Антоний (Кротевич Борис Николаевич), митр.Ивановский и Кинешемский Родился 1/14 авг.1889 года в м.Шендеровка, Киевской губернии. Окончил Киевскую 2-ю Классическую гимназию, затем был студентом Киевской духовной академии. В 1914 рукоположен во священника к Воздвиженской церкви пос.Пирогов, Киевской епархии. В 1917 г. был священником Екатерининской церк.Лукиановского кладбища г.Киева. В 1919 – настоятель Байково-кладбищенской церкви г.Киева, был благочинным 3-го Благочин.округа. В этом же году возведен в сан протоиерея. В 1931 – настоятель Софийской церкви Набережная р.Москвы. В 1932 награжден митрой. С 17 авг.1932 был настоятелем Христорождественского собора г.Коврова и благочинным церквей Ковровского р-на. В ноябре того же года за представленное сочинение «История страстной седмицы до образования студийского Устава» утвержден в степени кандидата богословия. В 1933 был настоятелем Введенской церкви г.Иваново. В 1934 был настоятелем Орехово-Зуевского собора и благочинным округа. В 1935 разведен с женой. В 1937 – настоятель церкви г.Перова Московской обл. и благочинный церквей Ухтомского и Раменского районов. В 1944 – благочинный церквей Житомирской епархии. 10 июля 1944 определен постановлением Священного Синода епископом Житомирским, а II авг. пострижен в монашество. 14 авг.1944 хиротонисан во епископа Житомирского и Овручского. Хиротонию совершали митрополит Киевский Иоанн и архиепископ Днепропетровский Андрей в г.Киеве. С 1946 – епископ Костромской и Галичский, временно управлял Ярославской епархией. 25 февр.1952 возведен в сан архиепископа. 16 ноября 1953 года, согласно прошению, уволен на покой. 9 февраля 1954 года возвратился на кафедру и назначен архиепископом Тульским и Белевским. В сентябре 1953 года поручено временное управление Ростовской и Новочеркасской епархиями. 25 февраля 1959 года награжден крестом для ношения на клобуке. I6 марта 1961 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Минским и Белорусским. 5 июля 1961 года уволен на покой. 12 янв. 1962 года митрополит Орловский и Брянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Кротевич Борис Николаевич; 1.08.1889, мест. Богуслав Киевской губ.- 21.11.1973, пос. Малаховка Московской обл.), митр. Тамбовский и Мичуринский. Род. в семье священника. Окончил 2-ю классическую гимназию в Киеве, затем в течение года учился в Киевском медицинском ин-те. Прервав обучение, поступил в КДА, к-рую окончил в 1914 г. После вступления в брак рукоположен во диакона, 14 авг. 1914 г.- во священника и служил в Воздвиженской ц. с. Пирогова Киевской епархии. В 1917 г. переведен в ц. вмц. Екатерины на Лукиановском кладбище в Киеве, в 1919 г. назначен настоятелем киевской Байково-кладбищенской ц., благочинным 3-го округа Киева с возведением в сан протоиерея. С 1931 г. настоятель Софийской ц. на Софийской набережной в Москве, с 17 авг. 1932 г. настоятель Христорождественского собора г. Коврова и благочинный Ковровского округа Владимирской епархии. В нояб. того же года за соч. «История Страстной седмицы до образования Студийского устава» удостоен степени канд. богословия. В 1933 г. настоятель Введенской ц. г. Иваново, с 1934 г. настоятель собора в г. Орехово-Зуево и благочинный Орехово-Зуевского округа Московской епархии. В 1935 г. разведен. В 1937 г. переведен настоятелем храма в г. Перово Московской епархии и благочинным церквей Ухтомского и Раменского р-нов. В том же году арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и осужден на 5 лет лагерей, освобожден в 1942 г. В 1944 г. возобновил пастырское служение в Житомирской епархии, где был назначен настоятелем храма и благочинным. 11 авг. 1944 г. принял монашеский постриг от игум. Кронида в пещерном храме Киево-Печерской лавры с наречением имени в честь прп. Антония Киево-Печерского. Антоний (Кротевич), еп. Костромской Антоний (Кротевич), еп. Костромской 14 авг. 1944 г. во Владимирском соборе Киева А. был хиротонисан во епископа Житомирского и Овручского. Хиротонию возглавил Патриарший экзарх Украины митр. Киевский Иоанн (Соколов) . В 1946 г. А. был переведен на Костромскую и Галичскую кафедру и назначен временно управляющим Ярославской епархией. 25 февр. 1952 г. возведен в сан архиепископа, 16 нояб. 1953 г. по собственному прошению уволен на покой. 9 февр. 1954 г. назначен на Тульскую и Белёвскую кафедру, с 1958 г. временно управлял также Ростовской и Новочеркасской епархией. 16 марта 1961 г. переведен на Минскую и Белорусскую кафедру, возведен в сан митрополита. 5 июля того же года снова уволен на покой. С 12 янв. 1962 г. митрополит Орловский и Брянский, с 28 мая 1963 г. на покое, с 30 марта 1964 г. митрополит Ивановский и Кинешемский, с 27 янв. 1966 г. митрополит Тульский и Белёвский, с 7 июля 1966 г. на покое, с 28 нояб. 1968 г. митрополит Тамбовский и Мичуринский. 8 июня 1970 г. ввиду преклонного возраста был уволен на покой и поселился в подмосковной Малаховке.

