По отшествии Митрополита Филофея на покой в Тюменский монастырь, на Сибирскую кафедру избран, был черниговский Архиепископ Антоний Стаховский, произведенный в сан Митрополита Тобольского 5 Марта 1721 года в С. Петербурге в присутствии Петра I. О сем событии Иркутские церкви освещены были следующими предписаниями: «1721 году Июня в д. По указу Великого Государя Царя великого князя Петра Алексеевича и всея великие и малые и белые России Самодержца выркутской Вознесенской монастырь архимандриту Антонию. Майя 20 дня от преосвященного нового митрополита Антония в софейской дом к наместнику монаху Феодосию писано, с подписанием его архиерейской властной руки. Понеже судьбами Божиими собыстся, яко преосвященный ехимонах Феодор да царского пресветлого величества всенат и до прочиих высоких лиц чрез Филимона диакона писал, удаляючися митрополии, за слабость здравия своего, та Богу изволившу, по милости царского пресветлого величества и святейшего синода произведен он преосвященный Антоний. С черниговской архиепископии на сибирскую митрополию, и совершися дело в неделю вторую святого великого поста, Марта 5 числа в царствующем Санкт-петербурге, в троицком Соборе публично. И тебе архимандриту в заказе своем всем священнослужителем за его преосвященнейшего митрополита Антония велеть моргать в троице святой славимого Бога вначале смолебным пением, потом во всех церковных священно-действиях по обычаю церковных преданий, и о всем вышеписанном в заказ свой разослать подтвердительные указы. А преосвященного Феодора митрополита по должности христианские любве воспоминать на проскомидии и прочих молитвах. Софеского дому наместник монах Феодосий.» Приписка «Да в письме же преосвященнейшего митрополита Антония написано, чтоб ризницы с церковнослужители издомовыми людьми в Санкт-Петербург не посылать, а что его архиерейству и при нем присутствующим на всякие из Санкт-Петербурга издержки до краев сибирских изойдет, чтоб на расплату деньги в софейской казне были к прибытию его архиерейства в готовности. А понеже в софейской казне в деньгах медных скудость немалая, того ради по приговору дому архиерейского правителем велено в заказех тобольских низовых городов окладные данные деньги издоимки на 720, и на нынешней настоящей 721 год с монастырей и со всех священнослужителей и причетников собрать со всяким поспешением и прислать в Тобольск с прилучагощимися верными ездоками, а буде где попутчиков вскоре неприлучитца, то снарочными посылщики в скором времени. И тебе архимандриту о сборе в своем заказе оных окладных денег и о присылке в Тобольск чинить против вышеписанного без всякого замедления. Софейского дому казначей Иеромонах Евсевий Левонов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта ризница состояла из следующих вещей: 2 архиерейские шапки (митры), вышитые золотом и жемчугом, шапка белая полотняная, шапка архиерейская суконная, обшитая соболем; 3 креста серебряных, один со св. мощами, 2 омофора парчовых, кадило серебряное; 2 архиерейских варшалака (омофора), один шитый золотом по красному атласу, другой из золотой парчи: поручи парчовые золотые, епитрахили парчовые, пояса архиерейские, 3 антиминса тафтяные, печатные; ризы, подризники, четки, образа в окладах и без окладов; все имущество по оценке 281 р. 18 алт. 4 деньги. От казанского митрополита Тихона св. Иннокентий проездом чрез Казань действительно получил из той ризницы митру и прочее и переделал по чину великороссийской церкви. От Тобольского митрополита Антония Стаховского принята еще одна митра, вывезенная из Китая по смерти архим. Илариона. М. Антоний потом опять просил возвратить эту митру в Тобольск, но Свят. Синод определил: «помянутой митре для надлежащего священнослужения и новости, быть ныне при нем – преосвященном Иннокентии епископе в Иркутской епархии, впрочем, быть только на время, буле иной тамо нет, доколе свою построит». Тот же митрополит Антоний доносил, что покойный преосвященный Варлаам, скончавшийся в 1721 г. в сане митрополита Смоленского, когда был еще епископом Иркутским, выезжая в Москву, взял с собой из Иркутского Вознесенского монастыря полную архиерейскую ризницу, которую потом увез в Тверь и наконец в Смоленск, и что эту именно ризницу он пред смертью своей завещал возвратить в Иркутский Вознесенский монастырь. По описи назначено сюда: Евангелие оправное серебро под финифтью, с закладкою жемчужною среднею и с влагалищем, потир, дискос, звезда серебряная позлащенная, под чернью и лыжица серебряная позлащенная, блюдце и наливка серебряныя позлащенныя маленькия, трикирии серебряные, рипида одна малая серебряная позлащеная, шапка архиерейская зеленая бархатная и с жемчугом китайским, палица красная бархатная, шитая золотом, рострухан серебряный позлащенный и с крышкою немецкой работы, панагия костяная белая, крест оправной в серебре красной камьянис.