Пришлось уполномоченному Совета в срочном порядке включать в план работы на 1961 год такой пункт: “Оказывать сдерживающее влияние на епископа Феодосия, пытающегося укрепить кадры духовенства в области и усилить проповедническую деятельность духовенства в церквах” . 25 февраля 1964 года владыка был возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке. Архиепископ Иваново-Вознесенский Архиеп. Феодосий (Погорский), конец 60 - начало 70-х гг. С 30 июля 1968 года - архиепископ Ивановский и Кинешемский . В своем отчете за 1968 год он пишет: " Мне трудно судить о состоянии церковно-приходской жизни епархии, пробыв на кафедре в отчетном году только 4 месяца, но и за этот короткий период у меня накопилось много фактов, свидетельствующих, что идиллическая картина процветания церковно-приходской жизни вообще и церковно- канонической дисциплины духовенства в частности, не является реальной, а только желаемой, идеальной " . Далее владыка пишет, что недостойные священнослужители, которых митрополит Антоний (Кротевич) отправил в заштат, при епископе Поликарпе вновь продолжили свое служение, направленное на подрыв авторитета Церкви. Одного из таких священнослужителей, восьмидесятилетнего протоиерея П.Миловидова архиепископ Феодосий характеризует как " уникальный тип священника-нигилиста”. Архиепископ Феодосий был сторонником кадровых чисток в среде духовенства, удаления из числа клира всего духовно нездорового элемента. Так он писал в годовом отчете в Патриархию: «Несомненно, применение строгой церковно-канонической дисциплины отразится на количестве членов клира, но зато возрастет качественный элемент, и это обстоятельство будет больше и лучше способствовать благу Церкви Христовой, чем стремление сохранить в клире явно недостойный людей, соблазнительная жизнь и деятельность которых отторгает верующих людей от Церкви». Владыка не жалел сил для лучшего устрое­ния жизни в епархии. В 1968 году им были восстановлены должности благочинных и благочиннические округа, которые в Ивановской епархии в 1964 году упразднил митрополит Антоний (Кротевич) . Несмотря на тяжелое для Церкви время в храмах епархии проводились ремонты, число духовенства пополнялось за счет выпускников духовных академий.

http://drevo-info.ru/articles/17401.html

В великие праздники храм посещало до четырех тысяч человек, а на Пасху «количество народу трудно было учесть» . Таким образом, из приведенных данных видно, что возрастание обрядности было связано не с личностью архиерея или священника, а с обстановкой жесткого контроля и учета обрядности, а также религиозностью народа. Митрополиту Антонию вменяют в вину сотрудничество с властями. Про агентов КГБ в рясах написано много. Открытие историками К. Богуславским и А. Сухоруковым документов из архива СБУ о завербованных НКГБ СССР архиереях на Украине для многих прояснило степень вмешательства государства в жизнь Церкви. Судя по документам, среди других агентов-архиереев митр. Антоний (агент Павловский) в основном разоблачал священников — бывших членов ОУН и «самостийников» . Однако никто из обличителей конкретно не определил, какую разрушительную деятельность для православной веры и Русской Церкви вел митрополит Антоний (Кротевич), разоблачая политически неблагонадежных людей, отказывавшихся подчиняться власти гражданской и церковной, не признававших власть и не исполнявших направленные на упорядочение религиозной жизни требования . Говоря о сотрудничестве церковников с гражданскими властями, следует помнить об обстановке в военное и послевоенное время. Ее наглядно характеризует, например, случай с епископом Волынским Николаем (Чуфаровским). По свидетельству церковных людей, к нему во время его пребывания в Винницкой епархии в 1944-1945 годах под видом красноармейцев пришли люди с требованием рукополагать представителей ОУН для прикрытия своей деятельности . Епископ Антоний управлял Житомирской епархией в 1944-1946 годах, в то время, когда ОУН и «самостийники» активно действовали на территории Житомирщины против советской администрации и армии после отхода немецких войск. По поводу сотрудничества с советскими органами власти есть интересное высказывание Патриарха Алексия II, который, говоря о тотальном контроле власти в лице «карательных и следственных органов» над церковной иерархией, восклицал: «Это в каком, интересно мне было бы узнать, смысле предатели веры мы, что ли? Всем известно, какая у нас была ситуация, как вынуждены мы были строить отношения с властью» .

