Антоний.    Антоний, монах, о жизни которого епископ Александрийский Афанасий написал большую книгу. Он отправил семь писем на коптском языке в различные монастыри, писем по-настоящему апостольских по своей мысли и языку, которые были переведены на греческий язык. Главное из писем — к арсиноитам. Жил Антоний в годы правления Константина и его сыновей. Василий Анкирский.    Василий, епископ Анкирский, ученый медик, написал книгу против Маркелла, о девственности и ряд других работ, а в годы правления Констанция был вместе с Евстафием Севастийским, архиепископом Македонии. Феодор.    Феодор, епископ Ираклии во Фракии, в годы правления императора Констанция опубликовал комментарии к текстам Матфея и Иоанна, Апостольским посланиям и Псалтири. Они написаны в изящном и ясном стиле и прекрасно передают ощущение истории. Евсевий Эмесский.    Евсевий из Эмесы, имевший прекрасный риторический талант, написал несчетное количество работ, достойных вызвать восторг читателей. Они написаны в истинном историческом духе; его книги читались наиболее усердно теми, кто часто должен был выступать публично. Главные из этих книг — против иудеев, язычников и новациан, «Поучения о Евангелии», краткие, но многочисленные. Он жил в годы правления императора Констанция и умер при нем. Похоронен в Антиохии. Трифилий.    Трифилий, епископ Ледры, или Левкотеона, на Кипре, был одним из самых красноречивых людей своего времени и выдвинулся во время правления Констанция. Я прочитал его комментарий на Песнь Песней. Говорят, что он написал много других книг, но ни одна из них не дошла до нас. Донат.    Донат, последователи которого — донатисты — появились в Африке в правление императоров Константина и Констанция. Он утверждал, что Священное Писание было дано христианами язычникам во время гонений, и своей убедительностью ввел в заблуждение почти всю Африку, особенно Нумидию. Сохранились многие из его еретических книг. Среди них «О Святом Духе», произведение в русле учения ариан. Астерий.    Астерий, философ, приверженец ариан, в царствование Констанция написал комментарии на Послание к Римлянам, на Евангелия и псалмы, а также много других книг, которые прилежно читают его единоверцы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но после 1386 года невозможно стало поминать московского князя прежде короля Ягайло, не нанеся тем самым последнему оскорбления. И нельзя же было поминать Ягайло — католика — как «благочестивейшего» и «благовернейшего» самодержца. С другой стороны, планы соединения церквей, которые вынашивал Киприан, могли быть скомпрометированы нарочитым и, следовательно, злонамеренным опущением имени Ягайло. Поэтому не последовательнее ли было установить менее спорное поминание православного константинопольского императора, — номинальное вселенское первенство которого признавали и латиняне, как отмечал патриарх Антоний, — и таким образом продемонстрировать независимость митрополита от «местных» князей и его надежду на грядущий триумф православия на вселенском соборе, который созовут в России или Литве под председательством императора «Нового Рима»? Религиозно-политическая идеология, которую Киприан старался выразить, установив поминание императоров в России, наглядно воспроизведена в необычном иконографическом памятнике: «большом саккосе» митрополита Фотия, преемника Киприана (1408-1431 гг.). В центре этого замечательного произведения русско-византийской вышивки изображено Сошествие Христа во ад, и по одну сторону от него, в полный рост, император Иоанн VIII Палеолог (1425-1448 гг.) и его первая жена Анна, дочь Василия Дмитриевича, а по другую — великий князь Василий Дмитриевич (1389-1425) и его жена Софья, дочь Витовта. Композиция ставит ударение на узы родства, связывающие Палеологов с княжескими династиями Москвы и Литвы и возникшие благодаря браку Иоанна VIII и Анны (1414 г.), при этом подчеркивается верховное и вселенское значение Византийской империи. Более того, значение этого главенства для местных русских интересов подчеркнуто совершенно неожиданным изображением трех святых, помещенным между фигурами Василия и его дочери Анны. Это трое святых «виленских мучеников»: Антоний, Иоанн и Евстафий, казненные Ольгердом в 1347 году и канонизированные патриархом Филофеем в 1374-ом. Иконография саккоса выражает вполне определенную идею: верность «византийскому содружеству» есть условие сохранности и развития православного христианства во всей Руси, как в Московии, так и в литовских землях.

