Почти в то же время тремя благочестивыми пустынниками – Ефремом, Игнатием и Галактионом – в лесу, на болоте был основан Вяжицкий монастырь того же святителя. К ним потом, по свидетельству монастырских записей, пришел иеромонах Пимен, бывший впоследствии в этой обители первым игуменом. Первоначально ими была устроена только часовня святителю, потом в 1411 году этими основоположниками была выстроена церковь его имени. Устное предание к этому добавляет, что поводом к устроению этого храма Угоднику послужило явление этим старцам чудотворной иконы святителя «в чудесах». Суровая, исполненная подвигов и лишений жизнь первых иноков этой обители еще более отягощалась первое время притеснениями одного новгородского боярина, владельца леса, в котором поселились иноки. Он никак не хотел позволить им жить на земле его и верно изгнал бы их и разрушил их монастырь, если бы святитель чудесным образом не заступился за своих обетников и их обитель. Строптивый боярин вдруг заболел злокачественными ранами на обеих ногах. Сколько он ни лечился – призывал на помощь сначала соседних знахарей, потом иностранный врачей из Новгорода, – не получил от них никакой помощи, пока наконец не обратился с молитвою к святителю Николаю, который вскоре совершенно и исцелил его. Тогда боярин, движимый раскаянием и благодарностью за исцеление, не только перестал преследовать иноков, но еще отдал им близлежащую землю. В 1461 году преподобный Антоний Краснохолмский (XV) строит деревянный храм святителю на берегу реки Мологи, в 30 верстах от Бежецка, в краю, еще не имевшем обителей. Этот храм и послужил началом Николаевской Краснохолмской обители. В 1481 году преподобный перестроил его в каменный и, хотя со многими позднейшими переделками, он существует в обители доселе в качестве главного соборного храма. Почти с самого же основания своего в обители пребывал явленный чудотворный образ святителя Николая. По преданию, образ явился тому же Антонию скоро после поселения старца в пустынном уединении, когда, привлекаемые славой о его житии, к нему только что начали стекаться отшельники, и им только что строилась первая церковь. «Однажды, – говорит предание, – Антоний увидел из оконца своей кельи невдалеке необыкновенный свет. Объятый трепетом и радостью, он вышел узнать, что означало это дивное явление, и узрел на дереве икону святителя Николая Чудотворца. Воздав хвалу Богу и Его угоднику, он внес святую икону в свою часовню, а по устроении деревянной церкви, посвятил ее имени сего святителя». Затем ее перенесли в Николаевский соборный храм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Основателем Краснохолмской обители был иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Антоний. В этих краях он обрел чудотворный образ святителя Николая, и в 1461 году на земле бояр Нелединских-Мелецких поставил часовню «для пропитания» и келью «для упокоения». К этому молитвенному старцу стала собираться братия. В 1481 году вскоре после освящения места закладки великолепного Никольского собора, составившего монастырю славу, преподобный Антоний скончался. Его память празднуется в день Антония Великого и вместе с собором Всех Святых в земле Тверской просиявших. Никольский собор был построен не только боярским, но и княжеским попечением при приемнике Антония настоятеле Германе. Краснохолмский Никольский храм был прекрасным образцом московского зодчества второй половины XV beka. На стенах собора еще сохранились росписи. Удивительно, что их не смыли ни дожди, ни снегопады… B XVI веке монастырь был в числе крупнейших обителей Руси. В Краснохолмском монастыре велись большие строительные