Здесь всё по старому – мы все также волнуемся, ждём назначения нового губернатора и не можем дождаться». Весть о смене губернатора меня не очень порадовала, хотя я должен откровенно признаться, что искренней симпатии к В. Н. Веревкину 97 я не питал. «Несимпатичен для меня, думал я, Веревкин, но я с ним начал уже сживаться; достаточно изучил и добрые и слабые его стороны, и даже успел приобресть некоторое влияние на него. На его месте другой будет ли лучше и приятнее для меня, неизвестно». – Между тем, 11-го числа я узнал от кого-то в Москве, что Витебским губернатором 28-го июля назначен Симбирский вице-губернатор, статский советник Коссаговский. Но что это за личность, в Москве никто о нём не мог дать мне никакого понятия, а между тем для меня это очень интересно знать. Я поручил доброму моему знакомому, профессору К.И. Невоструеву , который, бывши в Симбирске на семинарской службе, имел там немало знакомых, написать туда и спросить кто и каков г. Коссаговский. – Не ранее 11-го октября получил я от Невоструева сведение о личности Коссаговского, и вот что он писал мне: «Не получив от Симбирского кафедрального протоиерея ничего в ответ по вопросу об известном лице (т.е. Коссаговском), я собрал верные о нём сведения от коротко знакомого с ним бывшего Новгородского ректора, ныне Орловского преосвященного Макария 98 , когда тот был ещё в Новгороде, на своей родине. Ныне, в проезде на епархию чрез Москву, преосвященный Макарий отзывался о нём очень хорошо, и, когда я открыл ему вашу в этих сведениях нужду, его преосвященство с большой силой подтвердил прежние слова свои об искреннем благочестии, честности, деятельности, благоразумии и патриотизме, равно и супруги его, заметив о последней, что, как женщина, бывает иногда как бы капризна». Такой отзыв о г. Коссаговском оказался вполне справедливым. —761— 1867 г. 22-го ч., преосвящ. Леонид извещал меня краткой запиской о пребывании в Москве, мимоездом в Ташкент, бывшего Виленского генерал-губернатора, К.П. Кауфмана 99 . «Константин Петрович Кауфман, – писал мне преосвященный, – в Москве, в квартире директора Александровского военного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евфросинии, Княжны Полоцкой. Вот что писало мне в Москву от 17-го августа духовенство Витебско-Задвинского Благочиния, собравшегося в село Зароново для избрания депутата на первый съезд в г. Витебск: «Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! В силу данных наставлений от Епархиального Начальства, сегодня все мы, священники Витебско-Задвинского Благочиния, собрались вместе для избрания уполномоченного из среды нас для того, чтобы доверить ему баллотировать Членов Правления Полоцкой дух. Семинарии из епархиального ведомства. Дорожа благоприятным сим обстоятельством, собравшим нас воедино, во 1-х, смиреннейше просим Ваше Преосвященство, в настоящую бытность вашу в первопрестольной столице русской, по случаю празднования 50-ти летнего юбилея первосвятителя сей столицы, Высокопреосвященного Филарета, испросить у Его Высокопреосвященства небесного на нас и все наши служебные дела и новоначинания от щедродательной святительской десницы Его благословения. Во 2-х, засвидетельствовать Его Высокопреосвященству, яко мудрому и опытнейшему кормчему корабля святейшего Православия, в нем же хощет спастися, что не только мы нижеподписавшиеся, т.е. малый уголок Вашей Богоспасаемой паствы, но вся она преискренно ждёт Вер- —757— 1867 г. ховного благоизволения на то, чтобы Святые мощи преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, были перенесены из Киева в г. Полоцк, в созданную Ею – Преподобной обитель, и на это великое наше дело просить и способствующих скорому исполнению святых молитв маститого Первосвятителя и, столь чаемого всеми, Его благостного благословения». Под письмом подписались 10-ть священников и один диакон. Ещё в 1866 г., пред отправлением из Москвы в Витебск, имел я рассуждение с московским Владыкой о перенесение мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк и просил его содействия в этом благом деле. После некоторых возражений, он склонился на мою просьбу и уполномочил меня начать от его имени переговоры об этом предмете с Новгородским Митрополитом 93 . Но эти переговоры не имели тогда ни какого успеха: Митрополит Исидор с каким-то раздражением и даже гневом на Московского Владыку встретил мои слова о мощах преп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2-го