«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви 22 февраля в зале собора Владимирской иконы Божией Матери состоялся вечер памяти митрополита Антония (Мельникова). Поводом для встречи стала публикация воспоминаний протоиерея Владимира Фоменко «Владыка Антоний (Мельников), митрополит Ленинградский и Новгородский», которые были изданы в рамках сборника, подготовленного коллективом кафедры истории русской и западноевропейской культуры Исторического факультета СПбГУ («Русская история и культура: Статьи. Воспоминания. Эссе. Под редакцией доктора филологических наук проф. Ю.К. Руденко. СПб: Наука, 2007). Владыка Антоний возглавлял Ленинградскую и Новгородскую митрополию с 1980 по 1986 годы. Видный богослов, историк, писатель и поэт, ценитель изящных искусств, известный коллекционер древностей, знаток древних и новых языков, он по праву заслужил славу одного из самых интеллигентных архиереев Русской Православной Церкви. Почтить память митрополита Антония и поделиться своими воспоминаниями о нем пришли клирики и миряне, лично знавшие владыку, а также ученые - исследователи его трудов. По признанию отца Владимира Фоменко, в прошлом - келейника митрополита Антония, владыка на фоне тогдашних архиереев «выделялся своим величественным, светлым, необыкновенно одухотворенным обликом». Он подчеркнул, что роль митрополита Антония в истории Русской Церкви до сих пор не оценена по достоинству: «Владыка был одним из тех, кто еще в начале восьмидесятых годов начал подготовку празднования тысячелетия Крещения Руси». Гелиан Прохоров, служивший алтарником при митрополите Антонии, ныне - доктор филологических наук, главный научный сотрудник Пушкинского Дома, отметил, что владыка одним из первых архиереев в Русской Церкви стал налаживать контакты между церковной и светской наукой. Именно ему принадлежал замысел ныне широко известной «Православной энциклопедии».

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

Изданы воспоминания протоиерея Владимира Фоменко о Митрополите Антонии (Мельникове) Санкт-Петербург, 26 февраля 2008 г. Митрополит Антоний (Мельников) Ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Владимир Фоменко опубликовал свои воспоминания о Митрополите Антонии (Мельникове), возглавлявшем Ленинградскую и Новгородскую епархию в 1980-86 годах, сообщают «Вода живая»  и «Православная книга» . Мемуары отца Владимира под названием «Владыка Антоний (Мельников), Митрополит Ленинградский и Новгородский», изданы в рамках сборника, подготовленного коллективом кафедры истории русской и западноевропейской культуры Исторического факультета СПбГУ («Русская история и культура: Статьи. Воспоминания. Эссе. Под редакцией доктора филологических наук проф. Ю. К. Руденко. СПб.: Наука, 2007). Презентация сборника состоялась 22 февраля 2008 года на вечере памяти Митрополита Антония в соборе Владимирской иконы Божией Матери. Автор сочинения — воспитанник Митрополита Антония по Минской духовной семинарии, в прошлом — его келейник. По признанию отца Владимира, владыка сыграл в его жизни роль духовного наставника: «Это был человек, который в свое время уберег меня от неверия, сохранил меня для Церкви», — сказал отец Владимир на презентации своего труда. Столь подробные воспоминания о Митрополите Антонии опубликованы впервые. Ранее в «Журнале Московской Патриархии» (2007, с. 52-59) был издан очерк протоиерея Владимира Фоменко под названием «Памяти митрополита Антония (Мельникова)», однако нынешняя версия воспоминаний гораздо объемнее и полнее. Воспоминания богаты яркими образами и любопытными деталями из жизни владыки. Автор рассказывает не только и не столько об официальной стороне биографии Митрополита Антония, сколько о том, каким владыка представал в обычной жизни, в быту, как выглядели его покои, одежда, какую пищу он предпочитал, какие книги собирал у себя в библиотеке. Читатель узнает, что Митрополит Антоний был не только молитвенником и аскетом, но и ученым-интеллектуалом. Владыка был ценителем изящных искусств, знатоком древних языков, страстным коллекционером древностей, имел связи в артистических кругах. В целом, очерк отца Владимира подтверждает славу Митрополита Антония как одного из наиболее интеллигентных архиереев Русской Православной Церкви XX века.