http://sedmitza.ru/lib/text/438225/

В 1374 г. мученики были канонизированы к местному почитанию К-польским Патриархом Филофеем после принесения частиц их мощей в К-поль. Частицы мощей Виленских мучеников были помещены в кресте, подаренном Патриархом Филофеем прп. Сергию Радонежскому , о чем сообщает житие преподобного, а также запись на деревянном футляре XVII в., изготовленном специально для этого креста. По мнению В. А. Кучкина, привезти крест могло посольство Иоанна Докиана и Георгия Пердики зимой 1376/77 г. или скорее всего в нач. 1377 г. О почитании Виленских мучеников на Руси в нач. XV в. свидетельствует нахождение частиц их мощей в ковчежцах, принадлежавших нижегородским князьям: в ковчежце 1410 г. вел. кнг. Марии, супруги нижегородского кн. Даниила Борисовича (ГММК. 4615) и в ковчежце 1414 г. их сына кн. Ивана Даниловича (ГММК. 13366). Мощи мучеников оказались в Н. Новгороде не случайно: нижегородский кн. Борис Константинович (отец кн. Даниила) был женат на дочери лит. кн. Ольгерда Агриппине. Древнейшее изображение мучеников помещено на большом саккосе митр. Фотия (1410-1431). Собор 1549 г. подтвердил канонизацию 1374 г. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. помещены тропарь и кондак святым и указано совершать службу Мартина Исповедника и Виленских мучеников, память А., И. и Е. отмечена также в Уставах 1633 и 1641 гг. Под 14 апр. память Виленских мучеников отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Святых мученик Антония, Ивана, Евстафия, иж именуем Круглец, а Антоний и Иван братия ему, мучени быша в Вильне граде при нечестивом крале при Олгерде за Христову веру в лето 6850 и положены быша в церкви святаго Николы» (РГБ. МДА. 201. Л. 314 об.). В Уставах 1682 и 1695 гг. память мучеников уже отсутствует. А., И. и Е. упоминаются в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Первоначально останки мучеников А., И. и Е. почивали в виленской Никольской ц., затем в храме Св. Троицы, святые мощи были открыты для поклонения до 1596 г. После заключения Брестской унии Троицкий храм перешел к базилианам , к-рые поместили мощи святых мучеников в ц.

http://pravenc.ru/text/116066.html

Спустя восемьдесят пять дней ко святому Мартину пришел в темницу нотарий Саголива и сказал ему: «мне приказано взять тебя отсюда в свой дом, откуда ты будешь отправлен в некоторое место». Святой Мартин спросил: — Куда же меня пошлют, в какое именно место? Но Саголива не отвечал на этот вопрос. Тогда святой Мартин сказал: — Оставьте меня в темнице до того времени, когда нужно будет отправить. Нотарий ушел. При солнечном заходе папа сказал находившимся с ним вместе узникам: — Подойдите, братия, и дадим друг другу последнее целование: тотчас придет за мною посланец для взятия меня отсюда. Все с плачем прощались с ним, но святой Мартин, выражая на лице своем радость, говорил им: — Не плачьте, но радуйтесь — видите я радуюсь, что иду на страдание за православие. После этого снова пришел упомянутый нотарий, который и взял святого из темницы; все присутствовавшие неутешно рыдали, сожалея о разлуке с преподобным. Святой Мартин был посажен на корабль и отправлен в заточение в Херсон здесь его морили голодом, лишали всего необходимого, так что через два года он отошел ко Господу Честное тело его было погребено вне города Херсона в храме Пресвятой Богородицы, именуемой Влахернской. Скоро гробница его стала привлекать множество народа: самые разнообразные и многочисленные исцеления получали болящие по молитвам святого и благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом, слава во веки. Аминь. Страдание святых мучеников литовских Антония, Иоанна и Евстафия Сии святые мученики происходили из литовского города Вильны и, по тогдашнему нечестивому обычаю, были огнепоклонниками подобно тому как и другие жители той страны. Антоний и Иоанн, родные братья, всей душей возлюбили христианскую веру и, когда однажды в Литву прибыл некий пресвитер, по имени Нестор, они приняли от него божественное крещение. При этом старший из них по летам был назван Иоанном, а младший Антонием Оба брата по крещении проводили жизнь, подобающую истинным христианам. Находясь на службе у литовского князя Ольгерда Антоний и Иоанн, старались скрыть от него свою принадлежность к христианству, но не могли достигнуть этого, потому что они слишком заметно отличались от язычников своими христианскими обычаями и