После продолжительного подвижничества Пафнутий молил Бога открыть ему, кому бы из совершенных по святости он был подобен. Ангел явился ему и сказал: «Ты подобен такому-то флейтисту, который живет в городе». Поспешно отправился Пафнутий к тому флейтисту и расспрашивал его об образе жизни и делах. Флейтист сказал ему, что он (как и в самом деле было) – человек грешный, нетрезвой и развратной жизни и что он недавно перестал разбойничать и сделался флейтистом. Когда же Пафнутий стал выпытывать у него, что доброго сделал он когда-либо, флейтист отвечал, что не знает за собой ничего доброго, кроме того, что однажды, будучи еще разбойником, ночью избавил он от разбойников одну христианскую деву, которую они хотели обесчестить, и проводил ее до селения. «В другой раз, – продолжал флейтист, – я встретил красивую женщину, блуждавшую по пустыне. Она бежала от служителей градоначальника и от судей из-за того, что муж ее был должен казне, и оплакивала свое странствование. Я спросил ее о причине ее слез. “Не спрашивай меня ни о чем, господин, – сказала она, – и не любопытствуй о несчастной, но возьми меня и отведи, куда хочешь, как рабу свою; ибо после того, как мужа моего много раз били в продолжение двух лет за то, что он должен казне триста златниц, и заключили в темницу, а трех моих любезнейших сыновей продали, я спасаюсь бегством, перехожу с места на место и, так как меня часто ловили и каждый раз били без пощады, брожу теперь по пустыне и вот уже третий день остаюсь без пищи». Я сжалился над нею и привел ее в пещеру, дал ей триста златниц и проводил до города. Так я освободил ее с детьми и с мужем». Пафнутий сказал ему: «Хотя я не знаю за собою, чтобы сделал что-нибудь подобное, но ты, без сомнения, слыхал, что я славен подвижничеством, ибо не в беспечности провел жизнь свою. И вот Бог открыл мне о тебе, что ты нисколько не ниже меня по добрым делам. Посему, когда Бог так печется о тебе, брат, ты не оставляй души своей в пренебрежении, на волю случая». Флейтист тотчас же бросил из рук флейты и, променяв благозвучие музыкальной песни на духовное сладкопение, последовал за сим мужем в пустыню. В продолжение трех годов подвизался он, сколько мог, проводя жизнь свою в пении псалмов и в молитвах; наконец прешел на небо и почил, сопричисленный к ликам святых и чинам праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

С другой стороны, труд наполняет нашу жизнь неким великим смыслом: созидая мир вокруг себя, мы созидаем и свою собственную душу. Сказано: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» ( Пс. 89:10 ). Почему сказано – «лучшая пора … труд и болезнь»? Потому что в труде и болезни есть страдание, а, как сказано: «…страдающий плотию перестает грешить» ( 1Пет. 4:1 ). Авва Аполлос всегда с радостью шел трудиться по приглашению братии. Если кто из братий приглашал его к труду или работе, то он немедленно шел с радостью, говоря: «Сегодня я иду потрудиться с Царем моим, Христом, ради спасения души моей». Рассказывают о святом авве Антонии, что он, живя в пустыне, однажды подвергся душевному смущению, унынию и особенному нашествию мрачных помыслов. Находясь в этом состоянии, он стал изливать свою печаль перед Богом. «Господи, – говорил он, – хочу спастись, но помышления мои никак не допускают меня совершить это. Что мне делать со страстями? Как мне спастись?» Немного отойдя от того места, где находился, он увидел незнакомого ему человека, занятого работой. Этот человек то вставал, оставляя рукоделие, и молился, то опять возвращался к рукоделию: он сшивал листья пальмы. Потом он опять вставал и молился, после молитвы принимался за рукоделие. Поступавший таким образом был Ангел, посланный Богом ободрить Антония и возбудить его к мужеству. И услышал Антоний голос, исшедший от Ангела: «Антоний! Поступай так – и спасешься». Услышав это, Антоний очень обрадовался и ободрился, впредь он так и поступал. Итак, последуем спасительному совету Христа-Спасителя: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» – и изберем для себя более благочестивое поприще, достойное нашего христианского имени. Далее мы читаем: «но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» ( Мф. 6:20 ). Блаж. Феофилакт так разъясняет 19-й и 20-й стихи 6-й главы: «…говорит о нестяжании, ибо люди приобретают много имущества для тщеславия. Он показывает тщету земного сокровища, потому что червь и тля портят пищу и одежду, а воры крадут золото и серебро. Потом, чтобы кто не сказал: „Не все же крадут“, Он говорит: хотя бы и ничего подобного не