С.В. Нестеров Архимандрит Макарий (Глухарев) – апостол Алтая Служение миссионерское, как служение апостольское, есть, более всего, ряд скорбей, болезней и трудов. Трудно вообще пастырское служение, а миссионерское – по преимуществу. Свт. Макарий (Невский) , митр. Московский Основание и становление Алтайской духовной миссии Души ваши нужны... Христос скорбит и ищет душ ваших ради Царствия Своего небесного. Житие св. Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым 30–40-е годы XIX века – время выступления архимандрита Макария на проповедь Евангелия язычникам Алтая – были периодом ощутимого подъема миссионерской деятельности Российской Православной Церкви. В XVIII веке главной целью русских миссионеров была Сибирь. Огромные пространства ее были населены сотнями тысяч бродячих и оседлых инородцев, погруженных во тьму идолослужения или уже тронутых заблуждениями мусульманства. Хотя свет истинной веры стал проникать в этот край с самого начала покорения его, труды небольшого сравнительно числа проповедников христианства принесли плоды и незначительные, и непрочные. Сибирское миссионерство XVI-XVIII веков не отличалось ни планомерностью, ни последовательностью, и никто из делателей на этой ниве не мог быть уверен, что обращенные им не останутся сиротами после того, как он покинет их. Вся западная часть Сибири составляла тогда одну Тобольскую епархию, которую в начале XVIII века возглавлял замечательный миссионер митрополит Филофей (Лещинский). Всю свою жизнь посвятил он распространению и утверждению Православия, окрестив около 40 тысяч язычников. Святитель построил 37 церквей, и при этом, как доносил Святейшему Синоду его преемник митрополит Антоний (Стаховский), «все инородцы призваны им в Христианство не принуждением, не страхом, не иными какими-либо прещениями, но только Евангельской проповедью и своими трудами» С. 37]. Затем накал миссионерской деятельности в Сибири, как и в других районах России, стал ослабевать. Для исправления положения Святейший Синод в 1764 году учредил должности проповедников в епархиях с иноверческим населением: три в Казанской епархии, по две в Тобольской и Иркутской епархиях и по одной в Астраханской, Рязанской, Нижегородской и Вятской епархиях. Через некоторое время среди инородцев возникли волнения из-за распространившихся слухов, что их хотят крестить насильно, и в 1789 году деятельность проповедников была приостановлена. В 1799 году Святейший Синод обратился в Правительствующий Сенат с вопросом: «Посылать ли по-прежнему в иноверческие селения проповедников, по предварительному согласованию с гражданским правительством?» 2. С. 10]. Получив отрицательный ответ, Святейший Синод прекратил выдачу жалованья миссионерам, после чего дело проповеди Благой Вести среди иноверных народов России стало быстро угасать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Феодосий скончался. До 1697 г. Е. м. возглавлял архим. Иоанн (Максимович) , с 20 июня 1697 до 17 сент. 1699 г.- архим. св. Димитрий (Савич (Туптало)), по инициативе к-рого в Е. м. началось строительство храма во имя св. ап. Иакова над могилой черниговского полковника Якова Лизогуба († 9 авг. 1698). С 1699 г. настоятелями Е. м. были архимандриты Никон, Ипполит, Исаакий. Архим. Евстратий (Самборович) входил в состав Черниговской духовной дикастерии. Архим. Иерофей (Малицкий) первым из настоятелей Е. м. был назначен одновременно ректором Черниговской ДС, основанной на базе Черниговского коллегиума. (Впосл. его преемники, как правило, совмещали обе должности.) Настоятель архим. Панкратий (Черницкий) подал в Черниговский градский суд доношение, представил 37 документов обители и просил вписать их в «книги градские, а монастырю дать список их или копию», что и было исполнено. Подлинные документы были возвращены мон-рю, кроме того, выдана особая книга - «Видимус», в к-рой были списаны и засвидетельствованы все 37 документов. Впосл. подлинные док-ты из монастырского архива исчезли. Книга же с копиями документов хранилась в Е. м. до его