Председател на Отдела Митрополит Волоколамски Антоний Председател на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия От 7 юни 2022 г. досега Биографична справка Митрополит Антоний (в света Антон Юриевич Севрюк) е роден на 12 октомври 1984 г. в град Твер. 1991-2008 От 1991 до 1995   г.   учи в средно училище 19 в Твер. През 1995 г. постъпва в общинската образователна институция «Тверски лицей», която завършва през 2002 г. със златен медал. Докато учи, носи послушанията олтарник и иподякон в катедралния храм «Възкресение Христово» в Твер. През 2002 г. постъпва в Санкт-Петербургската духовна семинария. По време на обучението носи послушанията сътрудник на сайта на СПбДА и преподавател във факултативния курс по английски език. Редовно представлява петербургските духовни школи на различни конференции и семинари. През 2006   г.  участва в работата на семинара на младежката организация «Синдесмос» в Брюксел. През 2004-2007   г.  ежегодно участва в работата на летния православен младежки лагер в Потамитиса (Кипър) в качеството на преводач и ръководител на рускоезичната делегация. През октомври 2006   г.  ректорът на Санкт-Петербургската духовна академия архиепископ Тихвински Константин го подстригва за четец в академичния храм «Ап. Йоан Богослов». През март 2007   г. е изпратен на стаж в православното отделение на Богословския факултет на Университета Йоенсуу (Финландия), по време на обучението носи послушанието надзорник на храма «Свети Йоан Богослов» към Духовната семинария на Финландската Православна Църква, а  през юни  след връщането си в Санкт-Петербург успешно защитава дипломна работа на тема «Есхатологията в световните религии». На 17 юни 2007   г.  завършва Санкт-Петербургската духовна семинария с отличен успех и е награден с премия в чест на Ленинградския и Новгородски митрополит Никодим (Ротов). С решение на преподавателския съвет е приет за студент в Санкт-Петербургската духовна академия без полагане на приемни изпити. През септември 2007 г.  е назначен за стажант в Служба «Комуникация» на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия.  От октомври 2007 г.  е референт (помощник) на председателя на ОВЦС, Смоленския и Калининградски митрополит Кирил (днес Светейши Патриарх Московски и на цяла Русия).  През септември 2008 г.  е назначен за преподавател в Смоленската духовна семинария.

http://mospat.ru/bg/chairman/

В 1897 году возведен в сан епископа Чебоксарского, викария Казанской епархий. В 1900 году переведен на самостоятельную Уфимскую кафедру, а в 1902 на Волынскую. Пр. Антоний является ревностным и одним из выдающихся в настоящее время проповедником. Помещенный во втором томе «Полн. собр. его сочин.», заключающем в себе до 800 стр., проповеди составляют, по его собственным словам, только «одну двадцать первую часть» произнесенных им проповедей, потому что он произносил проповеди обыкновенно экспромтом, без предварительной записи их. Главным предметом проповедей пр. Антония служит изображение нравственного величия и высоты христианских истин. В приемах убеждения слушателей пр. Антоний является оригинальным: он старается подействовать на настроение слушателей и заставить их смотреть на вещи с евангельской точки зрения; для этого он обращается к совести слушателей, чтобы, озарив ее светом христианского учения, пробудить в ней отклик на евангельский призыв к нравственному усовершенствованию. Внутренние черты его проповедей – полное отражение его высокого аскетического настроения: духовная опытность, глубокое проникновение христианским идеалом, любовь к ближним и ревность о их спасении. В изложении проповедей пр. Антония, по форме совершенно безыскусственных, замечается живость и некоторая плодовитость (описательность), свойственная живой разговорной беседе. Как проповеди, так и все вообще сочинения арх. Антония представляют выдающееся явление в современной богословской литературе. В настоящем (1911 г.) вышло полное издание сочинений арх. Антония в трех больших томах. Казанская дух. академия удостоила арх. Антония высшей ученой степени – доктора богословия за выдающиеся достоинства этих сочинений. 50) Анастасий, архиепископ Воронежский родился в Новгородской губернии, по окончании курса в 1853 г. в академии, был священником, по приняли монашества был возведен в сан епископа. В 1890 г. назначен епископом в Воронеж. Проповеди пр. Анастасия (в сборнике): «Слова и речи» отличаются современностью темы и увлекательностью изложения.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

