Образование имел достойное. Окончил классическую гимназию, в 1914 году прервал учебу в Киевском медицинском институте для поступления в ноябре 1932 г. в Киевскую духовную академию, которую окончил в ноябре 1932 г. со степенью кандидата богословия за представленное сочинение на тему «История Страстной седмицы до образования Студийского устава». В 1954 г. был избран почетным членом МДА. Одно перечисление мест, где побывал митрополит Антоний, а также событий, в которых он принимал участие или которым был свидетелем, позволяет говорить о нем как о человеке неординарном и многогранном. В упоминаниях о нем и его деятельности в современной историографии нет положительных характеристик. Его личность и деятельность оцениваются исследователями советского периода жизни Русской Церкви в негативном ключе: способствовал закрытию храмов, вел соглашательскую линию в отношениях с властью, передавал властям церковное имущество, сжигал консисторские архивы, сотрудничал со спецслужбами, упразднил в Ивановской епархии институт благочинных . По воспоминаниям епархиального духовенства, в период его управления епархиями поведение его было эпатажным. Часто в неэтичной, грубой и оскорбительной манере он обращался со священнослужителями, что послужило поводом для возникновения сплетен, в большинстве своем преувеличенных. Духовенство его боялось, всячески избегало личных с ним встреч . Именно такая характеристика митрополита Антония, взятая из рассказов и воспоминаний, кочует из одного электронного ресурса в другой, именно в таком ключе она попала в статью, опубликованную в «Православной Энциклопедии», соавторами которой являются профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин и костромской краевед Н. Зонтиков . Особым фактом биографии митрополита, всплывшим два года назад, стала публикация на основе открытых исследователем украинских архивов Константином Богуславским материалов 5-го Отдела 2-го Управления НКГБ СССР, в которой под агентом «Павловским» подразумевался епископ Антоний (Кротевич) . Следует признать, что многие факты, обозначенные в биографии митр. Антония (Кротевича), имели место, но при рассмотрении и исследовании документальной базы, при сопоставлении фактов и применении метода критического анализа к изложенным фактам следует сделать вывод, что представленная уважаемыми авторами оценка личности митрополита Антония выглядят однобокой и поверхностной. Поэтому, беря за основу исследования метод историзма и критического анализа, представляется необходимым сопоставить имеющиеся факты с реалиями государственно-церковных отношений того времени, когда жил и трудился митрополит, проверить содержание документов им подписанных на предмет не современной общепринятой, а объективной оценки и подвергнуть документы критическому и сравнительному осмыслению.

http://bogoslov.ru/article/6169624

Сравним статистику закрытия храмов Костромской епархии, руководимой митрополитом Антонием, с другими епархиями Русской Церкви центральных областей России. Во Владимирской епархии до 1941 г. было закрыто 330 храмов – цифра совпадает с данными по Костромской епархии до войны. С 1941 по 1962 гг. закрыто 12 храмов, из них с 1960 по 1962 гг. – 4 храма . В Ивановской епархии количество церквей в 1960 году сократилось на 6 единиц, а с 1961 по 1962 гг. – еще на 7 храмов, в 1963 г. – еще на 2 . Примерно такое же соотношение закрытия церквей можно привести по любой епархии Русской Православной Церкви. Таким образом, равное количество закрытых храмов до и после войны является свидетельством того, что храмы закрывали во время антирелигиозных кампаний, имевших государственный заказной характер, и что их закрытие не зависело от личности архиерея . Вот, например, в письме Кинешемского горисполкома от 25.01.1964 г. говорится, что Успенская община г. Кинешмы нарушает инструкцию законодательства о культах, где указано, что религиозной общине разрешено пользоваться лишь одним молитвенным зданием, а община с 1946 г. пользуется двумя зданиями: Успенским и Троицким соборами, поэтому по ходатайству исполкома горсовета облисполкому от 31 октября 1963 г. здание Троицкого собора изымается из ведения религиозной общины и передается городскому краеведческому музею . Есть письмо Совета по делам РПЦ уполномоченному Совета по Ивановской области от 7 июля 1949 г., в котором Совет указывает, что недействующие церковные здания являются национализированным государственным имуществом, находящимся в ведении местных советских органов, которые несут ответственность за сохранность этих зданий и культового имущества. В случае совершения в этих зданиях богослужений зарегистрированными служителями культа либо другими лицами райсполком или сельсовет следует прекратить их и изъять ключи от церковных зданий . Из вышеприведенных свидетельств видно, что церкви, согласно законодательству о культах 1918 и 1929 гг., находились в собственности государства, которое распоряжалась своей собственностью согласно своим представлениям: либо передавало их в аренду приходским общинам, либо расторгало с ними договор и передавало здание в ведение других организаций, либо здание оставалось закрытым, впоследствии уничтожалось.

