20.07.1857 29.08.1860 ЖИТОМИРСКАЯ 29.08.1860 17.06.1866 ВЛАДИМИРСКАЯ 17.06.1866 29.04.1878 Антоний Паканич в/у БОРИСПОЛЬСКАЯ 09(22)11.2006 13(26)11.2006 БОРИСПОЛЬСКАЯ 13(26)11.2006 Сщмч. Антоний Панкеев ХЕРСОНСКАЯ, обн. 06.1923 ФЕОДОСИЙСКАЯ 14(27)08.1924 09.1926 ФЕОДОСИЙСКАЯ, паки 08(21)11.1933 БЕЛГОРОДСКАЯ 08(21)11.1933 08.1934 Антоний Пельвецкий ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ 11(24)02.1946 21.01(03.02)1957 в/у САМБОРО-ДРОГОБЫЧСКАЯ 06(19)10.1955 21.01(03.02)1957 Антоний Покровский АЛЯСКИНСКАЯ 16(29)09.1930 АЛЯСКИНСКАЯ, паки 06(19)04.1939 Антоний Радонежский ОРЕНБУРГСКАЯ 15.06.1858 17.03.1862 Антоний III (Иаков, Иоакинф) Радиловский (Радыловский) ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ Антоний Рафальский ВАРШАВСКАЯ 08.07.1834 17.01.1843 НОВГОРОДСКАЯ 17.01.1843 04.11.1848 (САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 17.01.1843 16.11.1848) Антоний Романовский ЭРИВАНСКАЯ 04(17)11.1924 14(27)02.1929 в/у СУХУМСКАЯ 04(17)11.1924 ДОНСКАЯ 14(27)02.1929 ВОЛГОГРАДСКАЯ 25.11(08.12)1935 02(15)01.1937 в/у СТАВРОПОЛЬСКАЯ СТАВРОПОЛЬСКАЯ 01(14)09.1943 25.10(07.11)1962 в/у ХЕРСОНСКАЯ Антоний Румовский ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 02.02.1774 27.08.1776 АСТРАХАНСКАЯ 13.09.1776 09.11.1786 КУРСКАЯ 28.11.1786 Антоний Семенов-Флоренсов ОСТРОЖСКАЯ 12.08.1890 30.04.1894 ВОЛОГОДСКАЯ 30.04.1894 12.06.1895 Антоний Семигановский-Диенти (Дианти?) НИЖНЕУДИНСКАЯ, обн. (1923) СРЕТЕНСКАЯ, обн. 23.07(05.08)1923 Антоний Смирницкий ВОРОНЕЖСКАЯ 31.01.1826 20.12.1846 Антоний Смолин ХЕРСОНСКАЯ 21.09.1858 09.11.1862 ПЕНЗЕНСКАЯ 09.11.1862 21.08.1868 ПЕРМСКАЯ 21.08.1868 09.09.1876 Антоний Соколов I СТАРОРУССКАЯ 02.02.1808 23.09.1810 ВОРОНЕЖСКАЯ 23.09.1810 07.02.1816 КАЛУЖСКАЯ 07.02.1816 15.03.1819 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 15.03.1819 03.04.1821 Антоний Соколов II НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 24.09.1889 19.01.1891 СТАРОРУССКАЯ 19.01.1891 21.11.1892 в/у НОВГОРОДСКАЯ 08.09.1892 21.11.1892 КИРИЛЛОВСКАЯ 21.11.1892 03.09.1893 ЧЕРНИГОВСКАЯ 03.09.1893 20.04.1911 Св. Антоний Стаховский ЧЕРНИГОВСКАЯ 20.09.1713 01.03.1721 ТОБОЛЬСКАЯ 01.03.1721 27.03.1740 Антоний Ферапонтов ЛАДОЖСКАЯ 12.08.1767 07.06.1774 Антоний Фиалко

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. Антоний (Стаховский), человек деятельный, вступив на Тобольскую кафедру, не сразу мог на месте получить точные сведения о церквах, подведомых его управлению. И не мудрено. Мы уже знаем, что со второго десятилетия XVIII в. шла усиленная военная, административная, промышленная и народная колонизация Сибири, причем шла в разных местах и без точно определенного плана. При таких условиях заселения Сибири не только духовная, но и гражданская власть едва-ли знала размеры отдаленной колонизации. Положение епархиальной администрации в этом отношении оказывалось особенно затруднительным. Тобольская кафедра, часто пустовала, открытие викариатства в Иркутске внесло только больший разлад в церковное управление Сибирью. Почти самостоятельная деятельность представителей Камчатской миссии, часто сносившихся непосредственно с Синодом, еще больше осложняла дело. М. Антоний, по вступлении на кафедру, начал собирать сведения о церквах отдаленной и запущенной восточной половины своей епархии. В 1722 году он послал служителя архиерейского дома Ивана Евстафьева для переписи монастырей, церквей, придельных храмов в низовых городах: Томске, Енисейске, Туруханске, Иркутске, Нерчинске, на Киренге и в Якутске. В Анадырь и три камчатские острога для переписи ездил священник из Якутска. 