Как рад был теперь Антоний! Как легко было на душе у Кумеца! Братья вместе хвалили Господа; вместе причастились они Св. Таин. Темница узников стала училищем святой веры. Туда собирался народ видеть бестрепетных исповедников новой веры. Поражаемые ангельским спокойствием их и силой проповедуемой ими истины, многие принимали св. крещение, тайно от жрецов 175 . Узнав о том, что в темницу Иоанна и Антония стекается народ с благоговением, жрецы испугались последствий. Они явились к Ольгерду и объявив, что Кумец и Нежило чарами обольщают народ, требовали решительного суда над ними 176 . Ольгерд отдал их в распоряжение жрецов. Надобно представить себе грубость нравов того времени и дикую злость Литовских жрецов – этих торговцев, чтобы понять лютость мук, каким подверглись св. Иоанн и Антоний. Они терзали и мучили их со всем зверством. Апреля 14, на месте преступников, повешен был Антоний на дубе. В Иоанне ещё надеялись опять увидеть слабость и долее мучили его; наконец 24 апреля задушили его и повесили на том же дереве 177 . Мученическая смерть Антония и Иоанна принесла прекрасный плод. Родственник мучеников Круглец, также придворный Ольгерда, юноша умный и прекрасный собой, поражённый твёрдостью св. страдальцев, принял крещение от блаж. Нестора. Ольгерд, заметив, что он отращивает волосы (Литовцы-язычники стригли волосы и брили бороду), спросил: «и ты – христианин?» Христианин, смело отвечал Круглец. Ольгерд, думая принудить его к своей воле, приказал ему есть мясо. Это было в пяток поста Рождественского. Круглец отвечал, что не может он нарушать правил св. веры своей. Гордый Ольгерд вышел из себя. В жестокий мороз приказал он лить в рот Круглеца холодную воду. От этой пытки останавливалось дыхание у св. исповедника, и тело его посинело. Но св. Евстафий, так назван Круглец, и после того отказался от запрещённой пищи. Ольгерд, в бешенстве, велел бить и ломать железными прутьями ноги Круглеца и содрать с головы кожу вместе с волосами. Мученик терпел, не подавая и вида, что страдает. Напротив, он ещё утешал стоявших христиан надеждами на блаженную вечность. Наконец, св. страдальца повесили 13 декабря на том самом дубе, который освящён смертью Иоанна и Антония 178 . Это было в 1347 г. 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от Христианства. Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину святого Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания. Утром 14 апреля 1347 года оба святых мученика причастились Святых Тайн, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе. Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя святителя Николая Чудотворца . Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял святое крещение от священника Нестора с именем Евстафий . 13 декабря 1347 года он также пострадал за Христа. На том месте, где раньше рос дуб, попечением второй жены кн. Ольгерда княгини Иулиании был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев святитель Алексий , митрополит Московский (+1378), обратился к Константинопольскому патриарху Филофею (1354-1355, 1362-1376) с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. О том, что патриарх очень скоро исполнил эту просьбу, говорит тот факт, что уже в 1364 году он прислал преподобному Сергию Радонежскому (+1392) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

http://drevo-info.ru/articles/3746.html

1665. P. 49). По мнению болландистов, эти версии не противоречат друг другу: возможно, глава оказалась в К-поле в кон. IV в., а затем, во время волнений, происходивших в столице после ссылки свт. Иоанна Златоуста (404), вывезена в Эмесу, где и была вновь обретена в 453 г. (ActaSS. Iun. T. 4. P. 720). Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием и избранными святыми. Икона. 1-я пол. XVII в. (ГТГ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием и избранными святыми. Икона. 