Коваленко (Воскресенской ц. мест. Ильинцы Липовецкого у.), С. Соколовский, священники М. Бережной, Д. Нечай, А. Черняховский, Б. Кротевич, В. Яровой и проф. Белоликов (он же - епархиальный уполномоченный Высшего церковного управления (ВЦУ)). 25 дек. 1923 г. эта структура была утверждена ВЦУ в Москве. После того как постановлением ВЦУ были уволены на покой еп. Радомысльский Назарий (Блинов) и еп. Черкасский Николай (Браиловский), 25 янв. 1923 г. состоялось назначение 2 новых «викариев Киевской епархии»: прот. Александра Раевского «епископом» Радомысльским (позднее принят в Православную Церковь в сущем сане как поставленный обновленческим архиереем «старого поставления») и прот. Павла Погорилко «епископом» Липовецким для Липовецкого у. Киевской губ. (их хиротонисал обновленческий «митрополит» Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре в Москве 26 и 28 янв. 1923 г.). Погорилко уже 10 февр. назначен епископом Каменецким, викарием Подольской обновленческой епархии, а в марте 1923 г. создал «Братское объединение приходов УАПЦ» (БОПУПАЦ), впосл. перешел от обновленцев к самосвятам. Еп. Александр (Чекановский), в 1921 г. рукоположенный во епископа Бердичевского и в кон. 1922 г. перешедший в «Живую церковь», также нек-рое время титуловался епископом Радомысльским и Чернобыльским. ЦК киевской группы «Живая церковь» сразу провел ряд адм. реформ (учредил в составе епархиального управления информационное отделение для оперативной связи с губернией и уездными отд-ниями, образовал редакцию и контору печатного органа - ж. «Живая церковь») и разослал циркуляры к «подведомственным учреждениям с информацией о новом составе управления, о прекращении поминовения патриарха Тихона, о том, что Епархиальное Управление до окончательной организации УВЦУ в Харькове работает под руководством Московского ВЦУ» (Пролетарская правда. 1923. 4 февр. С. 2). 13-16 февр. 1923 г. в киевском Покровском монастыре под председательством «митрополита» Тихона состоялся 1-й Всеукраинский съезд обновленцев. Киевскую епархию представляли: «митрополит» Тихон, «епископ» Александр, протоиреи Б.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Кротевич, М. Бережной, В. Коваленко, Д. Беляков и Д. Нечай, архим. Каллист, проф. Белоликов, священники Г. Марчевский (Рождество-Богородичной ц. с. Каменка Радомысльского у.), Ф. Ефимовский. Съезд принял резолюции о ведении «неослабной борьбы с тихоновщиной», об увольнении священнослужителей, не признающих обновленческие ВЦУ, ЕУ и местного епископа, об объявлении правосл. Церкви на Украине, в Крыму и Галиции автокефальной со своим собственным независимым Всеукраинским Высшим церковным управлением (ВУВЦУ), находящимся в живом братском каноническом общении с ВЦУ в Москве, а также и со всеми др. правосл. автокефальными Церквами. В очередной раз было заявлено об увольнении на покой митр. Киевского и Галицкого Михаила, к-рый был обвинен в т. ч. и в расколе Липковского, ибо он «обнаружил непонимание духа украинского народа (...); в результате этого украинские церковные деятели, стремившиеся к обновлению и возрождению церкви на основах национального духа, пошли по ложному пути и образовали у себя самочинно лжеиерархию…» (ЦДАВО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2189. Л. 222 об., 223). 14 февр. 1923 г. «митрополитом Киевским и всея Украины» был избран председатель съезда Тихон Василевский. Он же стал почетным председателем ВУВЦУ, а его заместителем - проф. Белоликов. 