Четырнадцатый день. Поучение 1-е. Свв. муч. литовские: Иоанн, Антоний и Евстафий. (Об отречении от Христа). I. При литовском князе Ольгерде, ревностном язычнике, двое литовских юношей, братья Нежила и Круглец, приняли христианство и названы Иоанном и Антонием. Ольгерд, узнавши, что они – христиане, стал отвлекать их от веры, но, видя их твердость, заключил в темницу. Старший брат Иоанн, из страха мучений, отрекся от Христа. Ольгерд, думая, что и другой брат последует примеру старшаго, велел возвратить обоих на прежния должности. Иоанн наружно исполнял языческие обряды, но, оставаясь втайне христианином, просил Бога простить ему грех лицемерия. Антоний часто уговаривал брата оставить такой образ действий и открыто объявить себя христианином. Ольгерд, узнав, что Антоний оставался верным Христу, вновь заключил его в темницу, а Иоанна оставил при себе. Но Иоанн не имел спокойствия. Христиане видели в нем отступника, язычники презирали его за малодушие. Мучимый совестию, он пришел к христианскому священнику Нестору, искренно сознался в своем лицемерии и просил примирить его с братом. Когда Нестор передал это Антонию, тот сказал: «я не могу иметь ничего общего с братом, пока он не исповедует явно своей веры. Если он искренно кается, пусть объявит, что он – христианин». Слова эти были переданы Иоанну и он, оставшись однажды наедине с Ольгердом, сказал, что он христианин, а потом открыл то же и пред целым собранием язычников. Ольгерд предал его мучениям, а потом заключил в темницу. Здесь братья встретились и примирились. Ольгерд осудил их на казнь и наперед приказал казнить Антония, думая, что казнь брата заставит Иоанна отречься от Христа. Антоний, ожидая казни, провел всю ночь в молитве и убеждал брата твердо хранить веру. 14 апреля 1347 г. Антоний был повешен на высоком дубе. После этого язычники стали убеждать Иоанна отречъся от Христа, но когда он остался тверд в вере, его повесили на том же дереве, на котором скончался брат его. Твердость мучеников подействовала на одного служителя Ольгердова и он, уверовав во Христа, принял крещение от священника Нестора и наречен Евстафием. Он сделался строгим исполнителем уставов церкви. Когда он, однажды в рождественском посту, не хотел участвовать в трапезе князя и вкушать мясо, его подвергли истязаниям, а потом повесили на том же дубе и оставили на съедение птицам и зверям. Христиане взяли нетронутое зверями тело его и похоронили. Впоследствии на месте мучения построена была церковь во имя св. Троицы и в нее внесены тела мучеников. Святой митрополит московский Алексей, прибыв в Киев, установил совершать память трех литовских мучеников 14 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ ВИЛЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святые мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий Антоний Виленский (в язычестве - Кумец) (+ 1347 ), придворный князя Ольгерда , младший брат мч. Иоанна Виленского , мученик Память 14 апреля , 13 июля (Вильн., день возвращения мощей), в Соборе Белорусских святых Родные братья Антоний и Иоанн служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда и были обращены в Православие священником Нестором, духовником супруги Ольгерда Марии Ярославны, и открыто соблюдали все христианские обычаи. Жрецам не трудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от Христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками – принять в постный день мясную пищу (согласно проложному житию, это было в пятницу, накануне праздника Рождества Христова). Мученики ответили, что обязанности по отношению к Богу выше послушания князю. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн , не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их видными сановниками при дворе. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие, а брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово.

