Фаустово (Красный холм). Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь. Соловецкое подворье Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1654. Ссылки:   Адрес: Московская область, Воскресенский район, Фаустово (Красный холм) Координаты: 55.437178, 38.479823 Проезд:с Казанского вокзала до ст. «Фаустово» (время в пути 1,5 часа) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Пустынь известна с середины XVII в., в 1764 г. она была упразднена, а ее храмы обращены в приходские. Из монастырских построек уцелели две церкви, обладающие выдающими художественными достоинствами: Троицкая соборная церковь сооружена из кирпича в 1696-1698 гг. Композиционные приемы, характерные для середины XVII в., сочетаются здесь с убранством в стиле московского барокко. Двустолпный пятиглавый храм поставлен на высокий подклет и перекрыт системой лотковых сводов. В подклете в свое время помещалась трапезная палата со своей церковью. Собор с трех сторон окружали галереи-гульбища на аркадах, сохранившиеся ныне только с вдоль южного и западного фасадов. Парапет гульбища украшен полихромными изразцами. Облик храма искажен устройством покрытий над гульбищами, скрывших нижний ярус здания. Колокольня пристроена в XIXb. В интерьере сохранилась масляная живопись 1910 г. Кирпичная церковь Зосимы и Савватия выстроена на рубеже XVII-XVIII вв. в формах московского барокко. Бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом одноглавый храм с равновеликими объемами апсиды и притвора поставлен на открытой террасе над южными воротами монастыря, массив которых служит монументальным стилобатом. Гульбище вокруг церкви огорожено парапетом. Ярусная композиция сооружения симметрична и уравновешена. В декоративном убранстве встречаются элементы ордерных форм. Несмотря на статус памятника архитектуры, церкви сильно пострадали в советское время. В настоящее время переданы верующим и возрождаются. Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в селе Фаустово Московской области учреждено в 1995 году Указом Святейшего Патриарха Алексия II. В настоящее время настоятелем подворья является иеромонах Василий (Чавчанидзе). Подворье находится на месте существовавшей до 1764 года Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=00421

Фаустово (Красный холм). Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких. Соловецкое подворье Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких была построена в 1680-х годах в стиле московского барокко. Храм одноглавый, поставлен на открытой террасе над главными вратами. Здание ярусное, ступенчатого силуэта с симметричной композицией. Его украшают муравленые изразцы. Восстановлено утраченное черепичное покрытие главы. Установлен крест XVII века. Научное исследование храмов и частичные реставрационные работы проводились в 1976-1977 годах под руководством С.В. Демидова. По материалам Официального сайта Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . Неподалеку от подмосковного города Бронниц располагается древнее село Фаустово, украшением которого служат два каменных храма, сохранившиеся от построек Марчуговской Соловецкой пустыни. Троицкий собор и надвратная церковь Зосимы и Савватия возведены в последние десятилетия XVII в. и образуют стилистически единый комплекс с характерными чертами нарышкинского стиля. Архитектурные особенности этого монастырского ансамбля заслуживают отдельного исследования. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1. М., 1998. С. 114-116. Церковь Зосимы и Савватия выстроена на рубеже 17-18 веков из кирпича в формах московского барокко. Бесстолпный перекрытый сомкнутым сводом одноглавый храм с равновеликими объёмами апсиды и притвора поставлен на открытой террасе над южными воротами монастыря. Массив ворот, завершённый парапетом, ограждающим гульбище вокруг церкви, служит ей монументальным стилобатом. Ярусная композиция сооружения симметрична и уравновешена. В декоративном убранстве храма наряду с характерными для эпохи нарышкинскими деталями встречаются элементы ордерных форм. Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Надвратная монастырская церковь. Одноглавый четверик с небольшой трапезной и обходными галереями, хороший образец московского зодчества кон. XVII в. Закрыта в 1930-х. Реставрировалась с 1970-х. Открыта в 1993.

