Все изумились ее речам, один только деверь злобно усмехнулся и сказал: «А вы и поверили ей. Вишь, какая умница стала! Как бы не так! Будет она у вас в Дивееве жить! Убежит и опять станет шататься». И еще более удивились все, когда на эти столь недобрые речи деверя своего Пелагея Ивановна пресмиренно поклонилась ему в ноги и совершенно здраво и разумно ответила: «Прости Христа ради меня, уж до гроба к вам не приду я более». Воистину пришло определенное Богом время поступить Пелагее Ивановне в Дивеевскую общину, потому что Ульяна Григорьевна пригласила ее в Дивеево единственно любви только Христовой ради и сжалившись над несчастной страдалицей; да и сама страдалица без всякого сопротивления, с полной охотой оставила кров родной матери своей и с радостью отправилась в Дивеево. Полученные за Пелагею Ивановну деньги 500 руб., как взнос в обитель, Ульяна Григорьевна тотчас по приезде своем передала распоряжавшемуся тогда всем послушнику Ивану Тихонову. Пелагея Ивановна еще по дороге в Дивеево и при вступлении в обитель успела уже наделать по своему юродству множество несообразных выходок, которые поразили келейниц начальницы Ксении Михайловны. «Какую-то вовсе дуру привезли к нам»,-говорили они. «Знать, это дочь купчихи Прасковьи Ивановны Королевой, – отвечала Ксения Михайловна, – она, бедная, вовсе из ума выжила». Между тем Пелагея Ивановна взошла с келейницами к настоятельнице и, увидев простосердечную, молодую еще девицу из села Кременок Ардатовского уезда, по имени Анну Герасимовну, стала пред ней на колени, поклонилась до земли и, воздевши руки свои, воскликнула: «Венедикт, Венедикт! Послужи мне, Христа ради». Услышавши эти слова, матушка Ксения Михайловна весьма растревожилась. «Вот так хорошо, – говорила она, – не успела еще носа показать, да уж и послушницу давай ей, вишь какая! Ты вот сама послужи сперва, а не то чтоб тебе еще служили». Молодая же девушка, которой блаженная так усердно кланялась, подошла к ней, жалея ее бедную, погладила ее по голове и видит, что голова-то у нее вся проломана, в крови, и кишат в ней насекомые.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Да и бросить ей такое количество вещей прямо на стол через одну комнату, занятыми руками, было невозможно. Странно было еще и то, что, несмотря на силу, с какой упали эти тяжеловесные вещи на тарелки, ни одна из них не была разбита. А все же казалось, что бросила она, хотя все, видя ее входящую в дверь, не могли заметить ни малейшего со стороны ее жеста или усилия (См. А. Н. Аксакова : «Предвестники спиритизма». СПб. 1895 г., стр. XIX-XXI, 229–230; 185–197; 165–174). Странные явления в русской крестьянской избе. 13 . Странные явления в русской крестьянской избе. Хороший мой приятель, под начальством которого я служил в Нижнем Новгороде, в палате государственных имуществ, П. Л. Бетлинг, проживающий ныне в отставке в своем имении Ардатовского уезда, Нижегородской губ., сообщил мне в январе 1889 года о замечательном случае, происшедшем совершенно неожиданно в селе Силине, находящемся от него в 15 верстах. Случай этот наделал в околотке некоторый шум, тем более, что крестьянская семья, невольная свидетельница этих явлений, была привлечена к уголовной ответственности и едва не поплатилась за дело, ей самой непонятное. Сущность дела сводится к тому, что в селе Силине, в доме бывшего сельского старости Чеканова, с 23 сентября и по 1 ноября 1888 года, стали происходить странные явления: слышались стуки, бросались вещи и – что составляет главную черту явления – раздавались различные голоса, которые входили в беседу с членами семьи Чеканова и приходящими полюбопытствовать посторонними крестьянами. Замечательно, что явления эти, как и на медиумических сеансах, происходили в темноте, и обнаруживались только в присутствии десятилетней дочери Чеканова. Предположить тут обман нет никакого основания, ибо явления эти вскоре сделались источником неприятностей для хозяина, и он не знал, как от них отделаться, покуда не принял данного ему совета прибегнуть к молитве, о чем скажем ниже. Теперь перейдем к подробностям. Г. Бетлинг лично расспрашивал самого Чеканова и семью его, а также и зятя его, Миронова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Определение палаты напечатано целиком в «Ребусе» 1894 г. (стр. 182). 