Воцерковление – это жизнь в общине, поэтому нам необходимо постоянно повышать значимость общинной жизни, защищать ее от проникновения духа индивидуализма, закрытости и сектантства в любых его проявлениях. Этому во многом способствует процесс расширения и углубления постоянного духовного образования для верующих всех возрастов. Необходимо также возродить катехуменат (согласно святоотеческой традиции) перед крещением с привлечением наиболее подготовленных мирян. Таинство Крещения должно стать праздником всей общины. Для этого требуется постоянная работа по подготовке к крещению как желающего креститься, так и восприемников. А так как мы имеем дело с людьми «крещеными, а не просвещенными», нам следует найти современные формы обучения основам Православной веры «прохожан» и «захожан». Библиография 1. Абу ал-Алла Маудуди. Принципы ислама. М., 1993. 2. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. М.: Права человека. 2001. 3. Анатолий (Берестов), иеромон. Возвращение в жизнь. Изд. Мгарский монастырь. 2003. 4. Антоний (Блум), Митрополит Сурожский. Человек. Изд. Пролог., Киев., 2995. 5. Антоний (Блум), Митрополит Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М.: СП Интербук., 1991. 6. Али дашти. Двадцать три года. Изучение пророческой миссии Мохаммада.//Перев. Андреас и Рут Хамери. Лондон., 1991. 7. Баркер А. Как улучшить навыки общения. СПб., 2003. 8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., Медиум., 1995. 9. Биологический энциклопедический словарь. М., Большая российская энциклопедия. 1995. 10. Блаженнейший Владимир (Сабодан), митроп. Экклезиология в отечественном богословии. Киев., 1997. 11. Блаженнейший Владимир (Сабодан), митр. Проповеди. Том Второй. Киев., 1997. 12. Бостон Т. Природа человека в ее четырех состояниях. Киев., 1995. 13. Бош Д. Преобразования миссионерства. Изд. Богомыслие. СПб., 1997. 14. Брянчанинов Игнатий, свят. Собрание писем. М., 1995. 15. Бубер Мартин. Я и Ты. Нью-Йорк. 1970. 16. Булгаков С. Очерки учения о Церкви. «Путь», альманах. 1925., 1929., 1929.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

