Молебен у дуба Мамврийского в Хевроне © Фотоархив Общества " Россия в красках " Путешествие через Вифанию на Иордан и к Мертвому морю После возвращения каравана из Хеврона и отдыха для паломников 4 дня, как правило, в ближайший понедельник формировался особый караван для отбытия на Иордан. По пути паломники заходили в Вифанию, в которой стремились посетить пещеру Лазаря Четверодневного, греческий монастырь Встречи, где сестра Марфа встретила Спасителя. По дороге из Иерусалима в Иерихон останавливались на отдых в гостинице милосердного Самарянина и к вечеру, добравшись до селения Ерихи (древний Иерихон) шли в приют, основанный арх. Антонином с большим садом из олеандров, пальм и лимонных деревьев. Здесь за умеренную плату паломники по желанию могли воспользоваться ночлегом и самоваром. Рано утром паломники шли мимо башни Закхея к Мертвому морю. Многие паломники любили купаться в Мертвом море с непременным потом омовением в Иордане. Купанье это, из-за обильного содержания в море солей доставляло удовольствие многим паломникам. Далее паломники посещали монастырь св. Герасима Иорданского, а затем отправлялись на берег Иордана для купанья, после которого отдыхали и обедали, посещая также монастырь св. Иоанна Предтечи и уже к ночи возвращались в Иерихонский приют. Ранним утром паломники мимо источника пророка Елисея шли к Сорокадневной горе Искушения, где Господь постился 40 дней и ночей и был искушаем от диавола и здесь их ждало легкое угощение от гостеприимных иноков обители. После краткого отдыха караван продолжал свой путь в монастырь св. Георгия Хозевита, где по преданию было явление ангела пр. Богоотцу Иоакиму с радостною вестью о зачатии от него Пресвятой Девы Марии. Отсюда караван при быстром передвижении и кратких отдыхах, в тот же день возвращался в Иерусалим. В противном случае он должен был заночевать в монастыре св. Георгия Хозевита или в монастыре Встречи в Вифании. В лавру св. Саввы Освященного в основном путешествовали только мужчины и как правило на поездку хватало одного дня.

http://religare.ru/2_34729.html

80 Тахир-эль-Халеди Сеид Мухаммед – наместник судьи города Иерусалима. Оформлял ряд купчих документов на участки о. Антонина. 81 Мусульманский дервишский монастырь на месте легендарной могилы пророка Моисея. По мнению русских авторов XIX в., монастырь был устроен на месте византийской Лавры преп. Евфимия Великого, а сама почитаемая арабами гробница представляет собой не что иное, как гроб святого основателя обители ( Леонид (Кавелин) , архимандрит. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М., 2008. С. 301). Так же думал о. Антонин: Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866–1891. М., 2010. С. 75. 82 Древний пещерный монастырь, известный в византийских источниках под названием «Лавра Хозева (Хузива)», был основан в ущелье Вади Кельт (см. выше примеч. 55) в 535 г., достиг расцвета при преподобных игуменах Иоанне и Георгии Хозевитах («хозевит» – житель ущелья Хозева и монах одноименной Лавры), неоднократно впоследствии разрушался и возобновлялся. В 1850-е гг. сюда первыми пришли иноки-отшельники («бедные сиромахи») Варнава и Неофит, из монастыря Саввы Освященного. В 1859 г. они открыли почти случайно древнее пещерное кладбище, а потом и руины храма с древнейшими в Палестине образцами византийской живописи. В 1878 г. по благословению Патриарха Иерусалимского Иерофея здесь поселился игумен Каллиник. Постепенно, с помощью Святогробского братства и русских православных паломников, он отстроил кельи для монашествующих и «кафоликон» – соборный храм во имя Рождества Богородицы (освящен Патриархом Герасимом 10 декабря 1893 г.) с приделом Иоанна и Георгия Хозевитов и пещерным храмом во имя Пророка Божия Илии. 83 О. Антонин вспоминает о первом своем посещении ущелья Вади Кельт 13 ноября 1866 г.: «Через час времени достигли Хузевитской Лавры. С полчаса пробыли в древнем монастырском кладбище, устроенном в пещере и преисполненном надписей вроде следующей: “здесь почиет отец наш имярек, такого-то числа и месяца и индиктиона”. Но года, к сожалению, нет ни в одной из надписей. Затем перешли в самый монастырь, пристроенный подобно Саввинскому к скале и не раз, как видно, возобновлявшийся. В церкви еще много сохранилось стенной иконописи. Есть придел в честь св[ятых] Иоакима и Анны, видимо, устроенный в подтверждение предания о молении Иоакима на этом месте» ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Дневник за 1866 г.