Я отправилась в Саров и, по прибытии моем туда, нашла, что о. Серафим затворился и никого к себе не принимал. Несмотря на то, я пробралась сквозь множество народа, ожидавшего выхода о. Серафима, к его келье, и вдруг старец Божий, как бы провидя мою крайнюю нужду видеть его, показался в дверях своей кельи и, не обращая внимания на остальной народ, обратился ко мне и сказал: «Дочь Агрипина, подойди ко мне скорее, потому что тебе нужно поспешить домой». Когда я подошла к нему, он, предупреждая слова мои, дал мне св. воды, антидора, красного вина и несколько сухарей и сказал: «Вот, скорее вези это к своему мужу». Потом, взяв мою руку, он положил ее к себе на плечо и, дав осязать бывший на нем большой железный крест, сказал: «Вот, дочь моя, сперва мне было тяжело носить это, но ныне весьма приятно. Спеши же теперь и помни мою тяжесть. Прощай». С этими словами он благословил меня и ушел опять в свою келью, где снова затворился и никого к себе не принимал. По приезде домой я нашла своего мужа при последних минутах жизни; у него уже отнялся язык. Тогда я вспомнила о кресте старца и поняла, что он предсказывал мне о трауре. Едва дала я, по приказанию о. Серафима, больному красного вина с антидором и потом св. воды, больной снова заговорил и сказал: «Прости меня, святой отец, в последний раз получаю от тебя благословение». После этих слов он благословил еще детей наших, простился со мной и сказал: «Велики дела о. Серафима!» – лег снова и мирно отошел к Господу». Нижегородской губернии Ардатовского уезда, в родовом своем имении селе Нуче, жили сироты брат с сестрой, дворяне-помещики Михаил Васильевич и Елена Васильевна Мантуровы. Михаил Васильевич много лет служил в Лифляндии на военной службе и женился там на лифляндской уроженке Анне Михайловне Эрнц, но затем так сильно заболел, что принужден был оставить службу и переехать на жительство в свое имение, село Нучу. Елена Васильевна, гораздо моложе своего брата по годам, была веселого характера и мечтала только о светской жизни и скорейшем замужестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Наружный вид блаженной всегда был одинаков. Верхнее одеяние ее постоянно было светлое, но крайне ветхое и запыленное. Положение тела согбенное. Лицо полузакрытое и всегда с поникшим взором. Пища ее была чрезвычайно скудная и в малом количестве; по средам и пятницам она и совсем ничего не вкушала, кроме антидора и теплоты с просфорой, каждодневно приносимых послушницами из церкви. Нижнюю одежду, по словам послушниц, она сменяла всего один раз в год, перед Пасхой или Благовещением. Строгое воздержание в пище и самоумерщвление плоти в разных видах делали старицу неподражаемой в обители». 26 июня 1899 года, старица Наталья положила основание новой женской обители, в недалеко от села Теплова, Ардатовского уезда, Нижегородской губернии. Из воспоминаний монахини Серафимы (Булгаковой): «…Много раз слышала еще в монастыре, что блаженная Наташенька перед смертью в 1900 году проводила со звоном Правду на небо… В то время колокольни в монастыре еще не было, а колокола помещались в конце Канавки на деревянном помосте. Пустынька Наталии Ивановны находилась рядом с хлебным корпусом, и она всегда звонила к полунощнице. А тут она неожиданно подняла звон во время обедни. Все выскочили из церкви узнать, что случилось. Вышла и покойная мать игумения Мария. Все направились к звоннице. Матушка игумения обратилась к Блаженной и спросила, почему она так звонит. Та ответила: – Правду на небо провожаю. Правды на земле больше нет! – Ну, больше так не делай,– сказала игумения. – Больше не буду,– ответила Блаженная и развела руками. В тот же год она скончалась». Старица Наталья мирно отошла ко Господу 9 февраля 1900 года. Блаженная Параскева Дивеевская (1795–1915 гг.) Блаженная Паша Саровская (в миру – Ирина) родилась в 1795 году в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостного крестьянина. В семнадцать лет её выдали замуж. Родные мужа любили её за кроткий нрав и трудолюбие. Прошло пятнадцать лет. Помещики Булгины продали Ирину с мужем господам Шмидтам. Вскоре умирает муж Ирины. Господа Шмидты попытались выдать Ирину замуж вторично, но услышав слова: «Хоть убейте меня, замуж больше не пойду», решили оставить её у себя дома. Не долго пришлось работать Ирине экономкой, она была оклеветана прислугой и хозяева, заподозрив Ирину в краже, отдали её на истязание солдатам. После жестоких побоев, не выдержав несправедливости, Ирина ушла в Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8 августа делегация Ардатовской епархии посетила Свято-Спиридоньевскую богадельню, где пожилым и тяжелобольным людям обеспечивается профессиональный уход и достойная жизнь. Богадельня существует с 1999 года. Сейчас здесь живут 20 тяжелобольных подопечных. Днем и ночью в богадельне дежурят профессиональные сестры милосердия, окончившие медицинское училище или патронажные курсы. Гости также ознакомились с работой кризисного центра «Дом для мамы» службы «Милосердие». Одновременно в приюте в комфортных домашних условиях могут проживать 10 женщин с детьми. Для каждой подопечной разрабатывают индивидуальную программу реабилитации и дальнейшего трудоустройства, помогают в оформлении необходимых документов и возможных льгот, в устройстве детей в дошкольные учреждения, получении жилья. По состоянию на июль 2019 года, в «Доме для мамы» получили приют 252 мамы и 277 детей, из них 84 ребенка родилось во время проживания мам в центре. Кроме того, более 8000 женщин получили социальную, юридическую, гуманитарную помощь. «Дом для мамы» является модельным проектом для других регионов: опыт его работы тиражируется по всей стране. Кроме этого, епископ Вениамин с представителями Ардатовской епархии посетили «Ангар спасения» службы «Милосердие». Это один из крупнейших центров помощи бездомным в Москве, куда приходят около 100 бездомных в день. В «Ангаре» бездомные могут получить не только срочную помощь: согреться в отапливаемой палатке, поесть, принять душ, получить чистую одежду и доврачебную помощь. Социальные работники помогают восстановить документы, устроиться в приюты, связаться с родными, покупают билеты домой. По оценкам экспертов, сегодня в Москве насчитывается не менее 15 000 бездомных. Именно столько человек приходит в среднем в течение года в «Ангар спасения» службы «Милосердие». 8 мая по приглашению епископа Ардатовского и Атяшевского Вениамина председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон посетил несколько городов и сел Мордовии. Он побеседовал со священнослужителями и мирянами, посетил церковный центр гуманитарной помощи в поселке Чамзинка, встретился с сотрудниками и подопечными Дома ребенка и Дома-интерната для пожилых и людей c инвалидностью в Большеберезниковском районе Мордовии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Платон (Руднев) 1.10.1923 хирот. во еп. Богородского, вик. Московской епархии; † в янв. 1936 г. Платон (Тихомиров) упом. в 1928 г. как врем. управ. Тульской епархией. Платон (Удовенко) 16.12.1973 хирот. во еп. Аргентинского и Южноамериканского; с 6.10.1977 в сане архиепископа, экзарх Центральной и Южной Америки; с 20.03.1980 на покое; с 8.08.1980 архиеп. Свердловский и Курганский; с 26.12.1984 архиеп. Ярославский и Ростовский; с 2.11.1993 архиеп. Аргентинский и Южноамериканский. Поликарп (Приймак) 19.07.1957 хирот. во еп. Кировского и Слободского; с 16.11.1962 еп. Архангельский и Холмогорский; с 27.01.1966 еп. Ивановский и Кинешемский; с 30.07.1968 еп. Пензенский и Саранский; с 16.12.1969 на покое; † 23.07.1989. Поликарп (Тихонов) в 1920 г. хирот. во еп. Лукояновского, вик. Нижегородской епархии; 1925–1927 еп. Ардатовский, вик. Нижегородской епархии. Порфирий (Гулевич) 25.06.1928 хирот. во