Всё слава Богу! Я милость Божию каждый день чувствую. Каждый час даже чувствую. Когда накатывают помыслы: «Как всё плохо, могло бы быть лучше», – «Отойди от меня, лукавый», – говорю! Сопротивляюсь, ропщу, отказываюсь – мысленно. А так я церковной власти повинуюсь. Сказали – значит, всё так и будет. Я и молодежь так наставляю: Приходик получше присматриваешь? Куда назначат – туда и иди! – Не ищите места, ищите Бога. «Мне бы вот туда-то...» – начинаются разговоры. Это значит «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» рукополагались? Приходик получше присматриваешь? Куда назначат – туда и иди! Ты служи! Будет тебе, как евреям в пустыне, пища – манна да перепелы! Господь не оставит. «Валь, ну, так нельзя! Ну, что это такое?..» И вот, помню, я оказался в Жировицах, в семинарии. Преподавал там. А так-то я – человек спортивный. Устроил в семинарии спортивную секцию. Купили мы коньки, клюшки. Как только схватился монастырский пруд, бросились играть в хоккей. А отец Антоний (Мельников), впоследствии митрополит, тогда он еще архимандритом был, со второго этажа семинарии наблюдал за нами, любовался. Помню, февраль месяц, день солнечный, морозный. Студенты были четвертого класса. Кто-то из нас там уже и священником был, играли с нами и профессора. И вот такой хлопец Борис Кроха, в постриге после – Максим (он потом архиепископом Аргентинским был), не выдержал. Пришел ко мне, говорит: – Дай и мне коньки! Я ему дал. А там на монастырском пруду был один уголок, где били ключи, и это место не замерзало, – метра полтора глубина была. Мы-то знали это место, старались туда не заезжать. А он угодил и провалился. Вода холодная! Он перепугался. А семинаристы вокруг собрались и запели... тропарь Крещению: – Во Иордане крещающуся Тебе, Господи... – Прекратите! – налетаю на них. – Доставайте его! Достали. У меня с собой был ножик – порезали ему шнурки на коньках. У нас был такой Мишка Чураев – здоровенный – взял промокшего на плечи и понес. Отогрели. Ничего – даже не заболел. Так мы и продолжали с мальчишками играть в хоккей. Помню, все бока у меня были отбиты. Тогда я пошел в местную аптеку и купил все детские мочалки. Обвязался ими, «потолстел» сразу – такой у меня костюм был. Правда, моему примеру особо никто не последовал…

http://pravoslavie.ru/121201.html

Barbari, упоминаемые св. Киприаном, это вовсе не туземцы-разбойники; «если всмотреться ближе», то оказывается, что это римские военачальники, под командой которых состоят отряды варваров-язычников. Это, конечно, не разбойники, но «гонители» (с. 168–171). Нельзя не признать удивительной ловкости, с какой простой и ясный текст превращается под руками Соманя в загадочную картинку, которую уверенно и остроумно, не снисходя до доказательств, объясняет он читателю. Разбойники хватают, конечно, тех, кто попадался под руку, не выделяя христиан, ни язычников, но понятно, что помощь оказывается христианам: предстоятели местных Церквей обратились за помощью к Церкви-Матери, и сбор денег был проведен среди христиан. Если св. Киприан особо упомянул virgines Christi, то это не значит, что он не думал о судьбе всех девушек, оказавшихся в плену (мысль о холостяках – «братьях» – о таковых в тексте нет ни слова – заставляет предполагать, что Сомань страдал навязчивой мыслью о разврате в христианской, особенно в церковной, среде). Почему «при ближайшем всматривании» читатель должен увидеть в «варварах» (in manibus barbarorum) не разбойников – берберов, которые, пользуясь тем, что римского легиона в Нумидии нет, решили поживиться на счёт беззащитного населения, а местные войска и римских офицеров, ими командующих? Сомань располагает единственным фактом: помощь захваченным в плен христианам, которая объясняется просто и естественно. Предвзятое истолкование этого факта он делает основой своего дальнейшего бездоказательного комментария, но весь этот комментарий – доказательство того, что ему нужно связать св. Киприана с туземным населением и сделать его вдохновителем «активной и воинственной ненависти» к Риму. Только при насильственном обращении с текстом, при узаконении для себя метода вымогания нужного для собственной концепции можно было превратить трактат «О единстве Вселенской Церкви» в противоправительственный памфлет и 62-е письмо сделать свидетельством идеологической связи между Карфагенским епископом и местными разбойниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Доказательством наступления Церкви на государство служит работа Соборов (в Карфагене с 251 по 256 г. было семь поместных Соборов). Их постановления – это ясная, последовательная и агрессивная система установлений духовного, нравственного и политического порядка, создатели которой не скрывали своей цели заменить ею систему государственных установлений (с. 97). Мы хорошо осведомлены о деятельности Карфагенских Соборов. О ней в ряде писем говорит св. Киприан (письма 44, 45, 48, 55–57, 59, 61, 64, 67, 68, 70–73). Сохранились «сентенции» – мнения епископов, участников трёх последних Соборов, относительно крещения еретиков. Каким образом все эти решения о прощении отступников, о крещении младенцев, ответ на жалобу двух испанских общин, которым поставили в епископы отступников, выговор епископу, необдуманно принявшему священника-отступника, можно рассматривать как угрозу Римскому государству, как систему установлений, которые рассчитаны на то, чтобы смести его установления? Хорошим примером, до какой степени Сомань не любит «слушаться текста», служат письма 76–79. В августе 257 года св. Киприан был выслан в Курубис и там узнал, что девять нумидийских епископов вместе со своим клиром «помещены в рудниках» – in metallo constituti. Слова эти, по мнению Соманя, понимать буквально не следует: все сосланные живут, говоря современным языком, «на вольном поселении», как и св. Киприан, который говорит, что он relegatus – «выслан». Обратимся к тексту. «Я сам должен был бы прийти к вам,– пишет св. Киприан,– если бы и меня, высланного за исповедание, не держало в границах своих назначенное мне место» (nisi me quoque ob confessionem nominis relegatum praefiniti loci termini coercerent). Из этих слов явствует только, что св. Киприан, как и его нумидийские собратья, лишён свободы передвижения – для дальнейших заключений они основания не имеют. Киприан, хорошо представляя себе жизнь «помещённых в рудниках», пишет им, чтобы их ободрить и утешить. Страдания, которые они переносят (жестокие побои перед отправкой, оковы, холод, голод),– только ступени, по которым они поднимаются к венцу славы, их ожидающему: «Торжествуя стоите вы, ожидая обещанной от Бога награды... вы знаете, что с вами Христос, радующийся терпению рабов Своих, идущих по Его пути и по Его следам в жизнь вечную» (76, VII, 1). Сомань утверждает, что никаких страданий сосланные не знали и не испытывали; их выдумал св. Киприан: будучи одержим страстным желанием мученичества для себя и для окружающих, он не в состоянии видеть действительность в её настоящем виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Убедительность любой исторической работы зависит от убедительного истолкования источников, на которые эта работа опирается, и первое требование к исследователю: он должен «слушаться текста», т.е. уловить мысли автора, а не приписывать ему собственных; услышать то, о чём свидетельствует текст, а не то, что хочется услышать его истолкователю. «Непослушный» исследователь всегда внушает недоверие и неизбежно наводит на мысль, что он не стремится узнать, «как же, собственно, было на самом деле» (слова Ранке), а требует подтверждения своим предвзятым мыслям. Именно этого требовал Сомань от трактата св. Киприана, насильнически трактуя текст, не останавливаясь перед его искажением. Трудно представить, чтобы спокойное чтение трактата могло оставить хотя бы малейшее сомнение в его исключительной занятости тем, что касается Церкви и только Церкви. Невольно спрашиваешь себя: прочёл ли Сомань «De catholicae ecclesiae unitate» целиком, не