http://pravoslavie.ru/25901.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Владимир Фоменко опубликовал свои воспоминания о митрополите Антонии (Мельникове), возглавлявшем Ленинградскую и Новгородскую епархию в 1978-86 годах. Мемуары отца Владимира под названием «Владыка Антоний (Мельников), митрополит Ленинградский и Новгородский», изданы в рамках сборника, подготовленного коллективом кафедры истории русской и западноевропейской культуры Исторического факультета СПбГУ («Русская история и культура: Статьи. Воспоминания. Эссе. Под редакцией доктора филологических наук проф. Ю. К. Руденко. СПб.: Наука, 2007). Презентация сборника состоялась 22 февраля 2008 года на вечере памяти митрополита Антония в соборе Владимирской иконы Божией Матери. Автор сочинения – воспитанник митрополита Антония по Минской духовной семинарии, в прошлом – его келейник. По признанию отца Владимира, владыка сыграл в его жизни роль духовного наставника: «Это был человек, который в свое время уберег меня от неверия, сохранил меня для Церкви», - сказал отец Владимир на презентации своего труда. Столь подробные воспоминания о митрополите Антонии опубликованы впервые. Ранее в «Журнале Московской Патриархии» (2007, с. 52-59) был издан очерк протоиерея Владимира Фоменко под названием «Памяти митрополита Антония (Мельникова)», однако нынешняя версия воспоминаний гораздо объемнее и полнее.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-24/5...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Митрополит Антоний (Мельников) (1924-1986) возглавлял Ленинградскую и Новгородскую митрополию в 1980-86 гг. Видный богослов, историк, писатель и поэт, ценитель изящных искусств, известный книжник и коллекционер древностей, знаток древних и новых языков – владыка по праву заслужил славу одного из самых интеллигентных архиереев Русской Православной Церкви. Вечер его памяти был организован в зале собора Владимирской иконы Божией Матери 22 февраля 2008 года. Поводом для встречи стала публикация воспоминаний ключаря храма, протоиерея Владимира Фоменко, о митрополите Антонии. Мемуар отца Владимира под названием «Владыка Антоний (Мельников), митрополит Ленинградский и Новгородский», был издан в рамках сборника, подготовленного коллективом кафедры истории русской и западноевропейской культуры Исторического факультета СПбГУ («Русская история и культура: Статьи. Воспоминания. Эссе. Под редакцией доктора филологических наук проф. Ю. К. Руденко. СПб.: Наука, 2007). Почтить память митрополита Антония пришли клирики и миряне, лично знавшие владыку, а также ученые-исследователи его трудов. Ведущим вечера был благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин. Участники встречи делились своими воспоминаниями о владыке. По признанию протоиерея Владимира Фоменко, в прошлом – келейника митрополита Антония, владыка на фоне тогдашних архиереев Русской Православной Церкви «выделялся своим величественным, светлым, необыкновенно одухотворенным обликом». «Это был человек, который в свое время уберег меня от неверия, сохранил меня для Церкви», - признался отец Владимир. Он также подчеркнул, что роль митрополита Антония в истории Русской Церкви до сих пор не оценена по достоинству: «Владыка был одним из тех, кто еще в начале восьмидесятых годов начал подготовку празднования тысячелетия Крещения Руси, так как он понимал, что это возможность коренным образом изменить положение Церкви в стране. Владыка Антоний, несомненно, приложил руку к тем переменам в отношении нашего общества к Церкви, которые произошли в девяностые годы. Жаль, что он не увидел плодов своего труда».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-24/5...

