— А дальше можно писать книгу, — улыбается моя собеседница. Еще до визита в этот центр мама Люды попросила ее отвезти их с приятельницей на машине в Малоярославец, в Николо-Островский монастырь на могилу схимонахини Антонии (Кавешниковой). — Мамина подруга всю дорогу рассказывала о матушке Антонии, о ее жизни, о том, как она молилась за бесплодных. Что она и после своей смерти помогает. Но я очень снисходительно все это слушала, — признается Людмила. — Просто везла, раз попросили. Попасть на могилу через центральный вход тогда было сложно. В монастыре очень негативно относились к народному почитанию матушки Антонии. Считали, что все это выдумки, и никаких чудотворений нет и никогда не было. Только Людмила открыла рот, чтобы спросить — где кладбище, послушницы сразу изменились в лице. Только что улыбались, и вдруг начали кричать: «Чего вы все туда ломитесь? Зачем это вам? Идите отсюда!» Паломницы сами пошли искать могилу, расспрашивали местных жителей. Но кладбище оказалось закрыто. — А я молодая, горячая была: «Как! Меня и куда-то не пускают!», — улыбается Люда. — Взяла и перелезла через забор. А там страшно — пики такие торчат. Сядешь на кол — не слезешь. Походила, увидела под забором лаз, собаки, наверное, прорыли. Еще немного покопала, чтобы маме с подругой лезть удобнее было. Не через забор же им прыгать в их почтенные лета. Тетя Таня полная, в этой дыре застряла. Мама сзади толкала, я спереди тянула… Нашли эту могилу. Мама с тетей Таней что-то почитали и мне говорят: «Ну давай, попроси у нее ребенка». Я не очень верила, но потом говорю: «Матушка Антония, помоги мне, я сына хочу…»  …Совпало или правда случилось чудо, но через две или три недели после той поездки Людмила забеременела. — Причем я сделала тест потому, что вдруг начала есть соленые огурцы, которые до этого ненавидела. В сон начало клонить… Но на Севастопольский все равно надо было ехать, направление же. Приезжаю, они делают УЗИ: «Вы беременны уже. Считайте, что мы вас вылечили». Иду к гинекологу, она: «Ты чего явилась? Я же тебя бесплодие лечить отправила!» — «А я на учет по беременности становиться». У нее во-о-от такие глаза! Месяц прошел.

http://pravmir.ru/u-nee-na-rukah-umiral-...

Письмо Победоносцева ректору Московской Академии: У Троицы в Академии. С. 630; ср. с. 636. В 1888 г. Святейший Синод издал по желанию Победоносцева цензурные предписания, касавшиеся научных исследований в области богословия и истории Церкви, их текст: ТКДА. 1890. 7 (Протоколы. С. 176–183). Как видно из переписки профессора Московской Академии Н. И. Субботина с Победоносцевым, Субботин играл неприглядную роль доносчика (Переписка проф. Н. И. Субботина с К. П. Победоносцевым. М., 1915; также в: Чтения. 1915). 1588 Глубоковский Н. Н. За тридцать лет, в: У Троицы в Академии. С. 750; ср.: Рус. в. 1905. 10. С. 828. 1589 Никанор. 1. С. 122. 1590 Об Арсении см.: ПБЭ. 1. Стб. 1064 и след.; об Антонии Вадковском см. § 9, 12. Победоносцев был очень доволен деятельностью Антония на посту ректора; см. его письмо к Н. И. Субботину: Переписка Н. И. Субботина. С. 508. Ср. также: Флоровский. С. 426 и след. 1591 Переписка Н. И. Субботина. С. 549. Прим. 758. Об Антонии Храповицком см. его подробную биографию, написанную Никоном Рклицким (библиогр. к § 9): 1. С. 111 и след. (о ректорстве в Москве); с. 171 (о ректорстве в Казани). О деятельности Антония в качестве ректора Московской Академии см. также: Теодорович Т. К сорокалетию пастырства: Воспоминания. 1. (Варшава, 1935). С. 142. В книге Никона Рклицкого, которая местами похожа на панегирик, о трудах Антония говорится неизменно с большой похвалой (1. С. 174 и след.). Антоний был решительным противником светской профессуры: Отзывы (см. библиогр. к § 9). 2. С. 124 и у Никона Рклицкого. 1. С. 212–220. О Сергии Страгородском: Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 22–27, 206–217. 1592 Евлогий. С. 70. О трениях между молодым ректором и митрополитом см. письмо профессора И. Н. Корсунского архиепископу Савве Тихомирову: Савва. Хроника. 9. С. 406; там же высказывания самого Саввы по этому поводу (с. 495). Бывший долгие годы ректором Казанской Академии протоиерей А. П. Владимирский (1871–1895) был отправлен в почетную ссылку в Учебный комитет при Святейшем Синоде. См. его характеристику у Харламповича в: ПБЭ. 8. Стб. 774 и след., 867. Здесь же (стб. 809, 830 и след.) и об Антонии Храповицком, который «принизил богословские науки» в Казанской Академии и «подорвал ученый престиж академии». 1593