http://pravenc.ru/text/115972.html

закрытие приходов Русской Церкви на всей территории СССР приобрело «массовый характер, а в следующем году оно осуществлялось с еще большим размахом» – 1437 храмов были закрыты, разрушены или взорваны. Он сравнивает кампанию по закрытию церквей в 1959-1960 гг. с подобной кампанией эпохи «великого перелома» и не отмечает «отличившихся» архиереев, которые в своих епархиях остановили этот процесс . Отметим статистику закрытия храмов на примере нескольких епархий Центральной России. Например, если в Костромской епархии, которую возглавлял епископ Антоний с 1946 по 1953 гг., за период 1946 по 1948 г. было открыто 5 церквей, а уже начиная с 1948г. за 5 лет было закрыто 17 церквей. В Костромской епархии после его перевода, с 1953 по 1963 гг., было закрыто 9 храмов, т. е. пик закрытия церквей пришелся на 1948-1953 гг. Зная данные о закрытии церквей в СССР в довоенное время, отметим, что закрытие храмов в конце 1940-х – начале 1950-х гг. не сравнимо с количеством закрытых церквей после революции, с 1920-го по начало 1940-х гг. С 1917 по 1941 г., например, в Костромской епархии было закрыто 306 церквей, т. е. за 24 года закрывалось почти 12 храмов ежегодно. Особенно много было закрыто церквей в 1929 по 1932 гг. Сравним статистику закрытия храмов Костромской епархии, руководимой митрополитом Антонием, с другими епархиями Русской Церкви центральных областей России. Во Владимирской епархии до 1941 г. было закрыто 330 храмов – цифра совпадает с данными по Костромской епархии до войны. С 1941 по 1962 гг. закрыто 12 храмов, из них с 1960 по 1962 гг. – 4 храма . В Ивановской епархии количество церквей в 1960 году сократилось на 6 единиц, а с 1961 по 1962 гг. – еще на 7 храмов, в 1963 г. – еще на 2 . Примерно такое же соотношение закрытия церквей можно привести по любой епархии Русской Православной Церкви. Таким образом, равное количество закрытых храмов до и после войны является свидетельством того, что храмы закрывали во время антирелигиозных кампаний, имевших государственный заказной характер, и что их закрытие не зависело от личности архиерея .

