С гористого кряжа, по которому расположен этот знаменательный участок, полный трогательных библейских воспоминаний, открывается очаровательный вид на окружающую местность, а у подошвы кряжа бьет обильный источник, куда, как гласит предание, сама Богоматерь ходила за водой, во время трехмесячного здесь пребывания в доме праведных Захарии и «южики 3 » своей Елисаветы, и носящий наименование «Источник Девы Марии». Посему долг справедливости повелительно диктует нам дать место в настоящем очерке и краткой характеристике этого великодушного милостынесобирателя и жертвователя – на приобретение Горней – П. П. Мельникова, который, оказывается, не только палестинолюбцем, но, к тому же, и горячим радетелем процветания русской Духовной Миссии и русского дела в Св. Земле вообще. Личность этого жертвователя участка в Горней, бывшего министра путей сообщений П. П. Мельникова, как паломника Св. Земли и как доброго христианина, выпукло обрисовывается перед нами во всей своей симпатичной привлекательности в его переписке с о. арх. Антонином. Очутившись в Палестине в октябре месяце 1869 года и совершив путешествие по святым местам её под руководством о. арх. Антонина, он проникся глубоким уважением к личности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и к его плодотворной для русского здесь имени деятельности. Пообещав о. Антонину 5 октября сделать на Св. Земле какое-либо доброе дело и будучи им направлен на приобретение земельного участка в Горней, они напрягали в России все усилия, чтобы собрать необходимый капитал на это, по его мнению, святое и полезное дело. Своими личными связями в высших правительственных и финансовых сферах он оказывал о. Антонину, другим членам Иерусалимской Духовной Миссии и русскому делу в Св. Земле вообще незаменимые услуги. В 1870 году, напр., возник вопрос о назначении о. архимандрита Антонина епископом в Северную Америку, каковое назначение сам о. Антонин отклонял от себя, а П. П. Мельников и почитатели о. Антонина считали даже вредным для успеха русского дела в Палестине. «О предположении перемещения Вашего я узнал от А. П. Озерова, писал П. П. Мельников 10 мая 1870 года. В тот же день поехал к митрополиту московскому (Иннокентию), который этим делом особенно интересуется, так как Вы должны были, сколько поняли его, занять пост, им прежде занимаемый, с пребыванием в С.-Франциско. Старик, по-видимому, был огорчен телеграммою от Вас, ибо желал человека вполне надежного для продолжения и упрочения дела проповеди между язычниками, которому он положил начало. Я провел с ним весь вечер и, кажется, убедил его, что в Иерусалиме Вас трудно заменить, а для С.-Франциско найдется человек и с большим честолюбием, и с лучшим здоровьем. На днях я получил известие от Товарища Обер-Прокурора, что Вас из Иерусалима не потревожат. Мне кажется, что эта мысль перемещения Вас принадлежит высокопреосвященнейшему Иннокентию, по доверию к Вам, без всякой задней мысли сбыть неудобного человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но эту разницу я, как ни ограничен средствами, охотно возьму на свой счет, ибо полагаю, что нельзя сделать лучшего употребления денег. «Напишите также, – прибавляет П. П. Мельников в виде запроса о. архимандриту в том же письме, – какое именно полагается сделать устройство в приобретенном месте и из какого источника может быть покрываем расход на содержание. Нельзя ли извлекать какой-нибудь доход из плодовитых деревьев и от поклонников " . Волнуемый сомнениями и опасениями, как бы облюбованный участок земли в Горней не ушел из рук, и невозможностью собрать деньги в таком количестве, какое желал за него получить корыстолюбивый владелец, П.