Причины таких ответов тобольской консистории были обусловлены особым отношением в этот период времени светских и духовных властей к деятельности приходских общин. Известно, что XVIII век был отмечен последовательной правительственной политикой по ограничению церковного строительства, особенно в отношении часовен. Этот период ограничительных мер вошел в отечественную историю под названием «часовенного разбора». Именным указом Петра 1 от 25 ноября 1707 года в целях уменьшения финансовых и трудовых затрат населения и сохранения материальных ресурсов возведение часовен было повсеместно запрещено. В марте 1722 года Синодом было принято еще более радикальное решение «о разобрании всех существующих часовен и нестроении впредь новых». Одним из ревностных сторонников этой правительственной политики был тобольский митрополит Антоний Стаховский, который уже в январе 1723 года сообщал в Синод о разборке всех существовавших в Сибири старых часовен. Последующее время вновь было отмечено энергичным стремлением духовных владык полностью исключить из церковной жизни практику часовенного строительства. В июне 1734 года последовало определение Синода: старые часовни оставить в «прежнем состоянии», а новых не строить. Запрет касался также восстановления ветхих или сгоревших часовен. Несмотря на существовавшие запреты в 1772 году Матвей Трофимович Толщин вновь обратился к тобольскому митрополиту Варлааму за разрешением обновить существовавший на сопке крест и обнести его оградой. В своем обращении Толщин писал: «в память всех тех бедственных произшествий по принесении Всевышнему Богу благодарственного молебствия на той горе поставили крест Христа Спасителя, и в каждый год по два раза в самыя дни избавления, то есть после святыя Пасхи в девятую неделю и сентября 14 числа в день воздвижения честного креста господня по церковному чиноположению имели крестное хождение. А ныне тот поставленный на горе крест пришел во обветшание...». И в этот раз тобольский духовный владыка, следуя инструкции Синода о жесткой регламентации крестных ходов, поклонения крестам и местным святыням, ответил отказом. Во время одного из сильнейших наводнений, разрушивших мост через Качу, и затруднивших сообщение посада с холмом Кум-Тигей, памятный крест из часовни был перенесен в кладбищенскую Всехсвятскую церковь, где, по сообщению городских властей сгорел вместе с церковью в 1797 году.

http://sobory.ru/article/?object=00952

По мысли членов Синода, круг основных претендентов на единый пост обер-священника, в ведении которого могли бы находиться религиозно-нравственные вопросы в армии, на флоте, в гвардии и гренадерских частях, ограничивался следующими тремя кандидатурами: придворный протоиерей Николай Музовский; протоиерей придворного собора Григорий Мансветов ; полевой обер-священник 1-й армии Алексий Карышев. Император Николай I на полученном им синодальном докладе нанес следующую резолюцию: «Доклад сей не разрешаю, а велеть протоиерею Карышеву прибыть сюда для исправления сей должности на испытание» 1 . Неожиданно и внешне беспричинно император изменил свое первоначальное повеление на новое: «Не призывать Карышева сюда, а велеть на пробу исправлять должность протоиерею Мансветову» 2 . Таким образом, окончательная формулировка высочайшего повеления в отношении должности обер-священника армии и флота исторически оказалась зафиксированной 19 сентября 1827 г. На место же А. А. Торопогрицкого обер-священником при Главном Штабе гвардии назначили придворного протоиерея и члена Синода Н.В. Музовского. В итоге Н.В. Музовский стал занимать должность не только члена синодальной комиссии духовных училищ, но и одновременно являлся императорским духовником, а также обер-священником Главного Штаба и управляющим гвардейским духовенством. С 1836 г. управлению обер-священника Н.