еп. Криворожского, вик. Днепропетровской епархии; с 5.09.1930 еп. Зиновьевский, вик. Одесской епархии; с 11.08.1931 еп. Крымский; с окт. 1936 г. в заключении; расстрелян 2.12.1937. Прокл (Хазов) 18.10.1987 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Ленинградской епархии; с 13.09.1989 еп. Ульяновский и Мелекесский. Прокопий (Титов) с 30.08.1914 еп. Елисаветградский, вик. Херсонской епархии; с 1919 г. еп. Николаевский, вик. Одесской епархии; с 1921 г. еп. Одесский и Херсонский; с июня 1925 в сане архиепископа; с 27.11.1925 епархией не управ.; в 1927 г. упом. как архиеп. Херсонский и Николаевский; расстрелян 23.11.1937. Рафаил (Березин) 29.10.1944 хирот. во еп. Калининского и Великолуцкого; † 15.05.1945. Рафаил (Гумилевский) 13.09.1924 хирот. во еп. Александровского, вик. Ставропольской епархии; с 1925 г. в заключении. Роман (Танг) 16.04.1950 хирот. во еп. Таллинского, вик. Ленинградской епархии; с 20.12.1955 еп. Лужский, вик. Ленинградской епархии; с 23.07.1956 еп. Ивановский; с 9.12.1958 еп. Курский и Белгородский; с 21.05.1959 архиеп. Виленский и Литовский; † 18.07.1963. Ростислав (Девятов) 28.11.1993 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

6. Освященный Собор принимает новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви. В связи с этим следует считать редакцию этого документа, принятую Архиерейским Собором 2008 года, утратившей силу. Также утрачивает силу Положение о богослужебно-иерархических наградах, принятое Архиерейским Собором 2011 года. Изменения в церковном управлении, умножение числа епархий и приходов 7. Освященный Собор одобряет образование митрополий и значительное увеличение числа епископов и епархий, а там, где последнее невозможно — создание территориальных викариатств. Увеличение численности епархий и приближение епископов к пастве позволяет активизировать исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года об умножении числа приходов, а также о развитии катехизической, религиозно-образовательной, миссионерской, молодежной и социально-благотворительной деятельности на благочинническом и приходском уровнях. Члены Архиерейского Собора обращают внимание глав митрополий на важность поддержки недавно образованных епархий, входящих в состав митрополий. 8. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании следующих митрополий: Архангельской, Башкортостанской, Белгородской, Волгоградской, Вятской, Донской, Екатеринбургской, Ивановской, Иркутской, Красноярской, Кузбасской, Курской, Мордовской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Приамурской, Приморской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Татарстанской, Тверской, Тульской, Челябинской, Чувашской, Ярославской. Собор также утверждает решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об учреждении следующих епархий: Алатырской, Альметьевской, Амурской, Ардатовской, Арсеньевской, Балашовской, Балтской, Барышской, Бежецкой, Белевской, Бишкекской, Боровичской, Братской, Бузулукской, Валуйской, Владикавказской, Вознесенской, Волгодонской, Выксунской, Георгиевской, Городецкой, Губкинской, Душанбинской, Енисейской, Железногорской, Изюмской, Исилькульской, Искитимской, Каинской, Калачевской, Калачинской, Канашской, Каменской, Канской, Карасукской, Касимовской, Кинельской, Кинешемской, Кокшетауской, Котласской, Краснослободской, Кузнецкой, Кызыльской, Лысковской, Магнитогорской, Мариинской, Махачкалинской, Мелекесской, Мичуринской, Могилёв-Подольской, Нарвской, Нарьян-Марской, Находкинской, Нефтекамской, Нижнетагильской, Новокузнецкой, Орской, Отрадненской, Петропавловской, Покровской, Пятигорской, Ржевской, Ровеньковской, Рыбинской, Салаватской, Салехардской, Саянской, Сердобской, Скопинской, Тарской, Троицкой, Уваровской, Уржумской, Урюпинской, Усть-Каменогорской, Феодосийской, Ханты-Мансийской, Чистопольской, Шахтинской, Шуйской, Щигровской, Яранской.

