Вступивший в 1721 году на Тобольскую кафедру митрополит Антоний (Стаховский), обращаясь в том же году в Святейший Синод с разными недоумениями, просил у Синода ответа и на следующий вопрос: «В Тюмени обретается некое нетленное тело, над которым попы панихиды правят и оттуда себе имут покормку: что о сем укажете?» 3 . Хотя в приведенных словах преосвященного Антония и ничего не говорится о преп. Захарии, но мы думаем, что едва ли ошибемся, если упомянутое «нетленное тело» признаем за обретенные в 1707 году мощи Захарии. На основании слов преосвященного Антония можно сделать следующие выводы. «Нетленное тело», очевидно, находилось в то время не в земле, не под спудом, а на поверхности земли, по подобию открытых мощей св. угодников Божиих: иначе преосвящ. Антоний не имел бы оснований говорить о «нетленном теле», а мог бы говорить только о могиле или гробнице почитавшегося народом умершего. Обретенное, вероятно, случайно в 1707 году, это нетленное тело, поразив своим видом народ, было сочтено за мощи святого, и духовенством города Тюмени было оставлено поверх земли и, быть может, было положено если не в церкви, то в какой-нибудь часовне. Все это было сделано без ведома епархиального и высшей церковной власти. После самовольного и незаконного открытия духовенством мощей преп. Захарии, началось народное почитание последнего, как неканонизованного святого: стали отправляться по нем панихиды. Из того, что панихиды над нетленным телом служились «попами», а не монахами, следует заключить, что мощи находились в ведении белого, приходского духовенства и лежали при одной из приходских церквей (или часовень), а не при монастыре. Панихиды, очевидно, заказывались народом очень часто, так что составляли для духовенства хорошую доходную статью: «оттуда себе имут покормку», писал преосвященный Антоний. Быть может, духовенство г. Тюмени, самовольно открыв мощи Захарии, не довело об этом нетленном теле до сведения епархиального начальства. Но как бы то ни было, слух об обретающемся в Тюмени нетленном теле дошел до епархиального архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

В Селенгинском монастыре митрополит Феодор рукоположил в иеродиаконы старца Глеба, в Верхнеудинске – во священники Ивана Никифорова, казначея иеромонаха Иова произвел в игумены и перевел из Селенгинского в Посольский монастырь, где в то время управлял старец Любим Родионов с иерод. Митрофаном. В Посольской обители на Байкале митрополиту, любящему аскетическую жизнь, особенно было приятно пустынное безмолвие, нарушаемое лишь шумом волн, напоминающих о житейской суете и восторгавших к вечным обителям. Были посещены митрополитом и приходские церкви и часовни, каковы: Колесовская, построенная по благосл. грамоте викария епископа Варлаама в 1707 г., Тресковская Архангельская, Ильинская Богоявленская, Темлюйская Введенская, Кабанская Христорождественская, кроме городских. В Иркутске на обратном пути с 18 марта по апрель включительно митрополит служил в церквах, коих было уже семь. При Троицко-Сергиевской церкви (ныне Крестовоздвиженской), придел коей был им самим освящен в это время, граждане думали было основать женскую обитель, но святитель не соизволил, потому что вблизи находилась тортовая площадь, место неспособное к иноческому безмолвию. Посоветовал довольствоваться обителью на Ушаковке Знамения Пресв. Богородицы, устроенною Власом Сидоровым и старицей Акилиной. 