Председатель Финансово-хозяйственного управления и управляющий Бежецкой епархией обсудили вопросы реставрации Никольского собора Краснохолмского Антониева монастыря 27 ноября 2020 г. 16:38 27 ноября 2020 года в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата в Москве состоялась рабочая встреча председателя управления епископа Наро-Фоминского Парамона и епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета . В ходе беседы обсуждались вопросы взаимодействия Бежецкой епархии с Финансово-хозяйственным управлением, а также вопросы, связанные с восстановительными реставрационными работами на уникальном памятнике архитектуры XV века — Никольском соборе Краснохолмского Антониева монастыря (д. Слобода Краснохолмского района Тверской области). Финансирование работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Никольский собор с фресками, 1481-1483 гг. Краснохолмского Антониева монастыря, XV-XVIII вв.» за счет средств федерального бюджета осуществляется с 2015 года. В рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» выделялись средства на проектные и первоочередные противоаварийные работы. К настоящему времени объект законсервирован. В 2015 году разрабатывалась проектная документация (1-й этап — предварительные работы, комплексные научные исследования, исследования живописи, проект реставрации). Проектировщиком выступило ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские». В 2017 году также проводились противоаварийные работы. Выполнено устройство фундаментов, армирование подстилающих слоев и набетонок, удаление растительности, обработка кирпичной кладки от водорослей, устройство раскосов оконных и дверных проемов, устройство технологического контура, химическое укрепление гипса. Подрядчик — ООО «Ярославский реставратор». В 2018 году продолжилась разработка проектной документации (2-й этап — проект реставрации, рабочая проектно-сметная документация). Проектировщик — ООО «Ремстройсоюз». В текущем году объект был включен в направление по проведению противоаварийных работ Государственной программы «Развитие культуры». В Министерстве культуры России уже заключен двухгодичный государственный контракт с ООО «Рестмодерн». В 2020-2021 годах планируется выполнить следующие первоочередные работы: усиление фундаментов, реставрацию кирпичной кладки алтарных стен с арочными проемами, реставрацию кирпичной кладки белокаменных стен алтарной части, реставрацию белокаменного цоколя (воссоздание — в алтарной части и реставрация — в части четверика), реставрацию существующих стен четверика, инъектирование трещин на фасадах и устройство железобетонного пояса. Финансово-хозяйственное управление /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5726010.ht...

И. Нелединским; чаша-ковш с ручкой-полочкой, на которой имеется частично сохранившаяся надпись о вкладе этого предмета в монастырь предположительно Я. В. Нелединским. В свое время эти предметы были переданы в ТГОМ из Московской Оружейной палаты, куда, вероятно, попали после вывоза из монастыря церковных ценностей в 1922 В коллекции ТГОМ нашли свое место и предметы (изразцы, образцы керамики, гвозди, строительные детали), найденные в ходе археологических раскопок 90-х гг. ХХ в., включая фрагменты фресок Никольского собора и материал по захоронениям, обнаруженным на территории Интересные для исследователя Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря сведения могут находиться и среди личных фондов ТГОМ. Так, в фонде А. К. Жизневского имеются иллюстрации к его книге «Описание Тверского музея» и фотографии, на которых могут быть запечатлены предметы, некогда переданные из Антониева в переписке А. К. Жизневского содержится много информации по истории Антониева В семейном фонде Рубцовых находятся документы о деятельности Тверской ученой архивной комиссии (1899–1916 гг.), документы «Общества по изучению Тверского края» (1920–1922 гг.) и комиссии по ликвидации церковного имущества (1922 г.), брошюры о Тверском где также могут быть найдены небезынтересные сведения по истории предметов из монастыря. В составе фонда Тверской ученой архивной комиссии в ТГОМ имеются рукописи неизвестных авторов 2-й половины XIX в.: «Историческая записка о Краснохолмском Антониевом монастыре и «Историческое описание Краснохолмского Антониева Следует отметить, что «Историческое описание Краснохолмского Антониева монастыря» имеет совпадения с «Историческим описанием Краснохолмского монастыря» игумена Анатолия (Смирнова), опубликованным в 1883 г., а также «Очерком древнего быта Антониева монастыря» 1876 г. из собрания ГА ТО. В Институте истории материальной культуры (ИИМК РАН) хранятся фотоснимки Николаевского Антониева и интерьеров его храмов, сделанные в 1916 г. П. П. Среди них Царские врата из Вознесенской В том же архиве есть личный фонд М.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

