Вскоре после кончины И. над его надгробием в Успенско-Софийском соборе была помещена надпись в стихах, составленная, возможно, его преемником на Черниговской (1713), а затем и на Тобольской (1721) кафедре свт. Антонием (Стаховским). Икона, перед к-рой молился И. перед кончиной, была поставлена в алтаре придела, в к-ром он был похоронен. Позже она прославилась чудотворениями и стала известна как Тобольский образ Божией Матери. В 1741 г. Антониево-Феодосиевский придел из-за ветхости разобрали, и могила И. до 1753 г. находилась под открытым небом. В 1751-1753 гг. был построен каменный придельный храм, могила с деревянным надгробием вновь оказалась в алтаре. В 1826 г., в ходе ремонтных работ в храме, могилу И. вместе с надгробием перенесли на противоположную сторону алтаря. В 1918 г. в прежней могиле святителя был погребен Тобольский и Сибирский еп. сщмч. Ермоген (Долганёв) . С 1798 г. при соборе велась запись чудес, совершавшихся у мощей И. Свт. Иоанн (Максимович). Шитая икона. Ок. 1916 г. До нач. 20-х гг. XX в. находилась в Тобольске, совр. местонахождение неизвестно Свт. Иоанн (Максимович). Шитая икона. Ок. 1916 г. До нач. 20-х гг. XX в. находилась в Тобольске, совр. местонахождение неизвестно В 1844 г. на средства купца и золотопромышленника Н. Ф. Мясникова, обновившего убранство придельного храма, над местом погребения И. был воздвигнут мраморный памятник в виде круглой колонны с митрой, крестом и омофором, окруженный чугунной решеткой с медной памятной доской. Рядом помещались живописное изображение святителя и еще один, тоже мраморный, памятник с живописным портретом И., украшенным серебром и драгоценными камнями. Здесь же висела памятная серебряная медаль в благодарность святителю за совершенные исцеления. В 1867 г. придел был расширен и освящен во имя свт. Иоанна Златоуста, небесного покровителя И. В результате место погребения святителя оказалось вне алтаря, и его почитатели могли молиться у гробницы и брать с нее песок. По пятницам и субботам в приделе совершались заупокойные литургии и панихиды. В 1891 г. на средства Тобольского и Сибирского еп. Иустина (Полянского) на памятник И. был возложен медный венок с крестом. По распоряжению епископа с 10 июня 1891 г. в приделе было установлено ежедневное (кроме времени поста) служение литургии с поминовением И. и панихид по святителю. С 1892 г. на гробнице И. лежало издание «Илиотропиона» для чтения богомольцами. В 1900 г. Тобольский и Сибирский еп. Антоний (Каржавин) на собственные средства соорудил над гробницей И. серебряную раку, куда позднее были переложены мощи святителя. С 1879 г. в день кончины И. в Тобольске из кафедрального собора в подгорную часть города совершался крестный ход с участием всего городского духовенства.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Новодворская (Суражская) " Описания иконы Описание иконы Новодворская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Первообраз Новодворской иконы Божией Матери был написан святителем Петром, митрополитом Московским (память 21 декабря), предположительно в 1320 году. Будучи еще иеромонахом монастыря на Волыни и испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рати, близ урочища, которое называлось Новый Дворец, он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный Новодворским После подписания Брестской унии, во время гонения униатов, которые разграбили Новодворский монастырь, святая икона была перенесена неким иеромонахом Иаковом в Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь. Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Суражской обители (упразднен в 1766 году). 14 августа 1677 года, во время перенесения крестным ходом из старой церкви в новую, святой образ Божией Матери явил чудесные знамения. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в [...] Икона Новодворская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, икона написана святителем Петром, будущим митрополитом Московским и всея Руси около 1320 года, когда он ещё жил на Волыни, в устроенном им монастыре, на реке Рате, на урочище, называемом Новый Дворец. Во время борьбы с унией (слиянием православного и католического вероисповеданий) местный иеромонах Иаков перенёс святую икону в черниговский Елецкий Успенский монастырь. Со временем святыня была перенесена в Новгород-Сиверский, в Спасо-Преображенский монастырь, где была чтима наряду с другой чудотворной иконой Пресвятой Богородицы – " СПАСИТЕЛЬНИЦЕЙ УТОПАЮЩИХ " (ЛЕНЬКОВСКОЙ) В советское время икона была утрачена. В 2004 году в освящении возрождённого Спасо-Преображенского монастыря приняли участие президенты России, Белоруссии и Украины. В Дар монастырю был передан древний список (копия) Новодворской иконы Пресвятой Богородицы. Другой чудотворный древний список Новодворской иконы чтился в Свято-Троицком женском монастыре города Курска. Этот древний образ по-прежнему нахо[...]

