Вообще молитесь чаще Преподобному во всех обстоятельствах, он много помогает всем искренно просящим. Друзья! Есть тайна. Чтобы сдать экзамен нужно быть очень чутким к себе. В этом ключ. Нужно научиться почувствовать и прийти в то душевное устроение, которое требуется. Каково это правильное устроение, словами трудно объяснить. Можно только заметить, что в нем сочетается чувство своей немощи, недостоинства, понимание, что ты не знаешь предмет и вера Богу, уверенность в том, что он поможет. Два противоположных чувства! В общем, правильное устроение противоположно самоуверености. Подробнее об этом тонком предмете трудно рассказать. Пробуйте - и получится. + Комментарии Всего комментариев: 21567 2016/06/05, 20:23:40 Преподобный Сергий Радонежский, молю тея о помощи моему сыну Владиславу. Прошу, помоги ему успешно сдать экзамены и получить баллы, достаточные для поступления в вуз. Просветли его ум и помоги все решить верно. Дай ему ясного ума и доброго здоровья. Воимя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь. Светлана 2016/06/05, 19:51:01 О Преподобный Сергий Радонежский, прошу помоги моей дочери Татьяне сдать 6 июня экзамен по фармакологии дай ей умственные способности и телесное здоровье. Пусть преподаватели будут лояльны и добры к ней .От всего материнского сердца прошу помоги моей дочери не оставь ее в этот ответственный период. Помоги. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. татьяна 2016/06/05, 19:48:20 О Преподобный Сергий Радонежский ,молю тебя о сыне своём, р.б. Антонии. Прости ему все прегрешения вольные и не вольные. Не оставь его в трудный час ,помоги ему завтра 06.06.2016 ,сдать успешно ЕГЭ по профильной математике. Спаси и сохрани моего ребёнка от всех напастей и невзгод. Ниспошли ему здравие телесное и душевное. Помолись пред Господом Богом нашем о рабе божием Антонии об успешной сдачей всех экзаменов и поступлении на бюджет.Во имя Отца и Сына иСвяого Духа. Аминь. Р.б. Наталья 2016/06/05, 19:42:07 О Преподобный Сергий Радонежский ,молю тебя о сыне своём, р.б. Антонии,помоги ему завтра 06.06.2016 ,сдать успешно ЕГЭ по профильной математике. Спаси и сохрани моего ребёнка от всех напастей и невзгод. Ниспошли ему здравие телесное и душевное. Помолись пред Господом Богом нашем о рабе божием Антонии об успешной сдачей всех экзаменов и поступлении на бюджет.Во имя Отца и Сына иСвяого Духа. Аминь. |
И вот уже на новом месте община получает новое пополнение. К матушке Антонии, которую никто здесь доселе не знал, потянулись люди – за советом, за молитвой, за помощью. Вновь вокруг нее собираются души, ищущие путей ко Господу, ищущие, где бы духовно согреться и напитаться. Начинает восстанавливаться и налаживаться богослужебная и хозяйственная жизнь обители. Не прошло и двух лет, как мать Антония берет на себя новый подвиг. В 2006 году по просьбе схимитрополита Ювеналия 77-летняя матушка с небольшой группой сестер переселяется в новострояшуюся обитель – монастырь во имя Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино недалеко от Курска. Эта обитель, основанная находящимся на покое схимитрополитом, нуждалась в духовной помощи, здесь предстояло налаживать и внутреннюю, и внешнюю жизнь. И вот, фактически на пустом месте, старческая молитва двух схимников – владыки Ювеналия и матушки Антонии – собирает целое воинство черноризцев: вновь, уже в третьем монастыре, вокруг матушки образуется новая община – около сорока сестер. Указом архиепископа Курского и Рыльского Германа настоятельницей Троицкого монастыря была назначена монахиня Сусанна (Барыкина), благочинной – монахиня Ангелина (Абрамова), настоятельницей Алексеевского монастыря стала монахиня Елизавета (Семенова). Все три сестры – это одни из самых первых членов первой общины схимонахини Антонии, воспитанницы матушки и постриженицы митрополита Питирима 5 . Я замуж не пойду Биография моя очень сложная. Я с двух лет замороженная. Полтора года мне было, когда коллективизация началась. Отобрали у нас всё и погнали из Кировской области в Сибирь, в Томскую область. Ехали на лошадях, дело было поздней осенью, в холод. Не знаю уж, как получилось, но мать со мной и с трехлетним братиком от обоза отстала, а отец со всеми вперед уехал. Мать осерчала очень, расстроилась, что ее как бы бросили. Положила она нас на снег и поехала вперед – обоз догонять. По молодости вспышка такая. Наверное, часа три мы там оставались. Когда вернулись за нами, мы уже были позамерзшие. |