ч. в 9 часов утра благополучно прибыл я в Петербург, и поспешил снова повидаться с преосвященным митрополитом Новгородским, на этот раз уже в Лаврских покоях. Первый вопрос мой к нему, разумеется, был о письме Московского владыки с ходатайством о перенесении мощей преп. Евфросинии, но ответ опять был совершенно отрицательный. После митрополита посетил преосвященных архиепископов Филофея 102 и Василия 103 . Последний жаловался мне на свою болезнь; рассказывал историю приобретения для —764— 1867 г. Витебского архиерейского дома Заручевской дачи, наконец, высказал намерение посетить следующим летом Витебск. На другой день, 3-го ч. я посетил о. протоиерея Ив. В. Рождественского . О. Рождественский в откровенной беседе со мной, как земляком, рассказывал, между прочим, историю рассмотрения Св. Синодом только лишь составленных тогда Уставов Д. Семинарий и училищ. Дело это, по настоянию Обер-Прокурора, совершалось в одну неделю: вникнуть хорошо в сущность этих уставов не было никакой возможности; поэтому большинство членов Синода подписали проекты Уставов без твёрдого и отчетливого убеждения в их внутреннем достоинстве, но о. Рождественский не хотел подписывать их, указывая в них на некоторые существенные недостатки. Тогда Обер-Прокурор сказал, что, если проекты Уставов не будут подписаны всеми членами Синода немедленно и не будут представлены на Высочайшее утверждение в том же, т.е. 1867 г., духовное ведомство лишится на этот год 300 т. рублей, предназначенных к отпуску из Государственного Казначейства в счёт 1.500.000 р. Высочайше разрешённых на духовно-учебные заведения. После такой угрозы, Рождественский, махнув рукой, сказал: «я не стою 300 т. рублей», – и, вопреки своего убеждения, проекты подписал!... Между тем, граф Толстой в своём отчете за 1867 г. (стр. 98 и сл.) писал: «По окончании трудов Комитета по преобразованию средних и низших духовно-учебных заведений и по всестороннем обсуждении (!) и одобрении их Св. Синодом, составленные комитетом уставы и штаты православных семинарий и духовных училищ удостоились, в 14-й день мая 1867 г., Высочайшего утверждения» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для решения вопроса: какой способ содержания монахов лучше и соответственнее монашеству: сбор ли милостыни по городам и селениям через отряжаемых монастырями братий, как это было в Греции, или наше вотчиновладение, Максим написал трактат, который представляет из себя диалог между двумя препирающимися, и который надписывается: «Стязание о известном иноческом жительстве, лица же стязующихся Филоктимон да Актимон, сиречь любостяжательный, да нестяжательный». Объявляя себя решительным сторонником греческого сбора милостыни, Максим со всею силою восстает против нашего вотчиновладения. Его доводы – доводы Вассиана и пр. Нила Сорского . Монашество есть совершенное отречение от мира для исполнения заповеди Спасителя: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим...». Следовательно, монахи, владеющее вотчинами, нарушают обет и обращают его во ложь и пустое слово. Преподобные начальники иноческого божественного жития Павел Фивейский, Антоний и Пахомий, Евфимий и Савва Освященный, и прочие, всею душою и мыслью тщались убегать возвращения к миру через притяжение имений. Владея вотчинами, монахи погружаются в житейские попечения, вовлекаются в свары, брани и тяжбы часты сел ради, а это ли истинное монашество? Лишнее у Максима против Вассиана, есть то, что он дает остроумно-язвительный ответ на оправдание тех монахов вотчинников, в монастырях которых было общежитие. Любостяжательный в заключение прений говорит нестяжательному: «прекрати свое продолжительное суесловие; не заслуживаем мы никакого осуждения за то, что приобретаем имения и владеем землями и селами, ни у кого из нас нет ничего своего и непозволительно никому (из нас) что-нибудь взять (но все принадлежит монастырю); а поэтому мы и справедливо называемся нестяжателями, т. к. никто из нас не имеет ничего своего, но все у нас общее всем». На это нестяжатель отвечает любостяжателю: «говоришь ты мне нечто смешное; это нисколько не отличается от того, как, если многие живут с одной блудницей и как в случае укоризн за сие каждый из многих будет говорить: я вовсе не грешу, ибо она есть одинаково общее достояние всех, или подобно это тому, как, если бы кто вышел на разбой в шайке разбойников и совершал вместе с другими грабеж, а потом, быв схвачен и пытаем, стал бы говорить: я совершенно невинен, все награбленное осталось у других, а я ничего не взял».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