474 Одновременно с переписью церквей м. Антоний начал присматриваться к внутреннему состоянию своей епархии и при самом беглом знакомстве с церковной жизнью в Сибири нашел в ней много недостатков и упущений, о чем тотчас довел до сведения Св. Синода. В начале января 1722 г. он писал Синоду, что в его епархии трудно поставить школьное дело, нет ни средств, ни людей; духовенство стояло далеко не на высоте своего призвания, в его среде были бийцы и даже святотатцы, в народе господствовали суеверия, монастыри страдали от наплыва дешевых вкладчиков, не признававших монастырского устава и поносивших настоятелей с братией, старосты не давали отчета в суммах, вырученных от продажи свечей; в числе клириков, даже архиерейского дома, оказались беглые люди в сане дьякона и иподьякона; богатые люди, как например, Демидов, обижали монастыри, отнимая вотчины, раскольники сжигались и т. д. Просвещение инородцев затруднялось за неимением миссионеров, а тут дела хватило бы не на 70, а на 700 проповедников, писал м. Антоний. 475

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В сопровождении, приличия ради, и духовного лица, Златоустовского архимандрита Антония. Новым указом Сената 9ИИИ 1720 г. велено было начать подписи с Москвы, с митрополита Крутицкого, с находящихся там случайно архиереев, архимандритов и игуменов. В указе не без грубости выражалось пожелание иметь только покорную подпись без рассуждений: «Объявя предложить им указом Царского Величества, чтобы они, выслушав оной, подписали руками своими, а именно — архиерей на той половине листа, на которой подписались архиереи ж и архимандриты, в Санкт-Петербурге будучи, и на другой — архимандриты и игумены, не ожидая других приезду, дабы в том им на Москве замедления не было. И когда кто подпишется, тем ехать во свои места по прежнему. Буде же из них которому архиерею за какою болезнью быть в Москву невозможно, то к тому, ради оного подписания, Златоустовскому архимандриту и ему Давыдову ехать самим. И велеть потом уж подписаться купно с тамошними степенных монастырей архимандритами и игуменами. А буде кто подписываться не станет, и у того взять за рукою, какой ради причины оной не подписывается, чтоб о том показал имянно». Давыдов еженедельно рапортовал в Сенат о ходе дела и, через семь месяцев объездив Россию, вернулся в Петербург 4 января 1721 г. В Тобольск, правда, за дальностью расстояния ему позволено было не ездить. Так собралась под Дух. Регламентом полнота подписей. Кроме царской и шести сенаторов, тут были подписи всего 87 духовных лиц: 6 митрополитов, 1 архиепископа, 12 епископов, 48 архимандритов, 15 игуменов, 5 иеромонахов. Ни возражений, ни поправок не было и следа. Только в Южной России дал себя глухо знать некоторый клерикальный и вольнолюбивый дух. Епископ Черниговский Антоний (Стаховский) и Переяславльский Кирилл (Шумлянский) явно замедлили со своим ответом. Сенат 14VUII 1720 г. дал приказ Киевскому губернатору прислать саботажников в Петербург, а в указе самим виновным с намеренной грубостью выражалась угроза: «Великий Государь указал… выслать вас в Санктпитербурх по-прежнему, не смотря на твои никакие отговоры и болезни».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В лице святителя Филофея Лещинского, Макария Глухарева, архимандрита Хотунцевского, святителя Иннокентия II Неруновича, протоиерея Григория Слепцова, священника Петра Суворова и многих других тамошних миссионеров, мы видели немало апостольской ревности к делу проповеди Евангелия и даже миссионерского такта. Причины такого явления, как мы уже отчасти выше высказывались, кроются прежде всего в особенных условиях Сибири и её обитателей. Население Сибири чрезвычайно разноплеменно и при этом разные, отдельные племена не объединились, не образовали одного какого-либо типа. Каждое племя там жило и живет само по себе, болтает своим собственным наречием. Не объединившись, сибирские инородцы не выработали у себя никакой гражданственности. Быт, образ жизни, нравы, обычаи