В. Музовского стало подчиняться придворное духовенство 3 . В 1844 г. в состав ведомства главного священника гвардейского корпуса вошли церкви и духовенство 16 полков гренадерского корпуса, а с 10 ноября того же года должность обер-священника Главного Штаба была переименована в должность обер-священника гвардейского и гренадерского корпусов. Что же касается самого протоиерея Г. И. Мансветова , то его в должности обер-священника армии и флота окончательно утвердили лишь 12 апреля 1830 г., историческим свидетельством чему является соответствующий именной указ Святейшему Правительствующему Синоду Член императорской Российской академии, придворный протоиерей и член Святейшего правительствующего Синода Русской православной церкви Григорий Иванович Мансветов (Мисюрев) родился 28 января 1777 г. в г. Тобольске, в семье священника Апостоло-Андреевской церкви, и по праву вошел в круг выдающихся людей, чья жизнь связана с г. Тобольском: церковный деятель протопоп Аввакум; канонизированный в составе Собора сибирских святых митрополит Антоний (А. Г. Стаховский); композитор, пианист и дирижер А.А. Алябьев; ученый-энциклопедист Д.И. Менделеев и др. В период обучения в г. Тобольске молодой семинарист Г.И. Мисюрев обрел свою новую фамилию Мансветов. Причиной смены фамилии явилась не тяга к обретению ее благозвучия, а стремление продемонстрировать окружающим кротость и незлобивость своего характера: в переводе с латыни слово «mansuetus» означает кроткий, скромный.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

В то время как владыка Филофей проповедовал слово Божие на берегах реки Конды, в Тобольске 10 июня 1715 года в молитве мирно отошел ко Господу правящий митрополит Иоанн. Пётр I вновь захотел видеть на Тобольской кафедре митрополита Филофея и, несмотря на его старость и желание удалиться от мира, повелел ему управлять Сибирской митрополией. Указ Петра I застал схимника в родном Киеве на богомолье, куда он из Тюмени отбыл во второй половине 1716 года. 20 марта 1717 года владыка Филофей возвратился в Тобольск. Однако грамоты митрополита Филофея свидетельствуют, что управление епархией он принял почти сразу по смерти святителя Иоанна. В 1721 году святитель Филофей вновь удалился на покой в Тюменский монастырь, где провёл оставшиеся годы жизни в большой бедности, не получая даже назначенной ему пенсии. Наконец, в 1726 году, 76-летним старцем, владыка Филофей предпринимает последнее своё проповедническое путешествие в Обдорск к язычникам-остякам, по пути обозревая устроенные им ранее церкви и укрепляя в вере своих духовных детей. 31 мая 1727 года последовала блаженная кончина митрополита Филофея в Троицком Тюменском монастыре. Согласно завещанию святителя, тело его было похоронено в том же монастыре возле западных дверей, против самого входа, «дабы мимоходящии попирали прах его ногами». «Сей архиерей, – писал о скончавшемся его преемник по кафедре, митрополит Антоний (Стаховский; † 1740), труды евангельской проповеди отправлял по смерть свою; окрестил в Сибири до 40.000 язычников и построил для них до 37 церквей», призывая ко Христу не страхом, не иными какими-либо прещениями, но «точию евангельскою проповедию и своими трудами». В Летописи Черепанова о святителе Филофее записано: «Нравом был тих, весьма снисходителен ко всем и тщеславия весьма не имел». В материалах фонда Тюменского Троицкого монастыря имеется следующая запись о митрополите Филофее: «Он был благодетелем бедствующих, утешителем страждущих и истинным отцом и архипастырем всех своих пасомых. Зато ещё при жизни Господь прославил его даром прозорливости, а по смерти его притекающие к нему с верою о Господе и усердием сподобляются исцеления в болезнях, облегчения в скорбях, утешения и помощи в бедствиях и избавления от грехопадений».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Начало церковного празднества в честь зачатия Пресвятой Богородицы относят k VIII веку. Св. Андрей Критский , скончавшийся в 712 году, написал канон на этот праздник. В Константинополе праздник зачатия Пресвятой Богородицы в этот день совершался в местности Уранах или Еворанах, близ церкви св. Софии. На этом месте еще при равноапостольном и благоверном царе Константине Великом , т. е. b IV веке, одним сенатором был построен храм во имя Богоматери. 