В нач. 1946 г. в Кострому прибыл назначенный на Костромскую кафедру еп. Антоний (Кротевич) , что означало фактическое восстановление епархии. На момент образования Костромской обл., 13 авг. 1944 г., в 16 (из 29) ее районах не было ни одной действующей церкви. В сер. 40-х гг. в епархии шел активный процесс их открытия. В 1945 г. открылось 18 церквей, в 1946 г.- 10, в 1947 г.- 3 церкви. К нач. 1947 г. в епархии насчитывалось 104 действующих храма, в 1945 г. их было 77. Епархия внесла посильный вклад в дело послевоенного восстановления страны. В 1947 г., к 30-й годовщине Октябрьской революции, церкви епархии собрали и внесли в Фонд народного хозяйства СССР ок. 350 тыс. р. Тем не менее процесс закрытия церквей в К. и Г. е. продолжился. В 1947 г. были закрыты 9 храмов (открыто только 3), в 1948 г.- 1, в 1949 г.- 8, в 1950 г.- 5, в 1951 г.- 3, в 1952 г.- 1, в 1953 г.- 2 храма. Упраздненная в 1949 г. в Костроме ц. Иоанна Богослова в Трудовой (бывш. Ипатьевской) слободе стала последним храмом Костромы, закрытым в советское время. В том же году была закрыта и открытая в 1946 г. Ризоположенская ц. в с. Озерки Чухломского р-на - преемница Авраамиевой Великой пуст., основанной в XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким). В 1951 г. был вновь закрыт Богородице-Рождественский собор в Солигаличе. К нач. 1954 г. в К. и Г. е. насчитывалось 80 церквей (в 1948 их было 99). С кон. 20-х гг. ХХ в. единственным местом в К. и Г. е., где верующие могли поклониться мощам святого, оставался погост Макарий-на-Письме Буйского р-на, где в подклете Преображенского деревянного храма под спудом покоились мощи прп. Макария Писемского. 8 авг. 1951 г. храм был закрыт, а входы в него и в подклет наглухо заколочены. Во 2-й пол. 40-х гг. в Унженском ИТЛ содержалось большинство арестованных служителей РПЦ. На 1 окт. 1949 г. там было 1876 священников (из 3523 находившихся в заключении в ГУЛАГе). В память об узниках Унжлага 30 авг. 2009 г. архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) освятил вблизи с. Тимошина Макарьевского р-на большой поклонный крест, изготовленный из рельсов лагерной узкоколейки.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

О крутом и взрывном характере митр. Антония свидетельствовали иеромонах, впоследствии архиепископ Ивановский Амвросий (Щуров) и другие священнослужители. Помочь понять причины такого поведения могут слова самого митрополита в епархиальном отчете за 1965 год: «Одной из моих первых задач было внедрение надлежащей дисциплины среди приходского духовенства и наблюдение за постановкой церковного дела на местах». Далее он отмечает: «По мере возможности были приняты меры для надлежащего размещения духовенства в приходах, согласно их персональным данным и способностям, для пользы церковного дела» . Такие действия епископа не всем пришлись по душе. Послевоенное духовенство не представляло из себя единообразный и сплоченный коллектив. Священнослужители сильно различались по возрасту и уровню образования (многие имели лишь начальное) и воспитания. Их еще предстояло после лихолетья 1930-х годов привести в должное для служения состояние. Какова была картина церковной жизни, например, в Костроме в 1946 году, митрополит описывает в докладе в Патриархию. Он говорит о «дефективном» характере местного духовенства, большей частью без духовного образования и в преклонном возрасте. Нередки были случаи, когда священники подпадали под влияние монахинь, в большом количестве находившихся на приходах: «Они во многих приходах являются старостами, певицами и уборщицами, — пишет костромской епископ, — имеют тесную связь с верующими и окормляют их своим духовным руководством часто гораздо больше своих настоятелей» . Влияние монахинь на приходе выражалось не только в том, что власть и финансы во многих случаях были сосредоточены в их руках, но и в том, что они не признавали появившуюся в 1946 году каноническую церковную власть. Многие из них принадлежали к иосифлянскому движению. Необходимо отметить, что с 1942 по 1946 годы Костромская епархия временно управлялась ярославскими архиереями. Обе области находились под сильным влиянием иосифлянского движения. С целью ликвидации влияния монахинь на приходах вверенной ему епархии епископ Антоний ходатайствовал об открытии Ипатьевского монастыря (в епархии отсутствовали действующие монастыри), в который хотел собрать их всех. Он жалуется на невозможность взять под контроль приходские финансы в связи с удаленностью приходов от областного центра и недобросовестностью духовенства и церковных советов. «Основная нужда в Епархии, — пишет митрополит, — в образованном духовенстве… Епархиального Совета в Костромской епархии нет, как нет их и нигде» . Патриарх Алексий (Симанский) на докладе епископа Антония о положении дел в Костромской епархии в 1946 году написал следующую резолюцию: «Желаю Преосвященному с помощью Божией привести Епархию в должный порядок и взамен людей, подрывавших правильное течение церковной жизни, найти добрых делателей в виноградник Христов» .