1-я пол. XVII в. (ГТГ) В Эмесе глава И. П. находилась в церкви мон-ря Спилеон (дословно «пещера»; речь идет о пещере, в которой жил арианин Евстафий еще до основания мон-ря) до 761 г., когда она была торжественно перенесена в собор во имя Иоанна Предтечи, воздвигнутый в Эмесе специально для этой святыни. Об этом сообщается в Хронографии Феофана Исповедника, где сказано также, что глава еще находилась в этом соборе во время написания сочинения (т. е., ок. 810) ( Theoph. Chron. P. 431). Через нек-рое время святыня была перенесена в г. Команы (неизвестно, о каких Команах идет речь - Каппадокийских или Понтийских). Уже в VII в. Эмеса была завоевана арабами, и, вероятно, из-за усилившихся притеснений христиан главу забрали из города и перенесли в более безопасное место. В связи с господствовавшей тогда ересью иконоборчества глава не была положена ни в одной из церквей в Команах, а была спрятана. После восстановления иконопочитания в 843 г. во время правления имп. Михаила III (842-867) и его матери св. Феодоры она вновь была обретена чудесным образом. Свт. Игнатию , патриарху К-польскому, в видении было ясно описано место, в к-ром сокрыта глава И. П. Посланные патриархом люди обрели ее именно там, где он указал. Святыня была перенесена в К-поль, встречена императором и патриархом и положена в церкви имп. дворца. Об этом повествуется в Речи на обретение главы И. П., приписываемой прп. Феодору Студиту (ActaSS. Iun. T. 4. P. 734-735). Данное обретение главы И. П. называется 3-м и празднуется 25 мая (день, когда святыня была привезена в К-поль). Затем глава была поделена на неск. частей (согласно различным версиям, на 2 или на 7 частей, вероятно, во время правления имп. Константина IX Мономаха; см.: Majeska G. P. Russian Travelers. 1984. P. 278; Kalavrezou. 1997. P. 68), к-рые хранились в храмах К-поля. Лицевая часть находилась в ц. Пресв. Богородицы во Влахернах, где ее видел Антоний Новгородец в 1200 г., верхняя часть черепа - в Студийском монастыре (об этом пишут Антоний Новгородец и Аноним Меркати), где хранились также «власы Иоанна Крестителя... и перси и перст его и зуб» (Книга Паломник. С. 22).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Антоний. Антоний, монах, о жизни которого епископ Александрийский Афанасий написал большую книгу. Он отправил семь писем на коптском языке в различные монастыри, писем по-настоящему апостольских по своей мысли и языку, которые были переведены на греческий язык. Главное из писем — к арсиноитам. Жил Антоний в годы правления Константина и его сыновей. Василий Анкирский. Василий, епископ Анкирский, ученый медик, написал книгу против Маркелла, о девственности и ряд других работ, а в годы правления Констанция был вместе с Евстафием Севастийским, архиепископом Македонии. Феодор. Феодор, епископ Ираклии во Фракии, в годы правления императора Констанция опубликовал комментарии к текстам Матфея и Иоанна, Апостольским посланиям и Псалтири. Они написаны в изящном и ясном стиле и прекрасно передают ощущение истории. Евсевий Эмесский. Евсевий из Эмесы, имевший прекрасный риторический талант, написал несчетное количество работ, достойных вызвать восторг читателей. Они написаны в истинном историческом духе; его книги читались наиболее усердно теми, кто часто должен был выступать публично. Главные из этих книг — против иудеев, язычников и новациан, «Поучения о Евангелии», краткие, но многочисленные. Он жил в годы правления императора Констанция и умер при нем. Похоронен в Антиохии. Трифилий. Трифилий, епископ Ледры, или Левкотеона, на Кипре, был одним из самых красноречивых людей своего времени и выдвинулся во время правления Констанция. Я прочитал его комментарий на Песнь Песней. Говорят, что он написал много других книг, но ни одна из них не дошла до нас. Донат. Донат, последователи которого — донатисты — появились в Африке в правление императоров Константина и Констанция. Он утверждал, что Священное Писание было дано христианами язычникам во время гонений, и своей убедительностью ввел в заблуждение почти всю Африку, особенно Нумидию. Сохранились многие из его еретических книг. Среди них «О Святом Духе», произведение в русле учения ариан. Астерий. Астерий, философ, приверженец ариан, в царствование Констанция написал комментарии на Послание к Римлянам, на Евангелия и псалмы, а также много других книг, которые прилежно читают его единоверцы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

