П. Мельников-Печерский Уважение к старцам В одной стране (Спарте) был закон, который предписывал молодым людям вставать при появлении старца, молчать, пока он говорит, и уступать ему дорогу при встрече. На одном народном празднике почтенный грек искал места, где бы он мог отдохнуть. Несколько молодых людей, его соотечественников, стали знаками подзывать к себе старца, и когда он с трудом добрался до них, то, вместо почтительного приема, встретил грубые насмешки. Бедный старик, вытесняемый отовсюду, обратился в ту сторону, где сидели спартанцы. Верные священному обычаю своей земли, они скромно встали и посадили его рядом с собой. Те самые греки, которые над ним так бесстыдно потешались, удивились поступку своих великодушных соперников, и громкие крики одобрения раздались со всех сторон. Слезы потекли из очей старца. Обратившись к народу, он громко произнес: – Греки постигают добро, а спартанцы его делают. Сильвио Пеллико Благодарный ученик Преподобный Симеон, будучи мальчиком, пас овец своего отца. Но это не мешало ему ходить и в церковь . В один из воскресных дней юный Симеон пришел со своими родителями к литургии. С благоговением слушая чтение и пение, он с особенным вниманием воспринимал слова Евангелия, из которого на этот раз читалась нагорная проповедь Спасителя о девяти Заповедях Блаженства. Но так как он не понимал значения этой проповеди , то обратился за разъяснением к стоящему подле него старцу. Незнакомый старец объяснил мальчику непонятое. Тогда благодарный Симеон упал ему в ноги и, принося благодарность, между прочим сказал так: – Ты мне отец, ты мне мать, ты учитель благочестия и вождь моего спасения. Преподобный Симеон хранил юношеское воспоминание до конца жизни. Об отношении к подчиненным У современника Апостола Павла, Филимона, был слуга Онисим, который, в чем-то провинившись перед своим господином и боясь его гнева, убежал от него. Раб, да еще беглый, – какой это жалкий изгой для тогдашнего общества, смотревшего на рабов как на рабочую скотину! Но Апостол видит и в рабе Онисиме одинаково бессмертную душу, искупленную Кровью Христа. Поэтому он его утешает, говорит ему о Боге униженных и угнетенных, возвещает ему Евангелие; и когда сердце его открывается для восприятия Христова учения, он его рождает для новой жизни, то есть крестит. И для него Онисим уже не раб, а сын по вере. Желая, однако, примирить его со своим господином, Филимоном, Апостол отсылает его к нему с посланием, в котором пишет следующее: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я (т. е. крестил) в узах моих... Прими его, как мое сердце... Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня» ( Фил. 1, 10, 12, 16, 17 ). Этим Посланием Апостол устанавливает сердечное отношение между господином и слугой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Память — способность переживать, запечатлевать и вспоминать прошлое. «Как телесных членов много, — говорит об этом преподобный Макарий Великий , — и все называется одним человеком, так и у души много членов: ум, совесть, воля, помыслы осуждающие и оправдывающие; но душа одна, и это внутренний человек». В одной из брошюр говорилось о том, что если разобрать тело человека на химические элементы, то стоимость его можно будет определить в шесть миллионов долларов. Чтобы из этих же химических элементов, условно говоря, собрать человеческое тело, потребуется уже шесть биллионов долларов. А чтобы оживить это тело, заставить его дышать, двигаться, чувствовать, мыслить — всего мира будет мало. Потому и говорит Господь, что душа человека дороже всего мира: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). О вере Макарий Великий говорит, что путь к познанию Бога — доброта души. «Душа по природе своей христианка», — сказал Тертуллиан . Один из ученых древности пишет: «Бог есть высшее Начало и Благость. Он превыше всякой природы. К Нему все стремится так естественно, как растение поворачивается к солнцу, чтобы жить». К Богу можно прийти разными путями. Сколько людей — столько и путей в Царство Божие: каждого Господь ведет ко спасению. Бога можно познать через изучение природы, Его творения, мы об этом говорили в первой части. Бога познают и через явные чудеса, которые случаются в жизни даже неверующих людей, — такие чудеса, после которых человек переносит скорби и даже идет за веру на смерть. Вот несколько примеров. В одной обители, в 1958 году, 8го октября, в половине шестого утра, сторож вышел из гостиницы и увидел над собором во весь рост Божию Матерь, Которая держала в Своих руках покров. Он упал на колени и стал молиться, потом вбежал в гостиницу и позвал остальных. Около семидесяти человек стояли на коленях и просили Божию Матерь о помощи и заступлении. Она пребывала так минут пятнадцать, потом стала невидима, свет же на этом месте оставался до рассвета.