http://bogoslov.ru/article/6170542

На его веку сменились 2 российских императора, 4 руководителя СССР, правление Святейшего Синода и 4 патриарха. Епископский сан он получил в 1944 г., сменил 9 епархий – республиканские и провинциальные: Минскую и Белорусскую, крепкие Тульскую и Ярославскую, Тамбовскую, бедные Костромскую, Ивановскую, Орловскую. В каждой он задерживался на разное время: от 7 лет (Костромская епархия 1946-1953 гг. и Тульская епархия 1954-1963 гг.) до 2-7 месяцев (Минская и Белорусская март-май 1961 г. и вновь Тульская в 1966 г.). Прежнее священническое его служение также не позволяет судить об «оседлости». Будучи священником, он сменил 8 мест служения: от нескольких месяцев в г. Перово Московской области в 1937 г. до 15 лет в Киеве (1917 по 1931 гг.). В 1935 г. он развелся с женой, прожив в браке 21 год, имел детей. В его жизни было 5 увольнений «на покой согласно поданному прошению» – в 1953, 1961, 1963, 1966, 1970 гг., которые также различались по продолжительности: от 4 месяцев (ноябрь 1953 – февраль 1954 гг.) до 3 лет (1970-1973 гг.). В епископа он был рукоположен через пострижение в монашество (на три дня, с 11 по 14 августа 1944 г.) из протоиереев. Образование имел достойное. Окончил классическую гимназию, в 1914 году прервал учебу в Киевском медицинском институте для поступления в ноябре 1932 г. в Киевскую духовную академию, которую окончил в ноябре 1932 г. со степенью кандидата богословия за представленное сочинение на тему «История Страстной седмицы до образования Студийского устава». В 1954 г. был избран почетным членом МДА. Одно перечисление мест, где побывал митрополит Антоний, а также событий, в которых он принимал участие или которым был свидетелем, позволяет говорить о нем как о человеке неординарном и многогранном. В упоминаниях о нем и его деятельности в современной историографии нет положительных характеристик. Его личность и деятельность оцениваются исследователями советского периода жизни Русской Церкви в негативном ключе: способствовал закрытию храмов, вел соглашательскую линию в отношениях с властью, передавал властям церковное имущество, сжигал консисторские архивы, сотрудничал со спецслужбами, упразднил в Ивановской епархии институт благочинных .