14 февр. 1923 г. в состав ВУВЦУ от Киевской обновленческой епархии вошел протоиерей В. Коваленко (вскоре вышел из состава ВУВЦУ), позже - М. Бережной и Д. Нечай. По живо обсуждавшемуся вопросу о «белом брачном епископате» было принято решение о его «желательности и возможности в автокефальной православной Украинской церкви, сообразуясь однако с условиями церковной жизни данной епархии». (Там же. Л. 223 об., 224). Следует отметить, что, несмотря на выпущенные воззвания и активную пропаганду, киевская группа «Живая церковь» не пользовалась доверием у населения, небезосновательно подозревавшего ее в сотрудничестве с властями. После инцидента на 1-м же богослужении «митрополита Киевского» в большом соборе Покровского мон-ря, во время к-рого Тихон подвергся прихожанами публичному обвинению в получении поддержки со стороны властей, он прекратил служить и вскоре покинул Киев.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

ПСТГУ. Сер. 2. 2009. Вып. 1(30). С. 92), нынешний же съезд митрополит назвал незаконным, проводящимся без его благословения. В тот же день съезд, проигнорировав позицию епархиальных властей, избрал состав центрального комитета группы в составе: священников В. Коваленко (председатель), Д. Нечая, М. Бережного, В. Ярового, Б. Кротевича, А. Черняховского, С. Соколовского и бывшего проф. КДА В. З. Белоликова. На следующий день были избраны уполномоченные группы «Живая церковь» по уездам: Киевскому - прот. В. Демуцкий (мест. Бородянка), Белоцерковскому - свящ. В. Лисевицкий (с. Чупира), Богуславскому - свящ. В. Слуцкий (с. Биевцы), Бердичевскому - свящ. В. Барановский, Звенигородскому - свящ. Г. Марчевский; Сквирскому - свящ. Сиротинский (с. Березна); Таращанскому - прот. А. Кудрицкий и свящ. Д. Плахтеев; Радомысльскому - свящ. Д. Беляков и свящ. П. Попов (по Чернобыльскому у.). Поскольку представители от Черкасского и Чигиринского уездов отсутствовали на съезде, право выбора их уездных уполномоченных было предоставлено ЦК группы. Ключевым документом съезда стало постановление о принятии центральным комитетом группы всех дел по управлению епархией. Центральному комитету киевской группы «Живой церкви» было поручено немедленно предложить епархиальному управлению «как не имеющему церковно-юридического значения» сложить свои полномочия и передать все дела ЦК, к-рый временно, до созыва общеепархиального съезда, примет на себя управление епархией, за «исключением тех священно-служебных действий, которые составляют каноническую прерогативу епископата». Митр. Михаилу предлагалось благословить ЦК на начало работы. Однако митр. Михаил 21 дек. 1922 г. прислал телеграмму с отказом благословить обновленческий «центральный епархиальный комитет». В ответ на отказ митрополита признать центральный комитет киевской группы «Живая церковь» его участники учредили альтернативное «Киевское епархиальное управление», в к-рое вошли: перешедший к обновленцам бывш. архиеп. Воронежский Тихон Василевский, ставший «митрополитом Киевским» (председатель), протоиереи В.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Lublin, 1982. T. 29. N 1. S. 41-63; idem. Organizacja diecezji kamienieckiej do 1795 r.//Ibid. 1983. T. 30. N 4. S. 61-284; Litak S. Kosciól laciski w Polsce okolo 1772 r. Rzym; Lublin, 1991; Зihчehko А. Л. Блarobicmя haцiohaльhoro духу: Украïнська церква на Noдiллi в 1-й mpemuhi ХХ ст. К., 1993; он же. Украïнськоï церкви: Митрополит Микола Борецький, Костянтин Кротевич, митрополит Ibah Павловський. К., 2003; Крикун М. Г. Люcmpaцiя Кам " яhця-Noдiльcьkoro 1734 р.//Украïнський apxeorpaфiчhuй щopiчhuk. К., 1993. Т. 2. С. 193-262; Kolodziejczyk D. Podole pod panowaniem tureckim: ejalet Kamieniecki 1672-1699. Warsz., 1994; Лисий А. Нариси icmopiï Noдiльcьkoï (Bihhuцьko-Бpaцлabcьkoï) 1695-1995. Bihhuця, 1995; Pobihcьkuй В., Миханчук О. на Noдiллi: icmopuчhuй нарис. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 1995; Андрусишин Б. Церква в Ykpaïhcьkiй дepжabi: 1917-1920 рр.: (Доба Дupekmopiï УНР). К., 1997; Слободянюк П. Украïнська церква: icmopiя руïни i biдpoджehhя. Хмельницький, 2000; Zródla do dziejów rozgraniczenia diecezji laciskich w Cesarstwie Rosyjskim w polowie 19 wieku. Lublin, 2000. T. 1. Cz. 1; Пламеницька О. А. Xpucmuяhcьki cbяmuhi Кам " янця на Noдiллi. К., 2001; она же. Сакральна apximekmypa Кам " янця на Noдiллi. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 2005; Галамай Е. Н. ГПУ и обновленческая церковь на Подолье: 1922-1926 гг.//ИА. 2002. 6. С. 52-68; Причишин С., свящ. Священноисповедник Амвросий, епископ Каменец-Подольский и Брацлавский//Подольские ЕВ. 2002. 8/9. С. 5; Micihkebuч Л. Peaлiзaцiя державноï noлimuku щодо peлiriï та bipyючux у 20-30 рр. [XX i наукове життя. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 2003. 1/4. С. 94-97; Пащенко В., Киридон А. Бiльшobuцьka держава i православна Церква в Ykpaïhi 1917-1930-ï роки. Полтава, 2004; Rolle A. J. Zameczki podolskie na kresach multanskich: Kamieniec nad Smotryczem. Pozna, 2004r. T. 2. S. 237-242; Зваричук Е. О. Римо-католицька Церква на Noдiллi kih. XVIII - поч. ХХ ст.: Ekohoмiчhuй, cycniльhuй та культурний аспекти: АКД. Чephibцi, 2005; Киридон А. М. Час випробувань: Держава, Церква i cycniльcmbo в paдяhcьkiй Ykpaïhi 1917-1930-х рр.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Документальная база государственно-церковных отношений советского периода свидетельствует, что только наивные люди могли и в настоящее время могут считать, что власть тогда прислушивалась к мнению архиереев или верующих. О позиции советской власти по отношению к Церкви и духовенству ярко свидетельствует доклад заместителя председателя СДР В. Фурова в 1974 году . Его одтверждает мнение архиепископа Амвросия (Щурова), управлявшего Ивановской епархией на протяжении 29 лет — с 1977 по 2006 годы. «Излишняя активность архиерея могла в то время только озлобить советские властные структуры, и, например, в ответ на ходатайство об открытии в г. Иванове второго храма могло последовать закрытие и единственного кафедрального собора, — писал он о жизни церковных структур и епархиальных архиереев в советское время. — Необходимо было ждать, терпеливо ждать свыше 10 лет, когда изменятся государственные отношения в стране и станет возможным возрождение Церкви» . Советская власть даже при провозглашении курса на лояльность Церкви в послевоенный период не давала повода упрекнуть себя в снисходительном отношении к духовенству. С 1947 по 1948 годы по надуманному обвинению в «контрреволюционной деятельности» было арестовано 679 церковников, среди них митрополит Харбинский и Маньчжурский Патриарший экзарх Нестор (Анисимов), архиепископ Чкаловский Мануил (Лемешевский), в 1949 году арестован профессор архимандрит Вениамин (Милов) и другие священнослужители. Почти весь состав правящих архиереев в 1940-1950-х годах состоял из бывших сидельцев (заключенных), четко выполнявших предписания властей и Патриархии . Обратим внимание на аргумент обличителей митр. Антония в потворстве властям в виде финансовых отчислений в Фонд мира. Заметим, что игнорировать такие отчисления не осмеливался в советский период ни один архиерей, в том числе и восхваляемый «правдолюбцами» в лице прот. Г. Эдельштейна Ермоген (Голубев). Перед архиереями не стоял выбор — платить или не платить в Фонд мира, требовать от духовенства приобретения госзаймов или не требовать. Указания об отчислениях не были личной инициативой архиереев, их давало Управделами Московской Патриархии .

