После чаю мы посетили жилище о. Парфения, главного помощника о. Антонина по устройству Вознесенского храма на Елеонской горе. Этот храм – заветная мечта о. Парфения: он счастлив, что она осуществилась и желает умереть на Елеонской горе. Впрочем, у него есть еще мечта – создать на Елеонской горе мужской монастырь, но на осуществление этой мечты он сам мало надеется... В то время как Преосвященный продолжал беседовать с о. Парфением, который с увлечением рассказывал свои планы относительно основания монастыря, мы разбрелись по саду, окружающему храм. Здесь трудами о. Парфения разведены масличные деревья, посажены кипарисы и виноградные лозы. Елеонская гора, названная так за обилие на ней во времена Спасителя маслин, в настоящее время почти совсем обнажена и маслины близ храма Воскресения на русском месте почти одиноки. На дворе мы встретили знаменитую палестинскую подвижницу Марину. Марина – крестьянка Тамбовской губернии; теперь она уже старушка, небольшого роста, с потемневшим от знойного южного солнца я изрезанным глубокими морщинами лицом. Почти весь век свой она прожила в Палестине и судьба ее очень поучительна, как доказательство громадной силы воли русской женщины. Давно оставила Марина родную свою губернию и поселилась в Палестине; здесь она долгое время подвизалась в Заиорданской пустыне, среди бедуинов, в такой местности, куда до сих пор не решаются проникать путешественники. Затем некоторое время жила в обители Хозевита, в пещере, питаясь приношениями богомольцев. Теперь живет близ Елеона, в маленьком домике, пожертвованном ей о. Антонином. «Вот удостоил меня Бог архиерея то увидать, – говорит она, – думала, что своего то русского и не увижу никогда. Слава Богу, сподобилась!» Было совсем темно, когда мы оставили уютный русский уголок на Елеоне, пообещавши о. Парфению еще навестить его несколько раз до отъезда, – что действительно и исполнили. Быстро побежали застоявшиеся лошади по прекрасной дороге, поощряемые покрикиваниями Арабов-возниц: елла, елла! (скорей-вперед!). Серебряный диск луны загорелся на небосклоне, заливая всю окрестность бледным, трепещущим светом и бросая длинные тени поперек дороги. Дневная жара совершенно спала. Поднялся холодный ветер, насквозь пронизывавший согревшееся за день тело и порождающий особенную местную лихорадку, от которой сильно страдают и местные жители, и еще более приезжие. Иерусалим уже спал, когда мы приехали туда; ни души не попадается на встречу. Мертвая тишина нарушается только раздающимся по временам лаем собак, не поделивших добычу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Ростислав от гнева не пошёл в монастырь, не захотел благословения, и оно удалилось от него. Владимир был в монастыре и молился. Когда были они у Триполя и сошлись полки, то наши князья побежали от врагов. Владимир переехал реку, по молитвам и благословению святых, а Ростислав со своими воинами, согласно со словами блаженного Григория, утонул. Так пишет Поликарп в послании к архим. Акиндину 58 . По древней летописи, несчастное сражение с Половцами под Триполем было в 1093 году; разбитые многочисленным неприятелем, войска Русские искали спасения в бегстве: Владимир переплыл р. Стугну, а Ростислав погиб. Половцы бросились к Киеву и опустошили окрестности его; вышедший навстречу им Святополк был разбит; сдался и гор. Торческ, после долгой осады; дикие язычники предавали огню храмы Божьи и сёла и нахватывали множество пленных. «Праздники наши, – говорит современник, – обратились в слёзы: в день Вознесения, на Стугне у Триполя, в новый Русский праздник Бориса и Глеба на Желне (близ Киева), навёл на нас Бог сетование... Братий наших Половцы повели в плен к своим друзьям и сродникам; бедные пленники, истомлённые голодом и жаждой, с осунувшимися лицами, с почерневшим телом, нагие, босые, исколотые терновником, идут по степи, со слезами рассказывая друг другу, откуда кто родом, и со вздохами поднимая очи к Всеведущему» 59 . Так исполнились слова праведника, над которым люди смеялись и, в слепоте гордости, мстили за правду неприятную! По ркп. святцам, «преподобномученик Григорий чудотворец утоплен бысть от князя в Днепре, в лето 6601 месяца