30 марта 1720 т. при нем прибыл в Иркутск посланник Петра Великого Лев Вас. Измайлов. Мысль митрополита о посвящении в Китай епископа уже была известна чрез представление кн. Гагарина Государю; и сам Император имел желание послать в Китай епископа и поручил Измайлову вступить о том в переговоры. Еще из Енисейска, от 4 апреля 1719 г. митрополит Феодор писал в Петербург: «и впредь есть надежда (на прославление имени Божия среди китайцев), аще Ваше Сиятельство приимете по Бозе ревность и с Преосв. Стефаном (Яворским) посоветовав, доложите Его Царскому Величеству и избрав добраго и мудраго человека, туда в царство (Китайское) пошлете незамедля. А еще хотя бы и чином архиерейским, архиепископом почтити и клиру с ним человек 15 послати; понеже то они китайцы разумеют, что Его Царское Величество для укрепления вечнаго мира таких людей пришлет». 5 марта 1721. г. в воскресение после 2-й седмицы великого поста в Александро-Невской лавре в присутствии Императора, собор российских иерархов хиротонисал иеромонаха Иннокетия Кульчицкого в епископа для Пекина, с наречением его Переяславским. В то же время Антоний Стаховский из Черниговских архиепископов возведен был в сан митрополита Сибирского на место удалившегося на покой в Тюмень схимника Феодора. А когда Антоний принимал сан архиепископа Черниговского (20 сент. 1713) в Московском Успенском соборе, – то в числе рукополагавших был и викарий Тобольской митрополии Варлаам Иркутский – представитель Сибири, куда теперь следовали: Антоний митрополитом, а св. Иннокентий на восток Сибири. Так премудрый Промысл Божий совершил преемство святителей в Своей Апостольской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Гавриил Стефановский 1810 г. После его пяти лет управления монастырем казначей иеромонах Филадельф, переведенный потом игуменом в Кондинский монастырь; 24) архимадриты: Амвросий с 1815 г., 25) Владимир с 1836 по 1870 г., 26) Антоний Пудовиков с 1871 по 1878 г., 27) игумен Мемнон 1881 г., 28) иеромонах Филарет с 1886 г., до нынешнего времени. Что касается числа монастырской братии в разное время существования монастыря, то представит цифровые данные об этом трудно. Норма монастырской братии в дошедшем до нас завещании о построении Троицкого храма указывается следующая: 4 священника, пятый начальник, диакона два, клирошан 6 и послушников по чину. " Прошу, говорится в завещании преосв. Филофея, - на сию обитель иметь призор особый архиерейский:, чтобы было всегда, аще не более, то священников четыре, пятый начальник, диаконов два, клирошан шесть и послужников по чину, и чтобы тунеядцев отнюдь тут не было. Начальник же должен промышлять, чтобы в ней пение было киевское и т.д. " . Но едва ли можно полагать, чтобы было показанное число братии в монастыре даже на первое время, разве при самом митр. Филофее и тех его " суксессорах " , которые свято исполняли его завещание и свидетельствовали это своими подписями под завещанием. Впрочем, и последнее сомнительно. Уже ближайший преемник Филофея по кафедре, митрополит Антоний Стаховский, подписываясь под завещанием его, оговаривается: " и я недостойный митрополит Тоб. И Сибир. Антоний руку мою прикладываю, обещаясь по силе, пока житие мое, сему месту святому пособствовати " . При Антонии Нарожницком, в 1744 - 1747 г. возникает в монастыре дело об иеромонахе Леонтии, который изобличался в тяжком преступлении. Можно было думать, что иеромонаха подвергнут извержению из священного сана и иноческого чина, но митрополитанский суд ограничился наложением ему наказания шелепами, в присутствии монастырской братии, запрещением на год в священнослужении, при чем Леонтий обязывался повседневно читать в церкви стоя псалмы и каноны - первую половину года без клобука, а другую в клобуке; в среды и пятницы иметь ему воздержание от пищи и на всякий день класть с молитвою 30 поклонов земных о отпущении грехов.