http://patriarchia.ru/db/text/2777929.ht...

На протяжении всей жизни для Валентина Феликсовича все пациенты были равны, и самое высокое положение в обществе не давало каких-либо преимуществ в лечении. «Он одинаково доброжелательно и внимательно осматривал и лечил и простого мужика из глухой сибирской деревни, и видного чиновника. Неизменно строго относился доктор лишь к воинствующим безбожникам, болезни которых он считал карой Божией за их грехи противления». с. 14, 15.] Еще в ардатовской больнице Валентин Феликсович столкнулся с большими трудностями и опасностями применения общего наркоза. В то время больные зачастую умирали не в результате неудачного оперативного вмешательства, а попросту не перенеся наркоза. Поэтому многие земские врачи отказывались либо от наркоза при операциях, либо от самих операций. «У меня возникла мысль о необходимости, по возможности, избегать наркоза и как можно шире заменять его местной анестезией. …В это время вышла первым изданием книга профессора Брауна «Местная анестезия, ее научное обоснование и практические применения». Я с жадностью прочел ее и из нее впервые узнал о регионарной анестезии, немногие методы которой весьма недавно были опубликованы. Я запомнил, между прочим, что осуществление регионарной анестезии седалищного нерва Браун считает едва ли возможным. У меня возник живой интерес к регионарной анестезии, я поставил себе задачей заняться разработкой новых методов ее». с. 17, 18.] Регионарная анестезия – самая щадящая по последствиям по сравнению с обычной местной и тем более общей анестезией, однако – самая сложная по исполнению: укол при этом способе делается в строго определенные участки тела – по ходу нервных стволов. Из Фатежа Войно-Ясенецкий направился в Москву для работы над диссертацией. Там немного менее года он был экстерном хирургической клиники профессора Дьяконова. По правилам этой клиники все врачи-экстерны должны были писать докторскую диссертацию, и Войно-Ясенецкому была предложена тема «Туберкулез коленного сустава». Архиепископ Лука вспоминал: «Через две-три недели меня пригласил профессор Дьяконов и спросил, как идет работа по диссертации. Я ответил, что уже прочел литературу, но у меня нет интереса к этой теме. Умный профессор с глубоким вниманием отнесся к моему ответу и, когда узнал, что у меня есть собственная моя тема, с живым интересом стал расспрашивать о ней. Оказалось, что он ничего не знает о регионарной анестезии, и мне пришлось рассказывать ему о книге Брауна. К моей радости, он предложил мне продолжать работу над регионарной анестезией, оставив предложенную тему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Приложение IV. Из донесения епископа нижегородского Дамаскина о распределении сел по епархиям не соответственно их близости к епархиальным центрам и духовным правлениям (Арх. Св. Синода, д. 1788 г. 51). Нижегородской епархии: Саранского духовного правления, отстоящего от г. Нижнего Новгорода в 277 верстах, села Пензенского намест. и округа, от г. Саранска: с. Бекетовка – 167 вер., Городищенского окр.: Лопуховка – 100 вер., Выставки – 80 вер., Сыресево – 130 вер., Петровка – 80 вер., Ребровка – 80 вер., Вадиково – 100 вер., Чирково – 50 вер., Ручим – 140 вер., Кенша – 100 вер. Саратовского наместничества. Сердобского окр.: Давыдовка – 193 вер., Галищыно – 190 вер., Старый Мещеряк – 210 вер., Хвалынского окр.: с. Канадеи – 170 вер., Барановка – 250 вер., Григорьевка – 270 вер., Чирково-Кадада – 260 вер., Кузнецкого окр.: Трахониотово – 150 вер. Симбирского наместничества. Канадеевского окр.: с. Явлейка – 140 вер., Баборыковка – 155 вер., Анненково – 150 вер., Рызлей – 180 вер. Всюду расстояние показано от г. Саранска, Пензенской губ., где находилось Духовное Правление этих сел. Костромского наместничества. Макарьевского, что на