http://bogoslov.ru/article/6169624

Люди, которые в 1946 году не представляли, что такое осторожность. Например, митрополит упоминает в связи с общей необразованностью и «дремучестью» духовенства епархии единственного на тот момент имеющего академическое образование протоиерея А.Н. Крутикова и дает ему следующую характеристику: «Он не столько устарел, сколько отупел, в списке книг от своей церкви он ставит Манифест 1905 года о подавлении революции». Сожалея о нехватке работоспособных кадров, в ту пору епископ Антоний задает вопрос: «Каков же он был в роли Благочинного и какова же была ответственность за такого благочинного?» . Ничто так хорошо не характеризует архиерея, как его распоряжения и указы по епархии. Распоряжения митрополита Антония не позволяют оценить его как неразумного человека: они логичны, принципиальны, продуманны. Вот, например, распоряжения настоятелям Костромской епархии от 24 июня 1948 г.: а) произвести тарелочный сбор в пользу открывшейся Троице-Сергиевой Лавры и на содержание учебных заведений, деньги сдать на номер счета в банк, бланки в канцелярию, сбор предварять прочувствованным словом; б) Таинство Крещения следует совершать через троекратное погружение, а не через обливание; в) вопросы финансовой дисциплины; г) завершить опись приходского имущества, д) свечи в храмы покупать исключительно с епархиального склада (имелся свой свечной завод), вырученные деньги идут в епархиальный пенсионный фонд; е) женщины, убирающиеся в алтаре и служащие в качестве алтарниц, должны получить благословение правящего архиерея; ж) настоятели и церковные советы должны приобретать облигации госзайма и предоставить их номера в канцелярию епархии . Находим и, например, распоряжение за 1947 год о своевременной уплате приходами государственных налогов и заключении с рабочими, производящими ремонт храмов, соответствующих договоров . Вводится строгая финансовая отчетность и опись имущества храмов . От духовенства епископ требует точного соблюдения церковных канонов, отказа от так называемой «общей исповеди» и от нормированной таксы за требы, исключения самовольных отлучек из приходов, неуклонного произнесения проповедей, совершения Таинства Крещения только в храме, а над младенцами — только с согласия родителей, повышения дисциплины и нравственно-морального облика священнослужителей .

http://bogoslov.ru/article/6170542

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Митрополит Антоний (Кротевич): к вопросу о неоднозначности оценок и определений личности. Часть 1 На основании документов удалось установить, что приписываемые митрополиту конфликтность и грубость в общении с людьми были продиктованы во многом состоянием церковной жизни и обстановкой, сложившейся в послевоенный период времени, а также нахождением его в местах лишения свободы. Из анализа документов следует вывод о необходимости переоценки личности и деятельности митрополита Антония. Статья Среди архиереев Русской Православной Церкви послевоенной эпохи митрополит Антоний (Кротевич), проживший долгую жизнь – 84 года, считается весьма неординарной личностью. Последней епархией, которой он управлял, была Тамбовская и Мичуринская. На его глазах происходили эпохальные события светской истории, самодержавных правителей сменили большевики, а революцию он застал, будучи священником в Киеве. Кроме того, он пережил правление диктатуры пролетариата, приходское служение во время «великого перелома» и в годы «безбожной пятилетки», арест, приговор по ст. 58-10 – «по обвинению в контрреволюционной агитации», заключение на 5 лет в лагерях, период «послевоенного возрождения Церкви» и хрущевские гонения на религию. Умер он уже в брежневскую эпоху, в 1973 г. На его веку сменились 2 российских императора, 4 руководителя СССР, правление Святейшего Синода и 4 патриарха. Епископский сан он получил в 1944 г., сменил 9 епархий – республиканские и провинциальные: Минскую и Белорусскую, крепкие Тульскую и Ярославскую, Тамбовскую, бедные Костромскую, Ивановскую, Орловскую. В каждой он задерживался на разное время: от 7 лет (Костромская епархия 1946-1953 гг. и Тульская епархия 1954-1963 гг.) до 2-7 месяцев (Минская и Белорусская март-май 1961 г. и вновь Тульская в 1966 г.). Прежнее священническое его служение также не позволяет судить об «оседлости». Будучи священником, он сменил 8 мест служения: от нескольких месяцев в г. Перово Московской области в 1937 г. до 15 лет в Киеве (1917 по 1931 гг.). В 1935 г. он развелся с женой, прожив в браке 21 год, имел детей. В его жизни было 5 увольнений «на покой согласно поданному прошению» – в 1953, 1961, 1963, 1966, 1970 гг., которые также различались по продолжительности: от 4 месяцев (ноябрь 1953 – февраль 1954 гг.) до 3 лет (1970-1973 гг.). В епископа он был рукоположен через пострижение в монашество (на три дня, с 11 по 14 августа 1944 г.) из протоиереев.

