Этот факт не трудно установить из изучения истории. Примитивность же подхода к данному вопросу заключается в том, что протестанты воспринимают Великое Поручение 286 очень упрощённо, без всякой мудрости и соотношения с другими заповедями. Протестанты склонны толковать последнюю заповедь Христа в абсолютном смысле: если Христос дал Своим ученикам такое поручение, то это значит, что все до одного члены Церкви, ежедневно должны проповедовать миру о Христе. Так мыслить очень неразумно, и вот почему. Во-первых , даже те люди, которые особым образом были призваны Богом к благовестию и служению множеству людей, не совершали свое служение каждый день своей жизни, а часто начинали его после долгого уединения . Вот примеры тому. Моисей , которого Бог призвал для великого общественною служения (вывести Божий народ из рабства, научить его истинной Вере и ввести в Завет с Богом, явить славу Божию для множества язычников) начал свое служение после того, как 40 лет пробыл в пустыне Мадиамской, часто находясь наедине с Богом и самим собой. Иоанн Креститель , великий проповедник покаяния, был избран Богом к своему служению с самого рождения, однако сказано, что он « был в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк.1:80 ), и только после многих лет одиночества приступил к исполнению своей короткой миссии. Его жизнь похожа на жизнь монаха Антония, в которой есть место и время как отшельничеству, так и общественному служению ближним. И если об Антонии протестанты всегда могут сказать, что мы его не знаем и знать не хотим, что он для нас не авторитет, то Иоанн Креститель это библейский пример , но протестанты не хотят осознавать тот факт, что он много лет пробыл в пустыне именно как пустынник и отшельник 287 , так как это совсем не вписывается в их понятия; сами любезные православному слуху слова «пустынник» и «отшельник» протестантам внушают отвращение. Ап. Павел же от отшельников не отвращается, а прославляет их, говоря: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:38 ). Но на эти слова протестанты не обращают внимания, и продолжают поносить саму идею отшельничества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Приложения об Антонии Великом, его учениках и сподвижниках Житие преподобного антония, описанное святителем Афанасием Великим в послании к инокам, пребывающим в чужих странах В доброе соревнование с египетскими иноками вступили вы, пожелав или сравниться с ними, или даже превзойти их своими подвигами в добродетели, ибо и у вас уже появляются монастыри и водворяются иноки. Посему такое расположение ваше достойно похвалы и того, чтобы усовершил его Бог по молитвам вашим. Поскольку же и у меня требовали вы сведений о житии блаженного Антония и, чтобы самим вам приобрести его ревность, пожелали вы знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каков был до вступления в нее, какой имел конец жизни и справедливо ли все о нем рассказываемое, то с великою готовностью принял я ваше требование, потому что и для меня много пользы в одном воспоминании об Антонии, – да и вы, как уверен я, услышав о нем и подивившись ему, пожелаете устремиться к той же цели, какая и им была предположена, ибо жизнь Антония – для иноков достаточный образец подвижничества. Поэтому не почитайте невероятным, что рассказывали вам об Антонии, а вернее, оставайтесь в той мысли, что еще немногое только услышано вами; потому что и это малое, без сомнения, трудно было пересказать вам. Если и я, по убеждению вашему, опишу что в этом послании, то сообщу вам только немногое, что припомню об Антонии. И вы не переставайте спрашивать у всякого, кто плывет отсюда, ибо из рассказов каждого о том, что кто знает, составится, может быть, и полное повествование об Антонии. Так и я, получив послание ваше, намеревался вызвать некоторых иноков, особенно же тех, которые чаще других бывали при нем, чтобы, получив более сведений, и вам сообщить что-либо более полное. Но поскольку время плавания приходило к концу и отправляющийся с письмами спешил, то потщился я написать вашему благоговению, что знаю об Антонии сам, многократно видев его, и какие сведения мог приобрести о нем, когда был его учеником и возливал воду на руки ему. Во всем же заботился я об истине, чтобы иной, услышав больше надлежащего, не впал в неверие или также, узнав меньше должного, не стал с неуважением думать об этом муже.