Опираясь на свидетельства Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Епифания Кипрского, Адриан доказывает, что брадобритие есть обычай блудников, отвергающих мужское благолепие для достижения женообразности: «о них же и о мерзостях их срамно даже говорить!» За сопротивление брадобритию пострадали в Вильне святые Антоний, Иоанн и Евстафий от языческого князя Ольгерда. За то же пострадал в Болгарии св. великомученик Георгии Новый от басурманина Селима Амурата. Ныне этот нехристианский обычай соблюдается у крымских татар, калмыков и других басурман, от которых заимствовали его и некоторые христиане–еретики. За это еретиков–латинян обличали многие греческие патриархи, перечисленные в послании Адриана. Каждый из них соборно наказывал брадобрийцев, а ослушников отлучал от Церкви. Отцы шестого Вселенского собора изложили канон «с отлучением за брадобритие, о украшающих, и завивающих, и плетущих власы главы своей, и кудри творящих, и накладные [волосы] носящих на блудное прельщение». О тон же были соборы и в России при Иване Грозном и митрополите Макарии (знаменитый Стоглав), при царе Михаиле и патриархе Филарете, при царе Алексее и патриархе Иосифе. На этих соборах брадобрийцы были осуждены и прокляты. В те времена нарушители соборных постановлений подвергались, помимо отлучения, битью батогами, удалению из царского окружения и заточению в дальние монастыри. «Сим трем соборам, — подчеркивает патриарх, — и прежде сих бывшим мерность наша всесоборно последует, и как они о брадобрийцах… изрекли, так же и мы изрекаем, кого они отлучали… и проклятию предавали, так и мы изрекаем». «Еще же со усердием слезно прошу, — говорит патриарх, — если хотите называться мужами, а не муже–женами… постыдитесь» и одумайтесь, «ибо каждый, имеющий ум, способен добро сие рассудить». Адриан жалеет брадобрийцев, которым грозит гибель от стыда и мук собственной совести. Тем, кто усовестится и откажется «от сего гнуса», патриарх обещает разрешение от церковного отлучения и проклятия, обещает вернуть «надежду на наследие Царства небесного». «Не послушавшийся же увещания сего и просьбы нашей мерности — и мы в его погибели невинны. Что должны были сотворить, сотворили, долг свой отдали, слово Божие возвестили. Это есть наш долг… Ослушник же есть сын погибели, на него же, по апостолу, гнев Божий грядет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В этом принимали участие и рыцари немецкие: от императора был даже прислан для предварительных совещаний архиепископ пражский Еригепс. Но Литовцы не иначе соглашались принять это предложение, как с условием, чтобы орден немецкий возвратил Литве прежде отнятые у нее земли, и, – за несогласием на то Ордена, предположение обратить Литву в римскую веру – само собою разрушилось. В Литве тогда мало-помалу уже распространялась вера греческая, и даже были мученики из придворных и любимцев князя Ольгерда: Иоанн, Антоний и Евстафий, в язычестве называвшиеся Кумец, Нежило и Круглец. Св. Алексий почтил сих первенцев православной церкви в Литве, и установил совершать их память в церкви русской 14 апреля. Между тем, как первосвятитель русский своими распоряжениями и личным наблюдением поддерживал и утверждал связи церковныя и гражданския между двумя великими частями разделенной Руси, великий князь Иоанн Иоаннович скончался: – это было в ноябре 1359 года. Княжив 6 лет, Иоанн оставил по себе имя кроткого, отказав по духовной Москву двум – сыновьям Дмитрию и Иоанну, и третью часть ея доходов шестилетнему племяннику Владимиру Андреевичу. В одно время с ними умер и Хан Бердибек, быв жертвою своей гнусной жизни, и Кульпа, родственник его, воцарился, имея двух сыновей христианской веры, Иоанна и Михаила. Обстоятельство это казалось весьма благоприятным для христиан и всей России. Но Кульпа властвовал только 5 месяцев и погиб вместе с сыновьями, убитый Наврузом, одним из потомков Чингизова сына, Туши-Хана. Князья России явились в Орде с дарами, и новый царь дал великое княжение Дмитрию Константиновичу Суздальскому. Избранный Ханом, великий князь торжественно въехал во Владимир, к удовольствию жителей, обещая снова возвысить достоинство сей падшей столицы. Москва, казалось, утратила свое прежнее величие. Сам митрополит, возвратившись из Киева, должен был венчать нового великого князя во Владимире, что было в июле 1360 г. Но когда Князь стал перезывать митрополита в свою столицу во Владимир, то св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