http://bogoslov.ru/article/6169624

Какова была картина церковной жизни, например, в Костроме в 1946 году, митрополит описывает в докладе в Патриархию. Он говорит о «дефективном» характере местного духовенства, большей частью без духовного образования и в преклонном возрасте. Нередки были случаи, когда священники подпадали под влияние монахинь, в большом количестве находившихся на приходах: «Они во многих приходах являются старостами, певицами и уборщицами, — пишет костромской епископ, — имеют тесную связь с верующими и окормляют их своим духовным руководством часто гораздо больше своих настоятелей» . Влияние монахинь на приходе выражалось не только в том, что власть и финансы во многих случаях были сосредоточены в их руках, но и в том, что они не признавали появившуюся в 1946 году каноническую церковную власть. Многие из них принадлежали к иосифлянскому движению. Необходимо отметить, что с 1942 по 1946 годы Костромская епархия временно управлялась ярославскими архиереями. Обе области находились под сильным влиянием иосифлянского движения. С целью ликвидации влияния монахинь на приходах вверенной ему епархии епископ Антоний ходатайствовал об открытии Ипатьевского монастыря (в епархии отсутствовали действующие монастыри), в который хотел собрать их всех. Он жалуется на невозможность взять под контроль приходские финансы в связи с удаленностью приходов от областного центра и недобросовестностью духовенства и церковных советов. «Основная нужда в Епархии, — пишет митрополит, — в образованном духовенстве… Епархиального Совета в Костромской епархии нет, как нет их и нигде» . Патриарх Алексий (Симанский) на докладе епископа Антония о положении дел в Костромской епархии в 1946 году написал следующую резолюцию: «Желаю Преосвященному с помощью Божией привести Епархию в должный порядок и взамен людей, подрывавших правильное течение церковной жизни, найти добрых делателей в виноградник Христов» . Переводами достойных священнослужителей в лучшие приходы, а недостойных — в слабые, удалением ряда лиц от священнослужения митрополит Антоний (Кротевич) пытался привести духовенство в должное и соответствующее служению состояние, поднять дисциплину. «Духовенство как в храме, так и вне храма должно служить образцом для верующих, — писал он в очередной инструкции для духовенства, — но на деле поведение священников вне храма является соблазном. Вызывает нарекание со стороны окружающих людей» . Он призывает настоятелей руководство приходами осуществлять не единолично, а при помощи церковных советов и двадцатки . Если вспомнить уголовные дела, возбужденные в 1950-1960-е годы из-за недобросовестной финансово-хозяйственной деятельности духовенства, становится ясно, такое напоминание было не лишним.

http://bogoslov.ru/article/6170542

Авторитетный церковный историк, протоиерей Владислав Цыпин в написанной им «Истории Русской Церкви в 1917-1997 гг.» отмечает, что в 1959 году закрытие приходов Русской Церкви в СССР приобрело «массовый характер, в следующем, 1960-м году оно осуществлялось с еще большим размахом», 1437 храмов были закрыты, разрушены или взорваны. Он сравнивает кампанию по закрытию церквей в 1959-1960 гг. с подобной кампанией эпохи «великого перелома» и не отмечает «отличившихся» в закрытии храмов архиереев . Следует заметить, что храмы закрывали не только в период крупных антирелигиозных кампаний (1929-1937, 1958-1963), но и в период т. н. «послевоенного возрождения» и «брежневского застоя», то есть в советский период истории не было времени, когда храмы не закрывали по тем или иным причинам, массово либо избирательно. Штраф за веру в Бога Рассмотрим характер государственно-церковных отношений в послевоенные годы. Если с 1946 по 1948 гг. количество открываемых по ходатайствам верующих храмов росло, то с 1949 года началось постепенное закрытие храмов. Это произошло в связи с изменением государственной политики в отношении к Церкви и к ее возможностям в международных стратегических проектах по продвижению гегемонии советского влияния в мире . В подтверждение приведенного тезиса отметим статистику закрытия храмов на примере нескольких епархий Центральной России. Например, если в Костромской епархии, которую возглавлял епископ Антоний (Кротевич), за период 1946 по 1948 гг. было открыто 5 церквей, то с 1948 по 1953 гг. было закрыто 17 церквей, с 1953 по 1963 гг., за 10 лет после его ухода из епархии, закрыто 9 храмов. Архиепископ Антоний (Кротевич) Опровергая вину епископа Антония в закрытии храмов и формулировку статьи в «Православной энциклопедии», что «он не проявлял должного рвения в противодействии закрытию храмов» , укажем, что эти цифры не сравнимы с количеством закрытых церквей после революции, в 1920-1930-е годы. С 1917 по 1941 гг. в Костромской епархии было закрыто 306 церквей, особо массовый характер закрытие имело в годы «великого перелома» и последующие 1930-е годы .