ограничился ли только первой страницей, откуда выхватил слова «Sub doli hostis insidios», и не читал дальше – дальнейшие строки убедили бы его в том, что они относятся к диаволу,– решил, что св. Киприан говорит о Деции? Итак, «De catholicae ecclesiae imitate» отнюдь не противоправительственный памфлет; он не даёт никакого права видеть в св. Киприане убеждённого врага Рима. А как же сношения с мятежными туземцами? Прочтём 62-е письмо. Содержание его следующее. Восемь нумидийских городов подверглись нападению варваров, которые захватили и увели в плен какое-то количество людей. Епископы, возглавляющие христианские общины этих городов, обратились к Карфагенской Церкви, как к самой богатой, за помощью: нужно собрать деньги, чтобы выкупить пленных, иначе им угрожает рабство. Собрано было 100 000 сестерций, которые св. Киприан и отправил епископам пострадавших общин в сопровождении письма, дышащего любовью и участием. Почему, спрашивает Сомань, деньги собраны на выкуп захваченных христиан? Разбойничьей шайке не было времени разбираться, кого они хватают. Самое суммарное, но только внимательное использование 62-го письма приводит к выводу, что какое-то число христиан, в частности «невесты Христовы», давшие обет пожизненного целомудрия (в этой связи можно думать, что захваченные «братья» были холостяками и, может быть, клириками), принудительно задержаны как заложники, гарантирующие уплату назначенной суммы; перед нами мера, предпринятая законной властью против туземного населения как наказание или в предупреждение волнений в его среде.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Почему же всё-таки исповедники в тюрьме, почему их пытают? Не дал ли ответа сам св. Киприан? «Исповедники, которые должны быть примером доброй нравственности для других, не соблюдают церковных требований. Некоторые, не стесняясь, надменно и бесстыдно превозносились своим исповедничеством, и вот пришли пытки» (11, I, 3). Вспомним настойчивые его увещания исповедникам быть смиренными, спокойными и молчаливыми (13, III, 1; 14, II, 2). Многие из них были, видимо, слишком беспокойны и говорливы. Если, видя в себе защитников христианской веры, они оскорбили языческих богов и вообще как-то задели религиозное чувство толпы, то ответом был взрыв дикой, необузданной ярости 4 . Потушить её и предотвратить, может быть, погром ещё более страшный было проще всего арестом особо неугомонных защитников христианства. Власти это и сделали. Было ли всё дальнейшее: допросы, пытки, суровый режим – продиктовано желанием успокоить и утишить взволнованную чернь? Решил проконсул, раздражённый поведением этих упрямцев и ослушников, воспользоваться случаем и, следуя примеру недавних своих предшественников (см.: Тертуллиан . К Скапуле, 3), вразумить христиан? Несомненно одно: христиане в тюрьме, их мучат и умучивают до смерти, добиваясь... чего? Ответ мы найдем в письме 56-м, где говорится о трёх гражданах города Капсы – Нине, Клементиане и Флоре, которые три года каялись в совершённом ими проступке. Каком? Захваченные во время преследования, люди эти «исповедали Господа, победили свирепость магистрата и грозный ропот народов... умученные и побеждённые пытками, они лишились той славы, к которой направлялись с мужеством, продиктованным верой... Упорствуя в своей непоколебимой вере, они перенесли тюрьму и долго выдерживали угрозы проконсулов и рёв окружающей толпы, хотя их вновь и вновь мучили и терзали... по немощи плоти они не смогли получить венец за свое исповедание... измученных терзали не затем, чтобы победить их непобедимую веру, но чтобы истомить немощную плоть». Вся обстановка допросов, как она передана св. Киприаном, самые слова, которые он неизменно употребляет, представляя исповедников как бы воинами, идущими в битву за Христа: militia, acies, pugna – свидетельствуют, что Нина, Клементиана и Флора обвинили как христиан и каялись они в отречении от своей веры, а вовсе не в том, как полагает Сомань (с. 84), что они согласились