В основу «Летописца» была положена «Выписка из старых монастырских вкладных книг о выезде, чести и вкладах рода бояр с привлечением уже частично собранной информации по древнейшей истории монастыря и его основателе прп. Антонии. Автором «Летописца» мог стать составитель одного из монастырских Синодиков 1680-х гг. Не менее интересен для исследователя и картографический материал. В настоящее время обнаружено несколько карт XVIII–XIX вв., на которых отмечен Николаевский Антониев В приложении к этой статье (см. вклейку) публикуем «Геометрической специалной план Бежецкого уезду Антоновского стану вторагокласа монастырю, называемому Николаевскому Антоньеву», составленный по результатам Генерального межевания, которое было проведено в пределах монастырских владений 7 августа 1772 Дорога к Антониеву монастырю обозначена на чертеже земель по реке Могоче 1679 Несколько особняком в ряду рассмотренного материала стоят воспоминания о монастыре. Их в настоящее время известно 2: первое оставлено неизвестным лицом в середине XIX в., опубликовано в «Московских второе – краснохолмцем, академиком Академии медицинских наук, профессором А. Л. Сохранились также немногочисленные фотографии Николаевского Антониева монастыря и его архитектурных объектов, выполненные во 2-й половине XIX – начале XX в. В настоящий момент нам известны следующие из них: 1. Панорамный вид Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Фотогравюра 80-х гг. XIX в. Фотограф: «Шерер, Набгольц и К о » 2. Вид собора во имя свт. Николая Чудотворца и [звонницы] Николаевского Антониева Краснохолмского монастыря. 28–29 января 1913 г. Фотограф 3. Общий вид выездных ворот Николаевского Антониева Краснохолмского монастыря. 28–29 января 1913 г. Фотограф 4. Общий вид на монастырь с места слияния реки Неледины и реки Могочи. Открытка. Издание В. Г. Ефимова. Около 1914 г. Фотограф неизвестен. 5. Никольский собор Николаевского Антониева Краснохолмского монастыря. Юго-восточный угол здания монастыря. Фото начала XX Сохранились 2 карандашных рисунка монастыря, принадлежащие археологу, историку, доктору наук М.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Тарасова Н. П., Тарасов А. Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Историк русского средневековья не избалован количеством исторических источников: междоусобицы, войны, нашествия, пожары и бедствия способствовали утрате драгоценных материалов. Поэтому о многих страницах отечественной истории известно так мало, потому важно искать и изучать то, что сохранилось до сегодняшнего дня. Не много мы знаем и из истории Краснохолмского Николаевского Антониева Часть письменных источников оказалась утрачена, часть отложилась в различных региональных архивах, хотя в самом монастыре изначально монахи бережно вели и сохраняли монастырскую документацию, которая со временем составила уникальный монастырский архив. Что собой представлял первоначальный монастырский архив, как он формировался, где хранился, каковы были его утраты в тот или иной период истории, сегодня можно только предполагать. Опираясь на отрывочные сведения о монастырском архиве из дореволюционных изданий и современные изыскания, следует определиться с тем, что подразумевает понятие «монастырский архив». Поскольку в настоящее время еще не сложилось традиции в изучении источников архива Краснохолмского мы под этим понятием подразумеваем документы, которые хранились (находились) в монастыре с момента его основания как действующей обители до прекращения его существования. За точку отсчета возможного начала формирования монастырского архива примем 2-ю половину XV в. Условием для датировки служат археологические изыскания, которые проводились в монастыре в 1991 и 1995–1996 гг. экспедициями А. М. Салимова (Тверской филиал Государственной академии славянской культуры) и В. А. Булкина (Санкт-Петербургский государственный университет), в ходе которых был выделен ранний монастырский слой, отложившийся еще до начала строительства каменного Никольского собора (около 1481 Исследователи обнаружили тонкую углистую прослойку на материковом песке, свидетельствующую, предположительно, о сгоревшем деревянном храме – предшественнике каменного. Это позволяет говорить о следах раннего монашеского поселения на территории, освоенной монашествующей братией в середине – 2-й половине XV а значит, и о возможности поиска документов, которые указывали бы на наличие здесь действующей обители во 2-й половине XV в. Конечной датой в формировании «монастырского архива» следует считать 1930 г. В этом году был составлен обнаруженный бежецким краеведом В. Н. Сорокиным «Список закрытых церквей Окрисполкомом», в котором как закрытый упомянут и Николаевский Антониев