2 . В 1873 г., Симбирской губ., Ардатовского у., в с. Барашеве, в доме священника, с 23 декабря по 28 декабря, «разнообразное самодвижение и самолетание предметов», самовар с кипятком поднялся с пола и отлетел аршина на два: из русской кухонной печи вырывало и разбивало вдребезги кирпичи; домашняя посуда и утварь летала в разные стороны и разбивалась. «Момент поднятия какой бы то вещи с известного места и перелет ее при внимательном наблюдении моем ни разу не был замечен, а только ее падение» 173 , – пишет священник Н. П. Цветков в письме своем к А. Н. Аксакову от 14 июня 1874 г., которое напечатано в «Ребусе» 1882 г. (стр. 391). 3 . В 1880 г., Петербургской губ., в д. Ручьях, возле Лесного Корпуса, в доме колониста Бич, стуки, бросание разной домашней утвари, преимущественно в девушку Пелагею; за нею гоняется метла; ковшик с водою выливается ей на голову, или просто вода сама плещется в нее; шапки сброшены и прыгают по поду; кот поднят на воздух и брошен в спину Пелагее. По удалении ее из дома явления прекратились («Ребус» 1888 г., стр. 129). 4 . В 1883 г., в Ташкенте, в городской тюрьме, в камере, занимаемой тремя офицерами, начались в конце апреля, с прибытием последнего из них – артиллериста Ж-на, загадочные явления, которые и продолжались до выхода его из тюрьмы, 18 мая того же года: самодвижение и самолетание предметов, находившихся в камере; принос вещей, находившихся в других помещениях тюрьмы и падавших как бы с потолка; сперва наблюдалось это при лунном свете, а потом при полном ламповом. Однажды, в присутствии смотрителя тюрьмы и дежурного надзирателя, получилось самописание: положили бумагу на стол с вопросами карандашом, и получились краткие толковые ответы. («Ребус» 1885 г., стр. 336–354). 5 . В 1886 г., Ярославской губ., в г. Данилове, в доме купца М-ва, стуки, самодвижение и летание всех предметов: кипящий самовар и посуда переносятся на пол и пр.; невидимая сила не коснулась только образов, перед которыми теплилась лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Есть еще две такие общины в окрестностях Арзамаса: Ардатовская и Дивеевская, недавно устроенная с благословения старца Саровской пустыни Серафима. Как бы особенная благодать Божия почивает на сих пределах, где по соседству Саровской и Санаксарской пустынь, устроилось столько многолюдных общин, руководимых советами старцев! Арзамасская обязана своим началом благочестивому труженику, из дворянского рода Ушаковых, отцу Феодору, в мире Иоанну, который, находясь на службе царской, при Императрице Елисавете, оставил мир, будучи поражен внезапною смертью одного из своих товарищей. Он тайно ушел из столицы и долго скитался по отдаленным пустыням, доколе не был взят в Киеве, как не имевший при себе вида. Узнав о его прежней службе по гвардии, представили вольного инока Императрице; она же, по свойственному ей благочестию, только упрекнула его, зачем не открыл ей своего задушевного помысла, и разрешила ему постричься в обители Невской. Множество учеников и учениц стали стекаться к благоговейному иноку, возбуждая тем зависть братии, и для избежания оной удалился Феодор в Саровскую пустынь. За ним последовали многочисленные его ученики: посему иноки Саровские посоветовали ему испросить для своей общины приходившую тогда в упадок Санаксарскую пустынь того же уезда. Послушался их совета отец Феодор, и, будучи посвящен в иеромонахи, сделался настоятелем Санаксарским. Но его заботила бесприютная участь многочисленных учениц, которые также все оставили, чтобы идти вслед за ним, и он испросил для них у духовного начальства недавно упраздненную в Арзамасе, женскую Алексеевскую обитель, где свободно могли они поместиться. Число их возросло до 150 еще при жизни отца духовного, который часто их навещал, чтобы пользовались его советами. Они не приняли на себя монашеских обетов, но правила данные им отцом Феодором были строже всякого обета, и доселе исполняются с чрезвычайною точностью. Все у них должно быть общее и послушание настоятельнице безусловное; она же обязана с кротостью и благоразумием, наблюдать за нравом каждой сестры, для сохранения мира и удаления нерадивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Чт. Моск. Общ. Ист. и Древ. рос. 1863 г. кн. II, стр. 26–27. Архим. Макарий состав Рязанской епархии по окладным книгам 1676 г. и её территорию переводит на полусовременный географический язык. Ей, говорит он, принадлежали обширнейшие пространства, заключавшие в себе города 1) нынешней Рязанской губ., как то: Переяславль-Рязанский (Рязань), Михайлов, Печерники, Зарайск, Пронск, Ряжск, Скопин, Касимов, Донков, Сапожок, Раненбург, Спасск, за исключением только некоторых селений, граничащих с Московской и Владимирской губерниями. 