по: Марк, игум. С. 65). Но существует и др. позиция. Свящ. Александр Ельчанинов в своих воспоминаниях о еп. Антонии (Флоренсове) приводит следующее высказывание последнего: «Я вам опишу, какой мне нужен игумен,- сказал Владыка.- Игумен должен бесов гонять. Их много теперь развелось. Никогда ко мне не приходило столько бесноватых, как теперь, после революции. А для того, чтобы иметь силу изгонять бесов и исцелять, надо быть бессеребрениками» (С. 125). Духовник Симонова Нового московского мон-ря , занимавшийся изгнанием бесов отчиткой, в своей книге описывает не «технические» приемы, а нравственное устроение правосл. «заклинателя»: «Всякий, читающий заклинательные молитвы, должен быть искренне и твердо убежден в полном и великом своем недостоинстве перед Богом и если замечает какую-либо пользу для страждущих, то должен приписывать ее единственно Благодати Божией, а неуспех - своему недостоинству. Постоянное сокрушение о грехах своих и истинное смирение - вот что должно составлять существо нравственного настроения заклинателей» ( Марк, игум. С. 183). Ученые-медики к кон. XIX в. делают тематику Б. предметом рассмотрения. Н. В. Краинский в ст. «Порча, кликушество и беснование» выделяет характерный симптом указанных расстройств - «боязнь святостей». Автор рассматривает подобные явления как «особый вид сомнамбулизма и отмечает отсутствие у страдающих истерического склада личности. Вместе с тем указывается на связь с проблемами половой жизни». Исследования кликушества (П. Любимов, А. П. Петров) рассматривают как эпидемический характер подобных явлений, напр., массовую истерию («икотку»), так и описания отдельных случаев (см., напр., ст. В. М. Никитина «К вопросу о кликушестве»). Видный рус. психотерапевт А. А. Токарский в 1904 г. написал обстоятельную работу «Отчитывание больных в настоящее время». Он выделяет 2 подхода, существовавших в церковной практике. 1-й - «путь чудесных исцелений, хотя и ожидаемых, но не предвиденных», здесь нет «терапии» - рассматривается им как подлинно отвечающий духу Евангелия. Автор указывает на опасность 2-го пути, представляющего «попытку установить определенные приемы, стремление создать нечто вроде божественной терапии, пользуясь которой можно заранее рассчитывать на чудо. Речь идет не о силе веры, не о внутреннем мире и не о действенности чудотворных икон, но о предвиденных результатах самого отчитывания». Указав 2 основных признака Б.- знание сокровенного и ненависть к священному,- автор отстаивает принципиальный тезис: «Религиозное чувство должно быть соединено с идеей о Боге, но если оно связывается с объектами реальными и не имеющими символического характера, возникает возможность идолопоклонства и суеверия». Завершает работу ряд практических рекомендаций, предлагаемых священнослужителям: «Молитвы о больных должны читаться правильно, во время службы. Чтение должно производиться в алтаре, без восклицаний. Больные, у которых в церкви делаются припадки, должны быть выносимы на носилках».

