В “правиле” предлагается окрестить давно убиенного ребенка. Но младенцы, убиенные в утробе, никак не могут быть крещены, потому что крещение совершается только над живым человеком. Поэтому распространяемые самиздатовские чинопоследования таких “крещений” не могут быть восприняты иначе, как кощунство, надругательство над Таинством Святого Крещения. “Сам чин “крещения” абортированных младенцев является нарушением признанного всеми Поместными Церквами правила 26-го Карфагенского Собора, воспрещающего крестить и причащать мертвых, - пишет диакон Владимир Соколов в статье “Правило отмаливания”. — Однако этот чин имел и до сих пор имеет хождение среди православных — и многие по неведению пользуются им. Но такое стало возможным только потому, что подобные вещи прикрываются авторитетом “старцев” и “стариц”. Здесь я не поднимаю вопрос о том, действительно ли этот чин принадлежит схимонахине Антонии (как, впрочем, и все то, что говорится от лица старцев) — это вопрос, требующий особого исследования. Возможно, многое из того, что приписывается действительно благочестивым старцам и старицам, написано без их ведома и благословения. Здесь важно отметить только то, что это действует разрушительно, и только потому, что это связано с нашим ложным отношением к старчеству. И злые силы это используют. От лица так называемых старцев создается новое “предание” и даже, как видно из приведенного примера, новое прочтение Таинств”. В “правиле схимонахини Антонии” содержится несколько весьма спорных рекомендаций, как, например, “заплатить за крещение младенца”. Что это? Индульгенция? Родители не могут заплатить за него сами? А если заплатишь и вычитаешь все, что положено (48 раз “Отче наш”, 48 раз — Иисусову молитву и др.), выполнишь неправославные советы вроде “разделить” число молитв и поклонов на число молящихся, усвоив, что “главное — чтобы общее число поклонов на всех было не менее 160”, то “правило” обещает: “Матерь Божия выведет убиенного младенца из ада”, как будто пребывание во аде зависит от формального исполнения правил. В другой редакции “правила” утверждается, что “если мать со слезами правильно все выполнит, то ребенок освобождается от мучений и попадает в Царствие Небесное”.

http://azbyka.ru/zdorovie/pravilo-sximon...

2 . В приступе к похвальному Слову святым отцам, в посте просиявшим 2984 , Самвлак выражает сознание своей слабости пред величием предмета: «Хощу к похвале отец язык подвинута – и ужасаюся; хощу онех помянута – и недоумение объемлет мя; хощу тех в среду привести – и весь умом изступаю, помышляя о них высокое, и непостижения покрывает мя облак. Убо желание не оставляет, нудя, недостоинство безгласием связует язык: иже бо онех хотя творити слово, онем подобен во всем достоин быта, яко да к величеству похваляемых течением слова достигнет. Обаче ниже возможет в теле сый. Аще бо Павел толикий и таковый, до третьяго небесе восхитивый, о ихже тамо виде и слыша, глаголюще, нам сказуя... како ин кто, много от Павловы добродетели отстоя, возможет по достоянию онех неизреченную славу похвальным представити словом?» В трактации Слова проповедник сначала обозревает разные обетования, общие всем праведникам, а потом обращается к некоторым из них в особенности с похвалою. Прежде других говорит он об Антонии Великом , сравнивает его с Авраамом и Иаковом и, рассуждая о духовной брани отца подвижников, спрашивает: «Кто такову победу виде когда, военачальнику купно с воины безмольствующу, и сопротивным падати всем?» Одержал победы и «македонян он», но ни един герой древности не превзошел Антония, потому что победа над целою вселенною ничто в сравнении с победою, одержанной подвижником над дьяволом . И величайшие из мудрецов греческих должны сознаться в своем невежестве и неразумии пред Антонием, потому что никто из них не имел понятия о смиренномудрии: «Что к сему речет Платон, иже нарицаемую Стою афинеом показавый, или Пифагор, и Сократ, и Аристотель, и прочих философ сонм? Всяко вопрошаеши, яко истукани были бы к ответу молчаще. И яко Моисеев жезл пожрал жезлы ложных змий египетских волхвов, сице и онех суетное любомудрие обличено бысть и истынныя премудрости мужа явленными образы. Что же ли нарочитый он философ, иже в делве (бочке), егоже что достойно похвалим, общеполезно человеком никакоже слышахом сотворша, токмо еже сидение в делве?..» Далее вития замечает, что о Зороастре Замолксе очень немногие знают, тогда как об Антонии имеют понятие и скифы и дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Принадлежность Антонию XX речей доказывает всеобщее предание восточных монахов. Даже между монахами, принадлежащими к различным вероисповеданиям – маронитами, мельхитами, коптами, яковитами, несторианами и др., они обозначаются именем пр. Антония 328 . Поэтому как письма, так и речи Антония везде помещаются на первом месте в изданиях и считаются за произведения несомненно ему принадлежащие 329 . Рассматривая содержание этих писем и речей Антония, мы видим, что они во многом сходны с теми наставлениями, который помещены в самом жизнеописании св. Антония у Афанасия, и кроме того заключают в себе указания на такие события, которые были современны Антонию. Так в VI и XVIII пис., говоря о злых духах и их действиях по отношению к человеку, он описывает козни диаволов и их явление так же, как об этом говорится в его речах, записанных св. Афанасием 330 . В наставлениях к ученикам, записанных св. Афанасием, Антоний неоднократно предостерегает своих учеников от общения с арианами, осуждает учение араинское 331 . В своих письмах Антоний тоже нередко упоминает об арианах, просит учеников, чтобы они сохраняли себя «в нынешнее опасное время» 332 от заблуждений, и, обличая лжеучение Ария, почти буквально повторяет слова, содержащиеся в «vita S. Antonii» 333 . Указание на Ария и обличение его лжеучения, – это черта, свидетельствующая о том, что письма Антония согласуются с обстоятельствами его жизни и тогдашним состоянием общества. Затем содержание этих писем не противоречит известиям об Антонии, сохранившимся в «Достоп, сказаниях». Так в своих письмах Антоний нередко делает обличения нерадивым монахам и женам, предостерегает от нерадения одних иноков, обличает гордость других, считающих себя совершенными 334 . Такие же наставления Антония инокам нередко встречаются и в «достоп. сказаниях» об Антонии 335 . Афанасий, говоря об Антониевых поучениях, замечает, что он давал краткие наставления слушателям 336 . Там же замечания о характере своих наставлений делает и сам Антоний в VI письме, говоря: «наставления мои кратки, потому что сердце, желающее очиститься от греха, не имеет нужды во множестве слов» 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В видах более успешного достижения своих целей Неемия просит у царя письма к заречным, т.е. заевфратским областеначальникам и к хранителю царских лесов Асафу. Эти письма, данные Неемии, содержали, очевидно, подробные объяснения задуманного Неемией дела. «Хранителю царских лесов» (pardes), ср. ( Песн. 4:3 ; Еккл. 2:5 ). О каких именно лесах здесь говорится, неизвестно. По мнению древних толкователей, здесь разумеется regio а Libano ad Antilibanum protensa et arboribus amoenissimis consita, – северная оконечность Келесирии. Но это едва ли справедливо, так как лес, о котором идет речь в рассматриваемом месте, должен был находиться вблизи Иерусалима. Кейль полагает, что в ( Неем. 2:7 ) разумеется упоминаемый в ( 1Пар. 27:28 ) лес из маслин и сикомор в долине, принадлежавший Давиду и потом, вероятно, перешедший в собственность царей завоевателей. Но едва ли может разуметься в 7 ст. и этот лес, так как для предпринимавшейся Неемией постройки он не мог дать материала. И. Флавий (Иуд. Древн. VIII, 7, 3) говорит о прекрасных садах Соломона в Эфаме, недалеко от Иерусалима на юг. Возможно, что в рассматриваемом месте кн. Неемии разумеются именно эти сады, принадлежавшие некогда царскому дому. Вероятно, вся страна от Эфама до т. наз. горы франков или Джебель ель-Фердис (pardes) была покрыта некогда лесом. Хранитель царских лесов должен был доставлять Неемии материал 1) для ворот крепости (birah), которая была при доме Божием, 2) для городской стены и 3) для построения его собственного дома. Упоминаемая в ст. 8 крепость храма, birah, или по греч. произношению βρις, вероятно, была построена там, где впоследствии построили крепость цари и первосвященники из фамилии Маккавеев (Иуд. Древн. XV, 11, 4) и которая позже, при восстановлении храма Иродом, была названа Антонией. О положении Антонии, которая представляла собой большое четырехугольное укрепление с башнями, дворами и широкими площадями для воинов, точно известно только то, что она находилась к северу от площади храма. Равнялось ли birah времени Неемии – βρις маккавейских князей и Антонии, мы не знаем. Из рассматриваемого нами места видно только, что в нее вело много ворот и что стены ее окружали, следовательно, значительное пространство. 