Антонии же поиде въ Новгородъ и святого Спаса въ Нередицяхъ. Князь и новгородьци рекоша Митрофану и Онтону: «идита къ митрополиту, да кого намъ прислеть, то нашь владыка»; и пустиша с нима цьрньця Васияна попа, а другого попа Бориса» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 251) «Въ лто 1220. Приде архиепископъ Митрофанъ, оправивъся богомь. и святою Софиею, въ Новгородъ марта въ 17; а Антония митрополитъ у себе въ чести, въда ему епископью въ Перемышли» ( НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 261) «Въ лто 1225. Приде архиепископъ Антонии ис Перемышля въ Новгородь и сде на свосмь стол, и ради быша новгородьци своему владыц» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 269) «Въ лто 1228. Поиде Антонии, архиепископъ новгородьскыи, на Хутино къ святому Спасу по своеи воли Тои же осени наиде дъжть великъ и день и ночь, на Госпожькинъ день, оли и до Никулина дни не видхомъ свтла дни, ни сна людьмъ бяше лз добыти, ни нивъ длати. Тъгда же оканьныи дияволъ, испьрва не хотяи добра роду человчю и завидвъ ему, зане прогоняшетъ его нощнымъ стояниемь, пниемь и молитвами, и въздвиже на Арсения, мужа кротка и смерена, крамолу велику, простую чядь. И створше вче на Ярослали дворе, и поидоша на владыцьнь дворъ, рекуче: «того для стоить тепло дълго, выпровадилъ Антония владыку на Хутино, а самъ слъ, давъ мьзду князю»; и акы злодя пьхающе за воротъ, выгнаша; мал ублюде богъ от смерти: затворися въ церкви святи Софии, иде на Хутино. А заутра въвдоша опять Антония архиепископа и посадиша с нимъ 2 мужа: Якуна Моисевиця, Микифора щитник» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 270–273). (В год 1211. Тогда же прибыл, до изгнания архиепископа Митрофана, Добрыня Ядрейкович из Царьграда и привез с собой гроб Господень, а сам постригся в Хутынском монастыре Святого Спаса, и волей Божией возлюбил его князь Мстислав и все новгородцы, и послали его на Русь для поставления; и, рукоположившись, вернулся с именем архиепископа Антония. В год 1219. В этот же год отправился Антоний, архиепископ Новгородский, в Торжок, а новгородцы ввели архиепископа Митрофана на двор для занятия кафедры (митрополичьей), а к Антонию написали; «Иди, куда хочешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2014/03/14, 09:55:32 Дорогие Отцы и Братия Святой горы Афон! Прошу молитв о заблудшем р.Б. Алексие и р.Б. Руфине, о сохранении семьи и даровании долгожданного чада Руфина 2014/03/14, 09:55:10 Прошу Ваших молитв о здравии, любви, семейном благополучии, взаимопонимании, о защите от бед и несчастий, от злых людей и всякого вреда р.Б.Алексия, Ирины,отр.Родиона и сродников. Сердечное спасибо Вам за Ваши молитвы. Спаси Господи. 2014/03/14, 08:45:59 Братья и сестры,всечестные отцы! Прошу молитв о муже Антонии и о себе Евгении, об исцелении нас Господом и даровании деток, тогда,когда будет на то Его воля. Прошу молитв об успешном и своевременном лечении (моем) и приживлении костной ткани. Прошу молитв о монахе Антонии и рабе Божием Владимире - они сейчас в Киеве. Помолитесь,пожалуйста о здравии рабы Божией Наталии - онкоболящей в тяжелой форме - у нее двое маленьких деток...О здравии схиархимандрита Илии, монаха Георгия, иерея Антония, иерея Иоанна, иерея Алексея, иерея Андрея,монахиню Ангелину,послушницу Иулию; младенцев Иоанна, Марии,Елизаветы,Марии, отроковиц Татианы,Иулии,Аполлинарии и отрока Максима. Благодарю Вас за молитву! Даруй вам,Боже здоровье и благоденствие! Спаси Бог! Раба Божия Евгения 2014/03/14, 08:19:25 Дорогие отцы и братия Святой горы Афон! Смиренно прошу молитв обо мне -- грешной рабе Божией Елене, о сыне моем Михаиле, крестнице Анастасии, Наталье, Ирине, Ираиде, Сергии, Антонии, Ангелине, Артемии, об укреплении в вере, об очищении сердец наших. Помолитесь, пожалуйста, и о тяжко болящих Наталии, Наталии (обе -- онкология), Александре, Алексии, Андрее (наркомания), чтобы Господь исцелил их, даровал здравие телесное и душевное. Спаси Господи. 2014/03/14, 05:50:13 Благословите! Святые Отцы и Братия Святой горы Афон. Прошу Ваших Святых молитв за Протоиерея Владимира, Иерея Анатолия, Архимандрита Гермагена, Геннадия, Галины, Ксении, Виталия, млд. Николая, млд. Дарьи, Виталия, Наталии, Людмилы, Владимира, Веры, Александра, Надежды, Михаила, Валентины, млд. Иоанна, млд. Матвея, Людмилы, Димитрия, Ирины. Спаси и Сохрани Вас Господи.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=310