http://sobory.ru/article/?object=14092

Николаевский Антониев монастырь, 3 класса, общежительный, близ заштатного города Красного Холма, в 76 верстах от уездного города Весьегонска. Основан в 1461 году пустынножителем и иеромонахом Белозерской области Антонием. В соборном храме во имя святого Николая чудотворца, построенном в XV веке из белого камня, находятся существующие с того времени две иконы сего святителя, из коих одна почитается явленною. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Краснохолмский Антониев монастырь основан в 1461 году пустынножителем Антонием: он поставил здесь часовню «для пропитания» и келью «для упокое­ния». Скромную обитель очень полюбил угличский князь Андрей Большой, и уже через 20 лет началось возведение белокаменного собора. Его детали и конструкции, возможно, говорят о том, что в строительстве участво­вал итальянский мастер из числа первых фрязинов , прибывших в Москву в княжение Ивана Третьего  . В авторстве даже подозревали великого Аристотеля Фиораванти: неизвестно, чем он занимался как раз в эти годы. По другой версии, Никольский храм строил неизвестный русский мастер, знакомый с самыми новыми веяниями. В 1930-е годы пострадала самая ценная часть комплекса — говорят, колхозный трактор то ли нарочно, то ли случайно снес алтарь собора, а следом рухнули своды. Тогда же была разрушена трапезная c церковью 1494 года. Но и нетро­нутых построек XVII века — узорчатый надвратный храм, богатые кельи и баш­ня ограды — хватило бы, чтобы сделать монастырь украшением Тверской области. Это даже не глушь — монастырь находится на окраине райцентра Красный Холм, мимо проходит трасса Р-84, рядом железнодорожная станция. Удивительно, что вспомнили о заброшенном монастыре только в 2014 году, когда аварийные руины были переданы в ведение РПЦ. В сентябре 2018 года в соборе, от которого остались три стены с фрагментами фресок XVII века, провели первую литургию. Были возведены леса и положена временная кровля, но реставрацией такого масштабного и уникального объекта может заниматься только государство. Сейчас община собирает деньги на подготовку документов, необходимых для заявки на госфинансирование.

http://sobory.ru/article/?object=06781

Конец XVI – первая треть XVII века ознаменовались сильнейшим экономическим кризисом, вызванным опричниной и событиями Смутного времени , эпидемией и неурожаем. Как следствие имел место резкий демографический спад и значительное запустение земель, что привело к оскудению монастырской вотчины. Опричные погромы монастырь не затронули (такие документы неизвестны), преимущественно он пострадал в годы Смуты, поскольку был неоднократно разоряем ватагами поляков и казаков. В 1611 году были убиты монахи (в старинном синодике записано 26 убиенных монахов), монастырские села и деревни сожжены . Во второй половине XVII столетия начинается подлинный расцвет Николаевского Антониева монастыря, ознаменовавшийся активным каменным строительством. К этому времени относится начало формирования монастырского Некрополя, составляется монастырский «Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей». В XVI–XVII веках Николаевский Антониев монастырь стоял в одном ряду с крупнейшими обителями того времени – Троице-Сергиевым, Чудовым, Симоновым монастырями . XVIII–XIX века Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Фотогравюра последней четверти XIX века московской фирмы «Шерер, Набгольц и Ко». Опубликовано: Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. Фото на отдельном листе в начале книги В этот период проводилось дальнейшее архитектурное благоустройство обители: строились и перестраивались монастырские стены и башни, братские и настоятельские кельи; благоустраивался, поновлялся и видоизменялся храмовый комплекс; расширилась площадь монастыря. Во владении монастыря находились: скотный двор, на котором содержались козы, лошади, коровы и быки, овцы и ягнята; пять мельниц; несколько подворий (в т. ч. Антониев монастырь участвовал в строительстве подворья для новгородских архипастырей и настоятелей в Санкт-Петербурге); приписной монастырь и две пустыни; земельные угодья.

http://drevo-info.ru/articles/13677672.h...