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Когда возникло в 1908 году арабское движение в Иерусалиме, повлекшее за со­бою временное низложение здравствующего доселе престарелого, слабохарактерного патриарха Дашана, митрополит Антонии живо следил за всеми перипетиями этой трагикомедии и в день Рождества Христова приветствовал низложенного патриарха глубоко-сердечною и теплою телеграммою, которая, как мне потом в 1910 году признавался блаженнейший Дамиан, была светлым лучом в его скорбной душе и не будет им забыта до самой смерти. В один из таких вечерних визитов к владыке я застал у него Марию Николаевну Дондукову-Корсакову, которая была близка к почившему владыке по его тюремной деятельности. Во время нашей беседы владыке доложили о визите к нему доктора Дубровина. Владыка тотчас покинул чайный стол, пошел переоделся, надел панагию и белый клобук и, назвав имя своего визитера, попросил нас удалиться во внутренней кабинет близь Крестовой и вышел в гостиную. Мы с Марией Николаевной вели оживленную беседу по разным религиозным вопросам и не слыхали, что происходило в гостиной. Через полчаса времени вошел к нам взволнованный владыка и заявил, что доктор Дубровин просил у него прощение за причиненное ему литературным пасквилем оскорбление. «Слава Тебе, Господи! Быть может одним врагом у меня станет меньше», – прибавил владыка, перекрестившись. О покойном митрополите Антонии существовало у некоторых предвзятое убеждение, что это был человек слабохарактерный. «Кто нашего митрополита, как метлу возьмет, тот и метет», – говаривали про него люди, мало имевшие случай близко его наблюдать. Очевидно, его прирожденную деликатность в обращении со всеми, его редкую терпимость ко мнениям и взглядам, даже ему неприятным, полное отсутствие у него желания подавить или даже уничтожить личность своим авторитетом и сильным жестоким словом, принимали за его бесхарактерность. Я, зная близко владыку Антония, могу засвидетельствовать, что он был не только человеком с характером, но подчас даже настойчивым до упрямства. Я не буду останавливать внимание настоящего собрания на событии, многим из присутствующих здесь, памятном и относящемся к 1886 году, когда владыка Антоний, в ту пору архимандрит и инспектор Петербургской Академии, по поводу одной неприятной студенческой истории так «погорячился», как он сам охарактеризовал этот инцидент, что послал «резкое письмо» ректору Академии епископу Арсению с заявлением, что к Пасхе он даже подаст прошение об отставке, дабы, после путешествия на православный Восток – в Палестину с паломническою целью, потом поселиться на Афоне или в другом каком-либо «пустынном монастыре». Я здесь в доказательство своей характеристики постараюсь изложить более или менее подробно одно важное событие, имевшее место уже в период болезненного состояния владыки, не за долго до его смерти, когда он уже не чувствовал над собой той твердой почвы, которая была под его ногами в первые годы его митрополичьего служения в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Искушений много, соблазнов уйма. Скорбь, крик души, даже отчаяние бывает. О Господи, помоги! С нижайшим поклончиком схиигумения Антония. 