Поскольку же и у меня требовали вы сведений о житии блаженного Антония и, чтобы самим вам приобрести его ревность, пожелали вы знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каков был до вступления в оную, какой имел конец жизни и справедливо ли все о нем рассказываемое, то с великою готовностью принял я ваше требование, потому что и для меня много пользы в одном воспоминании об Антонии, да и вы, как уверен я, услышав о нем и подивившись ему, пожелаете устремиться к той же цели, какая и им была предположена. Ибо жизнь Антония для иноков – достаточный образец подвижничества. Я, получив послание ваше, намеревался вызвать некоторых иноков, особливо же тех, которые чаще других бывали при нем, чтобы, получив более сведений, и вам сообщить что-либо более полное. Но поскольку время плавания приходило к концу и отправляющийся с письмами спешил, то потщился я написать вашему благоговению, чтò знаю об Антонии сам, многократно видев его, и какие сведения мог приобрести о нем, когда был его учеником и возливал воду на руки ему. Во всем же заботился я об истине, чтобы иный, услышав больше надлежащаго, не впал в неверие или также, узнав меньше должного, не стал с неуважением думать об Антонии. Антоний родом был египтянин. Поскольку родители его, люди благородные, довольно богатые, были христиане, то и он воспитан был по-христиански и в детстве рос у родителей, не зная ничего иного, кроме их и своего дома. Когда же стал отроком и преспевал уже возрастом, не захотел учиться грамоте, ни сближаться с другими отроками, но имел единственное желание, как человек нелукав, по написанному об Иакове, жить в дому своем ( Быт. 25:27 ). Между тем ходил он с родителями в храм Господень; и не ленился, когда был малым отроком, не сделался небрежным, когда стал уже возрастать, но покорен был родителям и, внимательно слушая читаемое в храме, соблюдал в себе извлекаемую от того пользу. Воспитываемый в умеренном достатке, он не беспокоил родителей требованием разных и дорогих яств, не искал услаждения в снедях, но довольствовался тем, чтò было, и ничего больше не требовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Между тем сестры труждающиеся, т.е. занятые монастырскими послушаниями – в кухне, просфорне, а также рукодельных мастерских, почти не имели времени поработать на себя. Поэтому игуменья Антония для этих труждающихся сестер шила одеяние на монастырский счет и, кроме того, выдавала им деньги на чай с сахаром и разные мелкие расходы. Но и сестры, имевшие за исполнением монастырских послушаний более свободного времени, которое они и употребляли на работы в собственную пользу, точно так же испытывали иногда нужду в средствах, – при отсутствии, например, заказов на работы или же по болезни. Игуменья Антония находила возможным замечать такие случаи нужды своих сестер и всегда вовремя приходила к нуждающимся на помощь. Наблюдательность ее в таких случаях была настолько велика, что вызывала в сестрах удивление и по справедливости была считаема ими прозорливостью. Окружавшие ее лица передают не мало таких случаев. «Мне пришло на мысль, говорила игуменья Антония, послать такой-то сестре денег или чаю с сахаром, я думаю, что она нуждается», и отправляла посылку с своей келейной, но секретно, чтобы не возбудить в ком-либо зависти. Оказывалось, что сестра действительно находилась в затруднительном положении, со слезами она принимала посланное, говоря: «матушка провидела мою нужду». Особенным вниманием матушки Антонии пользовались более молодые и более старые из сестер. Первые чаще других нуждались потому, что были менее опытны и менее искусны в работах; кроме того, игуменья Антония боялась того, как бы менее терпеливая в перенесении житейских невзгод молодежь не стала тяготиться монастырскою жизнью, и поэтому всегда говорила, что молодых надо поощрять. Престарелые же сестры, конечно, не имели уже и сил много работать и употребляли, при том, менее времени на добывание себе средств потому, что были более привержены к молитве, чем молодые, и более изнуряли свою плоть бдением и пощением. На последнее обстоятельство игуменья Антония обращала особое внимание и часто говорила сестрам: «беречь надо старушек, надо всегда помнить, что, может быть, за их молитвами мы только и живем-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Митрополит Сурожский Антоний Елена Садовникова о митрополите Антонии Сурожском, вопросах Богу и свете Христовом (+Видео) Сила личности владыки оказалась такова, что мой взгляд остановился не на облачении и не на необычной большой окладистой бороде. Вспоминаю его слова, которые услышала позже — о сиянии вечной жизни