Такой образ пастыря был создан не на пустом месте. Священноначалие Церкви, начиная с послевоенного времени, неустанно призывало священнослужителей расширять проповедническую и богослужебную деятельность, быть примером прихожанам в пастырской и семейной жизни. Особенно проникновенно и назидательно звучали слова Святейшего Патриарха Алексия I при вручении архипастырского жезла новопоставленным архиереям – управляющим епархиями Русской Православной Церкви. В них он наставлял епископов на воспитание в себе и в пастве духовных критериев – бодрствования, дисциплины, возгревания благодати, подбодрял их в бесстрашном несении церковного послушания . Выглядит любопытным факт того, что в 1960-е годы, когда епископы и священники находились под пристальным вниманием как соответствующих органов, так и общественности, когда многим агентам КГБ в священнической среде (ренегатам) была дана отмашка порочить Церковь, показав ее несостоятельность и лживость своей веры публичным отречением, организм Церкви становился как никогда крепким. Она очищалась от людей, пришедших в нее ради корыстных целей. От двурушников, предателей, лицемеров и лжецов. Удивительно, что дискриминационные меры, направленные на сокращение численности священников, со стороны государственных органов власти и облуполномоченных по делам религий, налагаемые якобы за нарушения законодательства о культах или из-за неприглядных явлений священнического служения, на самом деле помогали Церкви избавляться от многих людей, ее порочащих. В связи с обстановкой тех лет в нее стали по большей части приходить люди стойких убеждений и жизненных идеалов. И в рамках повышения дисциплины среди священнического сословия задачи священноначалия и светских властей совпадали. Можно сказать, что, сама того не желая, власть укрепляла священнические кадры. «Одной из моих первых задач было внедрение надлежащей дисциплины среди приходского духовенства и наблюдение за постановкой церковного дела на местах», – писал митрополит Антоний (Кротевич), оценивая свою деятельность в Ивановской епархии . Он принимал порой жесткие меры по искоренению таких «традиционных пороков» духовенства, как пьянство, нигилизм, скандализм, кляузничество.

http://bogoslov.ru/article/6166186

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕСТОР Нестор (Сапсай), еп. Петропавловский и Камчатский. Фотография. Нач. 2000-х гг. Нестор (Сапсай), еп. Петропавловский и Камчатский. Фотография. Нач. 2000-х гг. (Сапсай Николай Сергеевич; 24.05.1931, пос. Ичня, ныне город Черниговской обл., Украина - 5.11.2004, Краснодар), еп. Петропавловский и Камчатский. Из семьи псаломщика-регента. Во время обучения в школе пел в церковном хоре. В 1948 г. был назначен псаломщиком в церковь в г. Бахмаче Черниговской обл. Одновременно обучался в муз. уч-ще на дирижерско-хоровом отд-нии. В 1951 г. поступил в КДС, затем перевелся в Одесскую ДС. Нес послушание архиерейского иподиакона. В 1955 г. окончил семинарию первым в разрядном списке и по направлению педагогического совета поступил вне конкурса в МДА. Служил иподиаконом при патриархе Московском и всея Руси Алексии I и регентом лаврского хора. Окончил академию в 1959 г. со степенью кандидата богословия. По распоряжению Учебного комитета был направлен преподавателем Свящ. Писания ВЗ и церковного пения в Ставропольскую ДС. После закрытия семинарии в 1960 г. перевелся на ту же должность в Саратовскую ДС. В 1962 г. был назначен секретарем епархиального управления при митр. Антонии (Кротевиче) . В 1965 г. арестован по одному делу с казначеем епархиального управления П. Н. Самчуком (впосл. архиеп. Паисий ). 8 мая приговорен народным судом Заводского р-на г. Орла к 2 годам лишения свободы. 23 дек. 1965 г. Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда РСФСР приговор был отменен и невиновных освободили досрочно. Николай Сапсай был восстановлен в должности епархиального секретаря. 27 сент. 1966 г. Орловским и Брянским архиеп. Палладием (Шерстенниковым ; впосл. митрополит) он был рукоположен во диакона, 28 сент.- во иерея. В том же году возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем кафедрального собора в г. Орле. Продолжал служить епархиальным секретарем. На Поместном Соборе РПЦ 1971 г. был представителем от Орловской и Брянской епархии и вошел в секретариат Собора.