уничтожения в XX в. Архим. Феофил (Татарский) составил статью о мон-ре в ИРИ. Настоятельство в 1722-1726 гг. архим. Нила (Березовского) сопровождалось конфликтом с еп. Черниговским Иродионом (Жураковским). Прежде о. Нил был игуменом Макошинского мон-ря, где его имя упоминалось в неск. скандальных делах. Черниговский архиеп. Антоний (Стаховский) наложил на игум. Нила прещение. Но новоназначенный еп. Иродион отнесся к игум. Нилу благосклонно: перевел его из Макошинского в Е. м. с возведением в сан архимандрита. Однако и в Чернигове архим. Нил продолжал конфликтовать со священнослужителями, в т. ч. и с архиереем. В итоге еп. Иродион переместил «весьма противного», по его признанию, архимандрита в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь . В 1724 г. в Е. м. полагался штат: архимандрит, игумен, проповедник, наместник, казначей, священник, инквизитор, вотчинный надзиратель, диакон, монахи, или послушная братия (квасовар-пивовар, столничной, поваренный, трапезный, хлебный, хлебодар, подкеларник, воротик, конюшенный, огороденный, чашник, погребной, часовод, житенный, звонарь, просвирник, пономарь, рухлядник, служащий больным), бельцы (4 копеиста, 2 подканцеляриста, канцелярист, стряпчий, приказный), служки (оконичник, 2 печника, 2 плотника, 2 кузнеца, 12 конюхов при мон-ре и 8 в селах, шорник, сапожник, 2 портных, приспешник, архимандритский повар, истопник в архимандритских кельях, 2 рыбака, 2 церковных сторожа, бочар, колесник, 6 слуг для «всяких разсылок и выезда с архимандритом и прочими властями»).

http://pravenc.ru/text/189789.html

20 декабря (2 января) Икона Божией матери, именуемая Новодворскою, написана св. Петром, митрополитом Всероссийским, когда он жил на Волыни в монастыре, устроенном им при реке Рате, в урочище Новый Дворец, ныне несуществующем. Во время гонения на Православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенес ее в черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда устроялся монастырь Суражский в Черниговской губернии при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыра Симеону, ныне также несуществующего. В соборной церкви этого монастыря, теперь уже упраздненного, стоит сия святая икона 543 . В 1677 году 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе перед литургией. Св. Димитрий Ростовский , прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, игумен Цеперский, оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери 544 . День Ватопедской иконы Богоматери 21 января (3 февраля) Эта икона находится в Благовещенском храме Афонского монастыря, устроенного в царствование Константина Великого . Близ сего монастыря упал в море из корабля царевич Аркадий, сын Феодосия Великого, еще бывши отроком, и дивным заступлением Богоматери невредимо перенесен на берег, где и найден стоящим под кустом близ тропинки, ведущей к обители. От этого события и произошло название Ватопеда (βτος – куст, πα ς – отрок), что значит «куст отрока». Император Феодосий в память чудесного избавления сына своего распространил, украсил и обогатил Ватопедский монастырь в 395 году. На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с лицем, обращенным к правому плечу, потому что Она в 807 году 21 января обратила лице Свое к игумену монастыря, близ Ее по другую сторону стоявшему на молитве, и возвестила ему о намерении разбойников напасть на обитель. Игумен принял надлежащую предосторожность и сохранил монастырь от разграбления. В память этого чудесного охранения обители пред Ватопедскою иконою горит неугасимая лампада и большая свеча. Эта икона называется также Отрада 545 . День Елецкой иконы Богоматери