в глазах и на лице другого человека. Вот в его глазах эта жизнь сияла так, что узнавалась сразу, независимо от того, был ли до этого какой-либо религиозный опыт. Панихида по митрополиту Антонию (+Фото) Фредерика была далека от религии, впервые в жизни видела человека в рясе. Ей запомнились слова владыки о том, что если человек что-то держит в руке, он думает, что чем-то владеет, а на самом деле он потерял свою руку. Митрополит Антоний Сурожский — человек с горящими глазами Таких людей раньше не видела никогда. Это было Явление человека…. У владыки Антония были горящие глаза. И когда он смотрел на тебя, взгляд его больше ни на что не отвлекался, ты как бы оказывался в луче света. И это было и радостно, и страшно одновременно…. Протоиерей Андрей Кордочкин о митрополите Антонии Сурожском: не видеть в нем пример было невозможно Когда я приехал на учебу в Англию и увидел владыку Антония в лондонском соборе, я, конечно, должен был его узнать по фотографиям — и не узнал. Он сидел в полупустом храме и разговаривал с одной из самых пожилых прихожанок — кажется, с Анной Гарретт. Я посмотрел на него и подумал: наверное, это не он. Ольга Седакова о митрополите Антонии Сурожском, взрослом христианстве и присутствии Бога Из слов Владыки мы видим, что собеседника он принимает совершенно всерьез. Он не обещает человеку, что всю его жизнь кто-то возьмет на себя. Он предлагает ему идти своими ногами. Он не обещает ему не только легкого и приятного пути, но даже и гарантированного прихода в пункт назначения. Митрополит Антоний Сурожский о преподобном Серафиме Саровском и страшной святости (+Видео) «Кто видел брата своего, тот видел Бога своего», — говорит один пустынник. Разве мы умеем смотреть друг на друга, видя в каждом из нас, несмотря на слабости, несмотря на немощь - тело Христово, присутствие Христа?

http://pravmir.ru/tag/mitropolit-surozhs...

199 Преосв. Антоний кончил курс в 1839 г., высокопр. Макарий в 1841 г.; тот и другой определены были бакалаврами в тонй же Академии и приняли монашество один в 1840 г., а второй в 1841 г.; пробыли каждый на бакалаврстве очень не подолгу, – первый – один год, а другой ещё менее, бывши перемещён в С.-Петербургскую Академию. Далее высокопр. Макарий упредил преосв. Антония годом по архимандритству и годом по докторству; зато преосв. Антоний в описываемое время был выше его по служебному посту; он был Ректором Семинарии, а высокопр. Макарий – Инспектором Академии. Каждому из них было в эту пору лет – Антонии 33, а Макарию, вероятно, не более 32. В последующих ближайших производствах они оба тоже не расходились далеко: так Макарий назначен был Ректором С.-Петербургской Академии в 1850 г., а покойный Антоний в Январе 1851 г.; самостоятельным епископом в Тамбове первый быть назначен в 1857 г., а второй в Смоленске в 1859 г. Архиепископом пожалованы – первый в 1862 г., а Антоний в 1867 г.; зато последний через 9 лет от начала епископства, а тот через 12. Затем уже настала слишком большая разность в служебном их положении... 200 Докторский крест и всегда, впоследствии, нельзя было видеть на преосв. Антонии иначе, как выражение чего-то многого и особенного, и потому надеваемого им не так часто. Приветствуя лишь в последнее время получавших докторскую степень из чисто светских, служащих в Академии, профессоров, он не пропускал случая, чтобы с любезностью не указать им на отсутствие у них докторского креста, с желательным намёком постараться получить его в натуре, т. е. с принятием священного сана... «Иначе, говаривал он, хотя какой-либо знак, да нужно бы учредить для нынешних г.г. Докторов в достойно заслуженное отличие». 201 Высокопр. Макарий прибыл утром 1 Октября, а выбыл 10 числа, так как с 8 на 9 выпал вдруг значительный снег, что и побудило его ускорить отъездом. 202 Это заточничество бывшего преосв. Мелитопольского Кирилла состоялось вследствие неблагоприятно сложившихся для него обстоятельств в Иерусалимской миссии, которой он был, первый в сане епископском, начальник. Обстоятельства этого дела излагать здесь было бы неуместно. За то один факт из времени назначения и отправления преосв. Кирилла в Иерусалим, имевший тогда же отношение и к преосв. Антонию, мы изложим в достаточной подробности скоро в своём месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Так совершилось чудо: монахи пошли – и родителей нашли радующимися, а отроковицу уже здоровою. 