http://bogoslov.ru/article/6170542

Причетник Евсевий Кротевич с колокольни кричал: „народу, як хмари“! Да и нам стало видно, что толпы его покрыли всю покатость горы. Страх обнял всех, священство советовало идти в церковь и там затвориться. Пошли; вдруг священник корсунский Стрижевский от испугу обомлел, его освежили водою и решили быть при военной команде. Я находился при комиссии, которую составляли: о. Петр Лебединцев, подполковник Афанасьев и советник Янкулио. Меня уже не брал страх; я уже привык к мужицким приемам обращения, а другим священникам все видимое казалось страшным. Князь Лопухин прислал просить дать ему отряд солдат для защиты, –он опасался, что крестьяне из села Карашины через его сад пробегут на остров и нападут на его дом. Ему отказано. Он прислал из своего склада 15 ружей, под разною оправою, для обороны. Одно ружье дано было и мне совсем без надобности, и я ложа отнял и отбросил, а ствол оставил у себя. Все мы, т. е. комиссия, священство, полиция и солдаты находились на площади пред Спасскою церковью. Сюда от базарной посреди местечка площади шла широкая улица, спустившаяся позади церкви к острову, образуемому рукавами р. Роси, на котором расположены дворец и сад князя Лоаухина. На линии площади, противоположной церкви, находился, на углу улицы и площади, большой двухэтажный дом для княжеских музыкантов и певчих, за ними становая квартира, а рядом дом священника Тимофея Стрижевского. По всему выходило, что сюда направятся приближавшиеся крестьяне; тут мы их и ждали. Между тем страх увеличивался между солдатами и между присутствующими час от часу. Солдат поставили за углом дома, где помещались музыканты и певчие княжеские; с улицы их не видно было; оставалась открытою дорога, идущая на остров, где жил князь Лопухин. С колокольни причетник Кротевич дал знать, что крестьяне вошли уже в местечко и идут на базарную площадь. Скоро с церковной площади можно было видеть массы народа, двигавшиеся от базара к церкви. Капитан Лопатьев строил солдат и заметно сам робел. Приказ был отдан сперва на воздух стрелять для страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ki...

Знавшие владыку, вспоминают о нем, как о добром и мягком архипастыре, при котором однако отмечалось ослабление дисциплины среди духовенства епархии. Принявший Ивановскую кафедру в 1968 году архиепископ Феодосий (Погорский) в своих отчетах резко обличает попустительскую деятельность епископа Поликарпа. Он пишет, что недостойные священнослужители, которых митрополит Антоний (Кротевич) отправил в заштат, при епископе Поликарпе вновь продолжили свое служение, направленное на подрыв авторитета Церкви. Одного из таких священнослужителей, восьмидесятилетнего протоиерея П.Миловидова архиепископ Феодосий характеризует как " уникальный тип священника-нигилиста” . Епископ Пензенский С 30 июля 1968 года он - епископ Пензенский и Саранский . 16 декабря 1969 года был уволен на покой. Скончался 23 июля 1989 года в 6 часов вечера на 78-м поду жизни. Погребен на кладбище в селе Пионерское , на горе, в тех местах, где он часто рисовал. Был постником, никогда не употреблял в пищу рыбу. Находясь на покое в Симферополе , владыка любил заниматься живописью. Последнее время из-за болезни ног он рисовал сидя в доме или около него. Епископ Поликарп чувствовал приближение кончины, готовился к ней, молился. Награды Сочинения Литература Использованные материалы   См. Бесстремянная, Г. Е., " Из Японии в Иерусалим " , Альфа и Омега, Москва, 48 (2007, 1), 334.   Дворжанский А.И. " История Пензенской епархии " . Глава 6 " Новые гонения и Церковь в годы политического застоя "    http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_426    (Сэйкёо дзихоо (Православный вестник)), 25-5, 36.   Последняя дата приводиться по Поздняеву. По Анисимову - ошибочно указано 27 января 1945 года. См. Поздняев, Дионисий, свящ., «К истории Российской Духовной Миссии в Корее (1917-1949)» в Поздняев, Д., свящ., История Российской Духовной Миссии в Корее, Москва, Издательство Свято-Владимирского Братства, 1999, 359; Анисимов, Л., «Православная миссия в Корее. К 90-летию основания», ЖМП, 1991, 59.   Дворжанский А.И. " История Пензенской епархии " . Глава 6 " Новые гонения и Церковь в годы политического застоя " , с. 442   Федотов А. А. История Ивановской епархии. Иваново, 1998. " Деятельный Владыка. Архиепископ Феодосий (Погорский) " - http://w3.ivanovo.ru/Eparx/i_g2_p3.htm Редакция текста от: 14.08.2018 12:27:22 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8170.html