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Другое место из сочинений Иосифа Флавия, на которое в этом случае ссылается Варрен, есть «Bellum Judaicum», V, 5, 8, где говорится, что крепость Антония связана с храмом, у соединения северной и западной галерей, проходами, идущими вниз к ним обеим. Следовательно, крепость Антония не была на площади храма, если нужны были особенные переходы для соединения ее с храмом. «Так как при этом говорится о лестницах на двух сторонах, соединявших Антонию с галереями храма, то это показывает, что крепость Антония лежала не только вдали от храма, но и отделилась от северной стены храма крепостным рвом, чрез который было устроено сообщение по лестницам». – Но в приведенном месте Иосиф Флавий вовсе не говорит, что ступени, приводившие из Антонии во храм, были по обеим сторонам какого нибудь рва, что сначала проходящему нужно было спуститься по одной лестнице, а потом подняться по другой на противоположную сторону рва. Напротив ясно говорится, что стражам приходилось из Антонии во храм только сходить вниз, т. е. что, спустившись по ступеням вниз, воины были уже на площади храма. Две же лестницы упоминаются потому, что, как ясно сказано в первых словах приведенного параграфа, Антония лежала именно на самом углу встречи северной и западной галереи внешнего двора, и с высоты крепости отдельные лестницы сводили в ту и другую галерею. Что же касается того большого значения, какое, по Иосифу Флавию, имело закрытие проходов, ведших из храма к Антонии, то опять-таки Варрен напрасно думает, что для объяснения его необходимо представлять Антонию отделенною от храма рвом. При высоком башнеобразном устройстве Антонии и при существовании только двух лестниц из Антонии к храму, может быть очень узких, достаточно было завалить камнями эти лестницы, чтобы владеющий Антониею гарнизон не мог проникнуть во храм, как и в настоящее время, для изолирования площади харама от стоящих на месте древней Антонии казарм, достаточно закрыть прилегающие ворота. Гораздо более интересную картину северной части площади харам еш-шериф в ее древнейший период представляют дальнейшие последователи Варрена, барон фон-Альтен (Zeitschrift des deutschen Palästina-Vereins, 1878, 61–100) и K.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В церковной истории блаж. Феодорита, написанной около 450 г., и излагающей события, которые описываются и у Сократа и у Созомена , тоже есть сведения об Антонии и учениках его 44 . Кроме всех этих источников, из которых почерпаются преимущественно сведения о внешней стороне жизни и деятельности Антония, для изображения внутреннего характера Антония, его религиозных понятий и вообще образа мыслей, важное значение имеют дошедшие до нас письма и различные наставления, носящие имя Антония 45 . В них рядом с правилами благочестия и разными практическими советами инокам, излагаются и некоторые догматические рассуждения (о падении человека, об искуплении, благодати и пр.), высказываются мысли о сущности добродетели, о средствах к спасению человека и пр. По всему этому они весьма важны для составления полного понятия об Антонии 46 . Кроме этих главных источников для жизни и деятельности Антония, некоторое значение имеют известия о нем, сохранившиеся в разных мартирологах, патериках и четь-минеях. Более важны из такого рода произведений мартирологи восточные – египетский и маронитский. В египетском мартирологе жизнь Антония помещена под 22-м днем месяца Tube (соответствует январю) 47 и рассказывается сходно с историей его у Афанасия, но некоторым фактам придана окраска позднейшая. В мартирологе маронитском, как и в наших сборниках житий, известия об Антонии помещаются под 17 января 48 . Жизнеописания и рассказы об Антонии помещаются в наших русских назидательных сочинениях – прологах, патериках и Четь-минеях. В одних из этих произведений делаются краткие сообщения об Антонии 49 , в других содержатся его изречения и некоторые факты из его жизни, взятые из жизнеописания Афанасия, из Лавзаика, Достопамятных сказаний 50 и пр., в Четь-минеях же помещаются целые жизнеописания Антония, составляющие или полный перевод «vila Antonii» – Афанасия (как в Четь-Минеи Макария), или же ее сокращение 51 с некоторыми изменениями и с рассказами, которых нет у Афанасия 52 и у других древних восточных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

