В свою очередь во время своего визита Патриарх Московский и всея Руси посетил католическую часовню у Ауш­рос Вартай в Вильнюсе, где находится Остробрамская икона Божией Матери, и совершил там совместную молитву с главой Католической Церкви в Литве архиепископом митрополитом Аудрисом Юозасом Бачкисом. «Со священным почтением ступил я на эту землю, на которой многие поколения христиан, прежде всего като­ликов и православных, славили Бога, где погиб­ли за Христа святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, где многократно являла свою ми­лость Пресвятая Богородица, перед образом ко­торой мы сейчас находимся», – сказал Святей­ший Патриарх Алексий, обращаясь к собравше­муся у Святых Ворот народу. «Особенно меня радует то, – продолжал Святейший, – что право­славные Литвы пользуются в этой стране любовью и почётом, поддерживают добрые отно­шения как с государственной властью, так и с другими религиозными общинами, прежде всего с Римской Католической Церковью». Визит в Литву Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходил с 25 по 27 июля и пришёлся, таким образом, на ежегодное празднование по случаю возвращения (26 июля 1946 г.) из Москвы в Вильнюс це­лебных мощей свв. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Это обстоятель­ство ещё более увеличило торжество. Его кульминационным моментом было совершение (26 июля) Святейшим Патриархом (в сослужении иерархов соседних Прибалтийских епархий и духовенства епархии) Божественной Литургии в Свято-Духовом монастыре, в храме, где почивают мощи св. мучеников. Незадолго до визита Святейшего, по окончании основатель­ного внутреннего ремонта храма, проходившего в 1996–1997 гг., рака с мощами свв. мучеников была поднята из пещерного храма, где она до этого хранилась, и помещена в центральном храме, напротив Царских Врат, что сделало поклонение св. мощам более доступным и удобным для всех желающих поклониться свв. угодникам Божиим. Патриаршая служба в этот день собрала массу народа, так что храм Свято-Духова монастыря не смог вместить всех собрав­шихся, и часть из них стояла под открытым небом, во дворе монастыря, слушая Богослу­жение из специально установленных звукоуси­лителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обнаружив в Антонии равную стойкость, приказывает его также увести, а в одежды Антония облекает своего сына Доларха, принимающего пищу за столом. И, призвав Евстафия, убеждает его выбрать одно из двух: либо лечь убитым рядом с Иоанном, либо вместе с сидящим за столом Антонием вкусить мяса. Евстафий, думая, что и в самом деле Антоний, пренебрегши православным постом, вкушает запретную пищу, подвигнутый ревностью, убивает Доларха и пускается в бегство. Идолин же, объятый бешенством из-за смерти сына, бросившись как и был с обнажённым мечом на приближающихся стражников, оказывается схвачен и приведён к князю. Обвинённый в нарушении воли князя и незаконной казни Иоанна и Антония, Идолин тут же подвергается смерти. Ольгерд же думает, что из-за этих трёх явился призрак смерти, считая, что теперь предсказание сбылось. Сцена 5. Скорбя об утрате друзей, Владислав осматривает их (как он думал) тела и обнаруживает убитого Доларха, одетого в одежды Антония, а также выделанный чурбан, украшенный плащом Иоанна, заподозрив таким образом, что они живы. Вместе с явившимся Евстафием он обыскивает все закутки дома и с великой радостью обнаруживает обоих невредимыми. Видя, однако, что они от ужаса чуть живы, развлекает их пением и музыкой, и отводит во дворец. Сцена 6. Обрадовавшись неожиданному приходу юношей (ибо он думал, что они погибли), Ольгерд ласково спрашивает их о пережитом, и Евстафий, излагая по порядку происшедшее, среди прочего признаётся, что движимый ревностью о вере вместо Антония убил Доларха, одетого в одежды Антония, и в постный день вкушающего запрещённую пищу. Разгневавшись на это, Ольгерд приказывает Иоанна, Антония и Евстафия, всё ещё отказывающихся от предложенного угощения, отправить в петлю, думая, что именно их приглашал призрак смерти к своему столу. Сцена 7. Радуясь о вере Христовой и о православном посте, святые мученики по пути к месту казни понимают, что княжий стол оказался накрыт для них, дабы попасть им в петлю, и что девиз " То, что связывает шеи, да принесёт лавры разуму " сбывается в лаврах их мученичества, завершают печальную сцену.