2) Речь идет только об одной стене города. Дерево употреблялось не для стены, а для ворот в стене ( Неем. 3:3, 6 ). Просьба о материале для постройки дома для Неемии объясняется, вероятно, тем, что Неемия прибыл в Иерусалим в качестве наместника (pechah), ( Неем. 5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дионисием. На его энергичное участие в деле указывает и Арсений, когда говорит, что он «у дела был большой». 371 Известно, что «у дела большой был» Дионисий, и если в тоже время называется «большим» и Наседка, то называется так потому, что пользуясь доверим и расположением архимандрита, он сумел занять в деле роль руководителя другими исправителями, – и занял эту роль не в ущерб делу. Его хитрость и изворотливость помогли ему в этом случае. Впрочем, отзывы Арсения о лукавстве Наседки нужно принимать с осторожностью, так как из всего хода дела видно, что Арсений недолюбливал Наседку, пристрастно относился к нему, считая его причиною своих невзгод. 372 О прочих двух известных по имени исправителях Антонии Крылове и иеродиаконе Закхее также можно сказать, что они были людьми способными к делу, – способными, по крайней мере, настолько, чтобы заниматься делом под непосредственным руководством других. Впрочем, об иеродиаконе Закхее мы не нашли никаких сведений, об Антонии же, кроме прекрасного отзыва о нем Арсения, известно, что он был потом при печатном дворе в справщиках, потому что упоминается в «расходной книге» печатного приказа 1620 года в составе членов правильни, 373 и скончался, будучи справщиком же, в 1630 году. 374 Таков состав известных по имени исправителей, с которыми Дионисий приступил к делу; но несомненно, что кроме их преподобным Дионисием, согласно с грамотою царя, были привлечены к делу и некоторые другие лица, имена которых в сохранившихся известиях не упоминаются. Весь ход Дионисиева дела подтверждает эту мысль. Прежде всего царской грамотой предоставлено было Дионисию право избирать себе помощников, не стесняясь количеством их; затем все известные нам исправители на соборе, осудившем их, называются «пущими развратниками», следовательно, кроме них были и другие, которые в деле исправления имели только не так важное значение (не были пущими развратниками). Далее, известно, что осужденный Дионисий стоял под окнами митр. Ионы «со ученики своими»; а этими учениками не могли быть Наседка и Арсений, потому что они находились тогда в других местах; были, значит, и другие, участвовавшие в деле и даже страдавшие за него.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Между тем такое неудачное обозначение рва Помпея на карте ветхозаветного храма вовлекает Варрена в дальнейшие противоречия. По свидетельству Иосифа Флавия, на северо-западном углу площади храма, на выдающемся скалистом пике, стояла крепость Антония. Этого места Антонии нельзя не узнать и в настоящее время на северо-западном углу нынешнего харам-ес-шериф. Спрашивается теперь: каким образом крепость Антония могла быть на внешнем северо-западном углу нынешнего харама, если границею ветхозаветного храма на севере была северная линия верхней платформы и если здесь проходил и защищавший храм крепостной ров? Варрен сначала недоумевает. «Я колеблюсь признать, говорит он, стояла ли башня Антония на нынешнем северо-западном углу нижней платформы харама или же на северо-западном углу верхней платформы». Затем решает дело безобидно: «башня Антония была и в том и в другом месте. Были две (?) башни Антония, одна на северо-западном углу харама, другая на северо-западном углу верхней платформы, соединявшиеся между собою проходами или коридорами» («The Recovery of Jerusalem», 311). Вот это так открытие! Где же какое нибудь основание для такого смелого предположения? «Это видно из того, что Тит, уже овладев Антониею, воздвигает валы против стены храма, как еще не взятого, и именно между двумя воротами, против какой-то новой башни, которая могла быть второю башнею Антония» («Bellum Judaicum», VI, 2:7). На самом деле, в приведенном месте Иосифа Флавия выражена совершенно другая мысль: по взятии крепости Антония или того, что Варрен называет первою Антониею, вход в храм был уже открыт и если легионы римские стали затем строить новые валы, то не против наружной стены храма, а против внутреннего двора, один против северо-восточного угла этого двора, другой против северной стены между двумя воротами, между тем как два другие легиона продолжали