Обретение мощей прп. Феодосия Киево-Печерского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 122) Обретение мощей прп. Феодосия Киево-Печерского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 122) Источниками ЧН были текст летописной статьи 6523 (1015) г., анонимное «Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба», «Сказание чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида», «Слово о законе и благодати» митр. Илариона, переводные сочинения - Житие Евстафия Плакиды, «Слово о сошествии Иоанна Предтечи в ад», Житие Алексия, человека Божия и некоторые др. Древнейший из сохранившихся списков ЧН находится в Сильвестровском сб. сер. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53). Прп. Нестор летописец. Литография. Ок. 1821 г. Гравер Н. И. Соколов Прп. Нестор летописец. Литография. Ок. 1821 г. Гравер Н. И. Соколов В ЖФ, первом из дошедших до нас древнерус. Житий преподобных, Н. описывает биографию и духовные подвиги игумена Киево-Печерской обители прп. Феодосия. Повествование построено в соответствии с визант. житийным каноном. Агиограф сообщает о своей «худости», приводит притчу о талантах, отмечает, что родители святого были «благочестивыми» людьми, а сам он с детства чуждался мирских развлечений, носил заплатанную одежду, регулярно посещал церковь, был милостив к нищим, на удивление всем легко овладел грамотой. Сам Н. отмечает, что борьба прп. Феодосия с бесами была подобна той, которую вел Антоний Великий. Чудесное явление огненного столпа, к-рое знаменовало место возведения Успенского собора, агиограф сравнивает с аналогичным явлением, описанным в Житии прп. Саввы Освященного. Подобно прп. Макарию Египетскому прп. Феодосий проводил ночи, отдавая свою плоть на съедение оводам и комарам. Прп. Нестор летописец. Хромолитография по оригиналу И. С. Ижакевича. 1903 г. (собрание Ф. Р. Комарова) Прп. Нестор летописец. Хромолитография по оригиналу И. С. Ижакевича. 1903 г. (собрание Ф. Р. Комарова) Несмотря на влияния греч. Житий, в творчестве Н. остается много оригинального. Агиограф насыщает текст живыми характеристиками монахов и мирян, реалистичными изображениями быта, яркими диалогами героев. Необычен образ матери Феодосия, к-рая препятствует благочестивым помыслам сына, не останавливаясь перед физическими наказаниями и заключением его в оковы.

http://pravenc.ru/text/Нестор ...

Архив Пн В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине 13 октября 2019 г. 20:58 13 октября 2019 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы (Михайловское благочиние Западного викариатства Московской городской епархии ). Его Святейшеству сослужили: епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством г. Москвы; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; игумен Антоний (Зеленчуков), клирик храма Спаса Преображения — Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы; иеромонах Пимен (Клыков), благочинный храма Спаса Преображения — Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья в Переделкине (регент И.Г. Козарь). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании богослужения епископ Фома приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону с изображениями святого благоверного князя Игоря Черниговского и святой равноапостольной княгини Ольги, предстоящих пред иконой Божией Матери. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал ковчеги с честными мощами апостола Тимофея, великомученика Димитрия Солунского, великомученика Евстафия Плакиды, мученика Клавдия, преподобного Онуфрия Великого, преподобного Макария Великого, преподобной Марии Египетской, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Алексия, человека Божия, первомученика архидиакона Стефана.

http://patriarchia.ru/db/text/5512433.ht...