http://pravenc.ru/text/2565138.html

Неоднозначной была деятельность митр. Антония (Кротевича) , управлявшего Ивановской епархией в 1964-1966 гг. По его инициативе городским властям Иванова было передано здание ЕУ с домовым храмом. Митр. Антоний отдал распоряжение сжечь епархиальный архив и б-ку, часть книг последней (ок. 600 томов) была передана в б-ки Иванова. Правящий архиерей провел ряд перемещений священнослужителей, многие были отправлены за штат и запрещены в священнослужении, в 1964 г. митр. Антоний упразднил должность благочинных с целью усиления личного контроля над духовенством. Но в то же время архиерей принял значительные меры к укреплению церковной дисциплины. 18 февр. 1966 г. в епархию прибыл новый еп. Поликарп (Приймак) , менее инициативный, чем его предшественник. Мягкий в общении с духовенством и мирянами, он допустил ослабление церковной дисциплины. 30 июля 1968 г. еп. Поликарпа сменил на Ивановской кафедре архиеп. Феодосий (Погорский) . В отличие от своих непосредственных предшественников он часто посещал приходы епархии. При нем возобновилась деятельность благочинных, значительные средства были направлены на ремонтно-реставрационные работы: в 1968 г. были отремонтированы 17 храмов, в 1969 г.- 29, в 1970 г.- 18 храмов. К 1 янв. 1971 г. в клире Ивановской епархии состояли 57 священников, 10 диаконов и 21 псаломщик (Там же. Д. 304. Л. 106). К 1 янв. 1976 г. число клириков уменьшилось и составило 54 священника, 6 диаконов и 16 псаломщиков (Там же. Д. 882. Л. 93). К 1 янв. 1988 г. в клире епархии состояли 61 священник, 20 диаконов и 9 псаломщиков (Там же. Д. 3795. Л. 48). В 50-70-х гг. большим почитанием верующих пользовался архим. преподобноисп. Леонтий (Стасевич) , с 1955 г. являвшийся настоятелем Михаило-Архангельской ц. в с. Михайловском (Фурмановский р-н). В храм к архим. Леонтию приезжали не только из Ивановской, но и из соседних епархий. 1988-2009 гг. В 1988 г. в Ивановской епархии, как и в др. епархиях Русской Церкви, начался процесс возрождения церковной жизни. В позитивных переменах, происшедших в епархии, большая заслуга Иваново-Вознесенского и Кинешемского архиеп.

http://pravenc.ru/text/200499.html

После революции, в период «изъятия ценностей», наряду со многими иконами был конфискован большой серебряный крест — древняя святыня храма, насчитывающая почти 500-летнюю историю. Церковь была закрыта по решению ВЦИК Орловской области 3 февраля 1938 года. Использовалась не по назначению всего 3 года. В этот период она была превращена в зернохранилище. 15 марта 1942 года, во время оккупации города, храм был открыт и в дальнейшем уже не закрывался. При освобождении Орла в 1943 году на колокольне Ахтырской церкви ранним утром 5 августа был водружен один из первых красных флагов. В 1962 году Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), по ходатайству митрополита Орловского и Брянского Антония (Кротевича), Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора. В настоящее время в церкви продолжается реставрация фасада и внутренних помещений, благоустраивается территория. Официальный сайт http://www.orel-eparhia.ru . Администратор сайта: pravorel@yandex.ru. Подготовил священник Михаил Жарков Ахтырская церковь была построена в 1773-1775 г.г. В 1773 г. на средства Орловского купца Пастухова и прихожан началось строительство каменного храма. В 1775 г. постройка придельной церкви была окончена, а в 1786 г. закончилась постройка и основной Ахтырской церкви. В 1776 г. храм расширили. В течение последующего столетия в храме были проведены несколько реконструкций, направленных на увеличение площади. В 1823 г. была построена четырехъярусная колокольня. В 1897 г. на территории собора открыли бесплатную школу, в которой могло обучаться 40 детей. После революции были разграблены ценности и изъят очень древний серебряный крест, который имел огромную важность и являлся святыней храма. В 1938 г. церковь закрыли и в течение трех лет использовали как хранилище зерновых культур. В 1942 г., во время оккупации Орла, храм открыли. С того момента он не закрывался. В 1962 г. ему присвоили статус кафедрального собора. В ходе проведения реставрационных работ 2010-2013 г.г. были выполнены следующие работы: раставрация колокольни, лестницы, площадки, цоколя северного фасада, площадки, цоколя южного фасада. Проведены реставрация и восстановление лицевой поверхности песчаником - гранитом, барабанов главок четверика, штукатурки и отделки оштукатуренных поверхностей.