http://sobory.ru/article/?object=00957

На Тобольскую кафедру после схимонаха Феодора назначен был 1 марта 1721 г. архиеписк. черниговский Антоний (Стаховский). Как известно, он получил Сибирскую кафедру в наказание за дерзновение защищать возмутителей. К тому же Антоний разошелся с гетманом Скоропадским из-за игумена Лаврентия Горки. Сознавая трудность служения на Сибирской кафедре, Антоний просил себе в помощники Александро-Невского наместника Варлаама, но Синод отказал ему. Быть может это произошло потому, что тогда решался вопрос о назначении епископа в Китай с титулом Иркутского. Впрочем и это дело задержалось. 467 Только через полгода, 8 сентября, по царскому указу опальному Крутицкому митрополиту Игнатию (Смоле) предложено было ехать на Иркутскую кафедру с лишением сана митрополита и позволением писаться епископом и служить в определенных епископскому сану одеждах, а саккоса не употреблять и белого клобука не носить. Эта царская милость оказалась большим наказанием для Игнатия. В бытность Петра в Синоде при слушании дела Игнатия, 1 октября 1721 г., Игнатий, будто бы, на коленах вымолил себе другой милости – вместо Иркутска отпустить его «за старостью» на обещание в Нилову пустынь (Тверской епархии). Царь смиловался над коленопреклоненным старцем. 468 Иркутская кафедра опять осталась без епископа, а сибирский митрополит без помощника. Но уже сам Петр I был заинтересован замещением Иркутской кафедры, только человеком ученым и способным миссионером. Свою мысль царь высказал в 1722 году после персидского похода. Узнав про это, известный архимандрит Феофилакт Лопатинский, синодальный советник, обратился в Св. Синод с просьбой назначить его архиереем на Иркутскую кафедру, куда не ехали многие, считая назначение в Иркутск за ссылку. Между тем там была жатва многая для архиерея. Свое дерзновение архимандрит Феофилакт просил не считать за любочестие, «ибо сим болезнующие не Иркутского, но иного, поближе Москвы, желают епископства», писал он. Зная несочувствие к своей просьбе членов Синода, Лопатинский обращался к посредничеству сильного тогда кабинет-секретаря А. В. Макарова. В письме к Макарову он старался отвлечь от себя всякие подозрения в искательстве епископства, заявив, что он ищет не епископства, а дела епископского, и готов был там, т. е. в Иркутске, быть без епископства, при каком-нибудь епископе. Архим. Феофилакт находил нужным назначение епископа в Иркутск не только в целях миссии, но еще в качестве советника пекинскому епископу. Однако Петр не согласился на назначение Феофилакта в Иркутск; он также не нашел возможным утвердить двух других ученых киевлян, представленных Св. Синодом кандидатами на Иркутскую кафедру – архимандрита Киево-Печерского монастыря Иоанникия Сенютовича и корабельного флота обер-иеромонаха Рафаила Заборовского, слышав о недостатке в них ревности потрудиться в обращении бурят, тунгусов, якутов и др. инородцев Восточной Сибири. 469 Феофилакт оказался нужным на ближайшую – Тверскую кафедру, которую получил в следующем – 1723 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Между тем Тобольский митрополит Антоний Стаховский чрезвычайно был обрадован первым вызовом епископа Иннокентия в 1725 г. из Селенгинска в Вознесенский монастырь и, не получив еще известия о вторичном Его отбытии за Байкал, думал найти в Нем хотя временного сотрудника и помощника в многотрудном для себя деле заочного управления обширным краем Иркутским. Вот одно из посланий митрополита к епископу Иннокентию от 4 сентября 1726 г.: «Преосвященнейший Архиерею Божий, благодетель мой! Многим многих Иркутских некоторых лиц духовных нестроением, и неизобретением к следствию о делах их достойных делателей, принуждены есьмы трудити Ваше Преосвященство, просяще, дабы соблаговолили о тех их делах приказать изследовать Ваше Преосвященство, кому заблагоразсудите. И предал себе в надежду вашея во всем неотъемлемыя любве, явственно зде оная полагаем». (Излагаются три дела, о которых довел до сведения митрополита провинциал-инквизитор Иевлев: 1) о разрешении иркутским протоиереем Петром Григорьевым иркутскому жителю Елезову брака из-за живой жены; 2) о заселении посольским игуменом Иовом своего келейника монаха Игнатия и 3) об убийстве бирюльским священником Афанасием Орловым на квасной (в питейном доме), на картеной зерне крестьянина Лобанова). Митрополит Антоний, прося епископа Иннокентия лично или чрез доверенных исследовать эти тяжкие дела, предоставлял Ему лишить виновных, если бы таковыми оказались, сана, присовокупив, впрочем, такое условие: «буде мнится преосвященству Вашему за благо, и священников кроме их аще ли есть изобильно». На подлинном письме подпись: Преосвященству Вашему всех благ желателъ, Богомолец и слуга Митрополит Тобольский Антоний – т. р. (т. е. manu propria). Неизвестно, откуда возникло мнение, о котором упомянули мы выше, даже заявленное печатно, будто бы Святитель Иннокентий был викарием Тобольского митрополита. Подобные настоящему