О тюрьме, советской власти и владыке Антонии 01.05.2015 13:28:02 Ирина Борисовна Ратушинская Николай Бульчук беседует с И.Б.Ратушинской Николай Бульчук: - Ирина Борисовна, находясь на зоне, какие основные чувства вы переживали ? Наверное, это не была просто обида на власть? Что в первую очередь приходило в голову? Как можно было там выжить, чем держаться? - Поскольку власть для меня была представлена КГБ, точнее говоря, 5-м главком, у меня было к нему особенное отношение. Я не люблю, когда ругают всех «кагэбэшников» чохом: контора по государственной безопасности нужна в любой стране, а вот 5-й главк их (его еще называли 5-м управлением), который занимался в общем-то репрессиями собственных граждан и слежкой за собственными гражданами, - ему, конечно, отчетность была важна. Что сделано: «посадили», «расстреляли», «заморили» и т.д. Понятно было, что они занимаются пакостями… Но так ведь оно и вышло впоследствии! Потому что если они занимались государственной безопасностью, они ведь не арестовывали, например, Ирину Фарион, которая была членом КПСС, не арестовывали Горбачева и Ельцина, которые разваливали страну… Они «прохлопали» реальную безопасность страны, то есть безопасность государства, которую их же коллеги и развалили. Вот их же коллеги, бывший 5-й главк (а теперь СБУ – на Украине) теперь арестовывают людей, не скрываясь ни от кого, пытают их и т.д. Поэтому я, конечно, с неуважением относилась к этому 5-му главку, но интересовали они меня меньше всего. Все-таки меня посадили за стихи: я выясняла отношения с Богом и с Родиной. Я была выше – что такое для меня была власть, когда есть Господь наш Иисус Христос, Который лжесвидетельствовать не велел, а от меня идеологи почему-то этого требуют?.. Требуют повторять какие-то глупости, типа: «Ленин всегда живой» и т.д. Да что же это такое, вот его мавзолей, а он при этом – всегда живой… Требуют поклоняться Бог знает чему… Короче говоря, мало ли кто с чем ко мне пристанет – это же не основание вообще о чем-то тут думать! Если они сами там нарушают свои собственные законы (кстати, и права человека), то я постараюсь помочь тем людям, чьи права они нарушают, насколько могу. Поэтому они не будут определять: что я буду читать, а чего не буду читать! Я буду читать самиздат, я буду читать Евангелие, а они не будут определять, буду ли я верить в Бога или не буду верить в Бога! И вообще: кто вы такие? Я ведь вас не звала… Хотя, честно говоря, они приходят без зова…

http://radonezh.ru/analytics/o-tyurme-so...

Письма игуменьи Антонии к митрополиту Филарету с резолюциями Июня 20. Божие благословение Вам и сестрам обители. – Ходатайство Ваше о причетнике – неудобоисполнимо. Правила церковный устраняют двоеженца от алтаря и от священной одежды. Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Препровождая при сем прошение на Архипастырское Ваше рассмотрение, смиренно умоляю у святых ног Вашего Высокопреосвященства простить меня, что осмеливаюсь ходатайствовать о дьячке нашем, Николае Стефанове Георгиевском. По его способности и по ревностному исполнению своего дела желала бы, чтобы он находился в стихаре, для большего приличия монастырского богослужения, тем более, что у нас нет другого причетника, который бы мог заменить его в чтении Апостола и паремий, а голоса сестер очень слабы для обширного летнего нашего храма, даже голос диакона нашего очень неспособен для нашего богослужения, а Николай Георгиевский имеет звучный голос и правильное чтение. Если желание мое незаконно, то простите ради Бога, святый Владыко, неосновательному моему прошению и учините благоугодное Архипастырскому Вашему рассмотрению. Ваше святительское слово для меня закон – со всяким благоговением приемлю оное. Во всех моих действиях по управлению вверенной мне обители и во всех немощах душевных и телесных, укрепляюсь только призванием святительских молитв Вашего Высокопреосвященства. А в настоящее время, когда огонь истребляет так много строения, я умоляю Царицу Небесную, Владычицу нашу, чтоб Она сохранила обитель нашу, предстательством святых молитв Ваших, милостивейший отец и покровитель наш. Мы совершенно осиротели без Вашего архипастырская пребывания в Москве, и я утешаюсь только молитвою об укреплении драгоценного Вашего здравия, для блага и спасения нашего, – Простите, святый Владыко, что дерзаю так писать откровенно, как милостивейшему пастырю и покровителю. Как много была бы утешена, если бы я получила с подательницею письма, рясофорного послушницею Таисиею благословение Вашего Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