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Томи. В то же время был учрежден владыкою миссионерский стан для просвещения киргизов, кочевавших на р. Кие. Митрополит Филофей при вступлении на кафедру нашел в Сибири всего 160 церквей, а оставил 448, и обратил в Православие 40,000 язычников и магометан. На него очень злобились татары за красноречивое порицание духовного невежества Корана. Оставил владыка Филофей кафедру, будучи награжден царскою похвальною грамотою от 15 сентября 1720 г. Была назначена ему и пенсия, но он до самой смерти в течение 7-ми лет не мог ее получить и остатки дней своих скоротал «впроголодь». Еще при жизни этого великого светильника Сибири, вполне заслужившего быть признанным «равноапостольным», место его заступил двенадцатый достойный архипастырь митрополит Антоний Стаховский, который управлял сибирскою паствою с 1721 г. по день кончины 27-го марта 1740 г. В его время в Таре по подговору казачьего полковника Подушкина был бунт раскольничьего населения против присяги по уставу 5 февраля 1722 г., на верность тому Наследнику Престола, какого Государь изберет. Тогда бунтовщики в 1724 г., не желая отдаться в руки правосудия, взорвались на воздух, а затем до 1000 человек было казнено. Такой буйный дух населения вместе с необузданностью учрежденного в 1728 г. воеводского правления, отравлял и извращал всякое мероприятие владыки Антония и делал его жизнь невыносимою. Тем не менее, он прилагал особенное усердие к просвещению Православием дальневосточных окраин, лежащих по берегам Охотского моря. По его распоряжению была снаряжена из Якутска миссия под начальством образованного священника Ермолая Иванова для исполнения христианских треб в Зашиверском остроге и в трех Камчатских: Нижнем, Верхнем и Большерецком. Владыка Антоний с целью подготовки для пограничного Китая сведущих миссионеров открыл в 1725 г. в Иркутском Вознесенском монастыре русско-монгольскую школу и добился основания с 1727 г. отдельной Иркутской епархии. Он в 1728 году отправил в Китайскую миссию архимандрита Антония Платковского и на Камчатку – игумена Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

А Киренский монастырь, хотя, по-видимому, и беспрекословно доставил муку, крупу, деньги, но в то же время донес в Тобольск Митрополиту с просьбою, чтоб избавить их от такой повинности Иркутскому Преосвященному. Митрополит Антоний Стаховский указом от 5 ноября 1728 г. на имя настоятеля Киренского монастыря архимандрита Иоанна с братиею предписал «отныне показаннаго хлеба и денег в Иркутский монастырь не посылать, понеже упомянутые школьники отправлены при Архимандрите Платковском в Пекин, и той ваш монастырь Епархии не Иркутской, но определен быть в Тобольской». Что надлежало делать Святителю Иннокентию, когда он вместо припасов и денег за 1728 г. подучил из Киренской обители список с сего митрополичьего указа? Он донес об этом Святейшему Синоду, а между тем так как неделикатный тон Тобольского митрополита в указе Киренскому монастырю и обойдение самого Епископа Иннокентия приличным по этому предмету со стороны митрополита объяснением всякую непосредственную переписку между ними делали неуместною, то Святитель избрал средний путь, – тот же, который проложил Преосвященный Антоний. Он написал к настоятелю Киренского монастыря архимандриту Иоанну, что из учеников монгольской школы с архимандритом Платковским выбыли в Пекин только трое, а затем остается в ней еще 22 человека; что он, Епископ Иннокентий, просит припасы и деньги из Киренского монастыря не для своего употребления, а на дело общей пользы, и при том