Наибольшее число людей, находившихся на содержании мон-ря, пришлось на 20-е гг. XVIII в.: монашествующих - 72 чел. (в т. ч. 10 иеромонахов) и проч. служителей - более 100 чел. По 1-й переписи населения, проведенной в 1722 г., за К. м. числилось 4031 крестьянин муж. пола, а по 3-й - 1762 г.- 4620 чел. Во владении также находились скотный двор, 5 мельниц, неск. подворий, приписной мон-рь и 2 пустыни, земельные угодья. Однако с началом преобразований имп. Петра I благосостояние К. м. постепенно ухудшалось. С 1724 г. К. м. был фактически приписан к Новгородскому архиерейскому дому. Только в 1727 г. по прошению сановитых и именитых вкладчиков (в т. ч. сенатора Ю. С. Нелединского-Мелецкого) мон-рю были возвращены самостоятельность и архимандрития. В 1764 г. К. м. был отнесен ко 2-му классу. В 1766 г. мон-рю принадлежало 14,6 тыс. (вместе с лесными угодьями) дес. земли. На протяжении XVIII в. неск. раз менялось адм. подчинение Бежецкого Верха: он входил в состав Ингерманландской, С.-Петербургской, Московской губерний, Тверского наместничества, затем Тверской губ. Одновременно изменялось и административно-территориальное положение мон-ря. В ходе губ. реформы имп. Екатерины II в 1764 г. монастырское с. Спас-на-Холму перестало быть вотчиной обители. В 1776 г. села Весьегонское и Спас-на-Холму были преобразованы в города и присоединены к Тверскому наместничеству. В 1778 г. был утвержден регулярный план нового города, по к-рому мон-рь вошел в городскую черту Красного Холма. Уже в 1796 г. Краснохолмский у. был упразднен, а его территория поделена и включена в состав Бежецкого и Весьегонского уездов Тверской губ. В 1836 г. К. м. был переведен в 3-й класс штатных мон-рей Весьегонского у. Тверской губ.: состоял в епархиальном управлении, надзор за обителью осуществлял благочинный над монастырями. В 1783 г. в мон-ре была открыта церковноприходская школа, а с 1809 по 1834 г. действовало ДУ. В XIX в. монастырская б-ка насчитывала более 300 печатных книг и 2 рукописи, имела богатый старинный рукописный архив XVI-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2458965.html

Монастырский комплекс XV века (1461–1493 гг.) Монастырский комплекс XVI – начала XVII веков Монастырский комплекс середины XVII – начала XVIII веков С 1685 года в монастыре началось активное каменное строительство. Монастырский комплекс середины XVIII – начала XIX веков Расширение территории монастыря в южном направлении. Монастырский комплекс XIX – начала XX веков В этот период никаких значительных строительных работ не проводилось. Практически все работы сводились к ремонту и перестройке имеющихся помещений. Изменения, которые произошли в архитектурном облике монастырского комплекса: К началу XX века монастырский комплекс включал: Монастырский комплекс XX–XXI веков Общий вид на монастырь. Август 2008 г. Фото С.В. Гусевой (Алексеевой). Святыни Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь содержит в своем наименовании имена сразу двух святых – святителя Николая Чудотворца и основателя монастыря прп. Антония . Еще с момента своего основания во второй половине XV столетия главный монастырский храм был освящен в честь свят. Николая Чудотворца, а монастырь до середины XVII века именовался «Дом Николы Чудотворца Онтонов монастырь» . В монастыре сложилось особое почитание святителя Николая. Согласно старинным монастырским источникам, в этот день в монастыре освящалась святая вода, а после храмового праздника «с Никольскими святыми водами и с Никольским образом» игумен или старший из братии монастыря, отправлялся в Москву к царю с подношением. «При этом образ был окладываем серебром с позолотою, подкладываем был зенденью, а для сввятой воды заготовляема была вощаница». Поездки эти носили регулярный (ежегодный) характер. Святитель Николай особо почитался в монастыре, поскольку его «образ в окладе» частенько преподносился в дар царю, патриарху, вкладчикам монастыря, благотворителям и различным вельможам, посещавшим монастырь. Неизвестно, как долго сохранялись в монастыре эти традиции, как они видоизменялись и когда и почему прекратили свое существование . Настоятель обители игумен Анатолий (Смирнов) в своем «Историческом описании…» монастыря приводит сведение о трех чтимых в монастыре иконах: двух иконописных изображениях свят. Николая Чудотворца (поясном и с чудесами) и Владимирской иконы Божией Матери. Поясной образ свят. Николая почитался явленным . Монастырские святыни – старинные иконы – были описаны и свезены на хранение в Николо-кладбищенскую церковь Красного Холма в 1930-м году . После закрытия монастыря местонахождение святынь неизвестно .