http://bogoslov.ru/article/6167175

д. Поэтому ликвидацию дореволюционных документов следует понимать не как «злую волю» митрополита – предателя интересов Церкви, а как меру предосторожности. Годы, когда было совершено уничтожение консисторской документации дореволюционного времени, – это время не залеченных от репрессий ран, когда священнослужители получали сроки за «контрреволюционную деятельность» и «антисоветскую агитацию», за хранение «контрреволюционной литературы», когда повсеместно в Псалтыри и другой богослужебной литературе были зачеркнуты слова «царь», «помазанник», каждое такое слово могло спровоцировать дело о дискредитации власти. Так, найденная при обыске у архиепископа Костромского Никодима (Кроткова) поздравительная открытка от находящегося в ссылке в Семипалатинске бывшего ивановского митрополита Павла (Гальковского) была вменена ему как доказательство «связи с контрреволюционным элементом», а бланки от денежных переводов из-за границы с материальной помощью – как «шпионская деятельность» . Следует также добавить, что представители церковной среды являлись частью общей среды советских граждан, в которой повсеместным явлением было доносительство и кляузничество . Библиографический список     Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново, 2009. С. 100, 139. Эдельштейн Г., свящ. Записки сельского священника. М.: РГГУ, 2005. С. 84-86. Цыпин В., прот., Зонтиков Н. Антоний (Кротевич Борис Николаевич). Биографическая статья. http://www.pravenc.ru/ [Электронный ресурс]. Дата обращения: 16.06.2020. Крутов М. Епископы на службе Лубянки. http://www.svoboda.org/a/28989881.html [Электронный ресурс]. Дата обращения: 21.07.2020 г. Эдельштейн Г., свящ. Записки сельского священника. М.: РГГУ, 2005. С. 84. Цыпин В., прот., Зонтиков. Антоний// Православная энциклопедия . М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. T.II. С. 628-629. ГАИО. Ф.р-2063. Оп. 4. Д. 36. Л .2.

http://bogoslov.ru/article/6169624

Надеясь улучшить образовательный уровень духовенства и ожидая последствии приезда в Кострому священников, окончивших духовные школы, он не только оказывает финансовую помощь Московской духовной академии, помощь академическому храму богослужебными книгами и церковной утварью, но и учреждает в МДА фонд двух стипендий за счет епархиальных взносов, за что и удостаивается впоследствии звания почетного члена МДА . Митрополит Антоний сам распределял кандидатов на административные должности: достойным — лучшие места, недостойным — увещевание, запрещение и даже лишение сана. В 1948 году на должность секретаря Костромской епархии взамен протоиерея Павлина Парийского, занятого кроме секретарства приходской и благочиннической деятельностью, он назначает Николая Николаевича Юницкого (выпускника Костромской духовной семинарии 1911 года), окончившего филологический факультет Варшавского университета в 1915 году, ветерана ВОВ, толкового и грамотного человека. Позже на должность секретаря митр. Антоний ставит заслуженного и пользующегося авторитетом среди духовенства прот. А. Сперанского . Отметим также, что иеромонаха Амвросия (боявшегося митрополита — прим. Д. С.) перевел в Преображенской собор именно митр. Антоний, а вскоре архиепископом Феодосием (Погорским) он был поставлен настоятелем этого собора, благочинным храмов Приволжского, Юрьевецкого, Кинешемского и 1-го округов Ивановской епархии. В 1965 году иеромонах Амвросий стал членом епархиального совета . Таким образом, митрополит Антоний, переведя молодого иеромонаха из села в областной центр, дал ему возможность подняться по карьерной лестнице и стать впоследствии епископом, управляющим Ивановской епархией. Можно сделать вывод, что митрополит Антоний увидел в молодом иеромонахе достойного кандидата на высокие должности и продвинул его по служебной лестнице, оценив его способности. В подтверждение оценки митрополита Антония как разумного управленца историк А.А. Федотов на основании документальных свидетельств пишет, что тот при наведении порядка в подведомственной ему епархии искоренял такие «традиционные пороки» духовенства, как пьянство, нигилизм, скандализм, кляузничество.