генваря в 8 день». Показание времени согласное с показанием летописи. Мощи св. Григория покоятся в пещере препод. Антония, как покоились и в начале 17 века 60 . † Страдание святого Исидора и других с ним Св. муч. Исидор Блаженный Исидор был священником в городе Дерпте при храме св. Николая, тогда как другой священник Иоанн благоговейно служил там же при другом храме св. Георгия. Та и другая церковь издавна существовали в Дерпте, в Русском конце. Так видны они по описанию путешествия м. Исидора на запад 61 . По договору с Московским великим князем Иоанном III Ливонские Немцы в 1463 г. обязались оказывать особенное покровительство православным в Дерпте «и то держати по старине и по старинным граматам» 62 . Но Немцы, тогда усердные слуги папы, нипочём считали свои клятвы; они вздумали принуждать Русских к унии, то ласками, то угрозами. Когда же то и другое оказалось бесполезным, они стали употреблять насилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

6    По-гречески сей праздник называется Епифания — Явление. Златоуст и Иероним справедливо сие наименование производят от явления миру Иисуса Христа, как возлюбленного Сына Бога Отца. На западе производили его от явления якобы в сей день звезды волхвам, потому в древнейших календарях Полемея Сильвия и Иеронимовом явление звезды волхвам показано 6 января. (См. Флорентиния примечание на 6 янв. Иеронимова мартиролога). В Александрийской церкви в древности крещение Господа и рождество его праздновали в один день 6 января. (Binterim, 311). Тоже было на о. Кипре и, вероятно, в антиохийской церкви. После Пасхи праздник Богоявления наиболее древний и с наибольшим торжеством совершаемый. В первой половине 2 века сей день праздновался даже еретиками Василидианами (Климента Strom. lib. I. р. 349 edit. Pommeri). Никодим в Синаксаристе замечает, что, по Евсевию, Господь крестился в третий день седмицы, а по апостольским постановлениям в 10 час ночи. 7    Повествовавие о принесении десной руки I. Предтечи написано очевидцем Феодором Дафнопатом. По свидетельству русского паломника Антония десная рука Иоанна предтечи находилась в Царьграде в царских палатах в 1200 г.; по свидетельству Стефана новгородца паломника 14 в. десная рука Иоанна крестителя находилась в монастыре Перивлепто в Царьграде, а левая на Иордане. Никодим говорит, что ныне десная рука Иоанна Предтечи находится в монастыре Дионисия на Афоне. (Полнее о сем 12 окт., где доказано, что ныне десная рука Предтечи в дворцовой церкви в Петербурге). 8    Пр. Григорий Хозевит, по Вершинскому, скончался незадолго до нашествия персов на Иерусалим (614 г.). Ассемани, на основании того же жития пр. Григория, писанного учеником Антонием, утверждает, что пр. Григорий процветал в тоже время, когда Арабы при Омаре заняли св. город т. е. в 636 году (Calena. Т. 6. р. 23).    Страдания мучеников Иулиана и Василиссы описаны очевидцем; ибо в предисловии говорится, мы описали деяния святых, которые видели своими очами. И в самом описании нет ничего такого, чтобы показывало позднейшее происхождение их. Если велики чудеса мучеников; то не Господь ли сказал: веруяй в мя, дела, яже аз творю, и той сотворит и больша сих сотворит (Иоан. 14:12. См. Аста SS. Iann. I. р. 570. 575. Барония в мартирологе 9 янв.). Пространное и замечательное исследование об муч. Иулиане находится у Шастеляна (Not. sur le mart). Кончину сих святых относят к 6 янв. 318 года, сн. Бутглера 9 янв. Говорят, что мощи Иулиана и Калсия в Риме в церкви ап. Павла оссийской и что череп св. Иулиана при папе Григории В. принесен с Востока в Париж. Неверно Антиною некоторые считают или читают за Антиохию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Митр. Каллист указывает, что «первейшей задачей мудрого и опытного наставника является создание между ним и учеником взаимных межличностных отношений, основанных на любви.