П. Мельников через восемь дней (т. е. 20 ноября) писал о. Антонину: «Последнее письмо Ваше (от 29 октября), душевно уважаемый отец Антонин, полученное мною третьего дня, убеждает меня, что нам благоразумнее было бы ограничиться покупкой одного двухэтажного дома с такою частью сада, которая будет соответствовать нашим денежным средствам. Лучше иметь менее пространное владение, но иметь средства приспособить его для удобного приюта и оградить, нежели захватить большой объем, да ожидать, пока будет возможно им воспользоваться. Ежели же купить все место и оба дома с целью продать излишнюю часть, то едва ли мы выручим то, что затратим за лишнее место, да и неприлично Миссии торговать местами. Впрочем, делайте, как признаете за лучшее, но при этом должно иметь ввиду, что дальнейшие сборы денег встретят большое затруднение в теперешних обстоятельствах. Народ денежный так прижался, что мне стоило большого труда, чтобы выцарапать то, что успел собрать. Императорскую же Фамилию мне не хотелось в это дело примешивать, потому что это тотчас приняло бы совершенно не частный характер дела и повлекло бы к обязанности какой-то отчетности». В январе 1871 года вопрос о покупке участка в Айн-Кариме стоял в таком виде: владелец араб Ханна Карлов Джеляд требовал с о. Антонина 100 наполеонов за уничтожение вакуфа 8 и 200 золотых за доставку в руки его документа частной собственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Общая сумма прихода 5.741. 080 руб. расхода 5. 741. 004 руб. В том числе по Академии 3 500 тыс. руб. Никакой дотации не испрашиваем. Академия представила было свою смету на 4 млн., но я не находил возможным увеличивать обложение церквей, предложил Академии уложиться в 3 500 000 руб. Вместе с тем предполагаю подать вопрос о полном пересмотре в Хоз[яйственном] Управлении вопроса о распределении обложения всех епархий на дух[овно] уч[ебные] заведения, чтобы облегчить тяжесть содержания тех епархий, где имеются дух[овные] школы. 1952 год 21 февраля. Из Одессы иером. Антоний Мельников [lxxi] сообщает, что а[рхиепископ] Никон [lxxii] парализует все его начинания по семинарии, и дело доходит до резкости и больших недоразумений. Покровительство Никона любимчикам (почти безбожникам) удручает Антония, «и он не знает, что делать»?... Хорошо бы осветить дело Патриарху. А.Мельников мог бы быть (м[ожет] б[ыть]) хорошим инспектором у нас в Л[енингра]де, если бы Парийский мог бы быть куда либо взят (напр[имер] в Берлин). 31 марта. (В Москве). В 2 ч. был у Патриарха […]. После обеда Патриарх пригласил меня в кабинет и здесь за кофе я приступил к докладу […]. Сначала я передал ему […], и, наконец, свою докладную записку. Я предварил ее замечанием, что был смущен, обижен и переволновался из-за получения резолюции Патриарха и доклада Хоз[яйственного] Управления. Я был изумлен, что меня обвиняют в односторонности решений Уч[ебного] Комитета 4.IX.51 – когда участвовали и Патриарх, и Колчицкий, и представители Моск[овской] и Л[енинградской] Академий, обвиняя в пренебрежении Хоз[яйственным] Управл[ением], в узурпаторстве власти, и как причину, указывают территориальную оторванность Московской Патриархии!! […], и что нужно, чтобы сосредоточено было управление в Москве в Патриархии!.. Я на это ответил, что ведь при назначении меня Председателем имелись в виду частые посещения Патриарха, секретарь находился в Патриархии, и сношения велись без затруднений. Ничего не имею против, если секретарь будет в Патриархии… […]. Патриарх завел речь о Заместителе Председателя. Я указал на возможность о.Колчицкого. Патриарх отнесся как-то неохотно. По-видимому, под влиянием Данилушки, уже намечаемый о.Ружицкий желает этого, судя по письму его к Патриарху.