работы и в другие эпохи. Перед революцией в Краснохолмском Антониевом монастыре было четыре каменных церкви, крепостные стены, башни, братские корпуса… Теперь среди развалин не найти и места, где под спудом хранятся мощи преподобного Антония Краснохолмского, как не найти и могилы одного из замечательных настоятелей обители игумена Рафаила. Инок Афона с 1867 года, глубокий почитатель старца Серафима Саровского , иеромонах Рафаил (в миру Николай Ионович Трухин) назначается в 1890 году настоятелем Саровской пустыни. С этого времени отец Рафаил начинает систематический сбор материалов о старце Серафиме, которые и стали впоследствии основанием для канонизации преподобного Серафима Саровского . Отец Рафаил собрал более восьмидесяти случаев исцелений по молитвам к преподобному Серафиму. За четыре года, которые настоятельствовал отец Рафаил в Саровской пустыни, он облагородил места, связанные с памятью Серафима Саровского . Были построены часовня и купальня у Ближней пустыньки. Восстановлены на своих прежних местах у Ближней и Дальней пустынек кельи. На месте разобранного на святыньки камня, на котором молился старец Серафим тысячу дней и ночей, был установлен другой – похожий на прежний, а над ним сооружена деревянная сень. Чугунная узорчатая часовня была возведена над могилой старца Серафима возле Успенского собора. Отец Рафаил начал подготовку и для строительства храма над кельей преподобного Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

То ручеек, то мелкая речка, а иной раз и коварное мрачное болото – все оставалось за спиной инока, все преграды преодолевали его широкие шаги. Версты одна за другой ложились под ноги. В бежецких пределах, на том лакомом куске лесистой земли, за обладание которым не первое десятилетие продолжалась, но уже явно затихала упорная московско-новгородская вражда, время от времени сдабриваемая тверским вмешательством, странник почувствовал недомогание. И хотя дух монаха оставался бодр, бренное тело настоятельно требовало отдыха. На иноческое счастье в глуши бескрайних и безмолвных лесных пространств мелькнули тесовые крыши: то было селение, принадлежавшее Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому. Здесь инок нашел себе пристанище, здесь над ослабленным телом окончательно взяла верх болезнь, грозившая завершить его земную дорогу. Но пути Господни, как хорошо известно всякому христианину, неисповедимы. Валяясь в бреду, инок твердил заученные еще отроком слова премудрого Соломона: «Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука». Страдания действительно отпустили тело подвижника, болезнь миновала. Внесли свою лепту в исцеление страждущего и лекари Афанасия Васильевича, почитавшего своим особым долгом заботиться о монахах – тех, кто возложил на себя тяжелое бремя нести по грешной земле прообраз ангельского чина. Впоследствии не один час провели за неторопливыми беседами о райских блаженствах и адских терзаниях протянувший руку помощи и принявший ее. Афанасий Васильевич все больше проникался недюжинной личностью спасенного им инока. Да и сам монах посчитал Бежецкий Верх подходящим местом для своего дальнейшего служения Всевышнему: он стал упрашивать Афанасия Васильевича, чтобы тот разрешил ему поселиться в бежецких пределах. Нелединский-Мелецкий не заставил себя долго ждать и решил навсегда закрепить узы их духовной дружбы – на слиянии рек Неледины и Могочи он выделил иноку землю из своих владений. Так начинался, или, если точнее, мог начинаться, согласно преданиям, Краснохолмский монастырь. Его основателя и первого насельника, пришедшего из белозерской стороны, звали Антоний.