http://pravoslavie.ru/185.html

Находившийся в это время на лечении монах Сергий встретился с вышеупомянутым схимонахом Саввой (Савельевым), который и убедил его, что нужно устроить монастырь именно на Бештау. Когда из Петербурга в Пятигорск прибыл отец Иоанн, он вместе с отцом Сергием отправился на гору, на избранное для монастыря место и нашел его подходящим для основания обители. Когда Иоанн вернулся в Петербург и вновь посетил отца Иоанна Кронштадтского , святой не только благословил начинание, но и обозначил крестом на привезенных фотографиях то место, где он желал бы видеть первый монастырский храм. И действительно, впоследствии первый храм на Бештау построили там, где указал святой Иоанн Кронштадтский . В мае 1903 г. отец Иоанн и отец Сергий подали прошение на имя преосвященного Владимира, епископа Владикавказского и Моздокского. Лично выслушав монахов, преосвященный Владимир обещал им свое содействие. 2 мая 1904 г. место под устройство будущего Успенского храма освятил настоятель Пятигорского Спасского собора протоиерей Михаил Закхеев. Одновременно начались строительные работы. Иеромонах Иоанн и его помощники разместились в землянках, вырытых здесь же. 16 сентября 1904 г. со Старого Афона прибывает иеромонах Герасим с двадцатью насельниками. Лечившийся в это время в Кисловодске митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) , узнав от иеромонаха Герасима о нуждах монастыря, обещает свою поддержку. Обещание он выполняет: 12 ноября 1904 г. Святейший Синод издал Указ об учреждении Второ-Афонского Успенского монастыря близ Пятигорска. К осени 1904 г. все необходимые постройки были закончены. Первый монастырский храм освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы, который, несмотря на внешне скромный вид, мог вместить одновременно до 500 человек. Храм был освящен 28 ноября 1904 г., и тогда же иеросхимонах Герасим был избран настоятелем Второ-Афонского Успенского монастыря. В общежительном монастыре был заведен тот же порядок, что и на Старом Афоне. Каждый день в 16 часов под звон монастырского колокола начиналась вечерня. После вечерни колокол звал на ужин, и братия отправлялась из церкви в трапезную. После его окончания служилось повечерие: читались вечерние молитвы и пелись стихиры Святому Кресту. На повечерии читались каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю. После пения «Достойно есть» братия брала благословение у настоятеля или наместника и расходилась по келиям; воспрещалось пить чай, вкушать пищу и собираться для праздных бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344, Витебск? - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398), 4-й сын литов. вел. кн. Ольгерда от его 1-го брака с витебской кнж. Марией Ярославной († 1346). Княжеское и христ. имя В. О. получил в честь киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича . Зимой 1347/48 г. вместе со старшими братьями и христианами Вильны В. О. мог участвовать в тайном погребении мч. Евстафия, убитого по приказу Ольгерда 14 дек. 1347 г. (см. ст. Антоний, Иоанна и Евстафий ). Точная дата вокняжения В. О. в Киеве неизвестна. В качестве киевского князя В. О. впервые упоминается в мирном договоре между правителями Литвы и Ливонским орденом 7 нояб. 1367 г. ( Karys I. K. Senovés Lietuviu pinigai. Bridgeport, 1959. S. 178; Wdowiszewski. S. 12). Нек-рые исследователи (С. А. Беляева, Г. Ю. Ивакин и др.), основываясь на данных Густынской летописи (ПСРЛ. Т. 42. С. 130), составленной в 1597 г., высказывали предположение, что В. О. стал киевским князем в 1362 г., после того как Ольгерд захватил Киев. Время княжения В. О. в Киеве, несмотря на политическую подчиненность Золотой Орде и все возраставшую зависимость от Литовского великого княжества , характеризуется заметным военно-экономическим и культурным подъемом Юж. Поднепровья. С помощью литов. военных сил В. О. удалось постепенно оттеснить ордынцев за Днепр, на юго-вост. границе Киевского княжества были воссозданы оборонительные укрепления по р. Суле. Восстанавливался ряд уничтоженных в сер. XIII в. киевских пригородов, в частности г. Юрьев-на-Роси, бывший в XII - сер. XIII в. центром отдельной епархии. При В. О. в Киеве оживилась жизнь на территории Верхнего города, здесь на горе (позднее - Замковая гора) был построен деревянно-земляной замок, возвышавшийся над Подолом. В. О. восстановил домонг. белокаменную княжескую резиденцию (киевская ротонда). За Киевом, в р-не совр. Выгуровщины, находились загородные деревянные замок и двор В. О.

