125 лет тому назад, в 1850 году, в русской богословской науке появились одновременно две магистерские диссертации на тему «О литургии Преждеосвященных Даров»: в Московской духовной академии – Г. П. Смирнова -Платонова и в Петербургской – Н. Малиновского . В свете научных данных того времени вопрос о происхождении этой литургии был трудным для решения даже в плане гипотетическом, потому что самые ранние свидетельства о существовании этой литургии относятся к началу VII века. Одно из них – в «Пасхальной хронике», где говорится: «В этом году при Сергии, патриархе Константинопольском, с первой недели поста четвертого индикта (615 год) начали петь после „Да исправится» во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакии на престол; после того, как иерей скажет „По дару Христа Твоего», народ тотчас начинает „Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится. Верою и страхом приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа " " 1 . Другое имеется в житии преп. Георгия Хозевита (конец VI – начало VII века). Составитель жития, ученик преп. Георгия Антоний, рассказывает, что преподобный имел обычай в воскресные дни после всенощного бдения посылать юношу Зинона в Иерихон за просфорами на тот случай, если кто-либо придет в этот день в монастырь для молитвы. Как-то раз Зинон во время Евхаристии стоял близ алтаря и слышал слова молитвы, которую читал преп. Георгий, освящая Дары, и он запомнил их. В одно из воскресений, возвращаясь с просфорами из Иерихона, Зинон размышлял об этих словах. В это время сошел Дух Святой и освятил и просфоры, и юношу. Преподобному же Георгию, который в это время отдыхал после всенощного бдения, явился ангел и сказал: «Встань, пресвитер, и соверши Преждеосвященную службу над тем приношением, которое несет юноша, ибо оно освящено» 2 . Наши исследователи за отсутствием у них других источников широко использовали труд Льва Алляция, посвященный тому же вопросу и изобилующий выписками из редчайших рукописей Ватиканской библиотеки 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя тридцать третья по Пятидесятнице, по Богоявлении, глас 8, воскресенье, 21 января 2024 года: что будет в храме? 9 мин., 20.01.2024 На воскресенье 21 января в 2024 году приходится попразднство Богоявления. В этот день Церковь вспоминает преподобных Георгия Хозевита, Домнику Константинопольскую, Паисия Угличского, Илию Египетского, Григория, чудотворца, и Григория, затворника, Печерских. В тридцать третью Неделю по Пятидесятнице мы молитвенно обращаемся к священномученику Исидору Юрьевскому и с ним 72-м, в Юрьеве Лифляндском пострадавшим, Картерию Кесарийскому, диакону Феофилу и мученику Елладию, мученикам Иулиану, Келсию, Антонию, Анастасию, Василиссе и Марионилле, семи отрокам и 20-ти воинам, а также мученику Або Тбилисскому и исповеднику Емилиану, епископу Кизическому. 21 января 2024 года Церковь также чтит память священномучеников Виктора Усова, Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого, Василия Архангельского, преподобномученика Пафнутия Костина, мучеников Михаила Новоселова и Иоанна Малышева, а также исповедника Михаила Розова. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 21 января. Воскресенье, 21 января 2024 года, попразднство Богоявления Воскресенье 21 января называется Неделей по Богоявлении, потому что в этот день совершается попразднство Крещения Господня. Недавно в праздник Крещения Господня Церковь вспоминала событие, описанное в Евангелии, когда Спаситель пришел к реке Иордан, чтобы пророк Иоанн Предтеча крестил Его. В момент крещения на Христа снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба был глас: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Евангелие от Луки, глава 3, стих 22). Таком образом Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус — Сын Божий. Праздник получил название Богоявления, поскольку в событии Крещения явили Себя все Лица Святой Троицы.

http://foma.ru/nedelja-tridcat-tretja-po...