http://azbyka.ru/fiction/jako-s-nami-bog...

Посылая апостолов на проповедь, Господь сразу сказал о всемирном ее значении. То, что во всех народах должно быть проповедано Евангелие, и указано Христом как один из признаков приближения второго пришествия и Страшного суда ( Мф. 13, 10 ); не сказано, что все народы примут Евангелие, но что всем оно будет открыто, чтобы люди могли сделать свободный выбор: принять или отвергнуть его. Посылая же на проповедь 70 апостолов, преподав им почти аналогичное первому напутствие, Господь подчеркнул еще одно: всем людям, принимающим благовестие и равно не принимающим, говорить, что «приблизилось к вам Царствие Божие» ( Лк. 10, 9 ). Эта весть о приближении Царствия Божиего должна быть провозглашена даже тем недостойным городам, прах которых должен быть отрясен с ног апостолов. Из области благовестия не исключается ни один народ, ни один город, ни один дом, ни один человек, хорош он или плох. Так дана заповедь о всемирности апостольства. Апостол Павел говорит, что через Господа Иисуса Христа получены благодать и апостольство, чтобы «во имя Его покорять вере все народы» ( Рим. 1, 5 ), т. е. всемирность проповеди есть назначение апостольства. Но деятельность апостолов не ограничивалась проповедью, они основывали и устрояли церкви, они, как «мудрые строители», клали твердое основание, и «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор. 3, 11 ). «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» ( 1Кор. 4, 1–2 ). Проповедь и домостроительство церковное есть совокупность апостольского делания, которое не прервалось в Церкви до сего дня – все две тысячи лет. Если последующие периоды церковной истории в основном были посвящены усвоению Евангелия уже уверовавшими людьми и вопросам личной святости, преподобию людей, т. е. устремлению к богоподобию и возрастанию нового человека, то и апостольство не угасало, так как еще не все народы слышали евангельскую проповедь, или пребывая в национальной изоляции, или в духовном первобытном младенчестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине В. Мельников 26.10.2012 04.10.2023 ( 15  голосов:  3.4 из  5) Периодически православные храмы и приходы подвергаются нашествию желающих приобрести свечи для лечения. Работники свечных лавок с трудом выдерживают натиск алчущих излечиться посредством церковной свечи. На вопрос, для чего берется столько свечей на вынос, обычно отвечают: так сказал врач или целитель, или просто бабушка, которая молитвой «лечит» людей. Свечей берут, как правило, определенное, конкретное количество. У каждого целителя свои числовые пристрастия, и в некоторых приходах по количеству спрашиваемых свечей уже знают, кто именно из живущих неподалеку экстрасенсов послал в храм человека. Попытки вразумить людей, что отдавать церковную свечу на поругание колдунам (а именно так Церковью квалифицируются «нетрадиционные лекари») является грехом, практически ни к чему не приводят. Главный аргумент страждущих: тот, кто их лечит, очень хороший человек и, главное, лечит с молитвой. Бедняги даже не знают, что хотя имя Бога в таких «молитвах» и призывается неоднократно, на самом деле это элементарные заговоры. Интересно, что о таком злоупотреблении именем Божьим говорил еще Сам Христос: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи!.. не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Именно беззаконием считает Церковь всякое колдовство под видом целительства с использованием церковных святынь: икон, свечей и святой воды. Это прекрасно знают все «нетрадиционные» лекари, и потому никто из них никогда не исповедуется и не причащается, а потому православными христианами не являются, хотя таковыми себя и называют. Самым же печальным для тех, кто собирается лечиться как у неграмотных бабушек, так и у дипломированных целителей и экстрасенсов, является то, что общение с оккультистами им даром не пройдет. Церковь предупреждает, что силы, которые призывают различные «целители», – не от Бога. И, если даже человек получает от бабушек временное излечение, то потом за это им придется платить, и плата потребуется страшная. Это – пьянство супруга, расстройство семейного очага, попытки самоубийства и многое другое. За грехи родителей часто расплачиваются их дети.