действовать против незанятых галерей внешнего двора, где еще держались осажденные иудеи. Двое ворот, о которых Иосиф упоминает, сами по себе уже указывают стену внутреннего двора, потому что внешний двор имел на севере только одни ворота. Что касается башни между двумя воротами или второй Антонии Варрена, то Иосиф Флавий не намекает на нее ни одним словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Это рассуждение имеет интерес потому, что оно показывает в Антонии мысль меткую и логичную. Предположите, что эфирная телесность демонов есть vera causa, и тогда нужно признать, что объяснение Антония построено правильно, его гипотеза не грешит против логики. После этого нечего удивляться и тому, что Антоний способен дать был меткий, остроумный ответ какому-нибудь философу. – А в теории аскеза Антония мысль о том, что демонов нужно только презирать, имеет важное значение: так как от демонов невозможно запереться как от воров, то монах должен готовиться к отпору им лишь строгим наблюдением за самим собой. «Какими застают нас демоны, приходя к нам, такими они и сами бывают для нас, и что находят они в наших мыслях, такие они и принимают образы (τς φαντασας)...», «чтобы презирать врага, нужно только всегда думать о Господе» (λογιζμεθα ε τ το Κυρου, κα χαιρτω ε ψυχ τ λπδι,... τι Κριος μεθ’ μν, n. 42, ). Не следует думать даже о том, чтобы, так сказать, утилизировать демонское ведение, пользоваться в нравственных видах их откровениями. Ведение само по себе нравственной цены не имеет, и при том же, «здравый, очищенный нравственно ум человека, при помощи благодати, видит дальше всяких демонов» (n. 34). Не нужно поэтому ни слушать демонов, ни слушаться их ни в чем, хотя бы они повторяли слова Писания, хотя бы они возбуждали нас во время сна на молитву или убеждали нас поститься, хотя бы укоряли нас за наши прегрешения (n. 25). Таким образом, по Антонию, в своей нравственной жизни, человек должен определять сам себя по тому нравственному идеалу, какой он поставил, и не поддаваться никаким влияниям посторонним. Твердая постановка пред собою нравственной задачи – совершенно необходима для подвижника. Кто кует железо, тот наперед обдумает, что он собирается делать, серп или топор. Так и мы должны обдумать (λογζεσΟαι) к какой добродетели мы стремимся (ες ποαν ρετν μετερχμεθα), чтобы не понапрасну нам трудиться (АР. 36). Антоний вполне отличался этой твердостью нравственного самоопределения, и с этой точки зрения не придавал значение ни чудесам, ни откровениям, как предмету постороннему нравственной задаче. Не следует удивляться тому, кто изгоняет демонов, а кто не изгоняет, того презирать (ξουθενεν). Изучайте подвиг каждого, и что видите доброго, подражайте, а другое исправляйте ( διορθοσθω, corrigat): творить знамение не наше дело, а Христово (n. 38). «Часто и во многом Господь слушал его, – пишет об Антонии Афанасий, – но он не гордился, когда его молитва была услышана, и – когда не была услышана – не роптал, но всегда благодарил Господа» (n. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

123 Слова Симона об Иларионе приведены авгус. 28; об Онисифоре: «и ина такова обращении, брате Поликарпе, в житии святаго Антония». Об Афанасие. «Аще ли кому не верно мнится написанное се, да почтет житие св. Антония». – Полнкарп об Агапите: в житии же святого Антония вся жития их (подвижников современных Антонию) описана суть аще и вкратце речена. См. ещё прим. 132 и 146. 134 Так по Густинской летописи (Собр. л.2:261). По Новгородской л. это было в 1012 г. (Собр. л.3:208). Преимущество за первой, как Киевской. По Кассиянову списку патерика Антонии был на Афоне при св. Владимире (Извес. акад. V, 154). О Варяжской пещере Кальнофойский. Сприга канон: «постницы разбойников обитания храмы Божия соделаша». 135 Так по патерику Кассиянова списка (изв. акад. V, 154) и известие его о двукратном путешествии на Афон взято конечно из древнего жития Антониева (пр. 120). Нестор в летописи говорит об однократном путешествии на Афон. Но здесь – не жизнь Антония, а часть, да и в той под 1051 г. есть поставление Илариона в митрополита. Если же положим, что Антоний начал жить в Киевской пещере с 1051 г., то это было бы непримиримо ни с известиями о Моисее Угрине, Леонтии, Иларионе, Никоне и Феодосии, ни с известиями о самом Антонии. Как уместить в «немногие дни» одного и того же 1051 г. путешествие на Афон, обхождение тамошних обитателей, пострижение игуменом, изучение иноческой жизни, возвращение в Россию, искание здесь удобного места по обителям, поселение в пещере? Как согласить 40 лет пребывания в Киевской пещере, когда Антоний почил в 1073 г.? 136 По печатному патерику Антоний во второй раз возвратился в Киев в 1017 г., но тогда не прекращались, а начались сильные волнения в России. По Густинской л. Антоний во второй раз пошёл на Афон в 1017 году и возвратился в 1027 г. (Собр. л. 2, 263. 