В случае же болезни, после прилежной молитвы Богу, дозволительно найти вскусного врача к с молитвою к Создателю, подающему врачевание, пользоваться врачебными пособиями. д) Некоторые отказываются от врачебной помощи на том основании что будто святые не одобряли лечит болезни и не лечилият сами . Неосновательность этого предрассудка не трудно обнаружить: аа) Святые сами подавали врачебную помощь всем; многие из них прибегали во врачам или домашним врачебным средствам. Так св. Сампсов странноприимец был вместе и врач. Он, как сказано в житии его, „от враческого художества своего подаваше исцеление» (Ч.-М. жит. св. Сампсона, июня 27 д.). бб) Преподобные Кир и Иоанн, святые Косьма и Дамиан — была также врачами; даже св. евангелист Лука был врач. вв) Феофилакт устроял и больницы. (Ч.-М. жит. св. Феофил., марта 8 д.). гг) Святые также прибегали и к врачам. Так в житии препод. Зосимы финикийского пишется, что когда у одного знаменитого мужа, именем Аркесилая, ненарочито жена ранила себе спицею око, то св. епископ Иоанн Хозевит поспешно пришел в дом того патриция и, увидев жену его люто страждущею от недуга, повелел тотчас врачу, тут бывшему, лечить больную врачеваниями (там же, жит. Зосимы финик., июня 8 д.). дд) Святые не считали грехом пользоваться и домашними лечениями. Так, в жит. св. Афанасия афонского сообщается, что когда он с учеником своим Антонием возвращался в св. гору афонскую, то от трудного и продолжительного пути у Антония до того заболели ноги, что на них появился отек и сильное воспаление и он не мог даже продолжать пути. Преподобный Афанасий, взявши горсть травы, по которой они шли, растер ее в руке своей и, обложив листьями древесными, обвязал больные места св. Антония платком — и облегчилась болезнь Антония (Афонск. патер. жит, св. Афанасия афонск., июля 5 дня). В житии преподобной Евпраксии девицы также пишется, что, когда она рассекла себе, вместо дерева, собственную свою ногу, игумения того монастыря, в котором жила св. Евпраксия, приводила ее в чувство, возливая холодную воду на лицо ее: а в другой раз когда Евпраксия, зацепив за собственную свою одежду, упала с высоты здания и от ушиба истекла кровию, то игумения прикладывала ей елей и соль к больному месту.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

В настоящее время в монастыре имеется один каменный храм в честь Спаса Нерукотворного. Он был построен в 1829 году гвардии поручиком Александром Федоровичем Полторацким на месте домовой церкви помещиков Полторацких. До закрытия в храме было 4 придела: в честь Спаса Нерукотворного, святителя Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. Храм был полностью восстановлен к 1999 году, и 28 ноября того же года архиепископом Климентом освящен его центральный придел. В обители хранятся частицы мощей: апостола Андрея Первозванного; святителей Игнатия Брянчанинова , Иннокентия Херсонского , Феодосия Черниговского, Луки Симферопольского, Игнатия Ростовского, Тихона Задонского , Патриарха Московского Тихона; священномучеников Иосифа Астраханского и Харлампия Магнезийского; мучеников Хозевитских; благоверного князя Александра Невского; преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского , Варнавы Гефсиманского , Севастиана Карагандинского , Лаврентия Черниговского , Феодора Санаксарского , Саввы Вишерского, Арефы Верхотурского; праведного Артемия Веркольского; Киево-Печерских святых: священномученика Кукши, преподобномучеников Анастасия, Василия, Феодора, преподобных Агапита, Евстратия, Ипатия, Дамиана, Нестора Летописца, Никона, Моисея, Алипия, Феофила, Николы Святоши; Афонских святых: преподобномученика Акакия и преподобного Гавриила; Оптинских старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Амвросия, Анатолия, Иосифа, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Исаакия I, Антония, Илариона, Нектария; а также праведного Ионы и преподобного Кукши Одесских. Особо почитаются иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и Тихвинская икона Божией Матери. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1896  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