С 1971 по 1974 г. представителем Русской Православной Церкви при ВСЦ был архимандрит Кирилл (Гундяев) (питомец ЛДА, ректор Академии с 1974 по 1984 г., ныне – архиепископ Смоленский и Вяземский), являющийся членом ЦК и Исполнительного комитета ВСЦ, а также членом комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство». Одним из наиболее крупных событий в деятельности ВСЦ в период между V и VI Ассамблеями, в котором активное участие принимали представители ЛДА, была Всемирная Конференция «Вера, наука и будущее», проходившая летом 1979 г. в Массачусетском технологическом институте (Кеймбридж, США). Делегация Русской Православной Церкви, участвовавшая в работе этой Конференции, возглавлялась архиепископом Выборгским Кириллом, который был также одним из президентов этой Конференции и входил в ее руководящий комитет 393 . Им же был предложен один из докладов на тему «Основные аспекты христианской ответственности в перспективе ядерного разоружения». Ранее, в апреле 1979 г., в ЛДА состоялся семинар по подготовке к этой Конференции 394 . Другим важным событием в деятельности ВСЦ было проведение Всемирной конференции по миссии и евангелизации «Да приидет Царствие Твое» (Мельбурн, Австралия, май 1980 г.). Делегацию Русской Православной Церкви, прибывшую для участия в этой Конференции, возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний, почетный член ЛДА; в работе Конференции, наряду с другими представителями ЛДА, принял участие член комиссии ВСЦ «Всемирная миссия и евангелизация» профессор протоиерей Н. Гундяев 395 . Из экуменических событий, имевших место в ЛДА, можно отметить проходившую весной 1981 г. встречу региональных секретарей Молодежной рабочей группы, входящей в 3-ю программную единицу ВСЦ «Образование и обновление». Встреча носила подготовительный характер в связи с предстоявшей в 1983 г. VI Генеральной Ассамблеей ВСЦ в Ванкувере (Канада). Участники встречи проанализировали насущные проблемы международного молодежного и экуменического движения 396 . Среди важных мероприятий ВСЦ, имеющих непосредственное отношение к богословской разработке вопросов христианского единства, можно отметить заседание Комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство», имевшее место в Лиме (Перу) в январе 1982 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

1617 Часть 1, вопрос 100, – По-гречески последнее выражение читается так: μ γνμην ποφασισμνην τον ν τ γισ;, a в славянском переводе это передано таким образом: „с мыслию изреченою еже освятити тую“ (т. е. „тайну“)“. 1618 Kimmel I, 454. – В славянском переводе это выражение передано несколько иначе, а именно: „по нужде же может быть совершено и простым человеком, но только православным и притом понимающим важность Божественного крещения. 1619 См. напр. курсы богословия архим. Антония, архиеп. Филарета, еп. Сильвестра, еп. Иустина и „Беседы о седьми спасительных таинствах еп. Евсевия. 1624 Рукописи библиотеки Московской Духовной академии. Академические чтения по догматическому богословию 51, стр. 1 и 91, стр. 4. 1635 При современном печальном религиозном состоянии и сильном распространении атеизма в некоторых местах западной Европы, едва ли кто решится утверждать, что подобные явления совершенно невозможны. 1641 Архимандрит Филофей (Успенский), впоследствии митрополит Киевский, магистр 8-го курса Московской академии и товарищ А. В. Горского. 1645 Часть III-я начинается собственно описанием пребывания архимандрита Порфирия на Афоне и переезда его, через Константинополь, Валахию и Молдавию, в Россию. 1646 Антоний (Рафальский), тогдашний митрополит Новгородский и С.-Петербургский, первенствующий член Святейшего Синода († 1843). См. о нём в „Книге бытия“ III, 101, 120, 126 и др. 1648 Гедеон, архиепископ Полтавский († 1849) также был в то время присутствующим в Святейшем Синоде. См. о нём там же, стр. 102. 1649 Граф И.А Протасов († 1855), тогдашний обер-прокурор Св. Синода. См. о нём и его отношениях к архим. Порфирию там же, стр. 103 и дальн., 107, 121 и др. 1650 Разумеются, ближе всего, главные, более влиятельные чиновники графа Протасова по духовному ведомству директор канцелярии Св. Синода А.П. Войцехович († 1881), директор канцелярии обер-прокурора Св. Синода К. С. Сербинович († 1874) и директор духовно-учебного управления, впоследствии исправлявший должность обер-прокурора Св. Синода (в 1855–1856 г.) А.