АНАСТАСИЙ Митр.Западно-Европейских (Грибановский) Православных Церквей.211 АНАСТАСИЙ (Добрадин) Архп.Воронежский и Задонский 214 АНАСТАСИЙ (Опоцкий) Еп.Олонецкий и Петрозавод­ ский ..217 АНАТОЛИЙ (Бусел) Еп.Каменец-Подольский ..221 АНАТОЛИЙ (Грисюк) Митр.Одесский и Херсонский.. 222 АНАТОЛИЙ (Каменский) Архп. Иркутский ..227 АНАТОЛИЙ (Соколов) Еп.Енотаевский, вик.Астрахан­ ской епархии 231 Анатолий (Станкевич) Еп.Калужский и Боровский.... 233 АНАТОЛИЙ Еп.Ибресинский 236 АНДРЕЙ (Комаров) Архп.Днепропетровский и Запо­ рожский ..237 Андрей (Одинцов) Еп.б.Мариупольский, вик. Екатеринославской еп 244 Андрей (Солнцев) Еп.Рыбинский 245 АНДРЕЙ (Сухенко) Архп.Черниговский и Нежинс­ кий 246 АНДРЕЙ (Ухтомский) Еп.б.Уфимский и Мензелинский 250 АНДРОНИК Еп.Мамадышский, вик.Казанс- (Богословский) кой епархии .254 АНДРОНИК (Никольский ( Архп.Пермский и Соликамский....256 АНТОНИЙ (Блум) Архп.Сурожский и.о.Экзарха Московской Патриархии в За­ падной Европе .259 АНТОНИЙ (Быстров) Архп «Архангельский .263 АНТОНИИ (Вадковский) Митр.СПБ и Ладожский...266 АНТОНИЙ (Вакарик) Еп.Смоленский и Дорогобуж­ ский .276 АНТОНИЙ (Варжанский) Архп.Виленский и Литовский....278 АНТОНИЙ (Васильев) Еп. Сан-Франциский .280 АНТОНИЙ (Георгадзе) Митр.Кутаисский .281 АНТОНИЙ (Демянский) Еп.Тихвинский, вик.Новгород­ ской еп 283 АНТОНИЙ (Каржавин) Архп·Тверской. 285 АНТОНИЙ (Кротевич) Митр.Ивановекий и Кинешемский290 АНТОНИН (Марценко) Архп.Тульский и Белевский... 292 АНТОНИЙ (Мельников) архп.Минский и Белорусский·· 294 АНТОНИЙ (Миловидов) Еп.Омский 297 АНТОНИЙ (Панкеев) Еп.Белгородский 299 АНТОНИЙ (Пельвецкий) Архп.Станиславский и Коломый- ский 300 АНТОНИЙ (Покровский) Архп·Вашингтонский 303 АНТОНИЙ (Романовский) Митр.Ставропольский и Бакин­ ский...304 АНТОНИЙ (Флоренсов) Еп.Вологодский и Тотемский. 311 АНТОНИЙ (Храповицкий) Митр.Киевский и Галицкий... 313 АНТОНИН (Грановский) Еп.Владимирский (обновл. митр .Московский) 331 АНТОНИН (Державин) Еп.Псковский и Порховский.. 335 АПОЛЛИНАРИЙ (Кошевой) Еп.Белгородский, вик.Курс­

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1152. Указ патриарха Московского и всея Руси высоко -преосвященному Председателю совета при экзархе Московской Патриархии в Зап. Европе архим. Николаю (Еремину)//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 4. Учреждение в Экзархате МП в Зап. Европе викариатства с кафедрой в Париже; Назначение на пост викария архим. Николая (Еремина) с титулом еп. Клишисского. См. также 812. Великобритания 1153. Абингдонская конференция: (26 июля – 11 авг. 1952 г./И. В.//ВРЗЕПЭ. 1952. 12. С. 29–31. Ежегодная конф. Содружества им. св. мч. Албания и прп. Сергия. 1154. Антоний (Блум), митр. Сурожский. «...Быть православным в Англии»: О Сурожской епархии/Публ.: Е. А. Майданович//АиО. 1995. 2(5). С. 93–116. 1155. Гаретт А. К семидесятилетию митр. Антония (Блума)//ВРЗЕПЭ. 1985. 114. С. 95–96. Из воспоминаний старого друга. 1156. Жизнь православного русского прихода в Лондоне//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 36. 1157. Иларион (Алфеев) , еп. Венский и Австрийский. К 50-летию служения в священном сане митр. Сурожского Антония [Блума]/Иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1998. 