http://pravicon.com/icon-213

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Новодворская из книги Е. Поселянина По преданию, чудотворная икона Богородицы, именуемая Новодворской, написана св. митрополитом Петром в начале XIV столетия. Называется этот образ так потому, что во время написания его святитель Петр находился на Волыни, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец. После того, как Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при г. Сураже, основывался ныне упраздненный Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний (Стаховский) отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий (Васильевич) в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви после литургии 16 августа Никодим, игумен Цеперский, оглашал чудеса, совершившиеся во время крестного хода от иконы Божией Матери. Ныне Новодворская икона Богоматери находится в Спасо-Преображенском монастыре в Новгород-Северске Черниговской епархии. Особо чтимый список с Новодворского образа находится в Каменском Успенском женском монастыре в Новозыбковском уезде Черниговской губернии. Эта обитель основана была в 1687 году иеромонахом Ионой Волховским. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) дал в благословение новоустроенному монастырю свою келейную Новодворскую икону Божией Матери. Образ по желанию святителя был списан с иконы св. митрополита Петра. В настоящее время Новодворская икона Богоматери считается главной святыней Каменской обители. На поклонение ей сюда стекается множество богомольцев не только из окрестных местностей и всей губернии, но и из других городов и селений. И благодать Божия, почивающая на Каменской обители, благоволила прославить Новодворский образ знамением особого заступления Владычицы и Ее благоволения к этому монастырю.