И. Карасевский († 1856). См. о них там же, стр. 105, 134, 135 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1368 Деметра – в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Ей соответствует римская Церера. Иштар – в аккадской мифологии богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера. Соответствует шумерской Инанне. 1377 Ср. особенно «Купина Неопалимая», Париж, 1927 (2-е изд., Вильнюс, 1991) и статьи «Ипостась и ипостасность» (в сб. статей, посвященных П. Б. Струве ко дню 35-летия его научно-публицистической деятельности, 30 января (1890–1925). Прага, 1925), «Главы о троичности» (Православная мысль. 1928. 1; 1930. 2). 1383 Новейшая работа, включающая и библиографию темы: Митрополит Антоний. Из истории новгородской иконографии//Богословские труды. 1936. 27. 1384 Тейяр де Шарден (Teilhard de Chardin) Пьер (1881–1955) – французский палеонтолог, философ и теолог. Один из первооткрывателей синантропа. Развил концепцию «христианского эволюционизма», сближающуюся с пантеизмом. Оказал влияние на обновление доктрины католицизма. 1385 Барт (Barth) Карл (1886–1968) – швейцарский протестантский теолог, один из основателей диалектической теологии. Сторонник христианского социализма, вдохновитель христианского сопротивления гитлеровскому режиму. Тиллих (Tillich) Пауль (1886–1965) – немецко-американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии. В отличие от К. Барта и др. стремился к созданию универсальной «теологии культуры», примирению разума и откровения. В 20-х гг. лидер движения христианского социализма в Германии, после 1933 г. в США. 1399 Бытие-к-смерти (нем.) – важнейшее понятие «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера, важнейший «экзистенциал», определяющий суть человеческого бытия в книге «Бытие и время». 1401 Карсавин Лев Платонович (1882–1952) – российский религиозный философ и историк-медиевист. В 1922 г. выслан за границу; профессор университетов в Каунасе (с 1928 г.) и Вильнюсе (1940–1946). Труды по средневековой Италии, философии истории, философии личности. Репрессирован; реабилитирован посмертно. В книге «О личности» (1929) создал оригинальную концепцию человека, интерпретировал смерть как важнейшее метафизическое качество человеческой личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Аналогичную торжественную встречу нового князя епископом с богослужебной процессией мы в видим и в Новгороде в 1208 году [ПСРЛ I: 424] 23 . Нельзя исключать, что подобная практика благословения нового князя иерархом, впервые фиксируемая именно в нашем случае, и была введена на Руси Константином I 24 . Лишение Ростовского епископа Нестора кафедры и изгнание его преемника Леона В отличие от «испровержения» Климовых «ставлений», летопись ничего не сообщает о каких-либо низложениях русских епископов, участвовавших в поставлении самого Клима в 1147 году. Это были Онуфрий Черниговский, Феодор Белгородский, Дамиан Юрьевский, Евфимий Переяславский, Феодор Владимиро-Волынский [ПСРЛ II: 340–341]; в 1156 году они уже не упоминаются. Впрочем, исключать низложение кого-то из них нельзя, но летописи прямо сообщают лишь о двух епископских хиротониях Константина: Аркадия на Новгородскую кафедру [ПСРЛ III: 30] и Леона – на Ростово-Суздальскую (см. ниже), при этом предшественники обоих (соответственно, Нифонт и Нестор) не являлись сторонниками Клима 25 . С большой степенью вероятности, ставленником Константина был также епископ Черниговский Антоний, который упоминается в летописях не ранее 1159 года; если его предшественник Онуфрий – инициатор поставления Клима Онуфрия, – еще был жив, то это единственный пример не формального, а действительного низложения Константином епископа из сторонников Клима. Умолчание летописи о судьбе епископов, поддерживавших Клима, выглядит особенно загадочно в свете известия о лишении Ростово-Суздальской кафедры епископа Нестора, отправившегося в том же 1156 году «в Русь» – очевидно, к новому митрополиту. Примечательно, что Лаврентьевская летопись сообщает об этом сразу вслед за известием о приезде на Русь самого Константина, вместо разобранного нами выше рассказа о действиях нового митрополита в Киеве: В то же ле т . приде митрополитъ изъ Црграда Костнтинъ . и притъ го кнзь с честью и вси . на ту же зиму иде с пъ Нестеръ в Русь. и лишиша и с пьи [ПСРЛ I: 347].