на выдачу «записок», за что покаяния не накладывалось. От людей, посаженных в карфагенскую тюрьму, требовали не «записок», а отречения от веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Независимо от благотворительного характера всех упомянутых пяти заведений, они имеют еще высокую важность как места, освященные дорогими христианскому сердцу преданиями. Так, «Мамврийский Дуб» есть всемирная и всенародная святыня, как бы чудом каким доставшаяся нам. В «Горней» русское владение окружает собою местность, где три месяца провела у св. Елисаветы Божия Матерь. «Елеон» говорит сам за себя. К нашему Яффскому месту с незапамятных времен приурочивается жителями предание о месте погребения «святой Тавифы». Иерихонское место наше, судя по сообщениям древних поклонников-писателей, примыкает к бывшему дому «праведного Закхея», которого посетил Христос. Все это имеет цену, которую вполне понимает тот, кто бывал здесь и знает, как трудно (почти сделалось уже невозможным) в настоящее время приобрести в Палестине какую-нибудь местность, освященную евангельским преданием. Заботу свою арх Антонин не ограничил одними поклонниками нашими. Он не забывает, что поставлен во главе Миссии и носит звание миссионера. Оттого, едва прошло несколько месяцев по его водворении в Иерусалиме, как он уже открыл русскую православную школу для девочек поблизости Вифлеема в селении Бет-жала (древней Ефрафе), там, где самозванный Патриарх Иерусалимский, посланный Папою 326 , учредил свою семинарию и сделал место центром своей пропаганды, успев к 1865 г. уже до половины совратить православное население места в латинство. Теперь также там есть прекрасная русская местность с зданием школы ( ) и садом, приобретенная и содержимая уже 13 лет 327 на благотворительную сумму Ее Величества государыни императрицы, после того, как Святейший Синод не нашел возможным отпускать на Ефрафскую школу испрашиваемое пособие в 1000 рублей 328 . АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 694, л. 299–300. 215. Письмо управляющего делами Палестинской Комиссии Б.П. Мансурова к директору Азиатского департамента МИД А.А. Мельникову 329 С.-Петербург 13 мая 1879 г. Подлинник Милостивый государь Александр Александрович, Считаю долгом ответить на вопрос относительно д-ра Никитина 330 , что я могу смотреть на дело только с точки зрения пользы нашего госпиталя в Иерусалиме. Вот уже более двух лет, что д-р Никитин не скрывает желания своего воспользоваться всякою возможностью выбраться из Иерусалима, и никакого не может быть сомнения в том, что если он теперь соглашается воротиться во Св Град, то это происходит с его стороны нехотя, потому что обстоятельства не слагаются здесь для него более выгодно. Нельзя не отнестись с большим вниманием к тому, что и В.Ф. Кожевников убежден в нетвердости желания д-ра Никитина служить нашему делу в Иерусалиме беззаветно, отдавая на это дело все усердие, которое нужно, и не помышляя уйти оттуда при первой возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На Пасху и Светлую седмицу 1982 года архипастырь пригласил в Вологодскую епархию выпускников и преподавателей Ленинградской духовной академии, преподавателем которой он являлся долгие годы, вплоть до своей кончины. Затраты на поездку – проезд в плацкартном вагоне, проживание в гостинице, питание в ресторане, посещение монастырей в г. Кириллове и с. Ферапонтове, всего 688 рублей 67 копеек – не прошли мимо уполномоченного. Более того, он связался со своим коллегой – уполномоченным по Ленинграду Г.