По соображению барона фон-Альтена («Zeitschrift des deutschen Palästina-Vereins», 1878:68), этот надгробный памятник лежал у северной стороны пруда Струфион, где оканчивалась так называемая вторая стена, каковая стена якобы не только доходила до Антонии, но и закрывала ее с севера, проходя по северной стороне крепостного рва Антонии и внезапно обрываясь у пруда Струфион. В действительности приведенным свидетельством фон-Альтен так же нетвердо доказывает близость гробницы царя Александра к пруду Струфион, как нетвердо он в другом случае доказывал непосредственную близость гробницы Авессалома к пруду Виркет-Исраел. Из того, что говорит Иосиф Флавий, следует, что гробница Александра лежала гораздо далее на восток, против нынешнего северо-восточного угла харама. Вот его выражение: «Иоанн с своими воинами сражались с Антонии, с северных галерей Храма, π τς Αντωνας κα τς προσαρκτου στος το ερο, и пред гробницами царя Александра, πρ τν Αλεξνδρου μνημεων». Очевидно, здесь указывается линия северной стороны храма от запада к востоку: сперва крепость Антония, занимавшая северо-западный угол, потом стена храма на севере, не закрываемая крепостью, и, наконец, та же северная стена пред гробницами Александра. Мы думаем, что последние слова могут обозначат только самый северо-восточный угол храмового мола. В таком случае лежавшие против этого угла гробницы Александра Ианнея суть те именно гробницы, которые открыл Варрен за воротами Гефсиманскими, на месте большой кучи мусора, где некоторые полагали церковь св. Стефана первомученика. На глубине 6 футов под нынешним грунтом здесь найдена скала, изрытая гробничными камерами, расположенными тремя ярусами; гробницы имеют loculi, образованные перегородками. Верхний ярус имеет одну камеру с 5 loculi; средний ярус 5 камер и нижний 9 камер, общей широты 40 футов («The Recovery of Jerusalem», 172–174). Хотя вид этих гробниц мог быть изменен в христианский период (Варреном здесь найдены христианские лампы), тем не менее систему этих гробниц Варрен сопоставляет с финикийскими гробницами в Сидоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Феодору Адольфовичу хотелось отблагодарить поэта за его приветствие, но он не мог никак придумать, чем бы доставить ей удовольствие. Но тут ему пришло на мысль подарить этой воспитаннице пасхальное яйцо, полученное только что от матушки Антонии. «Получив от Вас яйцо, – пишет он матушке, – и видя в этом подарке благословение, призываемое Вами на меня, недостойного, мне пришла мысль это благословение перенести, так сказать, на девицу, которая, оканчивая ныне курс учения, стоит на пороге новой, неведомой ей жизни, и нуждается в молитве о ней, о том, чтобы Господь Бог даровал ей ангела-хранителя для ограждения от зла и искушений. Ей-то, молодому поэту, написавшему стихотворение, я подарил это яйцо и надеюсь, что Вы на меня не посетуете за такое употребление его, ибо рассчитываю на пользу для нее этого подарка». (В письме Феодор Адольфович собственноручно переписал для матушки и это стихотворение). Особенного внимания заслуживает в данном отношении фамилия Брянчаниновых, один из представителей которой, епископ Игнатий, познакомился с матушкой еще в бытность ее послушницей в Бородинском монастыре. Во время служения преосвященного Игнатия в сане епископа Кавказского и Черноморская, Ставропольским губернатором был брат его, Петр Александрович. Удалившись по болезни на покой, преосвященный Игнатий поселился в Николо-Бабаевском монастыре; вместе с ним поселился и брат его, вышедший в отставку. Последний был особенно расположен к матушке Антонии, навещал ее во время поездок в Москву и состоял с ней в постоянной переписке. Матушка Антония и сама неоднократно бывала в Бабаевском монастыре, но только уже по смерти преосвященного Игнатия. Петр Александрович считал своим постоянным долгом поздравлять матушку на дни ее ангела и в великие праздники. Принимая вместе с архимандритом Бабаевской пустыни Иустином, также весьма близким к матушке, весьма деятельное участие во внешнем устроении и украшении обители, Петр Александрович пользовался при этом деле помощью и матушки Антонии – по сбору пожертвований и при различных заказах в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Считаем не лишним упомянуть здесь