поступками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но после 1386 года невозможно стало поминать московского князя прежде короля Ягайло, не нанеся тем самым последнему оскорбления. И нельзя же было поминать Ягайло — католика — как «благочестивейшего» и «благовернейшего» самодержца. С другой стороны, планы соединения церквей, которые вынашивал Киприан, могли быть скомпрометированы нарочитым и, следовательно, злонамеренным опущением имени Ягайло. Поэтому не последовательнее ли было установить менее спорное поминание православного константинопольского императора, — номинальное вселенское первенство которого признавали и латиняне, как отмечал патриарх Антоний, — и таким образом продемонстрировать независимость митрополита от «местных» князей и его надежду на грядущий триумф православия на вселенском соборе, который созовут в России или Литве под председательством императора «Нового Рима»? Религиозно–политическая идеология, которую Киприан старался выразить, установив поминание императоров в России, наглядно воспроизведена в необычном иконографическом памятнике: «большом саккосе» митрополита Фотия, преемника Киприана (1408–1431 гг.). В центре этого замечательного произведения русско–византийской вышивки изображено Сошествие Христа во ад, и по одну сторону от него, в полный рост, император Иоанн VIII Палеолог (1425–1448 гг.) и его первая жена Анна, дочь Василия Дмитриевича, а по другую — великий князь Василий Дмитриевич (1389–1425) и его жена Софья, дочь Витовта.   Композиция ставит ударение на узы родства, связывающие Палеологов с княжескими династиями Москвы и Литвы и возникшие благодаря браку Иоанна VIII и Анны (1414 г.), при этом подчеркивается верховное и вселенское значение Византийской империи. Более того, значение этого главенства для местных русских интересов подчеркнуто совершенно неожиданным изображением трех святых, помещенным между фигурами Василия и его дочери Анны. Это трое святых «виленских мучеников»: Антоний, Иоанн и Евстафий, казненные Ольгердом в 1347 году и канонизированные патриархом Филофеем в 1374–ом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Дело о прославлении делится на два вопроса: на канонизацию, или причисление праведников к лику святых и на открытие св. мощей. Во многих случаях оно останавливалось на первом вопросе и открытия мощей не происходило. Такое прославление называется – под спудом, когда останки никем не осмотренные остаются в земле. Таких святых в русской церкви больше, чем извлеченных из земли. В числе их много основателей монастырей. Что главным основанием по прославлению праведников... всегда чудеса, происходившие при их гробах, можно доказать фактами: св. Владимир был причислен к лику св. позже его потомков, благов. кн. Бориса и Глеба и др., потому что долго не проявлялось чудес; Антоний Печерский канонизирован позже его ученика Феодосия. По свидетельству церковной истории, всегда встречались нетленные тела, но за отсутствием чудес их не признавали за мощи. В 1479 г. было так обретено тело митрополита Филиппа I; в 1546 обрели шесть нетленных тел в Павло-Обнорском монастыре; в 1596 г. при обретении мощей свят. Гурия и Варсонофия Казанских было найдено два нетленных тела монахов; до сих пор в Киево-Печерской лавре открыто почивающий скончавшийся в 1770 г. митрополит Тобольский Павел и в г. Слуцке стоит открытый гроб вел. кн. Софии Юрьевны. Весьма ясным примером того, что дух, власть при освидетельствовании останков праведников... иметь тления тела, служит недавнее открытие мощей свят. Феодосия Черниговского (истлела только одна пятка). Сохранились в нетлении более или менее тела: м. Иоанна в Москве, Свят. Гурий Казанский, бл. Вл. Кн. Глеб – во Владимире, бл. св. Кн. Феодор, Давид и Константин – Ярославские, Свят. Иннокентий Иркутский, Дмитрий Ростовский , Феодосий Черниговский, Иоасаф Белогородский, Арсений Тверской, патриарх Афанасий в Дубенском монастыре; преподобные: Симеон Верхотурский, Варлаам Теакурский, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий – Виленские, великомученица Варвара в Киеве и несколько преподобных в Киевских пещерах. В большинстве св. мощи состоят из нетленных костей. Кости грешных людей чернеют, распространяют зловоние, истлевают, а кости святых остаются цельными, приобретают и иногда источают миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Один есть Бог, Бог христианский, который создал небо, землю и все, что в них. Бог, которому служат