Ночевать же она приходила в первом часу ночи, проведя, как и прежде, двенадцатый час в молитве с игуменьей Марией. Сестра Антонии Пелагия Николаевна Прохорова, исправившая и обставившая ее келью, щедро наделяла ее всем необходимым, т. е. платьем, чаем, сахаром и карманными деньгами. Обрекши себя на иноческую жизнь, Антония с первых дней своей жизни в монастыре делилась своим имуществом со всеми нуждающимися. Большинство сестер обители были бедного происхождения, не принесшие с собою в монастырь ничего; им-то и помогала, чем могла, Антония. И она настолько была добра, что готова была делиться с ними последним из того, что у нее было. Пелагия Николаевна сама известная своей широкой благотворительностью, весьма удивлялась доброте своей сестры и иногда сожалела о том, что Антония совсем почти не пользуется тем, чем она ее наделяла, быстро раздавая все до последней одежды. Поэтому Пелагия Николаевна обращалась иногда к келейнице Таисии с такой просьбой: «Вы поберегите, пожалуйста, хоть часть из того, что я оставляю, а то ведь Антония скоро все раздаст». Следуя этим советам, Таисия иногда скажет Антонии: «матушка, нам уже нечего более раздавать, мы все уже раздали». И Антония поверит; но когда увидит где-либо в комнатах, что-либо из платья или запас сахару и чаю, то с улыбкой спросит: «а это чье? разве не мое?» и конечно вскоре же все раздаст. Прибегала иногда Антония и к такой невинной хитрости. В ее келью было два входа: парадный и черный. Комната Таисии была у черного входа, а Антонии у парадного. Зная, как Таисия бережет ее добро, Антония говорила обращающимся к ней с какою либо просьбой: «Вы не ходите черным ходом, а проходите в парадный, чтобы Таисия не видала». Между тем усиленные хлопоты и занятия по заготовке материала для нового соборного храма в течение осени и зимы 1851 г. сильно расшатали здоровье игуменьи Марии, так что уже с начала 1852 г. у пей появились признаки водянки, сведшей ее через четыре месяца в могилу. Время болезни игуменьи Марии было временем тяжелых страданий дня преданной ее послушницы Антонии, временем высоких христианских подвигов, еще более возвысивших дух молодой подвижницы. |
Н.М. Новиков Путь подвига В ночь на 10 июля 2012 года последовала блаженная кончина схимонахини Антонии, отошедшей ко Господу на восемьдесят третьем году жизни через несколько минут после причащения Святых Христовых Тайн. Кончина пришлась на день памяти глубоко почитаемого ею прп. Амвросия Оптинского . Свой долгий путь от послушания к старчеству матушка Антония начинала с юности, уже тогда ей довелось воспринять иноческую традицию дореволюционной эпохи. Духовную закалку она получила в тяжелые годы антицерковных гонений. Сначала это была строгая школа близкой родственницы – схимницы, подвижницы и исповедницы. Затем монашеское подполье и окормление у киевских старцев, исповедников, воспитанников праведного Иоанна Кронштадтского , пострадавших от большевиков. Наконец, почти два десятка лет в послушании у строгого подвижника, нелегального епископа Антония (Голынского). Уже на седьмом десятке лет Господь призывает схимницу Антонию к старческому служению, которому она посвятила последнее двадцатилетие своей жизни, собрав вокруг себя монашеские общины в трех российских монастырях. Сила духовных дарований матушки Антонии проявилась прежде всего в том, что она была носительницей истинного подвижнического духа, воспринятого ею от своих наставников в той мере, которая определяется известным выражением «един от древних». Напряженный личный подвиг, десятилетиями не знавший послаблений, принес драгоценный плод сострадательной любви к людям, тот дар Божий, который не мог не ощутить на себе каждый, кому довелось встречаться со старицей Антонией. Многое можно увидеть и понять из воспоминаний самой матушки, впечатляющих своей простотой и непосредственностью. Рассказы ее говорят сами за себя и дают представление о том, каким путем шли подвижники нескольких поколений, обреченные нести свой подвиг среди богоборческого мира. Предваряя повествование, кратко отметим основные факты биографии матушки. Лидия Сергеевна Сухих, будущая схимонахиня Антония, родилась в 1929 году в Кировской области. В 1950-е годы в Киеве она была келейно пострижена в монашество. Все, что только возможно, враг предпринял в XX веке, тщась разрушить устои монашеской жизни, стереть с лица русской земли и храмы, и кельи. Иноческое сословие обрекалось на потаенную жизнь, вне монастырских стен, среди враждебно настроенного мира. В таких условиях долгие годы суждено было подвизаться монахине Антонии, разделяя участь тысяч исповедников, хранивших святыню веры среди гонений и лишений. В 1958 году она становится духовным чадом владыки Антония 1 и затем, в течение восемнадцати лет, несет подвиг строгого послушания, оставаясь келейницей и сподвижницей владыки вплоть до его кончины. |