3 . Предпразднство Просвещения. Святаго пророка Малахии. Святаго мученика Гордия. 4 . Предпразднство Просвещения. Собор святых седмидесяти апостолов. Преподобнаго Феоктиста, игумена, иже в Кукуме Сикелийстем. 5 . Предпразднство Просвещения. Навечерие Богоявления . Святых мученик Феопемпта и Феоны. Преподобныя Синклитикии. 6. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 7. Собор святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 8 . Преподобных Георгия Хозевита и Емилиана исповедника. Преподобныя Домники. Преподобнаго Григория Печерскаго. 9 . Святаго мученика Полиевкта. Иже во святых отца нашего Филиппа, Московскаго и всея России чудотворца . 10 . Иже во святых отца нашего Григория, епископа Нисскаго. Преподобнаго Дометиана, епископа Мелитинскаго. Преподобнаго Маркиана, пресвитера и иконома Великия церкве. Преподобнаго Павла Комельскаго, иже на Обноре реце. 11. Преподобнаго Феодосия Великаго, общих житий начальника . Преподобнаго Михаила Клопскаго. 12 . Святыя мученицы Татианы. Иже во святых отца нашего Саввы, архиепископа Сербскаго . 13 . Святых мучеников Ермила и Стратоника. 14 . Преподобных отец, в Синаи и Раифе избиенных. Преставление святыя равноапостольныя Нины, просветительницы Грузии (Иверии). Отдание праздника Святых Богоявлений . 15 . Преподобных Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника. 16 . Поклонение честным веригам святаго всехвальнаго апостола Петра. 17 . Преподобнаго Антония Великаго . 18. Иже во святых отец наших Афанасия Великаго и Кирилла, архиепископов Александрийских. 19. Преподобнаго Макария Великаго , Египтянина . Преподобнаго Макария Печерскаго. Обретение честных мощей преподобнаго Саввы Сторожевскаго. 20. Преподобнаго Евфимия Великаго. 21 . Преподобнаго Максима Исповедника . Святаго мученика Неофита. Святых мучснико» Евгения, Кандида, Уалериана (Валериана) и Акилы. Преподобнаго Максима Грека . 22 . Святаго апостола Тимофея. Святаго преподобномученика Анастасия Персскаго. 23 . Святаго священномученика Климента, епископа Анкирскаго. Святаго мученика Агафангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иисус Навин, вождь Израильский. 4 сент. Иисус, сын Иоседеков. В нед. праотец. Иоад прор., обличитель Иеровоама. 30 марта. Иоаким и Анна, Богоотцы. 9 сент. Иоанникий Великий, преп. Вифинский, ум. 846. 4 ноября. Иоанна, жена Хузы, строителя дому царя Ирода. В нед. Мироносиц. Иоанн Предтеча: его зачатие – 23 сент., рождество – 24 июня, усекновение главы – 29 авг., 1 и 2 обретение главы – 24 февр., 3 обретение – 25 мая, перенесение десной его руки из Мальты в Гатчину – 13 сент., собор – 7 янв. Иоанн Богослов, апостол и евангелист. 26 сент. Воспоминание чудесного праха, исходившего от гроба его: 8 мая. Иоанн, из 7 Ефссских отроков. 4 авг. и 22 окт. Иоанн бессребреник. муч. Александрийский ок. 311 г., с Киром и др. 31 янв. и 28 июня. Иоанн комит, муч. из 1218 воинов, при Антонине с Мелетием. 24 мая. Иоанн, пустынник Арменский, в студенце поживший. 29 марта. Иоанн отрок, сын блаж. Клеопатры, с Уаром муч. 19 окт. Иоанн, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Иоанн св. пресв., сын св. Поплии, страдавшей при Иулиане. 9 окт. Иоанн воин, живший при Иулиане. 30 июля. Иоанн преподобномуч., с Миной и Давидом. 12 апр. Иоанн еписк., муч. Персидский 343 г., с Нирсом и др. 20 ноября. Иоанн еписк., и Иаков пресв., мучч. Персидские, ок. 345 года. 1 ноября. Иоанн прозорливый, пустынник Египетский, подв. близ Ликополя, ум. 393. 27 марта. Иоанн Златоустый, архиеп. Цареградский, ум. 407. Его преставление – 14 сент., празднуется 13 ноября. Перенесение мощей – 27 янв. В соборе трех святителей: 30 января. Иоанн Колов, преп. Скитский 5 в. 9 ноября. Иоанн, пустынник Сирийский 5 века. 23 февр. Иоанн, преп. Палестинский 5 в., с Ксенофонтом и Марией. 26 янв. Иоанн Кущник. преп. Цареградский, ум. ок. 465. 15 янв. Иоанн преп., нареченный Варсонофий, еп. Дамасский, отшельник Нитрийский 5 века. 29 февр. Иоанн Каппадокийский, патриарх Цареградский, ум. 520, с Александром и Павлом. 30 авг. Иоанн преп., Хозевит, еп. Кесарийский, сконч. ранее 536 года. 3 окт. Иоанн молчальник, Савваит, прест. позже 557. 