2355. Флоренский П. А., свящ. Проповеди: Начальник жизни; Радость на века//БТ. 1982. Сб. 23. С. 310–320. Воздвижение Креста Господня 2358. Василий (Осборн), еп. Сергиевский. Проповедь в Неделю после Крестовоздвижения/Пер. с англ.: И. Ю. Смирнова//АиО. 2000. 1(23). С. 5–7. 2359. Рафаил (Карелин) , архим. Воздвижение Креста//ППр. 1995. 4. С. 5–12. Крест Господень – в истории и современности. 2360. Сорокин И., прот. Проповедь в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня//АВ. 2000. 1. С. 10–12. …на празднования святых 2361. Анатолий (Грисюк) , митр. Одесский и Херсонский, сщмч. Слово в праздник св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова к воспитанникам духовной школы/Митр. Анатолий//АВ. 2000. 1. С. 5–9. 2362. Венедикт (Кантерс), игум. Поучение в день памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова//ВестнЛДА. 1990. 3. С. 127–129. 2363. Киприан (Керн) , архим. Слово в день Всех святых, просиявших в земле Русской//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 163–165. 2364. Свенцицкий В., прот. Беседы о прп. Серафиме Саровском //ППр. 1994. 3. С. 226–250. См. также 1163, 1213, 1214, 1276. ...при наречении во епископа и возведении в сан 2365. Замен К. О служении Русской Церкви/К. З.//ВРЗЕПЭ. 1953. 15. С. 182–183. О «Слове при наречении во епископа» Мефодия (Кульмана) . 2366. Николай (Еремин), митр. Корсунский. Слово при наречении/Еп. Николай//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 8–10. 2367. Николай (Еремин), митр. Корсунский. [Слово после соборного служения Литургии по случаю назначения экзархом МП в Западной Европе и возведения в сан архиепископа]/Архиеп. Николай//ВРЗЕПЭ. 1954. 20. С. 204–206. 2368. Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий и Коломенский. Слово... при вручении жезла новохиротонисанному епископу Николаю (Еремину)/Архиеп. Питирим//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 11–12. ...на погребение 2369. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Проповедь на погребение архим. Льва [Жилле]/Пер. с фр.: Ф. А. Иогансон; Ред.: Е. Л. Майданович//АиО. 1996. 1(8). С. 85–87. 2370. Николай (Еремин), митр. Корсунский. Надгробное слово... при погребении прот. Георгия Шумкина янв. 1965 г.]//ВРЗЕПЭ. 1965. 49. С. 6–7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. Ласки: Выходит за пределы свидетельства – но это не беда, если мы способны принять его в качестве мифа. Ничто из тех положений, что вы выдвинули, не кажется мне чуждым или странным, оно скорее представляется мне поэзией в глубоком смысле этого слова. Митр. Антоний: И вы бы согласились, скажем, что в отрывках из Евангелия – если для примера взять его – есть человеческая правда, не касаясь того, что за этой человеческой правдой есть нечто большее? М. Ласки: Я не только приму их, я буду выискивать их и пользоваться ими. Митр. Антоний: Вы упомянули Молитву Господню. Каково для вас значение этой молитвы, помимо того, что в ней упоминается Бог, Которого в начале вы называете «Отче наш», упоминается Его Царство, воля? Вы говорили, что пользуетесь ею. В каком качестве? Как своего рода заклинанием, магической формулой? М. Ласки: Ну, это трудно сказать, потому что ее смысл меняется от раза к разу, по мере того как размышляешь над ней. Вам, должно быть, это тоже известно. И, думаю, помимо того, что я употребляю ее, да, как своего рода заклинание, пожалуй, кроме как в этом качестве, не ее слова пришли бы мне на уста в первую очередь. Я хочу сказать: что-то из нее я принимаю, что-то я бы отвергла. Например: не введи нас в искушение, или, как сказано в Новой английской Библии 12 : не приведи нас к испытанию. Мне это неприемлемо, это представляется мне трусостью. С другой стороны, благочестивое пожелание да приидет Царствие Твое мне кажется великолепным, живительным, возвышающим. Митр. Антоний: Меня озадачивает не столько то или другое выражение, сколько тот факт, что молитва , скажем, Молитва Господня, обращена к Кому-то. Если этот «Кто-то» не существует, как она может вас затрагивать? М. Ласки: У меня нет ответа на это. Быть может, это все еще детское обращение к «кому-то», хотя вряд ли так бывает часто. Может быть, я воспользовалась вашим образом. Позвольте, я приведу другой текст, который мне ближе. Текст, который часто приходит мне на мысль: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя ( Пс 120:1 ). Для меня в этом больше смысла, потому что для тех из нас, кому помогает смотреть на горы, помощь эта очень реальна. Почему – неясно, некоторые объясняют, что это как-то связано с формой гор, холмов, как бы то ни было, мне нет нужды приписывать им личность, будто кто-то движется по горам. Я просто по-человечески знаю, что многим благотворно смотреть на горы. Это им помогает.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Вечером 7 июня председатель счетной комиссии Собора митр. Сурожский Антоний (Блум) объявил результаты голосования: 139 голосов было подано за митр. Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 - за митр. Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и 66 - за митр. Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). Во втором туре за А. проголосовали 166, а за митр. Владимира - 143 члена Собора. После оглашения окончательных результатов голосования новоизбранный Патриарх ответил на обращенный к нему вопрос председателя Собора положенными по чину словами: «Избрание меня освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю» (ЖМП. 1990. 9. С. 30). Был составлен соборный акт об избрании Святейшего Патриарха и соборная грамота, подписанные всеми архиереями - членами Поместного Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви архиеп. Оренбургский Леонтий (Бондарь) обратился к новоизбранному Патриарху с поздравлением. В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал: «Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг Первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении. Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их и на Архиерейских Соборах, и на Поместных Соборах согласно принятому нашей Церковью в 1988 г. Уставу. Соборный принцип должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь, только тогда мы решим те вопросы, которые стоят перед Церковью и перед обществом. Деятельность церковная сегодня расширяется. От Церкви, от каждого ее служителя, от деятеля церковного ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитания самых разных возрастных групп наших верующих. Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой и тогда, когда нашей жизни часто сопутствуют разделения. Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства святой православной Церкви» (ЖМП. 1990. 9. С. 28).