http://pravenc.ru/text/159102.html

Спустя восемьдесят пять дней ко святому Мартину пришел в темницу нотарий Саголива и сказал ему: «мне приказано взять тебя отсюда в свой дом, откуда ты будешь отправлен в некоторое место». Святой Мартин спросил: — Куда же меня пошлют, в какое именно место? Но Саголива не отвечал на этот вопрос. Тогда святой Мартин сказал: — Оставьте меня в темнице до того времени, когда нужно будет отправить. Нотарий ушел. При солнечном заходе папа сказал находившимся с ним вместе узникам: — Подойдите, братия, и дадим друг другу последнее целование: тотчас придет за мною посланец для взятия меня отсюда. Все с плачем прощались с ним, но святой Мартин, выражая на лице своем радость, говорил им: — Не плачьте, но радуйтесь — видите я радуюсь, что иду на страдание за православие. После этого снова пришел упомянутый нотарий, который и взял святого из темницы; все присутствовавшие неутешно рыдали, сожалея о разлуке с преподобным. Святой Мартин был посажен на корабль и отправлен в заточение в Херсон [ 16 ]; здесь его морили голодом, лишали всего необходимого, так что через два года он отошел ко Господу [ 17 ]. Честное тело его было погребено вне города Херсона в храме Пресвятой Богородицы, именуемой Влахернской. Скоро гробница его стала привлекать множество народа: самые разнообразные и многочисленные исцеления получали болящие по молитвам святого и благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом, слава во веки. Аминь. Страдание святых мучеников литовских Антония, Иоанна и Евстафия Сии святые мученики происходили из литовского города Вильны [ 1 ] и, по тогдашнему нечестивому обычаю, были огнепоклонниками [ 2 ], подобно тому как и другие жители той страны. Антоний и Иоанн, родные братья, всей душей возлюбили христианскую веру и, когда однажды в Литву прибыл некий пресвитер, по имени Нестор, они приняли от него божественное крещение. При этом старший из них по летам был назван Иоанном, а младший Антонием [ 3 ]. Оба брата по крещении проводили жизнь, подобающую истинным христианам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Построена в 1859 г. на средства прихожан. Деревянная, на кам. фунд., крыта жестью. В 1877 г. и 1881 г обновлена. При ней деревянная, на кам. фунд. колокольня. Земли: усад. 1 дес. 240 саж., пахот. 23 дес. 148 саж., сенок. и под лесом 22 дес. 375 саж.; последняя большею частью бесполезна для причта, как находящаяся под помещичьим прудом, болотом и зарослями. Земля плохого качества. Причт: 1 свящ. – 300 руб. и псаломщ. – 50 руб. Для свящ. и псаломщ. дома и хоз. постройки ветхи. Сельская школа сущ. с 1872 г. Прип. дер. Глезна в 5 вёрстах. Дворов – 120, прихожан – 936 д. об. п. Свящ. – Антоний Евстаф. Гутовский (с 1883 г.) и псаломщ. – Арсений Севериан. Рыбчинский (с 1880 года). 265. с. Бражинцы волости Деревичской, от Житомира 100 вер., от Новоград-Волынска 85 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Полонное 20 вер., от ближ. почт. ст. Полонное 20 вер., от бдиж. приход. с. Купчинец 2 вер., с. Онацковец – 4 версты. Приход 6-го кл. Церковь во имя Преображения Господня. Построена в 1846 году на средства прихожан и помещицы Прушинской. Деревянная, на кам. фунд., крыта жестью. В 1875 г. устроен новый иконостас. При ней деревянная, на кам. фунд. колокольня. Имеется кладбищенская церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. Она построена в 1871 г. (а освящена в 1873 г.) на средства прихожан. Деревянная, на кам. фунд., крыта гонтом. Копии метрич. книг сущ. с 1779 г., а испов. ведом. с 1774 г. Земли: усад. 2 дес., пахот. 28 дес., сенок. 7 дес., лесу 10 дес. – всего 47 десятин. На эту землю имеются проект от 1846 г. и план от 1854 г. Причт: свящ. – 300 р. псаломщ. – 50 р. Для свящ. дом и хоз. постройки хотя и починены помещиком, но весьма неудовлетворительны; для псаломщ. они разрушаются. Церк.-приход. школа сущ. с 1868 г. Крупный землевладелец – Прушинский. Дворов – 102, прихожан – 844 д. об. п. Свящ. – Евгений Яковл. Майборода (с 1884 г.) и псаломщ. – Афанасий Ив. Немоловский (с 1845 года). 