Сцена 4. Иоанн не отстаёт от спешащих ко двору князя друзей, опасаясь, что они будут преданы Кейстутом и повешены за нарушение эдикта. Зная усердие Кейстута в служении идолам и его коварный нрав, Иоанн понимает, что пищей, втайне доставленной крестоносцам, и золотой цепью - неким прообразом повешения - уже накрыт им " стол в петлю " . Однако Антоний и Евстафий, истолковавшие это шейное украшение согласно девизу крестоносцев " То, что связывает шеи, да принесёт лавры разуму " как обещание воинских чинов и победных лавров, уговаривают его оставить страх и пойти ко двору. Между тем, встретившийся им на пороге Доларх, осведомившись о причине их спешки, ложно заявляет, что князь занят важными делами, и не даёт до особого указания свободного доступа к нему. Сцена 5. В надежде на награду и на милость обоих князей Доларх входит к Ольгерду как вестник удачи. Однако князь, упорствующий в своём заблуждении и всё ещё пылающий гневом, при первом же упоминании о заточённом по ошибке Кейстуте, сделанном без всякого очевидного доказательства, приказывает Доларху, как рассказчику якобы нелепой истории, удалиться из дворца в изгнание. Чтобы заполучить товарищей по несчастному жребию, и храня в сердце глубокую обиду, Доларх советует Иоанну, Антонию и Евстафию немедленно отправляться во дворец, так как теперь, дескать, настало самое удобное время доложить о Кейстуте. Сам же тайком следует за ними, намереваясь чужой бедой смягчить собственную обиду. Сцена 6. Ольгерд сперва с негодованием отвергает рассказ Иоанна, Антония и Евстафия о судьбе Кейстута. Но затем, когда они по порядку и разумно излагают все обстоятельства бегства во вражеской одежде и заключения в тюрьму по ошибке, и подтверждают рассказанное золотой цепью, которую Кейстут вручил им, Ольгерд, заподозрив в их словах правду, идёт в темницу, узнаёт там с огромной радостью брата Кейстута и, покуда готовится пир, отведя его в отдельное помещение, потчует лёгкой закуской. Иоанна же, Антония и Евстафия за эту оказанную его брату услугу по настоянию Кейстута награждает высшими военными чинами, а также и Доларха, мучимого завистью, восстанавливает при дворе и возвращает свои милости, препоручив ему распоряжаться пиром.