было, но то самое, что предается заботе о богатстве, есть великое зло и бедствие для души, потому что пекутся о вещах тленных и забывают Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ст. 11. ... Впрочем, я скажу тебе правду; я отдавал свою дочь семи мужам, и когда они входили к ней, в ту же ночь умирали... Достойны примечания благородство и правдивость Рагуила. При всем своем желании видеть дочь свою устроенной, и при всем праве своем требовать от Товии брака со своей дочерью, он, однако же, честно открывает Товии, насчет собственного его права отказаться от предлагаемого брака. Значит, единственно, вера в правоту свою и надежда на милосердие Господне руководили Рагуилом, когда он так уверенно говорил Товии, предлагая ему в супружество несчастную дочь свою: « ныне будь весел! » Глава 8. Благополучный исход брака Товии а) Запах рыбьей печени удаляет демона из брачной комнаты в верхние страны Египта (ст. 1–3). б) Обоюдная молитва Товии и Сарры в брачной комнате (ст. 4–8). в) Ископание Рагуилом ночью могилы из опасения, что зять его к утру не будет жив (ст. 9–14). г) Благодарная молитва Рагуила за спасение единородных (и Товия, и Сарра были единородные дети у своих родителей), и четырнадцатидневное брачное торжество (ст. 15–21). Ст. 3. … Демон, ощутивши этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел… О связании демона говорится здесь, в смысле лишения его власти искушать людей и вредить им. Это лишение весьма часто выражается в Писании метафорически, под образом уз или цепей, которыми связуется сила вражья 1032 . Места обитания демонов, вероятно, имеют некоторое аналогическое соответствие с их злой, нечистой и страшной натурой. Так, по словам самого Иисуса Христа, нечистый дух, когда исходит из человека, то бродит по безводным местам, ища покоя 1033 . Однажды, бесы молили Господа Иисуса, чтобы не посылать их (преждевременно) в бездну, а послал бы, по крайней мере, в стадо свиней 1034 . Верхние страны тогдашнего Египта, по дикой пустынности, бесплодию и по обилию ядовитых змей и лютых животных, весьма аналогичны были с ядовитой и неустроенной натурой демонов. Впоследствии же, эти страны обратились в рай Божий, когда в них поселились богоподобные подвижники благочестия – Антонии, Макарии, Пахомии, Пафнутии и бесчисленное множество других ангелов во плоти. С открытием царства славы, когда Христос воцарится в сердцах людей и Бог будет всяческая во всех, тогда все пустыни земные обратятся в рай Божий, и демон не будет иметь места обитания на земле. Глава 9. Путешествие Рафаила в Раги Мидийские

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Тогда Господь, обращаясь к ученикам и в народу, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Этот ответ поразил и удивил всех слушавших, даже и апостолов, и они спросили: «Кто же может спастись? Но Он сказал: Невозможное человекам возможно Богу». Чем объяснить вопрос апостолов? Только тем, что у древних евреев богатство считалось Божьим благословением, и людей, удостоившихся богатства, этого Божьего благословения, считали угодными Богу и праведниками, — и вдруг Господь говорит, что богатый не может войти в Царство Небесное… Господь ответил, что «невозможное человекам возможно Богу». Как объясним мы эти слова Христовы: почему сказал Он, что богатые не могут войти в Царство Небесное, как верблюд не может пройти чрез угольное ушко? Думаю, что объяснение можно найти только в том, что богатый, не расстающийся со своим богатством среди окружающей его нищеты и бедствий, не расточающий своего богатства на помощь погибающим, за немилосердие свое противен Богу и потому закрыт ему доступ в Царствие Божие. А если, прибавил Христос, что невозможное для людей возможно Богу, то это значит, что Бог может и немилосердное сердце исправить одним словом Своим, ибо знаем мы много примеров тому, как слово Божие потрясало сердца людей и коренным образом изменяло всю жизнь их. Есть много ярких примеров этого в житиях святых. Приведу только сказание о величайшем преподобном Антонии Великом. Однажды в храме услышал он нынешнее евангельское чтение, услышал требование продать и раздать нищим имение свое — а он был сыном очень богатых родителей, которые дали ему чрезвычайно высокое образование и оставили в наследство огромное их имение — и тем не менее, нисколько не рассуждая и не колеблясь, исполнил он приказ Христа и, все раздав неимущим, сам ушел в дикую африканскую пустыню, где подвизался много десятков лет. Он вел борьбу с бесами, с диаволом самим, достиг величайшего духовного совершенства и стал одним из тех, кого надо назвать ангелом во плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