  «Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения»       Искушение Антония          Афанасий Великий Житие преп. Антония Великого Предисловие В доброе соревнование с египетскими иноками вступили вы, пожелав или сравняться с ними, или даже превзойти их своими подвигами в добродетели. Ибо и у вас уже появляются монастыри, и водворяются иноки. Посему, такое расположение ваше достойно похвалы и того, чтобы усовершил его Бог по молитвам вашим. Поскольку же и у меня требовали вы сведений о житии блаженного Антония, и, чтобы самим вам приобрести его ревность, пожелали вы знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каким был до вступления в нее, какой имел конец жизни, и справедливо ли все о нем рассказываемое, то с великой готовностью принял я ваше требование, потому что и для меня много пользы в одном воспоминании об Антонии, да и вы, как уверен я, услышав о нем и подивившись ему, пожелаете устремиться к той же цели, какая и им была предположена. Ибо жизнь Антония – для иноков достойный образец подвижничества. Поэтому, не почитайте невероятным то, что рассказывали вам об Антонии, а паче, оставайтесь в той мысли, что пока лишь немногое услышано вами, ибо и это малое, без сомнения, трудно было пересказать вам. Если и я, по просьбе вашей, опишу что в этом послании, то сообщу вам опять-таки только немногое, что припомню об Антонии. И вы не переставайте спрашивать у всякого, кто плывет отсюда. Ибо из рассказов каждого о том, что кто знает, составится, может быть, и полное повествование об Антонии. Так и я, получив послание ваше, намеревался вызвать некоторых иноков, особливо же тех, которые чаще других бывали при нем, чтобы, получив более сведений, и вам сообщить что-либо более полное. Но поскольку время плавания приходило к концу и отправляющийся с письмами спешил, то потщился я написать Вашему Благоговению, что знаю об Антонии сам, многократно видя его, и какие сведения мог приобрести о нем, когда был его учеником и возливал воду на руки ему. Во всем же заботился я об истине, чтобы иной, услышав больше, чем надлежит, не впал в неверие, или, узнав меньше, чем должно, не стал с неуважением думать об этом.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=455

В заключение нашей речи о постановке церковного пения в Алексеевском монастыре мы должны упомянуть об одном обстоятельстве, обусловливавшем собою благие результаты деятельности игуменьи Антонии в этой области, – ее любовно-материнском отношении к певчим. Она не только внимательно заботилась о всех насущных нуждах своих клирошанок, но даже находила возможным доставлять им некоторые удовольствия. Так в продолжение многих лет своего настоятельства в Алексеевском монастыре игуменья Антония имела обычай в день своего ангела – 10 июля угощать всех певчих особо для них устраиваемым обедом с фруктами. Любовь и материнские заботы матушки Антонии о певчих были настолько велики, что не оканчивались со смертью их, но и сопровождали их и в загробной жизни. Скорбя о потере кого-либо из своих певчих, она усердно поминала их в своих молитвах призывая в то же время к поминовению и лиц, знавших почившую. «Сочувствую Вашей скорби, матушка, в потере такого редкого голоса Вашего хора, писал ей архимандрит Иустин от 22 августа 1888 г. В последний раз нашего приезда я слушал этот голос и любовался им, не воображая, что она была больна и столько времени. Жаль ее и Ваш хор. В первый день Пасхи у нас отправляется после вечерни так называемая архиерейская панихида, на которой поминают почивших архипастырей, – помянем вкупе с ними и новопреставленную монахиню Варсонофию». Последние слова архимандрита Иустина были, можно думать, ответом на просьбу матушки Антонии помолиться об умершей. Игуменья Антония еще при жизни ее послушницею в Спасо-Бородинском монастыре имела большую любовь и усердие к женским рукоделиям. Почти все время, свободное от молитв и поручаемых игуменьею Мариею занятий, она проводила в вышивании различных вещей для церковного употребления, и, продолжая такие занятия почти до конца своей жизни, она достигла в этом деле большого искусства Признавая такой труд особенно приличествующим монашествующим, она старалась как можно шире развить его в Алексеевском монастыре. Золотошвейное искусство – по выработке главным образом предметов церковного обихода издревле было весьма распространено среди русских цариц и боярынь, живших в затворе в своих теремах и среди других затворниц монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Уже со Страстной седмицы 1852 года игуменья Мария принуждена