В этой священной цепи, скрепляющей неразрывным союзом Русскую землю, сподобились мы иметь и не одно звено, 15 среди богоспасаемого нашего града; а в том числе – предлежащие здесь Мощи Святых Мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Но это не наше исключительное достояние, – оно принадлежит всей России, всей Церкви Православной, всему Русскому Народу. Тем оно драгоценнее. У гроба Святых наших Мучеников, каждый Русский не сочтет себя на чужбине; и мы сами, на пределах необъятной России, не будем одиноки. За нас стоит наша святыня, и нас не забудет вся Русь Святая. Возблагодарим же Господа за сию милость. Возвеличите Его со мною, и вознесем имя Его вкупе. Вы понимаете теперь, Православные, высокое значение у нас Русской святыни. Она представляет Веру Святую, спасавшую Русский народ; она представляет землю, посвященную для его пребывания; она представляет власть, водившую и рядившую его в течении веков, – словом: она представляет Святую нашу Церковь Православную, великое наше Отечество Россию и священное имя Царей Благочестивейших. О, да покроет же позор всякого, кто дерзнёт попирать святотатственной ногой сии драгоценные убеждения и чувства, которыми стоит и возвеличена Россия. Посмотрите на народы, мятущиеся ныне окрест нас бурей страстей, бурей раздора и беспорядков. Они забыли всё священное, и в своем высокомерии, мечтают основать будущность свою на вспышках кичливого и изменчивого разума, вместо законов Предвечного Промысла. Да спасет их Господь от их слепоты, и да познают они: что нет мудрости, кроме как от Бога. I Мы же Православные, у нашей святыни, у Мощей Святых, дадим новый обет: хранить завет Отцов наших; хранить веру Святую Православную; почитать всё священное на земле Русской; благоговеть к Царям, устроившим и возвеличившим её; и полагаться скорее на милость Божию и на Всевышний Промысл, нежели на слабые силы ограниченного нашего разума. Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий! Здесь, у ног ваших, и мы дерзновеннее возносим чело свое. Мы понимаем, что не в каком либо частном племени, не в каком либо провинциальном говоре стоит Россия: но что и мы дети благословенного великого нашего Отечества; что и мы ничим же меньше есьмы в земле Русской. Вы бо здесь прославили её мученическим венцем за Веру Православную, Веру отцов наших. Ваша кровь хранила и питала в них привязанность и сочувствие к общей земле Русской, пока общими усилиями, после борьбы нескольких веков, не слились они с ней по-прежнему в одно великое тело. Будите же нам вседневными предстателями и молитвенниками пред Господом: да утвердит Он и умножит в здешней стране Православную Веру; да скрепит ею все племена Русского Народа; и да вся Россия, единым сердцем и единым гласом восхвалит вас, Святые Мученики. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Многие праздники имеют на другой день после себя «собор». Таковы — Рождество Богородицы, на второй день после которого чествуются праведные Иоаким и Анна; после Богоявления на второй день установлено празднество в честь Иоанна Крестителя и т. д. Установление Собора Богоматери относится к очень древним временам. В IV веке некоторые святые отцы, например, св. Епифаний Кипрский, говорили уже поучения в день этого торжества. В древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы называется еще «Родильные дары». Думают, что в данном наименовании скрывается указание на дары, принесенные новорожденному Царю Иудейскому — Богомладенцу Иисусу от восточных волхвов. Еще называется праздник Собора Богоматери «Бегством в Египет». Вероятно, в древней Церкви воспоминание о поклонении восточных мудрецов и о бегстве в Египет соединялось с празднованием Собора Божий Матери. Поэтому и на иконах, изображающих Рождество Христово с поклонением пастырей и волхвов и бегством Святого Семейства в Египет, очень часто можно встретить надпись «Собор Пресвятой Богородицы». Виленская Остробрамская икона Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса или Корсун, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345—1377 гг.), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

Григорию во 2-ю неделю Великого поста. В нач. XVII в. служба свт. Григорию Паламе появляется в араб. богослужебных книгах, в частности о ней упоминает Часослов 1634 г. (Vat. Borg. arab. 178) редакции митр. Алеппского Мелетия Кармы (впосл. патриарх Антиохийский Евфимий II (1634-1635)). В Мелькитской католической Церкви во время правления патриарха Максима III Мазлума (1833-1855) существовал обычай петь в честь свт. Григория Паламы тропарь свт. Григорию Богослову («Пастырская свирель богословия твоего...»). Стремясь упразднить этот обычай и пресечь почитание свт. Григория Паламы, патриарх Максим III составил в 1843 г. особую «Службу св. мощам» (в честь всех мощей, которые хранит и почитает Церковь) на араб. языке и повелел совершать ее во 2-ю неделю Великого поста ( Karalevsky C. Histoire des patriarcats melkites (Alexandrie, Antioche, Jerusalem) depuis le schisme monophysite du sixième siècle jusqu " à nos jours. R.; P., 1911. Vol. 3. P. 159). В XIV в. роль К-польского патриарха в вопросе К. не была исключительной. В его компетенцию не входила К. местночтимых святых в пределах Византийской империи. Когда приходилось решать вопрос о признании святости мучеников и подвижников, почитаемых за пределами империи в автономных Церквах, канонически зависящих от К-польского Патриархата, санкция последнего не была решающей. В частности, в ранний период истории РПЦ согласие К-польского патриарха на К. русских святых было желательным, но необязательным. Первыми русскими святыми, признанными К-польской Церковью, предположительно являются св. блгв. князья Борис и Глеб . Канонизация свт. Петра , митр. Киевского, была признана патриархом Иоанном XIV Калекой по просьбе свт. Феогноста , митр. Киевского, и вел. кн. Иоанна I Калиты. Виленские мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий († 1347), казненные литовским вел. кн. Ольгердом , были признаны святыми К-польским патриархом Филофеем Коккином в 1374 г., после принесения частиц их мощей в К-поль. Во всех этих случаях инициатива К. исходила от рус. иерархии или княжеской власти, стремившихся использовать авторитет К-польского патриарха для подтверждения уже состоявшейся К.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