20 декабря Новгород-Северская икона Этот чудотворный образ находится в Новгород-Северске, уездном городе Черниговской епархии. Явление его относится к 1301 году. Новодворская икона По преданию, чудотворная икона Богородицы, именуемая Новодворской, написана св. митрополитом Петром в начале XIV столетия. Называется этот образ так потому, что во время написания его святитель Петр находился на Волыни, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец. После того, как Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при г. Сураже, основывался ныне упраздненный Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний (Стаховский) отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий (Васильевич) в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви после литургии 16 августа Никодим, игумен Цеперский, оглашал чудеса, совершившиеся во время крестного хода от иконы Божией Матери. Ныне Новодворская икона Богоматери находится в Спасо-Преображенском монастыре в Новгород-Северске Черниговской епархии. Особо чтимый список с Новодворского образа находится в Каменском Успенском женском монастыре в Новозыбковском уезде Черниговской губернии. Эта обитель основана была в 1687 году иеромонахом Ионой Волховским. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) дал в благословение новоустроенному монастырю свою келейную Новодворскую икону Божией Матери. Образ по желанию святителя был списан с иконы св. митрополита Петра. В настоящее время Новодворская икона Богоматери считается главной святыней Каменской обители. На поклонение ей сюда стекается множество богомольцев не только из окрестных местностей и всей губернии, но и из других городов и селений. И благодать Божия, почивающая на Каменской обители, благоволила прославить Новодворский образ знамением особого заступления Владычицы и Ее благоволения к этому монастырю.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Но трудные пути по Сибири не обошлись преклонному летами Иерарху без особенного ущерба старческих сил его. Возвратившись в Тобольск, он вторично и окончательно отказался от управления епархиею, и вторично сошел на покой в любимый им Тюменский Монастырь. Единственная хартия, сохранившаяся в Иркутском Консисторском архиве, относящаяся к последним дням правления Митрополита Филофея (Феодора), следующая: «Лета 1721 году мая 26 дня. По указу великого Государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великие и малые и белые, России самодержца, выркутск вознесенского монастыря архимандриту Антонию. Сего майя 21 дня в указ великого Государя из Санкт-Петербурга из правительствующей духовной коллеги в Тобольск к Преосвященному Феодору Митрополиту, за приписанием ассессора обер секретаря иеромонаха Варлаама Овсянникова писано: сего февраля 14 дня, по молебном в Троицком Соборе пении, царское пресветлое величество изволил в правительствующей духовной коллегии присутствовать, при котором Его Величества присутствии поданы пункты, на которые изволил высокою своего собственною монаршею рукою подписать резолюцию: в церковных священнодействиях, где было Патриаршее имя, возносить имя Святейшего Правительствующего Синода. И по получении оного указа велено ему Преосвященному Феодору Митрополиту исполнять по нижеследующей форме непременно, и о том всем Сибирской Епархии священнослужителем объявить чрез указы неотложно. Форма На первой ектении: о святейшем Правительствующем Синоде и преосвященном Митрополите нашем имрек, честнем пресвитерстве и прочая. По Евангелии: еще молимся о святейшем правительствующем Синоде и пр. На великом входе: святейший Правительствующий Синод и пр. По достойну: Впервых помяни Господи святейший Правительствующий Синод (и Архиерея), их же даруй святым твоим церквам. И в прочих церковно-служениях, где возносилося имя Патриарха или Патриархов, возносить отселе имя святейшего Правительствующего Синода. «И по получении сего великого государя указа тебе архимандриту с братиею в Вознесенском монастыре исполнять по его великого государя указу, как о том писано выше сего во всем непременно, и по всем церквам священником во всем заказе своем разослать указы немедленно. Софеского 11 дому наместник монах Феодосий». 7. Митрополит Антоний Стаховский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