http://bogoslov.ru/article/4888315

Константинополь (Пера) 22 ноября 1870 г. Публикация ...Мельников 799 говорит мне о Вашей новой затее – о покупке места встречи Богородицы с Елизаветой. Устроили бы прежде приют у дуба, а то, пожалуй, за двумя зайцами погонишься и ни одного хорошенько не поймаете? Переписка архимандрита Антонина (Капустина) с графом Н.П. Игнатьевым. 1865–1893 г. М, 2014. С. 349. 462. Из письма посла в Константинополе Н.П. Игнатьева к архимандриту Антонину Константинополь (Буюк-дере) 12/24 мая 1871 г. Публикация Сообщите мне подробные данные и подлежащие копии и план касательно владений ваших в Горней, на Елеонской горе, Яффе и Бейт-Джале. Постараюсь сделать возможное, хотя и не обойдется без затруднений. Надо вам угодить – не теперь, так при удобном случае, а таковый может представиться, и не мешает нам быть во всеоружии своевременно, чтобы не упустить благоприятную минуту. Не понимаю я вполне пользы для Духовной Миссии нашей приобретать более и более клочков земли палестинской, но готов способствовать вам по мере сил и возможности. Переписка архимандрита Антонина (Капустина) с графом Н.П. Игнатьевым. 1865–1893 г. М, 2014. С. 353. 463. Показание помощника драгомана Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Я.Е. Халеби Иерусалим 1 октября 1871 г. Подлинник Я, нижеподписавшийся, сим свидетельствую, что все деньги, которые я употребил на покупку нижеозначенных мест, т. е. земли в селении Бетжала 800 , где находится девичья школа, известная под именем Русской, пяти участков земли близ Хеврона с Дубом Мамврийским, сада в Яффе, известного прежде под именем Каарм-Абукауд, где мною построен дом и вырыт колодезь, – земли на горе Елеонской с вновь возведенным зданием, и места в Горней, купленного у г. Ханны Карло, которых все границы ясно и точно означены в существующих в руках моих законных ходжетах и частных купчих сделках, и все – какие издержал на эти земли от времени покупки их до настоящего дня на поддержку их, ограждение стенами и постройку потребных зданий и пр., я занял у начальника русской Иерусалимской Духовной Миссии архимандрита Антонина, и поскольку вижу себя не в состоянии возвратить занятых денег, объявляю настоящей записью, что передаю сказанному начальнику Миссии все исчисленные мною земли со всем, что на них находится, в уплату сделанного мной долга, так что он может распоряжаться ими как собственник, полновластно 801 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1904 г. И. основал ж. «Старообрядческий вестник», в к-ром публиковались сведения о совр. жизни и истории старообрядцев, религиозно-нравственные материалы; в качестве места издания было указано с. Климовцы на Буковине в Австро-Венгрии (ныне с. Климэуци в Румынии), по свидетельству Ф. Е. Мельникова , журнал издавался в С.-Петербурге. В 1906-1907 гг. в Н. Новгороде издавался ж. «Старообрядец» , редактором и автором к-рого вместе с И. был его брат В. Г. Усов. Журнал неоднократно закрывался властями, в 1908-1909 гг. выходил с названием «Старообрядцы». По благословению И. в июле 1906 г. в Н. Новгороде прошел 1-й съезд Союза старообрядческих начетчиков (РГБ. Ф. 246. Картон 61. Д. 3. Л. 28), в деятельности к-рого активное участие приняли братья Усовы. По мнению Мельникова, инициатором большинства начинаний, предпринимавшихся старообрядцами Белокриницкой иерархии в то время, являлся И., к-рый был и главным их участником. Он первым среди старообрядческих епископов стал созывать епархиальные съезды, организовал педагогические курсы, предлагал Московской старообрядческой общине Рогожского кладбища (МСОРК) «открыть курсы не для учителей, а для учительниц: они обыкновенно бывают скромны и нравственнее учителей» (Там же. Картон 208. Д. Л. 99-99 об.), входил в комиссию МСОРК по составлению «Учебного плана старообрядческой учительской семинарии» (Там же. Картон 213. Д. 34. Л. 4 об.). И. выполнял поручения старообрядческих Освященных соборов: участвовал в разработке законопроектов по старообрядчеству в Особом совещании по делам старообрядцев, в поставлении старообрядческих Белокриницкого митрополита и Черниговского епископа, в переговорах с неокружниками (Там же. Картон 210. Д. 16. Л. 9-9 об., 10 об.- 11 об., 13, 16 об.) (к неокружникам принадлежал родной брат И. Антоний, служивший уставщиком в молитвенном доме в с. Браиловка). И. присутствовал на неск. примирительных соборах с противниками «Окружного послания», завершившихся Бендерским мирным актом 9 апр. 1907 г., вел переговоры о присоединении к Белокриницкой иерархии беглопоповцев и беспоповцев .