http://sobory.ru/article/?object=02338

Степаненко, настоятель Подольской Андреевской общины свящ. Г. Жевченко (2 последние общины делили храмы с приходами РПЦ). Еще одна киевская община, «Лыбедская Украинская парафия при Ильинской Безаковской церкви», своего делегата не прислала, т. к. ее регистрация была отменена и оспаривалась летом 1921 г. Ликвидотделом НКЮ УССР. В 1-м докладе председатель ВПЦР Мороз раскрыл цель своего движения, к-рая заключалась в преобразовании церковного устройства укр. правосл. приходов на почве автокефалии, соборноправности и украинизации. Одной из важнейших задач собора он назвал образование собственного епископата. Собор принял резолюцию «Про киевский епископат», в которой объявил викарных епископов К. е. Назария (Блинова), Димитрия (Вербицкого) и Василия (Богдашевского) «самочинными руководителями», запретил приходам подчиняться им, допускать к богослужениям как самих епископов, так и подчиняющихся им священников, а также поминать «каких-либо патриархов и епископов, которые не принадлежат к украинской церкви». В постановлении собора Киевщины ВПЦР признаётся как «единственный высокий правомочный, временный орган руководства делами» Украинской автокефальной Православной Церкви. Собор утвердил, что основами церковного устройства для Украины следует считать автокефалию церкви, ее отделение от гос-ва, соборноправность в церковном управлении и использование в богослужениях укр. языка, народных обрядов и обычаев. Он избрал для коллегиального управления «украинизированными» приходами Киевщины т. н. Киевскую губернскую церковную раду, в состав которой вошли 9 священников: Михаил Маляревский, Иоаким Калишевский, Конон Бей, Иаков Чулаевский, Марк Грушевский, Петр Тарнавский, Владимир Бржосновский, Жевченко, Иоанн Павловский (все они впосл. стали «уездными епископами» УАПЦ). Собор единогласно избрал митрополитом Киевским заштатного архиеп. РПЦ Парфения (Левицкого), а его заместителем - перешедшего в обновленчество еп. РПЦ Антонина (Грановского), обоих - в заочном порядке, без их согласия и желания. Кандидатами на должность «губернского епископа Киевщины» участники собора избрали 10 лиц: протоиереев Липковского, Евфимия Сецинского, Шараевского, священников Стефана Орлика, Кирилла Бережницкого, Марка Грушевского, Константина Кротевича, Андроника Руденко и П. Погорилко, а также мирянина Г. Д. Стороженко. Выборы «епископа Киевщины» планировалось провести в ходе намеченного на 14 окт. 1921 г. «Всеукраинского собора».