He к этим ли двум суткам совместного пребывания Доела Владиславича, Епископа Иннокентия и Архимандрита Платковского, отнести злостную проделку последнего, о которой в Иркутске хранится презрительная память, и о которой наслышавшись в бытность свою в Иркутске Преосвященный Архиепископ Нил, с негодованием заявил в Ярославских Епархиальных Ведомостях 19 . Святитель Иннокентий был слаб здоровьем, преимущественно страдал головною болью. Платковский выдававший себя за искусного в лечении, и обещавшийся показать свою практику на Туруханском настоятеле архимандрите Лаврентие, и прислужился Святителю каким-то лекарством, и подал Ему питье одуряющее; а коль скоро прием произвел свое действие, то Платковский привел Посланника в келью святителя и указал на Него, как на болеющего от невоздержания. Может быть столь тяжкое оскорбление ускорило и выезд Святителя из обители. Когда Святитель выехал из монастыря, Архимандрит Платковский, открыл пред Послом свою задушевную думу быть начальником Пекинской Миссии, и с тем вместе монастырские житницы, предложив снабжение посольству от обители съестными припасами, лошадьми, овсом, сеном, не упуская с своей стороны из вида больших запасов у Владиславича сахару, кофе, и заморских питьев, которых был любитель. И в тайных совещаниях их решено было то, что скоро выскажется Послом пред Правительством. Между тем Тобольский Митрополит Антоний I Стаховский, чрезвычайно был обрадован первым вызовом Епископа Иннокентия в 1725 году из Селенгинска в Вознесенский монастырь, и не получив еще известия о вторичном Его отбытии за Байкал, думал найти в нем хотя временного сотрудника и помощника в многотрудном для себя деле заочного управления обширным краем Иркутским. Вот одно из посланий Митрополита к Епископу Иннокентию от 4 Сентября 1726 года: «Преосвященнейший Архиерею Божий, благодетель мой! Многим многих иркутских некоторых лиц духовных нестроением и неизобретением к следствию о делах их достойных делателей, принуждены есьмы трудити Ваше Преосвященство, просяще, дабы соблаговолили о тех их делах приказать исследовать Ваше Преосвященство кому заблагорассудите.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

135. 683 Не поцитованы нами книги, из которых заимствованы сведения об открытии мощей Никиты Переяславского, Ефрема Перекомского, Стефана Махрищского и Пахомия Нерфхотского. Книга эти суть: для мощей Никиты Переяславского Жития святых Ключевского,  стр. 45, для мощей Ефрема Перекомского История Иерархии, V, 473 fin., для мощей Стефана Махрищского и Пахомия Нерехотского Русские святые архиеп. Филарета под 23-м Марта и 14-м Июля. 684 По житию преп. Тихона, мощи его, обретенные нетленными 26-го Июня 1565-го года, опять сокрыты были в земле в 1569-м году после того, как он (преподобный) поразил слепотой игумена монастыря, дерзнувшего взнести мощи из земли (у преосв. Филарета под 16-м Июня. – Житие составлено только в 1649-м году и возможно, что открытия мощей и не бывало: и о других святых, мощи которых под спудом, говорят, что были де мощи открыты, но что святой не изволил, чтобы они находились на вскрытии). 685 В летописи говорится под 1588-м годом: «Проявися блаженный Василей Нагий Московский и быша от мощей его многа исцеления», – Собр. лет. IV, 320. Но иные разумеют это только о чудесах при гробе, а не об открытии мощей. 