59 . Шли два брата, и когда на пути недостало у них воды, один умер, а другой близок был к смерти и, не имея сил идти, лежал уже на земле и ждал, что умрет. Антоний, пребывавший в горе, призывает двоих бывших тогда при нем монахов и понуждает их спешить, говоря: «Возьмите сосуды с водою и идите скорее на египетскую дорогу. Из двоих путников один уже умер, другой скоро умрет, если не поспешите. Это открыто мне ныне во время молитвы». Монахи идут, находят лежащего мертвеца, предают его погребению, а другого возвращают к жизни водою и приводят к старцу; расстояние же было одного дня пути. Если кто спросит, почему Антоний не сказал прежде, нежели другой скончался, – то вопрос будет неправ. Определение смерти было не от Антония, но от Бога, Который одному определил умереть, а о другом дал откровение. В Антонии же чудно было только то, что, пребывая в горе, имел трезвенное сердце; и Господь показал ему, что происходило вдалеке. 60 . Еще однажды, пребывая в горе и возведя взор, видит Антоний, что возносится некто по воздуху, к великой радости встречающих его. Потом, дивясь и ублажая таковой сонм, начинает он молиться, чтобы открыто ему было, что это значит. И вдруг приходит к нему глас: «Это душа Аммона, нитрийского инока». Аммон же до старости пребыл подвижником. А расстояние от Нитрии до горы, где жил Антоний, было тринадцати дней пути. Поэтому бывшие с Антонием, видя дивящегося старца, пожелали знать причину и услышали, что (недавно) скончался Аммон; а он был известен им, потому что часто бывал там и при том много совершено было им знамений, из которых одно таково. Однажды настояла Аммону нужда переправиться через реку, называемую Ликос; было же тогда полноводие. Аммон стал просить бывшего с ним Феодора отойти дальше, чтобы не видеть им друг друга обнаженными, когда будут переплывать реку. Потом, когда Феодор удалился, Аммон устыдился также сам себя увидеть обнаженным; но, пока боролся он со стыдом и беспокоился, внезапно перенесен был на другой берег.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В течение последней недели матушка каждодневно причащалась Святых Таин, для чего приходил в келью с обеденными дарами очередной монастырский священник. Время предсмертной болезни матушки было тяжелым временем для преданных ей всей душой монахинь – Паисии, Серафимы и Александры. Глубоко скорбели они при виде лежавшей на смертном одре своей неоцененной матушки, так что не всегда они, и находясь у ней на глазах, могли удержаться от слез. Понимая их скорбь, матушка спросит: «Вам жаль меня?, – Да, очень жаль», отвечают те и плачут. А она скажет: «А вы будьте кротки и смиренны, и вам будет хорошо и без меня, а я буду за вас молиться». Подробные распоряжения о своей смерти матушка сделала заранее, препоручивши исполнение своей воли казначее Паисии. В субботу, 4-го октября, в 5 часов утра, матушка позвала к себе казначею Паисию и обратилась к ней с такими словами: «Благодарю вас за всю вашу службу мне. Потрудитесь для меня в последний раз, исполните все, о чем я вас просила» (разумелись распоряжения посмертные). – «Все исполню, матушка», ответила та: «сочту это для себя священным долгом». «Благодарю вас», сказала матушка и, попросивши мать Паисию нагнуться к ней, обняла ее и поцеловала. В 12 часов этого дня матушка Антония в последний раз приобщалась Святых Христовых Таин. С 2-х часов дня матушка впала в забытье, и прибывший доктор П. Н. Федоров сказал окружавшим ее: «Скоро конец, началась предсмертная агония». Но слабый организм матушки все еще продолжал борьбу со смертью, и она предала дух свой Господу только утром 5-го октября, в воскресенье, в половине шестого часа, когда монастырский колокол уже приглашал к церковной молитве. Отпевание и погребение тела было совершено 7-го октября, во вторник. К этому времени прибыли многие из иногородних почитателей игуменьи Антонии, преимущественно из монашествующих, для отдания последнего печального долга уважаемой и любимой матушке. Заупокойную литургию, начавшуюся в десятом часу утра, совершал преосвященный Нестор, епископ Дмитровский, с ректором Московской духовной академии архимандритом Лаврентием, ныне епископом Тульским, наместником Сергиевой Лавры архимандритом Павлом, Знаменским архимандритом Митрофаном, игуменом Гефсиманского скита Даниилом, председателем совета Филаретовского училища протоиереем И.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