14.10.1998 г. Ответ отца Кирилла Дорогая матушка Антония! Вспоминаю теплое, радостное прошлое, и дай, Господи, нам теперь настоящее время тяжелое, смутное как-то разумно прожить, не оставлять Господа. Я спасаюсь и утешаюсь только Святым Евангелием, Словом Божиим. Оно меня согревает и утешает, иначе можно сойти с правильного пути. Впереди нас ждут еще большие испытания. Помоги Вам, дорогая матушка, управлять монастырским кораблем, чтобы Вам переплыть пучину и пристать к тихому берегу. С любовью А. Кирилл Молитвенный труд Из воспоминаний сестёр, духовных чад матушки Антонии 13 Как только мы собрались вокруг матушки Антонии, вспо­минают первые сестры Иосифо-Волоцкой общины, так она начала вводить свой распорядок, которого сама всегда держа­лась. Основа – богослужебный суточный круг. Это школа ее наставников, их принцип: какой бы высокой жизни монах ни был, без суточного круга – не устоит. Подъем в четыре утра, три земных поклона и бегом на об­щее келейное правило. Полунощница, молебен в храме, часы, литургия или обедница. Вечерняя служба в храме, потом ке­лейно вместе молитвы на сон грядущим. Личное правило: Евангелие, Псалтирь, акафисты – по-разному, кому что. И так неизменно, неотступно, ежедневно, годами. Отец Иннокентий (Просвирнин) , который привез матушку с Украины, служил тогда в нашем монастыре. Он ввел в распо­рядок утренний сестринский молебен, который совершался неотступно. После молебна, там же в храме, каждый по очере­ди читал вслух по 12 молитв Иисусовых с поклонами. Позже установился чин молебна у мощей прп. Иосифа Волоцкого , определенный владыкой Питиримом. Здесь владыка часто произносил от себя молитвы на потребу дня, испрашивая бла­гословения Божия на разные текущие дела. С 1998 года начали читать неусыпаемую Псалтирь. Большая заслуга матушки в том, что она сумела с твердос­тью установить в обители полноценную молитвенную жизнь – поставила, как говорят, молитву. А это было не так просто. Монастырские отцы – несколько иеромонахов, которые про­живали в обители, – поначалу сопротивлялись. Для них главное было – хозяйственные дела, а в нас они хотели видеть прежде всего рабочую силу. Матушке изрядно препятствовали. «Рабочая лошадь должна быть сильной», – так нам говорилось. И очень большое недовольство было нашим ранним подъемом. И ругали нас, и запрещали нам... Одно время был даже издан приказ – сестрам-поварам в дни дежурства запрещалось показываться на службе. Приходилось в храм бегать потихоньку. Отцы сердились, прогоняли со службы, с клироса гнали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в храмах Алексеевского монастыря были делом рук монашествующих. Но сверх того художественные работы золотошвейной мастерской имели большее распространение и вне обители и сделались известными не только по различным местам нашего отечества, но даже и за границей. При хороших средствах монастыря игуменья Антония находила возможным жертвовать произведения монастырских мастерских прежде всего по различным святым местам нашего отечества, затем в храмы или монастыри, нуждающиеся в средствах и, наконец, выдающимся представителям как духовенства, так и светского общества и из них в особенности православным архипастырям не только русским, но и греческим и южнославянским. Из выдающихся художественных работ, пожертвованных по святым местам, следует указать на богатые покровы: на раку с мощами Преподобного Саввы Звенигородского и Преподобного Сергия, – последний ко дню 500-летия Троице-Сергиевой Лавры, – и на гробницу митрополита Филарета; в Гефсиманский скит была вышита в Алексеевском монастыре плащаница. Не мало было пожертвовано игуменьей Антонией различных вещей в Киево-Печерскую Лавру для употребления их на святых мощах, от иноков которой в бумагах Антонии сохранилось не мало писем. «Письма Ваши, читаем в письме игумена Алексия от 30 октября 1872 года, и при них посылки я получил в целости. Вещи, назначенные Вами для Святых Угодников ближней пещеры, распределены таким образом: пелена возложена на гроб Преподобного Антония, шапочка надета на главу Святого Иоанна, остальные шапочки, перчаточки и башмачки переданы ризничему пещеры и в свое время и по надобности будут надеты на святых Божиих; вещи же, назначенные для меня, я оставил у себя и уже начал употреблять». Архипастырям – Московским Митрополитам и епископам и Киевскому митрополиту Платону были подносимы от Алексеевского монастыря искусно сработанные облачения; особенно много дарила им матушка поясов художественной работы. Подобные же подарки получали от игуменьи Антонии – Сербский митрополит Михаил, Иерусалимский патриарх Никодим, многие русские епископы и архимандриты.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