http://bogoslov.ru/article/6169624

Новые масштабные работы в Воскресенском храме датируются 1870-ми годами. К юго-восточному углу церкви тогда пристроили помещение ризницы с полукруглым, напоминающим алтарные апсиды, завершением. В основном четверике работали иконописцы, о чём свидетельствует надпись на северной стороне юго-восточного столпа с перечислением имён трудившихся здесь мастеров. Интересно, что расписывали они храм по программе, созданной в XVII веке. К сожалению, не обошлось и без " самодеятельности " , в результате которой оказались записаны древние фрески в Трёхсвятительском приделе (эту позднейшую запись реставраторы удалили в 1960-е годы). Одновременно реставрировали оригинальный иконостас Трёхсвятительского придела. Особые торжества, развернувшиеся в Костроме в 1913 году, в дни празднования трёхсотлетия дома Романовых, не обошли стороной церковь Воскресения Христова на Дебре. Нужно сказать, что самодержцы и члены их семей нередко навещали Кострому, откуда Михаил Фёдорович Романов был призван на царство в 1913 году и которую они в некотором роде считали своей " колыбелью " . Увы, до Дебри они не добирались, ограничиваясь кафедральным Успенским собором и Ипатьевским монастырём. Но в приезд Николая II в 1913 году всё было по-другому; 20 мая вместе с дочерями он посетил Воскресенскую церковь и даже, будто бы, поднимался на колокольню соседнего Знаменского храма, чтобы полюбоваться оттуда волжскими видами. После 1917 года в Костроме всё было как и везде в России - в 1920-е годы богоборцы неуклонно усиливали давление на Церковь. Изымались церковные ценности, закрывались храмы, священнослужители и наиболее ревностные прихожане подвергались репрессиям. Воскресенская церковь на Дебре продолжала действовать до самых 1930-х годов, после чего была закрыта. Закрыв её для богослужений, большевики устроили в ней зернохранилище (а в подклете, по некоторым сведениям, воинский склад). В 1946 году, на волне потепления отношений между властями и Церковью, Воскресенский храм вернули верующим. Первая встреча прихожан с храмом была печальной - в нём царила мерзость запустения: отсутствовали полы, стёкла в окнах, иконы в иконостасе... Но энтузиазма хватало, и довольно быстро в церкви навели порядок - 28 июля 1946 года епископ Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) освятил храм. При этом была произведена некоторая реорганизация храмового пространства - Екатерининский придел переместили из диаконника в южное крыло галереи, опоясывающей церковь. Увы, время относительного перемирия, заключённого государством с Церковью, продлилось недолго - при Н.С. Хрущёве начался откат, и открылись новые страшные гонения на верующих людей.

http://sobory.ru/article/?object=00153

Ничто так хорошо не характеризует архиерея, как его распоряжения и указы по епархии. Распоряжения митрополита Антония не позволяют оценить его как неразумного человека: они логичны, принципиальны, продуманны. Вот, например, распоряжения настоятелям Костромской епархии от 24 июня 1948 г.: а) произвести тарелочный сбор в пользу открывшейся Троице-Сергиевой Лавры и на содержание учебных заведений, деньги сдать на номер счета в банк, бланки в канцелярию, сбор предварять прочувствованным словом; б) Таинство Крещения следует совершать через троекратное погружение, а не через обливание; в) вопросы финансовой дисциплины; г) завершить опись приходского имущества, д) свечи в храмы покупать исключительно с епархиального склада (имелся свой свечной завод), вырученные деньги идут в епархиальный пенсионный фонд; е) женщины, убирающиеся в алтаре и служащие в качестве алтарниц, должны получить благословение правящего архиерея; ж) настоятели и церковные советы должны приобретать облигации госзайма и предоставить их номера в канцелярию епархии . Находим и, например, распоряжение за 1947 год о своевременной уплате приходами государственных налогов и заключении с рабочими, производящими ремонт храмов, соответствующих договоров . Вводится строгая финансовая отчетность и опись имущества храмов . От духовенства епископ требует точного соблюдения церковных канонов, отказа от так называемой «общей исповеди» и от нормированной таксы за требы, исключения самовольных отлучек из приходов, неуклонного произнесения проповедей, совершения Таинства Крещения только в храме, а над младенцами — только с согласия родителей, повышения дисциплины и нравственно-морального облика священнослужителей . Есть обращение митрополита Антония к благочинным и настоятелям храмов епархии с призывом делать ремонт в храмах и содержать их в достойном виде . Во всех распоряжениях по епархии присутствует здравый смысл и обоснование решений, поэтому управление епархией и расстановку кадров духовенства митрополитом Антонием нельзя назвать сумасбродными и неразумными. Например, при переводе иеромонаха Амвросия из сельского прихода в ивановский Преображенский собор митрополит во избежание народных волнений запретил ему «прощаться с народом», мотивируя свое решение тем, что «любые волнения тогда были для Церкви опасны, следовало их избежать». О разумности такой меры писал позднее сам иеромонах Амвросий . Или, например, епископ укоряет благочинного Сусанинского района прот. Горицкого в том, что он не представляет в Епархию церковные вещи, взятые им в других храмах (очевидно, после их закрытия — прим. Д. С.), игнорируя распоряжение архиерея об их доставке и ссылаясь при этом на финотдел, не разрешающий вывоз их в Кострому. При этом митрополит не угрожает наказанием нарушителю его распоряжения, лишь словесно требует исполнения .