3(6). С. 5–9. 1158. Первая Российская конференция Содружества св. Албания и прп. Сергия: [Москва, 14 февр. 1997 г.]/А. П.//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 155. 1159. Фортунатто М., прот. К семидесятилетию митр. Антония (Блума): [Приветствие]//ВРЗЕПЭ. 1985. 114. С. 94–95. 1160. Юбилей митр. Антония Сурожского [Блума]//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 154–155. Германия 1161. Никитин А. К. Положение русской православной общины в Германии в период нацистского режима (1933– 1945 гг.)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 321–329. 1162. Планк П., свящ. Душепопечительство и православное вероисповедание в диаспоре: Прошлое и настоящее Русской Православной Церкви в Германии/Пер. с нем.: М. А. Журинская//АиО. 1999. 1(19). С. 160–169. См. также 1365. Франция 1163. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Проповедь… в день Трех Святителей, 12 февр. 1981 г., на торжественной литургии по случаю основания Трехсвятительского Патриаршего подворья//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 137–138. 50-летие основания Трехсвятительского подворья в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в 1961 г. произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены, и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба, так чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками». Как впосл. вспоминал архиеп. Василий, в частных беседах согласие с его позицией выразили митр. Алма-Атинский Иосиф (Чернов) , архиепископы Иркутский Вениамин (Новицкий) , Уфимский Иов (Кресович) . А. п. с. подтвердило намерение принять на Поместном Соборе изменения 1961 г. В докладе митр. Никодима от имени Предсоборной Комиссии был предложен порядок избрания нового Предстоятеля РПЦ - открытое голосование по одному кандидату. «Осуществление этого предложения,- сказал митр. Никодим,- выразит братское единомыслие наше в очень важном для Русской Православной Церкви вопросе, тем более что в отношении имени кандидата среди нас не может быть значительного разномыслия». Против открытого голосования возражал архиеп. Василий (Кривошеин). Его мнение не было принято участниками А. п. с., утвердившими открытое голосование при избрании Патриарха. При обсуждении кандидатуры Патриарха выступившие на совещании высказались за митр. Крутицкого Пимена, имя к-рого в канун совещания называлось на приходских и епархиальных собраниях, созывавшихся для избрания членов Поместного Собора от клириков и мирян. В соответствии с предложением митр. Никодима на совещании решено было выдвинуть единственного кандидата в Патриарха Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого Пимена, к-рого и избрал Поместный Собор 1971 г. На А. п. с. возникла полемика по вопросу о взаимоотношениях с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ) . Митр. Никодим предложил дать в соборном постановлении жесткую характеристику деятелям РПЦЗ как раскольникам. Сурожский митр. Антоний (Блум) высказался за более мягкий подход, за то, чтобы постановление лишено было компрометирующей Собор политической окраски.