http://pravenc.ru/text/1684527.html

(После подавления восстания Каневский, Маньковский и Лысянский мон-ри вновь стали униатскими, Уманский был заново отстроен в нач. 70-х гг. XVIII в. гр. С. Щ. Потоцким, к-рый возобновил василианскую школу при нем.) Монахи-василиане частью были убиты, частью бежали. Исключение составили перешедшие в Православие игум. Лысянского мон-ря Гавриил Баевский (в 1769 вернулся в унию) и игум. Маньковского мон-ря Феодор Туревич (в нач. 70-х гг. изгнан из обители униатами). Участники Колиивщины убивали не только униат. священников, но и правосл. клириков, недавно перешедших из унии и ранее зарекомендовавших себя ревнителями униатства. Жертвами восставших стали правосл. священники Иоанн Коломацкий из с. Верещаки, Фома Пискуненко из с. Костянец, Феодор Гдешицкий из с. Млиев, последний был причастен к осуждению на казнь Даниила Кушнира, но во время Колиивщины оставил унию. В июле и авг. 1768 г. еп. Гервасий назначил на Брацлавщину и Киевщину «духовных правителей», в основном священников. До Колиивщины на юж. Киевщине активную деятельность вели духовные правители 3 округов: Чигиринского (свящ. Максим Левицкий, с 1762), Мошенского (свящ. Филимон Кротевич, перешел в 1766 из унии), Смелянского (свящ. Иоанн Вейнарский из с. Валява, с 1766). До начала восстания на Киевщине насчитывалось 118 правосл. приходов, в период восстания (май-июль 1768) их число возросло до 800. 5 авг. 1768 г. еп. Гервасий утвердил более 10 новых духовных правителей, которых рекомендовал игум. Мелхиседек, из числа бывш. униат. священников: Богуславского окр.- Иоанна Яроцкого, Лысянского окр.- Симеона Кондрацкого, Великоольшанковского окр.- Павла Тхоржевского, Ставищенского окр.- Николая Тучапского, Конельского окр.- Симеона Маценко-Переровского, Маньковского окр.- Петра Савенского, Уманского окр.- Якова Усаневича, Белоцерковского окр.- Василия Зражевского, Тетиевского окр.- Григория Добрянского, Каневского окр.- Иоанна Крупы, Фастовского окр.- Михаила Гуранды. Духовные правители, замененные в 1770 г. протопопами, принимали от униат.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Неоднократно под угрозу захвата униатами попадал чигиринский Троицкий муж. мон-рь, в 1735 г. преобразованный в жен. обитель (в 1766-1768 занят униат. монахинями). В 1761 г. настоятель Матронинского монастыря игум. Мелхиседек (Значко-Яворский) начал активную работу по присоединению к Православию униат. приходов, оказывал всестороннюю помощь тем униат. клирикам, к-рые стремились вернуться в Православие. 26 авг. 1761 г. Переяславский и Бориспольский еп. Гервасий (Линцевский) назначил игум. Мелхиседека управляющим православными церквами «Украйны и Брацлавщины» («правителем духовных дел польской Украйны»). Тогда же в Матронинском монастыре было образовано духовное управление, поначалу распространявшее свою юрисдикцию на Чигиринское и Мошенское староства. Первыми в Православие вернулись в 1761 г. все храмы в мест. Мошны и в соседних селах Мошенского староства. Обеспокоенный этим греко-католический митр. Филипп (Фелициан) Володкович послал туда группу униатов во главе со свящ. Филимоном Кротевичем, которая захватила Никольский храм в Мошнах (Кротевич вместе с приходом присоединился к Православию в 1766). Несмотря на противодействие со стороны греко-католиков, с февр. по кон. сент. 1761 г. в Чигиринском старостве в Православие вернулись 22 униатских прихода со священниками. В 1761-1765 гг. игум. Мелхиседек неоднократно предпринимал поездки по юж. части Киевщины, уговаривая униат. священнослужителей, особенно тех, кто получили посвящение в сан в правосл. Церкви, вернуться в Православие. В 1762 г. под влиянием проповеди игум. Мелхиседека вернулся в Православие униатский, ранее православный свящ. из с. Ольшана Чигиринского староства Симеон Фёдоровский, хиротонисанный в 1737 г. на этот приход правосл. Переяславским еп. Арсением (Берло). Кроме того, в юж. части Киевщины служили священники, рукоположенные «волошскими» архиереями, назначение на приход они получали от униатских архиереев, но их переход в унию был формальным. Клирики «волошского посвящения» в числе первых возвращались в правосл.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