http://bogoslov.ru/article/6170542

В подтверждение оценки митрополита Антония как разумного управленца историк А.А. Федотов на основании документальных свидетельств пишет, что тот при наведении порядка в подведомственной ему епархии искоренял такие «традиционные пороки» духовенства, как пьянство, нигилизм, скандализм, кляузничество. Вот пример тем на заседании епархиального собрания 10 октября 1949 года, следствием которого явились перемещения священников с прихода на приход: были подняты вопросы о нарушении священниками церковных канонов и гражданского законодательства о культах, о халатном отношении благочинных к своим обязанностям, о неприглядном моральном облике и вольном поведении священников. «Птицын уронил себя в моих глазах поведением и своим доносом на благочинного прот. Скворцова в Воздвижение Креста Господня!» — восклицает митрополит. И дальше замечает: «Ворон ворону глаз не выклюет, а поп попу пакость сделает» . Своим указом он переводит священника Федора Соколова из с. Покров Межевского р-на на другое место служения с формулировкой: «Он болен, исправился теперь в прежних грехах, нужно его поближе к медпункту, таково с. Васьковка Антроповского р-на» . Вот еще распоряжение о переводе, в котором говорится, что священник с. Шанга Шарьинского р-на Одоевский Д. перемещается в церковь с. Покров Межевского р-на в связи с тем, что на прежнем приходе не было выбрано ни старосты, ни приходского совета, он сам торговал свечами и вырученные средства оставлял себе . Из этих сведений о перемещениях мы можем составить облик послевоенного духовенства. К сожалению, он очевидно далек от совершенства и вызывает соответствующую реакцию у управляющего епархией. В некоторых случаях митрополит Антоний вступался за духовенство перед уполномоченным и гражданскими властями, например, ходатайствовал о перерасчете налогообложения на приходы, настаивал на соблюдении прав . Так, заведующий Нерехтским райфо Никифоров, будучи недоволен подаваемой священником с. Княгинино Нерехтского р-на А. Арменским декларацией о доходах, вызвал последнего и продержал его у себя в течение 6 часов. Несмотря на жалобы священника из-за грубости и издевательств, Никифоров под угрозой ареста получил от него нужные сведения. Епископ Антоний, узнав об этом, заявил протест в Патриархию и уполномоченному по делам РПЦ . Священника Н. Птицына, временно запрещенного в служении за халатное отношение к своим обязанностям и кляузничество, митрополит Антоний не оставил без средств к существованию, предписав замещающему его на приходе в г. Галич священнику Румянцеву делиться с Птицыным половиной своих доходов .

http://bogoslov.ru/article/6170542

В 1958 г. гос-во начало новое наступление на Церковь. 16 окт. Совет министров СССР принял постановления «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений». Если 1-е постановление не имело отношения к Калужской епархии, потому что здесь все мон-ри были закрыты на рубеже 10-х и 20-х гг. XX в., то 2-м постановлением был нанесен ощутимый удар по материальной базе епархии. В нояб. 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам». 