С. Жариновым, который, в свою очередь, потребовал письменных разъяснений от митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). Митрополит ответил, что студенты и преподаватели Ленинградской духовной академии при выездах в другие епархии обеспечиваются средствами за счет академии. Из этого следовало, что архиепископ Михаил незаконно растрачивает церковные деньги. В 1984 году разгорелся другой скандал, опять связанный с Пасхой. Как и в прошлые годы, гражданские власти (уполномоченный, МВД) отчитывались перед вышестоящими структурами о том, имелись ли какие происшествия, правонарушения, отклонения от соблюдения законодательства о религиозных культах. У городских церквей, особенно в Вологде, Великом Устюге, Череповце, собирались многочисленные толпы молодежи. Для обеспечения общественного порядка у церквей располагались усиленные наряды милиции и дружинников, проинструктированные не пропускать нетрезвых людей и несовершеннолетних детей без сопровождения взрослых. У блюстителей порядка, как видно, были и другие инструкции: не допускать на службы молодежь. В ночь на 22 апреля 1984 года две действующие церкви Вологды задолго до начала богослужения оказались оцеплены мощными нарядами милиции, которые блокировали все подступы к храмам, пытались не допускать людей, не достигших преклонного возраста. В числе тех, кто встретили препятствия при попадании в храм, были юноши-иподиаконы, регент правого хора кафедрального собора, взрослая дочь настоятеля Лазаревской церкви. Архиепископ Михаил в письме начальнику Вологодского областного управления милиции А.Ф. Дунаеву сетует, что вне храма оказались многие десятки, а может, и сотни прихожан . Владыке пришлось разоблачиться, выйти из Богородицкого собора и лично обратиться к возглавлявшему милицейский наряд майору, но это почти никак не изменило ситуацию. В городе и без того ходили слухи, что на Пасху при входе в храм проверяют документы, что свобода вероисповедания фиктивна. Архиепископ Михаил в письме настоятельно требовал снизить число охранников до восьми-десяти, как это было прежде, найти виновников всеобщей сумятицы и даже привлечь их к уголовной ответственности по статье 143 УК РСФСР за воспрепятствование совершению религиозных обрядов . Заместитель председателя Совета В. Фуров эмоционально отреагировал на требование, отметив на полях копии письма: «А это уже управа!!!».

http://pravoslavie.ru/31733.html

12. С. 407-460; 1860. 1. С. 3-38; Мельников П. И. (Андрей Печерский). Старообрядческие архиереи//РВ. 1863. 4. С. 599-656; 5. С. 5-42; 6. С. 429-506; он же. Очерки поповщины//Собр. соч.: В 8 т. М., 1976. Т. 7; Парфений [Агеев], иером. Разбор Окружного послания, составленного лже-архиепископом австрийско-поповщинской секты Антонием, с сотрудниками. М., 1863; С[убботи]н Н. Современные движения в расколе. М., 1863. Вып. 1; 1865. Вып. 2; он же. Новый раскол в расколе. М., 1867; он же. История Белокриницкой иерархии. М., 1874. Т. 1; он же. История так наз. австрийского, или белокриницкого, священства. М., 1895-1899. 2 вып.; он же. Материалы для истории так называемой Австрийской, или Белокриницкой, иерархии. М., 1897; Попов Н. И. Сборник из истории старообрядчества. М., 1864. Вып. 1; Присоединение к Православию раскольнических епископов и других членов так называемой Белокриницкой иерархии//РВ. 1865. 12. С. 592-647. (Отд. изд.: М., 1866); Ивановский Н. И. Об австрийском священстве//ПО. 1868. 5-6; он же. Окружники и противоокружники в согласии старообрядцев, приемлющих австрийское священство//ПС. 1881. 11; Современные летописи раскола. М., 1869. 2 вып.; Летопись происходящих в расколе событий. М., 1871; Летопись происходящих в расколе событий//Братское слово. 1875. Кн. 1-4; 1884. 1-5, 7-9, 11-12, 14-15, 17-20; 1885. 1, 3, 5-7, 10-11, 13, 15-20; Летопись раскола за 1876-1879 годы. М., 1880; Летопись происходящих в расколе событий за 1886 г. М., 1887; То же... за 1887 г. 1888; То же... за 1889 г. 1892; Монастырский М. Я. Исторический очерк австрийского священства после Амвросия//ПС. 1877. Ч. 1. Ч. 282-339; Ч. 2. С. 3-31, 277-326, 444-489, 606-634; Ч. 3. С. 122-149, 266-357; Деятельность раскольнических миссионеров//Братское слово. 1883. 9; Летопись раскола: О бывших суздальских заточниках: Аркадии, Кононе и Геннадии//Братское слово. 1883. 4. С. 179-192; Пругавин А. С. Раскол - сектантство: Мат-лы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа. М., 1887. Вып. 1. С. 295-342 [библиогр.]; Сахаров Ф.