http://pravenc.ru/text/468763.html

Богослужение в 9-й четверток после пасхи удалось нам самым лучшим образом, по порядку, прописанному мною в последнем письме. Всё остальное тоже идёт, слава Богу, хорошо. Графу Протасову, 12 июня 1841 года 823 (конфиденциально). Недавно Ваше Сиятельство присылали ко мне отношение генерала Дубельта, по делу о совращённых в прежнее время в латинство из Унии Леонпольских прихожанах и, вероятно, из ответа моего не могли не заметить скорбного чувства, отношением тем во мне произведённого – да, я считал эту бумагу плодом усилий и толков той партии, которая старается представлять в превратном виде все благие в здешней стране начинания. Теперь спешу поделиться с Вашим Сиятельством и особенным удовольствием о благополучнейшем окончании того дела. Не только возвратились к Православию 2067 душ обоего пола Леонпольских прихожан, показанных воссоединённым духовенством совращёнными в латинство; но увлечённые общим единодушием явились сами, и приняли Православие 29 таких прихожан, о принадлежности которых в бывшей Унии не было известно. Все они (за исключением незначащего числа больных или отсутствовавших) исповедовались и причастились по чину Православной Церкви, и о том на именных списках засвидетельствовано бывшими при том гражданскими и духовными чиновниками, равно дворовыми управителями и арендаторами. Я с особенным участием слышал рассказ бывшего при сем чиновника особых поручений при генерал-губернаторе коллежского советника Мельникова: с каким умилением сии возвратившиеся к родному своему исповеданию дети Православной Церкви присутствовали при богослужении и приступали к святым тайнам, с каким вниманием слушали простое, но умное поучение своего священника. Достойно замечания, что священник сей, по совокупным изветам крестьян и дворовых начальств, а даже гражданских чиновников, удалён был в течение дела преосвященным Антонием от Леонпольского прихода. Ныне обнаружилось, что духовный сей пострадал единственно за свою ревность по возвращению заблудших своих прихожан; и я ныне возвращаю его к прежнему месту, по усердному желанно тех же раскаявшихся прихожан и по засвидетельствованию помянутого Мельникова.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Весьма был бы счастлив, ежели бы оторван был от этих занятий приглашением нашей государыни сопутствовать ей в Иерусалим; но, правду сказать, немного имею надежд, чтобы это предположение осуществилось. Государыня продолжает желать пламенно этого поклонения, и я стараюсь поддерживать ее в этом благом намерении; но тут примешивается множество соображений и финансовых, и дипломатических, и самого состояния здоровья, которые, ежели ни то, так другое, послужат помехою. …Не теряю надежды поблагодарить глубокоуважаемого Блаженнейшего Патриарха 642 . Пусть он молит Бога, чтобы царица наша успела совершить желаемое ею поклонение, и тогда они получат более, нежели сколько смогут собрать от нас – более богатых желанием, нежели деньгами. ОР РНБ, ф. 253, д. 174, л. 349–349 об. 358. Из письма П.П. Мельникова к архимандриту Антонину С.-Петербург 29 декабря 1871 г. – Получено в Иерусалиме 2 февраля 1872 г. – Копия Жаль старика Джальда – не дождался он креста, который был уже совсем на мази. Спасибо ему и за то, что он хотя дождался окончания нашего дела 643 . Не малым утешением моей нынешней жизни служат воспоминания моего путешествия на Восток и поклонение Св. Гробу Господню. Дневник моего путешествия, написанный мною наскоро, чтобы для себя упрочить все малейшие его подробности, был читан императрицею во время пребывания в Ливадии. Она, по-видимому, осталась довольна этим чтением, но мне хотелось бы несколько большего результата, а именно: чтобы оно подвигнуло ее к путешествию в Иерусалим и обратило ее внимание на все невыгодные стороны положения нашей Духовной Миссии в Св. Граде. Я неоднократно останавливался на этом предмете и говорил о личностях в том именно расчете, что государыня прочтет мои записки. ОР РНБ, ф. 253, д. 174, л. 350–350 об. 629 Имеется в виду обсуждавшаяся в 1870 г. в Св. Синоде, по инициативе митрополита Иннокентия, идея об отозвании Антонина из Иерусалима и возведении его в епископский сан с назначением епископом Северо-Американским. 