После такой трогательной речи, в которой старец-святитель кротко выразил: как должны быть осмотрительны державные правители в своих приговорах и решении судьбы своего народа, и что милосердие и снисходительность более всего упрочивают могущество царей, великий князь умилился и возвеселился сердцем. Особенно обрадовало его предсказание об освобождении от татарского ига всей русской земли, имеющее совершиться при сыне его. Маститая старость, и какое-то небесное вдохновение, отражавшееся на спокойном лице говорившего святителя, поселяли в душе князя несомненную уверенность в истине предсказания, ибо князь знал, что непогрешительно всякое слово, исходившее из уст святителя. Тогда же Василий Васильевич с радостию обещал архиепископу отложить всякий гнев на его паству великого Новгорода и даровать ему мир, сказав, что он все забывает и все прощает своей отчине – Новгороду; только просил, чтобы твердо было обещание св. Ионы сыну его против орды, и о том же умолял его блаженный Иона митрополит. Старец на это отвечал: «аще два от вас совещаета о всякой вещи, ея же аще просита, будет вама от отца моего, иже на небесех ( Мф.18:19 ); молящеся же отпущайте, аще что имате на кого» ( Мк.11:25 ). После этого оба святителя, со всеми своими духовными чадами, обещали усердно молиться, чтобы князь восприял свободу от мучительства князей ордынских, и чтобы в руке его укрепилась хоругвь русская. Когда беседа кончилась, вдруг, к удивлению всех, святитель Иона заплакал и плакал горько. Великий князь и митрополит, недоумевая о такой внезапной скорби святителя, пожелали узнать, чтобы такое так сильно могло опечалить его? Тогда Иона открыл им близкое падение Новгорода и сокрушение всей его гордыни, «Кто озлобит людей моих, всенародное множество», говорил старец в духе ведения, «или кто смирит такое величие града моего, если только не возмутит их междоусобие, и лесть неправды не расточит их и не развеет лукавства! Обаче во дни мои да даст Господь мир, тишину и благословение людем моим» 700 . И действительно, во время святительства его все окрестные страны держали мир с великим Новгородом, во всех областях Новгородских царствовала глубокая тишина, самые граждане сохраняли между собою взаимную любовь, не производя никаких беспорядков и крамол. Благоплодна была даже самая земля паче прежних лет 701 . Тогда же архиепископ, предвидя, что пастве его – Новгороду не удержать своей независимости, просил обоих князей даровать самосудную грамоту любимой его обители Отенской, дабы она свободна была от насилия и притеснений наместников княжеских и других властей. Оба князя с полною готовностию исполнили просьбу архиепископа Ионы и даровали ему просимую грамоту, скрепленную двумя позлащенными печатями, с изображениями обоих государей. Эта грамота состояла в том, что Отенская обитель имела право распоряжаться землями и угодьями, дарованными ей в разное время, а также и прикрепленными к ней селами с крестьянами и монастырскими работниками, своим судом, т. е. судом игумена и братии 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Писание. Издание «Слово на Пятидесятницу» (стр. 86), но лучшим спискам, принадлежит Клименту епископу Болгарскому; да и по слогу оно не сочинение красноречивого Туровского проповедника. Слово (XI) о премудрости очень не мудрено и простотою своею указывает в сочинителе простого инока. б) Аллегорическое изображение инока и мирянина, представленное в послании к игумену Василию, такое же изображение отношения души к телу (изд. Калайдовичем в Памятн. XII в.), назидательны и любопытны. Еще более важно послание к игумену Василию, с прекрасными наставлениями для инока (изд. в приб. к твор. отц. 1851 г.). И вот все, что имеем доселе из многих назидательных наставлений св. Кирилла, известных древнему биографу его. в) Нельзя не пожалеть, что остается неизданным покаянный канон св. Кирилла (в перг. рукоп. Соф. библ.); он дышит глубоким сокрушением. В рукоп. Волокол. мон. 109, 413), в Синодальном 470), у Толстого (II, 111) читаются дневные молитвы блаженного Кирилла Туровского , на каждый день по 4 молитвы, всего 30 молитв. Из них 22 молитвы напечатаны в Виленском молитвеннике 1596 и 1635 г., в Острожской следов. Псалтыри 1598 г. (Сахарова Библиогр. 102, 108, 319). Писцы вносили свои произволы в эти молитвы; но немногого стоило бы труда отделить дело писцов от сочинения Кириллова, и Калайдович напрасно не принял на себя этого занятия. Вообще издание Калайдовича во многом требует поправок и дополнений. 39. Антоний , архиепископ Новгородский, в мире Добрыня Ядреиковичь, инок Хутынский, с 1212 г. архиепископ Новгородский – жертва своеволия Новгородцев; в 1219 г. изгнан новгородцами и определен он митрополитом на кафедру Перемышльскую; в 1225 г. возвращен в Новгород; но в 1228 г., лишась языка, удалился на покой в Хутынь; в том же году снова принужден был принять управление епархиею; однако в следующем году возвратился в Хутынь, где и скончался в 1238 г. Путешествие его в Царьград, совершенное в 1200 г., известное по списку XV в., весьма любопытно, между прочим и по известию о св. княгине Ольге.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