118 В житии преп. Сергия Радонежского, составленном Епифанием Премудрым , приводится текст послания Филофея преп. Сергию. См.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892 (репр. изд. – Legenden des heiligen Sergij von Radonez. Munchen, 1967). C. 44–45. Историки, как правило, считают переписку подлинной, хотя ее традиционная датировка (1354–1355) – всего лишь гипотеза. 119 Белоброва О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 12– 18. Автор серьезно защищает традиционное мнение, что крест является даром Филофея Сергию. 120 Этот мощевник происходит из Тверской области и до революции хранился в Чудовом монастыре московского Кремля. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. См. библиографию у Белобровой (Указ. соч. С. 15–16). 121 Вопрос бритья бороды по религиозным мотивам греки и латиняне уже обсуждали в IX в., хотя ученый и просвещенный патриарх Фотий считал это вопросом только местного дисциплинарного характера. См. его второе послание к папе Николаю I: PG. T. 102. Col. 604 D-605 D. Позднее византийские полемисты вновь подняли этот вопрос. 122 Антоний (Черемисов), игум. Святые виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий – исповедники православия в Литве//ЖМП. 1977. 3. С. 63–68. 124 De administrando imperio, 13//De administrando imperio/Ed. and transl. by Gy. Moravcsik and R. J. H. Jenkins. Washington, DC, 1967. P. 71. (DOT; Vol. 1). 125 Новое критическое издание и перевод: Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, DC, 1984. P. 28. (DOS; Vol. 19). 128 Ср., например, хрисовул (имперский указ с золотой печатью), изданный императором Иоанном VI Кантакузином в августе 1347 г., касающийся единства русской митрополии: Jus graecoromanum/Hrsg. von K. E. Zacharia von Lingenthal. Leipzig, 1884. Bd. 3. S. 701; также см.: MM. T. 1. P. 268. Англ. пер. в: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge,1981. P. 231. [Рус. пер.: Мейендорф И. , прот. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке// Мейендорф И. , прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 528].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Великие литовские князья Тройден и Гедимин (1315–1345), покоривший своей власти Киев, были язычники, но не стесняли веры православной. Гемидин был женат на русских княжнах, и его сыновья были крещены в православную веру. Один из сыновей Гедимина, Ольгерд, по смерти своей супруги, русской княжны Марии Витебской, соединился с языческой партией и сделался гонителем христиан. Служившие при его дворе христиане: Кумец (Иоанн) Нежило (Антоний) и Круглец (Евстафий) в 1347 г. запечатлели свою верность христианству мученической смертью. Два брата, Кумец и Нежило, принявшие крещение от духовника первой супруги Ольгерда – Нестора, перестали приносить языческие жертвы и строго соблюдали установления православной Церкви. По настоянию жрецов Ольгерд приказал заключить братьев в темницу. Чрез год старший брат Иоанн, изнурённый болезнью, объявил жрецам, что отрекается от христианства, и Ольгерд приказал освободить обоих братьев. Но младший брат Антоний не переставал быть твёрдым христианином. Твёрдость его подействовала и на Иоанна, и он, каясь в своём отречении, объявил, что верует во Христа и никогда не отречётся от Него. Озлобленные жрецы потребовали казни обоих братьев. После жестоких истязаний они были повешены на дубе. Родственник мучеников, другой придворный Ольгерда, Круглец, принявший крещение с именем Евстафия, также подвергнут был жестоким мучениям. Ему лили в рот холодную воду при жестоком морозе, ломали ноги железными прутьями, содрали кожу с головы и, наконец, повесили на дубе 64 . Эти мученики за веру нашли себе такое сочувствие в народе, что сам Ольгерд оставил язычество, стал покровительствовать православным и под конец своей жизни принял крещение. Св. князь Довмонт Псковский При сыне Ольгерда, Ягелло, последовало вредное для православия соединение Литвы с Польшей. Желая получить руку польской королевы Ядвиги и сделаться польским королём, Ягелло согласился изменить православию и в 1386 г. принял в Кракове латинское крещение, а в следующем году прибыл с латинскими священниками в Литву и начал обращать литовцев в латинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