http://pravenc.ru/text/78238.html

Соч.: О мистицизме Сперанского//БВ. 1906. 1. С. 90-123; 2. С. 207-245; Житие св. Франциска Ассизского. М., 1906; История религии. М., 1909, 1991р (совм. с С. Н. Булгаковым, П. А. Флоренским, В. Ф. Эрном); Каноны и церк. организация//О церк. канонах [: Сб.]. М., 1910. С. 12-16; Епископ-старец: (Восп. о еп. Антонии Флоренсове)//Путь. 1926. 4. С. 157-165; Программы для внешкольного обучения: Рус. язык. П., 1933 (совм. с Г. Лозинским, К. Мочульским); Записи. П., 1935. М., 2001; [Письма. Дневниковые записи]//Вестн. РХД. 1984. 142. С. 60-111; Из писем//Там же. 1993. 168. С. 72-85; Демонская твердыня: (О гордости). М., 1995. Изд.: По страницам книги св. прав. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»: Избр. места, систематически расположенные. Ницца, 1928. М., 2004. Лит.: Булгаков С., прот. О. Александр Ельчанинов//Путь. 1934. 45. С. 56-59; Ковалевский П. Памяти А. В. Ельчанинова//Возрождение: Газ. П., 1934. 2 сент.; Памяти о. Александра Ельчанинова: Сб. П., 1935; Родзянко В., прот. Рец. на кн. «Записи» свящ. А. Ельчанинова//ВРСХД. 1962. 66/67. С. 61-64; Zander L. A. Wenig becannte russische Religionphilosophen...//Kyrios. B., 1965. N. F. Bd. 5; Струве Н. А. Православие и культура. М., 1992. С. 153-155; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994п. С. 381, 388; Взыскующие Града: Хроника частной жизни рус. религиозных философов в письмах и дневниках. М., 1997; Марченко О. В. Очерки по истории философии: Метод. мат-лы/ИФ РАН. М., 2002. С. 240-252; Флоренский П. В., Шутова Т. А. П. Флоренский и А. Ельчанинов: На пути создания правосл. педагогики//Новый журнал. 2005. 241. С. 140-152; Шутова Т. А. Флоренский и Ельчанинов: Из Афин к Иерусалиму Небесному//Вестн. РХД. 2005/2006. 190. С. 192-208. А. Л. Гуревич, А. Л. Стародубова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель ГЛАГОЛЕВ Андрей Петрович (1898 - 1953), протоиерей, регент, автор обработок и издатель православных песнопений

http://pravenc.ru/text/189923.html

Узнав, что он умер, Владыка был сильно поражен, начал креститься и молиться. В начале 1909 года Владыка был болен, слаб, очень боялся простуды и принимал свои меры: заперся в своих комнатах до весны, не подпускал близко пришедших с воздуха, а разговаривал, стоя на пороге приемной, закрыв рот рукою. Его прямая, высокая фигура, исхудалое лицо, неулыбающиеся темные глаза производили на меня немного жуткое впечатление. У меня в это время было тягостное литературное судебное дело, его отложили рассмотрением, и я пришел 25 февраля посоветоваться с Владыкой о дальнейшем. Я сидел довольно долго в приемной-гостиной и с томлением слушал, как Владыка тяжело с раздумьем вздыхал в соседней комнате. Мне было немного страшно: неужели это он обо мне. Вышел он, против моего ожидания, веселым, бодрым и сейчас же благословил меня. Оказывается он не выходил, ожидая пока не восстановится равновесие температуры, нарушенное моим приходом. Он уселся в кресло, как всегда держась прямо и после коротких вопросов о деле (он почему-то очень был рад, что дело отложили) начал говорить, глядя в сторону и иногда улыбаясь. – Непременно, непременно займитесь чем-нибудь. Вы человек молодой, способный, – рано вам в отставку, на мое место. Да и тяжело это: не всякий выдержит – других это озлобит, исковеркает. Вот наши архиереи – чуть в отставку, он и не знает что с собой делать, хандрит, скучает, а то возьмет и умрет. Я не понимаю этого, я никогда не знал, что это за штука такая – скучать. Куда меня ни кинь, я найду себе дело. – А все оттого, что есть у меня одно качество. Он немного помолчал, а потом совсем просто, как будто говоря самую обычную вещь, продолжал: – Качество это – мое золотое сердце. Это моя способность погружаться до дна в каждое положение, входить в душу каждого, кто приходит ко мне, и говорить с ним как с самым дорогим человеком. А потом есть у меня еще занятие – греческое Евангелие. Сегодня я как только встал, сейчас же взялся за него. Я не знаю высшего удовольствия, как говорить с Ним, разбираться в Его словах: ведь греческий язык был общепринятым в то время во всей Палестине и возможно, что и Он и ученики Его говорили теми же звуками, которые мы читаем в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Священник Павел Флоренский и издатель М. А. Новоселов, 20 сентября 1913 года Впрочем, все это рассуждения. А факт тот, что посвящение, самый акт возложения руки ошеломил меня (дважды), ударил в пот, довёл почти до потери сознания окружающей обстановки и дал что-то новое: ens realissimus для меня, ens qunasi nihil – для других. Вкус изменился, как вообще, так и пищевой. Любил я красное вино – теперь видеть не могу, иначе как в церкви, самое слово «вино» во всех его видах мне противно». Отец Павел был посвящен ко храму в честь Благовещения Пресвятой Богородицы села Благовещенского, которое находилось в 2,5 км к северо-западу от Лавры. Он очень хотел там служить, но совмещать приходское служение при сельской церкви с преподаванием было невозможно, и митрополит Петербургский Владимир настоял на том, чтобы отец Павел служил в церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины при сергиево-посадском убежище (приюте) престарелых сестер милосердия Красного Креста. Впоследствии отец Павел вспоминал: «Имел однажды я с ним (митрополитом Владимиром) и личный разговор по поводу моего назначения в село Благовещенское. Это назначение не состоялось, вопреки моим стараниям и стараниям Преосв. Феодора. Но и слава Богу. Было бы очень худо мне быть в селе, особенно в таком, как Благовещенское, с его отнюдь не деревенскими крестьянами. Не знаю, сознательно ли, или бессознательно, служа воле Божией, митрополит Владимир не устроил меня в Благовещенском, несмотря на моё наивнопросительное письмо, несмотря на все хлопоты; он резко не отказывал, а вёл восточную политику, м. б. он боялся, что я в селе буду проповедовать социализм? – Так ли, иначе ли, вижу в этом неназначении явную благую волю Божию. Епископ Антонии (Флоренсов) тоже не одобрял мне быть в селе» (запись 29.III.1918; см. также 42, 10, с. 68). Интерьер храма Общества Красного Креста Сергиева Посада во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, где служил отец Павел Флоренский С праздника Воздвижения Честного Креста Господня 1912 года отец Павел служил в сергиевопосадской церкви приюта Красного Креста. По воспоминаниям архиепископа Сергия (Голубцова), отец Павел, когда служил, делал возгласы медленно, внятно, но без аффектации. В богослужении отец Павел особенно ценил правильный темп, церковность чтения; намеренную выразительность он не терпел. Как-то П. А. Голубцов присутствовал при совершении отцом Павлом Таинства Крещения. Его поразила действенность заклинательных молитв, произносимых отцом Павлом: «он читал их не вообще, а обращаясь непосредственно к заклинаемым духам злобы. Впечатление было такое, что он физически чувствовал их».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

