Многие думают, что мощные монастырские строения, которые мы сейчас имеем возможность посетить, были всегда. На самом деле это были руины. С VII по XIX век многие монастыри были в полном запустении. И когда сюда пришел русский паломник и принес свою копеечку, то многие из них, в том числе греческие, были восстановлены. И монастырь на горе Фавор, и монастырь святого Саввы Освященного, монастыри Герасима Иорданского и Георгия Хозевита. Были восстановлены некоторые городские монастыри Иерусалима в пределах Старого Города. Монастырь Харитона Исповедника, и основанные Антонином Капустиным Горненский, Гефсиманский, Елеонский монастыри дали новый толчок возрождению монашеской жизни. Хотя, конечно, монашество здесь было всегда. Естественно, в советское время такая помощь прекратилась. Широко известна история продажи Никитой Хрущевым многих церковных земель Израиля в обмен на апельсины и продукцию легкой промышленности. И до сих пор многие монастыри Святой Земли лежат в руинах. Если самый древний монастырь Святой Земли, лавра Харитона Исповедника, понемногу восстанавливается трудами русского монаха Харитона, то другой пещерный монастырь этого святого до сих пор не восстановлен. Есть такое народное мнение. Возможно оно и далеко от догматики, но близко моему сердцу. В момент освящения православного храма или монастыря Господь ставит там своего ангела молитвы, который никогда не покидает своего места и который неотступно молится там до скончания веков, поскольку это место посвящено Богу. Бог весть, сколько таких ангелов стоит по пустынным местам Святой Земли. В пустыне всё меняется, сходит какая-то шелуха суеты. Иногда такое «бегство» вульгарно воспринимают как бегство от сложностей. Но мы часто встречаем в Житиях святых, что когда уходит мирская суета, подвижнику уже начинает противостоять сам враг рода человеческого. Раньше в народе образно говорили, что если за мирянином ходит один бес, за священником семь, то за монахом — сорок. Я думаю, за пустынником их гораздо больше. Пустыня, конечно, не пуста, это особый мир. Как правило, в нашем восприятии это барханы и верблюжья колючка. Но во-первых, она куда более разнообразная в своем ландшафте. Это и пески, и горы, это слоистые камни, и долины, и кратеры. Во-вторых, она живая. В феврале-марте пустыня расцветает. Выпадают дожди, сразу же вылезает трава, появляются цветы. Холмы, желтые еще неделю назад, зеленеют, покрываются фиолетовыми цветами. Затем этот зелено-фиолетовый ковер наполняется красными пятнами маков и анемонов. Прилетают птицы, все наполняется жизнью, и на короткое время пустыня превращается в рай. Из житий святых мы знаем, что в Великий пост пустынники уходили молиться из монастырей в пустыню на 40 дней. И все это предпасхальное время – оживание сил природы в абсолютно пустом месте. Это и красиво, и величественно, и, конечно, глубоко символично.