//Библиотека ИППО. Шифр: И.П.П.О. Б. IV. 853/8. С. 139–140).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

128 Речь идёт о строительстве Свято-Казанского храма в Горней, законченном в 1882 г. Храм освящён архимандритом Антонином (малым освящением) 13 февраля 1883 г. Горненский женский монастырь, основанный им, официально утверждён Св. Синодом в 1898 г. 129 Одна из «первопоселенок» русской Горненской обители – «скитянок», как называл их о. Антонин. Память о ней и сейчас свято хранится в монастыре. 130 Великий князь Вячеслав Константинович (1862–1879), младший сын великого князя Константина Николаевича, первого августейшего паломника в Святой Земле (1859 г.). 134 Пещера неподалёку от Вифлеемского храма Рождества Христова, в которой, как думают, отдыхало Святое Семейство на пути в Египет. Получила своё название от капель молока, разбрызганных, по преданию, в момент, когда Богородица кормила Младенца. 139 Ефрафа – древнее библейское название Вифлеема. Говоря о «моей Ефрафе», отец Антонин горюет, что не смог показать великим князьям приобретённый ещё в 1866 г. и обустроенный им участок в Бет-Джале, возле Вифлеема, где была размещена ещё ранее основанная Е. Ф. Бодровой школа для девочек, переданная позже Православному палестинскому обществу и преобразованная в женскую учительскую семинарию. 141 Указатель с отметкой «Уровень моря» на Иерихонской дороге. Долина Иордана лежит почти на 400 м. ниже уровня моря, Иерусалим – почти на 800 м. выше. 142 Ущелье Хузива (современное арабское название Вади-Кельт), где находится монастырь преп. Георгия Хозевита. Восстановлен незадолго до описываемого времени игуменом Каллиником, который по благословению Патриарха Иерусалимского Иерофея поселился отшельником среди древних развалин в 1878 г. 143 Имеется в виду «Иерихонская Московия» о. Антонина – приобретённый им земельный участок в Иерихоне, площадью более 15 тыс. кв. м., с двухэтажным домом для паломников, часовней и садом. До недавних пор участок принадлежал Русской Православной Церкви за рубежом, в настоящее время руководством Палестинской Автономии возвращён Московскому Патриархату. 144 Аркадий (Конюхов) – русский инок, подвизавшийся на Горе Искушения, в греческом монастыре, восстановленном в 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

I. Части Св. мощей Главную, досточтимую и достопокланяемую святыню Воскресенской ризницы составляют: а) части Св. мощей разных Святых, и б) длань десные руки Св. мученицы Татианы. Сия святыня, ныне размещена по приличию, в двух киотах, за стеклом, поставленных на аналоях пред местными иконами в храме Воскресения Господня. а. На аналое , что против местной иконы Спасителя, в золоченом киоте, под стеклом, серебряная вызолоченная дска 84 пробы: в нее вложено 60 частей Св. мощей с надписью, а именно: 1) мощи от главы Св. Иоанна Предтечи, 2) Евангелиста Матфея, 3) Евангелиста Марка, 4) Св. Иакова Брата Господня, 5) Св. Андрея Первозванного, 6) Св. Апостола Варнавы , 7) Св. Апостола Тита, 8) Св. Апостола Наассона, 9) Св. Равноапостольной Марии Магдалины, 10) Св. мученицы Татианы (две кости), 11) Св. мученика Трифона, 12) Св., Архидиакона Евпла, 13) Св. Архидиакона Стефана, 14) Священномученика Петра Александрийского , 15) Священномученика Авивы, 16) Св. Девицы Феодоры, 17) Св. Анны, 