– Выписал бы все книги, продолжал он, где о моей болезни написано, и изучал бы их, чтобы знать, что мне делать, чего ожидать. Между прочим Иоаникию было в то время 69 лет. – Везде наши архиереи невежды, хуже мужика, медицины не знают. Ведь нас не учат этому. Этот длинный монолог неоднократно прерывался посетителями. Сначала пришел мальчик 12-ти лет жаловаться на старшего брата, который бьет свою мать. Преосвященный слушал очень внимательно, даже впустил мальчика в переднюю против обыкновения. Потом какой-то мещанин через запертую дверь спрашивал Владыку, благословит ли он его открывать квасную торговлю. Владыка прогнал его очень сурово: – Я квасом не торговал, не знаю. Ступай! Опять звонок. Через дверь Владыка суровым голосом: – Кто там? – За благословением, батюшка, – бабий робкий голос. – Да кто ты? имя как? – Фекла, батюшка... – Что ж тебе надо? – Жизнь тяжелая... Баба начинает всхлипывать: муж бросил, трое детей... – Ну что ж, дети – богатство. У тебя трое, а у меня вот ни одного. Радоваться надо. – Благословите, батюшка, помогите чем-нибудь. – Что ж, тебе, денег надо? – Да уж что дадите. – Да разве ты нищенка? – Нет, я не нищенка, дети у меня... – Ну, на детей можно. Владыка идет к себе, долго копается, звенит деньгами и, наконец, выносит бабе 40 копеек. – Вот вам, идите. Да не плачь! Говорит он по-прежнему строго, но баба уже прямо ревет. Владыка сует ей еще денег: – На еще, только не плачь, ради Бога не плачь. – Вот всегда они так, – говорит он нам, возвращаясь в приемную: наговорят, наплачут, да еще им денег плати за это. Хорошо, что еще нашлось, что дать, а то иной раз не то что сорока – четырех копеек нет. Я как-то раз спросил Владыку, почему он так суров с посетителями. – Много я слез проплакал вместе с ними, – сказал Владыка, – все выплакал, теперь у меня глаза всегда сухие. Приблизительно через час, после моего прихода, Владыка предложил даме-посетительнице обед, а меня увел в свой кабинет «секретничать». До начала серьезного разговора я передал Владыке справку, сделанную мною, о филологе Фокове, которым Владыка интересовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