http://bogoslov.ru/article/6169624

Митрополит Антоний всегда требовал от священников соблюдения богослужебной, финансовой и нравственной дисциплины. Среди сохранившейся документации находим лишь несколько свидетельств применения им крайних мер в отношении священнослужителей — нарушителей дисциплины и церковных канонов. В резолюциях и определениях митрополита встречаются формулировки «огорчил», «вызывает недоумение», упреки в «недобросовестном отношении к обязанностям» и т. д. Например, в обращении к благочинным 20 апреля 1952 года он пишет: «Самовольно отлучаться от прихода ни под каким видом не разрешается. Мое распоряжение от 8.07.1946 года и неоднократные напоминания Канцелярии в корне нарушаются (Лаодикийский собор 42 правил)». Или, например, указание благочинным следить за деятельностью церковных советов, отдельные члены которых недобросовестно исполняли свои обязанности, выражено в следующей форме: «обидно» осознавать, что даже «маститые» священники требуют деньги за требоисполнение; он напоминает таким мздоимцам о 99-м правиле VI Вселенского Собора, предписывающем духовенству довольствоваться добровольными пожертвованиями, и указывает, что взимание таксы за требоисполнение было им отменено в марте 1946 года . Неразумной или антицерковной такую деятельность вряд ли можно назвать. Подобным же образом приводили священническую и приходскую дисциплину на должный уровень и другие архиереи Русской Православной Церкви, в том числе те, кто перешел в епархии, ранее руководимые митрополитом Антонием,Костромскую, Тульскую, Ивановскую. Упор в решении архиереями кадрового вопроса делался не столько на рост числа духовенства, сколько на возрастание уровня осознания пастырями своего призвания, что способствовало церковному благу в условиях жесткой критики и нападок со стороны советских госорганов и атеистических активистов . В докладе митрополита Антония о церковной ситуации в Костромской епархии упоминаются (не пофамильно) люди, не подчиняющиеся ни духовной, ни светской власти. Люди, которые в 1946 году не представляли, что такое осторожность. Например, митрополит упоминает в связи с общей необразованностью и «дремучестью» духовенства епархии единственного на тот момент имеющего академическое образование протоиерея А.Н. Крутикова и дает ему следующую характеристику: «Он не столько устарел, сколько отупел, в списке книг от своей церкви он ставит Манифест 1905 года о подавлении революции». Сожалея о нехватке работоспособных кадров, в ту пору епископ Антоний задает вопрос: «Каков же он был в роли Благочинного и какова же была ответственность за такого благочинного?» .

http://bogoslov.ru/article/6170542

Переводами достойных священнослужителей в лучшие приходы, а недостойных — в слабые, удалением ряда лиц от священнослужения митрополит Антоний (Кротевич) пытался привести духовенство в должное и соответствующее служению состояние, поднять дисциплину. «Духовенство как в храме, так и вне храма должно служить образцом для верующих, — писал он в очередной инструкции для духовенства, — но на деле поведение священников вне храма является соблазном. Вызывает нарекание со стороны окружающих людей» . Он призывает настоятелей руководство приходами осуществлять не единолично, а при помощи церковных советов и двадцатки . Если вспомнить уголовные дела, возбужденные в 1950-1960-е годы из-за недобросовестной финансово-хозяйственной деятельности духовенства, становится ясно, такое напоминание было не лишним. Надеясь улучшить образовательный уровень духовенства и ожидая последствии приезда в Кострому священников, окончивших духовные школы, он не только оказывает финансовую помощь Московской духовной академии, помощь академическому храму богослужебными книгами и церковной утварью, но и учреждает в МДА фонд двух стипендий за счет епархиальных взносов, за что и удостаивается впоследствии звания почетного члена МДА . Митрополит Антоний сам распределял кандидатов на административные должности: достойным — лучшие места, недостойным — увещевание, запрещение и даже лишение сана. В 1948 году на должность секретаря Костромской епархии взамен протоиерея Павлина Парийского, занятого кроме секретарства приходской и благочиннической деятельностью, он назначает Николая Николаевича Юницкого (выпускника Костромской духовной семинарии 1911 года), окончившего филологический факультет Варшавского университета в 1915 году, ветерана ВОВ, толкового и грамотного человека. Позже на должность секретаря митр. Антоний ставит заслуженного и пользующегося авторитетом среди духовенства прот. А. Сперанского . Отметим также, что иеромонаха Амвросия (боявшегося митрополита — прим. Д. С.) перевел в Преображенской собор именно митр. Антоний, а вскоре архиепископом Феодосием (Погорским) он был поставлен настоятелем этого собора, благочинным храмов Приволжского, Юрьевецкого, Кинешемского и 1-го округов Ивановской епархии. В 1965 году иеромонах Амвросий стал членом епархиального совета . Таким образом, митрополит Антоний, переведя молодого иеромонаха из села в областной центр, дал ему возможность подняться по карьерной лестнице и стать впоследствии епископом, управляющим Ивановской епархией. Можно сделать вывод, что митрополит Антоний увидел в молодом иеромонахе достойного кандидата на высокие должности и продвинул его по служебной лестнице, оценив его способности.