А. Никольский, ставший настоятелем Старокиевской Сретенской ц. в 1924-1927 гг., из Екатеринослава прибыл свящ. П. Письменный, из Черниговской епархии Ф. Смельницкий (настоятель Ильинской ц. в 1924-1930 гг.) и т. д. Заметную роль играли представители бывш. военного духовенства: протоиерей 15 гусарского Украинского полка Е. Яскевич (настоятель Сретенской ц. в 1927-1933); протоиерей I Сунженско-Владикавказского полка Терского казачьего войска Р. Мартышевский (настоятель Шулявской Мариинско-Благовещенской ц.). В стане обновленцев оказалось и несколько дореволюционных киевских священников: И. Тарасевич (настоятель Киево-Лукьяновской Феодоровской ц. в 1925-1935); бывш. проф. КДА Н. Н. Фетисов (настоятель Старовознесенской ц. в 1925-1935); Григорий Богословский (настоятель Преображенского собора и Демиевской Вознесенской ц.); Антоний Чепурковский (настоятель Марие-Магдалининской Шулявской ц.); Николай Дядьков (настоятель Старокиевской Васильевской ц.); протодиак. Владимирского собора Георгий Лисянский. Временно примкнули к обновленцам свящ. Евгений Эргардт (настоятель Екатерининской ц. на Лукьяновском кладбище); Григорий Олтаржевский (настоятель Демиевской Вознесенской ц.). К числу обновленческого клира относилась и группа молодого духовенства, часто выходцев из среды интеллигенции, священники: Тимофей Постоловский (2-й священник Старовознесенской ц., отрекся от сана в июне 1930); Михаил Грибов (2-й священник Демиевской Вознесенской ц.); Василий Визерский (настоятель Киево-Юрковецкой Макариевской ц.); Борис Кротевич (настоятель Екатерининской ц. на Лукьяновском кладбище); Алексей Хмелевский (настоятель Киево-Печерской Феодосиевской ц.); Софония Яскевич (настоятель Киево-Печерской Феодосиевской ц., впосл. архиепископ Свердловский и Ирбитский) и т. д. Среди молодого обновленческого духовенства Киева ведущую роль стал играть свящ. Сергий Бобров (5 окт. 1891 - 12 июня 1955), к-рый в 1925 г. стал секретарем Киевского ЕУ и доверенным лицом митр. Иннокентия, именно он руководил приемом киевских храмов, передаваемых властями обновленцам.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