http://foma.ru/moy-izrail.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ХОЗЕВИТ (до 614 - между 632 и 640), греч. агиограф, мон. обители Хозива, находившейся по дороге из Иерусалима в Иерихон. В мон-ре исполнял послушание кандиловозжигателя. Его наставником был св. Георгий Хозевит († ок. 625). Во время персид. нашествия на территорию палестины (614-628) А. Х. один остался в обители, сохраняя ее от разорения и запустения. Известен как автор 2 агиографических произведений: Жития св. Георгия Кипрского (Хозевита) и «Чудес Богородицы в обители Хозива». Эти повествования написаны живым, ярким языком, близким к народному, в них содержатся сообщения о многих чудесах Богородицы, небесной покровительницы Хозивитского мон-ря. Соч.: BHG, N 669, 1071; Βος κα πολιτεα το ν γοις πατρς μν Γεωργου το Κπρου//AnBoll. 1888. T. 7. P. 97-144, 336-359; Ακολουθα τν θαυμαστν τς περαγου Θεοτκου ν μον λεγομνη Χουζιβ //Ibid. P. 360-372; Nota in Vitam S. Georgii Chozebitae//AnBoll. 1889. T. 8. P. 209-210; Κοικυλδης Κ. Μ. Τ κατ τν Λαραν κα τν χεμαρρον το Χουζιβ Ο βοι τν γων Γεωργου κα Ιωννου τν Χουζιβιτν κα τ θαματα τς περαγας Θεοτκου τς Χουζιβιωτσσης. Ιεροσλυμα, 1901. Σ. 1-46 [Житие], 46-53 [Чудеса]; Vivian T. Journeying into God: Seven Early Monastic Lives. Minneapolis (Minn.), 1996 [англ. пер. Жития]. Лит.: Les saints Khozibites//EO. 1897/98. T. 1. P. 228-233; Shcneider A. M. Das Kloster der Theotokos zu Choziba im Wadi el Kelt//RQS. 1931. Bd. 39. S. 297-332; Beck H. G. Kirche und theol. Literatur. S. 462. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/116112.html

31 декабр. Алляц. 1 янв. Муч. Феогена пар. Иер. Ф. У. 3 янв. Р. Н. 4 янв. 1. Св. муч Василия анкирского. 4. Собор 70 апостолов. Канон Иосифа. Пр. Феоктиста, игум. в Кукуме сикил. Канон Феофана. Пр. Феоктиста, игум. в Кукуме. 5. Пр. Григория критского. Иер. Преп. Фостирия. МКр. Пр. Мины синайск. 239. 5. Преп. Григория критского. Пр. Фостирия. Пр. Мины, монаха синайской горы. 6. Св. Богоявление все. 8. Пр. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника. 1298. Хил.Священномуч. Картерия. 239. Илии пустынника. 239. 8. Свв. Иулиана и Василиссы. Иерон. 6 янв. Ф. 6 и 9 янв. мР. А. У. Н. 9 янв. В. 13 янв. 8. Св. Георгия Хозевита. Пр. Домники. Священномуч. Картерия. Преп. Илии пустын. египетского. 9. Пр. Евстратия чудотворца. 239. Св. прор. Самея. 1295. Св. Петра, брата Василия В. (внесен св. Димитрием). 9. Св. муч. Полиевкта. Иерон. 7 янв. Б. Ф. У. Н. 13 фев., другие 10 янв. 9. Пр. Евстратия чудотворца. Св. прор. Самея. 10. Св. Григория нисского. мР. А. У. Н. 9 марта. 11. Пр. Феодосия антиохийского. 12. Муч. Петра Авесаламита. Ф. У. 3 янв. 12. Св. муч. Мертия. 13. Иакова нисивийского. Петр. Муч. Петра анийского. 247. 13. Св. Иакова нисивийского. Иерон. мР. Р. В. А. У. Н. 15 июля. 14. Равноап. Нины, просвет. Грузии. Недавно внесена в Мес. вс. св. Преп. Иосифа аналитина. 247. 14. Св. равноапост. Нины. Пр. Феодула, Иосифа и других синайских отцов. Пр. Стефана, основателя обители Хинолакковой. 15. Пр. Павла фивейского. Англ. Б. мР. Р. В. А. У. Н. 10 янв. 15. Муч. Пансофия. 16. Вериги ап. Петра. Иер. Б. мР. Р. В. A. У. Н. 1 авг. Мучч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа. Иер. Бург. Ф. Р. B. А. У. Н. 17 янв. 16. Св. муч. Данакта. 17. Пр. Антония Вел. Иерон. Б. мР. Р. В. А. У. Н. 19. Преп. Макария египетского. мР. Ф. А. У. Н. 15 янв. Пр. Макария александрийского. Иерон. мР. Р. В. А. У. Н. 2 янв. 19. Св. муч. Евфрасии. 20. Свв. мучч. Инны, Пинны и Риммы. 21. Св. муч. Агнии. Иерон. Бух. Гал. Алляциев, Б. мР. Р. А. У. Н. 21 и 28 янв. 21. Свв. мучч. Валериана, Кандида, Акилы и Евгения. 22. Ап. Тимофея из 70.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ [румын. Antonie] (кон. XVII - нач. XVIII в.), прп. (пам. 23 нояб.), схим. из скита Езеру ( Рымникская епископия ), где 28 лет подвизался в пещере в посте и молитве. Канонизирован Свящ. Синодом Румынской Православной Церкви 20 июня 1992 г. Лит.: Daniel, Mitropolitul Moldovei # i Bucovinei. Sfini dacoromani #i români. Ia#i, 1994. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН [Новый Нямецкий (Хозевит)] (Якоб Илья; 1913 - 1960), иеросхим., прп. Румынской Православной Церкви (пам. 5 авг.)