http://bogoslov.ru/article/6170542

Авторитетный церковный историк, протоиерей Владислав Цыпин в написанной им «Истории Русской Церкви в 1917-1997 гг.» отмечает, что в 1959 году закрытие приходов Русской Церкви в СССР приобрело «массовый характер, в следующем, 1960-м году оно осуществлялось с еще большим размахом», 1437 храмов были закрыты, разрушены или взорваны. Он сравнивает кампанию по закрытию церквей в 1959-1960 гг. с подобной кампанией эпохи «великого перелома» и не отмечает «отличившихся» в закрытии храмов архиереев . Следует заметить, что храмы закрывали не только в период крупных антирелигиозных кампаний (1929-1937, 1958-1963), но и в период т. н. «послевоенного возрождения» и «брежневского застоя», то есть в советский период истории не было времени, когда храмы не закрывали по тем или иным причинам, массово либо избирательно. Штраф за веру в Бога Рассмотрим характер государственно-церковных отношений в послевоенные годы. Если с 1946 по 1948 гг. количество открываемых по ходатайствам верующих храмов росло, то с 1949 года началось постепенное закрытие храмов. Это произошло в связи с изменением государственной политики в отношении к Церкви и к ее возможностям в международных стратегических проектах по продвижению гегемонии советского влияния в мире . В подтверждение приведенного тезиса отметим статистику закрытия храмов на примере нескольких епархий Центральной России. Например, если в Костромской епархии, которую возглавлял епископ Антоний (Кротевич), за период 1946 по 1948 гг. было открыто 5 церквей, то с 1948 по 1953 гг. было закрыто 17 церквей, с 1953 по 1963 гг., за 10 лет после его ухода из епархии, закрыто 9 храмов. Архиепископ Антоний (Кротевич) Опровергая вину епископа Антония в закрытии храмов и формулировку статьи в «Православной энциклопедии», что «он не проявлял должного рвения в противодействии закрытию храмов» , укажем, что эти цифры не сравнимы с количеством закрытых церквей после революции, в 1920-1930-е годы. С 1917 по 1941 гг. в Костромской епархии было закрыто 306 церквей, особо массовый характер закрытие имело в годы «великого перелома» и последующие 1930-е годы .