… Здесь мы соприкасаемся с наиболее важным моментом во всем вопросе, что есть личностное начало, без которого нет контакта между учеником и духовным наставником. Этот личностный контакт защищает ученика от жесткого законничества, рабского подчинения букве закона. Он научается не посредством внешнего подчинения писаным правилам, а посредством видения человеческого лица и слышания человеческого голоса» 31 . «Личное измерение» 32 чрезвычайно важно в процессе духовного руководства. «Старчество состоит в максимальной индивидуализации духовнаго участия и в минимальном его обобщении» 33 . Одновременно важным представляется для человека найти именно своего личного духовного отца 34 , который поможет, на протяжении по возможности всей жизни, динамично и методично стремиться к осуществлению цели христианской жизни – «стяжания Духа Святого» 35 . Личные отношения между духовником и его пасомым являются «прямым отражением и выражением богоподобия человека в его динамическом измерении, то есть динамики в жизни личности и личностных отношений» 36 . В рамках этих отношений «авва растет и изменяется так же, как и его ученик» 37 . По слову архим. Софрония (Сахарова) , «без культуры истинного христианского послушания человек неизбежно пребудет «замкнутым кругом»... Отсутствие послушания в расположении человека есть верный признак душевной болезни, удерживающей его в тисках эгоистической индивидуальности, противоположной началу Ипостаси» 38 . Характерным примером удивительно чутких личных отношений старца и его послушника, причем таких, которые не исключают и других людей из сферы их внимания, может послужить рассказ о кончине святого Георгия Хозевита. Когда приблизилось время кончины св. Георгия от старости и болезни, он послал за своим любимым учеником Антонием, чтобы проститься с ним, но тот был занят заботой о многочисленных паломниках, которых монастырь кормил в тот день. Преподобный, однако, не оторвал своего ученика от служения людям, но обещал дождаться его прихода по окончании служения его. Уже ночью, освободившийся Антоний поспешил к своему любимому старцу, который, дождавшись ученика, обнял его и облобызал, и, благословив, только тогда предал душу свою Богу 39 . Кафоличность и включение личностью других личностей в себя

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Антония, Анастасия, Полиевкта, Георгия нового, Агафангела, Трифона, Порфирия, Терентия. Исидора, Фалалея, Дометия, Кирика, Адриана, Елеазара (Маккавеев), Аифала, Аммуна, Евода, Ермогена, Вонифатия, Маманта, Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Арефы, Нестора, Мины, Платона, Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; десяти мучеников критских, сорока мучеников севастийских; св. преподобномучеников: Анастасия перского, Никона, и Стефана нового; св. великомученицы Екатерины. Варвары, Анастасии узорешительнищы, Евфимии всехвальныя, Параскевы, Марины; св. преподобномученицы Параскевы; св. мучениц: Фотинии самаряныни, Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Софии, Домны, Каллисты, Кириакии, Агафии, Татианы, Василиссы; св. новомучеников: Димитрия, Марка хиосскаго, Полидора, Константия, Иакова афонского, Пахомия афонского, Нектария афонского; – св. безсребренников: Козмы, Дамиана, Кира и Иоанна; преподобных: Феодосия великого, Евфимия великого, Иоанникия великого, Харитона исповедника, Иоанна кущника, Георгия хозевита, Дионисия олимпийского, Феодора студита , Симеона столпника, Феоктиста, Андрея критского , Исаакия Далматского, Сампсона странноприимца, Пафнутия, Иакова, Василия нового, Петра афонского, Агафангела, Акакия кавсокаливского, Евдокима ватопедского, Михаила синадского, Германа валаамского, Алекандра свирского, Давида гареджийского, Нила афонского, Макария нового, Герасима нового, Павла латрского, Гедеона афонского; Матроны солунския, Макрины, Пелагия, Феоктисты, Мелании римляныни; – св. праведного Кесария. Все эти части хранятся в ковчегах по 10, 20 и более в одном. Дни памяти каждого из сих святых чествуются в обители особенно: полагается служба славословная, т. е. на утрени поется великое славословие, а иным святым и полиелейная служба совершается. – Мощи святого в продолжение всего дневного богослужения стоят в алтаре на престоле, только во время утрени, по 6-й песни канона, выносятся в царские врата священнослужителями на средину храма для поклонения и целования 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Чтимый список Иверской иконы Божией Матери. Образ написан на Святой Горе Афон в 2003 г. Каждое воскресенье в 17-00 перед образом совершается молебное пение с акафистом. 