Унже, округа с. Соличное от Нижнего Новгорода – 33 вер., от Балахны – 50 вер., Скаробогатово от Нижнего Новгорода – 64 вер., от Семенова – 43 вер. (л. 364). Нижегородского наместничества – в других епархиях: В Казанской епархии: г. Василь, его округа: сс. Рождественское, Сумки тож, Юрино, Каменка, Успенское, Макарьевского окр.: сс. Троицкое, Воздвиженское, Васильевское, Першинский Починок, Воздвиженское, Богородицкое, Воскресенское, Владимирское. В Рязанской епархии: Ардатовского окр.: сс. Дивеево, Елизарьево, Кременки, Илевский завод, Троицкое – Новое Аламасово, Нарышкино – Старое Аламасово, Сарминский Майдан. В Тамбовской епархии: Починской окр.: Дивеев Усад, Ризоватово, от Тамбова не менее 400 верст, от г. Починок, Нижегородской губ., в 7 и 13 верст, (л. 365). Из Владимирской епархии отписаны села к Тамбовской и Казанской епархиям, хотя эти села были ближе к Нижегородской епархии:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

К решению всех строительных вопросов храмоздатель подходит как рачительный хозяин: — В голове приходится держать целую бухгалтерию. Например, собрали 50 или 100 тысяч рублей. Что лучше купить: доски или железо на крышу? Железо точно в следующем месяце подорожает — покупаем его. Еще подсобрали — купили доски, кроем крышу. Если приобрели что-то подешевле и средства остались, можем установить окна в другом храме, потому что в этом окна уже есть. В половину сел, где восстановлены храмы, уже назначен священник, который приезжает служить в каждый из них два раза в месяц. Остальные закреплены за отцом Алексием, он там бывает раз в два месяца. А в его отсутствие прихожане сами собираются на молитву, читают акафисты или служат обедницу. — Какими качествами нужно обладать священнику в сельской местности, чтобы пользоваться авторитетом не только у детей, но и у взрослых? — спрашиваю отца Алексия. — В первую очередь он должен быть открыт для всех, чтобы прихожане видели: он живет той же жизнью, что и они, общими с ними радостями и горестями, — отвечает отец Алексий. — Я знаю в своем поселке каждого жителя. И все знают, где и как я живу, чем я занимаюсь, чем дышу, где бываю. Второе — это доступность. Любой человек может зайти в храм или в воск­ресную школу, и для него всегда должно найтись время на общение. Или прихожане звонят ­ночью, надо причастить умирающего, и они уверены, что священник точно не будет этим раздосадован и обязательно приедет. Помимо дара храмостроителя у отца Алексия обнаружился еще один талант. «Я с детства хотел стать кинорежиссером, но Бог миловал. И уже будучи священником, я реализовал эту детскую мечту через съемку документальных и анимационных фильмов духовного содержания», — рассказывает он. Первый свой фильм пастырь сделал о строительстве мухтоловского Христорождественского храма. «Пригласил человека с кинокамерой, он приходил каждый месяц по мере строительства, а из отснятого материала я смонтировал документальный фильм. Он называется " Возрождение мухтоловской церкви " . И мне приятно вспоминать, как все это было, и нашим прихожанам», — говорит отец Алексий. Режиссерское ремесло ему так понравилось, что он купил аппаратуру и стал создавать фильмы о каждом новом возрожденном силами прихода храме. С его творчеством можно ознакомиться на ютуб-канале «Мухтолово» и на одноименных страницах в соцсетях. Там же священник рассказывает о жизни своего прихода и Ардатовского благочиния, о паломнических поездках. А в интервью с интересными людьми отец Алексий ненавязчиво затрагивает важные вопросы православной веры. И то, что его творчество имеет ярко выраженную миссионерскую направленность, стало очевидным после фильма о воскресной школе, размещенного им на ютубе, когда число ее учеников выросло втрое — с 15 до 45 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/5908045.ht...