http://bogoslov.ru/article/6170542

Нью-Йорк – Монреаль, 1991. С. 7. ГАЯО. Ф. р-1033. Оп. 1. Д. 55. Л. 5-6. Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново, 2009. С. 125. ГАИО. Ф. р-2953. Оп. 6. Д. 3. Л. 33. Русская Православная Церковь. ХХ век/Беглов А.Л., Васильева О.Ю., Журавский А.В. и др. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 418. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Распоряжение от 5 марта 1948 г. С. 61, 114. Эдельштейн Г., свящ. Записки сельского священника. М.: РГГУ, 2005. С. 25. ГАИО. Ф. р-2953. Оп. 6. Д. 3. Л. 34. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Собрание о. благочинным от 19-го октября 1949 г. С. 117. ГАИО. Ф. р-2953. Оп. 4. Д. 3б. Л. 86, 116. ГАКО. Ф. р-2102. Оп. 1. Д. 35. Л. 7, 13, 14. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. С. 253. Сухоруков А.Н. Ермоген (Голубев Алексей Степанович)// Православная энциклопедия . М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2009. Т. XVIII. С. 648- 653. ГАКО. Ф. р-2102. Оп. 5. Д. 51. Л. 7. АИЕУ. Отчет за 1968 год. С. 7. Крутов М. Епископы на службе Лубянки. http://www.svoboda.org/a/28989881.html [Электронный ресурс]. (Дата обращения 21.06.2020). АКЕУ. Дело Переписка с Московской Патриархией с 1946 по 1953 гг. Доклад в Хозуправление Московской Патриархии Русской Церкви епископа Костромского и Галичского Антония. С. 32. Синодик священнослужителей и мирян Ярославской епархии, пострадавших в годы гонений. Романов-Борисоглебск (г. Тутаев): Изд-во «Соборъ», 2003. С. 88. Патриарх Алексий II: Жизнь и служение на переломе тысячелетий/Валерий Коновалов, Михаил Сердюков. М.: Эксмо, 2012. С. 114. ГАЯО. Ф. р-1033. Оп. 1. Д. 55. Л. 1,2. Василий (Кривошеин) , архиеп. Воспоминания. Письма , Нижний Новгород, 1998, С. 413-415. ЛАДС. Воспоминания монахини Лидии (Карпинской). Лавринов В., протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: Общество любителей церковной истории, 2016. С. 309. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются.