См. приложение. Андроник ( Трубачёв ), игум . Жизнеописание епископа Антония (Флоренсова), старца Московского Донского монастыря// Андроник ( Трубачёв ), игум . Епископ Антоний (Флоренсов) старец московского Донского монастыря. С. 15–42. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии 1819–1920-е гг. Т. 3. Киев, 2019. С. 392. См. приложение. Ельчанинов А . Епископ-старец. (Воспоминания об епископе Антонии Флоренсове)//Путь. 1926. 4. С. 121–128. Андроник ( Трубачёв ), игум . Епископ Антоний (Флоренсов) старец московского Донского монастыря. М., 2021. Андроник ( Трубачёв ), игум . Епископ Антоний (Флоренсов)//ПЭ. 2001. Т. 2. С. 645–646; Андроник ( Трубачёв ), игум . Епископ Антоний (Флоренсов) — духовник священника Павла Флоренского//ЖМП. 1981. 9. С. 71–77; 10. С. 65–73. Розанов Ю. В . Старец Антоний (Флоренсов) и декаденты//Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2015. 7 (152). С. 63–68. Свенцицкий В. П. , прот . Собрание сочинений/сост., подгот. текста, коммент С. В. Черткова. М., 2008. С. 718. Духовные беседы епископа Антония (Флоренсова)//Духовный собеседник. 2000. 2. С. 78–120; Ангел-утешитель: Материалы к жизнеописанию епископа Антония (Флоренсова)//Духовный собеседник. 2000. 3. С. 44–57. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии 1819–1920-е гг. Киев, 2019. Т. 3. С. 391–392. Виденеева А. Е . К вопросу о традиции архиерейского богослужения в Спасо-Яковлевском монастыре: по материалам «Журналов для записи служб» конца XIX в. из собрания государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»//XXI Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой. Ярославль, 2017. С. 315–322. Матюшенский М . От бурсы до снятия сана. СПб., 1908. Там же. С. 6. См., например: Масанов И. Ф . Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей. Т. 2. М., 1957. С. 168. Боченков В. В . Епископ Михаил (Семёнов)//ПЭ. 2017. Т. 45. С. 657. Димитрий Митякин, Константин Широкинский, Василий Кандарицкий, Пётр Олерский (в повести Петичка Ольский), Николай Фармаковский.