Ученики русскокласные по запросам консисторским во всякое время учебного года отсылались в консисторию для определения к местам. Родители или родственники во всякое время, для призрения и пристроения к месту сирот, сыскивали женихов из урослых учеников русской школы. При выборе предлагаемых мест студенты вообще были осмотрительны и разборчивы; запросы консистории не редко возвращаемы были назад без изъявления согласия кого-либо из студентов занять предлагаемое место. На занятие некоторых завидных мест со взятием, случалось, давали письменные согласия более 20 студентов. Студенты, случалось, без дозволения начальства своего, задолго до окончания курса сговаривали себе невест и на сговорах принимали росписи приданого и дары со стороны невесты. После же под разными предлогами иногда чинили отказ от взятия в замужество невест, а за убытки, нанесенные невестиной родне при сватовстве и сговорах, платить не хотели. Разбирательство жалоб по сим делам чинило академическое правление вместе с консисторией. В 1815 году студент богословия Климент Сребров, желая взять за себя в замужество дочь священника ардатовскаого уезда села Каласева Ивана Фролова девицу Евфимию с тем, чтобы, по окончании курса, поступить ему, Среброву, в оное село Каласево на место означенного Фролова и доставлять ему по старости лет нужное содержание и пропитание; по заведенному обычаю с оною его священника дочерью сделал сговор, на котором как с его Среброва, так и с его священника стороны было довольное число родственников, причем издержано на разные припасы, как-то: на дары ему, Среброву, а так же родственникам его на 25 руб., а притом и еще на разные напитки издержано 2 руб., а всего на 27 руб. Изложивши это на своем прошении на имя пр. Амвросия, священник Фролов писал далее: «ныне в 1817 году оканчивается курс его, Среброва, учения, но он неизвестно по каким причинам от взятия в замужество дочери моей под разными предлогами чинит отзывательство, равно и нанесенных им Сребровым при сговоре убытков не платит по требованию моему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Чите Валентин Феликсович женился на дочери управляющего крупным имением в Черкасской губернии Анне Васильевне Ланской, приехавшей с тем же отрядом Красного Креста, а до этого работавшей медицинской сестрой в Мариинской общине сестер милосердия. Анна Васильевна привлекла его не только своей красотой, но также исключительной добротой и кротостью, в  госпитале ее называли «святой сестрой». Два врача просили ее руки, но она отказала им, так как дала Богу обет девства. Соглашаясь на брак с Валентином Феликсовичем, она нарушала обет и в ночь перед венчанием долго молилась перед иконой Спасителя. И ей показалось, что Христос отвернул от нее Свой лик и Его образ исчез из киота. Это было Господним напоминанием о данном ею обете, которым, однако, она пренебрегла, и Господь, показывая, что всякая добродетель дается только Им и всякий дар свыше исходит лишь от Него, наказал ее патологической ревностью, от которой она тяжело страдала всю жизнь, ибо подлинно любить, и любить до конца, всем сердцем и всем помышлением, можно только Христа. Незадолго до окончания войны Валентин Феликсович получил место заведующего городской земской больницей в городе Ардатове Симбирской губернии, но через несколько месяцев ему пришлось отказаться от работы в ней. Объясняя причины этого, он говорил впоследствии, что в ардатовской больнице он «сразу столкнулся с большими трудностями и опасностями применения общего наркоза при плохих помощниках, и уже там у меня возникла мысль о необходимости, по возможности, избегать наркоза и как можно шире заменять его местной анестезией. Я решил перейти на работу в маленькую больницу и нашел такую в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. Однако и там было не легче, ибо в маленькой участковой больнице на десять коек я стал широко оперировать и скоро приобрел такую славу, что ко мне пошли больные со всех сторон... Вспоминаю курьезный случай, когда молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления» .

http://fond.ru/kalendar/453/luka/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010