2) Тамб. губ.: Елатьму, Шацк, Калдом, Тамбов, Козлов, Челнавский острожек (село), Добрый, Лебедянь, Борисоглебск, Моршанск, Кирсанов и Липецк (при р. Воронеже). Следовательно, поясняет архим. Макарий, всю губернию без изъятия.... А Усмань где? – она названа в окладных книгах, а Темников? – он тоже Тамбов. губ., но принадлежал патриаршей области. Кстати, нужно заметить: Спасск есть и в Тамбовской, а не в Рязанской только губернии. 3) Владимирской губ.: весь Муромский уезд, Меленки с частями Судогодского, Вязниковского и Гороховецкого уездов. 4) Тульской губ.: Епифань, Богородицк и Гремячий. 5) Орловской губ.: Елец, Талецкий Острожск. 6) Воронежской губ.: Воронеж, Костенский, Острожск, Орлов городок, Землянск, Урыв, Коротояк, Задонск, Нижнедевицк, следовательно уезды: Новохоперский, Павловский, Бобровский, Воронежский, Задонский с частями Землянского, Нижнедевицкого и Коротояцкого. Тут тоже нужно сделать поправку. Землянск, Урыв и Коротояк, как известно, принадлежали Белгородской епархии. 7) Саратовской губ.: части уездов Сердобского – Сердобск, Петровского – Петровск и Балашевского – с. Балаш при Хопре по границам с губерниями Тамбовской и Пензенской. 8) Пензенской губ.: части уездов – Краснослободского, Наровчатского, Керенского и Чембарского, пограничных с губерниями Тамбовской и Пензенской. 9) Нижегородской губ., часть Горбатовского уез., пограничного с Муромским уездом Владим. губ. и часть Ардатовского уезда, смежного с Темниковским у. Тамб. г. При переводе древне-географического языка на полусовременный, архим. Макарий несколько расширяет пределы Рязанской епархии. Срав. Христ. Чт. 1859 г. ч. I, май, стр. 384.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

На мероприятии присутствовали управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий ,  митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл ,  митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин ,  епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий ,  епископ Нарвский и Причудский Лазарь ,  епископ Краснослободский и Темниковский Климент ,  епископ Рузаевский Илия ,  епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава ,  епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин ,  епископ Амурский и Чегдомынский Николай ,  епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий ,  епископ Кинельский и Безенчукский Софроний ,  епископ Шуйский и Тейковский Никон , духовенство  Мордовской митрополии . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриархия.ru Первосвятительский визит в Мордовию. Торжественный акт, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства Первосвятительский визит в Мордовию. Торжественный акт, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства Первосвятительский визит в Мордовию. Торжественный акт, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства Первосвятительский визит в Мордовию. Торжественный акт, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства Первосвятительский визит в Мордовию. Торжественный акт, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства Первосвятительский визит в Мордовию. Торжественный акт, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства Первосвятительский визит в Мордовию. Торжественный акт, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства Первосвятительский визит в Мордовию. Торжественный акт, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства Первосвятительский визит в Мордовию. Торжественный акт, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Той же губернии и того же Симбирского уезда село, что было сельцо Мокрая Бугурна в количестве удобной и неудобной земли тысячи пятисот четырех десятин тысячи восьмисот четырех сажен, из числа коей поступило в надел водворённых в том селе, в числе семидесяти пяти ревизских мужеского пола душ временно обязанным крестьянам – двести сорок семь десятин, в этом имении находится господская усадьба и