требует по силе определения, обращенного в закон, поставившего в обязанность контентоватъ учеников Иркутской монгольской школы, между прочим, и монастырю Киренскому. Киренский архимандрит Иоанн с этою бумагою послал в Тобольск к митрополиту нарочного. И из Тобольской митрополии последовало распоряжение еще обиднее прежнего. Вот оно до слова: «Указ наш архиерейский Киренского Троицкаго монастыря строителю иеромонаху Иову 113 . Сего 730 года октября дня явился к нашему архиерейству от вас из Троицкаго Киренскаго монастыря монах Никон, и доношением своим предложил, что де Иркутской Епархии Преосвященный Епископ Иннокентий из нашей Тобольской Епархии, из помянутаго Киренскаго монастыря требует указом, от себе посланным, денег и провианту на пропитание школьных учеников, содержащихся в Епархии его, с которого указа и точную копию для достоверна предъявил, и чтоб не быть им в том порабощенным от нас в другую Епархию, требовал резолюции от нашего архиерейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 Покойный именитый Иркутский гражданин Константин Петрович Трапезников, в 1858 году сделал своим иждивением, как на сию Икону, так в симметрию, и на находящуюся по правую сторону Царских Врат в при деле Всех Святых, Икону Спасителя из чистого золота ризы. Весу золота в ризе Богоматерней 25 ф., а в ризе Вседержителя 15 ф. 76 золотников. На золотой ризе Богоматери внизу скопированы чернию и вышеприведенные стихи. 11 В Тобольск Кафедральный Собор во имя Софии Премудрости Божией. Потому и митрополичий дом именовался Софийским. 12 В именном указе Петра I. 4 Апреля 1724 года форма восковых свеч церковных определена так, «чтоб каждая свеча имела нижнюю толстоту против верхней вдвое, а верхнюю толстоту против нижней вполу, а длина была против той нижней толстоты впятеро». Короче сказать, свечи, должны были иметь фигуру нынешних осеняльных, употребляемых в трихириях и дикириях. 13 Посельщиками назывались поселенные на заимках для надзора за работами и для разбирательства между жителями, командируемые от монастырей или монахи или другие доверенные лица. 15 Вкладчики при монастырях составляли как бы особое сословие. Лицо или семейство, сделавшее какой-либо вклад в монастырь, отделялось от своего прежнего общества, поступало под покровительство власти духовной, чрез монастырское начальство расплачивалось податями, подчинялось ему во всем, и знать не знало другого начальства. 16 Замечательно, – когда Антония Стаховского 20 Сентября 1713 года рукополагали в Московском Успенском Соборе в архиепископа Черниговского, то в числе рукополагавших его был Епископ Иркутский, Викарий Тобольской Митрополии Варлаам, как бы представитель Сибири, в которую предназначался промыслом в свое время Антоний. Теперь Антоний принимает сайт Митрополита Сибирского, a Иннокентий сан Епископа Пекинского в одном храме и в одно время, как бы в указание того, что не в Пекине будет святительствовать последний, a разделить с Митрополитом Антонием апостольское служение в той же Сибири. 17 Такой титул давался русским архиереям всем без изъятия до 1815 года. По крайней мере, в этом году первый воспретил его в Иркутской Епархии Преосвященный Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Премного благодарю ваше преподобие и лицеземно поклонение отдаю за всякое твое ко мне, смиренному, милосердие – . На конверте надпись: «превысокопочтеннейшему, высокопреподобнейшему» 851 . Аарон, епископ Карельский, писал Феодосию из Новгорода: «честнейший отец Архимандрит, нам особливый благодетель» 852 , и просил «не лишати» его своей любви 853 . Георгий Ростовский писал: «преслушником никогда не был и ныне не буду, и так, как особливого моего благодетеля, всегда себе имею за сущего благодетеля» 854 . В 1720 году к Феодосию обращался Златоустовский Архимандрит Антоний с просьбою ходатайствовать об освобождении его от поездки для присутствования при подписании духовного регламента в Казань и Вологду, и получил желаемое 855 . В том же году обращается с просьбою к Феодосию Киево-Печерский Архимандрит о возвращении в Киев вызванного в Петербург иеромонаха, который необходим был для типографии Киево-Печерской, – и иеромонах был возвращен 856 . Архиепископ Черниговский Антоний