http://pravenc.ru/text/76526.html

1964. Рордорф В. Τ για τοις γοις [«Святая святым»]: [Докл. на конф. «Евхаристия и общение церквей» в Крестовоздвиженском мон-ре. Шеветонь (Бельгия), 1999 г.]/Пер. с фр.: Т. Стамова//Страницы. 2000. Т. 5. 2. С. 244–256. См. также 1402, 1451, 1818, 1888, 2195. Православие и экуменизм См. также: Апологетическое (Основное) богословие: Миссионерство. Миссиология 1656–1672). 1965. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Православное свидетельство в инославном мире: Беседа с корр. журн. « Церковь и время» (Лондон, 14 июля 1998 г.)//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 44–62. 1966. Афанасий (Евтич) , еп. Захумско-Герцеговинский. Православный экуменизм/Пер. с серб.: иером. Тимофей (Подобедов)//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 63–74. 1967. Каллист (Уэр) , еп. Диоклейский. Православное понимание экуменизма: Беседа с корр. журн. «ЦиВр» (Лондон, 14 июля 1998 г.)/Пер. с англ.: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1998. 3(6). С. 78–86. 1968. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Православие и экуменизм: новые вызовы: Выступление на заседании Синодальной Богословской комиссии 2 февр. 1998 г. (МДА)//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 63–69. 1969. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение: Докл. на IV Ассамблее ВСЦ 5 июля 1968 г.//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 39–54. 1970. Осипов А. И. О некоторых принципах православного понимания экуменизма//БТ. 1978. Сб. 18. С. 180–187. 1971. Отчет о консультации по вопросам православного богословского образования и экуменического движения. Мон-рь Пендели, Афины, Греция, 2–9 февр. 2000 г./Пер. с англ.: Ю. Маслов//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 147–150. См. также 573, 579,600,601,603,607,1546,1669,1736, 2496. Международные экуменические организации и встречи 1972. В поисках путей к церковному единству: [О съезде протестантов в Бьевре «Иисус Христос – упование мира». 1953 г. – резолюции]//ВРЗЕПЭ. 1953. 15. С. 181–182. 1973. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Третья сессия межправославной комиссии по подготовке богословского диалога с англиканами (Хельсинки, 7–11 июля 1971 г.): [Обзор докладов, прений, протоколов]//ВРЗЕПЭ. 1972. 77. С. 63–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1954. Ламбрехтс А. Верую во единую Церковь : Беседа с о. Антонием Ламбрехтсом, иеромонахом катол. Кресто-воздвиженского мон-ря славяно-византийского обряда/Беседу вел, записал и пер. с нем.: Е. М. Верещагин//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 133–149. 1955. Лилиенфельд Ф., фон. «То, что Церковь разделена, это большое горе»: Беседа с корр. журн. «Церковь и время»//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 31–38. К 70-летию со дня рождения митр. Ленинградского Никодима (Ротова). См. также 1459, 1836, 1846, 1860, 1884. Проблема вероисповедного единства христиан 1956. Августин (Никитин) , архим. Вопросы христианского единства в деятельности Петербургской – Ленинградской духовной школы//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 35–95. 1957. Антоний (Блум), митр. Сурожский. О единении христиан: Беседы, документы//АиО. 1994. 3. С. 87–103. 1958. Варфоломей I (Архондонис), патр. Константинопольский. Мы хотим открытости...: Интервью газете «Либр Бельжик» по случаю недели молитвы о христианском единстве (Брюссель, 20 янв. 1998 г.)//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 71–77. 1959. Воронов Л. , прот. Богословские основы православного понимания экуменизма: [Докл. на Второй Междунар. науч. конф. «Богословие и духовность Русской Православной Церкви», посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Москва, 11–19 мая 1987 г.]//ХЧ. 1991. 1. С. 51–86. 1960. Вулфенден Г. Литургическое движение на Западе и в современном православии: [Докл. на науч.-методическом семинаре. ББИ, 2000 г.]/Пер. с англ.: А. Шурбелев//Страницы. 2000. Т. 5. 4. С. 566–586. 1961. Геллер Д. Экуменическая конвергенция и учение о евхаристии: [Докл. на конф. «Евхаристия и общение церквей» в Крестовоздвиженском мон-ре. Шеветонь (Бельгия), 1999 г.]/Пер. с фр.: А. Шурбелев//Страницы. 2000. Т. 5. 2. С. 230–243. 1962. Заболотский Н. А. Кафоличность – проблема экуменизма: Автореф. магист. дис.//БТ. 1971. Сб. 6. С. 220–225. 1963. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Евхаристия и единение христиан: [Докл. на Богосл. собеседованиях в Финляндии. Турку, 19–22 марта 1970 г.]