http://pravenc.ru/text/77938.html

Сегодня для принятия решения с чистой совестью не хватает одного, но самого важного: останки должны себя явить или не явить! Но для того, чтобы это произошло, нужно обеспечить свободный доступ к захоронению в Екатерининском приделе Петропавловского собора в Санкт-Петербурге всех желающих там помолиться, может быть, разрешить совершение у захоронения если не молебнов, то хотя бы панихид о невинно убиенных безвестных мучениках. А может быть, даже и специально назначить для этого нескольких священников, которых затем опросить. К сожалению, сегодня таких богослужений не совершается. Более того, доступ к захоронению закрыт, могилы мучеников посещают только туристы… Редакция Русской народной линии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 59. В.Р. Хм!Виртуальная реальность-модно!Пребывайте!Но не более!Инсинуация и подмена,имитация всего-этой камарильей налицо. 58. Русскому Ивану. . " Развалинами Рейхстага удовлетворён! " как бы говорил Государь,нам,которые забыли Его!И Бога! Имеются ли свидетельства, что Государь был удовлетворен развалом СССР? 57. На 67. Русский Иван Значит Вы-подобны волшебнику! Наука вообще подобна волшебству, если смотреть глазами далеких от нее людей. Но на самом деле нет там никакого волшебства. 56. На 67. Русский Иван Нет, не прикасался. У нас есть средства контроля аутентичности результатов, независимые от визуального наблюдения за образцами. 55. р.Б.Алексий Технично можно свести на нет любое утверждение,вписать в свою концепцию Антония Мельникова(который,если не изменяет память,критиковал Меня).Но,зачем Швецу говорить напраслину?Очевидность такого видения мне кажется весьма вероятной.Государь Император под чьим руководством и была одержана Великая победа показал простому солдату,кто именно подарил Русскому народу эту победу.Именно,Государь стоял одесную Господа и умолял Его. " Развалинами Рейхстага удовлетворён! " как бы говорил Государь,нам,которые забыли Его!И Бога!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/18/ce...

Можно ли надеяться на оное – в состоянии сказать только граф Е. В. Путятин и К. П. Победоносцев ; при свидании объясню еще одну трудность, на днях по одному несколько схожему делу испытанную. 2) Что проект следовало бы предварительно обсудить в совещании нескольких сочувствующих лиц: графа Е. В., П. П. Мельникова, Б. П. Мансурова, В. И. Дорогобужинова и К. П. Победоносцева . 3) Проект устава следовало бы составить гораздо короче, дать Обществу менее сложное устройство и гораздо более скромный вид и назвать оное «Обществом для пособия православным церквам и паломникам на Востоке». Число членов не ограничивать. Устав Географического Общества, который вы хвалите, был составлен при моем участии, и я был первым секретарем Общества, но, мне кажется, что устав для Палестинского Общества, более скромного, не годится. Если Общество разовьется, то прибавить несколько статей будет легко. По всем этим соображениям я думаю, что я ошибался, воображая себе, что можно весной нынешней провести устав, и что придется отложить до осени. Признаюсь, что мне это очень больно, потому что многим из нас, вероятно, недолго предстоит жить и действовать, а потому откладывать и отсрочивать хорошие предприятия не следует. Для успеха настоящего дела желательно бы привлечь к оному ряд молодых деятелей, которые могли бы продолжать начатое, но где их взять? Я, к сожалению, вследствие ряда годов болезни, вовсе не имел знакомых между молодыми людьми. Искренно преданный Головнин». «Обе ваши лекции, преподанные недавно русскому обществу о Палестине, – писал арх. Антонин 30 апреля 1880 г., по получении чтений в копии, – с нетерпением поджидаемы были мной здесь, с любовью и надеждой приветствованы и с восхищением прочтены. Это настоящий учено-фактический, дипломатический и... поэтический реферат о том, что стало известно о предмете первостепенной важности в духовной жизни нашего народа. Вопреки вашему приглашению, я удерживаюсь от всякого топорного замечания на изящное изваяние художественных рук ваших. Молю Бога, чтобы оно, подобно множеству других дел наших, не оказалось пустозвоном, а призывным благовестом к литургии (в переводе: народное дело) великой Земли Русской, для которой вопрос о православии Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010