http://bogoslov.ru/article/6174623

В 1934 г. переехал в Ленинград, в 1942 г. скончался от голода в блокадном Ленинграде . Свои воспоминания Н. А. Ильинский начал писать в 1918 г. и продолжал работу над ними до 1942 г. Свидетельства Ильинского не вполне бесстрастны — по прибытии в Вологду еп. Антоний хотел ликвидировать его должность, а затем лишил зарплаты, которая продолжала выплачивалась лишь по личному решению ректора. Однако, как видно из воспоминаний, Никифор Александрович старается всячески сохранять объективность и не присоединяется к партии «очернителей» еп. Антония. В апреле 1894 г. неожиданно скончался вологодский епископ Израиль (Никулицкий, 1883 — 23.04.1894) . «Вскоре после погребения епископа Израиля стали носиться более или менее определённые слухи о назначении на Вологодскую кафедру викария Волынской епархии епископа Антония (Флоренсова). Слухи эти не замедлили подтвердиться. Вновь назначенный епископ оказался товарищем по Киевской академии нашего ректора. Ни о положительных, ни об отрицательных качествах его ректор ничего не говорил. “Поживёте, увидите, что это за личность; я знал его как товарища-студента, а не знаю его как епископа”» . Прот. Иоанн Арсеньевич Лебедев (01.01.1850 — 02.06.1895) действительно был однокурсником еп. Антония. В Киевскую академию он поступил по окончании Ярославской семинарии. По окончании академии был назначен в Вологодскую семинарию преподавателем Св. Писания (1874), ректор Кавказской семинарии (1883), ректор Вологодской семинарии (1883). Преподаватель Вологодской семинарии, а затем смотритель Вологодского училища В. К. Лебедев описывал ситуацию так: «Он (Антоний. — Н. С. ) был со странностями и относительно его ходили разные слухи. При нём ректором был прот. Ив[ан] Арс[еньевич] Лебедев, товарищ по Киевской академии Преосвященного Антония. Товарищи не вполне сошлись. При Антонии ректор Лебедев скончался и Владыка отпевал его в Спасовсеградском соборе (где некогда о. Лебедев был настоятелем)» . Ильинский пишет подробнее: «Вскоре о новом епископе стали распространяться довольно странные слухи.