18) Св. Григория Декаполита , 19) Св. Иоанна, 20) Св. Иоанна Бессребренника, 21) Св. Кира Бессребренника, 22) Св. Косьмы и Дамиана, 23) Св. Василия Анкирского, 24) Св. Косьмы иже от Аравии, 25) Св. Григория Епископа Селунского, 26) Св. Лазаря четверодневного, 27) Св. Иоанна Златоустог о, 28) Св. Благоверного Князя Георгия Владимирского, 29) Св. Благоверного Романа Князя Углицкого, 30) Благоверного Царя Константина, 31) Св. Симеона Сербского, 32) Св. Климента Анкирского, 33) Св. Александра Невского, 34) Григория Богослова , 35) Преподобного Саввы Сторожевского, 36) Моисея Архиепископа Новгородского, 37) Св. Григория Хозевита, 38) Св. Антония Великого , 39) Св. Ефрема Сирина , 40) Св. Григория Нисского , 41) Св. Ефрема Новоторжского. 42) Св. Пророка Даниила, 43) Св. Феодора Сикеота, 44) Св. Ефрема Суздальского, 45) Св. Евфимия Великого, 46) Св. Иоанна Дамаскина , 47) Св. Тихона Амафунтского, 48) Св. Иоанна Милостивого, 49) Св. Никиты, 50) Св. Пимена Великого , 51) Св. Василия Валикого, 52) Св. Михаила Малеина, 53) Св. Иоанна Новгородского, 54) Св. Епифания Кипрского , 55) Св. Антония Римлянина, 56) Пр. Ипатия Чудотворца, 57) Св. Василия Амасийского, 58) Св. Германа Архиепископа Казанского, 59) Св. Максима Блаженного, 60) Св. мученика Евгения. В дске сей весу 4 фунта 21½ золотник.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Велико было удивление отца и матери Кельсия, когда они увидели его с Иулианом. Велика была ярость Маркиана, когда он увидел, что никакими мольбами, никакими угрозами не мог он отлучить сына своего от мученика. Все же, кто прикасался к отроку, чтобы взять его, чувствовали нестерпимую боль в руках. Маркиан приказал отвести их обоих в темницу. Но на каждом шагу угодника Своего Бог расточал для него чудеса Свои... Тёмная и смрадная темница оказалась светлой и благоуханной; двадцать воинов, бывших при этом, уверовали в Бога и остались в темнице. Св. Иулиан скорбел о том, что некому было совершить над ними крещение, но Господь не лишил его этого утешения. Священник Антоний, находившийся при семи сыновьях одного умершего знатного и заслуженного гражданина, семейству которого разрешено было исповедовать христианскую веру, пришёл с ними навестить заключённых в темнице и окрестил Кельсия и 20 воинов; семеро же братьев остались в темнице, желая вместе с мучениками пострадать за Христа. Во время суда над ними всеми св. Иулиан – в проявление славы Божией – поразил гонителей новыми чудотворениями. Он воскресил мертвеца, которого проносили мимо по улице, и мертвец засвидетельствовал о себе, что слышал голос Божий: пусть возвратится эта душа в тело своё ради возлюбленного раба Моего Иулиана... Игемон смутился и, опасаясь народного волнения, приказал снова отвести в темницу всех подсудимых. В темнице священник Антоний окрестил воскресшего и дал ему имя Анастасия. На другой день решено было сжечь мучеников в кадках с серой и смолой, но кадки с горючими веществами сгорали, а они остались невредимыми. Народ был до крайности взволнован происходившими на его глазах поразительными чудесами, но очерствевший сердцем Маркиан приписывал их только волшебству христиан и снова отослал их в темницу. Жена же игемона, Марионилла, узнав, что сын её остался невредимым, поспешила увидать его в темнице и уверовала во Христа, и немедленно приняла св. крещение. Доведённый до ярости Маркиан заключил и жену свою в темницу. Долго содержались здесь мученики; наконец, выведены они были на последнее испытание. Игемон всё ещё надеялся принудить их принести жертву идолам, но когда они приблизились к языческому храму, то земля потряслась, храм сокрушился и обломками его было убито множество жрецов и народа...