http://drevo-info.ru/articles/3746.html

Духовник первой супруги его, священник Нестор, успел обратить к христианству нескольких литовцев и в том числе двух родных братьев – любимцев Ольгерда. Кумец и Нежило (в крещении Иоанн и Антоний) перестали являться в храм Перкуна для принесения жертв Зничу (огню) 90 и соблюдали пост в известные дни. Это открыло их веру жрецам. Ольгерд по настоянию жрецов приказал бросить в темницу обоих братьев. Там провели они целый год, томимые голодом и сыростью темницы, но оставались тверды в вере. На другой год старший брат Иоанн ослабел и объявил жрецам Знича, что отрекается от христианства. Тогда Ольгерд освободил обоих братьев. Но Антоний не перестал быть твердым христианином, и даже брат его Кумец, терзаемый угрызениями совести, открыто объявил князю, что он не хочет изменить святой вере и остается христианином. Свирепый язычник решился отдать Иоанна и Антония в распоряжение жрецов. После бесчисленных зверских истязаний Антоний 14 апреля 1347 года был повешен на дубе. Иоанна мучили долее, потому что надеялись снова отвлечь его от христианства; наконец 24 апреля жрецы повесили его на том же дубе. Родственник мучеников Круглец, также придворный Ольгерда, умный и прекрасный юноша, пораженный твердостью страдальцев, принял крещение с именем Евстафия и признался в том самому Ольгерду, отказавшись есть мясо в Рождественский пост. Пришедши в ярость, Ольгерд принялся мучить Евстафия, велел лить ему в рот холодную воду при жестоком морозе, ломать ноги железными прутьями и содрать кожу с головы вместе с волосами. Мученик все терпел и еще утешал христиан, свидетелей его подвига, надеждою на блаженную вечность. Наконец святой страдалец был повешен 13 декабря на том же самом дубе, который был освящен мученическою смертию Иоанна и Антония. 91 «Кровь мучеников – семя христианства», по выражению одного из древних писателей церковных. 92 Пример страданий мучеников литовских привлек многих язычников к истинной вере. Между тем как эти события происходили в Литве, престол великого княжения по кончине Иоанна Данииловича Калиты был занят старшим сыном его Симеоном с утверждения хана Узбека. Новый великий князь при самом вступлении на престол показал опыт твердости в сношениях с новгородцами, которые отказались от уплаты ордынской дани, говоря, что Новгород сам избирает князей и не терпит насилия. Симеон ополчился против Новгорода со всеми удельными князьями, принудил своевольных граждан просить мира, взыскал с них дань и сам обязался грамотою соблюдать древние уставы Великого Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

При гробе его совершалось много чудес. Впоследствии мощи святого Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим, где покоятся в храме во имя святого Мартина. Святых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, в Вильне пострадавших НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Яко добля: Веры предборителие,/благочестия поборницы,/Церкве звезды многосветлыя,/льсти тьму умаливше благодатию/и свет истиннаго Богопознания светяще,/восхваляем вас священными песньми,/Божественнии и мудрии страдальцы/Антоние, Иоанне и Евстафие. Небеса, поведающа Божия таинства/и славу всем возвещающа,/мученицы Божественнии бысте,/ибо вещание подвигов и веры вашея/во вся концы Православныя Церкве изыде./Темже вся Церковь почитает страдания ваша,/яже подъясте доблественне о Христе, приснославнии. Лыстом 13 твоим сокрушенным и костем,/приснопамятне Евстафие,/и бедрам твоим, паче естества сотренным,/и носу и ушию урезанным/радовался еси, всеблаженне,/змиеву главу идолослужения отсекая./Сего ради подвигоположник Христос Бог/венец победный дарова тебе. Православно уверовавше в Троицу Пребожественную,/научени пресвитером Нестором,/просветистеся Духом Святым, прехвальнии,/и, на миродержца ополчившеся,/козни его мужески победисте,/пособием Божиим на него подвигшеся./Тем днесь пресветлую вашу память совершающе,/по долгу хвалами ваше почитаем страдание. Ранам предавшеся и мукам, святии,/непреклонна премудростию пребысте,/яко свещи, разжегшеся теплотою духовною,/просвещаете сердца верных благодатию/и отгоняете всяк недуг и всяку скорбь./Темже всяческий