http://pravenc.ru/text/115870.html

29. Мучч. Дады, Гаведдая, Каздои. Петр. Св. Феофана милостивого из Газы. 239. 29. Св. Феофана милостивого из Газы. Откябрь 1. Св. Анании от 70. мР. А. У. 25 янв. Св. муч. Домнина солунск. мР. Р. У. 30 марта. 1. Преподобномуч. Михаила, игумена обители. Зовийской. Пр. Романа, творца кондаков. 2. Св. Андрея, Христа ради юродивого. 239. 2. Свв. мучч. Киприана и Иустины. Б. и все 26 сент. 2. Св. Андрея, Христа ради юродивого. 3. Пр. Исихия Хоривита. Пролог. 3. Св. Дионисия Ареопагита. мР. А. У. Н. Свв. Дионисия другого парижского и с ним Рустика и Елевферия. Иерон. Англ. Б. мР. Р. В. А. У. 9 окт. 3. Пр. Иоанна Хозевита. Пр. Исихия Хоривита безмолвника. 4. Муч. Домнины и дочери ее Вереники и Просдоки. Петр. 4. Свв. мучч. Давикта и дщери его Каллисфении. Пр. Аммона египетского. 6. Св. ап. Фомы. Иерон. мР. Р. В. А. У. 21 дек. Бандин. 20 дек. Перенесение мощей его в Едессу. Б. Англ. мР. Р. А. У. 3 июля. Иерон. 28 дек. 7. Мучч. Иулиана и Кесария. 1295. Мучч. Полихрония. Петр. 7. Свв. мучч. Сергия и Вакха. Иерон. мР. Р. А. У. Н. Св. Иулиана и Кесария. Б. Р. А. У. 1 ноября. 8. Пр. Таисии. Петр. 8. Пр. Пелагии. Иерон. У. 8. Св. Таисии, современницы св. Антония. 9. Пр. Петра. Петр. 9. Иакова Алфеева. Иерон. Р. 22 июня. Св. праведн. Аврама. мР. В. А. У. Н. Св. Лота. мР. В. А. Н. 10 окт. 9. Св. Петра комита, после инока. 10. Муч. Феотекна. Неап. 10. Св. муч. Феотекна. Пр. Вассиана. 11. Пр. Феофана, творца канонов. Иерус. 11. Св. ап. Филиппа от 70. мР. А. У. Н. 6 июня. 12. Св. Космы, еп. маиюмского. Петр. 12. Свв. Тараха, Прова и Андропика. Иерон. 9 и 10 окт. мР. В. А. У. Н. 11 окт. Иерон. Ф. Гал. 13 мая. Н. втор. 4 апр. Иерон. еще 5 апр. и 17 сент. Св. Мартина Милостивого. Иерон. Англ. Б. мР. Ф. В. 11 ноября. Р. 9 ноября. Алляц. 12. нояб. Перенесение мощей его. Р. В. А. У. 4 июля. 12. Св. Космы, еп. маиюмского. Муч. Домники в Аназарве. 13. Свв. мучч. Карпа и Папилы. Иерон. Гал. мР. А. У. Н. 13 апр. Иерон. еще 12 апр. 13. Св. Никиты исповедника. 14. Св. муч. Силвана, пресвят. газской церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

I. Св. пророка Предтечи и Крестителя Иоанна . Все. М. 11 и 12 в. Канон Феофана. Служба. II. Пренесение десной руки его из Антиохии в Царьград в 956 г. при импер. Константине порфирородном (912–959). 239. М. 11 и 12 в. Канон Феодора магистра Дафнопата. Печ. слав. пролог. Новомуч. Афанасия атталийского, в 1700 году пострадавшего от турок. Солов. Память чуда Иоанна Предтечи на агарян в Хиосе. Новый лимонарь. III. Преставление пр. Феодосия углицкого, архиеп. черниговского (1693–1695). Словарь истор. осв. Мощи в Борисоглебском черниг. монастыре, † 7 января 1695 г. V. Пр. Илии пустынника. Мак. (8 янв.). Свв. мучч. Елладия и Феофила . Син. 1. Мак. (8 янв.). Иулиана и Василиссы. Неап. Син. 1 и 2. М. Кр. (8 янв.). Кира , патр. константиноп. Сирм. (8 янв. М. Гр.). Романа лакедемонца. Солов. (6 янв. М. Гр.). Св. Исидора в Дерпте. Филим. (8 янв.). 