У блаженного Августина рождается новая воля. Из послания апостола языков повеяло на него новым духом. Он почувствовал призыв покинуть надежды на собственные силы и предать себя благодати Божией. «Вся надежда моя, – скажет он потом, обращаясь к Богу, – в беспредельном милосердии Твоём. Дай силу исполнить то, что повелеваешь, и повелевай, что хочешь» 170 . Проникновение духом святого апостола Павла открыло ему в новом свете и личность Христа – он воспринял идею воплощения Слова Божия в Иисусе, Божественную Премудрость стал созерцать как единую личность с историческим Христом. Одновременно изменилось и его сердечное отношение ко Христу: раньше он недоумевал, чему может научить уничиженный Христос, теперь же понял, что смирение Христа исцеляет гордость и питает любовь. Гордость и самоуверенность блаженного Августина были сломлены – он всем сердцем почувствовал необходимость благодати Божией и милосердия. Но новая воля его была ещё слаба. В укреплении её сыграл немаловажную роль рассказ его друга Понтициана о монашестве, особенно о преподобном Антонии, житие которого, составленное святым Афанасием Великим , было широко распространено на Западе. Чтобы лучше взвесить происходящее, блаженный Августин удалился в сад. Здесь он услышал настойчивый детский голос: «Tolle lege!» (Возьми, читай!) И блаженный Августин взял послания святого апостола Павла, наудачу открыл и прочитал: Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти, но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13,13–14 ). Все сомнения исчезли, родился новый человек. IV Содержанием новой личности блаженного Августина стала горячая, безграничная, не знающая никаких препятствий любовь к Богу как высшему и неотъемлемому Благу и в Нём нашедшая для себя блаженное успокоение. «Ты, – снова обращается он к Богу, – создал нас для Себя, и душа наша дотоле томится, не находя себе покоя, доколе не успокоится в Тебе» 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Удержавшись от слез, я получил ту уверенность, что этому явлению нет никакого объяснения, кроме того, что мне свыше повелевается взять Священное Писание и читать то, что откроется в нем. Я вспомнил при этом, что то же самое слышал и об Антонии, как он, пришедши однажды в церковь , на чтении евангельских слов: «пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною« 220 , принял их за голос Божий к нему самому и тотчас обратился к Тебе... Я раскрыл книгу апостола Павла и молча прочитал то место, на котором прежде всего остановились мои глаза; вот оно: »Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству, ни сладострастью и распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти» 221 . И, как только прочел я это место и смысл этих слов вконец потряс мою душу, то необыкновенный свет озарил меня, внушил мне мир и спокойствие духа и разогнал всю тьму облегавших меня до этих пор сомнений. И с этого времени последовало мое совершенное обращение к Тебе, так что я решительно переменил образ жизни, отказался навсегда и от супружества, и от всех надежд земных, став твердой ногой на той почве веры, на которой мать моя видела меня за столько лет перед этим, по Твоему откровению»... Укажем еще пример. В городе Илиополе жила богатая язычница Евдокия, замечательной красоты, привлекавшая к себе многих поклонников, с которыми красавица предавалась разгульной жизни. Казалось, что, кроме нечистых удовольствий и наслаждений, ничто ее не занимало. Однажды, когда она предавалась ночному покою, внезапно среди ночи проснулась. За стеной помещения Евдокии находилось другое жилище, которое занимал некий христианин. Случилось так, что в тот день прибыл в этот город и остановился у христианина – соседа Евдокии некий инок по имени Герман. Когда наступила ночь, то, прежде чем уснуть, он долго молился. После молитвы инок стал читать вслух Священное Писание , причем чтение прерывалось молитвенными призываниями. Читал он о страшном суде Господнем, о вечном блаженстве в Царстве Божием для всех праведных, о страшных мучениях, которые ожидают людей, ведущих беззаконную жизнь. Слова Спасителя о страшном суде и вечной жизни поразили прислушивавшуюся Евдокию. Душа ее смутилась под действием какого-то непонятного для нее страха. Рано утром Евдокия призвала инока и сказала ему, что если грешным людям предстоит мучительная вечность, то пусть он объяснит ей – кто же может спастись... «Ты призови христианского