поиск:   разделы   рассылка Он всегда находил время, чтобы помочь в беде. Воспоминания о митрополите Сурожском Антонии. Источник:  Православие и мир От редакции: 5 лет назад скончался митрополит Антоний Сурожский – один из самых светлых людей двадцатого века. Блестящий проповедник, он обладал даром сказать понятные современному человеку, теплые, правдивые слова, проникающие в самую глубь израненного сердца, апостол Великобритании, создавший не один по-настоящему многочисленный православный приход, философ. Молитвенно вспоминая владыку в этот день, предлагаем читателям беседу протоиерея Александра Степанова с духовными чадами Владыки Антония, прозвучавшую на радио " Град Петров " . Читайте также: " Мы называли его Апостолом Любви " . Интервью с клириком храма святого Иоанна Воина на Якиманке протоиереем Николаем Ведерниковым Прот. Александр Степанов: Здравствуйте, дорогие братья и сёстры. Сегодня в нашей студии мы беседуем с гостями из Англии – Владимиром Борисовичем и Ириной Яновной фон Шлиппе. Наши внимательные слушатели, я думаю, помнят несколько программ, которые мы уже записывали вместе с этими замечательными людьми, супружеской парой из Лондона, которые являются прихожанами собора Успения Божьей матери в Лондоне, знали владыку Антония многие годы, вместе с ним трудились над созиданием Английской Епархии Русской Православной Церкви и были духовными чадами владыки Антония. Ирина Яновна является, кроме того, членом Епархиальной Ассамблеи Сурожской Епархии. И сегодня мы пригласили в студию наших друзей для того, чтобы ещё раз вспомнить о приснопамятном владыке Антонии. Уверен, что вам, дорогие радиослушатели, хорошо знакомо имя этого замечательного архипастыря Русской Православной Церкви. В наших программах часто звучат его беседы, проповеди, многие читали его книги с его замечательными проповедями и беседами, вышедшие сейчас в России. Первый вопрос, который я хотел бы задать нашим гостям: когда вы познакомились с владыкой Антонием, был ли он тогда уже епископом, и какие были первые впечатления от этого знакомства?

http://religare.ru/2_56492.html

Матушка сказала: «Ты скорбишь, плачешь. Это очень хорошо, только ты сразу благодари Бога: “Так мне, Господи, так! По делам моим, так мне”. Обязательно благодари, плачь и благодари. Тогда постепенно и радость будет. Скорбно, а от этого радостно». «Трудно? Говори себе: “Потерплю еще немного, еще немного. Полдня потерплю, часик потерплю, еще часик потерплю”. Так и весь день пройдет, а на второй день уже легче». «Когда особенно трудно, то проси у Бога побольше: “Дай мне, Господи, всех любить, всех”. Тогда Господь хоть терпение даст». «Матушка, что Вы делаете, когда начинается нестерпимая боль?» – «Как что делаю? Терплю». «Матушка, как Вы терпите, где силы взять?» – «Силу мы не можем взять, ее Господь дает». На курской земле В августе 2004 года схимонахиня Антония с основной частью своей монашеской общины переехала из Подмосковья в Курск. Здесь сестры поселились в Свято-Троицком женском монастыре и приступили к восстановлению этой древней обители. Спустя два года матушка переселилась в новый строящийся монастырь во имя Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино под Курском, где провела свои последние годы. Эпилог Схимонахиня Антония покинула наш мир в ночь на 10 июля 2012 года. Наутро в Алексеевский монастырь начали съезжаться духовные чада матушки и близкие люди. Торжественное отпевание и погребение схимонахини Антонии совершил 12 июля митрополит Курский и Рыльский Герман, в сослужении с епископом Элистинским и Калмыцким Зиновием. Похоронена матушка в склепе у алтаря монастырского храма в честь Иоанна Предтечи в Золотухино. 