоть заставляет отпадать от веры и таких людей, которые уже уверовали во Христа. Вот почему и апостол Иоанн так настойчиво предостерегает христиан от похоти плоти. В царствование Диоклитиана был подвергнут жестоким мучениям за исповедание веры Христовой святой мученик Роман. Все муки святой Роман терпел с удивительным великодушием и в совершенном молчании. Но когда мучитель, который назывался Асклипиадом, начал укорять его безумием, называя христианскую веру изуверством, то мученик вступился за честь имени Иисусова и, показав на одного младенца, по имени Барула, вблизи стоявшего, спокойно сказал Асклипиаду: «это юное отроча без сравнения разумнее тебя, старого безумца. Оно хотя и малолетно, но знает истинного Бога, ты же исполнен злобы, а Бога не ведаешь». Удивленный такою укоризною, мучитель подозвал к себе отрока и спросил: «какого, друг мой, ты почитаешь Бога?» «Иисуса Христа», – отвечал отрок. «Да чем же лучше ваш Христос всех богов наших?» – опять спросил Асклипиад.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Павлин, епископ Нолы, в области Кампании, красиво и подробно описал героическими стихами благоуспешную победу блаженного Феликса, которой тот с Божией помощью удостоился в том же городе. Так как эти стихи более удобны для сведущих в законах стихосложения, чем для простых читателей, угодно нам было для большей пользы сделать историю этого святого понятной при помощи простых слов, подражая трудолюбию того, кто переложил историю мученичества блаженного Кассиана из стихотворного труда Пруденция в обычную и всем доступную речь. Феликс родился в Ноле Кампанской, но от отца-сирийца по имени Гермия. Тот, придя в Нолу с востока и живя в этом городе, словно местный уроженец, стал отцом Феликса и по смерти своей оставил ему наследство значительной величины, которому Феликс, однако, предпочел дары наследия, обещанного на Небесах. У Феликса был брат, носивший то же имя, что и отец, то есть Гермия, с которым святой разделил земное имение. Брат его обычаями своими отличался от Феликса и потому сделался недостоин вечного блаженства. Ибо Гермия усердно стремился лишь к земным благам и предпочел скорее быть воином кесаря, чем Христа. Феликс же, напротив, исполняя тайну полученного им имени, с раннего детства подчинил себя Божественному служению . Благодать его добродетелей произрастала: сначала он исполнял в Церкви служение чтеца, а затем, будучи возведен в степень экзорциста, он начал изгонять нечистых духов из одержимых ими тел. И когда Феликс отличился в этом служении, сиял добродетелями – к чему промедление? – он принял заслуженный им по достоинству сан пресвитера. И он не унизил сан, душу и труды, что доказала еще и пришедшая буря испытаний. Ибо в то время преследование, начатое неверными, сотрясло Церковь жестокой борьбой; однако врата смерти не смогли отвратить врата Дщери Сиона от выражения хвалы своему Создателю. И когда учители и творцы неправды приготовились к первой схватке своего безумия с учителями божественной веры и истины, они тайно сговорились или предать смерти лучших епископов и пресвитеров Церкви для устрашения меньших, или принудить их к отречению от веры. Случилось так, что учители заблуждения и злобного безумия, прибывшие также в Нолу, искали епископа этого города, по имени Максим, мужа почитаемого за ученость, благочестие и преклонные годы, чтобы предать его на мучения. Он, видя это и помня предписание Господне, которое говорит: «Когда же будут искать вас в одном городе, бегите в другой» ( Мф 10:23 ), отправился до времени в уединение отдаленного места, оставив пресвитера Феликса заботиться о городе. Максим любил Феликса, как сына, и желал видеть своим преемником на кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