http://pravoslavie.ru/48600.html

3) В городе Торжке – в Борисоглебском монастыре открыто покоятся мощи основателя обители преподобного Ефрема, а под спудом, ученика его, блаженного Аркадия. – В Спасо-Преображенском соборе г. Торжка, под правым приделом находится гробница св. Иулиании, княгини Новоторжской – в церкви, её имени посвящённой. – На соборной площади существует старинная часовня, построенная, по местному верованию, на месте погребения Новоторжского блаженного – Константина. 4) В городе Кашине – в Воскресенском соборе – почивают мощи благоверной Великой княгини Анны, супруги св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича, в правом приделе. 5) В городе Колязине – в Троицком Колязинском мужском монастыре открыто почивают мощи основателя обители, пр. Макария, а в притворе – под спудом покоятся мощи местно чтимого святителя Серапиона, митрополита Сарского и Подонского. 6) В Ниловой пустыни, на Столобенском острове озера Селигер (в 7 вёрстах от города Осташкова), открыто почивают мощи пр. Нила, первоначальника обители; здесь же, в монастыре, под соборным храмом, погребено тело благотворителя и восстановителя Ниловой пустыни – местно чтимого святителя Нектария, митрополита Тобольского и Сибирского. 7) В городе Ржеве – местно почитаются Ржевский князь Владимир и его супруга Агриппина, погребённые в городском соборе; – в этом же г. Ржеве подвизалась и игуменья Параскева, но в каком монастыре она жила, – не известно, не известно где и погребена. 8) В городе Бежецке, в приходской Введенской церкви, обращённой из монастыря подгороднего, покоится основатель обители пр. Нектарий. 9) В Краснохолмском (Никольском) монастыре (близ заштатного города Красного Холма, Весьегонского уезда) под спудом погребён основатель обители пр. Антоний Красно-Холмский (место погребения его в обители неизвестно). Эти святые, без сомнения, могут быть признаны принадлежащими к собору Тверских угодников Божиих, так как они окончили земную жизнь («родились для вечной жизни») в пределах Тверской епархии. Что же касается до остальных, которые скончались вне Тверской епархии, то одни из них по своему родопроисхождению принадлежали к Твери и вообще к территории Тверской епархии, как то:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Так и вы, положивши доброе начало, должны постоянно трудиться и продолжать своё благоделание. Никто из вас да не ослабевает на избранном поприще, но все друг друга неусыпно подвизайте к «почести вышняго звания» ( Флп.3:14 ). Только благий и вожделенный конец венчает начало и продолжение всякого дела. Посему все мы, предстоящие здесь, желаем и усердно молим Господа: да начный дело вашего общежития Господь, Той и совершит [Ср. ( 2Кор.8:6 )] ко славе пресвятаго имени Его, ко спасению душ ваших и к назиданию всех ближних ваших. Аминь. 21 (14) 104 23 Сент. 1853. Знают ли в Орле, что 20-го числа Сент. здесь была сильнейшая буря, нагнавшая много воды в прибрежные части столицы? Между прочим и на наш Васильевский Остров (на большой проспект оного) бурею пригнано с финского залива большое двухмачтовое судно и множество дров. Тревога от возвышения воды продолжалась до самого утра 21-го числа. Но слава Богу! теперь несколько затопленные улицы уже высыхают. Вчера служивши с своим Ректором Митрофаном 105 во Владимирском соборе, по случаю Кавалерского праздника, к прискорбию узнал я от него, о. Митрофана, что Полоцкий Ректор, Архимандрит Поликарп скончался, после 8-ми-дневной болезни, должно быть от холеры. Такова-то наша жизнь! Помолитесь о нём Господу Богу, чтоб упокоена была душа его с праведными! Объявите о сем печальном случае Орлянам, кои любили его за произношение проповедей, чтоб вознесли они к Богу духов надгробные молитвы – о прочтении его к лику избранных Христовых. О. Митрофан сказал, что в Академии получено формальное донесение о смерти о. Поликарпа. – Неутешная мать его, старушка, помещена Преосвященным Василием в Полоцкий, Спасо-Евфросиньевский монастырь, чтобы удобнее оплакивать внезапную кончину своего сына 106 . Также по Синоду вижу, что и о. Паисий, бывший Полоцкий Архимандрит, недавно действительно помер в Краснохолмском монастыре 107 , куда теперь назначен Архимандритом Эконом Тверского Архиерейского Дома. Сейчас был у меня новоназначенный Уфимский Епископ Антоний (Шокотов) 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