1 Антоний (Тихон Иванович Голынский; 1889–1976), нелегальный епископ, подвижник и активный деятель церковного подполья эпо­хи коммунистических гонений. Известен среди своей паствы как архи­епископ Антоний (Голынский-Михайловский) . Родился в Орловской обл. в бедной крестьянской семье, в отрочестве непродолжительное время находился на воспитании в монастыре. Воевал в звании штабс-капитана (1915–1916). Рукоположен в иерейский сан (1922), служил приходским священником в селах Брянской и Смоленской обл. Пострижен в монашество (ок. 1933). Арестован органами НКВД (1936), осужден по 58-й статье на 5 лет ИТЛ. Во время заключения в Ухтпечлаге в условиях конспирации нелегально рукоположен во епископа. До конца жизни сохранил нелегальный статус, не входя в каноническое общение с предстоятелями РПЦ. Вновь арестован (1950) и осужден. Срок отбывал в Потьминских лагерях (Мордовия), освобожден через 5 лет по амнистии (1956) в возрасте 67 лет. Даль­нейшую жизнь еп. Антоний посвятил окормлению многочисленной паствы, состоявшей преимущественно из тех, кто во времена гоне­ний утратил доверие к Московской Патриархии. Проживал владыка (с 1958) в доме своей келейницы мои. Антонии (Сухих) в Киевской обл., богослужения совершал в домашних условиях. Скончался в пос. Буча под Киевом (13.04.1976).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По предположению В.А. Булкина, трапезница располагалась на месте придела св. Тихона Задонского и трапезной палаты XVI в. Древняя трапезница была, вероятно, разобрана в связи со строительством в 1533–1537 гг. новой трапезной палаты с церковью Сретения, сохра- нившимися до настоящего времени. 185 Заключая наш рассказ об Антонии Римлянине и его устроительной деятельности в Антониевом монастыре можно, в первую очередь, отметить его исключительную роль в сложном процессе организации монашеской жизни в начальный период истории Новгорода. Антоний был одним из первых образованнейших монахов, познакомивших новгородцев с идеалами монашеского служения и традициями греческих монастырей, устроенных по строгим правилам Студийского устава. В соответствии с этим уставом была введена богослужебная практика и в Антониевом монастыре. Тот факт, что здесь при Антонии работали сироты – писцы, участвовавшие в организации церковных служб и церемоний, позволяет предполагать, что усилиями основателя монастыря в Новгороде был создан центр книгописания и для перевода и переписки книг привлечены люди, хорошо знавшие византийскую культуру. Устав определял структуру и обязанности должностных лиц в монастыре. В этой структуре была предусмотрена и должность доместика (руководителя) хора, так как церковным песнопениям отводи- лась важная роль в предусмотренном уставом порядке богослужений. Эту должность при Антонии исполнял Кирик – выдающийся ученый и мыслитель. Можно предполагать, что именно Антоний был тем человеком, который познакомил Кирика с трудами греческих ученых-богословов и математиков. Кирик был совсем молод, когда создавал в 1136 г. свой труд «Учение о числах», – основанный, по мнению Р.А. Симонова, на византийской цифровой системе. 186 Второй труд – «Вопрошание» – Кирик сочинил в зрелые годы – в середине XII века. Он относится к оригинальным богословско-каноническим сочинениям и в течение нескольких веков широко применялся в богослужебной практике. При его создании автор использовал большое количество источников: труды Святых Отцов церкви, постановления Вселенских соборов и другие. Знакомство с ними также могло произойти в стенах Антониева монастыря, где благодаря стараниям Антония, как можно предполагать, была создана уникальная библиотека.