Стаховский, посылая в Петербург своего иеромонаха по делу о монастырских землях, прямо просит у Феодосия оказать посланному содействие пред сенатом и царем 857 . Когда Феодосий стал вице-президентом Синода, Казанский Митрополит Тихон прямо просит «его высокомочное владычество» «доложить государю» его просьбу о передаче в ризницу Казанского Архиерейского дома хранившихся в Казанской губернской канцелярии вещей, оставшихся после умершего в Казани армянского архиерея. Феодосий просьбу Митрополита предложил Синоду 858 . Своими исключительными отношениями Феодосий пользовался и для устройства дел, близко касавшихся его самого. Так, кабинет–секретарю Макарову он «напоминал», например, чтобы тот доложил в удобное время государю об отдаче Александро–Невскому монастырю соляных прибыльных денег на строение, об отдаче Архимандритам, заседавшим в Синоде, монастырей их со всем имуществом, по прежним описям 859 . XI Было уже рассказано о характере отношений Феодосия к его Митрополиту Иову, отличавшихся строптивостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Митрополит Филофей при вступлении на кафедру нашел в Сибири всего сто шестьдесят церквей, а оставил четыреста сорок восемь и обратил в Православие 40 000 язычников и магометан. На него очень злобились татары за красноречивое порицание «разбойных стремлений» Корана. Оставил Владыка Филофей кафедру, будучи награжден царскою похвальною грамотою от 15 сентября 1720 года. Была назначена ему и пенсия, но он до самой смерти в течение семи лет не мог ее получить и остатки дней своих скоротал впроголодь. Икона свт. Иоанна Тобольского Еще при жизни этого великого светильника Сибири, вполне заслужившего быть признанным равноапостольным, место его заступил двенадцатый достойный архипастырь митрополит Антоний (Стаховский), который управлял сибирскою паствою с 1721 года по день кончины 27 марта 1740 года. В его время в Таре по подговору казачьего полковника Подушкина был бунт раскольничьего населения против присяги по уставу 5 февраля 1722 года на верность тому наследнику Престола, какого Государь изберет. Тогда бунтовщики в 1724 году, не желая отдаться в руки правосудия, взорвались на воздух, а затем до тысячи человек было казнено. Такой буйный дух населения вместе с необузданностью учрежденного в 1728 году воеводского правления отравлял и извращал всякое мероприятие Владыки Антония и делал его жизнь невыносимою. Тем не менее он прилагал особенное усердие к просвещению Православием дальневосточных окраин, лежащих по берегам Охотского моря. Владыка Антоний с целью подготовки для пограничного Китая сведущих миссионеров открыл в 1725 году в Иркутском Вознесенском монастыре русско-монгольскую школу и добился основания с 1727 года отдельной Иркутской епархии. Он в 1728 году отправил в Китайскую миссию архимандрита Антония Платковского и на Камчатку игумена Иоанна с монахом Феофилактом. Потом в 1734 году был послан митрополитом Антонием иеромонах посольского монастыря Иларион Трусов, снабженный образками и крестиками для раздачи новокрещенным. По распоряжению Владыки Антония была снаряжена из Якутска миссия под начальством образованного священника Ермолая Иванова для исполнения христианских треб в Зашиверском остроге и в трех Камчатских: Нижнем, Верхнем и Болынерецком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Василий Мангазейский Мч. Василий Мангазейский И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия. С той поры день перенесения мощей ( 10 мая ) стал в Туруханском монастыре праздничным. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский) , распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и обнаружился гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Но в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину ее туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были заново сокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. Народ возроптал. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде». Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Канон святому еще в 1719 году составил митрополит Филофей (Лещинский) , тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии». К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.