На южной стороне церкви в ограде пруд. Один придел в Вассьянском храме посвящён пр. Вассиану (память коего совершается 10 октября) в тот же день, когда православная церковь воспоминает пр. Вассиана игумена, «иже в Константине граде обители устроив, учеников до трехсот собра, в его же монастыре пр. Матрона, мужским одеяньем прикрывшись, иночествова время довольно» (память её 9 ноября). Пр. Вассиан жил в 5 веке. Трудно объяснить, почему в селе Вассианском (в предполагаемой Троицкой Рябовой пустыни) придел посвящён малоизвестному (а может быть и неизвестному для сельских прихожан) святому греческой церкви. Думается, под его именем почитался свой, местный, святой Вассиан, основатель Рябовой пустыни, как в селе Тутани под именем пр. Ксенофонта, чтимого всей православной церковью, чтился свой преподобный Ксенофонт Тутанский, или в селе Савватьеве вместо пр. Савватия Соловецкого праздновали своему пр. Савватию Савватьевскому, или в селе Саввине принимали своего св. Савву, основателя Саввина монастыря, за пр. Савву Освященного и т. п. – тем более что дни кончины – пр. Ксенофонта (Тутанского). Савватия (Савватиевского), Саввы (Саввинского), Вассиана Рябовского (или Вассиянского) были не известны, а памяти святых, дни кончины коих не известны, в нашей православной церкви приурочиваются к дням празднеств святых, чтимых всей церковью, как, например, пр. Антоний Леохновский и др. (Черноезерский, Краснохолмский, Дымский) воспоминаются 17 января, в день памяти пр. Антония Великого ; или Афанасия (Ростовский, Лубенский, князь Афанасий и др.) воспоминаются в дни св. Афанасия Великого 18 января, 2 мая – и т. д. (см. Месяцеслов русских св. архиепископа Димитрия, 17 и 18 января, 2 мая, 12 и июня. Пр. Вассиан был родом из села Рожалина, находившегося в Кесовской волости г. Бежецкого Верха (ныне г. Бежецк) Тверской губернии, – происходил из рода князей Шестихинских, а по другим из рода князей Шаховских; (как Шестихины, так и Шаховские родоначальником своим считают св. Благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, 19 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Волги, на поместье боярина Ивана Коляги. Боярин этот, из опасения, чтобы на его земле не основался монастырь, решился убить пр. Макария, но, вразумлённый Богом, через тяжкую болезнь, сознал свой грех и затем был исцелён от неё преподобным. По выздоровлению Иван Коляга отдал пр. Макарию все свои поместья, на которых и была основана Троицкая обитель, названная Колязинской (по фамилии жертвователя). Обитель пр. Макария вскоре прославилась строго благочестивыми подвижниками (о коих даёт прекрасный отзыв пр. Иосиф Волоколамский в сказаниях о святых отцах). Пр. Макарий, строгостью своей жизни и высокими своими иноческими подвигами, при жизни своей получил от Бога дар прозрения и чудес; по смерти на его теле нашли тяжёлые вериги. Пр. Макарий скончался 17 марта 1488 г. в глубокой старости (83 лет). В «Иконописном Подлиннике» Филимонова (стр. 295) под 17 марта записано: «Преставление преподобного отца нашего Макария, игумена Колязинского монастыря, нового чудотворца; подобием стар и сед, брада поменьше Власиевой, не раздвоилась; риза преподобническая, рязка празелень с белилы». На иконе «Собор Тверских Святых» пр. Макарий написан по означенному подлиннику, но на правой руке у него небольшой храм, в обозначение, что он был основатель монастыря; на упоминаемой иконе и все другие преподобные основатели обителей, как то: Антоний Краснохолмский, Паисий Угличский, Савватий Савватинский и другие изображены держащими в руке церкви. Краткая заметка о пр. Макарии была составлена в 1524 г. (т. е. вскоре по открытию его мощей) со слов его родственницы. «Лета 7032, марта во 2-й день пытал князь Юрий Иванович Сретенские старицы (в Кашине существует доныне Сретенский монастырь, а Юрий был Кашинский князь) Евфросинии Васильевской, жена Кожина, о житии преподобного Макария чудотворца, от каковых родителей родися и каково бысть житие его». (Ключевский, Древние русские жития, стр. 239). Пространное житие пр. Макария было написано в Волоколамском монастыре монахом Дорофеем Топорковым по рассказам пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Вероятно, уже к концу XIX в. древний рукописный монастырский архив сохранился лишь частично. Тогда же был утрачен и оригинал главного монастырского источника – «Летописца о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию от великих князей и боляр и прочих Интерес А. К. Жизневского к источникам монастырского архива Николаевского