8 I. Препп. Григория хозевита 7 века и Емилиана исповедника 9 в. Хил. У. 328. 329. Сев. 2. Служба одному Григорию. Соф. М. XV в. Уст. 1298 одного Григория (Емилиан вторично 8 авг.). Пр. матери Домники в Царьграде, † ок. 474. Акад. 1. 43. М. Нан. Мст. 239. 319. М. 12 в. МКр. Канон Иосифа. Служба. (319 втор. 247 янв. 10). Свв. мучч. Иулиана и Василиссы и прочих с ними ( Кельсия, Мариониллы, Антония, Анастасия , 7 отроков и 20 воинов) при Диоклитиане в 313 году в Антиное египетском. Иер. Акад. 1. Нан. 2. Коал. 2. Лобк. в Греч. М. 76 служба с каноном Иосифа (Неап. М. Кр. 7 янв. Вас. М. Гр. 21 июня. Пролог 21 июня и 22 июля. мР. А. У. Н. М. Р. 9 янв. Иерон. 6 янв. † Ф. 6 и 9 янв. В. 13 янв. Обновление Иулиана 5 июня). Св. священномуч. Картерия. Иерей в Кесарии каппадокийской после разных мук умер от копья жидовина в 304 году. 239. 1295. Мак. Пр. Илии пустынника в Египте IV в. 247. 248. 249 (239. М. Гр. 247. 248 втор. 12 янв. Мак. втор. 7 янв.). В 371 году, когда видел его Руфин, ему было 110 лет. Свв. мучч. Феофила диакона и Елладия мирянина. В Ливии после разных мук побиты камнями. Син. 1. Вас. Петр. Асс. 239 Ев. 106 и друг. М. Р. (Син. 1. Мак. втор. 7 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Даде и прочим нет. 29 только Мемнону, а 9 муч. нет.     Май. 1 еще Савве стратилату. 7 Кресту нет. 13 кроме Гликерии еще Георгию в Малее, что в Греч. минее и у нас 4 аор. 16 муч. Неадию по Студ. минее, а не Феодору освященному. 27 муч. Елладию, согласно с Греч. минеею, а не Ферапонту. 28 муч. Евпсиху (?), в минее Греч. Евтихию мелитин., у нас Никите халкидонскому. 30 св. Евтиху, учен. Богослова, а не Исакию.     Июнь. 5 Илариону, новому игумену, 6 Дорофею по Студ. минее, в минее Греч. и у нас Дорофею 5, а Илариону 6. 9 Оресту и Диомиду, а не Кириллу алекс. 10 муч. Вениамину, в мин. Греч. Александру и Антонине, у нас Тимофею прусскому. 13 Акилине только, а Трифиллию нет. 14 только Елисею, а Мефодию нет. 18 муч. Зосиму, а не Леонтию.     Июль. 4 только Андрею, преп. Марфе, что у нас, нет. 5 муч. Астию, а не Афанасию, и Лампаду. 7 только Фоме, Кириаке, что в Греч. минее, нет. 12 Михаилу Малеину, что у нас, нет. 13 муч. Серапиону и более нет. 16 Петру Критскому новому, а не Афиногену. 17 еще перенесению мощей пр. Лазаря. 19 Макрине, а Дию нет. 21 Иезекиилю нет, и в Греч. минее нет. 25 Аполлонию у нас и в Греч. минее нет. 26 еще Иоанну Палеолавриту. 29 Феодоте, что в Греч. минее, нет.     Август. 1 кресту нет. 4 кроме 7 отроков еще Иоанну, игумену Паталарей. 21 только Фаддею, муч. Вассе нет. 24 Евтиху нет, а есть положение мощей ап. Варфоломея на о. Липаре. 25 одному Титу. 30 только св. Филику по Студ. минее.     Хотя разбираемый нами синаксарь служебный вообще сходен с общепринятым впоследствии около XII-XIII века установившимся, но еще тогда нераспространившимся синаксарем, соединившим в себе праздники и памяти святых и Иерусалимского патриархата, но в Евергетидском еще нет известных памятей Иерусалимского патриархата, нет 13 сент. Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, 11 окт. Феофана исповедника, хотя брат его Феодор есть 28 дек., нет 28 окт. Стефана Савваита, 3 ноября Обновления храма великом. Георгия, 2 а не 4 дек. Иоанна Дамаскина, нет 8 янв. Георгия Хозевита, 20 марта отцов избиенных в лавре св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лечение Лечиться не грех Преподобные Кир и Иоанн, святые Косма и Дамиан были врачами; даже св. евангелист Лука был врач. Феофилакт устроял и больницы («Четьи-Минеи», житие св. Феофила, 8 марта). Святые также прибегали и к врачам. Так, в житии препод. Зосимы финикийского пишется, что, когда у одного знаменитого мужа, именем Аркесилая, ненарочито жена ранила себе спицею око, то св. епископ Иоанн Хозевит поспешно пришел в дом того патриция и, увидев жену его люто страждущею от недуга, повелел тотчас врачу, тут бывшему, лечить больную врачеваниями (там же, житие Зосимы Финикийского, 8 июня). Святые не считали грехом пользоваться и домашними лечениями. Так, в житии св. Афанасия Афонского сообщается, что, когда он с учеником своим Антонием возвращался в св. гору Афонскую, то от трудного и продолжительного пути у Антония до того заболели ноги, что на появился отек и сильное воспаление, и он не мог даже продолжать пути. Преподобный Афанасий, взявши горсть травы, по которой они шли, растер ее в руке своей и, обложив листьями древесными, обвязал больные места Антония платком, – и облегчилась болезнь Антония («Афонский патерик», житие св. Афанасия Афонского , 5 июля). В житии преподобной Евпраксии девицы также пишется, что, когда она рассекла себе, вместо дерева, собственную свою ногу, игуменья того монастыря, в котором жила св. Евпраксия, приводила ее в чувство, возливая холодную воду на лицо ее; а в другой раз, когда Евпраксия, зацепив за собственную свою одежду, упала с высоты здания и от ушиба истекала кровью, то игуменья прикладывала ей елей и соль к больному месту («Четьи-Минеи», житие Евпраксии, 25 июля). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ НОВЫЙ ИЗ МУСЧЕЛА [румын. Ioanichie cel Nou de la Muscel], прп. (пам. румын. 26 июля), схим. (Румынская Православная Церковь). И. Н. принял постриг в кон. XVI в. в скиту Четэцуя-Негру-Водэ (ныне мон-рь в архиепископии Арджеша и Мусчела), расположенном на левом берегу р. Дымбовица. В нач. XVII в. И. Н. оставил скит, поселившись в его окрестностях, в месте, получившем название Валя-Килийлор (долина келлий), где подвизалось множество монахов-отшельников. В затворе святой пробыл ок. 50 лет. Каждую неделю послушник приносил ему хлеб и воду, Св. Дары старцу преподавал настоятель скита. После кончины затворника пещера была заброшена, имя его забылось. В 1944 г. благоухающие мощи И. Н. были обнаружены настоятелем монастыря Четэцуя-Негру-Водэ Паисием в пещере на склоне горы. На стене ее сохранилась