http://drevo-info.ru/articles/13677672.h...

Преподобномученик Макарий, в миру Михаил 3 (по другим данным – Макар 4 ) Федорович 5 Миронов, родился 3 июля 6 1878 г. 7 в деревне Филино Егорьевской волости Дорогобужского уезда Смоленской губернии 8 . О семье и ранних годах его жизни нам пока ничего неизвестно. Клировых ведомостей, в которых, как правило, содержится подобного рода информация, по Смоленской области сохранилось крайне мало, а за интересующий нас год их и вовсе нет. Возможно, «Клировые ведомости церквей Дорогобужского уезда за 1880 год» 9 смогут в дальнейшем приоткрыть эту тайну, а пока «Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря» сообщает нам, что происходил он из крестьян 10 . Сам отец Макарий в своем «Послужном списке» указал, что получил домашнее образование, но игумен Дамаскин (Орловский) приводит сведения, что он окончил 3-классную сельскую школу 11 . Действительно, в ближайшем к Филино селе с церковью – в Ново-Михайловском (Михайловском) – во вт. пол. XIX ст. имелась школа 12 . Известно, что в брак Михаил не вступал, избрав путь монашеского служения. 8 октября (здесь и далее по ст.ст.) 1909 г. был зачислен послушником Кишиневского Архиерейского дома и 9 декабря пострижен в монашество в Крестовой церкви с именем Макарий. Выбор имени, по всей видимости, соответствовал первой букве имени мирского, такое имянаречение для монашествующих уходит корнями в начало XV ст. 13 . 13 декабря того же года новоиспеченный инок был рукоположен в иподиакона, а 26 декабря – в иеродиакона. 28 марта 1914 г. по личному прошению зачислен в число братии Тверского Архиерейского дома. 25 апреля 1917 г. рукоположен в иеромонаха, 21 июля зачислен в число братии Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 11 апреля 1917 г. 14 резолюцией преосвященнейшего Серафима, архиепископа Старицкого, назначен исполняющим должность монастырского казначея, 14 декабря утвержден в этой должности. И его же резолюцией 20 сентября 1918 г. по случаю ареста настоятеля монастыря Иоанна (Гречникова) назначен управляющим Николаевского Антониева монастыря. 26 ноября 1919 г. награжден набедренником. В отпусках не бывал, под следствием и судом вплоть до революционных событий не состоял.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На берегу речки Могочи, в небольшом селе Слобода неподалеку от Красного Холма, стоят руины огромного, некогда величественного и процветавшего монастыря. Основан он был, по свидетельству летописей, старцем Антонием, иеромонахом из Белозерского края. Он поселился во владении боярина А.В. Нелединского, поставил себе келью и часовню. Вскоре сюда стали приходить и оставаться монашествующие, и поселение их было обнесено деревянной оградой. В ограде построили деревянный храм во имя Святителя Николая. В 1481 г. на средства бояр Нелединских-Мелецких и пожертвования Угличского князя Андрея Большого (брата Ивана III) на месте деревянной церкви начали строить новый колоссальный каменный Никольский собор. Его руины - три огромные стены с сохранившимися каким-то чудом росписями - сохранились до наших дней. По архитектуре своей собор близок к московским " собратьям " , и вероятно, что для его возведения приглашались московские мастера - итальянцы, строившие примерно в то же время соборы в Кремле. В 1492 г. построили трапезную палату с церковью Димитрия Солунского, разобранную в конце XVI в. Монастырь был очень богатым, ему принадлежало множество земель, в том числе село Спас на Холму (нынешний райцентр Красный Холм). В Смутное время монастырь был разорен, но после заново отстроился: в конце XVII века были возведены Братские корпуса, надвратная Вознесенская церковь, ограда с башнями. В советское время монастырь был закрыт и разорен. В его строениях расселили жителей-колхозников. Стены и башни разобрали. Никольский собор в 1930-е годы был обезглавлен, разрушили его алтарную часть. Сохранились лишь три стены - южная, западная и северная, на которых чудом до сих пор видны росписи. Около 20 лет назад предпринимались попытки хотя бы законсервировать уникальный памятник, но сейчас следов от деревянных навесов не осталось. Вознесенская надвратная церковь сохранилась несколько лучше. Сейчас по монастырской территории гуляют куры, пасутся козы. Местные жители во главе со священником установили рядом с местом алтаря деревянный памятный крест, но средств у скромного маленького прихода на реставрацию древних памятников, разумеется, нет.