род и возраст/празднует вашу святую память,/песньми славяще Господа. Светлостию, мученицы, чудес ваших/всю просветисте тварь,/отгоняюще мглу страстей и скорбей,/бесовских наваждений и болезней/от притекающих к вам со слезами/и верою просящих вашего заступления,/доблии страдальцы Спасовы/Антоние, Иоанне и Евстафие./Темже верою святое и светоносное/ваше совершаем торжество. Слава, глас 6: Церковь днесь празднует светло,/в нову одежду одеявшися,/яко порфирою и виссом,/кровию и страданием новых страстотерпец:/сии бо, в благочестии воспитавшеся,/жертву непорочну, приятну и благоугодну/принесоша Ти, Христе./Темже, Спасе наш, Боже,/сих победители беззаконных показавый,/венчавый и прославивый,/низпосли нам тех молитвами велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати – Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецам не трудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если он не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками – принять в постный день мясную пищу. Братья не изменили своей вере и отказались нарушить предписания Церкви. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их видными сановниками при дворе. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово. Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу и ел ее вместе со всеми. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

•  Жизнь преподобной в иночестве связана с обителями Твери и Кашина, городов Тверского княжества (ныне в Тверской обл.).   •  На Соборе 1649 г. было постановлено открыть мощи преподобной для всеобщего почитания и причислить ее к лику святых, но в 1677 г. Патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении почитания святой в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего имя прп. Анны в своих целях. 12 июня 1909 г. произошло вторичное прославление и установлено повсеместное празднование. Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347) Память их празднутся 14 стр. в день гибели первого из трех святых мучеников, 13 июля в день возвращения мощей из Москвы в Виленский Свято-Духов монастырь и во 2-ю Неделю Великого поста тесте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших Свв. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, в язычестве называвшиеся Нежило, Кумец и Круглец, были бояре — придворные литовского князя  Ольгерда Гедиминовича.  В христианство они были обращены пресвитером Нестором. Свв. Антоний и Иоанн были братьями. Веру свою они обнаружили невольно — тем, что не исполняли языческих обрядов. Когда князь потребовал от них объяснений, они исповедали себя христианами и были заключены в тюрьму. По малодушию своему Иоанн скоро вернулся к язычеству. Братьев освободили и осыпали почестями. На младшего, Антония, не обращали внимания ради старшего, Иоанна. Но скоро Антоний навлек на себя гнев князя соблюдением постов и снова был заключен в тюрьму. Положение Иоанна стало трудное: христиане отвернулись от него, язычники его презирали, брат не хотел иметь с ним ничего общего, пока он не исповедует Христа. Наконец, оставшись раз наедине с князем, он исповедал себя христианином. Князь промолчал, но потом в присутствии других спросил, правда ли, что он христианин. Иоанн подтвердил свои слова. Князь пришел в ярость, приказал его бить, сам бил его и наконец приказал заключить его в темницу. Там с радостью и любовью он был принят братом своим Антонием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Первой супругой Ольгерда была княжна Мария Витебская, православная; ей приписывается построение в Вильне древней церкви Св. Параскевы. «Ради жены», еще при жизни отца, Ольгерд крестился и дозволил построить в Витебске две православные церкви. Дети их были православные. Но, вступив на престол, он решил опереться на язычников и сам стал таковым. Духовником Марии был священник Нестор. Он обратил в Православие, в числе других литовцев, двух знатных придворных, любимцев Ольгерда Кумеца и Нежило, родных братьев. Христианские их имена были Иоанн и Антоний. Они перестали приносить жертвы огню «Зничу» в капище Перкуна. Это озлобило языческих жрецов. Не было уже в живых кн. Марии. Ольгерд, считаясь со значением жрецов, велел