об одном случае знакомства игуменьи Антонии с католическим аббатом. В Августе 1894 года бывший в Москве епископ Рона, викарий Руанский Юлий Ксавье де-ла-Пассардьер в числе достопримечательностей столицы посетил, между прочим, и Алексеевский монастырь в сопровождены своего секретаря. Любезный прием и деликатное внимание, оказанное французскому аббату и его спутнику почтенной настоятельницей русского монастыря, настолько их тронули, что по возвращении своем во Францию аббат поспешил в своем письме (на французском языке) выразить матушке глубокую благодарность за такой прием; при письме он прислал и свой портрет «в память, как выражено в письме, того портрета, который матушка изволила ему подарить сама и который он хранит, как драгоценность». Хорошо характеризуют личность игуменьи Антонии те отношения, которые установились у ней с монахами – афонцами, проживавшими в Москве при часовне святого великомученика Пантелеимона. Эти пришлецы, временные гости русской земли, настолько ценили то внимание, которое оказывала им матушка, что и по выбытии из России надолго, если не навсегда, сохранили горячую признательность к ней, что и выражали самыми сердечными письмами с Афона. «Ныне водворяясь в пустыне, писал матушке один из возвратившихся из России афонских иеромонахов от 6 сентября 1894 года, не престаю и не престану возносить к престолу благодати смиренные о Вас со всеми о Христе сестрами посильные молитвы свои, доколе не отъиду и к тому не буду на земле, ибо не умею чем воздать Вам, милостивая матушка, за все, что Вы воздавали мне благосклонным своим вниманием, яже видеша очи мои». Или в другом письме от 14 июля 1895 года: «поздравляю Вас, смиреннейшая матушка, со днем Вашего ангела Преподобного и Богоносного отца нашего Антония Печерского чудотворца. Ежедневно Ваше святое имя и сущих с Вами поминаем на святой горе Афоне». Особенное наше внимание останавливают на себе отношения игуменьи Антонии к настоятельницам женских обителей. Мы уже указывали выше, что из бывших на попечении матушки сестер некоторые были поставлены игуменьями монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Мы желали бы и со своей стороны оказать некоторое содействие Вашим добрым начинаниям на пользу обители. И вот, к счастью, нам сделалось известным, что в сердце Ваше запала благочестивая мысль соорудить новый храм Господу Богу на новом, приобретенном Вами для обители, месте. Сердечно присоединяясь к Вашей святой мысли, мы ныне просим Ваше Высокопреподобие принять от нас первый камень для будущего храма Божия и положить его в основание этого храма, да будут на жертвеннике его возносимы молитвы за храмоздательницу, сестер обители и нас грешных». Тайный советник С. С. Подгорецкий при этих заключительных словах адреса вручил матери Антонии сделанный в виде кирпича футляр, в который были вложены 3500 рублей – первая жертва на храмоздание, собранные между почитателями игуменья Антонии. После глубокопрочувствованных ответных на сей адрес слов юбилярши, обратился к ней с приветственною речью архитектор А. А. Никифоров, прося игуменью Антонию принять от него, «как ничтожную лепту в знак его высокого почитания и глубокого уважения к ее особе» проект будущего кладбищенского храма 20 . По этому проекту и совершилась 23 августа 1887 года в Алексеевском монастыре закладка нового храма во имя Всех Святых. Литургию в день закладки в главном храме монастыря совершил митрополит Иоанникий; по окончании литургии был совершен крестный ход к месту предназначенному для постройки и совершена была закладка. Храм этот имеет ту особенность, что весь нижний подвальный этаж его на пространств 24 аршин в ширину и 4 аршин в вышину занимает усыпальница. При постройке усыпальницы принята коридорная система, при чем в стенах этих коридоров и размещены отдельные усыпальницы или гробницы. 20 августа 1889 года был утвержден на нововыстроенном храме массивный вызолоченный крест, а в августе 1890 г. были повешены колокола. В храме устроены два придела – главный во имя Всех Святых и боковой – во имя Казанской иконы Божией Матери. Иконостас устроен из мрамора по рисунку архитектора Д. Н. Чичагова в русско-византийском стиле; в главном храме он трехъярусный, а в приделе двухъярусный; основание его из серого мрамора, колонны из красно-желтого, а остальные части из белого итальянского мрамора с сероватыми жилками.