По настойчивому совету Елизаветы Фёдоровны князь Феликс Юсупов младший накануне важных событий в его жизни, связанных со сватовством к княжне Ирине Александровне Романовой, совершил в июне 1913 г. вместе с Елизаветой Фёдоровной поездку в Соловецкий монастырь, откуда он писал своей избраннице: «Вот уже четвёртый день, как я нахожусь в Соловецком монастыре, живу в келье маленькой, темной, сплю на деревянном диване без всякого матраса, питаюсь монашеской пищей и, несмотря на всё это, наслаждаюсь путешествием. Столько интересного тут. Это совершенно самостоятельное маленькое государство, окруженное громадной каменной стеной. У них есть свои корабли, свой флот, настоятель монастыря - король и правитель этой маленькой страны на далеком севере, окруженной бушующим морем. Как странно попасть сюда после всех наших разговоров о нашей заграничной жизни, это так всё различно, что даже нельзя сравнивать. Весь день осматриваем окрестности, удим рыбу, в громадных озерах, которых здесь около 400 и все они соединены каналами, т. ч. можно часами по ним ездить, переезжая из одного в другое. Великая княгиня [Елизавета Федоровна] все больше в церкви уже с 5 часов утра. Службы длятся тут по 5-6 часов, я был раз, и с меня этого раза довольно. Пока она молится, я ловлю рыбу и прихожу уже к самому концу. Много тут схимников в удивительных костюмах. Спать тут совсем невозможно, звонят и день и ночь в колокола, сотни ручных чаек, которые орут, не переставая, и прямо влетают в комнаты, а самое ужасное - это клопы, которых легионы, и они беспощадно кусаются. Пища ужасная и всюду торчат и плавают длинные монашеские волосы. Это так противно, что я питаюсь только чаем и просфорой». [Цит. по: Хрусталёв. Ук. соч. со ссылкой на: ГМИ ОПИ. Ф. 411. Оп. 1. Д. 84. Л. 102-103 об.] . В июле 1913 года Юсупов младший прибыл в Лондон, чтобы встретиться с находившейся там вместе с родителями княжной Ириной Александровной. 28 июля 1913 г. в Лондон приехала и Вел. княгиня Елизавета Фёдоровна. Целью её путешествия помимо желания повидать родственников было стремление помочь Феликсу установить добрые отношение с семьёй Вел. князя Александра Михайловича, тем самым, поспособствовать благоприятному исходу для Феликса его сватовства к Ирине Александровне. В письме к матери Феликс сообщает: «Дорогая Мама, видел великую княгиню, которая в восторге быть в Лондоне. Я поехал её встретить на вокзал, но опоздал на 5 минут, т. е. поезд пришел раньше, чем его ждали. Она отыскала какой-то удивительный поезд, проходящий в 7 1/2 утра. Когда я вернулся домой, то сейчас же ей телефонировал узнать, когда могу её видеть. Она подошла к телефону и страшно смеялась и балаганила, видно, что она так довольна быть в Лондоне после стольких лет». [Цит. по: Хрусталёв. Ук. соч.]

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/09/...

Годы после Р. Х. Аркадий 395–408 Феодосий 408–450 Маркиан 450–457 457–474 474–475 474–475 Василиск 475–477 Зенон (по восстановлении) 477–491 Анастасий 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий II 578–582 Маврикий 582–601 602–610 Ираклий 610–641 Константин III 641–641 Ираклион 641–641 Констанс II 641–668 Константин IV (Погонат) 668–685 Юстиниан II 685–695 Годы после Р. Х. Ап. Петр Клит, Анепклит или Апаклит Климент 91–100 Еварист 100–109 Александр I 109–119 Ксист или Сикет I 119–128 Телесфор 128–139 139–142 142–157 Аникита или Аницет 157–168 168–176 Елефверий 177–190 190–202 Зефирин 202–218 Каллист или Каликст 218–223 Урбан I 223–230 Понтиан 230–235 235–236 Фабиан 236–250 Корнелий (Новациан 251 г.) 250–252 Луций I 252–253 Стефан I 253–257 Сикст или Ксист II 257–258 Дионисий 259–269 Феликс I 269–274 Евтихиан 275–283 283–296 Марцеллин (Вакансия в течение четырех лет) 296–304 Марцелл 308–310 Евсевий (апреля 18-сентября 26) 310–310 Мелхиад 311–314 Сильвестр I 314–335 Марк (янв. 18-окт. 7) 336–336 337–352 Либерий (Феликс II 355–8) 352–366 Дамас (Урсин 366–7) 366–384 Сириций 384–398 Анастасий I 398–401 Иннокентий I 402–417 417–418 Бонифаций I (Евлалий 418–19) 418–422 422–432 Сикст III 432–440 440–461 Иларий 461–468 Симплиций 468–483 Феликс III 483–492 Геласий I 492–496 Анастасий II 496–498 Симмах (Лаврентий 498–505) 498–514 Ормизда 514–523 Иоанн I 523–526 Феликс IV 526–530 Бонифаций II (Диоскор сент. 17-окт. 14:530) 530–532 Иоанн II 532–535 Агапет I 535–536 Сильверий 536–537 Вигилий 537–555 Пелагий I 555–560 Иоанн III 560–573 Бенедикт I 574–578 Пелагий II 578–590 Григорий I 590–604 Сабиниан 604–606 Бонифаций III (февр. 19-ноябрь 12) 607–607 Бонифаций IV 608–615 Деусдедит 615–618 Бонифаций V 619–625 Гонорий I 625–638 Северин 638–640 Иоанн IV 640–642 Феодор 642–649 Мартин I 649–653 Евгений I 654–657 Виталиан 657–672 Адеодат 672–676 676–678 Агафон 678–681 682–683 Бенедикт II 683–685 Иоанн V 685–686 Конон (Пасхалий 687–92) (Феодор сент.-дек. 687) 686–687

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010