1926–: Софроний Старков 1927–1928: Синезий Зарубин 1929–: Серафим Виноградов –1946: 17(30).01.1946–27.06(10.07).1947: Венедикт Пляскин, в, у. Якутская (обн.) 1924–1925: Гавриил Ландышев 1925–1927: 04(17).05.1927–: Николай Винокуров –1932: 1932–1932: Серафим Андреевский Ялтинская 1923– Павел Кратиров , в. у. Ялтинская (обн.) 15(28).09.1929–1933: Вениамин Молчанов 1933–01.1934: Павел Раевский Ялуторовская 1927–08(21).08.1932: Серафим Коровин Ямбургская 30 .05(12.06).1913–23.06(06.07).1918: Анастасий Александров 1918–1921: 08(21).02.1921–20.08(02.09).1926: Алексий Симанский 1924(7)–1927: Гавриил Воеводин 17(30).12.1927–21.07(03.08).1928: Сергий Зенкевич Ямбургская (обн.) 28 .08(10.09).1922–28.02(13.03).1923: Николай Сахаров Японская см. Токийская и Японская Яранская 15(28).03.1920–1923: Евсевий Рождественский 12(25).12.1921–1923: Сергий Карнеев 1923–1925: 1925–1926: Василий Дохтуров 1926–19.02(04.03).1928: Нектарий Трезвинский 1928–1928: Иннокентий Поспелов 1928–1929: Александр Малинин 26 .03(08.04).1929–09(22).03.1932: Серафим Трофимов 07(20).04.1932–01(14).01.1934: Ефрем Ефремов 27 .06(10.07).1934–20.02(05.03).1936: Димитрий Поспелов, в. у. 03(16).04.1936–: Вячеслав Шкурко Яранская (обн.) 1923–05(18).07.1924: Сергий Карнеев 15(28).08.1924–25.02(10.03).1925: Василий Бехтерев 1924–31.01(13.02).1925: Филарет Домрачев 1925–1932: 1932–: Серафим Афанасьев Ярославская 22 .12(04.01).1913–03(16).10.1928: Агафангел Преображенский 05(18).05.1924–1924: Трофим Якобчук, в. у. 1925–1925: Серафим Самойлович, в. у. 1928–1928: Пахомий Кедров, в. у. 21 .01(03.02).1929–21.08(03.09).1937: Павел Борисовский 1937–1942: 01(14).08.1942–30.01 (12.02).1944: Иоанн Соколов 05 .1944–31.12(13.01).1946: Алексий Сергеев 1946–1946: Антоний Кротевич, в. у. Ярославская (григ.) Виссарион Зорнин, в. у. Ярославская (обн.) 31 .07(13.08).1922–1923: Иоанн Миртов 24 .08(06.09).1923–26.12(08.01).1923: Вениамин Муратовский 10(23).01.1924–18.04(01.05).1925: Корнилий Попов 15(28).04.1925–1925: Пётр Данилов 07(20).10.1925–06.1926: Мелхиседек Николев