266). «Уста усобиця и мятеж и бысть тишина велика на земли» в 1028 г. (Собр. л.1:64). 137 Собр. л. I, 67, 68. 255. Слова: «копая пещеру» были бы лишние у Нестора, если бы Антоний поселился в Иларионовой пещере, как того хотят иные (приб.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По Батюшкиному благословению я все живо распродала и сегодня в последний раз принимала его у себя в Москве. Сегодня отец Иоанн служил в Иверской общине сестер милосердия, после чего, по моей просьбе, навестил больную, мать жены моего воспи­тан­ника, очень подбодрил и утешил ее. «Веруйте, и Господь исцелит вас, и вы еще поживете...» – сказал он ей (действительно, так и было, – через несколько дней она выздоровела, а была уже приго­во­рена к смерти). Когда Батюшка приехал и прошел ко мне, я поклонилась ему, поблагодарила его за то, что, по его молитвам, так скоро устроила свои дела, попросила благословения на отъезд и умоляла его, как моего дорогого духовного отца и руководителя, дать мне какие-нибудь наставления или приказания. Отец Иоанн ответил: «На отъезд я тебя с радостью благословляю, а приказания и наставления пусть тебе даст игуменья; я же скажу только одно: побольше терпения, смирения и снисходительности к слабостям других; следи строго за собой, чтобы не иметь пристрастия ни к чему мирскому, молись хорошенько и ходи к службам непременно, смотри и следи внимательно за собой, – за своим внутренним миром, и старайся ловить свои мысли и исправлять себя». Затем спросил бумаги и написал матушке Антонии письмо, которое и прочел мне: сначала благодарил ее за внимание и доверие к нему, а затем и обо мне следующие слова: «Е.В. с готовностью едет к вам в обитель, в тихое пристанище, где она уповает найти удовлетворение душе своей, смятенной житейской суетою. Прими эту кроткую, добрую голубицу и утеши. Кланяюсь тебе и сестрам обители». Хотел еще что-то написать, но ему стали напоминать, что пора ехать к дру­гим. Я от всего сердца поблагодарила Батюшку, и он, поцеловав меня в голову, стал служить молебен, все время на коленях со слезами молился, прося у Господа благословения мне на новую жизнь и дорогу. Молился о всех присутствующих, прося послать им утешение и успокоение; обласкал сильно больную старушку, похло­пал по ее больной спине и, положив руку на голову, сказал ей: «Бог милостив, веруй, надейся и поправишься». Затем благословил меня полным крестом и с какою-то радостью велел передать поклон матушке Антонии. Я попросила принять от меня складень. Батюшка полюбовался на чудную художественную работу, приложился к иконкам, поблагодарил меня, поцеловал в голову и уехал. Я чувство­вала себя совершенно счастливой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Общество Все рубрики Галина Чуйкова Он на этой земле отстаивал христианство - интервью с архиепископом керченским Анатолием (Кузнецовым) о митрополите Сурожском Антонии Когда служба подходила к Евхаристическому канону, во время пения " Верую " владыка вставал, целовал престол и, обращаясь ко мне со словами «Христос посреди нас», крепко меня обнимал и со слезами на глазах добавлял: " Владыка, прости меня! " Его слезы оставались на моих щеках. Я понимал, что это было последнее, перед смертью, выражение его отношения ко мне. Умение так каяться — признак глубинной порядочности и духовной высоты человека. Он на этой земле отстаивал христианство - интервью с архиепископом керченским Анатолием (Кузнецовым) о митрополите Сурожском Антонии Когда служба подходила к Евхаристическому канону, во время пения " Верую " владыка вставал, целовал престол и, обращаясь ко мне со словами «Христос посреди нас», крепко меня обнимал и со слезами на глазах добавлял: " Владыка, прости меня! " Его слезы оставались на моих щеках. Я понимал, что это было последнее, перед смертью, выражение его отношения ко мне. Умение так каяться — признак глубинной порядочности и духовной высоты человека. Галина Чуйкова Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/pa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010