была проводить большую часть времени сидя в кресле, так как сидячее положение облегчало ей дыхание, затрудняемое приливом воды к легким и сердцу. Постоянной ее сиделкой, потерявшей и сон и аппетит была дочка ее, послушница Антония, самоотверженно старавшаяся удовлетворить все потребности больной. Она читала для своей матушки Евангелие, молитвы утренние и вечерние, а также и различные церковные службы. В последние дни жизни игуменья Мария часто во время чтения забывалась, но и произносимые ею в забытьи слова часто бывали обращением к своей дочке, послушнице Антонии. Лица, окружавшие в то время больную игуменью, вспоминают, как она однажды, лежа в забытьи, иногда произносила слова в роде следующих: «Пора домой! Антония, пойдем домой!.. Веди меня домой!.. Бедняжки мои, не удерживайте, отпустите меня... дайте мне видеть белый свет. Бедная мать!., сколько у нее детей! Собирайте мать!.. Антония, выведи меня из тьмы!.. Но когда Антония тихонько сказала ей: «Матушка, вы соединены теперь с Господом, а с Господом везде светло», – она резко произнесла внятным голосом: «да, где свет – там нет тьмы, а где тьма – там нет света!» – и начала креститься, (тихо шепча: Господи, прими дух мой с миром!» 11 . 29-го апреля, пришедши в себя, игуменья Мария, причастившись Святых Христовых Таин, и выпивши около полу-чашки чаю, уснула. Усыпление больной дало надежду окружающим ее и в особенности послушницы. Антонии на поворот к лучшему в здоровье игуменьи Марии. И несмотря на то, что прибывший в 3 часа пополудни врач объявил, что смерть стоит при дверях, Антония готова была даже спорить с врачом. Но вот через полчаса по прибытии врача игуменья Мария в присутствии сестры игуменьи княгини Авдотьи Михайловны Голицыной, врача, Антонии и одной из келейниц предала дух свой Господу 12 . «Скончалась», произнес врач, пощупавши пульс. «Княгиня Голицына бросилась вся в слезах на шею Антонии, которая оттолкнула ее, подбежала к умершей, схватила ее за плечи и закричала:матушка, матушка, что с вами? Но в комнате поднялась суматоха: доктор отворил дверь и звал громко сестер...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Эти достопамятные сказания о восточных подвижниках были известны в особом сборнике и патр. Фотию под названием « νδρν γων ββλος» и были переведены на латинский язык еще в VI в. 37 . Собираемый и записываемый постепенно, на основании устных преданий и рассказов старцев, они не отличаются полною достоверностью, смешивая иногда различные изречения и приписывая одному подвижнику то, что сказано или сделано было другим. В «Истории монахов» (historia monachoruin), приписываемой Руфину 38 , также есть некоторый сведения об Антонии (о его видении души Аммона, о Павле простом и пр.), повторяющиеся впрочем и в других известиях об Антонии (в Лавзаике, у Созомена ). Более сведений об Антоние в Лавзаике ( στρια προς Λασον) Палладия еписк. Еленопольского, путешествовавшего по Египту, как видно из книги 39 , между 388–404 гг., следовательно, не очень долго спустя по смерти Антония. Церковный историк Сократ уже упоминает об этой книге 40 . Сведения свои об Антонии Палладий заимствовал из рассказов египетских монахов. Сократ схоластик (в 1 пол. V в.) в своей церковной истории сообщает и преимущественно на основании «vita S. Antonii» несколько сведений о нем. У Сократа есть известия о беседах Антония с философами, о борьбе его с демонами и о некоторых других видениях 41 . Более сведений об Антонии содержится в церковной истории Созомена (напис. между 443–446 гг.). Воспитанный в строгих правилах нравственности под руководством благочестивых подвижников, Созомен на все даже внешние события смотрит с нравственной точки зрения 42 и потому, естественно, с глубоким сочувствием относится к монашеству. Жизнь и деятельность Антония 43 (ссылка поставлена произвольно, стр. 9), изображенная им, представляет полный, хотя и сжатый рассказ, прекрасно обрисовывающий характер Антония и его отношения к ближним. Созомен , повторяя известия Афанасия, сообщает и новые факты, не записанные Афанасием (говорит о письменной просьбе Антония к имп. Константину за Афанасия, об ответе царя на это, об учениках Антония).