http://pravoslavie.ru/185.html

принятия христианства Антоний и Иоанн носили языческие имена: Нежило и Кумец. князь литовский, правил с 1341 г. по 1377 г. Незадолго до вступления на княжение, Ольгерд принял христианство, но сделал это аз житейских расчетов, желая завладеть княжеством Витебским, принадлежавшим русской княжне Марии Ярославне, на которой Ольгерд и женился с этою целью. Когда умерла его супруга — христианка (это было около 1346 г.), Ольгерд оставил христианство и снова стал язычником. мученик Евстафий был родственником святых Антония и Иоанна и до принятия христианства носил языческое имя — Крувлец. (и среда) как день, посвященный святою Церковью воспоминанию крестных страданий Господа, по церковному уставу должна быть днем пощения. святого Евстафия и упомянутых ранее Антония и Иоанна последовала в 1347 году. святых мучеников в настоящее время покоятся в Виленском Свято-Духовом монастыре, куда они были перенесены в 1826 г. Страдание святого мученика Ардалиона надо разуметь Максимиана Галерия, сперва соцарствовавшего Диоклитиану, а потом с 305 по 311 год его преемнику. Гонение на христиан по эдикту Диоклитиана началось в 303 году. Страдание святых мучеников 1000 и Азата священномученика Симеона празднуется 17 апреля. ( < < back) царь Сапор 2-ой в 343 году особым эдиктом обложил христиан своего царства за их отказ содержать древнюю религию Зороастра большими сравнительно с прежними податями и, когда они от этих налогов отказались, он счёл это возмущением и открыл жестокое гонение сначала на христианское духовенство, а потом и на всех христиан. ( < < back) с греч. яз значит «хранитель постели». Так назывались особые придворные чиновники, заведывавшие царской спальней. Обычно они были самыми приближенными лицами к царю. ( < < back) святых мучеников падает на 13–23 апреля 344 года. ( < < back) что преследование христиан в Персии продолжалось до конца царствование Сапора, до 381 года. ( < < back) Страдание святого мученика Саввы Готфского народ германского племени, живший первоначально по течению реки Вислы, а потом, расселившийся по реке Дунаю. В начале IV века среди готфов стало распространяться христианство. Первым проповедником и насадителем его здесь был Вульфила или Ульфила — епископ готфов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Еще одним святым этого времени является соратник царя Ражден, перс из рода Сасанидов, который принял христианство в Грузии и остался до смерти верен Христу и своей новой отчизне. Он был взят в плен и предан персидским шахом, своим дядей, мучениям. Но Ражден не отрекся от Христа. Царю посоветовали отпустить Раждена в Мцхет попрощаться с родными, взяв клятву вернуться в день казни. Рассчитывали на то, что Ражден не вернется и опозорит себя в глазах и персов, и грузин. Но Ражден вернулся в назначенный срок и после мучений был убит отравленными стрелами. Царь Вахтанг положил мощи Раждена в Икортском монастыре, и сразу же началось почитание его как святого. Великомученик Евстафий Мцхетский происходил из высшего сословия жрецов-огнепоклонников, которые назывались магами и мобиданами. Он принял христианство, и за это был замучен соплеменниками. Его тело положили под престол главного алтаря Светицховели. VI b. в духовной летописи Грузии знаменуется пришествием в Иверию сирийских подвижников — преп. Иоанна Зедазенского, знаменитого сирийского подвижника, и его 12-ти учеников. Они боролись с насаждавшимся иранскими проповедниками огнепоклонством, своими молитвами и примером жизни обращая отступников к покаянию. Он основал монастырь в Гареджи, который стал лаврой. Народ называл ее Иверской Фиваидой. Преп. Антоний, один из учеников преп. Давида, повторил подвиг св. Симеона Столпника. Св. Исе, епископ Целканский, получил в наследство от своего духовного отца, игумена Иоанна, дар непрестанной молитвы и его монашеский посох, которым совершал дивные чудеса. Св. Неофит, арабский полководец, обратившийся в христианство и ставший игуменом Шио-Мгвимского монастыря и затем епископом, был убит огнепоклонниками. В VII b. во время нашествия халифа Мурвана пострадали свв. князья Давид и Константин и царь Арчил, попавшие в плен и отказавшиеся принять ислам. В VIII b. прославился мученическим подвигом аравийский юноша Або, принявший христианство и проповедовавший его среди арабов три года. Он считается покровителем Тбилиси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