266. с. Булдычев 211 волости Миропольской, от Житомира 80 вер., от Новоград-Волынска 60 вер., от ближ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Слава Тебе Богу, Благодателю нашему, во веки веков! Аминь. VIII. Слово, произнесённое в 14-й день апреля 1851 года, по освящении пещерной церкви во имя святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, в Виленском Святодуховом первоклассном монастыре Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе ( Пс. 33:4 ). И ещё, Православные Христиане, сподобил нас Господь устроить новый храм молитвы, новое прибежище в скорбях и немощах наших. Минуло уже пятьсот лет, когда пострадали в Вильне позорною смертью за веру Христову святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Церковь Православная давно уже сопричислила их к сонму угодников Божиих; празднует память их в нынешний день, и в сей же день читает нам назидательные их жития. Между тем драгоценные мощи сих первых мучеников в Литовском крае покоились безгласно под олтарём церкви Святаго Духа, в которой стоим мы ныне на молитве. Может быть, церковь сия, из многочисленных Православных храмов, бывших некогда в Вильне, одна с обителью своею устояла в Православии, потому единственно, что основана самым делом на святых мученицех. Не без особого промысла Божия мощи сии сокрыты были толь долгое время под спудом от взоров жителей здешней страны. Не без особой цели явились они светло тогда именно, когда Православие воскресло в Литве и её некогда престольном граде Вильне, когда чада Православной Церкви, столь долго ей чуждые, возвратились на лоно её. Вот, почти у нас на глазах, над вратами богоспасаемого нашего града, стоит, как бы на страже, русская Православная икона Божией Матери, ныне уже не наша 23 . Вы знаете, Православные, с каким благоговением, с каким рвением, обращается к ней в своих молитвах всё здешнее Христианское население, самое близкое нам по сердцу, самое близкое по вере, но, к несчастью, чуждое по церковному единению. Не смутное ли воспоминание прошедшего, не кровь ли праотцов, текущая в их сердцах, есть источником сего рвения, сего благоговения? И в нынешнем благодатном прославлении святых мощей не есть ли перст Божий, указующий сим иноверным братьям нашим, что православная мученическая кровь впервые оросила здешнюю страну и престольный град её, и что страна сия есть древнее достояние Руси Православной?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Arhiva În ajunul srbtorii Acopermântului Preasfintei Nsctoare de Dumnezeu Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit privegherea la biserica „Sfântul Binecredinciosul cneaz Igor al Cernigovului” din Peredelkino 13 octombrie 2019 20:58 13 октября 2019 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы (Михайловское благочиние Западного викариатства Московской городской епархии ). Его Святейшеству сослужили: епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством г. Москвы; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; игумен Антоний (Зеленчуков), клирик храма Спаса Преображения — Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы; иеромонах Пимен (Клыков), благочинный храма Спаса Преображения — Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья в Переделкине (регент И.Г. Козарь). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании богослужения епископ Фома приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону с изображениями святого благоверного князя Игоря Черниговского и святой равноапостольной княгини Ольги, предстоящих пред иконой Божией Матери. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал ковчеги с честными мощами апостола Тимофея, великомученика Димитрия Солунского, великомученика Евстафия Плакиды, мученика Клавдия, преподобного Онуфрия Великого, преподобного Макария Великого, преподобной Марии Египетской, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Алексия, человека Божия, первомученика архидиакона Стефана. «Их молитвами да хранит Господь всех вас, мои дорогие, и постоянных прихожан этого святого храма, и тех, кто, может быть, не всегда его посещает, но тем не менее связывает себя с этим святым местом. Надеюсь, что принесение сюда святых мощей еще больше будет укреплять веру и благочестие в тех, кто с этим храмом связывает свою молитвенную жизнь. Еще раз всех вас поздравляю с праздником!» — сказал Святейший Патриарх Кирилл. Завтра, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Предстоятель Русской Церкви совершит Божественную литургию в Покровском ставропигиальном монастыре г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5512519...