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Тот был сильно бледен, совсем худ, нездоровый румянец полыхал на его щеках. — Уже не вернутся, — задумчиво ответил отец Валентин, — пусть остаётся… — Ну, что ж, — вздохнул отец Никон, широким крестом осеняя склонившуюся перед ним монахиню Антонию, — тогда, благослови тебя Господь и сохрани от всякого зла! Так начался новый этап в жизни матери Антонии — отшельничество. На девятый день отцы-отшельники спустились к горному озеру, приведя с собой ещё троих пустынников: древнего старца схимонаха Варнаву, совсем слепого, с его келейником иноком Леонидом и отца Гервасия, бывшего протоиерея, настоятеля большого храма в центральной России, после потери семьи в лагерях и на высылках пришедшего на Кавказ, постриженного в монашество отцом Никоном и двенадцатый год подвизающегося в уединенной келии на перевале. Отец Валентин выглядел совсем истощённым, кожа, казалось, трескается на его заострившихся скулах. Только небесные глаза всё также светились кротостью и любовью. Снизу из Псху подошли сестры, жившие с матерью Евдокией, в полном составе, и с ними ещё около десятка монашествующих обоих полов, многие годы проживающих и тайно несущих свой молитвенный подвиг в этой, впоследствии прославленной их подвигом, горной деревне. Отслужили заупокойную литургию, панихиду, скромно помянули усопших трапезой. Мать Евдокия принесла монахине Антонии её вещи, немногие книги, иконы. Уходя, каждый из пришедших оставил матери Антонии что-нибудь из съестного. Она осталась одна. А в ночь пред сороковым днём, под утро, в тонком сне перед монахиней Антонией предстали три монахини, все молодые, красивые, сияющие счастьем, стоящие в белоснежных схимах на берегу озера, там, где высились три надмогильных креста. С ними стоял высокий молодой монах, тоже в белоснежной схиме, в котором с трудом скорее можно было угадать, чем узнать, отца Валентина. Видение продолжалось недолго, от неожиданности увиденного мать Антония очнулась. Вокруг было тихо и темно, только со стороны озера, как ей показалось, ещё несколько минут тихо сиял мягкий свет.

http://azbyka.ru/fiction/selafiila/

Приложения об Антонии Великом, его учениках и сподвижниках Житие преподобного антония, описанное святителем Афанасием Великим в послании к инокам, пребывающим в чужих странах В доброе соревнование с египетскими иноками вступили вы, пожелав или сравниться с ними, или даже превзойти их своими подвигами в добродетели, ибо и у вас уже появляются монастыри и водворяются иноки. Посему такое расположение ваше достойно похвалы и того, чтобы усовершил его Бог по молитвам вашим. Поскольку же и у меня требовали вы сведений о житии блаженного Антония и, чтобы самим вам приобрести его ревность, пожелали вы знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каков был до вступления в нее, какой имел конец жизни и справедливо ли все о нем рассказываемое, то с великою готовностью принял я ваше требование, потому что и для меня много пользы в одном воспоминании об Антонии, – да и вы, как уверен я, услышав о нем и подивившись ему, пожелаете устремиться к той же цели, какая и им была предположена, ибо жизнь Антония – для иноков достаточный образец подвижничества. Поэтому не почитайте невероятным, что рассказывали вам об Антонии, а вернее, оставайтесь в той мысли, что еще немногое только услышано вами; потому что и это малое, без сомнения, трудно было пересказать вам. Если и я, по убеждению вашему, опишу что в этом послании, то сообщу вам только немногое, что припомню об Антонии. И вы не переставайте спрашивать у всякого, кто плывет отсюда, ибо из рассказов каждого о том, что кто знает, составится, может быть, и полное повествование об Антонии. Так и я, получив послание ваше, намеревался вызвать некоторых иноков, особенно же тех, которые чаще других бывали при нем, чтобы, получив более сведений, и вам сообщить что-либо более полное. Но поскольку время плавания приходило к концу и отправляющийся с письмами спешил, то потщился я написать вашему благоговению, что знаю об Антонии сам, многократно видев его, и какие сведения мог приобрести о нем, когда был его учеником и возливал воду на руки ему. Во всем же заботился я об истине, чтобы иной, услышав больше надлежащего, не впал в неверие или также, узнав меньше должного, не стал с неуважением думать об этом муже.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010