630 Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879), митрополит – выдающийся деятель Русской Православной Церкви, просветитель Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В книге «Письма царской семьи из заточения» церковный историк Алферьев Евгений Евлампиевич (1908–1986 гг.) так описал свидание императрицы с блаженной Марфой: «Когда юродивая оказалась в присутствии царицы, она развернула восемь кукол, завёрнутых в газету. С силой бросив их на пол, она закричала: «Это вы, это вы, все вы!» Затем из чайника облила кукол красной жидкостью и подожгла их спичкой. Когда все куклы вспыхнули, она воскликнула: «Вот ваше будущее! Вы все сгорите! Я вижу кровь! Много крови …» По рассказам Марии Николаевны Чертовой, её соседка в 20-х годах тяжело болела и молила Бога, чтобы Он исцелил её, при этом пообещала, что после выздоровления обязательно посетит святые места. Вскоре женщина выздоровела, а посетить святые места так и не собралась, всё откладывала. Зашла к ней как-то матушка Марфа и обличила её: «Сухари насушила, деньги собрала. Сухари поешь, а деньги раздашь лекаркам». Женщина не прислушалась к словам блаженной, не поспешила выполнить обет – вскоре заболела, при этом ничего не могла есть, кроме сухарей, а собранные на поездку деньги раздала знахаркам. Антонина Антоновна Мельникова (1895–1975 гг.) рассказывала, что в отрочестве страдала водянкой. Зная о силе молитв подвижницы, она стала упрашивать отца отвезти её к матушке Марфе. Отец долго не соглашался её везти (Вероятно, он как фармацевт считал, что блаженная Марфа не сможет помочь дочери, так как отёк был сильнейший). Тогда Антонина обмотала отёкшие ноги тряпками и сказала, что сама пойдет пешком, отец смирился, и утром они вдвоём отправились к блаженной. Матушку Марфу они нашли лишь в полдень (верующие рассказали, где она находилась в тот день). Когда Антонина увидела матушку, расплакалась и сказала: «Мне так плохо, наверное, скоро умру». «Умрёшь – умрёшь», – согласилась матушка Марфа. Потом посадила Антонину, её голову положила себе на колени и стала тихонько молиться над ней. Спустя несколько часов Антонина, по молитвам матушки Марфы, полностью исцелилась: жидкость, причинившая отроковице столько страданий, вышла естественным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 2010 г. Н. Н. Лисовой и И. Ю. Смирнова работали еще в одном иерусалимском архиве – Государственном архиве Израиля. Фонд, содержащий материалы по истории русского присутствия, включает 99 дел, объемом от 20 до 200 лл., обнимающих хронологический период от 1891 г. до 1951 г. Выявлено, изучено и подготовлено к печати более 100 документов, представляющих первостепенный интерес. Особенно важны материалы по истории русских подворий в период Британского мандата (1918–1948) и в первые годы существования государства Израиль (1948–1951). По понятным причинам документы указанного времени полностью отсутствуют в отечественных архивах. Тем самым удалось частично восполнить весьма существенную лакуну в наших знаниях о судьбе храмов, монастырей и подворий Русской Палестины в первой половине XX в. В Отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки (С.