С. 233, 234, 235, 236. 135. Демоны трепещут имени Христа «Однажды явился ко мне, с многочисленным сопровождением, демон, весьма высокий ростом, и осмелился сказать: я – Божия сила, я – Промысл, чего хочешь, все дарую тебе. – Тогда дунул я на него, произнеся имя Христово, занес руку ударить его и, как показалось, ударил, и при имени Христовом тотчас исчез великан этот со всеми его демонами». С. 240, 241. 136. Демоны, находя нас страшливыми, нападают, а находя радующимися о Господе и бодрыми, отбегают «Демоны, какими нас находят, приходя к нам, такими и сами делаются в отношении к нам; и какие мысли в нас находят, такие и привидения представляют нам. Поэтому, если найдут нас боязливыми и смущенными, то немедленно нападают, как разбойники, нашедшие неохраняемое место, и чтó сами в себе думаем, тó и производят в большем виде. Если видят нас страшливыми и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь привидениями и угрозами, и, наконец, бедная душа мучится тем. Но если найдут нас радующимися о Господе и помышляющими о будущих благах, содержащими в мыслях дела Господни и рассуждающими, что все в руке Господней, что демон не в силах побороть христианина, и вообще ни над кем не имеет власти; то, видя душу, подкрепляемую такими мыслями, демоны со стыдом обращаются вспять. Так враг, видя Иова огражденным, удалился от него, но сделал пленником своим Иуду, нашедши, что он лишен такой защиты. Посему, если хотим презирать врага, то будем всегда помышлять о делах Господних. Душа постоянно да радуется в уповании; и увидим, что демонские игралища то же, что дым, что демоны скорее сами побегут, нежели нас будут преследовать». С. 243. 137. Монастыри Египта при святом Антонии – образец совершенства христианского Монастыри в горах при святом Антонии были подобны скиниям, наполненным божественными ликами псалмопевцев, любителей учения, постников, молитвенников, коих радовало упование будущих благ, и кои занимались рукоделиями для подаяния милостыни, имели между собой взаимную любовь и согласие. Подлинно, представлялась там как бы особая некая область богочестия и правды. Не было там ни притеснителя, ни притесненного; подвижников было много, но у всех одна мысль – подвизаться в добродетели. А потому, кто видел монастыри сии и такое благочиние иноков, тот должен был снова воскликнуть и сказать: коль добри доми твои, Иакове, и кущи твоя, Израилю! ( Чис. 24:5 −6).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

13 сентября епископ Серафим (Чичагов) писал владыке Гермогену: «Ваше Преосвященство, возлюбленнейший Владыко! Что я тебе говорил, то и совершилось. Не хотел ты постараться вразумить Столыпина, повлиять на него, и мы оказались выкинутыми его мощной рукой за борт. Все было решено весною, что мы остаемся в Синоде, и Антоний – уходит... Столыпин настоял на своем, чтобы Антоний остался, а нас удалили. И нас – Хозяин [d] предал! Тогда, чтобы меня удалить от Царя, Антоний придумал перевести меня в Кишинев... Вот, дорогой Владыка, как кончился первый акт из русской синодальной трагедии, и научи только нас, Царица Небесная, что нам предпринять для начала второго акта. Воображаю, как ты поправился за лето с историями и вражескими натисками! Что только опять не пережито! Вижу тебя – и все одного, разрываемого и упорствующего...» 23 сентября 1908 года друг и единомышленник епископов иеромонах Вениамин (Федченков) [e] писал епископу Гермогену в Саратов, поясняя происшедшее: «Давно я собирался Вам писать по поводу последних событий. Прежде всего, о новом составе Святейшего Синода. Перемена была так неожиданна, что просто руками только остается разводить. Где причины? Здесь, в Санкт-Петербурге, общее убеждение, что это дело рук Столыпина. “Черносотенный” состав прежнего Синода ему, без сомнения, был неприятен. Владыка Серафим, с которым мне удалось переписаться на днях, предполагает, что Киевский съезд и послание против Толстого до конца “взбесили” его. Но я склонен иначе думать... Дело – в вас, в прежнем составе. Столыпин опасался, что “черносотенный” Синод будет проводить идеи съезда (не говоря уже о прежних Ваших делах и задачах); опасался, что Вы будете настаивать об отмене браков с инославными, будете стремиться изъять дела церковные из хулиганской Думы – неверующих и хулиганствующих интеллигентов. Поэтому нужно было положить конец прежнему составу. Это первая причина. Вторая в м Антонии. Помните, еще весною предполагали, что м Антоний после неудачной попытки обратиться к М.Ф. [f] , вероятно, пойдет к Столыпину. Без сомнения, что Столыпину “штильное” направление м Антония приятно. При нем он все может делать по-своему. Напр , утверждают, что когда Столыпин, узнал о решении К съезда изъять из Думы дела духовные, то совершенно спокойно бросил фразу, вроде того: “все будет по-старому”. Так легко он может обращаться только при митроп Антонии, его главенстве... Итак, главная цель – это главенство м Антония. Тогда Столыпин мог и спать и делать все спокойно. Пусть съезды, пусть послания – все это будет “в пределах умеренности и аккуратности”. Главное, чтобы не было прежнего Синода...