Само собою разумеется, что сестры Алексеевского монастыря при таких заботах матушки Антонии о всех их нуждах и при такой материнской любви к ним с своей стороны также отвечали ей искренним уважением и преданною любовью. Эти чувства их особенно ярко выразились в день 25-летняго юбилее матушки 22 октября 1886 года. В этот день после литургии в Крестовоздвиженском храме на церковном амвоне подошли к юбилярше казначея монахиня Паисия с другой старшей монахиней Дорофеей, держа в руках большую Казанскую икону Богоматери в художественной серебряно-вызолоченной ризе; их окружали сестры обители, а ризничая, монахиня Лидия, обратилась от лица всех сестер к матушке игуменьи Антонии и прочла следующий приветственный адрес: «Милостивейшая наша матушка игуменья Антония! Сегодня исполнилось 25-летие служения Вашего в должности настоятельницы – игуменьи вверенных Вам московских монастырей: Страстного и нашего Алексеевского. Твердое и прочное основание монашеского воспитания Вашего положено было еще в Спасо-бородинской пустыни под руководством основательницы оной, известной всем старицы игуменьи Марии Тучковой. Как доброе семя, это воспитание в Вашем лице принесло обильные плоды для нас сестер, вверенных Вашему руководству. С внешней стороны Вы дали обителям благоустройство, какое только возможно для них: Вы украсили там и здесь храмы, ввели стройное и благоговейное церковное пение и во всем благообразный порядок. Забудем ли мы, что в первый же год вступления в Алексеевский монастырь у Вас возникла благодетельная мысль об устроении для сестер общей трапезы? И эта мысль немедленно же была приведена Вами в исполнение. Забудем ли мы, что вскоре за сим Вашим тщанием и заботами были устроены в обители рукодельни? В то же время Вы заботились и об училище, в котором воспитывались южнославянские девицы. Но этим не ограничилась Ваша неутомимая деятельность. Не остались забытыми Вашим материнским сердцем и престарелые и больные сестры: для них Вы устроили богадельню и больницу. Старицы и больные, пребывая в мирном приюте, не лишены и молитвенного утешения: для сего вы устроили внутри их здания новый храм во имя святого Архангела Михаила. |
Скончалась старица Антония 11 октября 1998 года в Николаевском Черноостровском монастыре города Малоярославца Калужской области. Изо дня в день увеличивается число паломников к ее могилке на маленьком монастырском кладбище. Люди подолгу стоят здесь, зажигают свечи, молятся и по вере своей получают просимое. Подробнее о жизни схимонахини Антонии, чудесах исцеления по молитвам матушки можно прочесть в книге Александра Трофимова «Я испытал тебя в горниле страдания. Схимонахиня Антония», и в книге профессора Московской консерватории В.В. Медушевского «Помяните мою любовь». Мы приведём ещё лишь несколько свидетельств верующих о чудесах, происходивших после молитвы на могилке старицы. Из воспоминаний р.Б. Татьяны Ф.: «В июле 2003 года у меня заболела пятка… с трудом на неё наступала, испытывала невыносимую боль… Лечение (назначенное врачами) мало помогло… В день памяти схимонахини Антонии – 11 октября – я поехала на её могилку… От станции до могилки матушки еле дошла. Моя знакомая посоветовала попросить матушку об исцелении. Прикладываясь к кресту на могилке, попросила… И тут же забыла о просьбе, потому что в тот день у меня болела не только пятка, но и всю ногу ломило так, что едва до дома доехала. Ночью меня затопили соседи. Обнаружив это под утро, кинулась бороться с последствиями потопа… и только к обеду заметила: ноги-то мои не болят совсем!» Духовная дочь старицы София, зная, сто отец Андрей нуждается в деньгах для храма, посоветовала ему: «Батюшка, отслужите панихиду на могилке матушки, деньги обязательно придут, матушка поможет». Священник отслужил панихиду на могилке старицы Антонии, и в скором времени требуемая сумма буквально «свалилась с неба». Послушник П. очень хотел побывать у старца Николая на острове Залит, но в монастыре не отпускали. Он помолился на могилке подвижницы, когда вернулся в монастырь, узнал, что ему дали многодневный отпуск. По милости Божией ему удалось попасть к старцу и получить ответы на волнующие его вопросы. По свидетельству духовных чад старицы матушка помогает и тем, кто не может приехать на могилку, поэтому в трудных ситуациях просит помощи дома. Следует отметить, что по рассказам очевидцев, мироточили фотографии старицы Антонии, с 2001 года благоухает матушкина скуфейка у священника. |