На Антиохийскую кафедру избран был арианин Евлалий, затем, в том же 331 г., его сменил еще один противник «единосущия» пресвитер из Кесарии Каппадокийской Евфроний, за ним следовали другие арианствующие епископы: Плакентий, Стефан, Леонтий и Евдоксий, лишь в 358 г. на Антиохийскую кафедру поставлен был первый после Евстафия православный епископ, святитель Мелетий, но большая часть антиохийской паствы еще долго по-прежнему оставалась под властью епископов-ариан. Устранив столп Православия в Сирии, арианствующие епи­скопы и пресвитеры принялись за самого ревностного и богослов­ски искушенного защитника Никейского символа Афанасия Алек­сандрийского. В своих интригах против него они использовали мелитиан, которые, по постановлению Никейского Собора, долж­ны были воссоединиться с Кафолической Церковью . Святитель Афанасий неукоснительно пресекал попытки мелитиан сохранить обособленное положение в лоне единой Церкви. После смерти самого Мелития его последователи признавали своим духовным лидером епископа Мемфисского Иоанна Аркафа, и тот жаловал­ся императору на чрезмерную требовательность Афанасия. Эту жалобу поддержал незадолго до этого возвращенный из ссылки на свою кафедру, но успевший уже сблизиться с императором, став­ший его собеседником и советником по церковным делам епи­скоп Никомидийский Евсевий, который, по существу дела, и был вождем арианской партии. Он внушил Константину мысль, что главным препятствием к успокоению церковной смуты являет­ся склонный к раздорам Афанасий, лишенный надлежащей гиб­кости и деликатности, непримиримый к любому мнению, отли­чающемуся от его собственного. Константин потребовал от Афанасия принять в общение мелитиан, не настаивая на устранении ими своей обособленности. Для святителя это требование оказалось неприемлемым, и он тогда скрылся из города, опасаясь в противном случае лишить право­славную общину Александрии своего законного предстоятеля. Он и впредь станет часто прибегать к подобным поступкам, ибо, как писал A.B. Карташев, «нельзя было в расчете на объективность правосудия спокойно вверять себя арестам власти. Афанасий... сознательно вступил на путь конспирации, укрывательства от властей, уходил “в подполье» где-то в самой Александрии, а то и вдали от нее, глубже – в принильских пустынях и полупещерных жилищах монахов» 123 , где он, как известно, сблизился с препо­добным Антонием Великим , первым и лучшим агиографом кото­рого он стал. Антоний не знал греческого языка, а общались они, естественно, без переводчика – в Александрии не многие знали тогда коптский язык, в основном это были сами копты, поселив­шиеся в мегаполисе, так что предположение о возможном копт­ском происхождении святителя не лишено оснований.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