надпись, сделанная, видимо, рукой почившего старца: «Иоанникий схимонах, 1638». Эту дату стали считать годом смерти святого. Св. мощи были перенесены братией в церковь, и от них происходили исцеления больных и совершались др. чудеса. В народе началось почитание еще не прославленного святого. После окончания второй мировой войны и установления строя народной демократии в Румынии атеистические власти отдали распоряжение захоронить останки И. Н. на монастырском кладбище. В 1993 г. в процессе восстановления муж. мон-ря мощи И. Н. были вновь перенесены в соборный храм. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви на заседании 18-19 июня 2009 г. под председательством Патриарха Румынского Даниила (Чоботи) принял решение о причислении И. Н. к лику святых. Лит.: Ioanichie (B lan), arhim. Vetre de sihstrie româneasc, sec. IV-XX. Bucur., 1982. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ИОАНН [Новый Нямецкий (Хозевит)] (Якоб Илья; 1913 - 1960), иеросхим., прп. Румынской Православной Церкви (пам. 5 авг.)

http://pravenc.ru/text/578012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ ИЗ БИСЕРИКАНИ [румын. Iosif de la Bisericani], прп. (пам. румын. 1 окт.). Жил во 2-й пол. XV в. Память И. празднуется в один день с прп. Кириаком из Бисерикани . Род. в селе в окрестностях Нямца в Молдавском княжестве. Поступил в мон-рь Бистрица, где был пострижен в монашество. По благословению игумена мон-ря отправился на поклонение Гробу Господню в Св. землю. Посетив Св. места Иерусалима, удалился в пустыню в долине р. Иордан. Вначале подвизался в пещере один, пребывая в посте и молитве. Вскоре к И. стали приходить ученики, и сложилась первая в Св. земле румын. община пустынножителей. После нашествия завоевателей-арабов И. со своими учениками вернулся на родину в мон-рь Бистрица. Здесь число его последователей возросло, И. построил для иноков небольшой храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы и кельи. Монашеская жизнь была устроена по подобию Студийского монастыря в К-поле, обители неусыпающих - непрестанная молитва в храме и келиях, чтение псалтыри, пост и послушание. Во время вторжения турецких войск храм был сожжен, и И. вместе с иноками отправился на Св. Гору Афон. Однако Пресв. Богородица явилась им на пути и спросила их, куда они идут. Они ответили, что собрались идти в Ее дивный сад. Божия Матерь ответила: «Возвращайтесь, ведь и здесь тоже Мой сад». Скит, основанный И. и получивший название Бисерикани по наименованию окружающих его гор, стал первым в этой местности. Прославлен Свящ. Синодом Румынской Православной Церкви 5-7 марта 2008 г. Лит.: http://sfintiromani.mmb.ro/?sf=19 [Электр. ресурс] Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ИОАНН [Новый Нямецкий (Хозевит)] (Якоб Илья; 1913 - 1960), иеросхим., прп. Румынской Православной Церкви (пам. 5 авг.)

http://pravenc.ru/text/673675.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010