и религиозные верования – все это свидетельствовало об их первобытном, даже диком состоянии, в котором поддерживали и поддерживают народные массы их духовные руководители – шаманы, ламы и муллы. При таких условиях миссионерам, помимо проповеди Евангелия, приходилось насаждать у тамошних инородцев и начатки просвещения чрез открытие школ и начало письменности чрез переводы и устроять их жизнь, изменяя кочевой и бродячий образ жизни на оседло-европейский и чрез то пролагать первые пути к развитию среди них гражданственности. Все это составляло такую задачу, которая могла быть осуществима лишь веками. Церковная задача, смешиваясь с другими, чисто государственными и культурными задачами, чрезвычайно осложнялась и требовала для своего выполнения упорного труда многих лиц и поколений. Немаловажным тормозом для успехов миссионерства служат также неблагоприятные физические условия Сибири. По статистическим данным, инородцы этого края составляет почти два миллиона населения. Но это население живет на пространстве приблизительно в 12,500,000 квадратных верст. Статистика говорит, что не может быть и речи о сравнении одной восточной Сибири с каким бы то ни было европейским государством. Она более всей Европы на 5,446 квадратных миль. Одна Забайкальская область равняется Австро-Венгрии и гораздо больше Германской империи и Франции. При таких условиях, как справедливо заметил еще в прошлом столетии сибирский митрополит Антоний Стаховский, «аще бы не седмидесятное число проповедников, но от седмисотнаго и боле, всем бы было зде место; жатва многа зело, и наибольший труд, что новокрещенные юрта от юрты далече жительствуют». Удивительно ли после этого то явление, встречаемое нашими миссионерами в Сибири (турханскими, забайкальскими, якутскими, чукотскими и другими), что они часто проезжают целые сотни верст, не встречая жилища, проезжают по малопроходимым хребтам и болотам, а в лесных местах по колодам и пням, не встречая в продолжение нескольких дней никакого приюта. Прибавим к этому еще самый неблагоприятный климат Сибири, суровую зиму и короткое лето, с которыми также приходится считаться нашим миссионерам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заведенная архим. Платковским школа из монгольской была преобразована святителем Иннокентием в славяно-российскую, согласно потребностям самостоятельной Иркутской епархии, где требовалось приготовление достойных кандидатов священства и деятелей миссии. Преподавание монголо-бурятского языка и литературы святитель считал тоже необходимым для миссионеров и священников. Он держал при своей школе ламу Лапсана, платил ему жалование (150 руб.) и для табуна его давал покосную землю. В помощники ему назначил другого учителя из крещеных инородцев – Пустынникова, на готовом монастырском содержании и жалование по 10 руб. Как серьезно смотрел святитель на дело миссии, видно из того, что он выписывал чрез агента монгольские книги, рекомендованные учителями, как-то: Сунду на 237 л., тоже Сунду на 259 л., Найма мингату на 447 л., Гус Манайн туку, Хотола тэдусуксэн хан кубудуна туку и Одесэн Хане. Книги были отысканы за Байкалом, в течение года списаны и возвращены их владельцам селенгинскому тайше и некоему Мостинину с полною благодарностью святителя. От святителя остались рукописи на латинском языке, который тоже преподавался, потому что учебники по богословию, философии и риторике в то время были исключительно на латинском языке, и несомненно были введены в курс преподавания в этой школе, впоследствии переименованной в семинарию. Остались и проповеднические труды святителя Иннокентия, служившие образцом для составления проповедей для кандидатов священства. 