Горячие заботы и неустанные труды игуменьи Антонии по устройству церковного пения при ее высоком музыкальном образованы принесли, конечно, благие плоды. Пение было поставлено ею в Алексеевском монастыре на такую высоту, что было предметом горячих похвал всех слышавших его. Внимательно наблюдая за тем, чтобы монастырский хор всегда и в праздничные и будние дни исполнял свое дело с надлежащим тщанием и умением, игуменья Антония на торжественные богослужения обращала особое внимание и в этих случаях искусство пения ее хора прямо поражало всех присутствовавших. Особо торжественно было совершено в Алексеевской обители богослужение 22 октября 1886 года – день юбилее матушки Антонии. В этот день для чествования матушки собралось в Крестовоздвиженском храме Алексеевского монастыря многочисленное общество почитателей юбилярши. К торжественному богослужению монастырский хор особенно усердно готовился, желая доставить своим пением утешение дорогой их матушке. И действительно, игуменья Антония имела полное основание утешаться тем, что ее многолетние труды па устройству церковного пения не прошли даром, но принесли благие плоды. Вот как отзывается о пении монастырского хора в этот день один из присутствовавших на торжестве: «Пение хора монахинь за всенощною накануне юбилея, и за литургией и молебствием в самый день торжества было преисполнено искусства и отличалось вниманием, благоговением, одушевлением и отчетливостью. Из отличающихся особою музыкальностью песнопений исполнены были: за всенощной – «Свете тихий» Виктора и «Ныне отпущаеши» Ламакина, а за литургиею – «Единородный Сыне» Васильева, «Херувимская» Бортнянского 7, «Отца и Сына» (трио: 2 альта и контральто), «Милость мира» Старорусская, «Достойно есть» Бортнянского и «Отче наш» Красовского. Вместо причастного стиха пропели концерт: «Слыши дщи и виждь», положенный в тоне D-dur. Фамилия композитора этого действительно прекрасного по музыке концерта неизвестна, но нужно сказать, что редко приходится слышать что-либо подобное. Особенно сильным по музыкальности местом в концерте были слова: «Вся слава дщери царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена». Концерт этот был приготовлен без ведома матери Антонии: это было для нее сюрпризом от хора инокинь. Впрочем нужно сознаться, что все пение было замечательно: присутствовавшие восторгались даже простым пением краткой молитвы – «Господи помилуй», так старательно-благоговейно пели монахини, и пение было строго-церковное, стройно-музыкальное, разумно сердечное» 22 . |
Всем памятно горячее возбуждение русского общества во время последней войны с Турцией; к сочувствие страждущим недужным братьям вскоре присоединилось чувство благоговейного уважения к храброму русскому воинству, бесстрашно полагавшему на поле брани живот свой. Но было огромное количество русских воинов, хотя и оставшихся в живых, но получивших тяжелые раны. Насколько возможно помочь их выздоровлению и, во всяком случае, хотя чем-либо облегчить их тяжелое положение сделалось общею задачей всего русского общества. Не отстали от общества в этих святых заботах и русские монастыри, в особенности женские. Игуменья Антония с своей стороны также прилагала все старания к тому, чтобы помочь чем-либо раненым русским воинам. В мастерских монастыря заготовлялись для Общества красного креста лазаретные палатки; почти все сестры большую часть свободного времени употребляли на заготовку корпии; посылались для раздачи раненым евангелия, чай, сахар и даже кисеты для табаку. Когда раненые солдаты были доставлены в Москву, то сестры Алексеевского монастыря явились хорошими сиделками для них, снабжавшими их всем необходимым, писавшими им письма к родным и занимавшими их духовным чтением. И эта деятельность игуменьи Антонии на пользу раненых воинов также была оценена по достоинству. Обществом красного креста ей были выданы в 1879 и 1882 годах два знака красного креста. Не малое было, наконец, количество различного рода нуждающихся, которые лично обращались к игуменьи Антонии с просьбами о помощи, и все истинно нуждающееся, мы уверены, получали от нее нужную им помощь. Не мало было из них таких лиц, которых можно назвать пенсионерами игуменьи Антонии; это, конечно, были люди, не имевшие уже возможности но старости или болезненности содержать себя своими трудами. Одни из них являлись сами в Алексеевский монастырь за получкой в праздники Рождества Христова, Пасхи и святом Алексее человека Божия, а другим матушка посылала помощь на дом. Говоря о таких благодеяниях игуменьи Антонии, мы считаем нужным заметить, что она милость свою старалась соединять со справедливостью. |