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

Аверинцев С.С. Вступительное слово к: Православное богослужение. Русифицированные тексты Вечерни, Утрени, Литургии св. Иоанна Златоуста . Вып. I. Изд. 2-е. М. 1999. Аверинцев С.С. Некоторые языковые особенности в Евангелиях.//Православная община. 40. М. 1997. Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М. 1987. Аверинцев С.С. Павел.//София-Логос. Словарь. Киев. 2000. Аверинцев С.С. Почему Евангелия – не биографии.//Мир Библии. 8. М. 2001. Аверинцев С.С. Слово Божие и Слово Человеческое.//Новая Европа. Христианская Россия. 1995. Аверкий (Таушев) , архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М. 2002. Адам К. Иисус Христос. Брюссель. 1961. С. 87–121. Александр (Семенов-тян-Шанский), арх. Пути Христовы. Проповеди и статьи. Париж. 1969. Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб. 1999. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Без записок. Автобиографический рассказ, записан в 1973 году. Первая публикация – журнал «Новый мир». 1991. 1. Антоний (Блюм), митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М. 1991. Антонини Б. о. Экзегезис книг Нового Завета. М. 1995. Безобразов С. Завещание иудео-христианства.//Православная мысль. Париж. 1930. Беляев Л. Христианские древности. М. 1998. Буйе Л. Первая Евхаристия на последней вечере.//О Библии и Евангелии. Брюссель. 1988. Булгаков С. , прот. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж. 1948. Гаврилюк П. История катехизации в Древней Церкви. М. 2001. Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб. 1996. Грилихес Л. , свящ. Археология текста. Сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М. 1999. Данн Д.Д. Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства. М. 1997. Додд Ч.Г. Основатель христианства. М. 1993. Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна, Послание к Римлянам, Апокалипсис.//Славянский библейский фонд. Перевод на русский язык, 1996. СПб. 1997. Жив Бог. Православный Катихизис. Изд. 2. Лондон. 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

10 авг. 1958 г. И. был возведен в сан игумена, 21 февр. 1965 г.- в сан архимандрита. 19 сент. 1965 г. хиротонисан во еп. Гаагского, викария Западноевропейской епархии. Хиротонию в храме св. Иова Многострадального в Брюсселе возглавил Первоиерарх РПЦЗ митр. Нью-Йоркский и Восточноамериканский Филарет (Вознесенский) в сослужении с архиеп. Антонием (Бартошевичем) и еп. Нафанаилом (Львовым ; впосл. архиепископ). 14 сент. 1971 г. И. получил титул «Гаагский и Нидерландский». Одновременно с 1966 г. в Нидерландах существовало Роттердамское вик-ство Бельгийской епархии РПЦ, управляемое еп. Дионисием (Лукиным). В 1972 г. И. подал прошение о принятии его вместе с представителями клира, монашествующих и мирян в юрисдикцию РПЦ. Под управлением И. было 3 прихода и жен. мон-рь. 18 авг. 1972 г. Свящ. Синодом было принято решение об учреждении Гаагской и Нидерландской епархии в составе Западноевропейского Экзархата РПЦ , а также о принятии И. с сохранением сана вместе с паствой в юрисдикцию РПЦ с назначением И. на должность правящего архиерея этой епархии. И. были переданы в подчинение все приходы РПЦ в Нидерландах, кроме Роттердамского в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», к-рый был оставлен за уволенным на покой еп. Дионисием и передан в непосредственное подчинение Патриаршему экзарху Зап. Европы митр. Сурожскому Антонию (Блуму) . 20 авг. 1972 г. по случаю воссоединения была отслужена литургия в ц. св. Иоанна Предтечи в Гааге. Службу совершили митр. Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) , Патриарший экзарх митр. Сурожский Антоний (Блум), митр. Тульский и Белёвский Ювеналий (Поярков) . 12 июня 1979 г. в Москве И. был возведен в сан архиепископа Патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым) . 16 февр. 1984 г. награжден орденом св. Владимира 2-й степени. 30 дек. 1987 г. постановлением Свящ. Синода И. был уволен на покой с объявлением благодарности за ревностное архипастырское служение. 31 июля 1991 г. похоронен в Гааге. Соч.: Слово при наречении во епископа//Правосл. Русь. Джорд., 1965. 20. С. 4-5.