http://pravicon.com/info-1330

Декабрь 3 декабря Икона Пахромская Эта икона явилась в 1472 году. Сказаний о явлении её не сохранилось. В древней летописи говорится о ней, что в год её явления «от неё кровь шла чудно вельми». 4 декабря Икона Дамаскинская По преданию, икону сию в VIII веке написал св. Иоанн Дамаскин за преславное исцеление Пресвятой Богородицей отсечённой его правой руки по клевете, которую возвёл на него пред Дамасским калифом иконоборец, греческий император Лев Исаврянин (см. под 28 июня). 7 декабря Икона Селигерская [Владимирская Селигерская] (См. о ней под 26 мая). 20 декабря Новгород-Северская икона О ней известно только то, что она прославилась в 1301 году. Новодворская икона Икона, именуемая Новодворской, писана св. Петром, митрополитом Всероссийским, около 1320 года, когда он жил ещё на Волыни в устроенном им монастыре на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, который ныне не существует. Во время гонения на Православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс св. икону в черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда же устроился монастырь Суражский при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону, и она была поставлена в соборной церкви сего монастыря (монастырь в настоящее время составляет приходскую церковь ). Св. Димитрий Ростовский , бывший на поклонении чудотворному образу, рассказывает, что он слышал чтение в церкви после обедни о чудесах, бывших от иконы. 26 декабря Икона Трёх Радостей В начале прошлого столетия один благочестивый живописец привёз из Италии копию с иконы «Святое Семейство» и оставил её в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви (что на Покровке), а сам вскоре отправился опять за границу, где и умер. Священник, получив известие о смерти его, пожертвовал эту икону в свою церковь и поместил её в паперти, над входом. Прошло лет сорок после того. Одна знатная женщина в короткий промежуток времени понесла тяжкие утраты, одну за другой: её муж был в чём-то оклеветан и отправлен в ссылку, имение было отобрано в казну, а единственный сын, утешение матери, попал в плен во время войны. Несчастная искала утешения в молитве и просила Царицу Небесную быть заступницей пред Божиим милосердием за невинных страдальцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Церковь во имя св. Николая чудотворца. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя св. Николая чудотворца. Фотография. Нач. XX в. В нач. XVIII в. в В. м. был построен Покровский храм, в к-рый 12 сент. 1704 г. из с. Меркушина были перенесены и положены в кипарисовой раке мощи прав. Симеона Верхотурского . В 1712 г. указом тобольского губернатора М. П. Гагарина на месте обветшавшей (или сгоревшей) Никольской ц. был заложен одноименный каменный собор с приделом во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В храм, построенный московскими каменщиками И. Б. Сорокой и Н. Я. Грамотиным, в 1738 г. перенесли мощи прав. Симеона. В том же году Покровскую ц. разобрали и перевезли в верхотурский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . В В. м. предполагалось устроить миссионерский центр. В 1716 г. Тобольский и Сибирский митр. Филофей (Лещинский) и губернатор Гагарин повелели архим. Сильвестру организовать в В. м. школу для детей иноверцев, но сведений о существовании такой школы нет. Тобольские митрополиты, Филофей в 1718 г. и Антоний (Стаховской) в 1726 г., благословляли архим. Сильвестра на проповедь Православия вогулам и черемисам, жившим по берегам рек Бисерть и Утка, а также в окрестностях Верхотурья, Туринска, Тюмени и Пелыма. Согласно рапортам архим. Сильвестра, к нач. 20-х гг. XVIII в. он обратил в христианство ок. 2600 чел., в 1726 г.- 1741 чел. в Пелымском у., 514 чел. в Верхотурском у., в Пелымском у. было заложено 10 часовен. Во время экспедиции в Верхотурском у. миссионер подвергся нападению язычников-вогулов, к-рые в ходе начавшегося следствия обвинили миссионера в насильственном Крещении и притеснениях. Распоряжением правительства миссионерская деятельность мон-ря была прекращена, в февр. 1730 г. архим. Сильвестр переведен в Далматов монастырь . В 1764 г. В. м. был отнесен к 3-му классу (см. ст. Секуляризация церковных имуществ ). К 1768 г. в нем имелись каменная Николаевская ц. с колокольней, 2 настоятельские кельи «в одном перерубе», 2 братских корпуса (каждый на 2 кельи), каменная ограда, построенная в 50-х гг. XVIII в. К 1774 г. вместо деревянных келий были поставлены каменные, к 1784 г. устроен еще один деревянный братский корпус, хозяйственные службы. В 1764 г. в В. м. жили 8 насельников, в 1784 г.- 3 монаха и 6 послушников. К кон. XVIII в. внутреннее устроение в обители пришло в упадок, проживавшее в мон-ре белое духовенство вело «блазненную жизнь». В 1804-1818 гг. верхотурских архимандритов Парфения, Иринея, Иеронима назначали ректорами Пермской ДС, в мон-ре они бывали редко.

http://pravenc.ru/text/158212.html

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес святого Василия в свой монастырь. В 1703 году высокопреосвяшеннейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить». И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия.. С той поры лень перенесения мощей (10 мая) стал в Туруханском монастыре праздничным. Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божьим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину Божьего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были зановосокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде».