хозяйственные постройки; Третье). Той же губернии Карсунского уезда, село Богоявленское, Станичное тож, заключающее в себе триста сорок восемь десятин тысячу девятьсот шестнадцать сажен удобной и неудобной земли, из коей отведено в надел водворённым в то село временно обязанным крестьянам в числе двадцати девяти ревизских мужеского пола душ сто одна десятина тысяча двести сажен, в оном имении находится господская усадьба и хозяйственные постройки; Четвертое). Той же губернии Карсунского уезда сельцо Девятовка, в котором находится удобной и неудобной земли пятьдесят шесть десятин тысяча семьсот семьдесят три сажени, из числа коей поступило в надел водворённым в этом селе в числе четырех ревизских душ мужеского пола четырнадцать десятин; Пятое). Нижегородской губернии, Лукояновского уезда сельцо Бритвино, в котором заключается удобной и неудобной земли семьсот пять десятин тысяча пятьдесят пять сажен, из числа коей поступило в надел водворённым в том сельце в числе восьмидесяти девяти ревизских мужеска пола душ двести восемьдесят девять десятин шестьсот сажен, в этом селе находится господский дом, с службами и хозяйственными заведениями; Шестое). Той же губернии Ардатовского уезда при селе Дивееве, с дачами: Дивеевскою, Князь Ивана и Каврийскою, состоит удобной и неудобной земли двести пятьдесят девять десятин тысяча семьсот девяносто семь сажен, из числа коей поступило в надел водворённым в сем Дивееве в числе тридцати мужеска пола душ тридцать шесть десятин сто сорок восемь сажен, в оном имении находится господская усадьба, с постройками; Седьмое). Той же губернии и уезда, при деревне , Репьёвке тож, с пустошами полем, Яшелевой и Тесовой, в оном имении состоит удобной и неудобной земли девятьсот сорок одна десятина четыреста двадцать две сажени, из числа коей поступило в надел водворённым в том селе в числе ста девяноста одной ревизской мужеска пола душ двести восемьдесят шесть десятин тысяча двести сажен; и Восьмое).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Той же губернии и уезда, при селе Павлове состоит удобной и неудобной земли сто шестьдесят шесть десятин восемьсот сажен. По всем этим имениям мы утверждены в правах наследства определениями Симбирского окружного суда, состоявшимися четвертого марта и одиннадцатого апреля 1880 года. Не желая оставаться в общем владении всеми вышеописанными имениями, мы, Мотовиловы, Ханыкова, Теплова и Зимнинская, соображая ценность имений и ... выгоды, решили разделить между собою означенные имения следующим образом; Первое). Я, Елена Мотовилова, получила на седьмую часть в своё личное и потомственное владение а). Нижегородской губернии Ардатовского уезда село Дивеево, с дачами: Дивеевскою, Князь Ивана и Каврийскою; б). той же губернии и уезда, при деревне , Репьёвке тож, с пустошами полем, Яшелевой и Тесовой; в) той же губернии уезда, при селе Павлове со всеми зеленями, лесами, водами, рудами и всякого рода угодьями, со всеми строениями в том имении находящимися, с правом за отведённый крестьянам надел на их повинности и на получение выкупной ссуды; Второе). Я, Марья Ханыкова, получаю в своё вечное и потомственное владение село Богоявленское, Станичное тож, в полном его составе, со всеми землями, ... водами и всякого рода угодьями, со всеми в сем имении находящимися строениями с правом за предоставленный крестьянам надел на их повинности и на получение выкупной ссуды; Третье). Я, Александра Теплова, получаю в своё вечное и потомственное владение а). из дачи села Мокрой Бугурны, Симбирской губернии и уезда, земли разных угодий в количестве ста сорока пяти десятин ста сажен и право на половину общего с крестьянами выгона в количестве пятнадцати десятин. Границы этого участка обозначены на плане частного землемера Минеева под номером первым…… и б). Симбирской губернии и уезда участок в количестве восемнадцати десятин девятисот сорока двух сажен, образовавшийся по специальному межеванию ... земли из дачи особо вымежёванной к селу Рождественскому, Цыльна тож; Четвертое). Мне, Екатерине Мотовиловой, поступает в вечное и потомственное владение из этой же бугурнинской дачи, согласно того же плана частного землемера Минеева, упоминавшегося в предыдущем третьем пункте сего разделительного акта участок под номером вторым, со всеми угодьями и водами, заключающий в себе двести шестьдесят восемь десятин сто шестьдесят сажен...