http://bogoslov.ru/article/6170542

Касаясь епархиального имущества в 1950-1960-х гг. следует отметить, что при сравнении положения дел с имуществом в других епархиях РПЦ мы встретим не лучшее состояние здания, в котором находилось Епархиальное управление. Например, Костромское епархиальное управление (канцелярия, склад, архив) и правящий архиерей с 1946 по конец 1980-х гг. ютились в небольшом домике, который в настоящее время занимает одна семья . Дом был приобретен в те годы епископом Антонием, т. к. к тому времени здания Епархиального управления не было . Насчет имущества, принадлежащего епархии, в частности транспорта, следует сказать, что в 1960-е годы имеется свидетельство о ряде уголовных дел, которые были возбуждены по факту неправильно оформленного транспорта. Приходское имущество оформляли на частных лиц, что имело последствием судебные разбирательства и фельетонные публикации в печати. О жестком, «страшном», как выражался митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев) в своих воспоминаниях, контроле фининспекции свидетельствовал он как о явлении церковной жизни тех лет . Еще пример: «В г. Нерехте бывший староста Чернов, используя тот факт, что купленная на средства религиозного общества машина “Волга” была зарегистрирована на его имя, пытался через суд получит машину в личную собственность» . Из церковной жизни 1960-х гг. и документальной базы видно, что имущество нецерковного предназначения доставляло много хлопот епархиальным управлениям и приходам. В связи с остротой проблемы и нарушениями советского законодательства Церковь была вынуждена в 1961 г. отстранить священнослужителей от управления приходами, передав управление финансово-хозяйственной частью церковному совету. Никакой протест в данных обстоятельствах, даже в случаях невиновности священнослужителей, не принимался. Налицо была проводимая целенаправленная кампания по дискредитации духовенства. Отметим в качестве примера протест архиепископа Павла (Голышева), который напрасно пытался заставить редакцию газеты написать опровержение на клевету – обвинение в финансовой нечистоплотности, опубликованную в издании ранее .

http://bogoslov.ru/article/6169624

Причем, к 1953 г. количество храмов по епархиям Центральной России выровнялось и было примерно одинаковым. Однако при сравнении с соседними областями в Костромской епархии храмов было больше, чем в других областях Центральной России – Владимирской, Калужской, Рязанской, Смоленской, Тульской. Костромская епархия в этом отношении уступала лишь Московской (211) и Ярославской (149). Количество на протяжении двух лет управления Ивановской епархией митрополитом Антонием оставалось стабильным – 44 церкви . Из чего следует, что обвинять его в злонамеренном желании закрыть большее количество храмов, чем в других епархиях, вряд ли представляется возможным. Отметим, что в двадцатипятилетний период управлении епархией архиепископа Кассиана (Ярославского) также закрывались церкви, как они закрывались и ранее. Так, в 1960 г. в Костромской епархии было 74 действующие церкви, а в 1970 г. их осталось 68, т. е. количество церквей сократилось на 6 . Но вопреки очевидным фактам о. Георгий Эдельштейн не вписывает архиепископа Кассиана в «разрушители» церковных устоев и враги Церкви . Из приведенных статистических данных, сравнительного анализа роста и уменьшения количества храмов, а также общецерковных документов периода конца 1940-х – начала 1950-х гг. следует также вывод о том, что после провала политического государственного проекта Москвы как альтернативы Ватикану, «Русского Ватикана», в 1948 г. наметилась тенденция государственных органов к отказу в ходатайствах об открытии новых храмов и сокращение количества существующих, о чем имелось соответствующее правительственное постановление . Поэтому отказ в ходатайствах и закрытие храмов находился вне компетенции архиереев Русской Православной Церкви, он находился в ведении сначала местных Советов, а затем в ведении Совета министров. К несправедливости утверждения и устоявшегося в современной историографии обвинения архиереев в закрытии храмов заметим, что расторжение договора с церковной общиной и закрытие церкви было не во власти архиерея, а во власти госорганов.