22 апр. Совет по делам РПЦ разослал письма «О введении регистрации членов исполнительных органов и ревизионных комиссий приходских церквей» в целях устранения настоятелей от управления приходами и ослабления материальной базы Церкви. Калужский облисполком рассылал по районам секретные распоряжения с требованием «организовать проведение массово-политической работы среди населения района и путем методов убеждения добиться прекращения паломничества и закрытия так называемых святых мест; разработать мероприятия, осуществление которых исключило бы возможность посещения этих мест паломниками». Лев-Толстовский районный совет, на территории которого находился почитаемый источник прп. Тихона Калужского, 21 апр. 1959 г. постановил уничтожить св. колодец и на его месте установить насосную станцию. Летом 1959 г. в местной печати подвергли травле настоятеля храма в с. Н. Прыски Николая Догаева. 24 авг. последовало обращение Козельского райисполкома в Калужский облисполком, в к-ром предлагалось закрыть храм в Н. Прысках «как очаг разврата и разложения окружающего населения». Вскоре местные власти стали закрывать храмы: 10 авг. 1959 г. был закрыт храм в с. Введенье Тарусского р-на. События последних лет управления Калужской кафедрой еп. Онисифором дезорганизовали церковную жизнь в регионе, епархиальное управление не справлялось со своими функциями. На заседании Свящ. Синода 5 марта 1959 г. среди др. проблем обсуждалось положение дел в К. и Б. е. В нояб. 1958 г. ревизовавший положение дел в К. и Б. е. Тульский архиеп. Антоний (Кротевич) констатировал полный упадок епархиальной жизни. В помощь еп. Онисифору было решено послать молодого свящ. Анатолия Родионова, назначенного настоятелем Свято-Георгиевского кафедрального собора в Калуге.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @2849@ Подпись к иллюстрации: Митр. Антоний (Кротевич) Размер файла: 32.4 Кб Кто разместил: mailcomru Дата размещения 11.11.2009 22:43:11 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/2849.html

1947), еп. Николай (Чуфаровский; 12 дек. 1947 - 19 окт. 1949), архиеп. Флавиан (Иванов; 19 окт. 1949 - 28 нояб. 1955, до 25 февр. 1955 в сане епископа), еп. Митрофан (Гутовский; 28 нояб. 1955 - 31 мая 1956), еп. Иероним (Захаров; 31 мая 1956 - 12 янв. 1962), митр. Антоний (Кротевич; 12 янв. 1962 - 28 мая 1963), митр. Палладий (Шерстенников; 29 мая 1963 - 23 апр. 1976, до 25 февр. 1968 в сане архиепископа), архиеп. Глеб (Смирнов; 9 мая 1976 - 25 июля 1987, до 9 сент. 1978 в сане епископа), архиеп. Варфоломей (Гондаровский; 10 сент. 1987 - 21 марта 1988), архиеп. Паисий (Самчук; 21 июля 1988 - 20 марта 2008, до 25 февр. 1996 в сане епископа), Белгородский архиеп. Иоанн (Попов; 21 марта - 2 июня 2008; в. у.), еп. Иероним (Чернышов; 2 июня 2008 - 27 мая 2009), архиеп. Пантелеимон (Кутовой; 27 мая 2009 - 5 окт. 2011), митр. Антоний (Черемисов; с 5 окт. 2011, до 28 авг. 2014 в сане архиепископа). Арх.: ГАОО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 583, 638; Ф. Р-15. Оп. 1. Д. 438; Оп. 3. Д. 448; Ф. Р-79. Оп. 1. Д. 127; Ф. Р-483. Оп. 1. Д. 66; Ф. Р-1591. Оп. 1. Д. 15; Оп. 2. Д. 2029; Оп. 8. Д. 46; Ф. Р-3660. Оп. 1. Д. 2; Ф. 101. Оп. 1. Д. 36, 87; Ф. 220. Оп. 1. Д. 34, 99, 116-118; Ф. 633. Оп. 1. Д. 14. Ист.: ПСЗ. Т. 22. С. 1073. 