письму сношения митрополита с епископом Иннокентием были не более как просьбы равного к равному. О викариальной зависимости нигде ни слова. Да ей не было и места при тех условиях, при которых странствовал по Сибири епископ Иннокентий, на каждый раз по особым, не зависевшим от Тобольского митрополита, указаниям от высшего правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6-го декабря 1738 года архимандрит Никодим посвящен в епископа Черниговского, на место Иллариона Рогалевского, по прошению отошедшего на покой в Печерскую лавру. Около двух с половиной лет он управлял черниговской паствой. Между прочим, он представлял Святейшему Синоду о необходимости обратить Пятницкий девичий монастырь в мужскую обитель с тем, чтобы перевести туда черниговскую семинарию, которая имела весьма неудобное помещение в доминиканских кельях, при архиерейском монастыре. Но сие предположение осталось неисполненным (опис. черниг. епархии, 1861 г., стр. 83). Обстоятельства назначения Преосвященного Никодима на кафедру С.-Петербургской епархии Перемещение Преосвященного Никодима в С.-Петербургскую епархию имело вид обстоятельства случайного, но в нем ясно усматривается божественное промышление. 27-го марта 1740 года умер в Тобольске сибирский митрополит Антоний I, по фамилии Стаховский. По получении о сем сведений в С.-Петербурге, указом Святейшего Синода от 15-го мая 1740 года, с утверждения Императрицы Анны Иоанновны, на место почившего, митрополитом в Тобольск назначен преосвященный Никодим, епископ черниговский, а в Чернигов поставлен митрополит Антоний Черковский, прибывший из Молдавии. Когда указ об этом дошел до Тобольска и был опубликован в сибирской митрополии, то митрополита Никодима, по церковному чиноположению, поминали во всех церквях при богослужении. Это продолжалось в течение семи месяцев. Между тем, митрополит не приезжал, и как сейчас увидим, совсем не был в Тобольске. На пути следования к новому месту служения, преосвященный Никодим, прибыв в Москву, занемог от застарелой каменной болезни, так что не мог далее ехать. Здесь, по прошению, он был уволен от Тобольской епархии и около полутора лет, с разрешения Святейшего Синода, жил в Москве при Архангельском соборе, разумеется, с званием уже епископа, а не митрополита. В этот период времени, совершалась коронация Императрицы Елисаветы Петровны, возник вопрос об открытии новой епископской кафедры в С.-Петербурге, преосвященный же Никодим получил облегчение от болезни, и вот определением Святейшего Синода, 1-го сентября 1742 года, с утверждения новой Императрицы, его назначили С.-Петербургским епископом. Увеличение подвижного населения С.-Петербургской епархии и расширение пределов ее в Финляндии

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Однако преемник свт. Филофея свт. Антоний (Стаховский) распорядился, чтобы мощи В. М. «были сокрыты в земли внутрь монастырской ограды» (ГАТОТ. Ф. 144. Оп. 1. 51. Тетр. 19. Л. 2 об.), над мощами была устроена часовня. Отсутствие синодального решения о канонизации иногда становилось поводом для запрета почитания. В 1755 г. Тобольская консистория запретила совершать молебны В. М. и поминать его на отпусте, в 1756 г. было разрешено служить панихиды по особому чину. Часовня, где покоились мощи святого, находилась у обрыва, в 1788 г. земля с обрыва стала осыпаться и гробница вновь показалась наружу. Игум. мон-ря Михаил перенес гробницу во вновь построенную каменную ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы и положил их под спуд под особым надгробием. Зимой 1802/03 г., когда вслед за Томском и Енисейском в Туруханске и его окрестностях распространилась эпидемия, жители города причину бедствия увидели в том, что «иконы святаго мученика Василия Мангазейского... вынесены из церкви, мощи его скрыты и отправляемые в честь его службы перестали». О народном волнении было доложено Святейшему Синоду и министру внутренних дел В. П. Кочубею, Тобольский архиеп. Антоний предписал игумену Троицкого мон-ря внести в церковь образ и не чинить препятствий к почитанию святого (Голубинский. С. 462). В XIX в. почитание В. М. в Сибири ширилось. В Енисейске, Туруханске, Красноярске были распространены иконы святого, среди населения Енисейского Севера бытовали «большие деревянные складни, некоторые в металлических ризах, с изображениями Василия Мангазейского» (Островских. С. IV). Как небесный покровитель охотников и звероловов В. М. почитался среди коренных жителей Енисейского Севера. На месте Мангазеи, в часовне, где до 1670 г. почивали мощи В. М., юраки и тунгусы оставляли звериные шкуры в дар святому, а во время выходов из тайги к Енисею посещали Туруханский мон-рь. В 1893 г. местное епархиальное начальство вновь возбудило ходатайство перед Синодом о подтверждении канонизации святого, в ответ Синод предписал завести книгу для записи чудес, происходящих от мощей В. М. В нач. XX в. имя В. М. было внесено в офиц. «Православный календарь», изданный при Святейшем Синоде.