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Распятие апостола Петра 99 . Преподобный Георгий (Хозевит. – Прим. ред.) – патрон Григория Никитникова Северная стена 100 . Обращение Савла 101 . Казнь апостола Павла 102 . Христос «Благое молчание» 103 . Мученики князья Борис и Глеб (медальоны по сторонам южного портала) Алтарь южного придела (свмч. Никиты. – Прим. ред.) 104 . Великий вход (с изображением молящейся семьи Никитниковых. – Прим. ред.) (конха апсиды) 105 . Господь Саваоф (свод) Придел св. Иоанна Богослова (под колокольней) 106 «Сидящий на престоле» с двадцатью четырьмя коленопреклоненными старцами (фрагмент росписи 18–19 вв., свод) Западная стена 107 . Четыре апокалиптических всадника 108 . Ладьи со спасающимися людьми (откос окна) 109 . Саранча Южная стена 110 . Ангелы-мстители Северная стена 111 . Чудовище, убивающее людей 112 . Жена, облеченная в солнце 113 . Семиголовый дракон, испускающий семь рек Алтарь придела под колокольней (св. Иоанна Богослова. – Прим. ред.) 114 . «Некто, подобный сыну человеческому»,с серпами (конха апсиды) 115 . Ангел, поднимающий камень (конха апсиды) Южная стена 116 . Четыре ангела, сдерживающие ветры 117 . Ангел, кладущий печати на челе праведников 118 . Ангел, облаченный облаком, и св. Иоанн Богослов с книгой Северная стена 119 . Летящие ангелы 120 . Разрушающийся город Вавилон Площадка лестницы под колокольней 121 . Всадник на белом коне с мечом в устахи небесное воинство 122 . Архангел Михаил и ангелы, сражающиеся с драконом 123 . Вавилонская блудница 124 . Дракон, извергающий нечистых духов, подобных жабам 125 . Бог судит мертвых по Книге Жизни (сохранилась частично в слое записи 19 в.) 126 . Страшный суд (шатер входного крыльца). ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА ОВЧИННИКОВА (1904 – после 1983) – исследователь древнерусского искусства, в течение многих лет – зав. отделом древнерусской живописи государственного исторического музея. Кандидат искусствоведения. В.Н. Прокофьев. Гойя. Росписи церкви Сан Антонио де ля Флорида 73 В конхе абсиды (церкви Сан Антонио де ля Флорида. – Прим. ред.) Гойя запечатлел двенадцать ангелов, которые окружают ликующим венцом мистический треугольник – символ св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Он нарочито отправил своего иеромонаха в Палестину, устроил там животворящий крест из кипариса по точному размеру креста Христова и, по привезении из Палестины, обложил его в Москве по краям сребропозлащенным окладом и поместил в оный, на лицевой стороне в верхнем позолоченном ковчеге части крови Господней, самого древа креста Господня, ризы Господней, млека пресвятой Богородицы, крови Предтечи Иоанна, крови Апостола Павла. В нижнем таковом же ковчеге: часть же древа креста Господня, к которой и прикладываются богомольцы. В позлащенных звездах водружены части: камня гроба Господня, камня вертепа, где родился Христос, камня пещеры, где постился Господь, камня гроба пресвятой Богородицы, камня пещеры, где укрывался Предтеча от Ирода, камня пещеры, где молился Предтеча, камня, на котором Авраам угостил святую Троицу, части жезла Моисеева, коим пресек он Чермное море. Далее – части св. мощей: Иоанна Предтечи, апостолов: Павла, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Фомы; евангелистов: Магфея, Марка и Луки; Иакова брата Господня, Варнавы, Тимофея, Тита, Пророка Даниила, Лазаря друга Божия, архидиакона Стефана, св. Анны – матери пресвятой Богородицы и равноапостольного царя Константина. Части святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Спиридона Тримифунтского, Григория Нисского , Андрея Критского , Иоанна Милостивого, Епифания Кипрского , Нектория Цареградского, Григория Солунского, митрополитов московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; Гурия Казанского, Иоанна Новгородского. Священно-мучеников: Игнатия Богоносца , Петра Александрийского , Климента, Ермолая, Афиногена, Елевферия, Василия, Антины; великомучеников: Геория Победоносца, Димитрия, Прокония, Меркурия, Пантелеимона, Никиты, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Иакова