91 Достойно вечной памяти, что святитель Иннокентий не отягощал монастырей и церквей налогами на содержание столь необходимого для епархии духовно-учебного заведения, единственного в крае, кроме существовавшего в Тобольске такого же учреждения, которое митроп. Антоний Стаховский величал даже «академией». Св. Иннокентий восполнял из своих собственных средств то, чего недоставало по содержанию шкоды от той обители, в которой сам имел пристанище. Предание гласит что он сам иногда шил «чарки» (обувь) для бедных учеников. Школу эту поддержали и приемники святителя, а преосвященный Михаил I выстроил и здание для этой семинарии в самом городе, подле архиерейского дома, воздвигнутого святителем Софронием Кристаллевским. Интересно видеть, до каких значительных результатов доведено было дело по образованию детей духовенства и других сословий и из новокрещенных. Сохранилась «ведомость, учиненная в Иркутской духовной консистории обретающимся в 1784 году в Иркутской латинской семинарии и словенороссийской школе учителям и ученикам. Кто оныя имяны, коликих лет, чему обучаются, и скаким понятием, о том значит внижеследующем».

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Но тогда татар и бухарцов не перевели из Тобольска, а только обязали, чтоб они, живя близ русских церквей, во время служб не кричали и бесчинства не чинили и новокрещенных обратно в свою бусурманскую веру не прельщали 26 . После преосвящен. Павла представлял о переводе тобольских татар и бухарцев на Панин бугор митрополит Филофей (Лещинский); но и его представление не было вполне уважено. В 1703 г. велено было тобольским татарам мечеть свою отнести от церквей Божиих в дальние места 27 . Было ли исполнено тобольскими татарами это высочайшее повеление, не можем сказать решительно; но, судя по тем сведениям, какие доставлены были преосвящ. Антонием (Стаховским) в св. синод, и по справкам, какие наводила губернская сибирская канцелярия, можно с уверенностью предположить, что оно не было исполнено. Вместо одной мечети, которую повелевалось отнести в дальние места от св. церквей, в 1744–1745 г. на нижнем посаде было уже две мечети. Жалоба татар-магометан на то, будто некоторые из них приписаны к таким мечетям, которые находятся от них верст на 70 и более, едва ли оказалась справедливою. Но если бы даже было и так, то разве многие русские деревни в Сибири не отстояли от своих приходских церквей более, чем на 100 верст? Припомним кстати, что магометанин, собственно говоря, и не нуждается в мечети: всякая частная изба может быть мечетью и все пятивременные молитвы, без всякого ущерба, могут быть также совершены и в избе, а не в мечети непременно. Татары и бухарцы писали в челобитной, что они живут с русскими и новокрещенными не смежно, как в Казани и в казанском уезде, между тем преосвящ. Антоний писал, что они с русскими и новокрещенными живут стена об стену: значит, их речи были несправедливы. Точно также они говорили ложь, будто им позволено по грамоте 1703 г. иметь мечети в сибирской губернии невозбранно. Столь же было несправедливо их указание и на то, будто в Астрахани мечети не ломаны, и магометане имеют невозбранно. Несправедливость эту мы скоро увидим. Мечети не сломаны были против указа 1742 г., от 19 ноября, только в земле башкирской и то по какому-то странному опасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Кажется, я успею получить его до 8-го числа, – а ежели по Вашему расчету не успею, – то и не посылайте ни того, ни другого. Подумаю по переезде в Киев. Нева наша еще покрыта льдом. И водоосвящение её торжественное на льду не прочном. Помолитесь о путешествующих. Филарет М. Киевский. 