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В 1708-1714 и 1717-1719 гг. значительная часть региона входила в состав Казанской губ., часть сев. территорий в 1778-1922 гг.- в состав Костромской губ. (в 1778-1796 - Костромское наместничество). Нижегородская губ. впервые была образована по приговору Сената от 26 янв. 1714 г., делилась на уезды: Алатырский, Арзамасский, Балахнинский, Васильский, Гороховецкий, Курмышский, Муромский, Нижегородский, Юрьевец-Повольский, Ядринский. Указом царя Петра I от 22 нояб. 1717 г. губерния упразднена, ее территория возвращена в состав Казанской губ. Вторично выделена указом Петра I от 29 мая 1719 г. Делилась на 3 провинции: Алатырскую (Алатырский, Курмышский, Ядринский уезды), Арзамасскую и Нижегородскую (Балахнинский, Нижегородский, Юрьевец-Повольский уезды). В XVIII в. в регионе активно развивалось судостроение, центрами к-рого стали Н. Новгород и населенные пункты Балахнинского у. (г. Балахна, села Городец, Василёва слобода, Кубенцово, Чёрное). Одной из ведущих отраслей являлось канатопрядение (Н. Новгород, Горбатовский у.), больших успехов достигла кожевенная промышленность (г. Арзамас, с. Богородское Горбатовского у., с. Б. Мурашкино Княгининского у., с. Городец Балахнинского у.). Общероссийское значение имели чугуноплавильные и железоделательные Выксунские заводы Баташёвых. Указом имп. Екатерины II от 5 сент. 1779 г. Нижегородская губ. преобразована в Нижегородское наместничество, которое делилось на уезды: Ардатовский, Арзамасский, Балахнинский, Васильский (с нач. 20-х гг. XX в.- Васильсурский), Горбатовский, Княгининский, Лукояновский, Макарьевский, Нижегородский, Перевозский, Починковский, Семёновский, Сергачский. Указом имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. Нижегородское наместничество переименовано в Нижегородскую губ., упразднены Макарьевский (восстановлен 12 мая 1804), Перевозский, Починковский и Сергачский (восстановлен 24 апр. 1802) уезды. В 1817-1820 гг. вместо уничтоженного в 1817 г. пожаром Лукоянова уездным центром был г. Мадаев (преобразованный из с. Мадаева), а сам уезд носил название Мадаевский.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

у., Воронежск. Удельн. Приказа, 1817 г. (5 случаев). 9. Воронежск., сл. Карабаново, 1818 г.; Тульск., Крапивенск. у., с. Рождествино, Лазарева. 1818 г.; Слободско-Украинск., Изюмск., у., Савинск. вол., 1818 г.; Саратовск., с. Репьевка, Волконской, 1818 г.; Симбирск., Наумова, 1818 г.; Гродненск., Глосевицк. староство, казен. кр., 1818 г.; Минск, п-цы Крашевской, 1818 г., Симбирск., Курмышск. у., Лазарева, 1818 г.;. Воронежск.. Острогожск, у.; сл. Морозовка, п-цы Тевяшевой, 1818 г.; Рязанск, Скопинск. у.. Миллера, 1818 г.; Тамбовск., Спасской окр, с. Бут, камергера Гагарина, 1818 г.; Витебск,, Полоцк, повета, имение Черницы, 1818 г.; Тамбовск., с. Молчановка, Кирсановой, 1818 г.; Обл. Войска-Донского, 1818 г.; Симбирск., Ардатовск. у., с. Богоявленское, г. м. Тучкова, 1818 г.; Тамбовск., с. Заметино и Матгерка, об.-камергера Нарышкина, г; Тверск., Вышневолоцк. у., с. Маковщина, п-ков Муромцева и Милюкова, 1818 г. (17 случаев); 10. Курляндск., Рижск. у., м. Ленсваден, 1819 г.; Калужск. губ. и у., Андроновск. вол., экономич. кр., 1819,: Симбирск., Елагиной, 1819 г.; Курляндск., м. Грендзен, Воронежск, Старобельск. у., сл. Штормовая, гр. Стенбок, 1819 г.; Певзенск., Городищенск. у., с. Павловское и Архангельское, д. т. с. Куракина (6 случаев). Подробная статистика крест. Волнений – Варадинов, История Министерства Вн. Д., ч. I. Н, кн. 1, 2. 696 В.И. Семевский – Крестьянской вопрос в России XVIII в. и первой пол. XIX, т. 1; его же – в сб. Крестьянский строй, т. 1. стр. 169–241. Иконников – граф Н.С. Мордвинов – стр. 34–35; стр. 209–244. Романович-Славатинский – Дворянство в России, стр. 159–380–383. Дубровин. После отечественной войны, Р. старина, 1904г., апрель, стр. 15–19; май, стр. 255–259. Семевский – Ник. Ив. Тургенев о крестьянском вопросе в царствование Александра I, В. Европы, 1909 г., т. I. 1, 2; его же – Политические и общественные идеи декабристов, гл XI. 697 Семевский – Сб. Крестьянский строй, стр. 179, 184.; Середонин – Исторический обзор деятельности Комитета Министров т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010