http://bogoslov.ru/article/6167175

О крутом и взрывном характере митр. Антония свидетельствовали иеромонах, впоследствии архиепископ Ивановский Амвросий (Щуров) и другие священнослужители. Помочь понять причины такого поведения могут слова самого митрополита в епархиальном отчете за 1965 год: «Одной из моих первых задач было внедрение надлежащей дисциплины среди приходского духовенства и наблюдение за постановкой церковного дела на местах». Далее он отмечает: «По мере возможности были приняты меры для надлежащего размещения духовенства в приходах, согласно их персональным данным и способностям, для пользы церковного дела» . Такие действия епископа не всем пришлись по душе. Послевоенное духовенство не представляло из себя единообразный и сплоченный коллектив. Священнослужители сильно различались по возрасту и уровню образования (многие имели лишь начальное) и воспитания. Их еще предстояло после лихолетья 1930-х годов привести в должное для служения состояние. Какова была картина церковной жизни, например, в Костроме в 1946 году, митрополит описывает в докладе в Патриархию. Он говорит о «дефективном» характере местного духовенства, большей частью без духовного образования и в преклонном возрасте. Нередки были случаи, когда священники подпадали под влияние монахинь, в большом количестве находившихся на приходах: «Они во многих приходах являются старостами, певицами и уборщицами, — пишет костромской епископ, — имеют тесную связь с верующими и окормляют их своим духовным руководством часто гораздо больше своих настоятелей» . Влияние монахинь на приходе выражалось не только в том, что власть и финансы во многих случаях были сосредоточены в их руках, но и в том, что они не признавали появившуюся в 1946 году каноническую церковную власть. Многие из них принадлежали к иосифлянскому движению. Необходимо отметить, что с 1942 по 1946 годы Костромская епархия временно управлялась ярославскими архиереями. Обе области находились под сильным влиянием иосифлянского движения. С целью ликвидации влияния монахинь на приходах вверенной ему епархии епископ Антоний ходатайствовал об открытии Ипатьевского монастыря (в епархии отсутствовали действующие монастыри), в который хотел собрать их всех. Он жалуется на невозможность взять под контроль приходские финансы в связи с удаленностью приходов от областного центра и недобросовестностью духовенства и церковных советов. «Основная нужда в Епархии, — пишет митрополит, — в образованном духовенстве… Епархиального Совета в Костромской епархии нет, как нет их и нигде» . Патриарх Алексий (Симанский) на докладе епископа Антония о положении дел в Костромской епархии в 1946 году написал следующую резолюцию: «Желаю Преосвященному с помощью Божией привести Епархию в должный порядок и взамен людей, подрывавших правильное течение церковной жизни, найти добрых делателей в виноградник Христов» .

http://bogoslov.ru/article/6170542

28 июля 1946 г. в Воскресенском храме, возвращенном РПЦ, состоялось первое после закрытия богослужение, к-рое возглавил еп. Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) . В 1964-1991 гг. Воскресенская ц. являлась кафедральным собором Костромы, здесь находилась главная святыня Костромского края - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери . В 1991 г., после того как кафедральным стал Богоявленско-Анастасиин собор одноименного костромского мон-ря, храм Воскресения Христова на Дебре вновь был утвержден приходским, но сохранил соборный статус. 7 мая 1993 г. его посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Первой настоятельницей К. м. стала игум. Феофания (Ложкина). С 25 марта 2004 г. мон-рь возглавляет игум. Людмила (Охотникова). К нач. 2010 г. в обители проживало 18 насельниц, к кон. 2014 г.- ок. 10. При основании мон-рю был передан и после восстановления 8 авг. 2009 г. освящен Знаменский храм. 26 сент. 2001 г. архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) освятил восстановленную колокольню (автор проекта архит. Л. С. Васильев) Знаменской ц. С 1997 г. при К. м. действует Медицинский центр во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, включающий стоматологический и офтальмологический кабинеты. Имеется небольшая богадельня. К обители приписана находящаяся на Центральном кладбище Костромы ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», перестроенная из здания ритуальных услуг (проект архит. И. Ш. Шевелёва) и освященная 27 авг. 1999 г. Среди святынь К. м.- чтимые списки чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и почитаемой иконы свт. Николая Чудотворца из Бабаевского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря , а также ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых. Ист.: Виноградов Н. Н. Празднование 300-летия царствования Дома Романовых в Костромской губ. 19-20 мая 1913 г. Кострома, 1914; Ценности костромских храмов голодающим//Красный мир. Кострома, 1922. 10 мая, 15 июня; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 272.