Изданы воспоминания протоиерея Владимира Фоменко о митрополите Антонии (Мельникове) 26 февраля 2008 г. 10:50 Ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Владимир Фоменко опубликовал свои воспоминания о митрополите Антонии (Мельникове), возглавлявшем Ленинградскую и Новгородскую епархию в 1980-86 годах. Мемуары отца Владимира под названием «Владыка Антоний (Мельников), митрополит Ленинградский и Новгородский», изданы в рамках сборника, подготовленного коллективом кафедры истории русской и западноевропейской культуры Исторического факультета СПбГУ («Русская история и культура: Статьи. Воспоминания. Эссе. Под редакцией доктора филологических наук проф. Ю. К. Руденко. СПб.: Наука, 2007). Презентация сборника состоялась 22 февраля 2008 года на вечере памяти митрополита Антония в соборе Владимирской иконы Божией Матери. Автор сочинения — воспитанник митрополита Антония по Минской духовной семинарии, в прошлом — его келейник. По признанию отца Владимира, владыка сыграл в его жизни роль духовного наставника: «Это был человек, который в свое время уберег меня от неверия, сохранил меня для Церкви», — сказал отец Владимир на презентации своего труда. Столь подробные воспоминания о митрополите Антонии опубликованы впервые. Ранее в «Журнале Московской Патриархии» (2007, с. 52-59) был издан очерк протоиерея Владимира Фоменко под названием «Памяти митрополита Антония (Мельникова)», однако нынешняя версия воспоминаний гораздо объемнее и полнее. Воспоминания богаты яркими образами и любопытными деталями из жизни владыки. Автор рассказывает не только и не столько об официальной стороне биографии митрополита Антония, сколько о том, каким владыка представал в обычной жизни, в быту, как выглядели его покои, одежда, какую пищу он предпочитал, какие книги собирал у себя в библиотеке. Читатель узнает, что митрополит Антоний был не только молитвенником и аскетом, но и ученым-интеллектуалом. Владыка был ценителем изящных искусств, знатоком древних языков, страстным коллекционером древностей, имел связи в артистических кругах. В целом, очерк отца Владимира подтверждает славу митрополита Антония как одного из наиболее интеллигентных архиереев Русской Православной Церкви XX века. Особый интерес вызывает характеристика личности владыки Антония, которой автор уделяет много внимания. «В характере владыки была своеобразная гордость — не греховная гордость убеждения в собственном превосходстве, кажущейся или реальной исключительности, а гордость человека, связавшего свою судьбу с судьбой чрезвычайно одаренного народа, чьи скорби и радости он переживал как свои», —  пишет протоиерей Владимир Фоменко. Тираж сборника составляет всего триста экземпляров, поэтому в продажу книга не поступит. Однако она будет доступна в библиотеках Санкт-Петербурга. В будущем составители сборника надеются выпустить воспоминания о владыке отдельным изданием. «Вода живая» / «Православная книга» /Патриархия.ru   Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/369837.htm...

Есть такое у нас понятие, я его очень не люблю, но оно вошло в нашу историческую науку, такое понятие как «сергианство». Само по себе понятие с личностью Патриарха Сергия прямо не связано. Это скорее то, что Церковь переживала в более позднюю эпоху, когда было сломлено всякое сопротивление Церкви. Суть этого явления заключалась в том, что все, включая и кадровую политику, определяла власть. И вот владыка был первым человеком, который изнутри системы стал эту совершенно неправильную схему отношений Церкви и государства разрушать. У него был реальный диалог с властью, в результате которого власть очень часто меняла свое мнение. А чем иным можно было объяснить действительно многие и многие архиерейские хиротонии, привлечение к служению молодых, по тому времени —образованных людей, с новым взглядом на жизнь? Ничем другим, как его способностью переубеждать власть, а если власть отказывалась от своего взгляда на того или иного человека, значит это был реальный диалог. Не всегда владыка побеждал, но счет всегда был в его пользу. Я могу назвать конкретные имена людей, которые, наверное, не стали бы никогда архиереями, если бы не владыка Никодим. В первую очередь, это покойный Святейший Патриарх Алексий — тогда никому не известный священник в маленьком провинциальном городе Йыхви, родившийся в буржуазной Эстонии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Владыка Никодим увидел этого священника, случайно посетив город Йыхви. И очень скоро священник стал епископом и первым заместителем владыки Никодима. Здесь, в этом городе, следует вспомнить о почившем владыке митрополите Антонии (Мельникове), который бы никогда не стал архиереем, если бы не владыка Никодим. Я могу продолжать этот ряд. И как было сказано, действительно, ко времени перестройки, ко времени перемены церковно-государственных отношений те люди, которые стали архиереями благодаря владыке, приняли на себя весь груз управления Церковью. Практически весь Синод состоял из них, кого владыка Никодим тем или иным способом привел к архиерейскому служению.

http://patriarchia.ru/db/text/812167.htm...