ПРОФЕССОР ИРИНА АРСЕНЬЕВНА ВЫПОЛНЯЕТ ЭТО С ЛЮБОВЬЮ К ПРАВОСЛАВИЮ И РОДИНЕ НАШЕЙ, СПАСИ,ГОСПОДИ, АКСИОС, Мария 6 марта 2014, 21:27 Спасибо Ирине Арсеньевне и редакции сайта за чудесный подарок в дни Великого Поста. Непередаваемое удовольствие от речи, наблюдений и самого ее облика. Особенно впечатлили слова: " Иногда у меня появляется такое ощущение, что Россия для них слишком велика. " - Россия с богатством, глубиной и духовной красотой ее истории и культуры нужна только нам. Поднять бы до конца это наследие, не отложить, не оставить " до лучших времен " , не предпочесть вещам малоценным и навязчивым. Порадовало упоминание о Чичерине. Целый " пласт " отечественной культуры - русская общественно-политическая мысль XIX века, и Чичерин, несомненно, один из достойнейших ее представителей. Как-то не приходило в голову соотносить В.В.Путина с этим направлением. Любопытно... Zarina Calikova 6 марта 2014, 19:23 Спаси Господи рабу Божью Ирину за ее проникновенную статью о моих любимых Антонии Сурожском, Достоевском и нашем президенте . Статья отличная просто нет слов. Ирина Арсеньевна не просто профессионал, она истинно русский православный человек, потому мне это так близко как и многим из нас. Ольга 6 марта 2014, 16:18 Статья великолепная! Andrey Goncharov 6 марта 2014, 01:41 Удивительная статья, замечательное интервью. Читать было немного горько, потому что жизнь на чужбине это жизнь с чужими, с чужой культурой, с чужим мироощущением и русский человек, особенно верующий, любящий Православие, всегда будет ощущать эту разницу. В статье это очень хорошо отображено. Тем не менее, жизнь идет. на месте не стоит - русские где только не живут. Главное, сохранить в сердце своем любовь к России, к Православию. Только это чувство может питать русского, только настоящая вера может спасать в любых обстоятельствах, принимая испытания как волю Божью. И вообще, по-моему, верующий православный русский человек это феномен. Только он готов размышлять над романами Достоевского в чужой стране, пытаясь найти ответы и опору.

http://pravoslavie.ru/68939.html

P. 61). На основании Иеронимова мартиролога поминовение М., И. и др. мучеников было внесено в «исторические» мартирологи эпохи Каролингов. В мартирологе Флора Лионского под 29 апр. указана память епископов Агапия и Секундина, «воина» Эмилиана, «посвященных дев» Тертуллы и Антонии и «некой женщины с детьми-близнецами», пострадавших в Цирте при имп. Валериане; под 30 апр.- чтеца М. и диак. И., пострадавших в Ламбезисе при имп. Деции (см.: Quentin. 1908. P. 266-267, 376-377). Краткие сказания, составленные Флором на основе Мученичества, без изменений воспроизведены в мартирологе Адона Вьеннского и с сокращениями - в мартирологе Узуарда. Поминовение М. и И. содержится также в др. мартирологах IX в., но его нет в раннесредневек. календарях, что свидетельствует об отсутствии литургического почитания мучеников (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 831. (MGH. Mem.; 2)). На основании мартиролога Узуарда памяти Агапия, Секундина и др. мучеников 29 апр. и М. и И. 30 апр. были внесены кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 161-164). В современной редакции Римского Мартиролога поминовение еп. Агапия, пострадавшего в Цирте, указано под 28 апр.; под 4 мая приведено краткое сказание о мучениках Агапии, Секундине, Эмилиане, Тертулле и Антонии, восходящее к Флору Лионскому; под 6 мая указана память М. и И. (MartRom. (Vat.). P. 244, 255, 258). В этот день поминовение М. и И. совершается в католич. диоцезах Сев. Африки. В средние века местное почитание М., И., Агапия и Секундина (Секунда) сложилось в обл. Умбрия (Италия), где, по преданию, хранились мощи мучеников. Перенесение мощей предположительно состоялось в V-VI вв., когда в Сев. Африке существовало королевство вандалов, хотя достоверных сведений об этом нет ( Lanzoni. Diocesi. P. 480-481). Считается, что мощи сначала хранились в Амелии, затем в Губбио. На рубеже X и XI вв. в Губбио была составлена новая редакция Мученичества М.