/Михаил, еп. Астраханский и Енотаевский//БТ. 1971. Сб. 7. С. 222–231.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арест привлек внимание общественности и вызвал отклик за границей. Зарубежные правосл. иерархи выступили в защиту Д. Архиеп. Брюссельский Василий (Кривошеин) обратился непосредственно к Л. И. Брежневу с просьбой освободить Д. (Рус. мысль. 1980. 31 янв. С. 3). Митр. Сурожский Антоний (Блум) участвовал в Лондоне в специальном богослужении о Д. и др. правосл. узниках. Митр. всей Америки и Канады Феодосий (Лазор) сделал заявление, в к-ром выразил озабоченность арестом Д. (Там же. 29 февр. С. 1). Высказали протесты и представители неправосл. церквей и конфессий. Д. провел полгода в следственном изоляторе Лефортовской тюрьмы. За это время он написал стихи, к-рые затем составили сборник (Лефортовские стихи (янв.-июнь 1980 г.). М., 1995). 20 июня 1980 г. по телевидению было показано выступление Д., осуждающего свою прежнюю деятельность. Заявление было опубликовано в советской печати на следующий день. Агентство печати «Новости» передало заявление Д. иностранным корреспондентам, по радио в передачах для заграницы оно было прочитано полностью. На следующий день его освободили. Первое время он проживал в дер. Байдино Тульской обл., т. к. его присутствие в Москве на время Олимпиады было признано нежелательным. Д. определили служить в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (ныне в черте Москвы). С 10 окт. 1980 по 22 мая 1982 г. служил, находясь под следствием, пока его дело не было закрыто. После освобождения Д. не прекратил активной миссионерской деятельности, по-прежнему много проповедовал, проводил беседы, вновь стал издавать приходский бюллетень. В 1984 г. был переведен в ц. свт. Николая в с. Черкизове Коломенского р-на Московской обл. В Москве проводил беседы на частных квартирах. С 1987 г. его проповеди стал печатать литературно-философский христ. ж. «Выбор». С началом перестройки Д. проводил духовные беседы в б-ках. Эти беседы он вел до конца жизни. Радикально изменил взгляды на роль диссидентства в нравственном развитии общества. В 1990 г. удостоен сана протоиерея. В 2001 г. награжден крестом с украшениями.

http://pravenc.ru/text/180546.html

Когда митр. Евлогий и большинство его паствы перешли в юрисдикцию К-польского Патриархата, К. вместе с другими членами братства свт. Фотия остался в юрисдикции Московского Патриархата и в 1931 г. стал прихожанином Трехсвятительского подворья в Париже. В сер. 30-х гг. XX в. оба брата Ковалевские и др. прихожане подворья (В. Н. Лосский, А. Б. Блум (впосл. митр. Антоний Сурожский ) и др.) были направлены во вновь открытый франкоязычный парижский приход во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В 1937 г. братья Ковалевские приняли участие в деятельности комиссии по делам Западного Православия, образованной при братстве свт. Фотия в связи с присоединением к Православной Церкви епископа независимой Католико-Евангелической церкви Л. Ш. Винарта (впосл. архим. Ириней ) и его паствы. Участвуя в работе комиссии по составлению чина литургии для правосл. общин зап. обряда (см. ст. Галликанский обряд в Православной Церкви ), братья Ковалевские работали в русле идеи «литургического обновления» (renouveau liturgique), стремясь к тому, чтобы богослужебный обряд не был отрезан от местных корней и в то же время не состоял из «импортированной экзотической практики», противоречащей правосл. учению ( Gayte. 1998. P. 20-21). Муз. сторона этой работы заключалась в том, что братья Ковалевские искали способы употребления как адаптированных рус. напевов, так и аутентичного григорианского наследия. С 1939 г. К. был регентом-псаломщиком во вновь учрежденном франкоязычном приходе западного обряда во имя сщмч. Иринея Лионского в Париже, настоятелем к-рого стал его брат иерей Евграф. Прерванная в годы нем. оккупации Франции деятельность западноправославной миссии была возобновлена в 1943 г., после возвращения из плена иерея Евграфа: был образован литургический центр св. Иринея Лионского, к 1945 г. была составлена «литургия согласно св. Герману Парижскому». В 1944 г. литургический центр был преобразован во Французский православный ин-т св. Дионисия в Париже, где К. долгое время преподавал литургику и литургическое искусство (гл. обр. церковное пение). Позднее К. также читал отдельные лекции в Православном богословском институте преподобного Сергия Радонежского и в межконфессиональных духовных учебных заведениях.