2. Точная копия чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», благословение Высоцкого монастыря г. Серпухова, в котором находится прославленный чудотворный образ, Биробиджанской епархии. Каждую субботу после Божественной Литургии перед образом совершается молебен с акафистом и водоосвящением, за которым возносятся молитвы обо всех больных и страждущих, особенно алкогольной и наркотической зависимостью, многочисленными исцелениями которых ознаменовал себя чудотворный образ. 3. Ковчег с частью святых мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, апостола Дальнего Востока. Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II новоучрежденной Биробиджанской епархии в 2002 году. 4. Ковчег с частями святых мощей священномученика Константина, пресвитера Богородского. Пострадал в 1918 г. 5. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих – Благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев; князей Василия и Константина Ярославских; князя Романа Угличского; святителя Димитрия Ростовского ; святителя Игнатия Ростовского; святителя Игнатия Брянчанинова ; святителя Феофана, затворника Вышенского; святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского; священномученика Николая Любомудрова; священноисповедника Георгия Даниловского; праведного Иоанна Русского, исповедника; праведного воина Феодора Ушакова; блаженной Матроны Московской; преподобного Никиты, столпника Переславского; преподобного Давида Серпуховского. 6. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих - Святителя Иннокентия Иркутского; муч. младенцев Вифлеемских; прпмч. отцев Хозевитских; преп. Саввы Сторожевского; преп. Саввы Стромынского; преп. Илариона Троекуровского; преп. отцов и старцев Оптинских: Амвросия , Льва, Макария, Моисея, Антония, Иосифа, Анатолия Старшего, Анатолия Младшего, Варсонофия , Исаакия, Нектария, Иллариона (в нижнем храме).

http://azbyka.ru/palomnik/Еврейская_авто...

Месяцеслов вс. св. Мес. В. Преп. Мины, монаха горы Синайской. Подвизался в иночестве 50 лет, во второй половине 6 века. Во время отпевания, из ног его истекло благовонное миро. Пролог. ( Иоанн Лествичник в З4 статье 4 степени). 7 Собор пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. На другой день великих праздников церковь , большей частью, воспоминает те лица, которые ближайшим образом послужили таинству, прославляемому в предшествующий день. Мес. В. Зачатие Предтечи 23 сент. Рождество 24 июня. Усекновение 29 авг. 1 и 2 Обретение главы 24 февр. 3 Обретение 25 мая. Пренесение десной его руки из Мальты в Гатчино 12 окт. В службе канон Феофана. 8 Препп. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника. След. Псалтирь относит обоих ко временам Никифора Геника (802–811 г.) – В рукописи X века, находящейся в Пар. Имп. Библиотеке (Cod. Coisl. 303.) есть пространное житие преп. Георгия, писанное, как кажется, учеником его Антонием. В нем сказано, что преподобный был родом из Кипра, по смерти родителей удалился сперва в обитель, где игуменствовал его дядя, потом в лавру Каламона, близ Иордана, к брату своему Ираклиду; сей перевел его, еще безбрадого, в обитель Пресв. Богородицы, именуемой Хозевитскою, в которой он и скончался, незадолго до нашествия Персов. – Обитель Хозевитская находилась между Иорданом и Иерусалимом, и основана преп. Иоанном. (3 окт.). Св. матери Домники. Родилась в царствование Феодосия Великого, в Карфагене. Приняв крещение от патриарха Нектария в Константинополе, подвизалась диакониссою в монастыре Захарии пророка до времен Зинона (474–491). Чет. Минея по Прол. и службе. (Act. SS. iann. 1in notia ad Kal. gr. Мес. В. 10 янв.). В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Иулиана и Василиссы, и прочих с ними. Пострадали при Диоклетиане и Максимиане, по одним в Антиное египетском, по другим, в Антиохии сирийской. К дружине их принадлежат: Келсий, сын Маркиана игемона, производившего суд, Марионилла, мать Келсия, пресвитер Антоний, Анастасий, воскрешенный Иулианом, 20 воинов и 7 отроков братий, родственников импер. Карина (уб. 