http://pravenc.ru/text/2562006.html

Некоторые ученики Антония заботятся главным образом об умерщвлении тела, изобретают новые подвиги, но в тоже время внутренних добродетелей не имеют, впадая в самообольщение от своих строгих подвигов, относясь с презрением к менее их совершенным, и, как показывают некоторые рассказы, часто впадают в различные искушения 317 . Вследствие этого дух, которым проникались первые отшельники, ближайшие ученики Антония, стал мало-помалу ослабевать; монахи, не смотря на внешнюю свою суровую обстановку, часто ведут не безупречную жизнь, а недостаток образования между ними становится причиною узкого понимания ими истин религии; многие из них делаются антропоморфистами и при своей неразвитости, под религиозного фанатизма, иногда производят общественные беспорядки 318 . Таково направление, отличавшее жизнь египетских монахов в последующий период (с V в. до завоевания Египта арабами). Распространившись из Египта в других странах и несколько изменив свой первоначальный характер, монашество впоследствии имело важное значение для разных сторон жизни и просвещения. Что касается ближайших и более просвещенных учеников Антония, которые вполне усвоили дух благочестия своего учителя, то они и по смерти Антония отличались высокой нравственностью и правильным пониманием духа евангельского учения. Когда спустя 16 лет, после Антония Руфин увидел учеников Антония, то отозвался о них как о мужах, «славных простотой жизни, апостольскою чистотой сердца и даром чудотворений» 319 . Память об Антонии они сохраняли весьма живо. Когда чрез три года по смерти Антония ученик его Илларион палестинский пришел на гору Антония, то он нашел там двоих учеников его – Исаака и Пелузиана. Память их об Антонии была настолько еще свежа, что они указали Иллариоу все любимые места и предметы Антония. «Вот здесь, говорили они, он пел псалмы, здесь молился, здесь работал, здесь отдыхал от трудов; эти деревья он сам насадил, этот забор он сам сделал, этот водоем для орошения огорода он сам выкопал, этим заступом он много лет копал землю» 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Особой любовью его всегда пользовалась молодежь – и даже в последние годы его одряхления он по-прежнему ее любит и сердечно ласков с молодежью. Он тонок и умен, имеет поразительную память, прямодушен и не лукав, глубоко религиозен и даже мистичен. А в то же время он невыносимо циничен в своих речах, ни о ком не скажет доброго слова (это мучительное для собеседника свойство митр. Антония; я лично много раз был доводим им до невыразимой тоски...), часто груб, неприличен в своих суждениях, бестактен и невыносим в своих беседах. И все это – и положительное, и отрицательное – живет вместе; противоречий у митр. Антония так много, что порой возникает вопрос – да где же он «настоящий»? У меня всегда было впечатление, что у митр. Антония не только перестали действовать (ко времени, когда я его знал) задерживающие центры, но что у него вообще ослабела или недостаточно развилась та сила логического мышления, которая, помимо нашей воли, ведет к единству в мысли. Впечатление какой-то богатой руды, в которой драгоценный слой быстро сменяется низким и ненужным, над которой никакая сила не возвышается, чтобы отделить ценное от ненужного – вот что всегда чувствовал я в митр. Антонии. И еще одна существенная черта (по крайней мере, для того времени, когда я знал митр. Антония) должна быть здесь отмечена. Митр. Антоний был, по-видимому, всегда очень доверчив и очень легко поддавался чужому влиянию. Мрачная фигура Махараблидзе, который вертел митр. Антонием, как игрушкой, подсказывал ему, что надо говорить и делать, как-то странно стояла долгие годы рядом с митр. Антонием, – который в то же время, как мне кажется, всегда был низкого мнения о Махараблидзе, но считал его дельцом и потому терпел его возле себя и даже подчинялся ему. Перейду к другой яркой фигуре – митр. Евлогию. Еще до знакомства личного с митр. Евлогием я знал о нем немало со стороны его школьного товарища проф. Кудрявцева, который был всегда (говорю о времени после 1906–1907 г.) недоброжелательным к митр. Евлогию, считая его карьеристом, продавшим себя правым ради карьеры, вообще лишенным нравственной стойкости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