686 Преосв. Филарет позволяет себе иногда говорить о мощах святых очень странным образом. Так, о мощах основателя и первого игумена Псковского Снетогорского монастыря Иоасафа, убитого в 1299-м году Немцами во время их нападения на Псков, он пишет: «Нетленные мощи преп. Иоасафа почивают к его обители под спудом, а открыто, в особом ковчеге, хранятся две кости и глава его», – Русские святые, 4 Марта. Как будто он (Филарет) мог знать, в каком состоянии находятся мощи под спудом! Действительное положение дела относительно мощей, очевидно, таково, что когда-то они открыты были целые или нецелые и что теперь остаются от них только две кости и глава (У составителей отдельных жизнеописаний, принадлежащих к разряду тех людей с которых, так сказать, спрос не велик, не особенно редко встречается это «нетленные мощи под спудом»). 687 Митрополит Тобольский Антоний Стаховский, после вступления своего на кафедру в 1721-м году обращавшийся к Синоду с разными недоуменными вопросами, обращался и с таким вопросом: «В Тюмени обретается некое нетленное тело, над которым попы панихиды правят и оттуда себе имут покормку: что о сем укажете?» – Описания документов и дел архива св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Просветивши (с прибытия в Сибирь, или лучше с 1712 г.) св. крещением более 30000 сибирских инородцев и вторично управлявши епархией 5 лет, имевши от роду уже 70 лет, а главное чувствуя ослабление сил телесных и душевных, митрополит схимонах Феодор, по возвращении из путешествия по Восточной Сибири, снова начал просить себе увольнение на покой. Поэтому 3 августа 1720 г. ему и назначена была пенсия по 200 р. деньгами и по 50 четвертей хлебом на год. – Кому известны ценность петровского рубля, дороговизна во времена Петра I денег и, напротив, дешевизна всех припасов, тому пенсия в 200 р. деньгами и в 50 четв. муки не покажется ничтожной, незначительной. Но беда та, что пенсии этой заслуженный и престарелый архипастырь сибирский не получал до смерти своей (последовавшей 31 мая 1727 г.). Просил ее у кого следовало и сам преосвященный Филофей, хлопотал о ней (особенно в 1726 г.) и преемник его по управлению Тобольской епархией митрополит Антоний Стаховский, для испрашивания ее, по поручение Филофея, ездил в Петроград Гедеон, игумен Тюменского монастыря, и там прожил около двух лет, но все было тщетно, все-таки Просветитель сибирских инородцев оставался без пенсии. Всего же интереснее, или, лучше сказать, всего удивительнее было то, что из пенсии, которая только была назначена и которая, однако ж, не выдавалась, не по один год предписывалось из Петрограда делать вычеты: так в 1723 г. было предписано вычесть 50 р., а в 1724 – 6 р. (на госпитали), да в тот и другой год не велено было выдавать пенсионеру положенных 50 четвертей муки! Таким образом, Просветитель сибирских инородцев на закате дней своих жил, как говорят, только старыми своими крохами да, судя по некоторым данным, кое-какими пособиями от преемника своего митрополита Антония Стаховского: монастырь Тюменский, в котором Филофей жил на покое, по бедности своей едва ли что-нибудь мог ему доставлять. Но как же это могло случиться, что пенсия многолетнему труженику от самого ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА была назначена и он, однако ж, ее не получал? А вот как: по указу (от 3 августа 1720 г.) Петра I и по определению штабс-конторы пенсию митрополиту Филофею должно было выдавать из доходов, получаемых казной от Тобольской епархии, а доходов казны (на лазареты) от Тобольской епархии только и было, что деньги от венечных памятей (от свидетельств, выдаваемых на венчание лиц, вступавших в брак).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Между тем об отдаче этих денег в пенсию митрополиту Филофею не было предписано ни от сената Тобольской губернаторской канцелярии, ни от Св. Синода Тобольскому епархиальному начальству. Последнее, следуя прежним указам и по примеру прежних лет, деньги от венечных памятей и с 1721 г., когда бы должно было выдавать из них пенсию престарелому архиерею, все сполна отсылало через Св. Синод прямо в казну – в Петроград. Так по крайней мере было до 1726 г.; из архивных дел Тобольской консистории видно, что в этом последнем году Антоний Стаховский входил с запросом в Св. Синод, как поступать ему в этом тягостном и крайне обидном для его предшественника деле. Был ли ответ на этот запрос и если был, то