http://bogoslov.ru/article/6174623

В 1926 г. монастырь закрыли, однако до 1929 г. в монастырских храмах продолжались богослужения. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской был перестроен в первый в Москве крематорий. С 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры. В 1946 г. возобновились богослужения в Малом соборе.В 1991 г. был освящен Большой собор. 19.02.1992 г. в Малом соборе произошло обретение мощей Святейшего патриарха Тихона. Богослужения в храме прп. Серафима Саровского на новом кладбище возобновлены в 1998 г. См.:Православные монастыри. С. 389–393; Сорок сороков. 2004. Т. 1. С. 281–312. Антоний (Флоренсов Михаил Семенович, 27.08.1847–20.02.1918) – епископ Вологодский и Тотемский (1894–1895). В 1890–1894 гг. епископ Острожский, викарий Волынской епархии. С 1895 г. на покое. Подробнее об епископе Антонии (Флоренсове) см.: Дневник. Т. 1. С. 586.) 133 (...описание моего путешествия «В стране священных воспоминаний». – В книге приводятся впечатления от поездки, совершенной в 1900 г. группой студентов и преподавателей МДА во главе с ректором епископом Арсением(Стадницким) в Палестину и Сирию с посещение Константинополя, о. Халки, Афона. В ней представлено 60 фотографий, большую часть которых сделал епископ Арсений; см.: В стране священных воспоминаний. СергиевПосад, 1902.) 134 (Ризничий о. Палладий – Палладий (Добронравов Николай Дмитриевич, 18.11.1865–1922) – епископ. Родился в семье коллежского советника Могилевскойгубернии. Окончил МДС (1887) и МДА со степенью кандидата богословия(1891). В 1888 г. пострижен в монашество, 15.04.1890 г. рукоположен во иеромонаха. С 02.10.1891 г. смотритель Коломенского, затем ЗвенигородскогоДУ. С 1892 г. преподаватель Вологодской ДС, с 1894 г. преподаватель Могилевской ДС, с 1896 г. преподаватель Тульской ДС. В 1897 г. возведен в санархимандрита; наблюдатель миссионерских курсов КазДА. В 1899 г. удостоен степени магистра богословия; назначен ректором Литовской ДС. С 1901 г. синодальный ризничий. 06.12.1903 г. хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В разговоре я мимоходом заметил, как оскорбляет и задевает новых православных из интеллигенции, особенно девушек, запрещение женщинам входить в некоторые скиты. – Я этого запрещения не понимаю. Ну, а если бы Богородица подошла к скиту – и ее прогнать? А если бы я пришел туда со своей матерью? Меня пропустили бы, а ты, мол, матушка, погоди за воротами. Нам заповедь дана; «чти отца и мать», а здесь учат как раз непочтению к матери. Я не знаю, кто это выдумал, а я бы такого уставщика... Я осмелился заметить, что этот запрет только расширение 55-го правила Лаодикийского собора, запрещающего женщинам входить в алтарь. – Я не знаю этих правил, – с пренебрежением прервал Владыка. – Да потом, там алтарь, там черта проведена, а тут скит; неужто у них по всему скиту такая святость? Что ж у них и в н……е тоже святость? Вот до какого кощунства договариваются! Я понимаю пустынножительство, но тогда уж всем запретить вход. – Я не понимаю, ваше Преосвященство, – сказал я за тем же обедом: – каково будет юридически ваше отношение к Соловецкой Пустыне и ее игумену. – Да никакого, или такое же как ваше и всякого другого. Я буду ездить туда летом; ко мне, если захочет, будет приезжать игумен с разными вопросами – больше ничего. А вы чего же бы хотели? В те времена я очень неясно представлял себе служебные и иерархические отношения в Церкви и поэтому, в очень осторожных, правда, выражениях, спросил его, почему бы ему самому не стать во главе монастыря. – Ну, нет! Чтоб я связал себя цепями! ни в каком случае! Это для меня слишком низко, я дальше смотрю. Я – епископ Вселенской Церкви. – А там мне придется и к архиерею, и в консистории, и к нотариусу – благодарю покорно. Мы епископы – недаром стоим на орлецах: мое дело сидеть здесь, да и высматривать орлиным глазом. Нет! Я отсюда не уеду! Я понял, что сказал большую глупость. Действительно, все время Владыка кипел, занятый очень разнообразными делами. Между прочим, он просматривал в самой Москве один упраздненный монастырь, бывший еще во времена царя Алексея Михайловича приютом для любителей книжной мудрости. Там он думал устроить особое братство и сделать его идейным центром, просветительным, миссионерским. В разработке этого плана ему очень помогал его духовный сын тогда приват-доцент Московской Духовной Академии, впоследствии священник Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Знали, наконец, что на епископа было послано немало жалоб и частными лицами» . Из материалов последовавшей ревизии следует, что какие-то действия против еп. Антония предпринимал и викарий, епископ Варсонофий . Через три месяца после прибытия епископа Антония в Вологду, ситуация настолько обострилась, что приехала экстренная ревизия. «17 октября, после литургии, к ректору явился приехавший накануне об[ер]-секретарь Синода Токмаков . 18 октября, в день местного праздника , около 8 часов вечера в Вологду для ревизии епархиальных дел прибыл архиепископ Ярославский Ионафан и вместе с ним для ревизии семинарии — Пётр Иванович Нечаев . В жизни епархии и в частности семинарии наступил важный момент» . Детали ревизии остались для Н. А. Ильинского неизвестными — он в основном дежурил в общежитии в ожидании комиссии, однако некоторые детали склоняли Никифора Александровича к тому, что мнение ревизоров было благоприятным по отношению к семинарии и её воспитательной системе. В разгар ревизии 20 октября 1894 г. скончался Государь. «Архиепископ Ионафан выехал обратно в Ярославль, а Нечаев и Токмаков остались для продолжения ревизии» . По отбытии ревизоров до Рождества никаких изменений не последовало, однако от перенесённых переживаний в том числе и в связи с экстренной ревизией обострилась болезнь ректора прот. Иоанна Лебедева, и 2 июня 1895 г. он скончался. К марту 1895 г. относится история, произошедшая с Н. А. Ильинским, и послужившая причиной для личного общения и для личных воспоминаний о епископе Антонии. Во время вечернего дежурства в семинарии Никифор Александрович обратил внимание на неспокойное настроение учащихся младших классов и, действительно, во время полуночного обхода спален ему пришлось столкнуться с хулиганством семинаристов, вплоть до кидания в него табуретками. Н. А. Ильинский выбрал тактику не замечать происходящего и продолжал ходить по спальне до 3 (!) часов ночи. Произошедшее не утаилось от архиерея, и Ильинский был вызван для объяснений. «О моем прибытии было доложено.

http://bogoslov.ru/article/6174623

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010