веру, не являлись с прочими к принесению жертв огню Зничу в храм Перкуна, и строго соблюдали посты. Это открыло их веру жрецам. Ольгерд, по настоянию жрецов, приказал бросить братьев в темницу. Целый год провели они здесь, томимые голодом и сыростью тюрьмы, но оставались тверды в вере. На другой год Иоанн, старший брат, ослабел и объявил, что отрекается от христианства. Ольгерд освободил обоих братьев. Но Антоний ни от мук, ни от ласк не преставал быть искренним христианином, и его опять бросили в темницу. На этот раз положение его было до крайности мучительно. Все, что могла придумать злоба жрецов, было употреблено для того, чтобы победить твердость Антония. Ангельское спокойствие, с каким переносил он страдания, сила истины Христовой, говорившей устами его, возбудили такое удивление в народе, что толпы спешили к темнице видеть и слушать исповедника Христова. Иоанн скоро почувствовал, что нет для него радости без имени Христова; обличения брата ложились на сердце его камнем. Наконец он объявил Ольгерду: «Государь! открыто сознаюсь, что я опять христианин, делай со мною, что хочешь, но более не изменю я св. вере». Ольгерд вышел из себя, бил Иоанна из своих рук, и велел бросить его к Антонию. Темница исповедников стала христианским училищем; туда спешил народ, изумленный терпением страдальцев, и многие тайно принимали св. крещение. Жрецы, испуганные действием проповеди св. братьев, просили у Ольгерда решительного суда над ними, и, получив страдальцев в полное свое распоряжение, терзали их разными пытками. Января 14 повешен был Антоний; в Иоанне надеялись опять видеть слабость и долее мучили его, но 24 апреля и его повесили. Мученическая смерть Антония и Иоанна не только не остановила дела св. веры, но способствовала ее успеху. Родственник мучеников Круглец, также придворный Ольгерда, обратился к Христу, пораженный терпением и словами св. родственников. Ольгерд, заметив, что он более не язычник, приказам бить его железными прутьями. Евстафий не показывал и вида, что страдает.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

T. 2. 188-192; История РЦ. Кн. 3. Прил. 11). Предполагают, что такая реакция Патриарха была вызвана прекращением поминания визант. императора. В К-поле знакомились с ситуацией в Московии не только через епископов и посланников, но и «от ромеев, побывавших в России». Сообщения путешественников и паломников, прибывавших из Византии, были источником известий о политической ситуации в империи и соседних с ней странах, к-рые изредка встречаются в рус. летописях (примеры см.: Маджеска. 1994. Примеч. 49). Визант. имп. Иоанн VIII Палеолог с супругой Анной. Фрагмент " Большого " саккоса митр. Фотия. 1-я пол. XV в. (ГММК) Визант. имп. Иоанн VIII Палеолог с супругой Анной. Фрагмент " Большого " саккоса митр. Фотия. 1-я пол. XV в. (ГММК) В 1411 г. установился династический союз между Москвой и династией Палеологов в результате помолвки будущего имп. Иоанна VIII, сына имп. Мануила II, и Анны, дочери вел. кн. Василия Димитриевича (княжна, прибывшая в К-поль в 1414, через 3 года умерла от чумы - ODB. Vol. 1. P. 261). Чета Иоанна и Анны изображена на «Большом саккосе» митр. Фотия (1408-1431) рядом с рус. вел. кн. Василием и его женой Софьей Витовтовной ( Банк А. В. Визант. искусство в собр. Сов. Союза. Л.; М., 1966. С. 287). Между фигурами Василия и его дочери Анны помещены святые виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, казненные литовским вел. кн. Ольгердом (1347) и канонизированные Патриархом Филофеем (1374). Вел. кн. Василий I и вел. кнг. Софья Витовтовна. Фрагмент " Большого " саккоса митр. Фотия. 1-я пол. XV в. (ГММК) Вел. кн. Василий I и вел. кнг. Софья Витовтовна. Фрагмент " Большого " саккоса митр. Фотия. 1-я пол. XV в. (ГММК) Одним из наиболее активных сторонников Флорентийской унии (1439) выступал грек Исидор, незадолго до Ферраро-Флорентийского Собора поставленный на Киевскую митрополию. Но когда митр. Исидор по возвращении торжественно провозгласил о заключении унии, он был арестован по приказу вел. кн. Василия II Васильевича, а затем бежал из Москвы. В 1441 г. Василий II направил К-польскому Патриарху почтительное послание с выражением недоумения по поводу «Исидорова дела» и просьбой о разрешении избрать митрополита на Соборе рус. епископов (РИБ. Т. 6. Стб. 525-536), но послы так и не добрались до К-поля. Категоричное неприятие унии Русской Церковью, поддержанное афонскими монахами и Иерусалимским Собором (1443), а также непрерывные войны привели к прекращению контактов с К-полем, где сидели «царь неправильный и патриарх неправильный» (Там же. Стб. 559). Дипломатичное послание московского вел. князя к имп. Константину XI (1451) с целью уладить отношения с К-полем после избрания в 1448 г. митр. Ионы оказалось запоздалой мерой (Там же. Стб. 583-584).