19 апреля, 1839 г. XVII Eminentissime. Морковский протоиерей уволен от должности. На место его назначен мною священник Дашкевич. Но не знаю, согласится ли он оставить свой приход и дом. Пожалуйста, уговорите его, – и что можно сделать для него, сделайте или обещайте сделать. В Умани может до приезда моего в Киев исправлять должность протоиерея священник Стаховский. В Таращанский уезд в село Гамейково определен священник Константин Буйноцкий, обратившийся из Унии, – пожалуйста, внушите ему, чтобы непременно по обещанию своему отрастил бороду и надел рясу, – да и во всем сообразовался бы с нашими священниками. Ксендза Гандковского к православию присоединить наше дело, – а определить его в Варшавское дух. училище не от нас зависит, – да и едва ли его там примут. Впрочем, пусть попросит, – ибо он известен Епископу Антонию. Из Московского цензурного комитета представлена в Св. Синод рукопись О духоборцах, посланная туда от Киевской Академии. Комитет не согласился пропустить. Св. Синод поручил мне представить мнение. И я со своей стороны не могу согласиться на издание сего сочинения. В нём помещены секретные распоряжения Правительства о сей секте, которые конечно не следует публиковать. Да и лжеучение духоборцев без опровержения его печатать не совместно. Жаль, что мне Академия не представила о сем предварительно. Впрочем, тем дело и кончилось, что запретят печатать. Странно, что покойный предместник мой задал такой предмет для сочинения воспитанникам. Это дело не школьное, а государственное. Да кстати ежели можно пришлите за сей год экземпляр Воскресного Чтения Государственному секретарю, Модесту Андреевичу Корту. Он о сем просит через меня – да и на будущее время можно, кажется, прислать ему. Филарет М. Киевский. 16 февраля 1840 г. XVIII Дело воссоединения Униатов по своему существу естественно должно обделываться не вдруг, а постепенно. Книжицы очень нужно распространять. Жаль, что мало их напечатано. Постараюсь выпросить. Может быть причисление воссоединенных церквей к Киевскому Епархиальному Начальству не замедлит, – а дотоле следует принимать просящихся с апостольским снисхождением. Конечно, должно испытать в чтении и в способности и умении отправлять священнодействие по нашему, – а оказавшихся не умеющими учить, – но неотложно требовать, чтобы они от своих, несообразных с нашими, обычаев отставали, – а всё приводили бы в единообразие с нашими.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Антоний, митрополит Тобольский и Сибирский (Стаховский Андрей) Родился в Малороссии. Образование получил в Киевской духовной академии. По окончании курса был первым профессором Черниговского коллегиума. С 1701 года – проповедник Черниговской кафедры. Время пострижения в монашество и рукоположения неизвестно. Был близким и доверенным лицом архиепископа Черниговского Иоанна (Максимовича ; впоследствии митрополит Тобольский и всея Сибири (память 10/23 июня). В истории основания и устройства Черниговской духовной семинарии имя о. Антония было столь же славно, как и имя святителя Иоанна. Это был самый способный, самый деятельный и самый верный сотрудник святителя. В 1700 году был назначен наместником Черниговского Борисоглебского монастыря. В 1709 году Антоний возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Новгородского Северского Спасо-Преображенского монастыря. 20 сентября 1713 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. В декабре 1721 года переведен в Тобольск с возведением в сан митрополита. Скончался 27 марта 1740 года. Митрополит Антоний много потрудился в Сибири над обращением инородцев в христианство . Положение инородцев в то время было самое печальное. Представителю духовной власти приходилось бороться со многими злоупотреблениями, часто не встречая со стороны гражданских властей ни содействия, ни сочувствия. Кроме миссионерской деятельности митрополит Антоний много заботился о постройке православных храмов, преимущественно каменных. Он был основателем первого духовного училища в Тобольске. По благословению владыки Антония