Перского, великомученицы Варвары, Марины; мучеников: Алексимы, Маманта, Трифона, Неофита, Дамиама, Евстратия, Авксентия, Калиника, Кирика, Христофора, Калистрата, Анастасия, Лукиана, Стефана нового, Косьмы, Кира; архидиаконов Евпла и Авива; мученицы Евфимии, Ирины, Анастасии, Евдокии, Феодосии девы. Части преподобных: Антония Великого , Евфимия Великого, Пимена Великого , Иоанна Дамаскина , Ефрема Сирина , Алексия человека Божия, Григория Декаполита , Феодора Сикеота, Георгия Хозевита, Михаила Малеина, Никиты исповедника, Косьмы Аравитского, Сергия Радонежского, Антония Римлянина, Саввы Сторожевского, Евфимия Суздальского, Иакова Боровицкого, Великого князя Владимира Новгородского, Великого князя Александра Невскаго, княза Романа Углицкого и многих других вложенных в обратной стороне креста без поименования, всех же св. мощей более 300 частиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Второй собор русского святогорского монастыря — Покрова Пресвятыя Богородицы . Святыни этого храма: несколько частиц Животворящего Древа Креста Господня; части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Матфея, Луки, Филлиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы, Иоакова Алфеева, Тимофея, Прохора, Фаддея; св. Анны — матери Пресвятыя Богородицы; св. равноапостольныя Марии Магдалины; св. Архидиакона первомученика Стефана; св. Архидиакона Лаврентия; св. праведного Иосифа Обручника; св. Дионисия Ареопагита ; св. равноапост. царей Константина и Елены; святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого , Афанасия Александрицского, Григория Нисского , Кирилла Иерусалимского , Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы архиепископа Солунского, Феоны митрополита Солунского, Григория епископа великия Армении, Григория Акрагантийского, Мефодия Патарского; патриархов Константинопольских: Тарасия, Мефодия, Павла и Нифонта; Модеста Иерусалимского; Амфилохия; Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанских; св. священномучеников: Пантелеимона, Георгия, Димитрия, Феодора Тирона, Иакова Персянина, Никиты, Артемия, Прокопия; св. мучеников: Гордия, Каллиника, Келсия, Антония, Анастасия, Полиевкта, Георгия нового, Агафангела, Трифона, Порфирия, Терентия, Исидора, Фалалея, Дометия, Кирика, Андриана, Елеазара (Маккавеев), Аифала, Аммуна, Евода, Ермогена, Вонифатия, Маманта, Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Арефы, Нестора, Мины, Платона, Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; Десяти мучеников Критских, Сорока мучеников Севастийских; Литовских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия; св. преподобномучеников: Анастасия Перского, Никона, Стефана нового; св. великомучениц: Екатерины, Варвары, Анастасии Узорешительницы, Евфимии Всехвальныя, Параскевы, Марины; св. преподобномученицы Параскевы; св. мученицы: Фотинии Самаряныни, Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Софии Домны, Каллисты, Кириакии, Агафии, Татьяны, Василиссы; св. новомучеников: Димитрия, Марка Хиосского, Полидора, Константия, Иоакова Афонского, Пахомия афонского, Нектария Афонского, три главы св.преподобномучеников Афонских:Евфимия, Игнатия и Акакия; св. безсребренников: Космы, Дамиана, Кира и Иоанна; преподобных: Феодосия великого, Хатитона исповедника, иоанн кущника, Георгия Хозевита, Исаакия Далматского, Дионисия Олимпийского, Феодора Студита, Парфения Лампсайского; Симеона столпника, Феоктиста, Андрея Критского, Сампсона странноприимца, Пафнутия,Иакова, Василия нового, Петра Афонского, Агафангела, Акааия Кавсокаливского, Евдокима Ватопедского, Михаила Синадского, Германа Валаамского, Александра Свирского , Давида Гареджийского, Нила Афонского, макария нового, Герасима нового, Павла Латрского, Гедеона Афонского; Матроны Солунския, Макрины, Пелагии, Феоктисты, Мелании и Иоанна нового (русского).

http://azbyka.ru/palomnik/Пантелеимонов_...