А вскоре (осенью 1953 г.) меня исключили из института, и я уехала в Кострому. Писала письма о. Николаю и очень ждала писем от него, но он писал очень редко, т.к. не имел времени для этого. И я, конечно, очень стремилась вернуться в Москву. В Костроме меня взяли в Епархиальное управление архивариусом при владыке Антонии (Кротевиче 350 ). Потом вместо него назначили владыку Иоанна (Разумова), и я уехала в Москву, проработав ровно год. Благодаря вл. Антонию меня приняли на работу в фотоцех мастерской церк. утвари, которая размещалась в моек. Новодевичьем монастыре, поскольку я еще с 8–го класса школы увлеклась фотографией (имела сначала «Фотокор», а затем и более современные аппараты) и стала заниматься пересъемкой иконочек и затем их раскраской. О. Николай был доволен, что я стала там работать, а я тем более. Жить устроилась на квартире у знакомых на Софийской набережной и жила там 6 лет, каждый год продлевая свою временную прописку, пока совсем не отказали, т.к. я работала в церковной организации. Тогда я стала снимать комнату в Тайнинке, и когда я стала там сильно мерзнуть, то о. Николай купил мне ватное голубое одеяло. С работы пришлось уйти и с помощью Данилы Андреевича устроиться на время в Академии, в Церковно–Археологический Кабинет, а затем – вернуться в Кострому, где стала работать в Епархиальном управлении. С отцом Николаем, как оказалось, была знакома и моя тетя (жена упомянутого мною профессора). Он приходил ее причащать и крестил на дому их внука – Диму. Ходил он и к другой моей тете, жившей на Цветном бульваре, причащать, и, когда у меня были именины, то у нее я устраивала угощение и приглашала о. Николая. Эта моя тетя была духовной дочерью о. Иоанна Крылова, который служил в храме Пимена и был духовным отцом о. Николая. Он раньше был репрессирован. Потом вернулся, и ему нельзя было жить в Москве – его семья жила в Быково. Ночью он приходил к о. Николаю и его пускали переночевать. Первый раз я пришла к о. Николаю домой именно с о. Иоанном. Я была знакома и с о. Сергием Голубцовым . И когда я обижалась на о. Николая, то ехала рассказывать об этом или к о. И. Крылову, или к о. Сергию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Приведем пример. В Ярославле 10 июля 1971 года побывали два бельгийских католических священника. Их беседа с архиепископом Иоанном (Вендландом) подробно освещена последним в рапорте, посланном на имя председателя ОВЦС митр. Никодима (Ротова), что позволяет говорить об обязательном характере предоставления таких сведений управляющими епархий. Подобные отчеты, насколько можно судить по биографии, никогда не вменялись митрополиту Иоанну в вину, на него не вешали ярлык агента . Критикуют митрополита Антония и за взрывной, эмоциональный характер, что, кстати, после пяти лет заключения в лагере не представляется удивительным. Достаточно вспомнить здесь трагическую судьбу епископа Сумского Андрея (Сухенко), который по возвращении из лагерей в 1967 г. (после суммарного 12-летнего срока заключения — в 1930-х, 1940-х и 1960-х) был уже душевнобольным человеком, перенесшим издевательства от лагерного начальства и сокамерников . Тюремное заключение редко для кого заканчивалось без последствий. И, например, по воспоминаниям монахини Лидии (Карпинской), митрополит Антоний был вполне вменяемым, заботливым и разумным человеком, хотя и имевшим, без сомнения, свои недостатки . На основании изложенного материала можно сделать вывод, что личность митрополита Антония и его деятельность многогранны, однобоко оценивать их нельзя. Представленное исследование не преследует цель обелить образ митрополита Антония (Кротевича) в глазах потомков. На основании документов в совокупности с контекстом государственно-церковных отношений периода 1940-1960-х годов предлагается взглянуть на деятельность этого иерарха как человека, жившего в определенное время и при определенных, часто сложных и неоднозначных, обстоятельствах. Многие яркие личности Русской Церкви 1920-1960-х годов едва ли вписываются в сложившийся в 1990-2000-х формат «правильного и истинного пастыря» . Поэтому на основании рассмотренных документов отнюдь не выглядит объективным утвердившийся в историографии образ митрополита Антония (Кротевича) как «разрушителя Церкви» и «самодура».

http://bogoslov.ru/article/6170542

В годы Великой Отечественной войны храм стал кафедральным собором Орловской епархии. Здесь же находились мощи великого святого — святителя Тихона Задонского. Поклониться к ним приезжало много паломников. Конечно, это раздражало власть. Обкомовским распоряжением было велено спрятать мощи в Орловском краеведческом музее. Изымали святыню в полночь. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого (которые сегодня находятся в Свято-Иоанно-Крестительском храме Орла). Было это в 1960 году. Храм закрыт в 1962 году и приспособлен под кукольный театр. Указом митрополита Орловского Антония (Кротевича) с 25 мая 1962 г. кафедральный собор переведен из Богоявленской церкви в Ахтырскую. Богоявленский храм был закрыт 27 июня 1962 г. Вскоре Богоявленский собор был отобран у верующих и приспособлен под городской кукольный театр. Согласно проекту была разобрана глава храма, сняты кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком. В 1994 г. церковь передана общине верующих. 6 апреля 1996 г. архиепископ Орловский и Ливенский Паисий освятил храм. В церкви ежедневно совершаются богослужения. Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство храма При храме имеется артезианская скважина глубиной 140 м, которая работает по некоторым праздникам, в том числе и на престольный праздник собора — Богоявление (Крещение Господне). Перед входом в собор находится надкладезная часовня, устроенная так, что по её кресту стекает вода. Действует воскресная школа, в 2012 году создан хор Богоявленского собора. Также при храме с 2009 года действует Центр православных инвалидов по слуху. Совершаются богослужения с сурдопереводом. Существует воскресная школа для детей и взрослых с нарушением слуха. Община поддерживает отношения с Орловской специальной общеобразовательной школой-интернатом I и II вида. Постоянных подопечных (членов общины): 30 неслышащих и слабослышащих Оказываемая помощь: духовное окормление, информационная помощь, паломнические поездки, поздравления с церковными праздниками, организация досуга и отдыха.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