http://pravenc.ru/text/1841598.html

1639. Семенко В. П. Две свободы//ППр. 1993. 1. С. 197–213. Свобода во Христе и свобода юридическая: опыт сосуществования Церкви и государства. 1640. Сперанская Е. Б. Взгляд православного мирянина на свободу Церкви и религиозную свободу в современном обществе//ЦиВр. 1999. 1(8). С. 113–119. Проблема национального в Церкви и обществе 1641. Поляков И., свящ. Отношение Церкви к национальному: (По материалам богосл. трудов и церк. периодики кон. XIX-XX вв.)//ХЧ. 1997. 15. С. 83–87. См. также 1580. Церковь и политическое устройство общества 1642. Митрофанов Г., прот. Христианства нет без Церкви, но есть ли Церковь без монархии?//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 44–52. 1643. Синицына Н. В. Симфония священства и царства//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 64–69; Вып. 7(11). С. 53–58. 1644. Филиппов Б. А. Православная Церковь и демократия//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 286–295. Взаимоотношения христианских церквей и европейских государств в XVII-XX вв. 1645. Чаплин В., прот. Церковь , государство и политический процесс в современной России (1988 – весна 2000 г.)//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 23–43. Социальное служение Церкви 1646. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Служение христианина в секулярном обществе (Женева, 1969 г.)/Пер. с англ.: Е. Л.Майданович//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 32–43. 1647. Байдаков Г. П. По плодам их узнаете их//РЧ, 5-е. 1997. С. 217–229. Перевоспитание в исправительных колониях и возможности религиозного подхода. Социологический анализ. 1648. Белевцев И., прот. Крещенные и нехристиане в их совместном служении на благо человечества: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 160–163. 1649. Ветелев А. , прот. Служение крещенного человека в мире по свидетельству отцов Церкви: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 142–149. 1650. Каргалова М. В. Христианские истоки европейской социальной модели//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 126–130.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

194. Мень А. В., прот. Библейская христология: (Из словаря по библеистике)//МБ. 2000. Вып. 7. С. 16–21. Ср. также 1779, 1781. Комментарии на отдельные книги (тексты, эпизоды) 195. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Первые прошения молитвы Господней/Подгот. к печ.: Е. Л. Майданович//АиО. 1998. 2(16). С. 5–17. 196. Говорун С. Н. Притча о блудном сыне//АиО. 1997. 3(14). С. 16–29. 197. Данн Дж. Д. Молитва/Пер. с англ.: Л. Б. Сумм//Страницы. 2000. Т. 5. 4. С. 483–497. Молитва в иудаистском каноне I в. по Р Х. и молитва Господня. (Ст. из словаря «Иисус и Евангелия»). 198. Мецгер Б. М. Молитва , которую Иисус оставил Своим ученикам/Пер. с англ.: А. Федорчук//МБ. 1998. Вып. 5. С. 41–45. 199. Сомин Н. В. Социологическое прочтение двух евангельских притч//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 68–71. Толкование притчи о сеятеле (о стойкости в исповедании веры) и о неверном управителе (смысл и значение частной собственности). 200. Табак Ю. М. К вопросу об исторической достоверности pericope adulterae ( Ин. 7:53–8:11 )//МБ. 1995. Вып. 3. С. 21–29. Анализ эпизода с прощеной блудницей («Христос и грешница»). См. также 2326. Комментарии на Евангелия. Евангелисты 201. Мень А. В., прот . Евангелия: [Из словаря по библеистике]/Подгот. текста и примеч.: В. Н. Кузнецова//МБ. 1993. Вып. 1. С. 9–31. Матфей 202. Сперанский М. К., прот . Святой апостол и евангелист Матфей: Историко-экзегетический очерк//БТ. 1964. Сб. 3. С. 8–33. Марк 203. Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский. Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Марка//БТ. 1976. Сб. 16. С. 5–32; Сб. 17. С. 3–84. 204. Басин И. В. [Рец. на кн.:] Григорий (Лебедев), еп. Проповеди; «Благовестие святого евангелиста Марка»; Письма к духовным чадам/Сост.: В. В. Антонов. М.: Отчий дом, 1996. 432 с.//Страницы. 1997. Т. 2. 2. С. 310–311. 205. Тестелец Я. Г., Михайлов К. Б. Крэнфилд Ч. Дж. Комментарий к Евангелию от Марка: Реф.: Cranfield Ch. The Gospel according to St. Mark. Cambridge University Press, 1971//АиО. 1998. 3(17). С. 36–46; 4(18). С. 44–61; 1999. 1(19). С. 28–47; 2(20). С. 80–92; 3(21). С. 41–56; 4(22). С. 46–60. Лука

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В русле зап. мистицизма существовали попытки истолковать евангельский этос Б. в духе самодовления некой отрешенной человеческой самости. «Тот нищ, кто ничего не хочет, ничего не знает и ничего не имеет» и в этой своей последней отрешенности достигает «вечного бытия», в к-ром «Бог и я - одно» ( Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991. С. 128, 133, 134). Однако такой подход несовместим с основными началами христианства. Согласно святоотеческому преданию и учению преобладающего большинства христ. мыслителей, добровольная Б. вслед. отрешения от вещественных и человеческих уз, а также от собственной воли и тщеславия действительно высвобождает человека из-под власти стихий мира сего - так что «нестяжательный инок есть владыка над миром» ( Ioan. Climacus. 17. 2),- однако лишь для того, чтобы с большей чистотой и сосредоточенностью могли проявиться его обращенность к Творцу, молитвенное предстояние Господу (Ibid. 28. 25), взыскание даров Божественной благодати. Подлинный смысл христ. воззрения на Б. и богатство раскрывается лишь в свете и атмосфере любви, основополагающим образом - жертвенной любви Иисуса Христа к людям. Беден тот, кто любви лишен; беден тот, кто не способен ответить на любовь любовью; Б. - необходимое состояние того, кто ищет любви, и желанное состояние тех, кто наслаждается ее дарами, радуется ее духовным сокровищам. Праведный путь вхождения богатства в человеческую жизнь - а в мире Божием «все - милость, и все - богатство» ( Антоний (Блум), митр. Сурожский. С. 139) - через вольный дар любви и его сердечное приятие; но т. о. приобретенное богатство не упраздняет, а просветляет и облагораживает Б. грешного человечества. Б. ненуждающаяся, коснеющая в себе или мнящая себя богатством, по мысли св. отцов, есть обман и заблуждение; кто же «свой труд и подвиг признает недостойными неизреченных обетований Духа», «таков нищий духом, которого ублажает Господь. Таков алчущий и жаждущий правды. Таков сокрушенный сердцем. Восприявшие такое произволение, и рачение, и труд, и любовь к добродетели и до конца пребывшие таковыми поистине возмогут улучить жизнь и вечное Царство» ( Macar. Aeg. Hom. Spiritual. 29. 7). Б. как ориентир христ. нравственности не самоцель, а непрекращающийся путь к Богу, непрекращающееся предстояние и сорадование Ему, всецелая отдача себя воле Божией.

http://pravenc.ru/text/77780.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010