http://pravicon.com/info-1936

В середине XVII века были основаны Иоанно-Предтеченский под Тобольском и северный Кондинский Троицкий монастыри, обретены мощи праведного отрока Василия Мангазейского. В 1667 году на Большом Московском Соборе Сибирская архиепископия ввиду ее особой значимости была возвведена в степень митрополии, и тогдашний архиепископ Корнилий стал первым митрополитом Сибирским. В 80-е годы XVII века при митрополите-строителе Павле I в Тобольске были возведены первые за Уралом каменные сооружения - Кремль и Софийско-Успенский собор (1686 г.). Тогда же в Абалаке по указу царя Фёдора Алексеевича построили каменный Знаменский собор в честь чудотворной иконы Божией Матери, в тобольские церкви царями делались богатые вклады. К началу XVIII века в России были остро поставлены вопросы христианизации северных народов и борьбы с расколом. Во исполнение царского указа митрополитом Филофеем (Лещинским) в 1703 году при архиерейском доме была открыта первая в Сибири школа и развернута широкая миссионерская деятельность. Вскоре он по болезни оставил управление и в Тюменском Троицком монастыре принял схиму с именем Феодор. На его место назначили кроткого и нищелюбивого молитвенника Черниговского архиепископа Иоанна (Максимовича) , по смерти которого в 1715 году митрополия вновь была вверена святителю Филофею (Феодору), окончательно отошедшему от дел только в 1720 году. Во все время пребывания на кафедре, а потом и на покое, он не оставлял миссионерских трудов, предпринимая поездки в самые отдаленные места своей обширной епархии. По блаженной кончине, последовавшей в 1727 году, он, согласно завещанию, был похоронен у порога Троицкого собора, дабы и по смерти не оставить подвига смирения. За свою жизнь святитель Филофей выстроил 288 церквей и крестил около 40000 человек из местных племён, объездив и исходив всю Сибирь от края и до края. Управлявший Тобольской митрополией после святителя Филофея святитель Антоний (Стаховский) также почитался сибиряками за святость жизни. В 1741 году митрополитом Тобольским некоторое время был св.Арсений (Мациевич), непримиримый противник секуляризации, впоследствии пострадавший при Екатерине II за защиту достояния и канонов Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Тюмень

Описание иконы Новодворская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " По преданию, чудотворная икона Богородицы, именуемая Новодворской, написана св. митрополитом Петром в начале XIV столетия. Называется этот образ так потому, что во время написания его святитель Петр находился на Волыни, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец. После того, как Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при г. Сураже, основывался ныне упраздненный Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний (Стаховский) отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий (Васильевич) в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Новодворская (Суражская) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Список Новодворской иконы. Эта икона хранилась в Смоленской церкви Курского Свято-Троицкого монастыря, где от нее и было явлено чудо. Как гласит предание, однажды обитель посетила странница, которая, увидев Новодворскую икону, со слезами пала пред ней в молитве. И Царица Небесная явила дивное знамение: на глазах у сестер икона опустилась к молившейся и та тут же получила исцеление от тяжкого многолетнего недуга. Женщина рассказала, что, уже потеряв надежду на выздоровление, однажды в сонном вид[...] Файл 12543.jpg:   Размер: 280x413, 0.12 MPix, 28 Kb. Дата: 2011-05-17, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (534) , (61) .