На Полтавском епархиальном съезде, проходившем 3-6 мая 1917 г., националистическая позиция протоиерея Феофила Булдовского и его единомышленников стала доминирующей. На съезде был представлен подготовленный Феофилом Булдовским доклад " Об украинизации Церкви " . По докладу съездом была принята резолюция, излагавшая программу переустройства Церкви на Украине и пробуждения национального сознания в церковной среде. Резолюция предусматривала: введение украинского языка в качестве богослужебного; возрождение в богослужебной практике древних чинов, обрядов и обычаев, ранее существовавших на Украине; строительство храмов в национальном стиле; украинизацию Киевской Духовной академии и других духовных школ на территории Украины; запрет на поставление великороссов на епископские кафедры Украины и т.д. Полтавский епархиальный съезд также постановил войти в сношение с другими епархиями на предмет созыва Всеукраинского церковного собора и выработки совместной программы украинизации Церкви. После того, как в ходе послереволюционных преобразований в церковной сфере духовная консистория Полтавской епархии была заменена епархиальным управлением, протоиерей Феофил Булдовский вошел в состав последнего и стал в нем лидером украинофильской группировки духовенства. Однако Булдовский испытал на себе значительное влияние архиепископа Полтавского Парфения (Левицкого), который, выступая за усиление национального украинского начала в церковном жизни, тем не менее призывал к проведению украинизации в строгом соответствии с канонами Православной Церкви. Близость позиции архиепископа Парфения и протоиерея Феофила обусловила резко негативное отношение обоих к Киевскому собору 1921 г., положившему начало т.н. " Украинской автокефальной православной церкви " (УАПЦ) и ее неканонической иерархии " самосвятов " -липкивцев. " Самосвяты " развернули на Полтавщине активную деятельность, поставив в 1922 г. Константина Кротевича " епископом Полтавским " , а Александра Ярещенко - " епископом Лубенским " . Оба самосвятских лжеархиерея стали пропагандировать среди полтавской паствы националистическо-модернистские идеалы УАПЦ.

http://pravoslavie.ru/archiv/lubenskijra...

Русская Православная Церковь ХХ век 27 мая В мае 1928 года – В Киеве состоялся съезд Украинской автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). На съезде выступил с докладом секретарь “всеукраинской рады” Коляда. Он заявил, что УАПЦ — это не что иное, как политиканство, нездоровый национализм и явная антисоветчина, которыми руководил Липковский. С подобной же речью выступил и “архиепископ” Малюшкевич. “Митрополит” Николай Борецкий также сказал, что “первородным грехом украинской автокефальной церкви является ее противосоветская политика, но все же будущее принадлежит только ей, украинской национальной церкви, так как ее созидает сам народ...” Вскоре в печати появились заметки “епископов” Ромоданова, Кротевича, Дахивника, Грушевского и Пивоварова, в которых они объявляли, что порывают связь с украинской контрреволюцией, снимают с себя “епископский сан” и идут трудиться на благо советской страны. “Митрополита” Борецкого ГПУ склоняло последовать примеру снявших с себя сан, но он отказался. Вскоре он был арестован и заключен в ярославский изолятор, где провел долгие годы и, по показаниям сидевших вместе с ним, сошел с ума. Его место на короткое время занял “архиепископ” Малюшкевич, который затем также объявил через советские газеты о том, что снимает с себя сан. Ему предоставили место в одном из советских учреждений; во время ежовского террора он был расстрелян. “Сложившим сан” Ромоданову и Говядовскому также предоставили работу. За ними по пути отречения последовали “священник” Лапчинский, секретарь “всеукраинской рады” Коляда и многие другие “священники”-самосвяты. Митрополит Харьковскийму и Богодуховский Никодим (Руснак) 1992 год – Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) провел и возглавил Собор Украинской Православной Церкви (27–28 мая). По месту проведения этот Собор вошел в новейшую историю Церкви как Харьковский. «Были разосланы телеграммы, – вспоминал архиепископ Херсонский и Таврический Иларион, – что в Харькове должна состояться встреча архиереев. И сразу же начались звонки с Пушкинской от Филарета с требованием, чтобы я срочно ехал в Киев на какую-то конференцию под его руководством. Он говорил, что все архиереи приезжают в Киев, хотя это была неправда. Я ему ответил, что должен посоветоваться со своими благочинными, а также, что люди против того, чтобы я ехал в Киев. Я собрал епархиальное собрание, и все духовенство решило, что я должен ехать в Харьков. Об этом решении старший по хиротонии священник и сообщил на Пушкинскую, 36».

http://pravoslavie.ru/5464.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009