3 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Хлеб и освящается в особом, отличном от обычного, порядке Святая Чаша. За отсутствием безспорных данных нельзя утверждать, что таков, именно, был общепринятый чин преждеосвященной службы с самого начала ее существования. Некоторые исследователи ее предполагают, что первоначально на этой службе вместе с преждеосвященным св. Телом употреблялась в раздельном виде и преждеосвященная св. Кровь 27 . Отчасти такое предположение подтверждается старинной практикой Римской церкви: по ее сакраментариям так называемой Геласиевой редакции (их основа возводится к VI в.) причащение в великий пяток совершается свв. Телом и Кровию, оставленными от предшествующего дня 28 : вполне возможен был такой порядок и в восточных церквах, а, в частности, в древней Константинопольской, где раньше литургия преждеосвященных Даров служилась, по-видимому, не только в 40-цу, но и в остальное время года 29 , а по некоторым, правда, непроверенным, сообщениям, даже каждые постные среду и пятницу 30 : в прочие дни, по тем же сведениям, совершалась полная литургия, и, следовательно, имелась возможность, по крайней мере, в обычное время года иметь постоянно преждеосвященную св. Кровь. Но при всей возможности и даже вероятности подобной практики нельзя отказывать в глубокой древности и другому порядку преждеосвященной службы, именно, – с освящением чаши, как указывает послание Павлу Каллипольскому: если в XI в. такой порядок в Константинопольской церкви стоял, по-видимому, уже твердо, то его происхождение, несомненно, нужно относить к более раннему времени. Некоторые факты из древнецерковной практики поддерживают справедливость такого заключения. В житии преп. Георгия Хозевита (к. VI-h. VII в.), написанном учеником святого Антонием, рассказывается случай из жизни Хузивской обители VI в., происшедший с одним братом, юношей Зиноном, отчасти подтверждающий употребление, по крайней мере, на Востоке, за преждеосвященой службой св. Хлеба без соединения со св. Кровию. Житие повествует, что учитель Зинона «в воскресные дни, после бдения, посылал юношу в Иерихон за просфорами на случай, если к ним прибудет кто-либо для молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

«Апостольское предание» § 38A.1 Латинская версия Саидская версия Арабская версия Эфиопская версия Ибо благословляя [Чашу] во имя Божие, ты принимаешь [ее] как вместообраз Крови Христа. Ибо когда ты благословляешь Чашу во имя Божие и принимаешь от нее, как от Крови Христа, будь весьма осторожен. Если Чаша благословлена во имя Господа и от нее преподано Причащение, это есть Кровь Христа. Ибо ничто не должно пролиться из Чаши, так как Чаша благословлена во имя Господа нашего Иисуса Христа, потому вы должны принимать от нее, поскольку это есть Кровь Христа. Согласно латинской и саидской версиям, Чаша благословляется во имя Божие; арабской – во имя Господа; эфиопской – во имя Иисуса Христа. После благословения содержимое Чаши считается Кровью Христа. Важно отметить, что если в латинской версии о содержимом Чаши говорится как о «вместообразном Крови Христа», то по другим версиям «это есть Кровь Христа», – прекрасный пример изменения литургической терминологии в отношении веществ Евхаристии 645 . Свидетельства о домашнем хранении Св. Даров в практике ранней Церкви позволяют сделать вывод, что Дары чаще всего хранились только под одним видом – Св. Хлеба – и при причащении Чаша (при ее наличии) была освящаема посредством Св. Хлеба. Не существует, насколько нам известно, ни одного источника, который можно было бы понять в смысле существования в древней Церкви практики хранения Агнца, напоенного Св. Кровью, или в смысле того, что Чаша, в которую был погружен Агнец или его часть, не считалась освященной. Имплицитные свидетельства о Преждеосвященной литургии Самое раннее упоминание о литургии Преждеосвященных Даров на территории Палестины содержится в памятнике под названием «Чудеса Святой Девы Марии в Хозиве», написанном Антонием Хозевитом († после 630) 646 , учеником преподобного Георгия Хозевита († 625) 647 . Памятник представляет собой краткий сборник рассказов о чудесах, связанных с Хузивским монастырем в Палестине. Чудо, которое нас интересует, монах Антоний, автор сборника, относит ко времени основания монастыря – V веку. Герой рассказа – молодой монах Зенон, который запомнил анафору наизусть:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Афонскую обитель Симонопетра признали одним из самых красивых монастырей мира 5 мая, 2014. Новостная служба Православные монастыри составили более половины списка. 