http://pravenc.ru/text/200269.html

19 апр. 1991 г. в торжествах по случаю интронизации Архиепископа Кентерберийского Джорджа Кэри принял участие митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. С 28 по 30 окт. 1991 г. проходил офиц. визит Московского Патриарха Алексия II к Архиепископу Кентерберийскому, в 1993 г. в Москву с неофиц. визитом приезжал Джордж Кэри. 9 июля 1998 г. состоялась церемония освящения статуй мучеников ХХ в. в Вестминстерском аббатстве (Лондон). Скульптурные изображения мучеников, принадлежавших к различным христ. конфессиям, размещены в нишах над зап. порталом храма. Среди них св. вел. кнг. Елисавета Феодоровна, мученически погибшая в 1918 г. На богослужении по случаю освящения статуй присутствовали королева Великобритании Елизавета II и принц Эдинбургский Филипп, внучатый племянник вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, а также многочисленные родственники мучеников. Среди гостей были архиеп. Фиатирский Григорий (К-польский Патриархат), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), митр. Сурожский Антоний (Блум) и др. Взаимоотношения с Епископальной Церковью США возобновились в 1963 г., когда в США прибыла офиц. делегация РПЦ. В 1972 г. проходил визит в СССР Председательствующего Епископа Епископальной Церкви д-ра Джона Хайнса, в 1977 г.- Председательствующего Епископа Джона Аллина. Во время последнего визита состоялись богословские собеседования, на к-рых православные говорили о своем разочаровании по поводу решений Генеральной конвенции Епископальной Церкви о сохранении Filioque в символе веры и допущении женщин к рукоположению. В 1979 г. состоялся визит в США делегации РПЦ во главе с митр. Одесским и Херсонским Сергием (Петровым) и богословские собеседования на тему «Миссия Церкви в современном мире». В 1986 г., во время посещения РПЦ делегацией Епископальной Церкви во главе с еп. Теодором Истманом, состоялось собеседование по вопросам двустороннего сотрудничества. В 1989 г. богословские собеседования продолжились, когда в СССР находилась делегация Епископальной Церкви во главе с Председательствующим Епископом Эдмонтом Ли Браунингом. Представители РПЦ с удовлетворением отмечали решение Генеральной конвенции 1988 г. о восстановлении Никео-Цареградского Символа веры (без Filioque). В ходе дискуссии было решено создать Координационный комитет по сотрудничеству обеих Церквей. В 1990-2000 гг. состоялось 16 заседаний Координационного комитета в России и США. В рамках Комитета осуществляется обширная программа по продолжению богословского диалога, налаживанию контактов между отдельными приходами Епископальной Церкви и РПЦ, предоставлению стипендий в учебных заведениях Епископальной Церкви студентам духовных школ РПЦ, созданию медицинских центров. Сопредседателями Комитета являются архиеп. Калужский и Боровский Климент (Капалин) и еп. Милуоки Роджер Уайт.

http://pravenc.ru/text/115118.html

В 1930 г. митр. Евлогием (Георгиевским), управляющим русскими западноевропейскими приходами, А.Б. Блум был посвящен в стихарь. 10 сент. 1939 г. перед уходом на фронт Второй мировой войны тайно принес монашеские обеты. 16 апр. 1943 г. настоятелем Трехсвятительского подворья Русской Православной Церкви в Париже и своим духовником архим. Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. В качестве врача участвовал в движении французского Сопротивления, после войны продолжил медицинскую практику. 27 окт. 1948 г. митр. Серафимом (Лукьяновым), экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе, рукоположен во иеродиакона, 14 ноября этого же года – во иеромонаха с назначением духовным наставником содружества св. Албания и прп. Сергия, в связи с чем переехал в Лондон. С 1 сент. 1950 г. о. Антоний служил настоятелем храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия Радонежского в Лондоне. В 1953 г. возведен в сан игумена, с 1956 г. архимандрит. С 16 дек. 1956 г. настоятель храма в честь Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. 30 нояб. 1957 г. в Лондоне архиеп. Клишийским, экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе Николаем (Ерёминым) и еп. Апамейским, викарием экзарха Константинопольского Патриарха в Зап. Европе Иаковом был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха Московского Патриархата в Зап. Европе. 10 окт. 1962 г. возглавил образованную на территории Британских о-вов в составе Западноевропейского экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. В янв. 1963 г., после ухода на покои экзарха митр. Николая, владыка Антоний был назначен исполняющим обязанности экзарха Московского Патриархата в Зап. Европе. С 27 янв. 1966 г. митрополит Сурожский, экзарх Московского Патриархата в Зап. Европе. 5 апр. 1974 г. по собственному прошению освобожден от обязанностей экзарха, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя устроению епархиальной жизни и окормлению паствы. За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленных эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и широким кругом деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