LXXXVII. АФАНАСИЙ, епископ Александрии 303 , поскольку терпел многочисленные козни со стороны ариан, бежал к Константу, принципсу Галлии, откуда возвратился с его письмами. После смерти Константа Афанасий был снова изгнан и скрывался вплоть до правления Иовиана 304 , от которого снова принял в управление церковь , и скончался уже при Валенте 305 . Известны его две книги «Против язычников», одна книга «Против Валента и Урсакия» 306 , книги «О девстве», очень много книг о преследованиях от ариан, книга «О заголовках Псалмов», «История», заключающая в себе житие Антония отшельника, пасхальные послания и многие другие сочинения, которые долго перечислять. LXXXVIII. АНТОНИЙ, монах 307 , жизнь которого описал в замечательной книге Афанасий, Александрийский епископ, послал разным монастырям семь написанных на египетском языке посланий апостольского духа и слова, которые переведены на греческий язык и между которыми особенно замечательно послание «К арсиноитам» 308 . Антоний был известен в период правления Константина и его сыновей. LXXXIX. ВАСИЛИЙ, епископ Анкиры 309 , врач по профессии, написал одну книгу «Против Маркелла», другую «О девстве» и некоторые другие сочинения. При императоре Констанции он вместе с Евстафием Севастийским 310 был главой македонианской партии 311 . ХС. ФЕОДОР 312 , епископ фракийского города Гераклеи, выделяющийся изящным и ясным изложением своих мыслей, а также значительными познаниями в истории, написал при принципсе Констанции толкования на Евангелие Матфея и Иоанна, на апостольские послания и на Псалтырь. XCI. ЕВСЕВИЙ, епископ Эмесы 313 , человек высокого ума и большого красноречия, написал бесчисленное множество книг, способных возбуждать народные аплодисменты, но при этом он строже других придерживался исторических фактов. Его сочинения весьма усердно читаются теми, которые желают научиться декламаторскому искусству. Из его сочинений особенно хороши книги против иудеев, язычников и новациан, десять книг «На послание к галатам» и очень много, хотя и кратких, бесед на Евангелия. Он жил во времена императора Констанция, при котором и скончался, и погребен в Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оклад серебряный весом тридцать семь золотников дал в вечное сокровище в церковь во имя к Нерукотворенному святому образу что в Великом Новегороде, на Софейской стороне... подъячий Петр Меркурьев, для поминку душ своих родителей...». Судя по надписи, должно полагать, что это Евангелие принесено в Зеленецкую пустыню из одной из новгородских церквей. В имуществе, бывшего Зеленецкого монастыря игумена, Варсанофия, найдено было Евангелие, печатанное в 1644 году 258 . Святых крестов напрестольных и наперсных довольно; более замечательные из них: 1) Наперсный крест с надписью: «Лета 7203 (1695 по Р. Хр.), месяца октября сей крест серебряной позлащен с мощами святых построил великий господин преосвященный Корнилий митрополит Новаграда и Великих Лук, в Троицко-Зеленецкой монастырь своею келейною казною; весу в нем 178 золотников». В кресте, в его возглавии, находятся св. мощи: апостола и евангелиста Матфея, Дионисия Ареопагита , Григория Богослова ; в поперечнике: св. праведного Лазаря, Феодора Тирона, Михаила Синадского, св. Анастасии, Иакова Перского, муч. Татианы, муч. Евстафия; Ниже поперечника – мощи Евфимия Суздальского. 2) Напрестольный крест, украшенный стразами и финифтью, мелким жемчугом и каменьями, сребропозлащенный, устроенный Михаилом Асифилогием для положения, после его смерти, в раку преподобного. 3) Крест, устроенный в Риме, находившимся там при посольстве архимандритом Герасимом, пожертвованный им в 1846 году, чрезвычайно изящной формы; особенного внимания заслуживает изображение Св. Духа, и 4) малый наперсный крест с св. мощами: Михаила, Григория Богослова , великомуч. Варвары, Иоанна Златоустог о и равноапостольного князя Владимира. Старинные складни, сохранившиеся от времен м. Корнилия, мерою в 5 вершков, в сребропозлащенном окладе, замечательны по своей древности. В них изображены: в средине – Деисус, т. е. Спаситель с престоящими Божией Матерью и Предтечею; по сторонам, на створах складней, в двух отделениях, написаны – архангелы Михаил и Гавриил, св. апостолы Петр и Павел, и преподобные Кирилл Белоезерский, Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский и Александр Свирский ; по полям, в круг главного изображения – Деисус, на створах всего 20 чеканных изображений, именно: вверху Господь Саваоф с двумя ангелами по сторонам, стоящими на коленах и держащими Честный Креот, трость и копие; в наугольниках четыре евангелиста; по сторонам: св. Василий Великий , апостол Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст , и преподобные Пахомий и Антоний Сийский; внизу, преподобные Зосима и Савватий, святители Никита и Иоанн Новгородские и Николай Мирликийский Чудотворец; на створцах: священномуч. Василий Анкирский и св. мученица Параскева.