широкий коридор гинекея, который наш русский паломник 12-го века, архиепископ Новгородский Антоний, называл полатями (см. Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царь-град в конце 12 века. Издание Археологич. комиссии. СПб. 72 г. стр. 76). Здесь пусто, грязно и неуютно. Даже расстилающийся почти над нашими головами грандиозный купол, опоясанный цепью окон, обильно льющих свет на середину мечети, не производит сильно впечатления; единственно, что поражает зрителя с хор – это необыкновенная величина и простор здания, сравнивать с которым нельзя даже самые большие храмы России, как например, Христа Спасителя в Москве или Исаакия в Петербурге. Этот простор, обусловливаемый отсутствием обычных колон, поддерживающих купол и загромождающих середину храма, увеличивается ещё тем, что мечеть почти пуста. Несколько сот железных кругов с лампадами, низко спускающихся на тонкой проволоке с вершины здания и развешанные по стенам щиты, с изящно написанными (разумеется, по-турецки) изречениями Корана, ни мало не нарушают впечатления пустынности здания, а разостланные по всему полу чистые мягкие циновки, заглушающие шум шагов, даже увеличивают его. Освоившись с первым впечатлением, мы обратили свои взоры и мысли на устройство единственного в своём роде Софийского купола, который современникам «казался не на твёрдом здании покоющемся, но на золотой цепи с неба повешенным», а для учёных нашего времени и до сих пор является архитектурной загадкой. Само построение его не было обычным. Согласно преданию, для построения купола кирпичи были сделаны в Родосе из материала особого рода, как думает современная архитектура, из пемзы. Дюжина их весила не более одного обыкновенного кирпича. На каждом кирпиче была надпись: «Господь, да поможет». Кирпичи клали правильными рядами. Через каждые двенадцать рядов ставили на них мощи, священники непрерывно воссылали молитвы о благополучном окончании грандиозного предприятия. И молитвы их были услышаны: грандиозный купол украсил храм и увенчал византийское строительное искусство. Этот центральный купол (в 15 сажень в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но для того, чтобы иметь какой-либо успех в этом деле, очевидно, недостаточно для меня того срока, на который я могу быть в Москве по силе существующего постановления касательно временных отлучек из епархии архиереев. Посему благопочтительнейше испрашиваю разрешения Св. Синода употребить мне на поездку в Москву, для изъяснённых выше целей, сверх восьми, ещё двадцать дней». На другой день, 13-го числа, писал и о том же предмете к преосвящ. Митрополиту Новгородскому Исидору: «До меня доходят известия, что по поводу имеющего совершиться 5-го будущего августа пятидесятилетия служения высокопреосвященнейшего Митрополита Московского в Святительском сане, некоторые из епархиальных преосвященных намереваются лично, другие чрез своих викариев, принести поздравление его высокопреосвященству. Подобная мысль и подобное желание весьма близки моему сердцу. Даже мне, шестнадцать лет находившемуся под покровительством Московского Первосвятителя, и так ещё недавно разлучившемуся с ним, может быть, более, нежели кому-либо иному, прилично и нравственно необходимо предстать пред лицем его высокопреосвященства, для принесения приветствия с предстоящим великим событием в его жизни – событием беспримерным в летописях Российской Церкви. Поскольку удобнейший путь из Витебска в Москву лежит чрез Петербург, то я долгом поставляю остановиться, хотя на краткое время, здесь, чтобы представиться вашему высокопреосвященству и получить от вас потребные наставления в дальнейшем моём действовании по управлению вверенной мне епархией. Посему приемлю смелость всепокорнейше просить ходатайства вашего высокопреосвященства пред Св. Синодом о разрешении мне отпуска из епархии в Москву на 28 дней». —728— 1867 г. Так как в случае разрешения мне поездки в Москву, мой путь лежал чрез Петербург, где я предполагал остановится на два или на три дня, то я почел приличным испросить у А. Н. Муравьева, который на эту пору был в Киеве, милостивое разрешение ещё раз воспользоваться его свободной квартирой на Петербургском Троицком