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

26 .09(09.10).1921–06(19).07.1926: Николай Никольский 22 .09(05.10).1927–29.10(11.11).1927: Лука Войно-Ясенецкий 1927–1929: Василий Беляев 12(25).09.1929–1935: Сергий Зверев 03(16).08.1935–30.09(13.10).1935: Серафим Протопопов, в. у. 30 .09(13.10).1935– 19.10(01.11).1935: Артемон Евстратов 19 .10(01.11).1935–06(19).03.1937: Серафим Протопопов Елецкая (обн.) 17(30).11.1927–25.01(07.02).1928: Димитрий Крылов 1929–20.12(02.01).1930: Александр Филиппов 08(21).05.1931–22.11(05.12).1932: Николай Соколов 1932–04(17).11.1937: Василий Павлов Елисаветградская см. Кировоградская и Николаевская Елисаветпольская см. Кировабадская Енисейская см. Красноярская Енисейская (обн.) 1925–1926: Иннокентий Орфеев, в. у. Енотаевская 05(18).09.1917–1918: Леонтий фон-Вимпфен 1919–1919: Палладий Соколов 21 .09(03.10).1919–1920: Анатолий Соколов 1920–1926: 1926–1928: Стефан Гнедовский 1928–1930: 11(24).02.1931–05(18).06.1931: Алексий Орлов Епифанская 05(18).08.1920–05.1922: Виталий Введенский Епифанская (обн.) 05 .1922–03(16).08.1922: Виталий Введенский Ерсикская 1939(?)–: Александр Витол Ефремовская Сергий Рождественский 24 .08(06.09).1924–11(24).03.1925: Варлаам Пикалов 23 .03(05.04).1925–1927: Сергий Никольский 1927–1928: 1928–1929: Арсений Денисов Ефремовская (обн.) 1930–26.12(08.01).1930: Иоанн Симонов 29 .01(11.02).1931–1934: Николай Смирнов Жиздринская (обн.) 07(20).03.1929–1929: Герман Никольский 16(?)(29).09.1929–: Константин Снегирёв Житомирская 14(27).05.1914–1920: Евлогий Георгиевский 1920–1921: Гавриил Воеводин, в. у. 1921 –1922: Фаддей Успенский , в. у. 1922–1926: Аверкий Кедров 1924–1925: Максим Жижиленко, в. у. 1925–1929: 1929–: Максим Руберовский –30.04(13.05). 1932: Николай Пирский, в. у. 31 .10(13.11).1932–10(23).10.1934: Вячеслав Шкурко, в. у. 23 .10(05.11).1934–06(19).06.1937: Филарет Линчевский 1937–1940: 06(19).08.1940–1941: Дамаскин Малюта 13(26).11.1941 –1943: Леонтий Филиппович, в. y.; окк. 01(14).08.1944–1946: Антоний Кротевич Житомирская (обн.) 1923– 1924: Леонтий Устинов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

105 Карпов Георгий Григорьевич (1897–1967), полковник госбезопасности. Первый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР. Закончил духовную семинарию. В годы Гражданской войны воевал в Красной армии. В 1937–1938 гг. начальник Псковского окружного отдела НКВД. Затем начальник отдела центрального аппарата НКВД, ведавшего церковными делами. Коллегия войск НКВД Ленинградского округа возбудила против него уголовное преследование в связи с его деятельностью в Пскове. С декабря 1941 г. возглавлял 4-й отдел 3-го управления НКВД. Первое подразделение этого отдела занималось «борьбой с церковно-сектантской контрреволюцией». В 1943 г. полковник госбезопасности. С сентября 1943 но февраль I960 г. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. 109 В докладе Отдела о богослужении говорилось: «Тропарь 3-го часа: «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа» печатается также мелким шрифтом и ставится перед словами: «еще приносим ти словесную и безкровную службу и просим и молим» (в литургии Василия Великого – пред словами «Сего ради, Владыко»)» (цит. по: Кравецкий А. Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917 – 1918 годов и в последующие десятилетия//ЖМП. 1994. 2. С. 76). 110 Ректором семинарии был в указанный период архимандрит (впоследствии митрополит) Антоний (Мельников) (1924 – 1986). 111 Яблонский А. Я., с 1947 г. преподаватель Минской духовной семинарии. После 1956 г. инспектор и преподаватель семинарии. После закрытия семинарии в 1963 г. переехал в Вильнюс. 112 Остапов Д. А. (1894–1975) – личный секретарь Патриарха Алексия I, заместитель председателя хозяйственного управления Московской Патриархии. 126 Имеется в виду митрополит Антоний (Кротевич Борис Николаевич : 1889 – 1973). В 1944 г. хиротонисан во епископа Житомирского и Овручского. С 1952 г. архиепископ. С 16 марта 1961 г. митрополит Минский и Белорусский. По требованию властей запретил производить набор воспитанников в Минскую духовную семинарию, в результате чего она через недолгое время прекратила свое существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009