26 Воронов Ливерий , прот. Догматическое богословие: Из лекций, прочитанных для студентов IV курса Санкт-Петербургской духовной академии в 1991–1992 учебном году. Клин, 2002. С. 76. 27 Там же. 28 Соколов П.Д. Исторический очерк преподавания Закона Божьего. 29 Антоний (Храповицкий) , митр. Опыт Христианского Православного Катехизиса. Репр. воспроизв. изд. 1924 г. Австралийско-Новозеландская епархия РПЦ Заграницей, 1990. 30 Вознесенский Николай, прот. Сокращенный православный христианский катехизис. СПб., 2003. 31 Горазд (Павлик) , сщмч., еп. Чешский и Мораво-Силезский. 1168 вопросов и ответов о православной вере. Репр. воспроизв. изд. 1992 г. М., 2001. С. 234. 32 Указание пути в Царство Небесное//Избранные труды Святителя Иннокентия, митрополита Московского. Новосибирск; М., 1997. С. 29. 33 Указание пути в Царство Небесное. С. 29–30. 34 Иннокентий, митр. Московский, апостол Сибири и Америки, свт. Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру//Православный благовестник. 1895. 13–16. 35 Егоров И.Ф., прот. Новый учебный план, краткая программа и методика Закона Божьего. Пг., 1917; Егоров И.Ф., прот. Законы жизни. Пг., 1918. Кн. 1–3; Егоров И.Ф., прот. Православие и жизнь в нем: Новый путь истинно-православной христианизации личной и общественной жизни. Пг., 1918. 36 Петров Григорий, свящ. Евангелие как основа жизни. М., 2004. 37 Аггеев Константин , прот. Христова вера. В 2 т. СПб., 1907. 38 Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Православная церковь. М., 2001. 39 Евдокимов П.Н. Православие. М., 2002. С. 252. 40 Павел (Олмари), архиеп. Финляндский. Как мы веруем. Киев, 2003. 41 Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Православный катехизис. М., 1990. 42 Жив Бог. Семейный катехизис, составлен группой православных христиан. Лондон, 1990. 43 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М., 1991. 44 Мень Александр, прот. «Верую…»: Беседы о Символе веры. М., 2001. 45 Борис (Холчев) , архим. Второе рождение: Огласительные беседы с крещаемыми. Клин, 2004.

http://azbyka.ru/istoriya-sostavleniya-k...

С 1 сентября 1950 года по 4 августа 2003 года — настоятель Успенской церкви Патриаршего прихода в Лондоне, с 7 января 1954 года — игумен, с 9 мая 1956 года — архимандрит. 30 ноября 1957 года хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата с местопребыванием в Лондоне. Архиерейскую хиротонию возглавил митрополит Николай (Ерёмин) в храме Трёхсвятительского подворья в Париже. В 1961 году в составе делегации РПЦ участвовал в работе съезда Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Нью-Дели. В 1962 году возведён в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учреждённой 10 октября 1962 года Сурожской епархии РПЦ в Великобритании. Его проповеди привлекли в лоно православной Церкви сотни англичан. С 1968 по 1975 года — член Центрального комитета ВСЦ. 3 декабря 1965 г. возведён в сан митрополита и назначен Патриаршим экзархом Западной Европы. 5 апреля 1974 года заменён на посту экзарха митрополитом Никодимом (Ротовым). На Поместном Соборе РПЦ в июне 1990 года был предварительно выдвинут в качестве дополнительного кандидата на Патриарший престол; кандидатура была отведена председательствовавшим в первый день Собора митрополитом Филаретом (Денисенко) ввиду того, что у предложенного кандидата не было советского гражданства (что было требованием Устава к кандидату в Патриархи). Был председателем счётной комиссии на Соборе, избравшем митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера). 1 февраля 2003 года подал прошение об уходе на покой по состоянию здоровья, а 30 июля 2003 года постановлением Священного Синода РПЦ освобождён от управления Сурожской епархией и уволен на покой. Скончался 4 августа 2003 года в Лондоне. Автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности, почётный доктор наук Абердинского университета (1973), Кембриджского университета (1996), Московской Духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999). „Um uns herum, in unserer Kirche und überall lebt eine Unmenge von Menschen, deren geistige Augen erloschen sind oder die nie zu sehen vermochten. Lasst uns sie mit Liebe und Mitleid bei uns aufnehmen und gemeinsam für sie beten! Doch das reicht noch nicht aus: Wir müssen es lernen, unseren Glauben so zu leben, dass dieser sie begeistert. Wir müssen sie an dem teilhaben lassen, was wir haben. Dazu bedarf es nur eines: Liebe.“ – aus einer Predigt zur Heilung des Blindgeborenen von Metropolit Antonij von Sourozh

http://bogoslov.ru/person/193953

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010