подворье. Поэтому я писал Его Превосходительству от 14-го числа:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По г. Завитневичу, мы самой нашей национальной природой предназначены к лучшему, в сравнении с Западом, усвоению христианских начал. Если это правда, то тем хуже для нас, что мы до сих пор зарываем в землю наши таланты и ничего не сделали пока для осуществления такой высокой миссии; неужели же, в самом деле, можно привести хоть одно серьёзное доказательство того, что наша общественная жизнь далеко опередила западную в осуществлении христианских идеалов?! Да и так ли уж твёрдо обоснована сама идея нашего особенного призвания, заложенная будто бы в самом народном характере? Если положение, будто германец по природе своей «разбойник» и «головорез», не нуждается даже в опровержении, то с другой стороны какое-то особенное миролюбие славян нуждается, во всяком случае, в солидных доказательствах, хотя, может быть, и не следует отрицать того, что славянин вообще и в частности русский несколько миролюбивее германца. Припомним балтийских славян, наводивших ужас на соседних германцев своей свирепостью и кровожадностью, производившей панику набеги славян на Византию 48 , припомним —153— новгородских повольников, считавших разбой благородным занятием, новгородские побоища, доселе процветают во многих уголках нашего богоспасаемого отечества, кулачные бои с человеческими жертвами – это милое наследие столь излюбленной славянофилами до-петровской Руси, припомним далее, что заря истории застаёт нашу Русь в виде многочисленных родов и племён, постоянно враждующих между собой, что с водворением политического строя эта родовая и племенная вражда сменяется бесконечными и кровопролитными усобицами… Всего этого, кажется, вполне достаточно для того, чтобы усомниться в абсолютной противоположности германского и славяно-русского национальных типов. В виду этого нисколько не удивительно, если древние западные хроникёры характеризуют славян приблизительно теми самыми чертами, какие некоторые русские историки приписывают древним германцам. Так Гельмольд (XI в.), пользующийся репутацией наблюдательного и добросовестного хроникёра 49 , пишет: «славянам врождена свирепость ненасытная неукротимая, которая наносила гибель окрестным народам на суше и на море».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ряду представленных сочинений не было почти ни одного, которое бы оставило вопрос без ответа, но с другой стороны, и очень мало было таких, которые давали бы вполне удовлетворительный ответ на вопрос. Большая часть писавших предлагала очень поверхностное решение вопроса, которое неизменно сводилось к тому, что, хотя действительно награды и наказания указываются в Евангелии в качестве побуждений к нравственной жизни, но эти побуждения являются только второстепенными. Лишь немногие из писавших сделали попытки предоставить учение о наградах и наказаниях в качестве необходимого элемента морали, связанным с самим её существом и нисколько не противоречащего её чистоте и бескорыстию. Но и из этих студентов не один не дал ответа, проведённого со строгой последовательностью и безукоризненно аргументированного. Поэтому комиссия не нашла возможным ни одно сочинение отметить высшим баллом. Самый высокий балл, поставленный ею 4½, принадлежит студенту Иркутской семинарии, затем одно сочинение (Яросл. присл.) отмечено баллом 4+, четыре сочинения – баллом 4 и семь сочинений – баллом 4-. Из прочих сочинений шестнадцать имеют баллы от 3 до 3½, остальные от 3– до 2-. По философии экзаменующиеся писали на следующую тему: «Истолкование и оценка положения Гегеля: что разумно, —91— то действительно, и что действительно, то разумно». Из поданных сочинений комиссией два сочинения признаны отлично хорошими и отмечены баллом 5. Сочинения эти принадлежат студентам, присланным из Ярославской и Новгородской семинарий. Три сочинения (Тульск. присл., Пензенской и Московской волонт.) признаны отличными и отмечены баллом 5-. Пять сочинений (Пензенск., Тамбовск., Орловск. присл. и Кишеневск., Таврическ., волонтер.) признаны весьма хорошими и отмечены баллом 4½. Четыре сочинения (Владимирск., Витебск. присл. и Ярославск., Вологодск., волонт.) признаны очень хорошими и отмечены баллом 4+. Двенадцать сочинений (Холмск., Смоленск., Воронеж., Курск., Владимирск. волонт.) отмечены баллом 4. Десять сочинений (Московск., Вифанск., Подольск., Тверской присл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1469 г. папа (Павел II), у которого нашел прибежище ее отец, предложил ее в замужество Ивану Васильевичу через кардинала Виссариона, бывшего греческим