http://pravenc.ru/text/2458883.html

По воспоминаниям епархиального духовенства, в период его управления епархиями поведение его было эпатажным. Часто в неэтичной, грубой и оскорбительной манере он обращался со священнослужителями, что послужило поводом для возникновения сплетен, в большинстве своем преувеличенных. Духовенство его боялось, всячески избегало личных с ним встреч . Именно такая характеристика митрополита Антония, взятая из рассказов и воспоминаний, кочует из одного электронного ресурса в другой, именно в таком ключе она попала в статью, опубликованную в «Православной Энциклопедии», соавторами которой являются профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин и костромской краевед Н. Зонтиков . Особым фактом биографии митрополита, всплывшим два года назад, стала публикация на основе открытых исследователем украинских архивов Константином Богуславским материалов 5-го Отдела 2-го Управления НКГБ СССР, в которой под агентом «Павловским» подразумевался епископ Антоний (Кротевич) . Следует признать, что многие факты, обозначенные в биографии митр. Антония (Кротевича), имели место, но при рассмотрении и исследовании документальной базы, при сопоставлении фактов и применении метода критического анализа к изложенным фактам следует сделать вывод, что представленная уважаемыми авторами оценка личности митрополита Антония выглядят однобокой и поверхностной. Поэтому, беря за основу исследования метод историзма и критического анализа, представляется необходимым сопоставить имеющиеся факты с реалиями государственно-церковных отношений того времени, когда жил и трудился митрополит, проверить содержание документов им подписанных на предмет не современной общепринятой, а объективной оценки и подвергнуть документы критическому и сравнительному осмыслению. К сожалению, для определения «хороший»/«плохой» архиерей до сих пор многими исследователями и авторами статей по теме хрущевских гонений используется известное клише. Хороший архиерей – тот, кто препятствовал закрытию церквей, формировал и продвигал молодые кадры духовенства, укрепляя епархии образованными людьми, оказывал сопротивление атеистической политике властей церковной активной деятельностью. Плохой – кто чуть ли не сам закрывал храмы, был груб с духовенством и паствой, потворствовал и делал уступки властям в их политике по сокращению церковных структур.

http://bogoslov.ru/article/6169624

На его веку сменились 2 российских императора, 4 руководителя СССР, правление Святейшего Синода и 4 патриарха. Епископский сан он получил в 1944 г., сменил 9 епархий – республиканские и провинциальные: Минскую и Белорусскую, крепкие Тульскую и Ярославскую, Тамбовскую, бедные Костромскую, Ивановскую, Орловскую. В каждой он задерживался на разное время: от 7 лет (Костромская епархия 1946-1953 гг. и Тульская епархия 1954-1963 гг.) до 2-7 месяцев (Минская и Белорусская март-май 1961 г. и вновь Тульская в 1966 г.). Прежнее священническое его служение также не позволяет судить об «оседлости». Будучи священником, он сменил 8 мест служения: от нескольких месяцев в г. Перово Московской области в 1937 г. до 15 лет в Киеве (1917 по 1931 гг.). В 1935 г. он развелся с женой, прожив в браке 21 год, имел детей. В его жизни было 5 увольнений «на покой согласно поданному прошению» – в 1953, 1961, 1963, 1966, 1970 гг., которые также различались по продолжительности: от 4 месяцев (ноябрь 1953 – февраль 1954 гг.) до 3 лет (1970-1973 гг.). В епископа он был рукоположен через пострижение в монашество (на три дня, с 11 по 14 августа 1944 г.) из протоиереев. Образование имел достойное. Окончил классическую гимназию, в 1914 году прервал учебу в Киевском медицинском институте для поступления в ноябре 1932 г. в Киевскую духовную академию, которую окончил в ноябре 1932 г. со степенью кандидата богословия за представленное сочинение на тему «История Страстной седмицы до образования Студийского устава». В 1954 г. был избран почетным членом МДА. Одно перечисление мест, где побывал митрополит Антоний, а также событий, в которых он принимал участие или которым был свидетелем, позволяет говорить о нем как о человеке неординарном и многогранном. В упоминаниях о нем и его деятельности в современной историографии нет положительных характеристик. Его личность и деятельность оцениваются исследователями советского периода жизни Русской Церкви в негативном ключе: способствовал закрытию храмов, вел соглашательскую линию в отношениях с властью, передавал властям церковное имущество, сжигал консисторские архивы, сотрудничал со спецслужбами, упразднил в Ивановской епархии институт благочинных .

http://bogoslov.ru/article/6169624

  001     002    003    004    005    006    007    008