http://azbyka.ru/zdorovie/mozhno-li-lech...

Христианка должна заботиться не о внешней красоте, а о внутренней, не о тленной красоте тела, а о нетленной красоте души. «Да будет украшением вашим, — обращается апостол Петр к женам, — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» ( 1Пет. 3:3-4 ). Главная же причина блудных грехов — наша гордость, тщеславие, осуждение ближнего. Господь будет судить нас не только за дела, но и за мысли. Целомудрие — это не только чистота тела, но и чистота, целостность ума и души. Потому и говорят святые отцы: «Что стыдишься делать перед людьми, о том стыдись помышлять тайно в сердце». Вот поучительный пример. Одна игумения воспитывала в монастыре сиротку. Девица несла клирос-ное послушание, а когда ей исполнилось шестнадцать лет, умерла. Игумения сорок дней постилась и молилась, чтобы Бог открыл ей, в каких обителях рая находится ее воспитанница. И в сороковой день она увидела, как разверзлась земля, и огненные волны выбросили девицу. «Дочь моя, ты в огне?! — в ужасе воскликнула игумения. — Почему ты туда попала?» — «Матушка, молись за меня, — сказала девица, — я достойна этого наказания. Когда я несла послушание на клиросе, в храм приходил юноша, и я любовалась им, услаждалась и в мыслях с ним блудодействовала, а духовнику в этом не каялась. И вот теперь страдаю…» О скорбях и болезнях Поскольку у нас множество грехов, притом забытых и нераскаянных, то Господь посылает нам скорби и болезни. За них надо благодарить Бога, принимать их, как дорогих гостей, ибо они наши помощники и спасители, они необходимы нам для очищения души. Надо настраивать себя так: скорби, несчастья, болезни идут сплошным потоком, им нет числа, сколько их было в нашей жизни и сколько еще будет, и никто не избежит ИХ… Встретим же их спокойно и проводим с любовью, только пусть проходят сторонкой, не задевая нас — нельзя впускать их в себя, в свое сердце, переживать внутренне, пытаться понять, откуда они и зачем, тогда они обязательно оставят грязные следы, омрачение ума и души. Будем всегда помнить Соломоново кольцо, на котором написано: «И это пройдет». Время все стирает…

http://azbyka.ru/fiction/jako-s-nami-bog...

Шведов дал обещание выдавать Мельникову со своей стороны по 2000 рублей ежегодно, а на случай его, Шведова, смерти, обещал определить Мельникову большой капитал; кроме того пообещала также обеспечить своих крестников и его кумушка миллионерша Шведиха. Мельников достиг своих целей, и отказался от Москвы в ожидании смерти Шведовых. В 1890 году помирает миллионер Шведов. Мельников узнает, что ему обещан капитал только на словах, а не документально, – Шведов поручил душеприказчикам выдавать Мельникову по срокам, в течение 10 лет, по 2000 рублей. Мельников совершенно не того ждал, – он от 10-миллионного капитала чаял несколько сот тысяч рублей получить. И вот он, не теряя времени, заручился от вдовы-миллионерши, своей кумушки Шведовой, какими-то актовыми бумагами, которые определяли ему – Мельникову получить большую сумму из шведовских капиталов на поминовение душ многогрешных Шведовых и на обеспечение его, Мельникова, детей, а шведихиных крестников. Шведиха за несколько времени до смерти мужа и до самой своей смерти была вне ума, а вскоре за Шведовым умерла тоже и она. Каким образом Мельников ухитрился заручиться от Шведихи таким крупным обеспечением, это знает только он, Мельников. Из шведовских капиталов Мельников потребовал очень много от душеприказчиков и, в крайнем случае, не менее ста тысяч рублей ему, Мельникову, и требовал, чтобы его дети, как крестники Шведовой, были в числе наследников. Душеприказчики и племянники Шведова предлагали