http://pravenc.ru/text/150815.html

Близость к царю сделала Феодосия равным среди самых высоких вельмож даже в то еще время, когда он был только архимандритом. Меншиков писал «честнейшему отцу архимандриту» любезные письма и подписывался: «вашей святыни послушный сын и слуга» 857 , а за царским обедом, бывало, подсаживался к Феодосию и вел с ним разговор 858 . Духовный мир обращался к нему за ходатайством пред царем и властями, за покровительством. Архиереи, особенно молодые, вышедшие из его монастыря, пишут ему почтительнейшие письма. Боголеп, епископ Устюжский, писал Феодосию: «всех благих Творца, в Троице славимаго Бога, Его бо дарованною милостию высокопроизведенному честнейшему моему отцу, господину, господину священноархимандриту Феодосию… вашей святыне здравия и душевного спасения усердножелатель со всею о Христе собранною братиею, Боголеп, епископ Устюжский, Бога моля, челом бьет. Премного благодарю ваше преподобие и лицеземно поклонение отдаю за всякое твое ко мне, смиренному, милосердие...» На конверте надпись: «превысокопочтеннейшему, высокопреподобнейшему…» 859 Аарон, епископ Корельский, писал Феодосию из Новгорода: «честнейший отец архимандрит, нам особливый благодетель» 860 , и просил «не лишати» его своей любви 861 . Георгий Ростовский писал: «преслушником никогда не был и ныне не буду, и так, яко особливаго моего благодетеля, всегда себе имею за сущаго благодетеля» 862 . В 1720 году к Феодосию обращался Златоустовский архимандрит Антоний с просьбою ходатайствовать об освобождении его от поездки для присутствования при подписании духовного регламента в Казань и Вологду, и получил желаемое 863 . В том же году обращается с просьбою к Феодосию Киево-Печерский архимандрит о возвращении в Киев вызванного в Петербург иеромонаха, который необходим был для типографии Киево-Печерской, – и иеромонах был возвращен 864 . Архиепископ Черниговский Антоний Стаховский, посылая в Петербург своего иеромонаха по делу о монастырских землях, прямо просит у Феодосия оказать посланному содействие пред Сенатом и царем 865 . Когда Феодосий стал вице-президентом Синода, Казанский митрополит Тихон прямо просит «его высокомочное владычество» «доложить государю» его просьбу о передаче в ризницу Казанского архиерейского дома хранившихся в Казанской губернской канцелярии вещей, оставшихся после умершего в Казани армянского архиерея. Феодосий просьбу митрополита предложил Синоду 866 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Великому делу христианского просвещения прежде всего мешали русские ссыльные и купцы, которые ради своей наживы спаивали и грабили остяков, записывали их крепостными (т. е. попросту в рабство). По ходатайству свт. Филофея митр. Антоний в 1725 г. повелел объявить по всем волостям, чтобы никто из русских не смел наносить обид сибирским народам под страхом смертной казни. Людей, находящихся в услужении у русских, следовало разыскать и освободить, вернув из крепостного состояния, выдать паспорта, «нигде не кабалить, в неволе не держать» С. 68]. Митр. Филофей видел, что необходимо подготовить православных проповедников из местного населения. Для этого он с согласия родителей брал детей остяков в открытую им в Тобольске школу, где они изучали русскую грамоту и катехизис. Дети также обучались в школах при монастырях Верхотурском, Кондинском и Березовском. Сам митр. Филофей очень любил детей: «Живя на покое, в часы досуга, особенно в зимнее время, учил читать, писать и петь детей новокрещенцев…» С. 64]. Трудился владыка совершенно бескорыстно, он не получал даже назначенную от Петра I пенсию в 200 