бросить братьев в темницу. Год томились они там, но оставались твердыми в исповедании веры. Затем старший брат, Иоанн, поколебался и отрекся от христианства. Ольгерд освободил обоих братьев. Антоний продолжал утверждать верность христианству. Его вновь заточили и жестоко мучили. Смиренное спокойствие, с каким он переносил страдания, сила веры его возбудили такое удивление в народе, что толпы спешили к темнице повидать подвижника. Вернулась совесть к Иоанну. Он заявил Ольгерду: «Государь! Открыто сознаюсь, что я опять христианин – делай со мною, что хочешь, но более не изменю я святой вере». Его вернули в темницу. К их тюрьме началось еще большее паломничество, многие тайно принимали христианство. Испуганные жрецы решили покончить с ними. После сильных пыток братья были повешены на дубе, стоявшем на горе в конце города. 14 апр. 1347 г. умерщвлен был Антоний, 24 апр. Иоанн. Рассчитывая поколебать его, страдальца, мучили дольше. Их родственник, Круглец, тоже придворный, пораженный верой мучеников, крестился с именем Евстафия, и мужественно исповедовал христианство. Он был подвергнут страшным мукам. В конце концов ему переломали ноги, отрезали нос и уши, содрали с головы кожу. 13 дек. его повесили. На крови Св. муч. Иоанна, Антония и Евстафия созидалась православная церковь в Литве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников литовских Антония, Иоанна и Евстафия Память 14 апреля Сии святые мученики происходили из литовского города Вильны 2545 и, по тогдашнему нечестивому обычаю, были огнепоклонниками 2546 , подобно тому как и другие жители той страны. Антоний и Иоанн, родные братья, всей душей возлюбили христианскую веру и, когда однажды в Литву прибыл некий пресвитер, по имени Нестор, они приняли от него божественное крещение. При этом старший из них по летам был назван Иоанном, а младший Антонием 2547 . Оба брата по крещении проводили жизнь подобающую истинным христианам. Находясь на службе у литовского князя Ольгерда 2548 , Антоний и Иоанн, старались скрыть от него свою принадлежность к христианству, но не могли достигнуть этого, потому что они слишком заметно отличались от язычников своими христианскими обычаями и поступками. Так, они не желали, подобно другим, ни стричь волос на голове и бороде так, как стригли язычники, ни есть по постным дням скоромной пищи; не исполняли они и других нечестивых обычаев, противных христианству. И когда однажды князь спросил их, – почему они не следуют древним литовским обычаям, святые безбоязненно исповедали себя христианами. Князь стал принуждать их отказаться от христианской веры и вкусить предложенных за трапезой мясных блюд. Но они, твёрдо сохраняя христианскую веру, не хотели вкусить мясного, так как тогда был постный день. Тогда князь приказал посадить их в мрачную темницу, куда святые отправились с радостью, как будто шли не в темницу, а на царский трон, хваля и благодаря Бога за то, что Он сподобил их пострадать за Его святое имя. После пребывания святых в темнице в течение целого года, Иоанн, истомленный темничным заключением, убоявшись мучений, послал к князю просьбу освободить его из заключения, обещая исполнять все княжеские приказания. Обрадованный князь повелел выпустить обоих братьев и поставил их в числе первых лиц при своем дворе. Иоанн по внешности был подобен нечестивым, исполняя все обычаи их и поступая по воле их князя; в сердце же своем он сохранял христианскую веру, тайно молясь Христу Богу, Коего он не дерзал исповедовать открыто, боясь мучений. Антоний же нисколько не изменил своих христианских обычаев, но открыто поступал так, как подобает поступать истинному христианину. Брата своего Иоанна он укорял за его малодушие и страх и всячески увещевал его покаяться и, не страшась мучений, снова открыто исповедать Христа. Язычники же видя, что старший брат Иоанн во всем повинуется князю, не обращали внимания на младшего брата Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святой Евстафий с семейством сожжен был в медном раскаленном воле. Изображение: В медном воле видны св. Евстафий, с проседью в круглой бороде, сыны его – младенцы, и супруга; под волом два воина усиливают огонь. 