http://sobory.ru/article/?object=06781

Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь. Собор Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Наличие значительных средств позволило Антонию приступить к сооружению в монастыре каменного соборного храма во имя Николы. Здание было заложено в 1481 г., однако старец не дождался окончания работ. В 1482 г. он умер, а строительство продолжил избранный из числа братии его преемником Герман. Стараниями Германа строительство собора было закончено, причем здание было украшено многими иконами, обильно снабжено книгами и богатой утварью, после чего освящено. Несмотря на отдельные переделки и достройки, он сохранялся в сравнительно хорошем состоянии вплоть до 1930-х гг. В эти годы здание сильно пострадало, лишившись всех сводов с главой, апсид алтаря и столбов внутри. К настоящему времени от него остались только три стены — северная, западная, южная – почти на всю свою высоту. От завершающих их закомар сохранились нижние части примерно на половину—треть прежней своей высоты. А от апсид остались лишь небольшие фрагменты северной и южной стен, примыкающих к соответствующим стенам храма. Древнейшие монастырские описи XVI в. хранят молчание о каких-либо перестройках собора, которые, как показывают документы, активно предпринимаются лишь с XVII в. Сопоставление этих описей с монастырской летописью, которая также охватывает весь XVI в. и ни словом не упоминает о каких-либо работах по собору, дает основание считать, что в указанном столетии здание не подвергалось существенным изменениям. Известно лишь по описи 1585 г., что в собор были пожертвованы резные царские врата для иконостаса архимандритом новгородского Юрьева монастыря Варфоломеем (1558—1564), который перед этим был игуменом Краснохолмского Антониева монастыря. Всевозможные переделки начинаются с 1606 г., когда была устроена новая тесовая кровля собора, а его главы обиты белым немецким железом, купленным в Вологде. После пожара 1634 г. в течение двух лет собор был вновь покрыт тесом, сделаны новые «деревянные главы», обитые белой жестью, а большой крест вызолочен.

http://sobory.ru/article/?object=06817

Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 2017. Адрес: Тверская обл., Краснохолмский р-н, с. Слобода Координаты: 58.038579, 37.088844 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 2014 году, по благословению управляющего Бежецкой Епархией епископа Филарета, все объекты монастыря, в т.ч. и Никольский собор были переданы Русской Православной Церкви - Краснохолмскому Свято-Николаевскому архиерейскому подворью (Бежецкая Епархия, Тверская Митрополия). Регулярные богослужения проводятся в 600-х метрах от монастыря, в храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Идёт строительство часовни в честь святителя Николая на территории древней обители - Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (Тверская область). http://www.nachinanie.ru/Project/Index/74448 Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь. Часовня Николая Чудотворца 19 октября 2018 года на часовню, построенную в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре, по благословению епископа Филарета, была установлена главка. Освящение креста и главки совершил настоятель Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья иеромонах Силуан (Конев). По материалам сайта Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=46314

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010