рублей. Незадолго до своей кончины святитель писал архиеп. Феофану Прокоповичу: «А я, бедняк, многи с крещением прошел народы, а хлеба отонка не получил за труды» С. 67]. Весной 1727 г. митр. Филофей, почувствовав приближение смерти, завещал: «Похоронить меня в тюменской обители, вне церкви, на пути, дабы мимоходящие попирали прах мой, попирали меня — обуявшую соль земли» С. 70]. Скончался он 31 мая 1727 г. По смерти схимонаха Филофея тобольский митрополит Антоний (Стаховский) писал в Св. Синод: «Архиерей-схимонах Феодор благоприятные труды Евангельской проповеди отправлял по смерть свою, окрестил в Сибири до сорока тысяч инородцев и построил у них 37 церквей. Все иноверцы призваны им в христианство не нуждою (не принуждением. -  Ред .), не страхом, не иными какими-либо прельщениями, но точию Евангельскою проповедию и трудами его» С. 117]. А его биограф Н. А. Абрамов писал: «Для Сибири он был ясным осветителем истинного богопознания и вместе с тем учителем народа. Восставая против расколов, язычества и магометанства, он старался приводить людей к истинному пониманию жизни. Какая мудрость, какое терпение нужны были для того, чтобы обратить в христианство более сорока тысяч дикарей? Сколько силы воли, мира в сердце, твердой уверенности в истинности своего дела и непоколебимой надежды на помощь Божию нужно было для совершения такого многотрудного подвига!..».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Преосвященству вашему всех благ желатель и служити готовый А. М. Т.» Святитель Иннокентий того же 6 числа предписал Иркутскому заказчику соборному протопопу Петру Григорьеву отпеть о почившем великую панихиду собором и в прочих церковных церемониях поминать по-надлежащему и о том же разослать копии с сего предписания по всем церквам, а от себя послал в той же силе указы по всем монастырям. Но внимание Первосвятителя Иркутского, которое желал бы он все вполне обратить на благоустройство запущенного, расстроенного непорядками края, было, к прискорбию его, на самых первых порах развлечено делами, слишком приходившими Ему не по сердцу. Провидению угодно было поставить Его под крестом столкновения с архимандритом Антонием Платковским, который много еще потревожит праведника своими кознями. Напредь сего козни Платковского были прикрыты; они касались лично особы Святителя, и он как бы не замечал их. Но теперь вызовут Терпеливого на их отражение. Управление Святителя Иннокентия 1728 год Каких ради благословных вин Тобольский митрополит Антоний Стаховский не уступил Иркутскому архиерею Селенгинскую Троицкую обитель, хотя она находилась в центре новооткрытой Иркутской епархии, таких же ради благословных вин митрополит оставил за собою и церкви вниз по Ангаре начиная от Балаганска, также по Лене и по Илиму и монастырь Киренский, тогда как все сии местности были в пределах Иркутской провинции. Да не оскорбится память Тобольского владыки, если скажем, что раздел основан был на видах исключительно вещественной экономии Тобольской кафедры. Встретим хартии, в которых сам Преосвященный Антоний очень ясно выскажется в подтверждение нашей более чем догадки. Но такой образ действования не мог понравиться праведному Иннокентию, искавшему, по выражению апостола, не своея пользы, но многих, да спасутся ( 1Кор. 10:33 ). Сначала, когда получил он указ о бытии епископом Иркутским и Нерчинским, без всякого ограничении пределов поручаемой Ему по ту и по другую сторону Байкала епархии, ничего не подозревая, наряду с другими забайкальскими монастырями он подчинил себе и Троицкий Селенгинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010