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Хорошим выражением «глубочайшего почтения» к своей настоятельнице духовенства Алексеевского монастыря и «сердечной признательности» за ее матерински-попечительные заботы о них служит факт поднесения им в день 25-летняго юбилее матушки дорогой иконы с глубоко прочувствованным адресом. Инспектор Филаретовского епархиального училища протоиерей Сперанский в тот же юбилейный день, «повинуясь, по его выражению, неодолимому чувству признательности и уважения к матушке Антонии, вызванному ее любовью к Филаретовскому училищу», в пространной речи своей хорошо очертил всю просветительную деятельность матушки, вызвавшую со стороны духовенства московской епархии глубокое уважение и искреннюю благодарность к ней за ее благодеяния на этом поприще. С таким же уважением и с таким же сердечным расположением относился к матушке и преемник протоиерея Сперанского по должности священник Никитин. Вступая в добрые служебные отношения с различными лицами белого духовенства, игуменья Антония простирала эти свои отношения и на их личную жизнь. Ее благосклонным вниманием пользовались и все члены семейств духовенства Алексеевского монастыря и отцов Сперанского и Никитина; особенно ее любовью пользовались младшие члены семейств – дети, с которыми она находила время при всех своих многосложных обязанностях ласково беседовать и для которых у нее всегда находились подарки. Вторую категорию лиц белого духовенства, входивших в круг личных отношений игуменьи Антонии, составляют особо выдающиеся представители этого сословия. Так как игуменья Антония, как личность далеко не заурядная, занимала среди духовенства передовое место, привлекая к себе взоры всех своими духовными дарованиями, высокою жизнью и многоплодною деятельностью, то, без сомнения, и все выдающиеся представители как черного что уже мы видели, – так и белого духовенства обращали на нее особое внимание; после же ближайшего знакомства с ней начинали ценить ее по достоинству. Знаменитый русский пастырь Кронштадтский протоиерей Иоанн Ильич Сергиев только однажды был при матушке Антонии в Алексеевском монастыре, при чем служил у нее в кельях молебен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Но мы имеем возможность указать и на другие примеры подобного рода. Известно, что в Алексеевском монастыре, и именно под влиянием матушки Антонии, нашли себе тихое пристанище несколько интеллигентных женщин, из которых можно указать, например, на монахиню Амвросию, в мире Анну Афанасьевну Севастийскую, сестру главного врача Мариипской больницы, и на послушницу Зинаиду Осиповну Преженцову. В бумагах матушки сохранилось четыре письма одной барышни высшего круга от 1864 года с Кавказа. По словам одной из наперсниц матушки Антонии, матери Паисии, ныне игуменьи Московского Никитского монастыря, эти письма принадлежат перу очень молодой в то время и давно уже умершей дочери одного генерала, служившего на Кавказе. Эта барышня почувствовала большое влечение к матушке Антонии до личного знакомства с нею. Посещая церковный службы в Страстном монастыре, она так была поражена величественным и в то же время ласковым видом матушки, что почувствовала необычайное влечение к ней. Становясь постоянно в храме около игуменского места, она во время службы почти не сводила глаз с матушки, чем и обратила на себя ее внимание. Добившись знакомства с матушкой, она со всем пылом своей молодости высказала ей свои чувства и свое желание поступить послушницей к ней в монастырь. Весьма осторожная в таких случаях, игуменья Антония предварительно принятия очаровавшейся ею девушки в монастырь решила испытать ее, чем и подготовить ее к новой жизни. Из упомянутых нами писем с Кавказа мы и можем видеть, какие, во-первых, чувства питала их авторша к матушке и в чем, во-вторых, состоял наложенный на нее матушкой искус. Велико было стремление этой молодой и образованной девушки, блиставшей притом большим талантом пения, поступить в монастырь. «Желание мое, – пишет она, – посвятить себя Господу все усиливается с каждым днем, несмотря на все ужасы, какие мне рассказывают о монастыре, несмотря на все удовольствия и выгоды, которые мне предлагают в мире». Но это стремление посвятить себя иноческой жизни неразрывно связано у ней со стремлением быть ближе к матушке и как бы даже вытекает из него.