греки», – так он сказал, братие, потому, что сам принял веру Христову в Греции, которая была тогда ближайшая и наиболее известная Руси страна христианская. Озлобленные смелым ответом Феодора, язычники подрубили сени его дома и под развалинами убиты отец Феодор и сын Иоанн. Это было в Киеве на том месте, где стоит теперь церковь Десятинная, построенная св. Владимиром. Он помнил св. мучеников Феодора и Иоанна. Слова Феодора, видно, дошли до его ушей и были одним из первых лучей света, разогнавшего в нем тьму языческую. Так и у нас кровь мучеников была семенем новых христиан. Скоро после св. Владимира явились у нас и другие мученики, напр., сыновья его св. Борис и Глеб, скончавшиеся за 850 лет до нашего времени. Потом, чрез два с лишним века, когда землею русскою овладели неверные татары, то русским христианам нередко приходилось твердо исповедать пред ними свою веру и страдать за нее. Так напр., пострадал св. Михаил, квязь черниговский, и боярин его Феодор. Когда потом Западная Русь подпала власть языческой Литвы, укрепившейся в Вильне, то явились и тут из самых даже литовцев, принявших русское христианство , смелые исповедники его и мученики таковы, напр., Виленские св. мученики Иоанн, Антоний и Евстафий. Как назидательно было бы вам, братие, прочитать и узнать от читавших жития и страдания как названных здесь, так и других мучеников родной нашей церкви! Даст Бог, я и сам когда-либо раскажу их вам. Теперь же попрошу вас, братие, по крайней мере, помнить, что и русская земля в разных концах своих освящена кровию мученическою, хотя и не в таком обилии, как, напр., земля греческая, где изначала и сотни лет лилась кровь христианская. Были и у нас, хотя немногочисленные, но по истине доблестные мученики, доказавшие, что и русские христиане умели стоять и умирать за веру, когда то было нужно. Теперь, братие, не преследуют нас за веру Христову. Вера сия защищенная, как бы отвоевавная мучениками, господствует в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Состав: 1) конец последования утрени (1–3); последования: 2) 1, 3, 6 и 9 часов (3–31). Последование первого часа не отделяется от последования утрени. За почасием первого часа следуеть такое заглавие: «Часове певаемии всего лета»; 3) обедницы (31–40); 4) вечерни (40 об.–48); 5) великой повечерницы, неполное (48–63 об.); 6) тропари и светильны дневные (64–65 об.), только конец; 7) тропари воскресны, ипакои и кондаки «осмым гласовом» (65 об.–70); 8) на Господскыа и Богородичные праздники тропари (70–73 об.); 9) тропари общеи преподобным, мучеником, мученицам и святителем (73 об.–74); 10) последование воскресного всенощного бдения 1-го гласа – творение Иоанна Дамаскина (74 об.–86 об.); 11) богородичны и крестобогородичны иже поются на слава и ныне по тропарих на вечерни и на утрени на Бог Господь (86 об.–88 об.); 12) святцы с тропарями и кондаками, неполные (89–156 об.). В месяцеслове из русских и славянских святых отмечены следующие: сентября 5 – Глеб князь; сентября 16 – Киприан митрополит; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 30 – Григорий Пельшемский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; декабря 21 – Петр митрополит; января 14 – Савва Сербский ; января 16 – Павел Обнорский; марта 11 – Евфимий, архиепископ Новгородский; апреля 15 – новоявленные Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 3 – Феодосий Печерский , мая 7 – Антоний Печерский; мая 20 –Алексий митрополит; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский и Иона митрополит; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 15 – «равноапостольный» князь Владимир; июля 24 – Борис и Глеб; июля 27 – Никола («Микула») Качанов, Христа ради юродивый Новгородский. Из русских праздников Богородичных отмечены; Покров, Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (ноября 27) и Сретение иконы Владимирския Божией Матери. В святцах нет листов, заключающих в себе памяти святых с 9 числа февраля по 26 число февраля. На лл. 157–158 несколько стихир; каноны: 13) благодарственный Пресвятей Богородице с акафистом – творение Иосифово (158–168 об.); 14) молебный к Ангелу хранителю (170–175); 15) святому Кириллу емуже краегранесие таково похвалу пою Кириллу новому чудотворцу (176–178 об.), без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало: «Сгрешихом и безаконновахом и отступихом от тебе Благаго Бога»; 15) молитва Пресвятей Богородице (64 об.