7) Свт. Арсений, еп. Тверской († 2.03.1409). Впервые местное празднование установлено еп. Тверским Вассианом (кн. Оболенским) в 1483 г. 8) Блж. Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский († 8.07.1303). Впервые местное празднование установлено по благословению еп. Ростовского в 1471 г. (или в 1495). 9) Блж. Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский († 29.05.1494). Имена всех святых, прославленных Собором 1547 г. к местному почитанию, были включены в месяцеслов Устава 1695 г., а в месяцеслове Устава 1682 г. отсутствуют ошибочно лишь свт. Арсений, еп. Тверской, и блж. Прокопий Устюжский. Но включение всех этих святых в месяцесловы Уставов общечтимых святых было сделано не на основании решения Собора 1547 г., как ошибочно полагал Голубинский (с. 253–254), а вследствие того, что они были вновь прославлены после 1547 г. уже к общецерковному почитанию. О Соборе 1549 г. известно из речи царя Иоанна IV Грозного к Стоглавому Собору, а список канонизированных Собором святых выявляется косвенным путем из жития свт. Ионы, митр. Московского: 1) свт. Нифонт, архиеп. Новгородский († 21.04.1156, пам. 8 апр.). Канонизирован впервые. 2) Свт. Евфимий (Вяжицкий), архиеп. Новгородский († 11.03.1458). Местное празднование установлено ок. 1474–1494 гг. 3) Свт. Иона, архиеп. Новгородский († 5.11.1470). Канонизирован впервые. 4) Свт. Иаков, еп. Ростовский († 27.11.1392). Местное празднование установлено в 1й пол. XVI в. 5) Свт. Стефан Пермский († 26.04.1396). Местное празднование установлено ок. 1475–1500 гг. 6) Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский († 11.02.1138). Местное празднование установлено в 1192 г. в связи с открытием мощей или же в 1284 г. (первое чудо). 7) Блгв. кн. Михаил Александрович Тверской († 22.11.1318). Местное празднование установлено, вероятно, в 1318 г. 8) Прп. Авраамий Смоленский († 21.08 до 1224). Местное празднование установлено в 1й пол. XVI в. 9–11) Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские († 1347, пам. 14 апр.). Местное празднование установлено в 1364 г. по благословению Кпольского Патриарха Филофея Коккина и митр. Московского и всея Руси Алексия.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

«Священный пост на языческом пиру» литовская драма XVIII века о трех виленских мучениках Три виленских мученика: Антоний, Иоанн и Евстафий В отличие от католичества православное вероучение не навязывалось средневековым литовцам насилием и принуждением. Поэтому в качестве Небесных заступников Литвы православные и католики почитают мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, казненных язычниками в Вильнюсе около 1347 года (память 14/27 апреля). По приказу великого князя Ольгерда трое литовцев, служивших в княжеской дружине и принадлежавших к Русской Православной Церкви, были повешены на дубе за отказ есть мясо на пиру во время поста. Предания о трех мучениках легли в основу драмы «Священный пост», поставленной в 1732 году студентами Виленского университета. Историк Дариус Баронас, опубликовавший латинский оригинал с параллельным литовским переводом, отмечает, что по мнению большинства исследователей автором драмы был иезуит Ян Иосиф Обронпальский (Darius Baronas, Trys Vilniaus kankiniai: istorija ir gyvenimas, Vilnius: Aidai, 2000). Драма входит в ряд популярных в XVII–XVIII веках студенческих спектаклей о борьбе литовцев с Тевтонским орденом крестоносцев. В причудливом сюжете церковные агиографические сведения о трех мучениках переплетаются с драматургическими клише в стиле барокко, историческими фактами и народными легендами. Рыцарь Тевтонского ордена Упомянутое в драме представление о том, что западного рыцаря трудно победить обычным оружием, встречается в хрониках крестовых походов XIII–XIV веков. Например, в «Хронике земли Прусской» католический священник Петр из Дусбурга вкладывает миф о непобедимости Тевтонского ордена в уста прибалтийского старейшины, посетившего замок крестоносцев и впервые увидевшего рыцарей без доспехов: «Знайте, что братья-рыцари – такие же люди, как и мы; у них широкие и мягкие животы, такие как вы видите и у нас; оружием, пищей и прочим они довольно сходны с нами, но вот чем они отличаются от нас: есть у них в обычае одно дело, которое, несомненно, погубит нас. Они еженощно встают с ложа своего и сходятся в молельне, и много раз днем, и выражают почтение Богу своему, чего мы не делаем. Вот почему в войне они, безо всякого сомнения, одолеют нас». А поскольку он посетил крестоносцев во время поста и видел, что они едят капусту, которую прибалты тогда не знали, добавил: «А также едят они траву, словно боевые кони и мулы; кто же сможет дать отпор тем, кто в поле без труда находят пищу себе?» (Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М.: Ладомир, 1997, с. 84).

http://pravoslavie.ru/185.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010