митрополитом, который, между прочим, сообщил Ивану Васильевичу, что София, из ревности к греческой вере, отказала даже двум женихам, французскому королю и медиоланскому герцогу; и великий князь, как многозначительно выражается наша летопись, взяв предложение папы в мысль себе, после совета с митрополитом, с матерью и боярами, не замедлил принять его. Для препровождения Софии в Москву, папа (преемник Павлов Сикст IV) послал с ней легатом своего кардинала по имени Антоний. София в июне 1472 г. выехала из Рима. Ехали они морем и вступили на русскую землю выше Пскова. Этот кардинал вел себя в пределах России до самой Москвы так же, как и в землях католических: совершал путь в преднесении водруженного на высокое древко крыжа или креста. Когда поезд с царевной приближался к Москве и когда донесли вел. князю, что кардинал идет в преднесении крыжа, то он начал советоваться со своей матерью, своими братьями и боярами: как быть с папским послом, дозволить ему или нет вступить в Москву в преднесении крыжа. На совете голоса разделились: одни были за разрешение, другие говорили: не бывало в нашей земле того, чтобы чинить почесть латинской вере. Тогда великий князь послал спросить митрополита Филиппа, от которого был получен ответ: «невозможно допустить не только того, чтобы кардинал в преднесении крыжа вошел в город, но, чтобы он таким образом и приблизился к нему; если дозволить ему это, желая его почтить, то он – в ворота города, а я, отец твой, – другими воротами вон из города; недостойно нам не только видеть этого, но и слышать, потому что кто окажет почтение чужой вере, тот поругался своей» 35 . Вследствие такого ответа митрополита, вел. кн. выслал к кардиналу за 15 верст от Москвы своего боярина, который и распорядился, чтобы крыж был спрятан. Кардинал никак не соглашался исполнить это требование, но потом должен был покориться.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

725 Новг. II лет. под 6971 г. стр. 141. Древности архим. Макар. ч. 1 стр. 105. Воспоминание ошибочно относит построение Сергиева храма к возвращению святит. Ионы из первой поездки в Москву. 727 Новг. II лет. под 6975 г. стр. 141; Новг. IV лет. 127. Прол. под 5 ч. ноября. Симеоновский мор подробно описан в житии свят. Ионы стр. 38–41. 728 Истор. Кар. т. V стр. 210; Грам. изд. в истор. иер. ч. 2 стр. 380–389. Точнее в описании Соловецк. мон. стр. 48–51. 729 О составлении служб и житий Новгорд. угодникам Божиим Прол. под 5 нояб. Воспоминание стр. 31. Толстого 2. 364, III, 59; Царского 103, 132, 133, 326, 379. Муз. Румянц. 592–595, 597, 704. Службы Предтече и преп. Онуфрию писаны, без сомнения, ко времени освящения храмов Предтече и Онуфрию в Отней пустыне, совершившемуся в 1462 г. До нас дошли минеи служебные на апрель, май, июль, октябрь, февраль, писанные по благословению архиеп. Ионы. Изд. акад. VI, 296, 297. См. Русск. свят. Филар. архиеп. Черниг. за м. ноябрь примеч. 33, 34, 35 и 36. 732 Жит. Русск. свят. Мур. за м. ноябрь стр. 23; сн. Русс. свят. Филар. Архиеп. Черниг. за тот же месяц прим. 23. 733 Новг. III лет. стр. 241. «Пред взятием В. Новгорода от в. князя Ивана Васильевича всея России, сказано в летописи, како хоте первое пленити, начаша знамения быти в В. Новеграде. Сия же знамения быша не на добро граду, якоже слышахом от тамо сущих житель». Далее описываются самые вышесказанные знамения; но год их не показан. 734 По описанию чудес, это чудо было первое и совершилось около 1540 г.; а в житии угодника Божия оно показано под 1655 г. 735 Описание чудес святит. Ионы в житии его стр. 58–86. Святит. Иона называется св. чудотворцем в грамоте 1563 г. (Истор. акт, 1:320). Служба св. Ионе – у Царского 564, у Румянцева 397. В минее на ноябрь м. 1645 г. Макар. древности 1, 297; письмен. устав. Соф. соб. под 5 ноября. 736 Рукоп. спис. Новгород. святителей 1 и 2 в моей библиотеке. Автор. При описании жизни святит. Феофила, мы, естественно, должны были коснуться подробностей истории покорения Новгорода, ибо, во-первых, жизнь святителя весьма тесно связана была с этим важным событием, а во-вторых, и потому, что летописцы, описывая события Новгорода в период святительства Феофила, ни о каких других деяниях его не говорят с такой подробностью, с какой повествуют о постоянном ходатайстве за Новгород при нашествиях на оный, и о его деятельном участии в ведении переговоров с в. князем. Нет сомнения, что добродетельный архипастырь немало трудился на пользу своей беспокойной паствы, но его пастырские труды обойдены молчанием по причине, вероятно, тогдашнего крайне смутного времени. Автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010