64 Исключение представляют жития: Василия В., патриархов Евтихия, Антония Кавлея и Евфимия, из которых последнее есть скорее мемуары современника, касающиеся придворной жизни, чем житие. 69 См. его Etudés byzantines, 101: «Се qu’il convient ici, à mon sens, de faire de préférence, ce cont des monographies sur le gouvernement interieur da tel ou tel prince... plutot que des études d’ensemble, suivant d’un bout à l’aumre de l’histoire byzantine l’évolution de telle ou telle institution». 95 Palladius, Hist. Laus., 69. Ср. Житие Антония, гл. 16, 45, 55; Иероним, De viris illustr. с. 88. 98 Житие Герасима Иорданского, 175; Житие Георгия Хозевита, 114; Феодорит, Религиозная история, 1400 и 1488; Житие Евфимия В., гл. 77; Мосх, Луг, духовный, 2985 и 2957. 108 См. житие Саввы Освященного, отец которого, родом каппадокиец, был причислен к отряду исаврян: гл. 3 и 25. 134 См. Евстафия «De Thessalonica capta», с. 113, и Tafel, De Thessalonica, 506. Вениамин считает в Солуни 500 евреев. 143 Житие Александра Ак. 308. Оказывается, что многие из этих евреев наружно приняли христианство: «Judaei enim sunt, licet dicuntur Christiani». 148 Житие Евфимия М., 41−42; Житие Лазаря Г. 513. Ср. сообщение Льва Диакона о бунте столичного населения против своевольничавших армянских солдат Никифора Фоки: стр. 64−65. 149 См. изложение этого, к сожалению, неизданного жития в «Извест. Русс. Константиноп. Института», 1899, 190 и сл. 165 Житие Арсения В., 20, 22, 28; Житии Евфимия В. гл. 76.; Мосх, Лимонарь, 2909, 2957, 3024. Из синаксарного сказания о пр. Коприи (Syn. Eccl. C -pol., 75) и жития Иоанна Молчальника (стр. 16) видим, что во время этих нападений кочевников сельское население искало спасения в стенах соседних монастырей. 190 Стр. 39. Ср. с этим сообщение Лиутпранда об итальянцах – нищих в Константинополе X в.: «latinae linguae pauperes, qui me eleemosynarum gratia adierunt» (Leo Diaconus, Bonn., 363), в которых можно видеть или бедных паломников или неудачников авантюристов. 234 Житие Кирилла и Мефодия у Макария Ноябрь, л. 979. Ср. с этими показаниями агиографии другие источники: Михаил Акоминат и его брат прибыли в Константинополь из Хон для обучения (Opera, Ed. Lambros, I, 347) Лев Диакон мальчиком жил в столице ради образования (Leo Diaconus, 65).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каллистрата, мч. Маманта, мучеников Космы и Дамиана (по надписи мч. Космы), сщмч. диак. Авива, сщмч. диак. Евпла, мч. Лукиана, мч. Неофита, мч. Домна (по надписи мч. Дамиана), мч. Авксентия, вмц. Варвары, прп. Антония Великого, прп. Евфимия Великого, прп. Евфимия Суздальского (в наст. время вмц. Евфимии Всехвальной), прп. Иоанна Дамаскина, прп. Ефрема Сирина, прмч. Стефана Нового, прп. Григория Декаполита, прп. Пимена, прп. Феодосия (по надписи прп. Феодора Сикеота), прп. Кира, прп. Георгия Хозевита, прп. Михаила Малеина, прп. Никиты, исп., мч. Космы Аравийского, прп. Сергия Радонежского, далее 2 надписи закрыты (в наст. время свт. Иоанна Новгородского, прп. Антония Римлянина), прав. Иакова Боровичского, прп. Саввы Сторожевского, прп. Евфимии (в наст. время прп. Евфимия Суздальского), блгв. кн. Александра Невского, блгв. кн. Романа Угличского, вмц. Марины, мц. Ирины, мц. Анастасии Римской, блгв. кн. Владимира Новгородского, блгв. кн. Георгия Владимирского, св. Анны, прмц. Евдокии, прмц. Феодосии девы (в наст. время утрачены); неск. св. мощей без надписи. На образах равноапостольных царей Константина и Елены по сторонам К. к.- венцы «с короною и цатою сребрянные, чеканеные позлащенные» и убрус «низан жемчугом, у коего в средине сребропозлащенная запана с хрустальными вставками»; «пред Крестом завеса белаго ситца с разноцветными травами, разделяющаяся на две половины, в круге по краям обложена китайкой алой». Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Во 2-й пол. XIX в. настоятели Крестного мон-ря сообщали в донесениях о частичной утрате мощей. Так, архим. Нектарий в 1876 г. указывал на отсутствие мощей вмч. Прокопия и прор. Даниила: «Оные единственно могли быть затеряны при переносе св. Креста из монастыря по неудобному пути во время нашествия неприятеля… когда в 1854 году подходил англичанин к Соловецкому монастырю и был также и в Крестной обители и что в это время св. Крест был увозим из обители» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 508. Л. 148-151 об.).

http://pravenc.ru/text/Кийском ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010