какой, из дел не видно. А всего вероятнее, что Филофей не дождался пенсии: 31 мая 1727 г., как увидим ниже, он отошел на вечный покой ко Господу Богу. Кроме назначения пенсии, император Петр I от 15 сентября того же 1720 г. митрополиту Филофею за его труды на миссионерском поприще прислал (чего в прежнее время редкие из архиереев и вообще из служащих лиц удостаивались) похвальную грамоту. Вот она почти вся: «От Великаго Государя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца Богомольцу нашему Преосвященному Феодору, Митрополиту Тобольскому и Сибирскому. Известно Нам, Великому Государю, учинилось чрез доношение Ваше, что вы в бытность свою в Сибири собственными своими трудами взыскали, окрестили в православную христианскую веру ясашных инородцев более тридцати тысяч человек и построили у них святыя церкви, а детей у них, новокрещеных, многих учил и учатся многие Божественному писанию и к тому приступают многие креститися; и ты их совершил, открыл Евангелие правды; и Мы, Великий Государь, за то Богомольца Нашего жалуем, ми­лостиво похваляем, и как тебе се Наша, Великаго Государя, грамота придет, и ты бы Богомолец Наш, Преосвященный Феодор Митрополит, видя к себе Нашу, Великаго Государя, милость, о крещении помянутых иноверцев в Православную Кафолическую веру еще чинил усердное старание; и к Сибирскому Губернатору с товарищи о том для ведома из Сената Наш, Великаго Государя, указ послан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

С. Снессорева Декабрь 3.12. Пахромская Пахромская Сия икона явилась в 1472 году. В древней летописи сохраняется замечание, что в этом году «от нея кровь шла чудно вельми». 4.12. Дамаскинская 133 Дамаскинская По древнему преданию, сию икону в VIII веке писал преподобный Иоанн Дамаскин за преславное исцеление Пресвятою Богородицею отсечённой его правой руки по клевете иконоборца Льва Исаврянина. 7.12. Селигерская В общежительной Ниловой пустыни на острове Селигере Тверской губернии находится чудотворная Владимирская-Селигерская икона Богоматери. Она принесена преп. Нилом Столобенским в XVI веке и доселе находится при мощах его. 7 декабря на вечерне торжественно совершается пред нею молебен, а вторично празднуется ей мая 26-го дня. 20.12. Новгород-Северская Явление иконы относится к 1301 году. Икона сия находится в Новгороде-Северском Черниговской епархии. 20.12. Новодворская Новодворская Икона Божией Матери, именуемая Новодворской, писана свт. Петром, митрополитом Всероссийским, около 1320 года, тогда, как он был ещё на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс её в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда же устроился монастырь Сурожский при городе Суроже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону. В соборной церкви сего монастыря, теперь уже не существующего, стояла святая икона Новодворская. В 1677 году 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе пред Литургией. Святитель Димитрий Ростовский , прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, епископ Целерский, оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. 20.12. Новодворская – в Каменском монастыре Каменский монастырь основан был, по благословению Лазаря (Барановича), архиепископа Черниговского, иеромонахом Ионой Волховским в 1687 году. В благословение новооснованной обители архиепископ Лазарь дал свою келейную икону Новодворской Божией Матери, которая, по желанию его, была списана с чудотворной иконы, написанной святителем Петром, митрополитом Московским (1326 г. 2 декабря). В Каменской обители эта благодатная икона находится более 200 лет. В 1889 году 26 июня от громового удара сильно пострадал Успенский храм в Каменской обители, и много вреда внутри храма причинила молния; но Новодворская икона осталась совершенно невредимой. В память сего чудесного события в Каменском монастыре ежегодно 26 июня совершается крестный ход со свято чтимою иконою. Каменский монастырь находится в Новозыбковском уезде Черниговской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010