http://bogoslov.ru/article/6170542

К несправедливости утверждения и устоявшегося в современной историографии обвинения архиереев в закрытии храмов заметим, что расторжение договора с церковной общиной и закрытие церкви было не во власти архиерея, а во власти госорганов. Также и регистрация того или иного священнослужителя находилась в компетенции областного уполномоченного, который мог дать регистрационную справку священнослужителю, назначенному архиереем на приход, или не дать. Так, например, в 1949 г. была закрыта Иоанно-Богословская церковь в Костроме. Ее закрытию предшествовали раздоры, склоки в приходской общине, частая смена священников, отказ уполномоченного по делам РПЦ в регистрации священнослужителям, отказ властей в разрешении на проведение ремонтов храма, и в дальнейшем, как следствие, – постановление исполкома костромского горсовета за 187 от 14.04.1949 г. «О расторжении договора на пользование церковным зданием церкви Иоанна Богослова за р. Костромой» . На основании рассмотренных документов видно, что закрытие церкви явилось не столько своеволием уполномоченного по делам РПЦ, сколько следствием антирелигиозной кампании 1949-1950 гг., спровоцированной проектами постановлений ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды» и «О мерах по усилению пропаганды научно-атеистических знаний». Обращения и ходатайства приходской общины относительно незаконности и предвзятости требований исполкома в решении о закрытии храма председателю Верховного совета СССР Н.М. Швернику и к председателю Совета министров И.В. Сталину остались без ответа . Отметим, что за 1949 г. в РСФСР было закрыто около 600 храмов . В числе распоряжений митрополита Антония настоятелям храмов Костромской епархии в 1949 г. находится обращение к приходскому совету и прихожанам церкви, которая вскоре будет закрыта. 18 июня 1949 г. митрополит вместе с облуполномоченным по делам РПЦ М.И. Галкиным и секретарем прот. А.Е. Сперанским посетили Успенскую церковь с. Качалова Костромского р-на, богослужения в которой возобновились по ходатайству прихожан в 1943 г.

http://bogoslov.ru/article/6169624

после ее закрытия в 1941 г. Посещение прихода оставило тягостное впечатление у епископа. «Храм в полном упадке, разорении, священник – 82-летний старец, уважаемый мною, в забытом и эксплуатируемом положении, – пишет он. – Квартира священника – сторожка, совершенно не пригодна к жительству (грязь, темнота, зимой мороз)». Митрополит возлагает ответственность за состояние церкви и священника на приход и указывает церковному совету на недопустимость «эксплуатации священника», который вынужден думать, как заработать на пропитание, а не о духовном возрастании паствы. В обращении он указывает, что приходской храм «отдан общине не для того, чтобы он пришел в упадок, в полную негодность, а для того, чтобы не только сохранен был, но и благоукрашен, как подобает дому – жилищу Божию». «Там, где храмы не будут приведены в надлежащий вид, они могут быть закрыты (и закроются) – предупредил митрополит настоятелей, – там, где священник забыт и голодный – он будет отозван» . Последствия посещения храма в Качалово были печальными. Уже через месяц по решению облисполкома от 28 августа 1949 г. церковь в Качалово, открытая по ходатайству прихожан, была закрыта. В 1951 г. она была передана под зерносклад колхозу им. В.М. Молотова. В 1969 г. Костромской райисполком просил у облисполкома разрешение на слом качаловской церкви, как указывалось, «на стройматериалы» . Два наглядных примера закрытия храмов при митрополите АнтонииКостромской слободе и в с. Качалово) позволяют сделать вывод о том, что закрывались храмы в основном находившиеся в запущенном состоянии, храмы, где приходская община не могла либо была не в состоянии содержать само здание и священника. В связи с угрозой расторжения с общинами договора и закрытия таких храмов приведем обращение митрополита Антония к благочинным и настоятелям храмов епархии с призывом делать ремонты в храмах и содержать их в достойном виде. «Имейте главной заботой благоустройство храма – дома Божия, имейте больше заботы о храме, нежели о своем доме, в котором Вы живете, – писал он.

http://bogoslov.ru/article/6169624

  001     002    003    004    005    006