В главе седьмой – об оправдании Дионисия с сотрудниками прибывшим из польского плена патриархом Филаретом и об изглаждении патриархом прибавки в богоявленской молитве слова «и огнем», о дошедших до нас сочинениях Антония Подольского кроме слова об огне просветительном и о судьбе его, равно как и других врагов Дионисиева исправления, после оправдания Дионисия с сотрудниками патр. Филаретом. Таким образом, сочинение г. Георгиевского состоит из двух неравных половин: меньшей половины, написанной на данную ему тему, и большой половины, написанной сверх данной ему темы. К меньшей половине, написанной прямо на данную ему тему, относится, кроме речей об Антонии Подольском в шестой и седьмой главах сочинения, еще введение в последнее, цель которого указать существование у русских конца XVI – начала XVII века таких взглядов в области религиозной, которые делали возможною прибавку в богоявленской молитве слова: «и огнем». Относительно введения в сочинение должно быть сказано, что недостаточно ясно и отчетливо представляется автором это дело о своеобразных взглядах существовавших у русских указанного времени, о которых —168— ведет он речь, и что есть у него здесь лишнее, не совсем идущее к делу. Разыскания о самом Антонии Подольском отличаются весьма большою старательностью, а сообщаемые о нём сведения и делаемые о нём рассуждения отличаются большою полнотой и достаточной основательностью. Впрочем, есть у него при этом и такие частные мнения, которых нельзя признать удовлетворительными. Укажем на одно из таких мнений наиболее бросающееся в глаза. Не соглашаясь с большинством исследователей, чтобы Антоний Подольский происходил из южнорусской области Подолии и решительно принимая, что он был уроженец села Подола московской области, нынешнего города Подольска московской губернии (стр. 800), г. Георгиевский в ответ на вопрос: где же Антоний Подольский, быв уроженцем села Подола, мог получить свое очень хорошее образование, делает предположение, что в селе Подоле существовала школа, соответствующая нынешней средней школе (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С подобным «продлением» привычных пониманий созерцания и деятельности мы встречаемся в московской беседе 1971 года (C. 417–446). И то, и другое, и созерцание, и деятельность важны для Владыки только тем, в какой мере они связывают человека с Христом, и потому их предметное содержание (такое, как, скажем, филантропическая активность — для деятельности и погружение в некие надмирные глубины — для созерцания) уже не так существенно и уж никак не противопоставляется: деятельность в его понимании оказывается тайнодействием, пророчеством! «Чтобы наши действия были действиями Самого Бога, которые Он творит через нас. Мы призваны так быть пророками» (C. 421). Созерцание же — молитвенное созерцание, пример которому он находит в  Силуане Афонском , — рождается из плача перед Богом о людях, которые рядом: это «плакание» и уносит созерцателя «в глубины Божии», где в конце концов он встречает тот же, здешний мир и тех же людей, но внутри Божественной любви, которая и «возвращает на землю и заставляет молиться» (C.424). Как далеко мы оказались от привычной — и вообще говоря, скорее универсальной, чем собственно христианской — диады жизни созерцательной и жизни деятельной, vita activa u vima contemplativa! Такая деятельность таинственна, и такая созерцательность действенна, и обе они — реальность нашего участия в замысле Спасения.  2002 Источник: Ольга Седакова. Moralia. О митрополите Антонии Сурожском Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 апреля, 2023 29 января, 2023 27 апреля, 2024 18 марта, 2024 9 марта, 2024 24 февраля, 2024 16 февраля, 2024 14 января, 2024 28 мая, 2023 26 апреля, 2023 29 января, 2023 27 апреля, 2024 18 марта, 2024 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/olga-sedakova-o-mitrop...