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Ибо жизнь Антония для иноков достаточный образец подвижничества. Поэтому, не почитайте невероятным, что рассказывали вам об Антонии, а паче, оставайтесь в той мысли, что еще немногое только услышано вами; потому что и это малое, без сомнения, трудно было пересказать вам. Если и я, по убеждению вашему, опишу что в этом послании; то сообщу вам только немногое, что припомню об Антонии. И вы не переставайте спрашивать у всякого, кто плывет отсюда. Ибо из рассказов каждого о том, что кто знает, составится, может быть, и полное повествование об Антонии. Так и я, получив послание ваше, намеревался вызвать некоторых иноков, особливо же тех, которые чаще других бывали при нем, чтобы, получив более сведений, и вам сообщить что–либо более полное. Но поелику время плавания приходило к концу и отправляющийся с письмами спешил; то потщился я написать вашему благоговению, что знаю об Антонии сам, многократно видев его, и какие сведения мог приобрести о нем, когда был его учеником и возливал воду на руки ему. Во всем же заботился я об истине, чтобы иной, услышав больше надлежащего, не впал в неверие, или также, узнав меньше должного, не стал с неуважением думать об этом муже. 1) Антоний родом был египтянин. Поскольку родители его, люди благородные, довольно богатые были христиане; то и он воспитан был по–христиански, и в детстве рос у родителей, не зная ничего иного, кроме их и своего дома. Когда же стал отроком и преспевал уже возрастом, не захотел учиться грамоте, ни сближаться с другими отроками, но имел единственное желание, как человек нелукав, по написанному об Иакове, жить в дому своем (Быт. 25, 27). Между тем ходил он с родителями в храм Господень; и не ленился, когда был малым отроком, не сделался небрежным, когда стал уже возрастать, но покорен был родителям, и внимательно слушая читаемое в храме, соблюдал в себе извлекаемую из того пользу. Воспитываемый в умеренном достатке, он не беспокоил родителей требованием разных и дорогих яств, не искал услаждения в снедях, но довольствовался тем, что было, и ничего больше не требовал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Ольга Седакова о митрополите Антонии Сурожском, взрослом христианстве и присутствии Бога Из слов Владыки мы видим, что собеседника он принимает совершенно всерьез. Он не обещает человеку, что всю его жизнь кто-то возьмет на себя. Он предлагает ему идти своими ногами. Он не обещает ему не только легкого и приятного пути, но даже и гарантированного прихода в пункт назначения. 1 августа, 2013 Из слов Владыки мы видим, что собеседника он принимает совершенно всерьез. Он не обещает человеку, что всю его жизнь кто-то возьмет на себя. Он предлагает ему идти своими ногами. Он не обещает ему не только легкого и приятного пути, но даже и гарантированного прихода в пункт назначения. 4 августа 2013 года исполняется 10 лет со дня кончины митрополита Антония Сурожского . Предлагаем вашему вниманию воспоминания Ольги Седаковой о владыке Антонии, его отношении к жизни и к людям. 1. Проповедь для взрослых В Лондоне — это было уже давно, в 1989 году — Владыка, после моих попыток высказать ему благодарность за его беседы и проповеди, которые мы читаем и слушаем в России (тогда еще в самиздатских списках и в самодельных магнитофонных записях) — спокойно возразил: «Не стоит этого читать, это плохое богословие». Легко представить мое замешательство. Но после этого он дал мне первый практический совет: «Посмотрите внимательнее на этих людей (прихожан его храма, известного в Лондоне как The Russian Church). Все это говорится для них. Имейте это в виду». Второй его совет был: не принимать каждое положение, высказанное им, за окончательное. «Я часто говорю что-то для того, чтобы уточнить то, что уже сказал прежде; это может быть продолжение сказанного или уточнение, исправление». Обе эти коррективы очень существенны. Именно это — и особенно, второе — необходимо помнить при общении с любой живой мыслью. Конечно, у меня не было возможности, а главное, способности внимательно увидеть людей, к которым обращены слова Владыки. Самое общее наблюдение: они были больше похожи на «человека с улицы» в Лондоне, чем московские прихожане того времени — на других москвичей. Церковный мир у нас тогда еще оставался особым, со своими лицами, своими жестами, своей манерой одеваться, «старинной»; в целом люди на службе были другого роста, чем на улице: маленькие старушки, так что и невысокий батюшка возвышался над своей паствой. В лондонских прихожанах совсем не было особой — «православной» — стилистики.

http://pravmir.ru/olga-sedakova-o-mitrop...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010