пресвитера, – ответил инок, – чтобы он научил тебя и окрестил; это будет началом твоего спасения». Евдокия, усвоив христианское учение, крестилась, приняла монашество и прославилась чудесным обращением язычников в христианство 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Услыхав об этом, святой решил идти туда и жить там, вспоминая о великом Антонии который претерпел много зла от бесов и, наконец, с помощью Божиею победив их, сподобился великих почестей. Посему Даниил отправился в пустой храм вооружась одним непобедимым оружием святого креста, и вместе с тем воспевая: «Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться?» (Пс.26:1). И прежде борьбы полчище бесовское пришло уже в ужас. А сей духовный воин, обходя углы храма, ограждал их крестным знамением, каждый раз преклоняя колена и молясь Богу. Когда настал вечер, пришел начальник бесов и начал бросать в святого камнями; затем послышался страшный рёв и вопли, поднялся шум; но Даниил, безбоязненно стоя на молитве, говорил: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» (Пс.26:3). Таким образом провел он первую и вторую ночи. В третью же ночь увидал он множество бесов в виде величайших исполинов, с мрачными лицами, страшных, как людоеды, скрежещущих зубами, пламенеющих гневом на святого и говорящих: — Кто тебе, несчастный, посоветовал придти сюда, где мы, давно обитая, являемся хозяевами этого места? Говоря это, они устремились на Даниила — одни, желая бросить его в море, другие — усиливаясь побить его камнями; однако ни один из них не осмелился приблизиться к святому. Святой же, вспомнив слова Господа: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мрк.9:29), поступил так: затворив все входы храма, он оставил одно только небольшое окошко, а сам начал поститься и молиться. В непродолжительное время всё бесовское полчище, силою Божиею прогнано было оттуда, и народ стал проходить мимо того места без всякой опасности. Это сделалось известным повсюду, и многие из окрестных жителей стали приходить к святому Даниилу, изумляясь, что в том самом месте, где было обиталище бесов, днем и ночью раздается славословие Божие. Но диавол, ненавидя добро и не желая видеть себя побежденным от святого, внушил некоторым из клириков зависть, — и они начали говорить между собою:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Услышав сие, тот немедленно, не сделав даже никаких распоряжений касательно своего имущества, последовал за этим мужем в гору. Когда же они пришли к реке и не нашли тут никакой лодки, Пафнутий велел ему идти через реку, которой никто никогда в этом месте не переходил по причине глубины ее. Они перешли так, что вода была им только по пояс. Тогда Пафнутий оставил его в одном месте, а сам, разлучившись с ним, молил Бога, чтобы ему быть лучше подобных людей. Немного времени спустя Пафнутий видел, что душу сего мужа взяли Ангелы, славя Бога и говоря: блажен, его же избрал ecu и приял; вселится во дворех твоих» ( Пс. 64:5 ). Святые же ответствовали им, восклицая: мир мног любящим закон твой ( Пс. 118:165 ). Тогда узнал Пафнутий, что муж сей скончался. Продолжая неусыпно молиться Богу и еще более подвизаясь в посте, Пафнутий опять молил Бога открыть ему, кому он подобен. И опять сказал глас Божий: «Ты подобен купцу, ищущему хороших жемчужин. Встань же и не медли: с тобою встретится муж, которому ты подобен». Он пошел и увидел одного купца александрийского 43 . Сей был муж благочестивый и христолюбивый, торговал на двадцать тысяч златниц, имея сто кораблей, и теперь возвращался из Верхней Фиваиды. Он все свое имущество и все прибытки от торговли раздавал бедным и монахам, и в этот раз, с сыновьями своими, нес Пафнутию десять мешков овощей. «Что это, любезный?» – сказал ему Пафнутий. Тот отвечал ему: «Это – плоды торговли, приносимые Богу для подкрепления праведных». – «Что же, – сказал ему Пафнутий, – и ты не примешь нашего?» Когда тот признался, что очень желает сего, Пафнутий сказал ему: «Доколе ты будешь заниматься земною торговлею и не примешься за небесную куплю? Предоставь это другим, а сам, пока время так благоприятно, последуй за Спасителем, к Которому немного после и придешь ты». Купец, нисколько не отлагая, приказал своим сыновьям разделить между бедными все, что у него оставалось, а сам отправился в гору, заключился в том месте, где до него подвизались двое, и постоянно молился Богу. Прошло немного времени, и он, оставив тело, сделался небожителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Через некоторое время услыхал он слова