http://pravenc.ru/text/372678.html

В 1932 г. были вскрыты и осквернены погребения на территории мон-ря, останки сожжены. В 1-й пол. марта 1943 г. при отступлении нем. войска взорвали Троицкий собор, Введенскую ц., 2-й этаж трапезной палаты, колокольню. В 50-х гг. в сохранившихся зданиях разместились учреждения совхоза «Ставково», сыроваренный завод, почта. 14 мая 1990 г. в Тихоновском храме Г. Б. м. состоялось первое богослужение. 31 янв. 1991 г. решением Свящ. Синода мон-рь был возобновлен, настоятелем назначен игум. (с 1997 архим.) Антоний (Мезенцев). В мае 1993 г. Г. Б. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 4 дек. 1997 г., в день праздника Введения во храм Пресв. Богородицы, митр. Смоленский Кирилл (Гундяев) освятил восстановленную трапезную палату и Введенский храм, в к-ром совершаются регулярные богослужения. В 1999-2001 гг. храм и палаты были расписаны, в бывш. приделе свт. Митрофана устроена ризница. Отреставрирована Тихоновская ц., просфорня, восстановлены дом настоятеля (1993), ограда с 4 башнями (1993), дом, в к-ром жил Барановский, построены деревянная часовня на монастырском кладбище, кирпичный келейный и казначейский корпуса. В 2000 г. был расчищен от руин юж. придел взорванного Троицкого собора, в 2005 г. началось его восстановление. Обретенные под руинами собора в июле 2001 г. мощи прп. Герасима находятся в деревянной раке во Введенской ц., у юж. стены. Одновременно были обретены мощи прп. Аркадия Дорогобужского . Среди др. святынь Г. Б. м.- 2 ковчега с частицами мощей ап. Луки , святителей Никифора I К-польского, Николая Чудотворца, Игнатия , еп. Ростовского, Питирима , еп. Тамбовского, Феофана Затворника , сщмч. Ермолая , вмч. Меркурия Кесарийского, Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , Иоанна Воина , преподобных Ефрема Сирина , Сергия Радонежского , Оптинских старцев, сохранившийся образ прп. Герасима Болдинского и свт. Николая Чудотворца, к-рые держат Казанскую икону Божией Матери (2-я пол. XIX в.), иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона , Димитрия Солунского , прп. Нила Столобенского , Лаврентия Черниговского , святых Космы и Дамиана . На территории мон-ря находятся захоронения князей А. Н., И. Н., Н. В., Н. Н. и Е. А. Долгоруковых, участников войны 1812 г. семьи Вистицких. Г. Б. м. имеет подворья в г. Сафонове с Владимирским храмом и Дорогобуже с Казанским храмом.