21. Святой апостол Кодрат усечен был мечом. Изображение: Кодрат, старец с закрученною бородою, стоит на коленах, простерши к небу руки; над ним палач держит меч. 22. Святой священномученик Фока усечен был мечом. Изображение: Святой Фока, старец, в архиерейском облачении, лежит обезглавленный; у ног его горит огонь; а у палача покривилась шея. 23. Святые Петр и Антоний лишены были тайных удов. Иоанн, отец их, пронзен был мечем, а Андрей – двумя копьями. Изображение: Петр и Антоний, юные, без бород, лежат на земле нагие и изъязвленные. Один мертвый, а другой – живой, и оба без тайных удов. Близ них горит огонь. Пред ними на престоле сидит царь и, держа за бороду их отца, Иоанна, вонзает нож в гортань его. Вдали тот же царь, сидя на коне, вонзает копье между плеч престарелого Андрея, в грудь которого уже вонзено другое копье. 24. Святая Фекла скончалась в расселине скалы. Изображение: В горе видна пещера; немного поодаль от нее расселась скала, и в ней укрылась святая Фекла. У скалы стоят два воина и держат мантию ее. А вверху Христос, на облаке, правой рукою благословляет Феклу, а левою указывает на скалу. 25. Святые Павел и Татта, с детьми, скончались от вывиха членов. Изображение: На горах видны дома. Пред ними Павел, старец, и Татта, престарелая, и дети их – Саваниан, молодой, с круглой бородою, Максим, с едва показавшейся бородою, Руф, юный, без бороды, а Евгений, младенец, – все, кроме последнего, лежат нагие, изъязвленные, мертвые; Евгения держат два воина, один за голову, другой за ноги и вывертывают члены его. 26. Святой Иоанн Богослов скончался в Ефесе и был погребен в земле учениками его. Изображение: У могилы стоят семь учеников Иоанна, одни с цапами, другие с лопатами, прочие с заступами; а святой лежит в ней, закопанный до головы; два ученика платком завязывают ему глаза. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

18–20. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий 103 (по народным Литовским именам: Кумец, Нежило и Круглец), пострадавшие за христианскую веру при Ольгерде в 1347-м году. Составитель так называемой Густинской летописи, которая оканчивается 1597-м и по времени составления относится к первой половине XVII столетия, Сильвестр Коссов в своем Noльckoм Pamericon’e, напечатанном в 1635-м году и униатский писатель Ян Дубович в coчuhehuu: Hierarehia abo oZwierchnosci w cerki bozej, напечатанном в 1644-м году, утверждают, что празднование мученикам установил св. митрополит Алексий 104 , причем первый говорит, что митрополит сделал это с благословения патриарха Филофея, а последний назначает временем установления 1364-й год 105 . Очень может быть, что указанные свидетели говорят и совершенную правду, но так как они суть очень поздние свидетели, то и нельзя положиться на них с полною уверенностью. Несомненно, что почитание памяти мучеников в Вильне, здешними христианами, началось с самого времени их страдания, ибо, по свидетельству их жития, спустя немногие после него годы и еще при самом Ольгерде († 1377) и с его дозволения христиане построили на месте страдания церковь великую, в которой положили некую часть от мощей святых мучеников, погребенных у Виленской церкви св. Николая (построили церковь в честь св. Троицы, при которой образовался потом известный Виленский Троицкий монастырь. Что касается до Ольгерда, то, осудив на смерть Антония, Иоанна и Евстафия, как своих придворных, которые не хотели держаться одной с ним языческой веры и соблюдать языческих обычаев, вообще он отличался совершенной терпимостью к христианству, имев двух, одну за другою, жен христианок, дозволив крестить в христианство своих сыновей и наконец сам умерши христианином и даже монахом-схимником). А относительно установления празднования мученикам как святым можем сказать, что имена их стоят в месяцесловах некоторых богослужебных книг XV века 106 . Память празднуется 14-го Апреля, которое не составляет дня страдания ни одного из мучеников (пострадавших: Антоний 14-го Января, Иоанн 23-го Апреля, Евстафий 13-го Декабря), и относится к какому-либо событию из истории их мощей или же есть простая, происшедшая вследствие чего-либо, ошибка 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010