Тяжелую утрату понесла послушница Антония на 31-м году своей жизни, лишившись указанной ей Богом матери-наставницы. Находясь вследствие этой утраты в удрученном душевном состоянии, прикованная притом в первое время к своему печальному ложу, она находила для себя поддержку только в горячей слезной молитве к Творцу вселенной, милосердному Отцу всех сиротствующих и обездоленных. Но вот пришел ей своевременно на помощь и земной ее покровитель, мудрый Архипастырь и отец – митрополит Филарет. По его совету, собравшись немного с силами, послушница Антония в мае месяце поселилась при Звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре, где и прожила около шести недель с семейством своей сестры Пелагеи Николаевны Прохоровой, имевший там свой дом. Горячие молитвы к преподобному Савве ослабили остроту печали ее, подняли упавший дух и восстановили ее телесные силы. Это пребывание Антонии при Саввинском монастыре и утешение, полученное ею от преподобного Саввы остались для нее памятными на всю жизнь; к этому угоднику Божию она во всю свою последующую жизнь особенно любила прибегать в своих молитвах. За год с небольшим до смерти она – тогда Игуменья Московского Алексеевского монастыря – вообще не любившая день своего ангела – 10 июля проводить дома, стесняясь посещениями многочисленных поздравителей, явилась к покойному митрополиту Московскому Сергию с просьбой разрешить ей провести этот день в Троице-Сергиевой Лавре. Митрополит Сергий, особенно любивший бывать летом в Николо-Угрешском монастыре, предложил Антонии отправиться на день своего ангела в эту обитель. Игуменья Антония ответила на это Владыке-митрополиту, что из монастырей ей особенно приятен по воспоминаниям Саввин Звенигородский, в котором она в тяжелые дни своей жизни получила великое утешение от преподобного Саввы; и если бы ей пришлось делать выбор, в какой, именно, монастырь лучше съездить, то она остановилась бы на Саввинском монастыре; но в настоящем случае она желает съездить поклониться преподобному Сергию, так как давно собиралась сделать это. |
Наилучшим выражением тех чувств, который питали к матушке Антонии как сам Петр Александрович, так и брат его преосвященный Игнатий, а также и хорошей характеристикой матушки Антонии, служат следующие строки из письма Петра Александровича к матушке от 10 октября 1868 года: «Милостивейшее письмо Ваше от 1-го октября я имел утешение получить и принял как благословение лица многочтимого мною по духу учения его древнеотеческому, по жизни, проникнутой этим учением, лица, память о котором сохранял – по этой же причине – всегда и в Бозе почивший святитель епископ Игнатий». В другом письме от 23 декабря 1882 года Петр Александрович дополняет свое обрисование высокой личности матушки Антонии, называя полученное им от матушки письмо «словом духовная смирения, терпения и преданности воле Божией в постоянно неизменной любви к ближнему, выраженной соболезнованием и сочувствием и к его радостям и к его горю»; «в этом основании Ваших отношений к ближнему, – пишет он далее, – причина такого общего благоговейно-преданного расположения к Вам всех, кто приведен был Промыслом Божиим к знакомству с Вами». С таким же уважением и с такою же глубокою преданностью относились к матушке Антонии и другие члены фамилии Брянчаниновых, например сын Петра Александровича Алексей Петрович, состоящий на службе в капитуле орденов, брат его Семен Александрович и дети последнего – Николай Семенович, ныне губернатор рязанский, и Александр Семенович, губернаторствующий в Самаре. Особые обстоятельства были причиною развития особо дружественных отношений между игуменьею Антониею и семьею Краснопевковых, один представитель которой, преосвященный Леонид, долгое время был Московским викарием, а другой – брат его Александр Васильевич – директором народных училищ Московской губернии. Мы уже говорили о том, что игуменья Антония с первых же лет своей игуменской деятельности заслужила своими высокими достоинствами особое внимание Преосвященного Леонида и в каких дружественных отношениях находился он с матушкой до самого конца своей жизни. |
| |