–65 об.), та же, что в 737 на лл. 35–38 об.; 16) сие евангелье за бездождие се же и о ведре, се и о нашествии иноплеменннк, се же о победе церкви (65 об.–66); 17) устав о богослужении Четыредесятницы (66–95); 18) устав о богослужении от недели Пасхи до недели Всех Святых включительно (95 –112); 19) в пояеделок память всех святых, начинаем пост святых апостол (112); 20) потребно есть ведети како чтутся евангелья (112 об.–113); 21) указ о Господских праздницех и Богородичных (113–114); 22) указ об обретении честныа главы Ивана Предотечи (114–117 об.); 23) указ о памяти святых 40-ка мученикех марта 9 (117 об.–118 об.); 24) указ о Благовещение Пресвятыя Владычицы нашия Богородици Приснодевы (118 об.–130); 25) сказание в память святаго евангелиста Иоанна Богослова (130–134); 26) указ о добропобеднем мученице Георгие (134–136 об.); 27) о житии сиречь и о пощении и разрешении всего лета (136 об.–138); 28) устав о богослужении по месяцеслову (138–259об.). В месяцеслове указываются следующие русские и славянские святые: сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 19 – Феодор князь Смоленский н Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 28 – Арсений Сербский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11 – Максим юродивый Московский; ноября 23 – «великия мученик» Александр Невский; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 27 – Иаков епископ Ростовский; декабря 21, августа 24 и июля 1 – Петр митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 9 – «перенесение мощей преподобного Авраамия из Болгар во Владимир»; марта 11 – Евфимий, архиепископ Новгородский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоани и Евстафий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 21 – Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита столпник Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 25 – князь Петр (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромские; июля 8 – Прокопий юродивый Устюжский; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; августа 21 – Аврамий Смоленский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(...) Тропарь святителю Ион, глас 4. О т юности своея весь самъ себе Господеви возложивъ, въ молитвахъ и трудхъ, и в постхъ образъ бывъ добродтели, отнюдуже видв Богъ твое благое произволение, архиерея тя и пастыря церкви своей устрояетъ, тмеже и по преставлении//честное тло твое цло и нетлнно соблюдеся, Ионо святителю, моли Христа Бога, да спасетъ душя нашя. Кондакъ, гласъ 8. Подобенъ В ъзбранной. Я ко от младенства Господеви поработивъ себе мудре, постомъ и бднием тло своё удручая, тмже сосудъ чистъ и домъ Духу Пресвятому явися, сего ради и Церкви своей тебе архиерея и пастыря устраяетъ, юже добр упасе, ко Господу отходиши, егоже возлюби, тмъ молимъ тя: поминай насъ, врою чтущихъ святую память твою. Да вси зовемъ ти: радуйся, отче Ионо, святителю всечестный (л. 202−202 об.). 1 апреля (...) И преставление преподобнаго отца нашего Евфимия Суждалскаго чюдотворца. С вятый же Евфимий б во дни великаго князя Василия Димитриевича Донскаго и при митрополит Киприян в лто 6912, родомъ нижегородецъ, постриженикъ Печерскаго монастыря, иже в Нижнмъ Новград. И собесдникъ б Сергию Радонежескому. Поживе же всх лтъ 88 и с миромъ успе, и погребенъ бысть в Суздал 967 в монастыр всемилостиваго Спаса, иже самъ созда. А въ архимандритхъ былъ 52 лта (л. 204 об.) (...) Тропарь Евфимию, глас 3. Я ко свтозарная звзда пришедъ от востока на западъ, оставль отечество своё, Нижний Новъ-градъ, и дошедъ богоспасаемаго града Суждаля, в немъ обитель сотворилъ еси, и собра инокъ множества, и приемъ чюдесъ даръ от Бога, отче Евфимие, и бысть о Христ собесдникъ и спостникъ преподобному Сергию, с ним же у Христа Бога испроси благоврному царю нашему и великому князю//имярекъ здравие и спасение, и душямъ нашимъ велию милость. Кондакъ, гласъ 2. Подобенъ В ышних ища. В олнении множество невлажно преходя, бесплотныя враги струями слезъ твоихъ крпко погрузилъ еси, богомудре Евфимие преподобне, и чюдесъ даръ приемъ, моли непрестанно о всхъ насъ (л. 205−205 об.) 14 апреля (...) И святыхъ новыхъ мученикъ Антониа, и Иоанна, и Евстафиа (л. 211 об.). (...) Антоний, и Евстафий, и Иоанн//пострадаша в литовстм град Вильн от князя Олгерда, первое за брадобритие, таже и за прочия християнския законы в лта 6849-е въ царство Иоанна Палеолога (л. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010