http://bogoslov.ru/article/6169624

28 июля 1946 г. в Воскресенском храме, возвращенном РПЦ, состоялось первое после закрытия богослужение, к-рое возглавил еп. Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) . В 1964-1991 гг. Воскресенская ц. являлась кафедральным собором Костромы, здесь находилась главная святыня Костромского края - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери . В 1991 г., после того как кафедральным стал Богоявленско-Анастасиин собор одноименного костромского мон-ря, храм Воскресения Христова на Дебре вновь был утвержден приходским, но сохранил соборный статус. 7 мая 1993 г. его посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Первой настоятельницей К. м. стала игум. Феофания (Ложкина). С 25 марта 2004 г. мон-рь возглавляет игум. Людмила (Охотникова). К нач. 2010 г. в обители проживало 18 насельниц, к кон. 2014 г.- ок. 10. При основании мон-рю был передан и после восстановления 8 авг. 2009 г. освящен Знаменский храм. 26 сент. 2001 г. архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) освятил восстановленную колокольню (автор проекта архит. Л. С. Васильев) Знаменской ц. С 1997 г. при К. м. действует Медицинский центр во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, включающий стоматологический и офтальмологический кабинеты. Имеется небольшая богадельня. К обители приписана находящаяся на Центральном кладбище Костромы ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», перестроенная из здания ритуальных услуг (проект архит. И. Ш. Шевелёва) и освященная 27 авг. 1999 г. Среди святынь К. м.- чтимые списки чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и почитаемой иконы свт. Николая Чудотворца из Бабаевского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря , а также ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых. Ист.: Виноградов Н. Н. Празднование 300-летия царствования Дома Романовых в Костромской губ. 19-20 мая 1913 г. Кострома, 1914; Ценности костромских храмов голодающим//Красный мир. Кострома, 1922. 10 мая, 15 июня; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 272.

http://pravenc.ru/text/2458883.html

Вот, например, в письме Кинешемского горисполкома от 25.01.1964 г. говорится, что Успенская община г. Кинешмы нарушает инструкцию законодательства о культах, где указано, что религиозной общине разрешено пользоваться лишь одним молитвенным зданием, а община с 1946 г. пользуется двумя зданиями: Успенским и Троицким соборами, поэтому по ходатайству исполкома горсовета облисполкому от 31 октября 1963 г. здание Троицкого собора изымается из ведения религиозной общины и передается городскому краеведческому музею . Есть письмо Совета по делам РПЦ уполномоченному Совета по Ивановской области от 7 июля 1949 г., в котором Совет указывает, что недействующие церковные здания являются национализированным государственным имуществом, находящимся в ведении местных советских органов, которые несут ответственность за сохранность этих зданий и культового имущества. В случае совершения в этих зданиях богослужений зарегистрированными служителями культа либо другими лицами райсполком или сельсовет следует прекратить их и изъять ключи от церковных зданий . Из вышеприведенных свидетельств видно, что церкви, согласно законодательству о культах 1918 и 1929 гг., находились в собственности государства, которое распоряжалась своей собственностью согласно своим представлениям: либо передавало их в аренду приходским общинам, либо расторгало с ними договор и передавало здание в ведение других организаций, либо здание оставалось закрытым, впоследствии уничтожалось. Знакомясь с архивными материалами, отметим тот факт, что в годы управления митрополитом Антонием Ивановской епархией с 1964 по 1966 гг. не был закрыт ни один храм. Данное свидетельство ставит под сомнение утверждение о. Георгия о «тысячах злохудожеств» митрополита. Говорить о том, что при управлении епархиями митрополитом Антонием храмов закрывалось больше, чем в других епархиях в то же самое время не представляется достоверным. Достаточно взглянуть на данные статистики. Например, с 1948 по 1953 гг. в Костромской епархии было закрыто 17 храмов, в Калининской епархии – 17, Ярославской – 6, в Смоленской – 6.

http://bogoslov.ru/article/6169624

   001    002   003     004    005    006    007    008    009