http://pravenc.ru/text/164627.html

Засим поставляю в обязанность монастырю, при продолжающихся ныне работах в под-алтарном склепе, устроить для меня гроб под ракой святых Виленских мучеников, по данным мною указаниям архитектору, и на гробе сем положить сказанную выше памятную чугунную доску – да лучшая надежда христиан, блаженное упокоение, предстоит всегда памяти и взорам нашим грешным! 75. Список с рапорта Св. Синоду, от 26 октября 1850 года за 3352, с просьбою о разрешении на устройство церкви в пещере, где почивают мощи св. Виленских мучеников Пятьсот уже миную лет как пострадали за веру Христову в городе Вильне первые Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий. Церковь Православная празднует их память в 14-й день апреля, и под сим же днём помещены их жития в Четьи-Минеи. Нетленные мощи сих угодников Божиих сохранились в под-алтарном склепе церкви Виленского Святодухова монастыря и были освидетельствованы Святейшим Синодом в 1826 году, посредством преосвященных Минского Анатолия и Черниговского Лаврентия. Между тем, к мощам сим оказывали и оказывают большое благоговение не только Православные, но и Римляне, не только местные жители, но и отдалённые, прибегая к ним в чаянии получить облегчение в скорбях и немощах. Вход в под-алтарный склеп, где почивают мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, находился доныне пред самыми царскими вратами, так что затруднялось самое богослужение; да притом оный был весьма неудобен для спуска, по крутизне лестницы. Желая устранить это неудобство, я отчасти собственными, а отчасти монастырскими средствами, соорудил в склеп, прошлым летом, новый удобный и благовидный вход, подальше от царских врат, и самый склеп устроил поприличнее, как донесено мною Св. Синоду, от 10 сего октября за 9858, и как значится на прилагаемом при сем плане под 1. Эта святыня, сохранившаяся как бы чудом, заслуживает полного внимания Православной Церкви. Может быть, в бедственные прошлые времена, из стольких бывших в Вильне церквей один только Святодухов монастырь устоял непоколебимо в Православии потому единственно, что самым делом основан на святых мучениках. С другой стороны, это есть видимая точка соединения здешней страны с общею Православною Церковью, и напоминовение всякому русскому сердцу, что эта страна издревле не чужда России и Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Вместо принятия от Вашего Превосходительства контракта, заключённого с мастером Андреевым, и оставшихся после Ивана Григорьевича денег 1563 руб. 56 коп. серебром, – позвольте просить вас покорнейше, не примете ли на себя довершить труд, начатый покойником, так, чтобы устраиваемая рака была кончена и доставлена в Виленский Святодухов монастырь под вашим попечением. Если вы на сие согласитесь, то я, по бывшему у нас с покойником предположению, отправлю к Вашему Превосходительству недостающие ещё по контракту 636 рублей 44 коп. серебром. Если же найдёте невозможным принять на себя этот труд, то я соображусь о принятии от вас денег и контракта по вашему желанию. В обоих случаях я буду предварительно ожидать вашего ответа. 80. Список с составленной в 14-й день апреля 1851 года подписки для сбора приношений на раку для мощей св. Виленских мучеников По случаю совершившегося освящения пещерной церкви во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, неизлишним считается известить Виленскую Православную паству, что для мощей сих угодников Божиих заказана уже рака бронзовая, чеканная, позлащённая. Она будет стоить 3200 рублей серебром, и ещё оказывается некоторый недостаток в покрытии сей суммы. Местный архипастырь, желая доставить спасительное удовольствие Виленской Православной пастве, в деле столь близком её сердцу, приглашает принять в нём участие посильным приношением. Он просит не забывать, что грош убогого столь же приятен Богу, как обильная жертва тех, кому Господь послал более достатка. Желательно, чтобы все Виленские Православные приняли участие в сем благом деле и выразили таким образом единодушную признательность к Господу Богу за дарованную им святыню. Для принятия приношений от подписавшихся на сем листе назначается казначей Святодухова монастыря иеромонах Антоний. 81. Список с письма к почётному гражданину Кузнецову, от 28 апреля 1850, насчёт распределения на Виленские церкви пожертвованной им суммы 10,000 руб. серебром Отправленное вами на первой неделе поста пожертвование в пользу древних Богоявленской и Николаевской Виленских церквей получили мы на минувшей страстной седмице. Обильные жертвы ваши на добрые дела слишком гласны и давно нам известны. Да благословит Господь все начинания ваши и наградит за память вашу о нуждах Православной Церкви и на другом конце великого Русского Царства!