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Поэтому никто не удивлялся, когда Тобольский митрополит Антоний Стаховский, снабжая отправляемого в Камчатку священника Ермолая Иванова, инструкциею, поместил в ней против нечистой жизни такую меру: блудников смирять монастырским смирением плетьми, и в цепь садить. И наказание и казенные выражения были в потребности того времени, между которым и ньнешним легла теперь, бездна, в коей скоро погрязнет самая память о наказаниях телесных. Исполнительный обряд судебных приговоров оканчивался взятием от осужденных подписок, что наказание над ними выполнено, и на сей раз кончен обвещением прихожан Бирюльской Церкви, где служил Орлов, посредством архиерейской грамоты, сохранившей для нас некоторые любопытные подробности. Святитель изложив в ней весь ход дела, пишет: объявляю, чтоб его (Орлова) вы не признавали впредь за священника, но за простолюдина. Понеже правильно отчужден священства и не попускаем ему впредь никогда ниже епитрахили нася восприимати, и ни с какою, потребою в домы к вам входити, и ничего не исправляти, хотя бы и за великою нуждою. А на его место к вам изберите между собою мужа благочинного и искусного в божественном писании, и ни в чем не подозрительна, и при заручном вашем доношении к нам пришлите, который по данной нам власти от самого Спасителя, вскоре произведен будет на святый степень священства. Прочее же Бог любве и мира да будет с вами. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святого Духа буди со всеми вами! Аминь. С сего же объявительного нашего указа точная копия прибиется от старосты церковного на дверях церковных, дабы сие всем было известно. Независимо от сей грамоты тогда же был послан за рукою Преосвященного особый указ Церковному Старосте в такой силе, чтоб он, собрав прихожан, велел пономарю прочитать пред ними решение об Орлове, и за тем прибил бы копию к церковным дверям. А о передаче Орлова в ведомство светское сообщено из Архиерейского Приказа Иркутской Провинции в канцелярию Надворного Суда. В заключение всего, лишенный сана Орлов отдан на поруки устюжанину Ивану Анфимову сыну Гончарову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если в учителя будет избран кто-нибудь из диаконов или причетников Тюменского заказа, то он должен довольствоваться доходами от своей церкви, не требуя от монастыря особой платы за обучение детей. За успешное обучение детей монастырь со своей стороны обещал прибавлять ему по 1 рублю в месяц; по открытии штатных братских вакансий, принадлежащее им жалованье и провизию употреблять на содержание учеников. Таким образом, русская школа при Тюменском монастыре снова ожила; мы встречаем упоминание о ней в 1810 г., причем школа числится состоящею в ведении Тюменского духовного правления. Дальнейшая судьба сего училища в точности неизвестна. Должно однако думать, что школа поддерживалась духовным правлением, которое помещалось в том же монастыре до самого своего закрытия. В последнее время при Тюменском монастыре существует церковно-приходская школа для приходящих бедных детей города. Занятия в ней ведутся с достаточным успехом; ученики каждогодно по нескольку выдерживают льготные испытания по воинской повинности. Не столько путем школы, сколько всем строем иноческой жизни, Тюменский монастырь служил по мере возможности, религиозно-просветительным целям тюменцев, которые, особенно из памяти к почившему здесь преосвященному митрополиту Филофею, приходили в монастырь для молитвы и поучения словом Божиим, а в лице иных иноков и для назидания словом и примером их жизни. В монастыре были посылаемы Епархиальным Начальством лица духовного чина на " справу " , равно и из среды раскольников. При беглом сравнительно осмотре монастырского архива, нельзя было отыскать документальные данные о том, были ли в Тюменском монастыре на послушании и в качестве епитимийщиков лица замечательные в каком-либо отношении. Вообще, предание и архив не свидетельствует об особенных исторических деятелей монастыря. В этом последнем отношении, т. е. историческом, единственной замечательной личностью выступает преосвященный митрополит Филофей, возобновитель монастыря, - этот истинный апостол Сибири, о котором преемник его митрополит Антоний Стаховский свидетельствовал Святейшему Синоду, что он личным своим трудом ко Христу до 40000 инородцев, от Урала до Камчатки, и не принуждением, а любовью и увещанием.