Мельникову только 15000 рублей. Мельников не согласился на такую сумму мириться и пустился в адвокатуру. Скоро по его интригам на Шведовский капитал наложен был арест; душеприказчики и племянники Шведова по его же, Мельникова, интригам попали в тюремный замок, – а эти люди были самые богачи и заправилы окружнической моленной. Они пробыли в замке более года, и дело их доселе не кончено. Шведовские миллионы через интриги Мельникова летят куда-попало, а Мельников не только остался как рак на мели, но и заслужил через это дело всеобщую ненависть: вследствие сего душеприказчики шведовского капитала перестали посещать моленную, где служит Мельников, приход его охладел к нему, Рогожское тоже улетучилось для него, – бумаги, которыми он запасся от сумасшедшей Шведихи, невозможно было представить в суд...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Лит.: Панкратов А. С. За старую веру (Ф. Е. Мельников)//Ищущие Бога. М., 1911. Кн. 2. С. 138-153; Иванов Л. А. Последние годы жизни Ф. Е. Мельникова//Мир старообрядчества. М.; Бородулино, 1996. Вып. 3: Книга, традиция, культура. С. 155-160; он же. Последний защитник христианства Ф. Е. Мельников (1874-1960). Брэила, 2010; он же. Новые данные к биографии Ф. Е. Мельникова//Культура рус. липован в нац. и междунар. контексте: Сб. докл. и сообщ. междунар. науч. симпозиума (Тульча, 12-16 июня 2013 г.). Бухарест, 2013. С. 150; Кузьмина Л. Религиозный и политический идеал старообрядцев в трудах русского богослова ХХ в. Ф. Е. Мельникова//Слово Церкви. Май. 2000. (Спец. вып. Комитета Всероссийского съезда старообрядцев РПСЦ). С. 11-15; Панкратов А. В. Деятельность Ф. Е. Мельникова в старообрядческой Измаильской епархии в сер. 1930-х гг.//Духовные ответы. М., 2000. Вып. 13. С. 65-78; Старухин Н. А. Сибирский период в жизни Ф. Е. Мельникова//Сибирский старообрядец. 2002. 9. С. 6-7; Боченков В. В. Еп. Михаил (Семёнов) и Ф. Е. Мельников - корреспонденты М. М. Гаккебуша//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы 7-й науч.-практ. конф. М., 2005. Т. 2. С. 279-287; Костров А. В. Старообрядческое направление отеч. историографии нач. ХХ в. и Ф. Е. Мельников//Там же. С. 17-22; Федорова А. И. Ситуация в Измаильской епархии в 30-х гг. ХХ в.//Липоване: История и культура рус. старообрядцев. Од., 2005. Вып. 2. С. 59-64; она же. Cmapooбpядцi-eмirpahmu: Листування Д. Cupomkiha та о. Кирила (Ibahoba) з Ф. Мельниковим (1942-1943 рр.)//Наук. bichuk Miжhap. ryмahimaphoro ун-ту. Сер.: Ucmopiя, фuлocoфiя, noлumoлoriя. Од., 2010. Вип. 1. С. 31-35; она же. Ф. Е. Мельников в годы оккупации (1942-1943 гг.)//Nibдehь Украïни: Emhoicm., мовний, культурний та peлir. buмipu: Мат-ли 3 мiжhap. наук. конф., 15-16 kbimhя 2011 р. Од., 2011. С. 348-354; она же. Личная переписка Марии Вавилин с Ф. Е. Мельниковым (1942-1943 гг.)//Липоване: История и культура рус. старообрядцев. 2011. Вып. 8. С. 90-93; она же. Некоторые аспекты биографии Ф. Е. Мельникова 1942-1943 гг.: (На мат-лах писем А. Свистунова)//Там же. 2012. Вып. 9. С. 115-118; Приль Л. Н. Поверяя прошлое: Новые источники об издании антибольшевистских листовок в Новоархангельском скиту//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. 2006. Т. 5. Вып. 3. С. 140-152; она же. Ф. Е. Мельников: Вехи сибирской биографии//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2007. Вып. 12. С. 72-86; Лоскутов Ю. В. Ф. Е. Мельников как философ (Штрихи к портрету)//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы 8-й междунар. науч. конф. М., 2007. Т. 2. С. 49-56; Колупаев В. Е. Книги Ф. Е. Мельникова в Русском зарубежье//Липоване: История и культура рус. старообрядцев. 2009. Вып. 6. С. 246-249.