Господни в Евангелии: " Кто любит отца или мать более нежели Меня, недостоин Меня " (Мф. 10, 37). И еще: " Матерь моя и братья мои суть слышащие Слово Божие и исполняющие его " (Лк. 8, 21) и, кроме того, слова: " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим " (Мф. 11, 28-29). Эти слова разожгли душу Боговдохновенного Феодосия и, горя рвением Божиим, он помышлял всякий день и час о том, как бы и где скрыться от матери и постричься во святой иноческий образ. По Божию усмотрению, случилось матери его выехать в поместье, и долго оставаться там. В радости помолился блаженный и тайно вышел из дома своего, не имея у себя ничего, кроме одежды на теле и немного хлеба для немощи телесной. Итак, поспешил он в город Киев, так как слышал об иноках, там живущих. Он не знал дороги, и просил Бога послать ему в помощь спутника. И вот, по Божию усмотрению, приключилось идти тем путем купцам, везшим на возах тяжелую кладь. Когда блаженный узнал, что они идут в Киев, он обрадовался и прославил Бога, исполнившего желание сердца его, и шел за ними, но вдалеке, не показываясь им. Когда же они останавливались на ночлег, блаженный ложился так спать, чтоб не терять их из виду. И единый Бог хранил его. Так совершая путь, он в три недели дошел из Курска до стольного города Киева. Придя в Киев, он обходил все (еще не устроенные тогда по истинному уставу) монастыри и просил живущих в них принять его. Но они, видя убогого юношу, одетого в худое платье, не хотели принять его. На то была Божья воля, чтоб он шел на то место, куда от чрева матери призывал его руководивший им Бог. Тогда-то услыхал он о преподобном Антонии, проводившем жестокое житие в пещере. Как бы крылья выросли у его ума, он устремился туда и пришел к преподобному старцу. Увидав его, он поклонился ему, и со слезами просил его принять к себе в иночество. Преподобный Антоний сказал ему: " Чадо, видишь, что пещера эта скорбна и тесна, и не вынесешь ты всех трудностей этого места " . Говорил же он так, не столько искушая его, сколько пророчески провидя, что он распространит место то и создаст славный монастырь, где соберется множество иноков. С умилением отвечал Богом вдохновенный Феодосии: " Узнай, честный отец что Христос Бог, Промыслитель всего, привел меня к твоей святыне, желая чтоб спасся я через тебя. Потому я сделаю то, что ты мне велишь " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Что же такое расположило его к презрению мира и сластей? – Любовь Божия, по изречению псаломскому: « Милость Твоя, Господи, сопровождает меня» ( Пс. 22:6 ). И не чудо это! Как излишняя теплота понуждает нас снять одежду и обнажить тело, чтоб с большей силой и удобством совершить предложенное дело, так и горящий огонь любви Божией сделал в преподобном отце нашем Антонии то, что он лишил себя всех благ мира, чтоб с большей крепостью и удобством положить начало монашеству. Знал он хорошо, что не может он быть учеником Христовым, если не отречется от всего имения своего. Он бы мог воскликнуть со святым Григорием Богословом : «Умертвил я тело мое, в юности противящееся духу, трудами и подвигами, и пресыщение, и вместе с ним гнездящегося тирана, нечистоту, победил; очи мои смирил и утопил их в веждах моих, удержал ярость гнева моего, владел поступками своими, смех обратил в плач, и со всем, что было у меня, положил себя к стопам Божиим; земля была ложем мне, власяница – одеждой, бдение было мне сном, и слезы – успокоением; днем обременял я плечи мои работой, всю же ночь, как крепкий столп, проводил в пении псалмов, а утехи мирской не допустил и до мысли моей. Отверг я и великую тяготу богатства, чтоб без всякого препятствия приблизиться к Богу; такова была в юности жизнь моя». Воистину велика была приязнь между Давидом и Ионафаном, снявшим с себя одежду, в которую был одет, оружие, лук и пояс и давшим Давиду, как сказано в Писании: « Снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой» ( 1Цар. 18:4 ). Но еще большую любовь к Богу показал преподобный отец наш Антоний, который не только мирскую одежду свою, богатство и славу, но, что еще больше – сердце свое принес в жертву Богу, исполняя писание: « Сын мой, отдай сердце твое мне» ( Притч. 23:26 ). Если бы мы хотели очертить образ преподобного отца нашего Антония, то, вспомнив о самом имени его, нужно бы нам сказать: так как он был с неба, то и есть он человек небесный. И каковы могли быть его помышления, его дела, и упражнения – не небесные ли, как у человека, посланного свыше?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010