и под его руководством в 1716 году был сделан перевод с латинского языка «Истории» Тита Ливия. Труды: Зерцало от Божественного Писания. – 1705. Сказание о Священном Писании . – 1705. Грамоты и письма Антония//Описание Черниговской епархии и кафедр Черниговского монастыря. – Чернигов, 1861. – С. 62–67. Литература: Абрамов Н. А. Антоний Стаховский. – 1862 и//Странник. – СПб., 1863, 1, январь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лит.: Филарет [Гумилевский], архиеп. Описание Черниговской епархии и кафедрального Черниговского монастыря. Чернигов, 1861; он же. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. С. 70-75; Абрамов Н. Антоний Стаховский. Чернигов, 1862; он же. Антоний Стаховский, митр. Сибирский и Тобольский, 1721-1740//Странник. 1863. 1. С. 5-19; Недосеков А. Антоний I Стаховский, митр. Тобольский и Сибирский//Тобольские ЕВ. 1891. 17-18. С. 367-377; Пекарский П. Наука и литература при Петре I. Т. 2. С. 115-118; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 644-645; РБС. Т. 2. С. 226-227; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 518 и др.; Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосиб., 1974; Мангилев П. И. Библиотека Сибирского митр. Антония Стаховского (по описи 1740 г.)//Книга в культуре Урала XVI-XIX вв. Екатеринбург, 1991. С. 52-60; От Вятки до Тобольска: Церк.-монастырские б-ки российской провинции XVI-XVIII вв. Екатеринбург, 1994. А. И. Алексеев Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых)

http://pravenc.ru/text/115864.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Антоний (Стаховский), митр. Тобольский (Стаховский Андрей Георгиевич; 60-е гг. XVII в., с. Репки близ Городни, территория Черниговского полка (мест. Олишевка близ Козельца?) - 27.03.1740, Тобольск), свт. (пам. 27 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), митр. Тобольский и всея Сибири. Род. в семье священника из шляхетского рода. В течение 11 лет учился в КДА, по окончании к-рой принял монашеский постриг. В 1699 г. служил казначеем Черниговской епархии, в 1700 г. назначен наместником черниговского Борисоглебского мон-ря, префектом Черниговской ДС, в 1701 г.- проповедником Черниговской епархии. Преподавал в Черниговском коллегиуме пиитику и риторику, исполнял должности секретаря, эконома, инспектора и ректора. Во многом благодаря стараниям А., энергичного помощника свт. Иоанна (Максимовича) , Черниговская коллегия заслужила наименование «Афин», «Олимпа» и «Академии». В 1705 г. А. издал «Зерцало от Божественного писания» - сборник, состоящий из 5 Слов свт. Иоанна Златоуста (в переводе А.) и 3 проповедей свт. Иоанна (Максимовича), снабженный стихотворным предисловием А. Предисловие посвящено прославлению гетмана И. Мазепы и представляет собой, по выражению С. А.Венгерова, «характерный образчик той риторической напыщенности, вычурности и льстивости, которая господствовала в сложившейся под польским влиянием малорусской образованности конца XVII - начала XVIII в.». В том же году А. выпустил «Сказание о Священном Писании». В 1709 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мон-ря . В марте 1712 г. «чрез элекцию духовенства по обычаю» А. был назначен архиепископом Черниговским и Новоград-Северским. Хиротония по именному указу Петра I состоялась 20 сент. 1713 г. в Успенском соборе Московского Кремля . Продолжал заботиться о делах Черниговского коллегиума и в сане архиерея. По распоряжению А. учителями Черниговского коллегиума была переведена с лат. языка «История Тита Ливия» (1716). Возможно, А. перевел соч. Фомы Кемпийского «О подражании Христу» (в кон. XIX в. рукопись-автограф, содержащая этот перевод, хранилась в б-ке тобольского кафедрального собора).

http://pravenc.ru/text/115864.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010