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Объективности ради заметим, что вопрос о предназначении подобных двухметровых пелен еще остается открытым. Сомнения связаны, главным образом, с типовыми размерами древнерусских престолов, длина которых обычно не превышала полутора метров. Термин «воздух», использованный в некоторых надписях, мало что проясняет и не имеет строго закрепленного значения 258 . Характер композиции указывает на то, что эти иконы должны были быть представлены в развернутом виде и показаны строго вертикально (в горизонтальных покровах изображения на верхней кайме, свисающей с другой стороны престола, обычно вышиты как бы вниз головой). Акцентированное евхаристическое содержание пелен делает их расположение вблизи алтарного престола более чем вероятным. Единственная альтернатива предалтарному размещению – использование пелен в качестве запрестольных образов 259 . Некоторые исследователи пытались расположить пелены в полукружии алтарной апсиды 260 . Это маловероятно. Непонятно, как они крепились и почему закрывали стенную роспись, как правило, важнейшего литургического содержания. Более правдоподобным решением представляется размещение пелен непосредственно за алтарным престолом, прикрепленными к столбикам кивориев, в качестве своеобразного ретабля. О традиции подобных «запрестольных пелен» в Древней Руси ничего не известно. Но в принципе они могли существовать, что подтверждается сведениями о катапетасме (катапезме) в Софии Константинопольской, о которой подробно сообщает в своей «Книге паломник» Антоний Новгородский, рассматривавший ее в Великой церкви в 1200 г. 261 Текст не дает ясного представления о расположении, но позволяет реконструировать облик этой части алтарной декорации главного храма империи. Речь идет о завесе, поскольку использован термин катапетасма, которым в греческой Библии обычно обозначаются храмовые завесы (к примеру, Исх. 26:33 ). Завеса «сотворена от злата и сребра», составляя органичную часть золотого и серебряного декора всего алтаря. Упоминание «столпов катапетасмы» позволяет догадываться, что эта завеса крепилась к столбам кивория, к которым привязывались и другие завесы. Катапетасма находилась над алтарным престолом достаточно высоко, под ней была повешена вотивная корона («Константинов венец») со спускающимися от нее крестом и золотым голубем. По сторонам завесы располагались венцы других императоров. Около катапетасмы находились 30 маленьких венцов в напоминание о 30 серебряниках и предательстве Иуды. Из текста ясно, что катапетасма не закрывала алтарь, сохраняя возможность наблюдать за таинством у престола, – «да на ереси праведно служат Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Семен Башилов, сын лаврского канцеляриста. По изучении наук в семинарии, в 1758 году отправлен для продолжения образования в московский университет, и отсюда в 1763 году вытребован в лавру и определен учителем нисшего класса. Вместе с тем ему поручено обучать детей лаврских служителей географии, арифметики, геометрии, тригонометрии, геодезии и другпм иаукам, которым обучался сам. В сентябре 1764 г. Кашилов переведен на высочайший грамматический класс. В 1765 году в качестве инспектора назначен состоять при студеитах московской академии и Троицкой семинарии, отправленных для образования в Англию 326 ; но в Петербурге почувствовав себя нездоровым, отказался от назначения и поступил на должность переводчика при академии наук. В 1769 году перешел в коммиссию о сочинении нового уложения, в 1770 г. опредлен секретарем в сенате и в том же году скончался. О ученых и литературных трудах его см. словарь светск. писат. том. 1. М. 1845 г. Петр (в монашества Поликарп) Тененев, сын лаврского служителя. По окончании курса в Троицкой семинарии, 5 сентября 1763 г. определен в ней учителем греческого и еврейского языков. В 1766 году подавал прошение Платону с изъявлением желания принять монашество, но прошение его не принято, потому что Тененев замечен был в невоздержании. В 1767 году уволен он от службы при семинарии. После был пострижен, и в делах 1776 года называется иеромонахом при лавре 327 . Василий Беляев, из воспитанников Троицкой семинарии учитель нисшего класса в 1765 г. В 1766 г. учил и арифметики. Сергей Введенский. Учился в Троицкой семинарии. В 1765 г. олределен учителем высшего класса, в 1770 г. был учителем риторики и пиитики. По собственному желанно выбыл в 1771 году в светское звание и получил чин провинциального секретаря. Антоний Палладоклис–Ксенатский, грек. Из харьковского коллегиума поступил на место Тененева в учителя греческого языка в 1767 году. Уволен по прошению в сентябре 1770 года. Андрей (в монашестве Амвросий) Подобедов, сын священника из села Стогова, александровского уезда. По окончании курса в Троицкой семинарии, ноября 17 1765 г. определен библиотекарем и катихизатором: 22 июня 1767 г. учителем еврейского языка на место Тененева. Пострижен в 1778 г. и в августе того же года переведен в московскую академно на должность проповедника. В последствии был митрополитом новгородским и санктпетербургским,и скончался в 1818 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010