АНАСТАСИЙ Митр.Западно-Европейских (Грибановский) Православных Церквей.211 АНАСТАСИЙ (Добрадин) Архп.Воронежский и Задонский 214 АНАСТАСИЙ (Опоцкий) Еп.Олонецкий и Петрозавод­ ский ..217 АНАТОЛИЙ (Бусел) Еп.Каменец-Подольский ..221 АНАТОЛИЙ (Грисюк) Митр.Одесский и Херсонский.. 222 АНАТОЛИЙ (Каменский) Архп. Иркутский ..227 АНАТОЛИЙ (Соколов) Еп.Енотаевский, вик.Астрахан­ ской епархии 231 Анатолий (Станкевич) Еп.Калужский и Боровский.... 233 АНАТОЛИЙ Еп.Ибресинский 236 АНДРЕЙ (Комаров) Архп.Днепропетровский и Запо­ рожский ..237 Андрей (Одинцов) Еп.б.Мариупольский, вик. Екатеринославской еп 244 Андрей (Солнцев) Еп.Рыбинский 245 АНДРЕЙ (Сухенко) Архп.Черниговский и Нежинс­ кий 246 АНДРЕЙ (Ухтомский) Еп.б.Уфимский и Мензелинский 250 АНДРОНИК Еп.Мамадышский, вик.Казанс- (Богословский) кой епархии .254 АНДРОНИК (Никольский ( Архп.Пермский и Соликамский....256 АНТОНИЙ (Блум) Архп.Сурожский и.о.Экзарха Московской Патриархии в За­ падной Европе .259 АНТОНИЙ (Быстров) Архп «Архангельский .263 АНТОНИИ (Вадковский) Митр.СПБ и Ладожский...266 АНТОНИЙ (Вакарик) Еп.Смоленский и Дорогобуж­ ский .276 АНТОНИЙ (Варжанский) Архп.Виленский и Литовский....278 АНТОНИЙ (Васильев) Еп. Сан-Франциский .280 АНТОНИЙ (Георгадзе) Митр.Кутаисский .281 АНТОНИЙ (Демянский) Еп.Тихвинский, вик.Новгород­ ской еп 283 АНТОНИЙ (Каржавин) Архп·Тверской. 285 АНТОНИЙ (Кротевич) Митр.Ивановекий и Кинешемский290 АНТОНИН (Марценко) Архп.Тульский и Белевский... 292 АНТОНИЙ (Мельников) архп.Минский и Белорусский·· 294 АНТОНИЙ (Миловидов) Еп.Омский 297 АНТОНИЙ (Панкеев) Еп.Белгородский 299 АНТОНИЙ (Пельвецкий) Архп.Станиславский и Коломый- ский 300 АНТОНИЙ (Покровский) Архп·Вашингтонский 303 АНТОНИЙ (Романовский) Митр.Ставропольский и Бакин­ ский...304 АНТОНИЙ (Флоренсов) Еп.Вологодский и Тотемский. 311 АНТОНИЙ (Храповицкий) Митр.Киевский и Галицкий... 313 АНТОНИН (Грановский) Еп.Владимирский (обновл. митр .Московский) 331 АНТОНИН (Державин) Еп.Псковский и Порховский.. 335 АПОЛЛИНАРИЙ (Кошевой) Еп.Белгородский, вик.Курс­

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Это была выдающаяся личность. Такого архиерея у нас больше не будет», - отозвался о владыке Антонии его прихожанин, ныне – эконом Санкт-Петербургской епархии Иван Сергеевич Раевский. Гелиан Прохоров, служивший алтарником при митрополите Антонии, ныне – доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского дома), отметил, что владыка одним из первых архиереев в Русской Православной Церкви всерьез стал налаживать контакты между церковной и светской наукой. Он напомнил, что именно митрополиту Антонию принадлежал замысел ныне широко известной «Православной энциклопедии». Протоиерей Владимир Сорокин добавил к этому, что на протяжении многих лет митрополит Антоний был редактором основного научного издания Русской Православной Церкви – журнала «Богословские труды». «В столь трудное дл Церкви время он издавал серьезные богословские тексты, так как знал: самая страшная беда России – это невежество». Завкафедрой истории русской и западноевропейской культуры Исторического факультета СПБГУ, редактор-составитель сборника, в который вошли воспоминания о митрополите Антонии, профессор Юрий Руденко признался, что не был знаком с митрополитом Антонием лично, однако получил необыкновенный духовный опыт при прочтении мемуаров о нем. «Я был убежденным коммунистом и атеистом, и со мной произошло чудо духовного преображения, - рассказал ученый.– Воспоминания отца Владимира открыли мне глаза на личность владыки Антония, и это впечатление усиливается со временем». По словам Юрия Константиновича, более всего его поразила «широчайшая эрудиция митрополита Антония, его интерес к культуре во всех ее проявлениях». «Не всякому христианину дано быть настолько открытым к красоте мира и воспринимать ее именно как Божью красоту», - отметил профессор. Справка: Митрополит Антоний, в миру – Анатолий Сергеевич Мельников, родился 19 февраля 1924 года в Москве, в семье служащих. Церковное служение начал в 1944 году иподиаконом у местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси).

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-24/5...