285 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В 1200 г. русский паломник Антоний, бывший в Константинополе, написал, что в Великой церкви между утренею и обеднею читался прилог (пролог) и, без сомнения, диакона Маврикия. При сравнении первых памятей первой редакции стишного пролога в древнейшем его списке 1295 года оказывается, что он очень близок в установившемуся впоследствии месяцеслову иерусалимского устава, но автор еще не знал этого месяцеслова, ибо он еще не установился в Великой церкви определенно. В прологе нет следующих памятей иерусалимского устава или поставлены в другие дни: 21 сент. Иона пророк поставлен первым, 9 октября Андроника и Афанасии нет, Косма маюмский 15 янв. вместо 12 или 14 октября, Андрей в Крисе 19 окт. вместо 17, освящения храма великомуч. Георгия в Лидде нет, 3 янв. прор. Малахия и за ним 70 апостолов 3 же января, а не 4, 4 янв. муч. Гордия, а Феоктиста в Кукуме нет, 5 янв. Павел Фивейский вместо 15, 8 янв. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника нет, а есть Домника, нет 30 янв. даже трех святителей, 19 февр. муч. Максим, Феодот и дружина вместо ап. Архиппа, 20 февр. ап. Архиип вместо 19, а Льва катанского нет, 27 февр. сперва Геласий, а потом Прокопий Декаполит и Василий, а 28 февр. Протерий вместо Василия. Вот все почти разности от установившегося впоследствии месяцеслова иерусалимского устава. Их, как видно, за полугодие не много. Подобное и за мартовское полугодие по Хлудов. прологу 1370 года. Но разности и его с иерус. уставом показаны также немногие в приложении 16, где сравниваются первые памяти прологов. В первой редакции стишного пролога первые святые во дне имеют по три стиха, а прочие по два стиха, конечно, потому что им совершались службы или воздавалось преимущественное празднование. Не видно в этой редакции зависимости особенной и от студийских памятников; так 26 янв. в нем нет даже и памяти перенесения мощей пр. Феодора студита и брата его Иосифа, и студийские святые не стоят на первом месте, как в студийских минеях и прологах. Не видно в нем и афонского влияния: 15 окт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Книга «Несвятые святые» – урок всем: писателям – вот как надо писать о духовной жизни, критикам – вот что надо поднимать на высоту внимания, издателям – вот что надо издавать, продавцам – вот что надо продавать, покупателям – вот что надо покупать, что читать, у чего учиться воспитывать душу. Подвиг за сохранение Псково-Печерской Лавры – это битва за Россию. И победа была одержана. Прежде всего воинами Великой Отечественной, ставших монахами. И теми, кто пришел им на смену. Они разные: и говорливые, и молчаливые, и работящие и не очень, и резкие, и мягкие, но все они добрые , все желающие нам спасения. Выстояла Лавра – выстояла Россия. Неотрывно читаешь страницы о тех боях за спасение нашей души. Министр Фурцева по приказу Хрущёва приехала закрывать Лавру, и не закрыла. Чекисты надрывались и коммунисты, и не смогли. Может, из деликатности автор не сказал о том, что Фурцева покончила жизнь самоубийством, и о том мусоре, который наваливали на могилу Хрущёва и о его американо-подданом сыночке. Да Бог всем судия. Книга «Несвятые святые» становится в ряд с хрестоматийными уже описаниями монашеской жизни «Луг Духовный» Иоанна Мосха, «Письмами со Святой Горы» Сергия Святогорца. Читаешь её и будто продолжаешь чтение о житии монахов первых и средних веков христианства. Они рядом с нами: и монахи Нитрийской пустыни, и великие старцы Антоний, Павел, Макарий, палестинские Георгий и Иоанн Хозевиты, Герасим, монахи Киево-Печерской и Троице Сергиевой Лавр, все с нами, все рядом. Для Православия нет времени, оно в вечности. И современности нет – это летящие и исчезающие мгновения жизни. Данные нам для того, чтобы успеть заслужить Царство Небесное. Поклонимся монахам. Вспомним тишайшего старца Памву, идущего с братией по Александрии и то, как гневно сказал он сидящим людям: «Встаньте и приветствуйте монахов: они говорят с Богом, они молят Бога за вас!». Очень понимаю душевный восторг читателей книги, их ночные звонки друзьям и родным: «Ты читала книгу “Несвятые святые” ? Не могу оторваться!»