http://pravicon.com/icon-213

К нач. XIX в. их накопилось более 80. После освидетельствования мощей, к-рое в янв. и марте 1801 г. в И. м. совершили Иркутский еп. Вениамин (Багрянский) и вик. Казанской епархии еп. Свияжский Иустин (Вишневский) , в 1803 г. Синод предложил имп. Александру I: «...тело 1-го епископа Иркутскаго... поставить в церкви Вознесенскаго монастыря... с установлением празднования ему ноября 26-го числа... Всенощныя бдения и молебныя пения... и надлежашую тому святителю службу отправлять, а также и в печатаемыя церковныя книги... внесть позволить» ( Голубинский. Канонизация святых. 19032. С. 176). Указ Синода от 1 дек. 1804 г. определил открыть мощи и установить общецерковное празднование святителю. 2 февр. 1805 г., на праздник Сретения Господня, еп. Иркутский Вениамин (Багрянский) с сонмом духовенства переместил мощи свт. Иннокентия из склепа на середину Тихвинской ц., а 9 февр. торжественно перенес из Тихвинской ц. в Вознесенский собор. 28 июля 1806 г. на раку с мощами святителя было положено «парчовое покрывало, с золотою бахрамой и кистями». 16 февр. 1808 г. еп. Вениамин переложил мощи в новую, серебряную раку, изготовленную московскими мастерами на средства иркутского купца 1-й гильдии Н. П. Мыльникова (Иркутская летопись. 1911. С. 201, 207). 24 июня 1891 г., во время посещения И. м., наследник, буд. имп. Николай II Александрович пожертвовал сребропозлащенную лампаду, к-рую повесили перед ракой с мощами св. Иннокентия. В XVIII - нач. XX в. И. м. был одним из центров духовного просвещения в Вост. Сибири. Указом митр. Тобольского свт. Антония (Стаховского) от 24 февр. 1725 г. при И. м. учреждалась переводческая «школа мунгальскаго языка»; митрополит благословлял «для учения во оную школу ныне мунгальскаго, а потом китайскаго языков собирать причетнических детей и сирот, к учению потребных». В 1725-1726 гг. настоятель архим. Антоний безуспешно добивался приписки к И. м. «малого пустынного» Усть-Киренского монастыря для пополнения средств на содержание школы. В 1728 г. св. Иннокентий (Кульчицкий) реформировал школу, назвав ее Славяно-русско-монгольской, передал часть своего жалованья на ее содержание.

http://pravenc.ru/text/674061.html

489 Вот где причина спора. С своей точки зрения м. Антоний вполне разумную приписку его отдаленной области к ближайшей Иркутской епархии называл «отнятием». В интересах церковной жизни не было бы отнятием даже приписка к епархии Иннокентия Енисейска с Красноярском, находившихся к Иркутску вдвое ближе чем к Тобольску. 490 Этой припиской можно было лучше уравнять и улучшить сибирские епархии с архиерейскими домами во всех отношениях. Но это уравнение, видимо, не входило в планы тобольских архиереев. Незавидная по своей отдаленности и обширности коренная Сибирская епархия теперь представляла собой еще меньше интереса для тамошних владык. Ее, по-прежнему, старались избегать назначаемые туда иерархи. По смерти м. Антония († 27 марта 1740 г.), туда (29 мая 1740 г.) назначен был черниговский епископ Никодим Сребницкий. Но это назначение так подействовало на южанина, что он решившись отправиться в Сибирь на службу, вдруг слег в постель в Москве и предпочел Сибири безепархиальную кафедру при московском Архангельском соборе в звании епископа, а не митрополита, где прослужил до 1 сентября 1742 г. 491 Известный Арсений Мациевич , живший с 1733–1735 г. при м. Антонии Стаховском в качестве проповедника и экзаменатора, назначенный на Сибирскую кафедру вместо Никодима (26 мая 1741 г.), явился туда к самому концу года (18 декабря). Тут он сразу обнаружил, что тамошний губернатор Иван Шипов, в отсутствие епархиального архиерея, восхитил себе архиерейские права, налагая епитимии за грехи. Воеводы и разные сибирские канцелярии подражали губернатору в расправе над духовенством, вмешиваясь в церковные дела. Обо всем этом м. Арсений резко доносил Св. Синоду, за что получал выговоры. Пробыв в Сибири митрополитом не более двух-трех месяцев, он перессорился со всеми из-за своей власти, неожиданно оставил неприветливую сибирскую кафедру, уехав в Москву, а затем был назначен в Ростов (13 мая 1742 г.) 492 После приписки Якутска и Илимска Иркутская епархия состояла из четырех городов, включая Иркутск и Нерчинск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010