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Из ученых пособий по рассматриваемому предмету имеет особенное значение сборник Росвейда о первоначальном монашестве под названием «Vitae Patrum». Здесь между многими жизнеописаниями восточных подвижников находятся жития Павла Фивейского, пр. Антония 53 , Иллариона (написанное Иеронимом) с объяснениями и учеными примечаниями. Затем исторические сведения об Антонии излагаются во всех церковных историях, когда там говорится о начале монашества. Из прежних церковных историй для жизни Антония имеют значение «annales ecelesiastici» Барония 54 . Здесь вследствие особого плана сочинения жизнь Антония излагается в различных местах по годам. Поэтому известия, содержащиеся об Антонии у Барония, имеют значение в хронологическом отношении. Из других более новых сочинений западных у нас были церковный истории: Неандера, у которого дов. подробно излагается жизнь Антония 55 , Шаффа 56 , Ниля 57 , Куртца 58 , Газе и другой. В нашей новейшей русской литературе также есть несколько произведений, касающихся рассматриваемого предмета. Самое лучшее из исследований, рассматривающие между прочим и жизнь св. Антония, это без сомнения «история православного монашества на Востоке» проф. М. Д. А. Казанского. В этом сочинении после указания на зачатки иноческой жизни до Антония, автор начинает изложение жизни и деятельности этого подвижника, причем часто приводит значительные выдержки из его писем и речей, не касаясь однако вопроса, в каком смысле их нужно считать произведениями Антония. Можно упомянуть еще о соч. архим. Агапита «жизнь пр. отца нашего Антония Великого » изд. 1866 г. Здесь, правда, много рассказов об Антоние, которые приведены в некоторую связь, но это сочинение, имеющее в виду прежде всего цель назидательную, относится к известиям об Антонии без всякой критики, а в вопросе о сочинениях, носящих имя Антония, ограничивается простым утверждением их подлинности, изложением содержания некоторых писем 59 (ссылка поставлена произвольно, стр.12), или же просто перечислением их заглавий.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Зная, как Господь карает за непокорство, я, после Вашего письма, пришла в более мирное настроение и дала Богу обет: ждать, что благословит Господь. Житие игумении Антонии поистине высокое и дивное; хорошо и жизнеописание старицы игумении Агнии. За обе книжечки спаси Вас, Господи! Дай-то, Господи, чтобы за Ваше святительское благословение хоть быть слабою тенью таких богоугодных подвижниц. Вот, Владыко, в какую попала я бурю! И странные бывают совпадения! В Петербурге в Новодевичьем монастыре схоронен муж мой. Надо Вам сказать, что хотя я была очень счастлива в семейной жизни, но замуж шла я по принуждению и в самую тяжелую го- —287— 1887 г. дину испытаний семьи моей: моя свадьба была похожа на похороны. Через день или через два видит Ник. Иларионович странный сон: видит гроб, а в нем мертвого самого себя полковником, а вокруг гроба меня в легком, как бы воздушном, платье, ходящей с престольным, золотым крестом в руках. И правда, если постригут, то дадут крест в руки, и из-за Новодевичьего Петербургского монастыря пойду я за его гроб как бы заложница. – Буди воля Божия во всем! Простите, добрый, высокоуважаемый Владыко. Помогите моей немощи Вашим святительским благословением и молитвами». 30 ч. писал я в Петербург К.П. Победоносцеву : «Благоволите благосклонно принять прилагаемые при сем книжки о двух благочестивых старицах – игумениях Антонии и Агнии. Жизнеописание Антонии Мезенцевой составлено родною ее племянницею, нынешнею игумениею Кашинского Сретенского монастыря Иннокентиею, а житие Агнии принадлежит перу Редактора Тверских Епархиальных Ведомостей 652 . Окончивши, хотя и не совершенно еще, возложенное на меня Св. Синодом дело по изданию бумаг в Бозе почившего митрополита Филарета, я с ревностию занимаюсь теперь приготовлением к изданию частных писем сего святителя к разным лицам. В настоящую пору перечитываю письма его к покойному А.П. Ахматову и пишу к ним объяснительные примечания. Но при этом мне приходится постоянно обращаться к бумагам, помещенным в V томе Собрания мнений и отзывов митрополита Филарета; между тем том этот, к сожалению, едва доведен печатанием только до половины.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010