http://pravenc.ru/text/2562954.html

(Söd. 33, Мельникова 2001. XI в. Гнупа велел установить этот камень по Гудлейву, своему брату. Он умер на востоке (austr) в дружине (atþikum) 47 . Gådersta (Up. 366, Мельникова 2001. Б-III.7.8). XI в. ... умер на Восточном пути (i austrvegi)... II.2. Надписи, упоминающие восточную и Северо-восточную Прибалтику Восточная и Северо-Восточная Прибалтика – это регион, наиболее хорошо известный и наиболее подробно отраженный в рунических надписях. Южно-балтийские реалии, также прекрасно знакомые скандинавам, упомянуты только один раз: жена датского конунга называет себя дочерью ободритского короля Мистивоя (DR. 55, Мельникова 2001. Восточная и Северо-Восточная Прибалтика – от Самланда (Земгалии) до Финланда (Финляндии) – напротив, упоминаются многократно. Более того, только для этой территории в рунических надписях представлено большое разнообразие наименований: земель (образованы от этнонимов), народов, рек, островов (транслитерированы местные названия). Некоторые прибалтийские этнонимы превратились в личные имена: finnr – Finnr, tafeistr – Tafeistr, eistr – Eistr, Eistulfr и др. (см. подробнее: Мельникова 2001. С. 67–70). Упоминаемые в надписях топонимы, концентрируются в тех областях Восточной Прибалтики, откуда открывался путь вглубь Восточной Европы: в Рижском заливе и устье Западной Двины, на западном побережье Эстонии и в Финском заливе. II.2.1. SIGTUNA круглая медная коробка для весов (Мельникова 2001. Первая половина XI в. На крышке: Дьярв получил 48 от земгальца (af sœmskum manni) эти весы в... -ланде. А Вермунд сделал эти руны. Ha коробке: Птица разорвала бледного грабителя. Я видел, как поднималась кукушка трупов 49 . II.2.2. MERVALLA (Söd. 198, Мельникова 2001. Первая половина – середина XI в 50 . Сигрид велела установить этот камень по Свейну, своему супругу. Он часто плавал в Земгалию (til Sœmgala) на корабле с дорогими товарами 51 вокруг Домеснеса (ит Domesnœs) 52 . II.2.3. SJONHEMS KYRKA (Gotl. 135, Мельникова 2001. Б-III.4.6). Середина или вторая половина XI в 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Настоящее возражение моё почтительнейше прошу вас, м. г., поместить на столбцах вашей газеты. Фёдор Мельников»). Это «Письмо в Редакцию» раскольничьего апологета в своём роде знамение нашею времени. Г. Мельников печатно сознаётся, что он (постоянный житель Черниговской губернии), ведёт беседы с екатеринбургскими раскольниками, а местный епархиальный миссионер сообщает нам, что г. Мельников открыто пропагандирует среди жителей этой епархии лжеучение своей секты, разъезжая по сёлам, в качестве раскольничьего миссионера. Но ст. 44 основных законов Российской империи ведь гласит, что распространение вероучения (миссия) дозволяется в России только одной господствующей, т. е. православной Церкви. Иначе сказать, Мельников сам, ничтоже сумняся, – заявляет о преступных действиях своих по распространению раскола, предусматриваемых Улож. о наказ. Сам же затем сознаётся, что на измаильских беседах «делал нападки на православие», а нас обвиняет в клевете за то, что в «Миссионерском Обозрении» сообщено об этих кощунственных нападках. За сим г. Мельников распинается в письме в преданности Царю и Отечеству и – это тот Мельников, который воровски бежал заграницу, спасаясь от законного преследования за уклонение от воинской службы – а в письмах из-за-границы ругает Россию «разбойничьей», «варварской». Что ж, готовы занять и мы, по примеру редактора «Брат. Слово», скамью подсудимых, по обвинению вождей раскола. Только не забыл ли г. Мельников навести ещё справку и в том учреждении, которое ведает делами о так называемых «глупых» оскорблениях Верховной власти? А также не пожелает ли наш обвинитель пока до суда, на столбцах хотя бы того же «Урала», объяснить, кого это он на измаильских беседах называл «тухлой головой» православной Церкви? Пока довольно. – Редактор. 