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

Тверской е пархиальный историко-археологический комитет создан по инициативе архиепископа Димитрия (Самбикина) в 1902 г. На первом заседании, состоявшемся 15 июня 1902 г., был избран совет в составе 7 человек, который возглавил епископ Старицкий, викарий Тверской епархии Василий (Царевский). Комитет занимался изучением церковно-религиозной жизни епархии в прошлом и настоящем, обследованием, охраной и сбором памятников церковных древностей, составлением церковных летописей и полного описания епархии. Комитет систематизировал архивные документы духовных правлений Бежецка, Старицы, Торжка, подготовил к печати царские и архиерейские грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, опубликовал несколько работ своих членов: «К истории Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в 17 в.», «Монастыри и приходские церкви г. Торжка», «Храмовые празднества в Твери» (Вып. 1) и др. При Комитете были созданы древлехранилище и библиотека. Комитет проводил для своих членов археологические курсы, на которых читали лекции историки В. Н. Покровский, А. И. Соболевский и ряд других. Комитет прекратил свое существование в 1918 г. ( Энциклопедический справочник «Тверская область»:Электронное издание/ Тверское общество краеведов, Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького. Электронный ресурс: дата обращения 4 июля 2014 г.). Отчет о деятельности Тверского епархиального историко-археологического комитета, за первый год существования и деятельности комитета (16 июня 1902 г. – 1 сентября 1903 г.). Тверь, 1903. С. 5, 7, 9, 10. Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Тверской епархиальный историко-археологический комитет. Тверь, 1904. Там же… С. I, III–IV. Описи Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 346 и далее; Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря, и о строении церквей Божиих, и о дании вотчин в обитель сию великих князей, бояр и прочих благодетелей//Там же. С. 331–345; Шумаков С. А. Обзор «Грамот Коллегии экономии»: Обзор бежецких (1300–1767 гг.) и алатырских (1607–1761 гг.) актов.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

Н. вошло только описание монастырского Синодика 1681 г., писанного Феодором Агапитовым Никакие иные документы из Краснохолмского монастыря в нем не хотя достоверно известно, что в Тверском музее находились приходо-расходные книги и описи Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря с 1561 г. и другие бумаги «по счастливой случайности, уцелевшие от окончательного уничтожения и открытые несколько лет тому Синодик 1685 г., составленный при игумене Паисии чернецом Макарием Крыловым Тихвинцем, хранился в Краснохолмском монастыре и был описан А. К. Сохранился ли Синодик 1685 г., как и некоторые другие документы обители, неизвестно. Синодик 1681 находится среди документов фонда «Коллекции рукописных, старопечатных книг и документальных материалов» ГА ТО (ф. в описании которой встречаются документы, ранее упомянутые в «Описании рукописей Тверского музея» Н. М. Из подлинных монастырских грамот в настоящее время в ТГОМ хранится «Жалованная грамота царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, 1684 г. воеводе Андрею Григорьевичу Чичерину, предоставляющая монастырю право пользоваться на ярмарках у Спаса на Холму сбором конских В Тверском музее А. К. Жизневского, помимо уже упомянутых рукописей, хранились и другие предметы, переданные из Краснохолмского монастыря: икона «Воскресение Христово» XV в., икона «Прп. Макарий Египетский» XV в., 5 покровов XVI в., поручи, отрывки Служебной Минеи XVI Местонахождение этих предметов ныне неизвестно. Но в ТГОМ сохранилось кадило в виде одноглавого православного храма, с резной надписью: «Лета 7169 году да... сие кадило ва Бежецкой верх в дом великого чудотворца Николы в Онтонов монастырь боярин Борис Иванович Нелединской». Этот предмет выставляется в экспозиции ТГОМ, в зале, посвященном церковной истории, а также вошел в каталог «Русское серебро в собрании Тверского музея (к 125-летию Тверского государственного объединенного В собрании ТГОМ в настоящее время находятся: серебряный подсвечник для свечей, вложенный в монастырь патриаршим боярином Б.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:1691. Ссылки:   Адрес: Тверская обл., Краснохолмский р-н, с. Слобода. Координаты: 58.038083, 37.089096 Проезд:из Красного Холма выезд в сторону Бежецка, сразу за мостом через Могочу, справа Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Этот малоизвестный монастырь стоит в небольшом селе, почти сливающемся с городом Красный Холм – районным центром Тверской области. Город вырос из подмонастырских поселений (как Сергиев Посад, Калязин, Печоры, Кириллов и многие другие), но сам монастырь в XX в. закрыли и разорили, и нынешняя ситуация никак не подает надежды на лучшее. Здесь все разваливается: собор, трапезная, братский корпус, еще один келейный корпус, стены и надвратный храм. Поставленные посередине восточного фронта монастырской ограды святые ворота монастыря увенчаны надвратным храмом Вознесения. Сооружение каменных ворот и церкви закончено в 1690 г., до этого здесь были деревянные ворота с трехшатровым храмом. Надвратная церковь представляет собой гармоничное, выверенное по пропорциям и силуэту сооружение. Эти качества сразу говорят о работе незаурядных мастеров. Местоположение церкви в композиции монастыря достаточно редкое: чаще всего храмы ставили на северной или южной сторонах – тогда их абсиды были обращены вбок, в сторону примыкающих стен. Положение же на восточной стороне ограды (дающее, кстати, выигрышный вид из ворот на абсиды монастырского собора и трапезной церкви) встречается в единичных случаях. В этом варианте абсида обращена вовне и создает какой-то особенно невоенный образ ворот. Начало этой линии в монастырях было положено надвратным храмом Сергия Радонежского (1513) Троице-Сергиева монастыря: там подъезд от Москвы приходил к восточной стороне обители. Затем подобное расположение было применено в Саввино-Сторожевском монастыре – в надвратной Троицкой церкви 1652 г. Но там, как и в Троице, надвратный храм был «спрятан» за выдвинутой вперед боевой башней. В более поздней ограде Краснохолмского монастыря (как, например, в надвратном храме Солотче 1695–1698 гг.) положение храма тоже было вызвано копированием композиции прославленной Троицкой обители, но храм уже был открыто поставлен над незащищенными воротами – пора крепостных оград прошла.