16658; Ист. описание церквей, приходов и мон-рей Орловской епархии. Орёл, 1905. Т. 1: Болховской-Кромской уезды; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 289-290; Житие и подвиги апостольской проповеди сщмч. Кукши. Акафист. Орёл, 2000; Ермаков В., прот., Дмитриева С. И. Воспоминаний горькие страницы... СПб., 2000. Лит.: Иерофей (Добрицкий), архим. Мценский Петропавловский мон-рь Орловской епархии. К., 1858; Конокотин Н. Болховский Троицкий Оптин мон-рь//Орловские ГВ. 1859. 40-42; он же. Мценский Петропавловский мон-рь//Там же. 36-37; Добрынин Д. С. Успенский мон-рь при архиерейском доме в г. Орле: (Ист. сведения о нем)//Там же. 1860. 25; Пясецкий Г. М. О Болховском Троицком Оптине муж. мон-ре//Орловские ЕВ. 1871. 11. С. 768-774; он же. Ист. очерки г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

архиеп. Виктор (Садковский; 13 апр. 1793 - 13 мая 1796), архиеп. Иов (Потёмкин; 13 мая 1796 - 7 февр. 1812), архиеп. Серафим (Глаголевский ; 7 февр. 1812 - 20 авг. 1814), еп. Могилёвский Даниил (Натток-Михайловский; 1814 - 7 февр. 1816, в. у.), архиеп. Анатолий (Максимович ; 7 февр. 1816 - 10 февр. 1832), еп. Евгений (Баженов ; 10 февр. 1832 - 1 сент. 1834), еп. Никанор (Клементьевский ; 5 сент. 1834 - 28 янв. 1840), архиеп. Антоний (Зубко ; 28 янв. 1840 - 1 марта 1848), архиеп. Михаил (Голубович ; 1 марта 1848 - 23 янв. 1868), еп. Александр (Добрынин ; 14 авг. 1868 - 25 апр. 1877), еп. Евгений (Шерешилов; 16 мая 1877 - 26 июля 1880), еп. Варлаам (Чернявский ; 26 июля 1880 - 21 мая 1889), еп. Симеон (Линьков; 3 июня 1889 - 31 авг. 1899), архиеп. Михаил (Темнорусов; 22 сент. 1899 - 29 мая 1912; в сане архиепископа с 14 мая 1911), еп. Слуцкий сщмч. Иоанн (Поммер ; 1 июня - нояб. 1912, в. у.), еп. сщмч. Митрофан (Краснопольский ; 9 нояб. 1912 - 6 июля 1916), еп. Георгий (Ярошевский; 6 июля 1916 - 1919), митр. Мелхиседек (Паевский; 1919 - 23 июля 1922 (в сане епископа), 1926 - 12 июля 1927), бывш. Ростовский, на покое еп. Арсений (Смоленец; 13 июля - 12 сент. 1927, в. у.), архиеп. Павел (Вильковский; окт. 1927 - окт. 1930), архиеп. Феофан (Семеняко; 13 дек. 1930 - 1935), еп. Могилёвский Феодосий (Вощанский; апр. 1933, в. у.), еп. Могилёвский сщмч. Иоасаф (Жевахов ; 1936, в. у.), в 1936-1941 гг. кафедра вдовствовала, митр. Пантелеимон (Рожновский; 6 окт. 1941 - 2 июня 1942 и 16 апр. 1943 - 7 июля 1944), архиеп. Филофей (Нарко; июнь 1942 - 16 апр. 1943), архиеп. Василий (Ратмиров; 4 сент. 1944 - 13 янв. 1947), митр. Питирим (Свиридов; 13 янв. 1947 - 21 апр. 1959), митр. Гурий (Егоров ; 21 мая 1959 - 19 сент. 1960), еп. Бобруйский Леонтий (Бондарь; 19 сент. 1960 - 16 марта 1961, в. у.), митр. Антоний (Кротевич ; 16 марта - 5 июля 1961), архиеп. Варлаам (Борисевич ; 5 июля 1961 - 4 авг. 1963), митр. Никодим (Ротов ; 4 авг.- 9 окт. 1963), архиеп. Сергий (Петров ; 9 окт. 1963 - 25 мая 1965), митр. Антоний (Мельников; 25 мая 1965 - 10 окт. 1978; с окт. 1965 в сане архиепископа, с 1975 в сане митрополита), митр. Филарет (Вахромеев; 10 окт. 1978 - 25 дек. 2013), митр. Павел (Пономарёв; 25 дек. 2013 - 25 авг. 2020), митр. Вениамин (Тупеко; с 25 авг. 2020 в сане епископа, с с 6 сент. того же года в сане митрополита).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009