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Пасхальное послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии//Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альманах. Вып. 1. — Красноярск: Медиа-центр «Православное слово Сибири», 2005. Под благодатным Покровом//Православное слово Сибири. 2002. 9-10. С. 3. Проф. Н.Н. Глубоковский и его труд «Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу»: Дис. канд. богословия./Моск. духовн. акад. Загорск, 1972. [рукоп.]. Рождественское послание честным пастырям, братии и сестрам святых обителей. — Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2002/2003. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярское Воскресение: Пресс-служба Красноярск. епархии, 2003/2004. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Центр по изд. деятельности и спецпроектам Красноярской епархии, 2004/2005. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярск. Воскресение: Центр по издательской деятельности и спецпроектам Красноярско-Енисейской епархии, 2005/2006. Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий — исповедники Православия в Литве//Журнал Московской Патриархии. 1977. 3. С. 63-68. Слово, произнесенное в день празднования Радоницы 7/20 апреля 2004 г. в храме-часовне прп. Даниила Ачинского г. Красноярска.//Православное слово Сибири. 2004. 4. С. 3. Слово, произнесенное в день Попразднства Богоявления и Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Св.-Иоанно-Предтеченском храме г. Красноярска 20 января 2003 г.//Православное слово Сибири. 2003. 2. С. 3. Слово архипастыря//Православное слово. Красноярск: 2001. Авг.-сент. С. 3. Слово архипастыря, произнесенное 15 января с.г. в храме прп. Серафима Саровского в г. Зеленогорске//Православное слово Сибири. 2002. 2-3. С. 6-7. Слово архипастыря, произнесенное 8 января с.г. в Свято-Благовещенском монастыре г. Красноярска//Там же. 2002. 2-3. С. 5. Слово на открытии Красноярских краевых Рождественских чтений.//Рождественсике образовательные чтения в Красноярске: Выст. и докл. Красноярск: Б.и., 2003 г. С. 5-11.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244886...

Марианна, монахиня Елисавета, монахиня Терезия, монахиня Магдалина, монахиня Иоанна, за калишским воеводою Матвеем Козминским Николай Теофилия, 1) за ленчицким воеводою Юрием Варжицким; 2) за Войцехом Опалинским КОЛЕНО XIII: Станислав, воевода смоленский, киевский и познанский, и кавалер белого орла † 1760; женат: 1) на Марманне Лащовской; 2) на Елене Замойской (от 1-го брака сын и дочь; от 2-го брака 4 сына и 3 дочери) София, † 1729; 1) за Адамом Смигельским; 2) за подлясским кастеляном Петром-Домиником Коссаковским Феликс, женат на Марианне Даниловичь Ксаверий, † 1731; женат на Елисавете Браницкой Антоний, женат на Шанявской NN, за минским воеводою Гильзеном Анна, за коронным надворным хорунжим Мнишком Франц-Игнатий, воевода киевский, кавалер святого Андрея и белого орла † 1788; женат: 1) на Цетнеровой, рождённой Ржечицкой; 2) на Анне Потоцкой (от 1-го брака сын; от 2-го брака сын и 4 дочери) Антонина, за коронным референдарием Северином Ржевуцким Иоанна, за воеводою равским Станиславом Яблоновским Евстафий, литовский генерал от артиллерии; женат на Канцкой Маркиан, женат на Малаховской Пелагея, за Иосифом Потоцким София, 1) за Пузиною; 2) за Калиновским Иоахим, подчаший литовский; женат на Сапега Марианна, 1) за любачевским кастеляном Тарлою; 2) за лифляндским воеводою Шембеком Анна, монахиня Теодор, воевода бельзский; женат на Сапега Варвара Элеонора, 1) за Наквасским; 2) за Потоцким Урсула, за коронным конюшим Иеронимом Велопольским Марианна, за Малаховским Игнатий, женат на Стржемецкой Иосиф, женат: 1) на Велопольской; 2) на княжне Любомирской Доминик, женат на Потоцкой Ян, женат на Шембековой Граф Александр, министр полиции в герцогстве Варшавском и кавалер белого орла; женат на Чапской NN, 1) за Соллогубом; 2) за коронным генерал от артиллерии Брюлем Николай, женат на Марианна Боржецкой NN, за Чацким КОЛЕНО XIV: Антоний, женат на Чапской Анна, за Францом Потоцким 90) Граф Иосиф, коронный крайчий, кавалер святого Андрея и белого орла † 1802; женат на Оссолинской

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010