http://sobory.ru/article/?object=06818

В 1920-е годы был закрыт советской властью. Некрополь был уничтожен. Многие плиты пошли на строительство городских домов и сооружений, а часть ушла в землю. 17 июня 2002 года по указу архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и Священного Синода открылся как женская обитель. Адрес : Тверская обл., Осташковский р-н, г. Осташков, п-ов Житное, д. 3. Подробнее... Краснохолмский Николаевский Антониев мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1461 Адрес : Тверская обл., Краснохолмский р-н, д. Слобода Монастырь основан преп. Антонием Краснохолмским, пришедшим на реку Мологу из Белозерской стороны. В каменной трехъярусной колокольне(1668) размещались монастырская библиотека и архив. С 1809 г. в монастыре находилось Краснохолмское духовное училище. В советское время закрыт, почти полностью разрушен. В монастыре под спудом хранились мощи основателя преп. Антония. Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в 2010 году принято решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители. В августе 2013 года Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев). Подробнее... Успенский мужской монастырь (Старица) [ править править код ] Дата основания : нач. XII в. Статус : действ. Адрес : Тверская обл., Старицкий р-н, г. Старица, ул. Пушкина, 1 Телефон : (48263) 2-36-35 Web : http://www.fondumstar.ru/ Старицкий Свято-Успенский монастырь — православный мужской монастырь в Тверской епархии. Расположен в городе Старице на реке Волга выше устья реки Верхней Старицы. Подробнее... Екатерининский женский монастырь (Тверь) [ править править код ] Свято-Екатерининский женский монастырь Монастырь был учреждён в 1996 г. на основе церкви великомученицы Екатерины. Эта церковь в стиле барокко освящена в 1781 г. Недавно появившаяся в монастыре икона Божией Матери «Не рыдай мене, Мати» обратила на себя внимание необычными явлениями. Когда реставратор работал над иконой, от лика Божией Матери вдруг изошёл свет, ярко осветивший всю комнату. Когда после этого икону пытались сфотографировать, фотоаппарат не срабатывал до тех пор, пока не догадались помолиться. Число сестёр нового монастыря – около 20. При монастыре действует богадельня.

http://azbyka.ru/palomnik/Тверская_облас...

Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1590 и 1594. Ссылки:   Адрес: Тверская обл., Краснохолмский р-н, с. Слобода. Координаты: 58.037821, 37.088007 Изменить описание Добавить фотографии Церковь Покрова с трапезной Антониева Краснохолмского монастыря. Вид юго-восточного фасада. Фото 1920-х гг. из коллекции ГНИМА Дмитрий Волохов 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Благодаря царским щедротам, в 1587 году было предпринято заготовление материалов на постройку трапезной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В устроении этой церкви принял участие своими деньгами живший в монастыре и постриженный с именем Феодорита, боярин Федор Васильевич Шереметев (сын Василия Андреевича, в монашестве Вассиана, и брат Ивана Васильевича Шереметева). Он пожертвовал: Евангелие напрестольное с серебряным окладом на верхней доске, позолоченным и с литыми изображениями херувимов; богослужебные сосуды. В 1594 году Евангелие и сосуды были отобраны в царскую казну «по известиям» его родного племянника Петра Никитича Шереметева, и только в сентябре 1605 года Лжедмитрий I пожаловал их обратно в монастырь. Около 1592 года строительство церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы было окончено. Она была построена вместо трапезной церкви Димитрия Солунского, тоже с ризными службами. Белый камень для фундамента и извести ломали на Мологе своими монастырскими ломами, клиньями жолнами, которые сделаны были в Устюжине. Церковь была теплая, двухэтажная, длиной с прлукружием для алтаря 14 сажень (около 29 м), шириной 6 сажень (около 13 м), толщина стен 2,5 аршина (около 180 см) Длина собственно храма с алтарем, где могли проходить богослужения, составляла всего 4 сажени (около 8 м 64 см). Остальное пространство занимала трапеза, келарская с двумя хлебными чуланами и паперть. Внизу помещались: хлебня и хлебодарня, под папертью - погреб и палатка, где пекли просфоры, под лестницей - тюрьма. В XIX веке церковь подверглась некоторой перестройке.  Источник: сайт Краснохолмского Николаевского Антониева Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07652

Допустимо предположить, что история монастырского архива началась с первых вкладных, дарственных, тарханных и прочих грамот, среди которых были и разрешительные документы на строительство и освящение церквей (в настоящее время таковые не обнаружены). В XVI в. «архивные» документы хранились в ящиках, стоявших в сеннике казенной (казначейской) палаты. После 1668 г. монастырский архив располагался в специальных палатках, устроенных в монастырской колокольне, где и хранился вплоть до начала XX Во 2-й половине XIX в. документы архива впервые за долгое время были разобраны игуменом Николаевского Антониева монастыря Анатолием который «получив “Записку для обозрения русских принялся за описание Игумен Анатолий прочел эти рукописи, отметил интересные факты и обстоятельства из древней истории обители, включив их в составляемое «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря». Древние источники монастырского архива стали не только документальной основой той части книги игумена Анатолия, которая посвящена истории обители, но были кратко описаны в отдельной главе (С. 76–90). В 1878 г. игумен Анатолий, сознавая значение этих рукописей для науки и для изучения истории различных местностей Тверской губернии, с разрешения епархиального начальства передал часть документов в отделение рукописей Тверского музея, учрежденного при Губернском статистическом Более поздние документы монастырского архива (XVIII–XIX вв.) своего отражения в труде игумена Анатолия не нашли, поскольку автор не касался вопросов современного состояния обители, уделив основное внимание древней истории монастыря, к тому же он практически не делал точных ссылок на Попытку систематизировать и описать документы монастырского архива предпринял в 70-х гг. XIX в. помощник председателя Статистического комитета Тверской губернии и заведующий Тверским музеем А. К. Жизневский, не имевший специального исторического В своем описании монастырского архива А. К. Жизневский отмечал: «В этих рукописях заключаются драгоценные материалы, как для истории Краснохолмского монастыря, так и для изучения экономического быта окружающего монастырь населения и других местностей в эпоху, обнимаемую помянутыми приходо-расходными записями и Он разобрал и частично описал документы, относящиеся к раннему периоду истории монастыря – XVI–XVIII вв. А. К. Жизневского интересовали только древние монастырские рукописи, поэтому современные ему документы из монастырского архива представлены не были. Он отмечал «неполноту» и «отрывочность» некоторых древних документов, которые начали подвергаться тлению.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010