-Петербург) находится фонд великого русского историка-литургиста А. А. Дмитриевского , занимавшего в 1906–1917 гг. пост секретаря ИППО (Ф. 253). Фонд интересен не только собственными материалами Дмитриевского, но и бережно собранными им в ходе работ по истории Палестинского общества документальными комплексами деятелей Русской Палестины (переписка В. Н. Хитрово , письма архимандрита Антонина (Капустина) и др.). Здесь, в частности, находятся материалы переписки архимандрита Антонина с обер-прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым , с афонским археографом монахом Азарией (Попцовым), архимандритом Леонидом (Кавелиным) , архимандритом Филаретом (Филаретовым) , Н. П. Игнатьевым, А. Н. Карцевым, П. П. Мельниковым и др. Письма архим. Антонина присутствуют и в других личных фондах Отдела: В. В. Болотова (Ф. 88), А. С. Норова (Ф. 531), И. В. Помяловского (Ф. 608. Оп.1) и др. Интересные материалы из раннего периода Русской Духовной Миссии в Иерусалиме хранятся в Отделе рукописей РГБ – в фонде архимандрита Леонида (Кавелина) , члена Русской Духовной Миссии в 1858–1860 гг. и ее начальника в 1864–1865 (Ф. 148), в фондах Оптиной пустыни (Ф. 213, 214), Московской Духовной Академии (Ф.172). Огромный интерес представляет фонд выдающегося церковного деятеля и духовного писателя А. Н. Муравьева, (Ф. 188). Если для истории русского духовного присутствия на Ближнем Востоке второй половины XIX века первостепенную важность имеют дневники и автобиографические материалы Порфирия (Успенского) и Антонина (Капустина) , то для истории связей Русской Церкви с Иерусалимской и Антиохийской периода 1830-х – 1850 гг. таким уникальным и почти не затронутым историками источником является архив А. Н. Муравьева. Документы муравьевского фонда активно изучались и публиковались в последние годы И. Ю. Смирновой. 875

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Озабочиваясь спокойным и правильным ходом дел, вверенных ей по заведованию русскими странноприимными заведениями, и зная по 15-летнему опыту, сколько дела эти страдали и страдают от постоянно повторяющихся несогласий и пререканий между начальниками Духовной Миссии и консулами, усматривая из данных настоящего времени, что, как признает посол, князь Лобанов-Ростовский, несогласия между архимандритом Антонином и консулом достигли до размеров нетерпимых и до невозможности сохранить их одновременно на их местах, Палестинская Комиссия заявила, что по ее крайнему разумению было бы необходимо и полезно, не принимая в настоящую минуту коренной меры, предоставить министерству иностранных дел войти в сношения с обер-прокурором Св. Синода по предмету осуществления мысли князя Лобанова-Ростовского о преобразовании Иерусалимской Духовной Миссии в настоятельство, а между тем вызвать из Иерусалима в Санкт-Петербург и архимандрита Антонина, и консула Иларионова для разъяснения всех бывших между ними пререканий и несогласий. Таким образом избегнуто было бы неудобство гласного, пред Святым Градом и турецким правительством, признания виновности одного архимандрита Антонина, на каковую виновность определительно указывает наш посол 504 . Одновременный вызов консула Иларионова в глазах Комиссии вполне оправдывается тем, что в среде ее уже давно был возбужден со стороны министерства иностранных дел вопрос о великой пользе воспользоваться первым удобным случаем для преобразования иерусалимского консульства в генеральное консульство, для чего не потребовалось бы никакого нового из казны расхода. Такое иерархическое возвышение консульства в Иерусалиме принесло бы большую пользу для всего дела, вверенного Палестинской Комиссии, и значительно облегчило бы, в смысле охраны самолюбия, будущие отношения нового архимандрита–настоятеля к консулу, если на учреждение настоятельства последует в свое время Высочайшее соизволение Его Императорского Величества. АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2566, л. 48–51 об. 305. Письмо управляющего Палестинской Комиссией Б.П. Мансурова к директору Азиатского департамента МИД А.А. Мельникову

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010