Антониева монастыря был обусловлен не только их древностью и редкостью. Изучение истории Тверской губернии, сохранение местных вещественных и письменных памятников древности и старины было основой деятельности Тверской ученой архивной комиссии первым председателем которой был избран А. К. Определенный интерес вызвали источники монастырского архива и у архиепископа Тверского и Кашинского Саввы большого знатока древних рукописей: описи Краснохолмского Николаевского Антониева вошли в серию «Историческая библиотека Тверской издаваемой с 1879 г. В начале ХХ в. Тверским епархиальным историко-археологическим при содействии краснохолмского настоятеля иеромонаха были изданы «Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева Во введении к изданию священник В. Некрасов писал: «Одним из замечательных монастырских архивов Тверской епархии, как по количеству рукописного материала, так и по тому интересу, какой этот последний представляет для областной бытовой истории, является архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… Нет никакой возможности простым перечислением исчерпать весь исторический материал, заключающийся в этих интересных документах, потому что он обнимает собою всю будничную жизнь монастыря со всеми многочисленными разветвлениями хозяйственной деятельности его, начиная от храма со всеми его принадлежностями и кончая последним гвоздем, вбитым в борону или соху, или ремнем, употребленным на шлею лошади. Мало этого; этот материал касается не одного только монастыря, но и целого района, прилегающего к нему. Вот почему, мы думаем, он представляет из себя благодарную почву для исследователей местной Однако в дальнейшем монастырский архив как самостоятельный объект изучения у исследователей интереса почти не вызывал: привлекались, изучались и публиковались лишь отдельные его

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

Поскольку улик, свидетельских показаний и доказательств вины преступников было и так предостаточно, грабителей осудили. И, кажется, об этой церковной краже можно было бы позабыть. Однако еще через какое-то время Татьяне Нарубиной приходит повестка. К ее изумлению, уголовное дело возбуждено уже в отношении ее самой. Татьяна и все односельчане сначала думали, что это какая-то ошибка, недоразумение. Но нет… Передо мной копия Обвинительного заключения по уголовному делу в отношении Нарубиной Татьяны Николаевны. Читая этот документ, просто диву даешься!   «…при допросе в качестве свидетеля, с целью помочь подсудимому уклониться от уголовной ответственности, умышленно дала заведомо ложные показания, искажающие фактические обстоятельства дела… Таким образом, своими умышленными действиями Нарубина Т.Н. совершила преступление, предусмотренное ст. 307 ч.1 УК РФ» «Потерпевший по уголовному делу отсутствует. Гражданский истец по делу – нет. Гражданский ответчик по делу – нет. Обвинительное заключение составлено в г. Красный Холм Тверской области 21.11.2014 и вместе с уголовным делом направлено прокурору Краснохолмского района Тверской области». Под этим изумительным по своей юридической абсурдности документом стоят две подписи: Следователь СО МО МВД России «Краснохолмский» капитан юстиции Я.С.Смирнов и Руководитель следственного органа – Начальник СО МО МВД России «Краснохолмский» подполковник юстиции О.Е.Кубланов. Однако, составляя данное Обвинительное заключение, следователи слегка перестарались, так как выдали желаемое (свои фантазии) за действительное. Мало того что сочли показания Татьяны Нарубиной в суде « умышленными » и « заведомо ложными », так еще и придумали ей «мотив» — « с целью помочь подсудимому». Правда, кому именно из троих незнакомых подсудимых грабителей Татьяна решила « помочь », следственные органы почему-то не указали. Любой психически вменяемый человек, узнав об этой истории и ознакомившись с материалами, скажет, что «дело яйца выеденного не стоит», «обкурились они там что ли?». И вообще складывается впечатление, что краснохолмским следователям больше нечем заниматься, как только возбуждать такие «дутые» дела по редко применяемой 307 статье УК РФ – «за дачу заведомо ложных показаний». Тем более, как считают юристы, в этом деле «заведомо ложные показания» — скорее не «умышленная» вина Т. Нарубиной, а обыкновенная ошибка или неточность составлявшего протокол следователя Гусевой.

http://pravmir.ru/opravdali-zaschitnitsu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010