5 мая. ПРАВМИР. Афонская Симонопетра вошла в число самых красивых монастырей мира. Рейтинг десяти самых красивых монастырей был опубликован на портале Huffington Post . Православные монастыри составили более половины списка. В числе красивых святынь также Мони Хозовиотиссис, Аморгос, Монастыри Метеоры, Афонский монастырь Симонопетра, Монастырь Острог из Черногории, Монастырь Георгия Хозевита (Израиль) и Монастырь Панагия Сумела (Турция). По мнению авторов рейтинга Симонопетра является «пожалуй самым красивым сооружением когда-либо построенных монахами». Обитель буквально висит над обрывом, поражая своим величием и красотой. Монастырь Симонопетр назван в честь своего основоположника – прп. Симона. Он подвизался на Святой Горе в XIII веке в недоступном месте в маленькой пещере, которая сохранилась и поныне, — напоминает Путеводитель по Афону . В Симонопетре подвизаются монахи из многих стран мира, много там и иностранных паломников. Здесь принял православие бывший католический монах о. Плакида Дезей, основавший во Франции три православных монастыря: мужской Антония Великого и два женских — Покрова Пресвятой Богородицы и Преображения Господня.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 ноября, 2021 10 марта, 2019 28 декабря, 2018 27 декабря, 2018 22 октября, 2018 24 июля, 2018 7 июня, 2016 18 мая, 2016 17 мая, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/afonskuyu-obitel-simon...

Несколько позже, в том же столетии в Хозиву пришел молодой паломник из Галатии, Феодор Сикеот, принявший до своего возвращения на родину монашество 1025 (уже став епископом, он вновь совершил паломничество в Палестину, проведя весь Великий пост в МарСабе и надеясь оставить свое епископство, однако явившийся ему во сне великомученик Георгий повелел ему вернуться назад). 1026 У Мосха мы находим историю 1027 о жившем в обители Хозива старом монахе, имевшем обыкновение встречать на дороге паломников, идущих в Иерусалим: монах этот помогал нести им ношу или их утомленных отроков, провожая странников до самой Елеонской горы, или же сидел у дороги (он брал с собою инструменты сапожника) и чинил их износившуюся обувь. Однако самое поразительное из имеющихся в нашем распоряжении свидетельств это Житие преподобного Георгия Хозевита, написанное учеником его Антонием, в приложении к которому описываются различные чудеса, случившиеся в этой обители Божией Матери, а также рассказывается о ее истории. 1028 Георгий был младшим сыном небогатого кипрского землевладельца. 1029 По смерти родителей один из его дядей решил женить его, однако Георгий принял сторону другого своего родетвенника, который был игуменом монастыря, 1030 и сбежал к своему старшему брату Ираклиду, успевшему стать монахом лавры Каламон. Поскольку борода у юноши еще не росла, Ираклид передал юношу игумену монастыря Хозива, который должным образом постриг его в монахи и надел на него монашеское облачение, 1031 после чего отправил юношу к старому грубому монаху из Месопотамии с тем, чтобы Георгий помогал ему ухаживать за садом. Когда старый монах ударил юношу, вменив ему некую вину, у него тут же стала усыхать рука, однако по молитвам Георгия рука его вновь стала здоровой. Когда братия прослышала об этом, Георгий поспешил удалиться к брату в лавру Каламон. 1032 Здесь он оставался до самой смерти Ираклида, умершего в семидесятилетнем возрасте. 1033 Когда же в обители начались распри, связанные с избранием нового игумена, он вновь вернулся в обитель Хозива и испросил у настоятеля ее Леонтия разрешения поселиться в келье.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010