76 В списке, представленном молоканином Сорокиным в миссионерский съезд, в числе проповедовавших штунду в с. Астраханке значатся следующие лица; сирийцы: Яков Реляков, Сергей Богдасаров, армянин Амеркиянец; немцы: Виллер, Каргфль, Фризен, Фаст, Мюллер еврей Брун. Дворянин Пашков, два раза проживавший здесь по нескольку месяцев с проповедью лжеучения своего. Интеллигенты: Гуренович, братья Алехины; крестьяне и мещане: Павлов, Воронин, Богданов, Иванов, Домакин, Рябошапка, главарь херсонской штунды, Кушнаренко, екатер. штунды, Четвертин, саратов. штунды, Ратушный, Балабан, Чечеткин, Брусков и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Söd. 130, Мельникова 2001. Середина XI в. 82 fiuriR сделал [памятник] по отцу, доброму, знаменитому почестями, по Домару, милостивому на слова и щедрому на пищу 83 , так что [в его честь] они камни воздвигли. Он пал в Гардах (i Görðum). II.3.4. GÅRDBY (Öl. 28, Мельникова 2001. Первая половина XI в. Хертруд воздвигла этот камень по своему сыну Смиду, доброму воину (dreng goðan) 84 . Его брат Халльфинд, он живет (sitr) в Гардах (i Görðum) 85 . Бранд написал, чтобы можно [было] понять. II.3.5. VEDA (Up. 209, Мельникова 2001. XI в. Торстейн сделал [памятник] по Эринмунду, своему сыну, и приобрел этот хутор (вй) и нажил [богатство] на востоке в Гардах (austr Görðum) 86 . II.3.6. ESTA (Söd. 171, Мельникова 2001. Первая половина XI в. Ингифаст велел высечь камень по Сигвиду, своему отцу. Он пал в Хольмгарде (i Hölmgarði 87 ) 88 , кормчий боевого корабля (skeiðar visi) 89 со [своими] корабельщиками (með skipara) 90 . II.3.7. SJUSTA (Up. 687, Мельникова 2001. 1080-е – 1100-е гг. Руна велела сделать [этот] памятник по Спьяльбуду и по Свейну, и по Андветту, и по Рагнару, сыновьям своим и Хельги 91 ; и Сигрид по Спьяльбуду, своему супругу 92 . Он умер в Хольмгарде (i Hölmgarði) в церкви [святого] Олава (i Ölåfs kirkju) 93 . Эпир вырезал руны 94 . II.3.8. ALSTAD (NIyR 62, Мельникова 2001. Вторая половина XI в. 95 Эгиль (?) установил этот камень по Торальду, своему сыну. Он умер 96 в Витахольме (i Vitahölmi) 97 между Устахольмом (miðli Ustahölms) 98 и Гардами (Garda) 99 . II.3.9. PILGÅRD (Мельникова 2001. Вторая половина X в. Ярко окрашенные установлены эти камни 100 : Хегбьярн и его брат Хродвисл. Эйстейн и Эймунд вместе установили эти камни по Хравну 101 к югу от Ровстейна (Röfsteinn) 102 . Они добрались вплоть до Айфора (Æiforr) 103 . Вифиль дал приказание. II.4. Надписи, упоминающие Византию В память о людях, погибших или ездивших в Византию, в Швеции воздвигнуто 27 стел (памятников аналогичного содержания в Дании и Норвегии нет). Основным наименованием Византии в надписях, равно как и в сагах, и скальдической поэзии, является этноним grik(k)ir. Название страны – Grik(k)land – встречается, по преимуществу, в ученой и переводной литературе. Обозначение страны (государства) этнонимом нетипично для скандинавской топономастики: более обычна модель этноним + термин land (позднее, Возможно, что обозначение Византии этнонимом было заимствовано скандинавами во время их пребывания на Руси и в Византии, вместе с русскими дружинниками еще в вв. и принесено на Север.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010