Личная опытность преосв. Антония по делам епархиального управления оправдалась, как известно, ещё в Смоленской епархии, где он своею деятельностью сделался известен в числе передовых Епископов администраторов. Иные же титуловали его прогрессистом в этом отношении и даже либералом. Что эти два эпитета действительно слагались в понятиях некоторых, – ближайший и живой пример сему представлял сам предместник преосв. Антония, – бывший Архиепископ Казанский Афанасий. Не говоря о том, что передавали нам за подлинное некоторые из лиц близких к преосв. Афанасию, при которых он ещё ранее отзывался о преосв. Антонии по передовым действиям его в смысле сказанных эпитетов, – сам преосв. Антоний слышал лично из уст преосв. Антония в искренних беседах 44 собственное его признание в этом. «А, знаешь ли, – говорил однажды мне преосв. Антоний в тоне, как бы, полушутливом, – какой комплимент поднёс мне здесь на первых порах преосв. Афанасий?.. Он просто напросто оттитуловал меня прогрессистом и либералом... И такие, – как сам он признался, – мнения его обо мне были неизменны у него дотоле, пока после многих наших свиданий и бесед он разубедился в своих мнениях... Зато сказал он, наконец, Вы истинно оправдываете на себе изречение: «из молодых да старый». И вот в этом-то последнем, как подлинном и правдивом отзыве о преосв. Антонии действительно ещё заранее были уверены здесь в Казани, – и с первых же пор ожидали от него для здешней епархии многообразных мероприятий и действий. «Уверенность и ожидания эти, – сказано в некрологе, – не замедлили осуществиться. С первых шагов по управлению епархиею повеяло новым освежающим духом 45 , который, по преимуществу, пронёсся и разлился в самых непосредственных действенных отношениях к сотрудникам, начиная с высших ближайших и оканчивая такими лицами, служащими по духовно-епархиальному ведомству, над коими современная либеральная печать считает своею задачею и удовольствием, кстати и не кстати лишь только глумиться; – мы говорим – о чиновниках и канцелярских служителях Консистории» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Хранится в библиотеке Моск. дух. академии. 447 Протоиерей, впоследствии преосв. Виталий (ум. в 1885), автор «Сравнительного Обзора Четвероевангелия». 449 Мы имели под руками третье, Афонское, издание этого труда. Одесса. 1886, 8°. Стр. V†165. Издание 4-е. Одесса, 1890. А что это – труд преосв, Феофана, хотя и не подписанный его именем ни в заглавии, ни в конце предисловия, о том свидетельствовать могут некоторые письма самого преосв. Феофана, напр., в Душепол. Чтении за 1894 г., стр. 463; также не изданное и у нас под руками имеющееся письмо его к О.С. Бурачек от 13 янв, 1882 года, и др. 451 См. о сем в примечании В.И. Аскоченского к статье преосв. Феофана в Дом. Беседе за 1875 г., вып. 47. 454 Известно, что и митроп. Киевский Филарет (Амфитеатров) и питомец Киевсской же духовной академии преосв. Димитрий архиепископ Херсонский и другие Киевские защищали ту же мысль, за которую стоял и преосв. Феофан. См. о сем в статье нашей, помещенной во II томе Филаретовского Юбилейного Сборника, изданного в 1883 году Московским Обществом любителей духовнаго просвещения, стр. 389. Срав. также Прибавл. к Твор. св. Отц. за 1885 г., ч. 35, стр. 212, и др. Сам преосв. Феофан потом писал к тому же о. Н.И. Флоринскому: «Относительно перевода Библии я совершенно такого же мнения, как дорогой мой наставник, высокопреосвященный Димитрий. И хорошо бы – приступить к делу... Начинайте с Псалтири. Уже начата. Она напечатана в трудах преосвящ. Порфирия. Некия только фразы изменить и ноты прибавить не в угоду еврейскому тексту». См. Воскресное Чтение за 1894 год стр. 622, Н.И. Флористинский – магистр Киевской духовной академии, выписка 1849 года. 456 Разумеется отдельный оттиск из Тамб. Епарх. Ведомостей за 1873 и 1874 годы статьи о св. Антонии, вышеупомянутой. 458 Афонцы желали издать и издали, помимоДобротолюбия, и особую книжку об Антонии Великом , под заглавием: Писания св. Антония Великаго. Москва, 1883. 8 . majora. Стр. 132. Срав. о сем в Душеполезн. Чтении за 1894 г., стр. 111 в письмах самого преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010