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Зельзин. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Первая церковь в д. Зельзин была построена в 1420-1430 гг. По преданию некая княгиня увязла в болоте и освободилась от смертельной опасности при помощи подоспевших на помощь охотников. На этом месте, по обету, она построила церковь. В конце XIX в., в новой Кресто- Воздвиженской церкви, как символ спасения княгини находился олений рог, случайно оказавшийся с охотниками. Из первой древней церкви в новую также перенесли особо почитаемую местными жителями икону Божией Матери и дубовый крест, который употреблялся в богослужении первым священником Чаплеевским. Ныне существующая Свято-Крестовоздвиженская церковь находится на западной окраине села на земле приходского кладбища. Построена она была в 1872 году из камня, накрыта белой жестью. Состоит из прямоугольного основного объема, вытянутого в поперечном направлении и апсиды. Основной объем накрыт двускатной крышей, увенчанной главкой. При входе к основному объему пристроен деревянный притвор, с северной стороны к апсиде - ризница. Размер храма без алтаря и притвора - 15 х 11 метров, высота — 5 метров. Отличительной чертой зельзинского храма является массивный каменный иконостас, оштукатуренный с двух сторон. В лицевом декоре иконостаса использованы фризы, утонченные пилястры, арочное обрамление царских врат и боковых дверей. Потолок плоский, подшивной. По оси церкви стоит сложенная из камня двухъярусная колокольня, нижний ярус которой является входными воротами на церковный погост. Храм - памятник эклектической архитектуры. В 1900 году на личные сбережения местного священника Антония Иоанновича Радкевича в северной части церковного двора была сооружена каменная часовня, освященная в честь святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Отец Антоний скончался 13 января 1901 года на 82-м году жизни, похоронен на церковном погосте. Рядом находится могила священника Кирилла Васильевича Турцевича. К храму была приписана церковь в деревне Шейпичи, находящаяся в 4 км от Зельзина. Вследствие аварийного состояния (верхний фасад здания обвалился), с июня 1952 года службы в ней были прекращены. К дальнейшему использованию здания, по решению комиссии райисполкома, признали непригодным.

http://sobory.ru/article/?object=27645

Виленский Свято-Троицкий монастырь. Свято-Троицкая третьеклассная (с 1845 г.) необщежительная обитель находится в самом городе Вильне, близ Острых ворот, на довольно возвышенной плоскости, которая в монастырской хронике известна под именем Троицкой горы, Во времена язычества в Литве здесь стоял дуб, на котором вешали осужденных преступников, но потом это место (в 1347 г.) было освящено мученической кровью виленских Свв. Антония, Иоанна и Евстафия. Спустя два года после их мученической кончины за веру Христову, великий князь литовский Ольгерд женился на дочери тверского князя Александра Михайловича Ульяне. Двор великой княгини сделался вновь средоточием и опорой православия. Пользуясь покровительством новой великой княгини, православные христиане, которых в это время в Вильне было довольно значительное число, выпросили у Ольгерда взгорье, на котором пострадали Иоанн, Антоний и Евстафий. Ольгерд охотно исполнил просьбу христиан, так как язычники, считая эту местность оскверненной христианской кровью, не хотели здесь селиться. С этого времени христиане стали собираться на эту гору для молитв. При содействии великой княгини здесь была построена деревянная церковь во имя Св. Троицы, престол которой, по приданию был устроен там, где стоял дуб, на котором пострадали великие мученики. Когда и кем основан при этой церкви монастырь, нет положительных известий. Но в XV в. несомненно он уже существовал, и из него вышли многие замечательные пастыри церкви, как, например, киевский митрополит Макарий I (сконч. 1497 г.), возведенный в этот сан из архимандритов Виленского Свято-Троицкого монастыря, Uoha II и др. К концу XV в. деревянная церковь пришла в ветхость, разрушилась и в силу указа преемника Ягеллы Казимира (1440–1492 г.), воспрещавшего православным строить новые и возобновлять старые церкви, без особого на то королевского разрешения, стояла в развалинах до времен Сигизмунда I. Во время войны этого короля с московским князем Василием Иоанновичем князь Константин Острожский; отправляясь в поход против неприятеля, дал обет построить в Вильне две каменные церкви, если ему удастся одолеть неприятельские войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010