http://pravoslavie.ru/49984.html

В 1992 г. в месяцеслов РумПЦ было внесено имя прп. Паисия (Величковского) , канонизированного РПЦ на юбилейном Поместном Соборе 14-16 июня 1988 г. На заседании Свящ. Синода РумПЦ 20-21 июня 1992 г. было принято решение установить празднование Собора всех Румынских святых в 1-е воскресенье после Недели всех святых, а также канонизировать 19 новых святых, среди к-рых - свт. Иосиф, еп. Марамурешский († 1711); мученики Константин Брынковяну, господарь Валахии, его сыновья - Константин, Стефан, Раду, Матфей - и советник Янаке Вэкэреску († 1714); сщмч. Антим Ивиряну , митр. Унгро-Влахийский († 1716); прп. Антоний, схим. из скита Езер (Рымникская епископия) (кон. XVII - нач. XVIII в.); прп. Феодора из Сихлы (Богдана Сихлинская, † нач. XVIII в.); сщмч. Иоанн из Галеша († после 1780); сщмч. Моисей Мэчиник († после 1752); свт. Леонтий Рэдэуцкий († 1430); свт. Геласий Рымецкий (2-я пол. XIV в.), архиеп. Трансильванский; блгв. господарь Молдавский Стефан III Великий († 1504); прп. Иоанн из Прислопа (XV-XVI вв.); прп. Даниил Исихаст (XV в.); Герман Добруджанский († ок. 415); прп. Иоанн Новый Хозевит († 1960). На этом же заседании в разряд общечтимых были переведены 7 местночтимых святых, а также принято решение о внесении в календарь имен 38 святых, живших, пострадавших или погребенных на территории Румынии, в частности мучеников Клавдия, Кастора, Симфориана и Никострата (нач. IV в.) - «четырех венценосных мучеников» (итал. Santi Quattro Coronati, особо почитаемых в Риме, куда были перенесены мощи); мч. Гермеса экзорциста (нач. IV в., пам. 31 дек.); прп. Антипы Валаамского († 1882); мучеников Ермила и Стратоника Сингидунских († ок. 315); Вританиана (IV в.) и Феотима († ок. 431), епископов Томских; сщмч. Никиты Ремесианского († 4 14 или 431); прп. Иоанна Кассиана Римлянина († ок. 435); прп. Дионисия Малого († между 537 и 556); сщмч. Монтана, пресв. Сирмийского, и его жены Максимы († 304); свт. Иринея, еп. Сремского († 303?); мч. Саввы Готского (из Бузэу, † 372); мучеников Пасикрата и Валентина († 298); мч. Иулия Доростольского († 302-304?); мучеников Зотика, Аттала, Камасиса и Филиппа († 304-305); мучеников Никандра и Маркиана († 303); мч. Исихия Доростольского († ок. 302-304?); вмч. Иоанна Нового , Сочавского († ок. 1330); мучеников Епиктета и Астиона (кон. III - нач. IV в.); мч. Емилиана Доростольского († 362); Нифонта II, патриарха К-польского († 1508); мучеников Доната диакона, Ромула пресвитера, Сильвана диакона и Венуста († 304); мч. Луппа Солунского († ок. 306).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010