" Сорок лет предстоя Престолу Божию, он возносил молитвы о ближних и дальних, о всех, кто нуждался в них. И сегодня, когда о.Владимир предстал Небесному Престолу, лицезря Того, Кому всю жизнь верил и молился, мы просим милости Божией о новопреставленном, дабы Господь явил милосердие и к самому пастырю, чтобы ему простились человеческие грехи, и Бог принял бы его в Свои обители и упокоил со святыми. Аминь " , - заключил священнослужитель. Новопреставленный протоиерей Владимир Фоменко был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, рядом со своими духовными наставниками - митрополитами Антонием (Мельниковым) и Никодимом (Ротовым). + + + Нынешний год был юбилейным для отца Владимира. 15 января, в день память прп.Серафима Саровского, он отметил 70-летие со дня рождения, а 28 июля, в день тезоименитства, исполнялось сорок лет его священнической хиротонии. Увы, второй юбилей батюшка встретил на больничной койке после перенесенного инсульта, от которого уже не оправился. Последним паломничеством священника явилась поездка на святой остров Валаам, состоявшаяся в ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербургскую епархию в первой половине июля. Митрофорный протоиерей Владимир Фоменко родился 15.01.1939 года в семье служащих в Минске, когда в городе не было ни одного действующего храма. Был крещен в 1943 году. Во время крещения с будущим пастырем произошел необыкновенный случай: младенец самостоятельно вошел через Царские врата в алтарь Господень, к святому престолу и его никто не остановил... Такой удивительный знак был явлен в раннем детстве будущему служителю алтаря Божия. В детстве Володя ездил с матушкой на богомолья. А встреча, оказавшая на будущую жизнь решающее влияние, произошла в юности, когда Владимир Фоменко познакомился с протоиереем Владимиром Михайловичем Томашевичем, ставшим его духовным отцом и примером истинного христианина и служителя Божия и благословившим его на поступление в открывшуюся в Белоруссии Минскую (Жировицкую) Духовную семинарию. Ректором семинарии был в те годы архимандрит Антоний (Мельников), преподававший воспитанникам священную историю Нового Завета. Владыка Антоний оставил в душе о.Владимира Фоменко неизгладимый след, что сподвигло его на склоне лет написать воспоминания о митрополите Антонии, опубликованные в сборнике " Русская история и культура. Статьи. Воспоминания. Эссе " (СПб, Наука, 2007).

http://ruskline.ru/news_rl/2009/08/14/so...

Митрополит Антонии (Мельников) И вот схимитрополит побеседовал со мною, укрепив меня в выборе монашеского пути. Я согласилась. И вдруг совсем вскоре мне дарят параман владыки Антония с надписанием: «Аз язвы Господа моего на теле моем ношу». С этим параманом меня и постригали. Вот такое мне было преподано благословение на постриг с того света, где все у Бога живы (см.: Мф. 22: 32). Потом уже, когда и монастырь Церкви был возвращен, и жизнь монашеская в нем затеплилась, мне одно время было очень тяжело нести крест игуменства: свои страсти еще восставали, а тогда и немощи других трудно переносимы… И вот пишу письмо отцу Иоанну (Крестьянкину). Выплакала в нем все, а ответ все не приходит и не приходит. «Нечего было по почте отправлять, – думаю я. – Да и времени у батюшки, наверно, нет…» Только отчаялась, как вдруг и весточка от него! Открываю конверт, а там фотография камня, на котором изображен молящийся с воздетыми руками преподобный Серафим Саровский, – известно же, что руки подвижники воздевают не так, что, мол, на Небо уже возношусь, напротив: раскидывая их точно по перекладине креста, приемля всю боль и нестроение этого мира… Переворачиваю снимок, а там на обратной стороне рукой батюшки Иоанна надписано: «Матушка, Свет Христова Воскресения виден только со Креста». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Тогда-то еще раз и раскрылась глубина пророчества батюшки Николая. Так и славим Воскресение Христово в Воскресенском монастыре. Слава Богу за все. Рейтинг: 10 Голосов: 1659 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 500 кратких молитв с поклонами, обращенными к Господу Иисусу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и всем святым. – Ред . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 27 сентября 2019, 06:43 Помоги мне Господи обрести в себе Царствие Небесное раз оно есть внутри, ведь сердце атрофировано, научи любить не лицемер но, очень прошу, очень Спасибо, Господи, буду ждать Наталья 30 сентября 2018, 17:20 Спасибо Ольге Орловой за такую статью душеспасительную!Мы боимся говорить о силе креста,боимся своего креста,вместо того чтобы благодарить Всевышнего за него!!!И будем просить сил душевных в жизни для благодарного принятия крестного несения!Аминь!

http://pravoslavie.ru/116017.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010