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

Общество Все рубрики Галина Чуйкова Он на этой земле отстаивал христианство - интервью с архиепископом керченским Анатолием (Кузнецовым) о митрополите Сурожском Антонии Когда служба подходила к Евхаристическому канону, во время пения " Верую " владыка вставал, целовал престол и, обращаясь ко мне со словами «Христос посреди нас», крепко меня обнимал и со слезами на глазах добавлял: " Владыка, прости меня! " Его слезы оставались на моих щеках. Я понимал, что это было последнее, перед смертью, выражение его отношения ко мне. Умение так каяться — признак глубинной порядочности и духовной высоты человека. Марина Бирюкова Я просто делюсь своими открытиями Я тогда серьезно увлекался музыкой, у нас рок-группа своя была, и вот, я пришел в комнату, где мы собирались, где должна была быть репетиция. Пришел и сказал: ребята, у меня в жизни случилось необычное событие, я хочу с вами поделиться. Чем рассказывать, я вам просто почитаю. Достал Новый Завет и стал им читать. Читал, пока не устал. Они сидели молча, слушали. Когда я наконец остановился и спросил: " Ну как? " — они сказали всего два слова: " Читай еще " . И я продолжил. Он на этой земле отстаивал христианство - интервью с архиепископом керченским Анатолием (Кузнецовым) о митрополите Сурожском Антонии Когда служба подходила к Евхаристическому канону, во время пения " Верую " владыка вставал, целовал престол и, обращаясь ко мне со словами «Христос посреди нас», крепко меня обнимал и со слезами на глазах добавлял: " Владыка, прости меня! " Его слезы оставались на моих щеках. Я понимал, что это было последнее, перед смертью, выражение его отношения ко мне. Умение так каяться — признак глубинной порядочности и духовной высоты человека. Галина Чуйкова Я просто делюсь своими открытиями Я тогда серьезно увлекался музыкой, у нас рок-группа своя была, и вот, я пришел в комнату, где мы собирались, где должна была быть репетиция. Пришел и сказал: ребята, у меня в жизни случилось необычное событие, я хочу с вами поделиться. Чем рассказывать, я вам просто почитаю. Достал Новый Завет и стал им читать. Читал, пока не устал. Они сидели молча, слушали. Когда я наконец остановился и спросил: " Ну как? " — они сказали всего два слова: " Читай еще " . И я продолжил. Марина Бирюкова

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/sm...

Как в лице Иисуса Христа Божество, соединившееся с человечеством, истребляло смертность и наклонность тела к болезням, так чудесным образом Дух Св., обитавший в Антонии, сохранял ему здоровье, несмотря на крайне неблагоприятные условия его жизни. Св. Афанасий в нескольких местах обращает внимание читателя на это обстоятельство. После двадцатилетнего уединения в покинутой крепости, Антоний сохранил свой прежний вид. «Тело его не отучнело от недостатка движения, не иссохло от постов и борьбы с демонами» 223 . В конце сочинения Афанасий говорит: «с юных лет и до старости соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела не изменявший вида своей одежды, даже не омывавший ног водой, Антоний ни в чем однако же не потерпел вреда. Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он ими хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабели они в деснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами. Одним словом, казался бодрее и крепче всякого, пользующегося разнообразными снедями, омовениями и одеждами» 224 . Ста пяти лет он тихо и безболезненно почил в присутствии двух своих учеников. Обитание Духа Св. в Антонии обнаруживалось в многочисленных духовных дарованиях. Среди них наиболее выдающееся значение принадлежит власти Антония над демонами. Беседы Антония с учениками, содержание которых Афанасий излагает в 16–43 главах, посвящены почти исключительно этому предмету. Согласно этим беседам, а также и повествованию о чудесах, совершенных Антонием, истинного монаха характеризует победа над демонами. Борьба со страстями и подвижничество в своих последних основаниях были для св. Афанасия борьбой с демонами. В этом отношении «Жизнь Антония» представляет собой полнейшую аналогию с литературными произведениями 2 и 3 вв., о которых было сказано в первой главе. Борьба с демонами с целью защиты своей нравственной личности от их вредного воздействия служит прямой задачей каждого монаха. Отсюда для монаха необходимее всего знать, «какие из демонов менее худы и какие хуже других, какой цели старается достигнуть каждый из них и как можно низложить и изгнать каждого» 225 . В своих поучениях к монахам Антоний делится с ними своими опытами и своим даром «различения духов» (δι το πνεματος χρισμα διακρσεως πνευμτων).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/re...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010