http://sobory.ru/article/?object=00957

Вместо шагов к примирению, правительство решило предпринять более энергичные меры для разгрома старообрядчества. В частности, на Урал к Татищеву были посланы инструкции вылавливать вожаков " раскола» и закрывать их открытые и тайные центры. Аппарат преследований заработал быстро – указ о преследованиях был подписан 12 ноября, а к 12 декабря того же 1735 г. число схваченных гражданскими и военными властями уральских старообрядческих старцев и стариц достигло уже 467, а аресты все еще продолжались. Несмотря на внушительные цифры арестованных, успех преследований был весьма эфемерным. На увещания, схваченные отвечали:»В том стоим и умерети хотим " 2188 . Да и недолго оставались они под арестом: в ближайшие же месяцы после ареста почти что все схваченные старцы и старицы бежали, и, несмотря на то, что военные команды открывали и разрушали десятки скитов, новые скиты возникали повсюду в тяжелодоступных горных лесах Урала. Немало помогали им и технократы-приказчики демидовских и осокинских заводов, которые располагали большими средствами, связями по пути следования арестованных и необходимыми знакомствами с местными, финансово часто зависящими от них, администраторами. Годы царствования Анны Иоанновны и Елизаветы были особенно тяжелыми для старообрядцев. В последние годы царствования Петра Великого хиротония великороссов во епископы была запрещена и до 1780-х гг. епископат и Синод состояли только из южноруссов (украинцев), белорусов и случайных греков 2189 . Почти что все они были бывшими учениками Киевской академии, где тогда все еще держалась старая, заведенная в 1630-х гг. Петром Могилой полукатолическая, полупольская закваска. Весь лад московского благочестия им был совершенно чужд, и старообрядчество, как явление чисто великорусское, старомосковское, с верой в " Третий Рим», почитанием старого дониконовского уклада и эсхатологическими чаяниями, было им совершенно непонятно, чуждо. Сибирские митрополиты из " киевлян», в частности Антоний Стаховский и его преемники Сильвестр Головацкий (1749–1755) и особенно Павел Конюшевич (1758–1768) 2190 , делали все возможное, чтобы искоренить и разгромить " отступников-раскольников».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Князь Гагарин приказывал «строить на Камчатке церкви и крестить инородцев». А Царь Петр, поощряя его к заботам о покорении Камчатки, твердил, «чтобы посланные шли без сомнения, так как Церковь им Заступница». После митрополита Иоанна вторично вступил на кафедру, по повелению Петра Великого, его неутомимый предшественник митрополит-схимонах Филофей. Он посвятил много времени для личного обозрения Сибирской паствы, был в 1719 и 1720 г. в Иркутске, проезжал Байкал, устраивал миссионерские станы и благословил Омск, основанный в 1716 г. для защиты от набега киргизов. Сам владыка Филофей и его миссионеры обратили в Православме Туруханских остяков, Чулымских татар и более половины Кыштымцев, живших по р. Томи. В то же время был учрежден владыкою миссионерский стан для просвещения киргизов, кочевавших по р. Кие. Митрополит Филофей при вступлении на кафедру нашел в Сибири всего 100 церквей, а оставил 448, и обратил в Православие 40.000 язычников и магометан. На него очень злобились татары за красноречивое порицание «разбойных стремлений» Корона. Оставил владыка Филофей кафедру, будучи награжден царскою похвальною грамотою от 15 сентября 1720 г, Была назначена ему и пенсия, но он до самой смерти в течение 7-ми лет не мог ее получить и остатки дней своих скоротал «впроголодь». Еще при жизни этого великого светильника Сибири, вполне быть признанным «равноапостольным», место его заступил двенадцатый достойный архипастырь митрополит Антоний Стаховский, который управлял сибирскою паствою с 1721 г. по день кончины 27-го марта 1740 г. В его время в Таре по подговору казачьего полковника Полушкина был бунт раскольничьего населения против присяги по уставу 6 февраля 1722 г. на верность тому Наследнику Престола, какого Государь изберет. Тогда бунтовщики в 1724 г., не желая отдаться в руки правосудия, взорвались на воздухе, а затем до 1000 человек было казнено. Такой буйный дух населения вместе с необузданностью учрежденного в 17278 г. воеводского правления, отравлял и извращал всякое мероприятие владыки Антония и делал его жизнь невыносимою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Курская-коренная икона Божией Матери, именуемая " Знамение " . Псково-Покровская икона Божией Матери, именуемая «Умиление»... Ярославская-Смоленская икона Божией Матери... Калужская икона Божией Матери. Казанская икона Божией Матери. Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»... Донская икона Божией Матери. Владимирская икона Божией Матери. Холмская икона Божией Матери Новодворская икона Божией Матери января (20 декабря ст. ст.) Икона Божией Матери, именуемая Новодворскою, писана св. Петром, митрополитом всероссийским, около 1320 года тогда, как он был еще на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенес ее в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда же устроился монастырь Суражский, при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону. Святая икона Новодворская стояла в соборной церкви сего монастыря, теперь уже не существующего. В 1677 году 14 августа икона была перенесена из старой церкви в новую в крестном ходе пред литургиею. Св. Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывал, что 16 августа Никодим, епископ целерский, оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. Козельщанская икона Божией Матери 6 марта (21 февраля ст. ст.) Козельщанская икона принадлежит к числу наиболее почитаемых. Древний образ был семейным в роде графа Владимира Ивановича Капниста и находился в его имении, селе Козельщине. Впервые икона прославилась исцелением по молитвам пред ней дочери Капниста, вывихнувшей ногу. Позже у нее обнаружились вывихи в плечевых суставах, бедре, боли в позвоночнике. Усилия докторов были безуспешны, и тогда графиня посоветовала дочери помолиться пред семейной иконой и почистить при этом ризу на иконе. Больная крепко обняла икону слабыми руками и вдруг почувствовала прилив жизненной силы в руках и ногах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Сия икона, именуемая и Новгород-Северской, по нынешнему нахождению её, написана св. Петром, митрополитом Всероссийским, когда он жил на Волыни в монастыре, устроенном им близ Ковеля при реке Рате в урочище Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс её в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда устроялся монастырь Суражский в Черниговской губернии при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский благословил ею этот монастырь (упразднённый в 1786 году). В 1677 г. 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе перед литургией. Св. Димитрий Ростовский , прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, игумен Цеперский. оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. По местному преданию (см. описание Новгород-Северского монастыря. Чернигов. 1873 г.), архиепископ Лазарь Баранович передал эту икону в Новгород-Северский Преображенский монастырь, где она и доныне для жителей города и окрестных мест служит предметом благоговейного чествования и поклонения. 259 Наименование Богоносца присвоено св. Игнатию, как говорит предание, потому, что он был тем именно дитятей, которого во время Своей земной жизни Иисус Христос, взяв однажды на руки, показал в пример Апостолам, сказав: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное» ( Мф.18:23 ). – Называется св. Игнатий – Богоносцем также потому, что был постоянно по всем делам своим носителем Бога и имени Божьего в уме и сердце и устах своих. 262 Эти акты помещены у Рюиварта, т. I, 15–48 («Месяцесл. Вост.» архим. Серг., т. II, ч. 2, стр. 393). 267 Житие Даниила, описанное учеником его, известно и Раичу (II. 544) – в музее Румянцева, стр. 157. Извлечение из него – в Гласнике VI, 35–41. 268 Житие кр. Милютина говорит о Милютине: «в юности своей имел воспитателя и наставника блаженного во архиепископех Сербских Даниила мужа свята и преподобна» (Сербляк л. 55). Но Милютин († 1320 г.) был много старше Даниила († 1338 г.) Потому невероятно, чтобы последний был воспитателем первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Неожиданно в церковь вошли приехавшие без предупреждения представители епископа Иоасафа — его личный секретарь и одновременно секретарь епархии протоиерей Константин Стаховский, протодьякон Иаков и благочинный Алексий Жбанчиков. Пройдя в алтарь, они потребовали прервать проскомидию. На просьбу позволить совершить литургию ответили отказом. Игумения, подумав, что в чем-либо провинился перед епархиальным начальством лично отец Стефан, просила дать служить второму священнику. В ответ на это было объявлено, что служба не состоится, потому что монастырь закрывается. Протоиерей Константин взял антиминс и унес его с собой. Людей удалили из храма. Отец Стефан, которому пришлось-таки прервать проскомидию, в слезах, прижав Святую Чашу к груди, направился в свою келию. На требование старшему священнику монастыря, игумении и монастырскому секретарю срочно явиться в исполком иеромонах Стефан ответил, что в соответствии с правилами субординации он раньше обязан переговорить с архиереем. Однако епископ Иоасаф представителей монастыря не принял. В исполкоме им объявили, что обитель закрыта распоряжением Патриарха и должна быть освобождена к вечеру текущего дня, потому что дети (в монастыре должен был разместиться интернат) уже с утра сидят в вагонах на станции. “Местных” развезли по домам. Иеромонаху Стефану от имени епископа Иоасафа предлагалось остаться в Днепропетровске, но он отказался» . Протоиерей Валерий Бояринцев вспоминал о закрытии Тихвинского монастыря: «Был 1959 год. Я учился в 10-м классе, когда владыку Гурия перевели в Минск. В Днепропетровск поставили епископа Иоасафа (рукоположенного у нас же в Днепропетровске из наших же целибатных священников). Епископ Иоасаф, по-человечески добрый, но слабовольный, под давлением властей позволял закрывать церкви. Мы ожидали закрытия монастыря. В монастыре службы были каждый день. Служили по неделе: то отец Стефан, то отец Антоний. В какой-то из дней (5–12 августа) 1959 года к нам домой забегает один прихожанин и сообщает: закрывают монастырь.

http://bogoslov.ru/article/6177073

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010