http://drevo-info.ru/articles/12556.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Новодворская Первообраз Новодворской иконы Божией Матери был написан святителем Петром, митрополитом Московским (память 21 декабря), предположительно в 1320 году. Будучи еще иеромонахом монастыря на Волыни и испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рати, близ урочища, которое называлось Новый Дворец, он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный Новодворским После подписания Брестской унии, во время гонения униатов, которые разграбили Новодворский монастырь, святая икона была перенесена неким иеромонахом Иаковом в Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь. Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Суражской обители (упразднен в 1766 году). 14 августа 1677 года, во время перенесения крестным ходом из старой церкви в новую, святой образ Божией Матери явил чудесные знамения. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворной иконе, был свидетелем тому, что епископ Целерский Никодим после Литургии 16 августа оглашал перед собравшимися верующими эти чудеса. Впоследствии чудотворный Новодворский образ Пресвятой Богородицы пребывал в Новгород-Северском Спасо-Преображенском монастыре, который был закрыт в конце 50-х годов XX столетия. Сам первообраз святой иконы в годы лихолетия был утерян. Одним из иноков упраздненного монастыря список с чудотворного образа был перенесен в г. Нежин, а в 1997 году он был передан в местную Крестовоздвиженскую церковь. В 2000 году Новодворская икона Божией Матери была помещена в киот, каждое воскресенье перед чудотворным образом служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Другие списки с чудотворной Новодворской иконы Божией Матери находились в Каменском Успенском женском монастыре Новозыбковского уезда Черниговской губернии и в Киевском Златоверхом Михайловском монастыре. В 2004 году во время посещения Спасо-Преображенского Новгород-Северского монастыря президентами России, Украины и Беларуси, список с чудотворной иконы, написанный в XVIII в., был передан в дар обители. Новодворская икона Пресвятой Богородицы представляет собой поясное изображение Богоматери с Божественным Младенцем на Ее левой руке, главы Которых украшены венцами. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Новодворская (Суражская) " .

http://pravicon.com/info-120

движений и др. Последователи бывш. правосл. Анадырского и Чукотского еп. Диомида (Дзюбана) организованы в 4 немногочисленных группы в городах Петропавловске-Камчатском, Елизово и в сел. Милькове. Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г. Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г. Русская Православная Церковь. Православие на территорию К. к. было принесено отрядами первопроходцев. В 1696 г. отряд Атласова установил на р. Канучь крест как свидетельство присоединения этих земель к России. В XVIII-XIX вв. плодотворно действовала Камчатская духовная миссия , начало к-рой в 1705 г. положил архим. Мартиниан. Первая церковь была построена в 1713 г. на р. Ключевке правителем Камчатки есаулом И. П. Козыревским, спустя 4 года принявшим монашество с именем Игнатий и основавшим на этом месте пустынь в честь Успения Пресв. Богородицы с богадельней и мастерскими (пустынь была приписана к якутскому Преображения Господня муж. монастырю). В июле 1716 г. по просьбе полковника Ельчина решением митр. св. Филофея (Лещинского) «в Якутск и камчадальские остроги для исправления духовных треб» был послан иером. тобольского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря Иосиф (Лазарев) с сыном Андреем. Первый постоянный церковный причт появился на Камчатке в 1722 г. при Николаевском храме в Нижнекамчатском остроге (близ совр. с. Ключи). Тобольский митр. Антоний (Стаховский) в 1723 г. послал «в три камчадальские острога» якутского свящ. Ермолая Иванова. Свящ. Ермолай был назначен настоятелем 2 храмов - действующего Николаевского в Нижнекамчатском остроге и второго, предназначенного к строительству, а также настоятелем Успенской пуст., часовен в Большерецком и Верхнем острогах (близ совр. с. Мильково). В донесении В. Беринга в Адмиралтейств-коллегию от 5 апр. 1730 г. говорилось о наличии на п-ове Камчатка церкви, священника и о начале строительства монастыря. 21 июля 1731 г. ительмены в долине р. Камчатки восстали против российской администрации, захватили и сожгли Нижнекамчатский острог, была разорена также Успенская пуст.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010