Относительно монахинь в Д.-Бизане было постановлено, чтобы игуменья постригала, а также налагала епитимии за легкие проступки; более тяжкие грехи исповедала монахиня игуменье, та давала знать начальнику-мирянину, а тот посылал затем к грешнице монаха – не священника, который принимал покаяние и давал отчет настоятелю. Наконец, последний звал (так наз.) священника, назначал соответственную епитимию, которую тот передавал монаху и грешнице. Этот обычай совершенно противный канонам, которые дают право постригать только истинным священникам, наблюдался в Д. Бизане“. В 16 году царства, в день Успения Б. М, Зара-Якобу удалось доказать на основании канона обоим митрополитам, Михаилу и Гавриилу, необходимость праздновать обе субботы – так что те, вопреки практике своих предшественников, установила почитание их 162 . Затем, когда таким образом повод к расколу прекратился, царь убедил чад Макаба-Эгзиэ, что согласно канонам, не мирянин, а рукоположенный священник должен быть настоятелем монастыря. Они подчинялись этому и снова допустили священников. „Так, при содействии митрополита было восстановлено единство церкви, за что нельзя в достаточной мере возблагодарить незаслуженную милость Божию“. Из преподобных евстафианского устава известны жития Габра-Иясуса, Филиппа дабра-бизанского и ученика его Иоанна. Два последних списаны, как мы уже имели случай упоминать, Conti Rossini в самом Бизанском монастыре, но до сих пор не появились в свет. Что же касается Габра-Иясуса, то ему посвящена вторая половина лондонской рукописи Orient. 705. Об обстоятельствах написания и характере этого „жития“ мы уже говорили 163 , а потому здесь нам придется только отметить те немногие факты, которые оно сообщает. В длинных введениях м. пр. приводится духовная родословная святого: Антоний, Макарий, Пахомий, Либанос, Макарий, Адхани, Оц, Беесе-Салам, Палладий, Кебуэ-Эгзиэ, Афанасий, Исаак, Эбна-Санбат (с Иоханни, Варнавой и Анциано-Эгзиэ), Даниил из Дабра-Марьям в Геральта 164 , Езстафий, Габра-Иясус. Последний назван далее „из числа святых отцов двенадцати мамхеров-рукоположенных“ (neburäna ed).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Через полгода после принятия схимы, 19 декабря 1994 года, отошел ко Господу схииеродиакон Антоний. После схииеродиакона Антония остался труд его жизни – целая библиотека богослужебной литературы для слепых, набранная под диктовку им самим на специальной пишущей машинке. (Ныне эти уникальные книги находятся при храме Старо-Симонова монастыря, где ими пользуются члены общины слепых и слабовидящих.) С февраля 1995 года в специальных мастерских монастыря начали сооружать престолы и жертвенники для самой обители и храмов благочиния, а также Кресты-Голгофы, которые расписывал художник-иконописец из Подольска. В годы пребывания в стенах монастыря Сухановской тюрьмы были утрачены две угловые башни. Ныне они не только полностью восстановлены, но и украшены золочеными фигурками летящих Ангелов. В течение нескольких лет очищали невероятно замусоренную различным строительным сором территорию монастыря. При земляных работах и откопке фундаментов храма и келейных корпусов были обнаружены надгробия утраченного монастырского кладбища и некоторые захоронения в полуразрушенных склепах, которые привели в порядок. В июле 1995 года состоялось долгожданное событие: Учебный центр ГУВД окончательно освободил территорию монастыря. В 1996 году, в храме святых апостолов Петра и Павла художники-реставраторы начали росписи, которые были завершены к концу 1999 года, резчики работали над иконостасом. 14 ноября 1996 года в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана была отслужена первая Божественная литургия в надвратном храме святителя Димитрия, митрополита Ростовского. В начале 1997 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий передал в дар обители икону святителя Иннокентия, митрополита Московского, с частицами святых мощей и икону трех виленских святых Антония, Иоанна и Евстафия, освященную на мощах этих мучеников. Работы по восстановлению храмов, келейных и хозяйственных корпусов монастыря не прекращались ни на день. Когда реставраторы разоб рали обветшавший купол на соборе святой великомученицы Екатерины, то обнаружили послание, спрятанное в бутылке и оставленное здесь 23 года тому назад. Оно гласило: «Здравствуйте, наши потомки. Мы, реставраторы XX века, водрузили 19 апреля 1974 года крест и вам наказываем беречь русское искусство, как мы его ценим. Реставрацию вела бригада в составе…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010